Способ питания паразитов животных


1. Многообразие паразитов, особенности их питания. Влияние на организм хозяина. Паразиты — организмы, использующие другие организмы в качестве места обитания и источника пищи, питаются органическими веществами организма-хозяина или его пищей либо заглатывая и переваривая твердые частицы пищи (аскарида), либо всасывая жидкие органические вещества всей поверхностью тела (бычий цепень) или с помощью специальных органов (клещи, клопы). Примеры паразитов: вирусы, многие бактерии, грибы (головня, спорынья, трутовик), простейшие (малярийный паразит, лямблии), плоские и круглые черви (аскарида, острица, печеночный сосальщик, бычий и свиной цепни, кошачья двуустка, эхинококк), клещи (чесоточный, таежный), насекомые (клопы, блохи, вши). Явление паразитизма среди растений (петров крест, заразиха), позвоночных животных (гнездовой паразитизм у кукушки).

Отрицательное влияние на организм хозяина большинства паразитов (вызывают разнообразные заболевания, разрушают клетки или ткани у хозяина, выделяют в организм хозяина ядовитые вещества).

2. Упрощение организации паразитов, обусловленное обилием пищи, отсутствием в организме хозяина врагов, резких колебаний температуры, влажности. Упрощение организации паразитов в процессе эволюции по сравнению со свободноживущими предками. Исчезновение у многих паразитов органов передвижения, органов чувств, более простое строение нервной системы. В связи с питанием переваренной или полупереваренной пищей упрощение строения пищеварительной системы или вообще ее отсутствие у некоторых видов; всасывание пищи, переваренной хозяином, через поверхность тела.

3. Приспособленность паразитов к жизни в организме хозяина. Формирование у паразитов в процессе эволюции приспособлений, защищающих их от неблагоприятных воздействий среды, например особой оболочки, покрывающей тело червей-паразитов и защищающей их от переваривания пищеварительными соками хозяина, приспособлений, позволяющих червям-паразитам удерживаться в пищеварительном канале, несмотря на сокращение его стенок, движение пищи и пищеварительных соков: удлиненная форма тела, наличие крючков и присосок. Преимущество в выживании и оставлении потомства в процессе эволюции тех особей, у которых такие черты приспособленности были наиболее развиты. Высокая плодовитость паразитов — важная черта приспособленности. Эволюция паразитов в направлении увеличения численности потомства: у ряда паразитов число яиц достигает нескольких сотен тысяч и даже миллионов. Причина большой плодовитости —- гибель многих яиц на ранних стадиях развития от воздействия абиотических и биотических факторов. У паразитов многих видов размножение происходит в организме не только основного, но и промежуточного хозяина. Значительное развитие органов размножения, гермафродитизм.

Упрощение организации паразитов, наличие черт приспособленности к жизни за счет организма хозяина, высокая плодовитость и другие признаки приспособленности к паразитическому образу жизни у червей обеспечивают их выживание.

4. Профилактика глистных заболеваний на основе знаний циклов развития червей-паразитов. Чтобы не заразиться бычьим цепнем, необходимо уничтожать зараженное мясо, хорошо проваривать или прожаривать говядину перед употреблением в пищу.

Скачать:

Вложение Размер
Особенности и разнообразие групп паразитов. 2.28 МБ

Подписи к слайдам:

Паразиты Кто такие – паразиты? Какими они бывают? Где они могут обитать? Что между ними общего? Чем они различаются? Зачем они нужны в природе? Зачем нам нужно о них знать?

Разнообразие паразитов Паразиты

Паразиты - грибы Гриб - трутовик

Паразиты - растения Петров крест

Раффлезия Арнольди Паразитическое растение с самыми крупными в мире цветами. Оно полностью лишенное листьев, стебля и корней. Цветок раффлезии в бутоне похож на кочан капусты, а в раскрытом виде достигает 1 метра в диаметре и весит 4-6 килограмм.

Чесоточный зудень - клещ

Паразиты - животные Свиной цепень

Паразиты – бактерии (туберкулёзная бактерия)

Разновидности паразитов Паразиты Бактерии Растения Грибы Животные

Каковы пути заражения паразитами?

Нужны ли паразиты?

Нужны ли паразиты? Ослабляя своих хозяев, паразиты ускоряют их гибель. Не будь паразитов, многие насекомые размножились бы в количествах, опасных, для существования растений . В природе нет полезных и вредных организмов, каждый выполняет свою роль, регулируя численность других организмов. Благодаря этому сохраняется биоразнообразие на Земле

Паразиты Кто такие – паразиты? Какими они бывают? Где они могут обитать? Что между ними общего? Чем они различаются? Зачем они нужны в природе? Зачем нам нужно о них знать?

Защитим себя от паразитов!

Спасибо за внимание!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к року биологии 8 класс.

Понятие Ткань, основные виды тканей растения.

Тема " Значение живых организмов в природе и жизни человека ".

Тема " Рост и развитие растений ".

Эта разработка урока для 8-го класса (ФГОС). материал можно использовать при изучении темы: "Внутренняя среда. Значение крови и её состав".

Презентация к уроку биологии 5 класс "Можно ли жить не питаясь?".

Презентация к уроку биологии 5 класс в соответсвии с ФГОС по теме "Общая характеристика грибов".


Тип питания (степень паразитизма) – способность микроорганизма извлекать питательные вещества для собственного роста и размножения из живого, ослабленного или погибшего организма-хозяина [2] .

Тип питания микроорганизма может быть сапрофитным или паразитическим. Паразиты, в свою очередь делятся на некротрофов, биотрофов и гемибиотрофов.

В зависимости от типа питания А. де Бари разделил микроорганизмы на 4 группы: облигатные сапрофиты, факультативные паразиты, факультативные сапрофиты, облигатные паразиты [2] .

Трофность

Сапротрофы – извлекают питательные вещества из мертвых тканей и являются сапрофитами [2] .

Некротрофы – паразиты, убивающие своими выделениями какой-либо участок растения, прежде, чем оккупировать его, то есть как и сапротрофы питаются содержимым мертвых клеток [2] .

Биотрофы – паразиты, извлекающие питательные вещества непосредственно из живых клеток растения-хозяина [2] .

Различия между сапротрофами, некротрофами и биотрофами заключаются в соотношении скоростей гибели зараженных тканей (некроза) иразвития паразита в растении.

На практике тип питания определяется достаточно просто. Если распространение некроза опережает распространение паразита, то тип питания – некротрофный. Если распространение паразита опережает некроз – питание биотрофное [2] .

При некротрофном паразитизме воздействие на клетки хозяина более грубое, чем при биотрофном. Некротрофный тип питания менее специализирован и скорее всего, является первичным. Эволюцию типов питания от сапротрофии к биотрофии прослеживается у почвообитающих грибов. В их числе обнаруживаются различные переходные виды [2] .

Гемибиотрофы – переходная форма между некротрофами и биотрофами. Это паразиты, имеющие смешанное питание. Первоначально они питаются биотрофно, а после гибели зараженной ткани, продолжают развиваться в ней, питаясь некротрофно [2] .

Примером гемибиотрофного микроорганизма является возбудитель парши яблони – гриб Venturia inaegualis. Первоначально данный патоген образует внутритканевый (эндофитный) мицелий между мезофиллом и эпидермисом, не повреждая клеток, то есть питается биотрофно. После гибели клеток Venturia inaegualis распространяется в них некротрофно, а после отмирания и опадения листьев продолжает питаться сапротрофно [1] [2] .



Четыре группы степени паразитизма

Все организмы делятся на автотрофов и гетеротрофов [3] .

Автотрофы – организмы, способные создавать в процессе фотосинтеза органическое вещество. Паразитические микроорганизмы, как известно, к таким не относятся [3] .

Гетеротрофы – организмы не способные самостоятельно вырабатывать органическое вещество и питающиеся только за счет органики, создаваемой автотрофами и, находящиеся в определенной зависимости от них как от источника энергии. К таким организмам относятся грибы, все бактерии бактерии, фитоплазмы, вирусы [3] .

По способу использования органического вещества (типу питания) все гетеротрофы делят на четыре группы:

  • облигатные сапрофиты (сапротрофы) – организмы, питающиеся мертвыми растительными остатками или почвенным гумусом, на растениях развиваться не способны;
  • факультативные (условные) паразиты– организмы, в основном питающиеся сапротрофно, но обладающие способностью поражать ослабленные растения или их части;
  • факультативные сапрофиты– паразиты, обладающие способностью продолжать вегетативный рост и размножение на растительных остатках после гибели растения-хозяина;
  • облигатные паразиты– организмы, обладающие способностью извлекать питательные вещества только из клеток живого растения, после гибели растения переходят в покоящиеся формы или погибают[2][3].

Такая классификация вытекает из соотношения сапротрофной и паразитической фаз в жизненном цикле микроорганизма.

На живом растении встречаются облигатные паразиты, факультативные сапротрофы и очень редко факультативные паразиты.

На мертвом растении – облигатные сапротрофы и факультативные паразиты, редко – факультативные сапротрофы [2] .

Информация

Добавить в ЗАКЛАДКИ
Поделиться:

Паразитический образ питания

Наряду с паразитическими формами Вс1е11о- iibrio возникают сапрофитные, образующие желтый пигмент. Е. Н. Мишустину и Э. С. Никитиной удалось доказать, что часть паразитов, выбравшись из обломков разрушенной ими клетки-хозяина, переходит не к сапрофитному способу питания, а в состояние покоя, образуя цисты. Это овальные, почти круглые клетки с уплотненной ядерной зоной и толстой оболочкой. Размеры их необычайно малы, и они оставались не замеченными многими микробиологами (рис. 26).[ . ]

При облигатном паразитизме другой способ питания отсутствует, но следует иметь в виду, что у насекомых паразитический образ жизни нередко свойствен лишь некоторым, а не всем, фазам развития. Например, перепончатокрылые насекомые семейств Braconidae, Ichneumo-nidae, Evaniidae, группы Chalcidodea (называемые обычно наездниками) или мухи семейств Phasiidae, Larvivo-ridae паразитируют лишь в личиночный период развития; блохи (Aphaniptera), комары (Culicidae) паразитируют только во взрослом состоянии.[ . ]

Микоризные грибы играют положительную роль в питании высших растений. Наряду с широко распространенным представлением о фузариумах как о факультативных паразитах, высказывается мнение об их фитосимбиотроф-ной природе и принадлежности к микоризным грибам. Некоторые виды рода фузариум развиваются в корневой зоне растений или на их корнях и не всегда обладают паразитическими свойствами. Эти грибы накапливаются в почве при длительном выращивании растений и используют в качестве питания не только органические вещества почвы, но и корневые выделения растений. Находясь в тесном контакте с клетками корня, фузариум усваивает их питательные вещества и в то же время предоставляет растению соединения, необходимые для его развития. Таким образом, тот фузариум, который развивается в тканях корней определенных растений и не вызывает губительного действия на рост и развитие последних, может быть отнесен к микоризным или фитосимбионтным грибам. Например, грибы F. sambucinum и F. heterospo-rum, развивающиеся на корнях пшеницы, оказывают положительное влияние на рост и развитие последней и особенно на ее корневую систему. Многие представители рода фузариум являются лишь спутниками возбудителей болезней. Так из многочисленных видов грибов этого рода, участвующих в поражении свеклы кагат-ной гнилью, не все являются патогенными.[ . ]

Поскольку все фитофторовые грибы ведут активный паразитический образ жизни, у них возникли различные приспособления для паразитирования на высших растениях. На примере рода фитофтора можно совершить увлекательную экскурсию в прошлое и рассмотреть, как проходила эволюция грибов от водных к наземным, от сапрофитов к паразитам. Этот род уникальный в мире грибов в том отношении, что нигде больше морфологически близкие виды настолько сильно не отличаются по физиологии питания и образу жизни. В роде фитофтора длительный процесс эволюции паразитизма развернут как бы в одной плоскости.[ . ]

Ресничные инфузории (рис. 92) весьма разнообразны по форме, расположению и количеству ресничек, способам питания и образу жизни. Их насчитывается более 3000 видов. Пищей большинству инфузорий служат бактерии, мелкие водоросли, другие простейшие, в том числе и инфузории. Многие инфузории ведут паразитический образ жизни в организмах человека, животных и рыб.[ . ]

Возбудитель бактериоза — Clostridium (Bacillus) macerans Schardinger, широко распространен в природе и постоянно сопутствует льну. При недостатке органического питания в почве переходит на паразитический образ жизни. Сохраняется в почве и в семенах. Сильная зараженность семян бывает при влажной дождливой погоде во время уборки льна.[ . ]

Первые микробы, по мнению Опарина, были анаэробами, так как кислорода на поверхности планеты еще не было. Затем, с появлением в составе атмосферы кислорода, часть анаэробов стала аэробами. По типу питания древнейшими микроорганизмами следует считать аетотрофов. Затем, с появлением на земле растений и животных создались условия для гетеротро-фов. Сначала они вели сапрофитный образ жизни, т. е. использовали в качестве источника питания неживые органические вещества. Затем часть сапрофитов приспособилась к жизни на поверхности и внутри других организмов, растительных и животных. Так появились паратрофы или паразиты. Что касается вирусов, то, несмотря на то, что они организованы более примитивно, чем микробы, вирусологи считают; что вирусы появились намного позже. Простота вирусов носит вторичный характер, т. е. она возникла в результате упрощения вследствие паразитического питания.[ . ]

Гетеротрофы имеют более богатое видовое разнообразие, нежели автотрофы, тем не менее общая их биомасса существенно меньше. Гетеротрофные организмы выполняют в экологических системах роль консументов (к ним относят всех животных, часть микроорганизмов, паразитических и насекомоядных растений) и редуцентов (главным образом грибов и бактерий). Последние в процессе своего питания превращают пищу — органические остатки — в неорганические вещества, возвращая таким образом их в биосферу. Биомассу, которую образуют гетеротрофы, называют вторичной.[ . ]

У биотрофных дейтеромицетов обнаружен своеобразный характер взаимодействия гиф паразита и хозяина. Это так называемые контактные микопаразиты. Они образуют абсорбтивные (питающие) гифы различного строения, устанавливающие контакт с клетками хозяина, не внедряясь в них. Механизм питания при таком контакте неизвестен. Предполагают, что в зоне контакта гиф паразита и хозяина повышается проницаемость цитоплазматической мембраны клеток последних и происходит поглощение их метаболитов клетками паразита.[ . ]

Выбранный для просмотра документ как питаются паразитыOffice PowerPoint.pptx












Описание презентации по отдельным слайдам:

Питание паразитов Омела

Наши задачи - знать многообразие паразитов. -приспособленность паразитов к обитанию в организме хозяина. - общие признаки паразитов. -роль паразитов в природе

Организмы паразиты. Растения Грибы Микроорганизмы животные

Выбранный для просмотра документ питание паразитов.docx

Технологическая карта урока по биологии в 5 классе в соответствии с ФГОС

Открытие нового знания

Технология построения урока

Как питаются паразиты?

Паразитизм как способ питания

Основные термины, понятия

Ресурсы: ПК, МО, слайдовая презентация, учебник, дополнительный материал, раздаточный материал, натуральные объекты, иллюстрации.

Формы работы: фронтальная, групповая

- знать многообразие паразитов.

-приспособленность паразитов к обитанию в организме хозяина.

-паразитизм как способ питания.

- общие признаки паразитов.

-роль паразитов в регулировании численности других организмов

1.Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию

2. Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом

3. Оценивать собственный вклад в работу группы

1. Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему

2. Определять задачи урока

3. Участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое

1. Работать с наглядным материалом.

2. Работать с рисунком учебника

4.Работа с информационными текстами

5.Объяснение значения новых слов

6.Сравнивать и выделять признаки

1.Групповая работа по обсуждению информации

2.Слушать товарища и обосновывать свое мнение

3. Выражать свои мысли и идеи

Дидактические задачи этапов урока

- определять задачи урока

-участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое

Познавательные УУД: работать с текстом учебника

Личностные УУД: осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию

-работать с текстом учебника

- работать с информационными текстами

- объяснять значения новых слов

- сравнивать и выделять признаки

- использовать раздаточный материал

- работать в группах по обсуждению информации

-слушать товарища и обосновывать свое мнение

- выражать свои мысли и идеи

- знать способ питания паразитов

устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом

- оценивать собственный вклад в работу группы

Организационный момент и актуализация знаний.

Подвести учащихся к проблеме и вывести на тему урока

Определить основные задачи урока

С помощью раздаточного материала (приложение 1) и слайдов презентации подводит учащихся к проблеме и формулировке темы урока.

Учитель: - Посмотрите, ребята, солнышко светит! Хороший денек!

Посмотрите друг на друга, улыбнемся и начнем наш урок.

- Откуда организмы берут силы, энергию, чтобы бегать, прыгать, расти, согреваться?

Что такое питание? А все ли организмы одинаково питаются? А почему нельзя наестся один раз на всю жизнь? (питательные вещества расходуются на построение тела и получение энергии. Чем больше мы двигаемся, тем больше нам надо пищи)

На группу дана схема. Дополните её. Кто заполнит первый, тот получит право восстановить её на доске.

Послушайте рассказ и посмотрите на слайд.(1)

2.О каком способе питания мы будем говорить? Сформулируйте тему урока.

Учитель: Сегодня главное место на нашем уроке займёт одна из этих групп живых организмов, которая питается по-особому. В эту группу входят организмы, для которых средой обитания служит не вода, не почва и даже не воздух, а тела других животных или растений. Подскажите, что это за группа? Что сегодня узнаем об этой группе? (2)


3.Чтобы ответить на все эти вопросы, мы с вами должны потрудиться. С какими источниками будем работать? Как организуем нашу работу?.

Высказывают свое мнение о способах питания паразитов

Организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и запоминанию новых знаний

Учитель: Возьмите инструктивные карточки. Внимательно почитайте задания. Выполните его и через 10 минут мы с удовольствием послушаем друг друга.

2. Организует работу в группах.

Работают с учебником и раздаточным материалом в группах

Результат – мини проект

2.Организуется контроль выполнения задания.

Учащиеся выходят со своими проектами и рассказывают.

Сл. 3, 4 – растения; сл. 5, 6 – грибы;

сл. 7 – микроорганизмы; сл. 8 _ насекомые; сл 9, 10 –черви.

Вывод: Паразиты есть среди всех видов живых организмов (11)

Представляют результаты проделанной работы. Делают вывод.

Кто заглатывает пищу целиком?

А кто строит сеть?

А кто ест ногами?

А кто щупальцами?

А кто ложноножками?

Организует диалог о приспособлениях паразитов?

Дети о чём, я вас спрашивала в игре? (О приспособлениях)

А о каких приспособлениях вы узнали, или услышали характерных для паразитов? (присоски, крючья, плотная оболочка, которая не растворяется в теле хозяина)

Организует работу в паре с микроскопом.

- А хотите увидеть настоящего паразита? Сейчас вы посмотрите в микроскоп, скажите мне, что вы увидели, и попробуйте догадаться, о каком приспособлении к выживанию говорит данный микропрепарат? (Членики ленточного червя)

Работа с микроскопом.

3. Дети, а что общего у всех паразитов? А кто такой хозяин? Кто такой паразит? Стр. 64. - Вывод. Используя текст учебника (стихотворение) стр.63, Назовите, кто хозяин, а кто паразит, составьте пары.

Первичное закрепление и анализ полученных знаний закрепление знаний,

Подведение итогов занятия, рефлексия,

1. Проводит рефлексию. Оцените работу своих одноклассников в группе.

1. Отвечают на задачи , сформулированные в начале урока.

3. Информация о домашнем задании.

Ребята, как вы сегодня поработали? На все ли вопросы мы ответили? На таком маленьком уроке трудно найти ответы на все вопросы. Поэтому в домашнем задании вас ждёт творческая работа.

По выбору - Подготовить рассказ или презентацию о положительном значении паразитов. Как можно себя защитить от паразитов?

П. 20, с учебника в тетрадь на стр. 42 (на доске)

Записывают домашнее задание

Растения паразиты. Наклей рисунки, подпиши. Напиши, с помощью каких приспособлений питаются эти растения. Пользуясь рис. 54 А и дополнительной информацией подготовьте устно рассказ о растениях паразитах.

Грибы паразиты. Наклей рисунки, подпиши. Напиши, где они паразитируют и чем опасны. Пользуясь рис. 54 ___ и дополнительной информацией подготовьте устно рассказ о грибах - паразитах.

Микроорганизмы паразиты. Наклей рисунки, подпиши. Напиши, где они паразитируют и чем опасны. Пользуясь рис. 54 ___ и дополнительной информацией подготовьте устно рассказ о бактериях и вирусах.

Животные паразиты. Наклей рисунки, подпиши. Напиши, какие приспособления имеют животные паразиты. Пользуясь рис. 54 ___ и дополнительной информацией подготовьте устно рассказ о животных паразитах.

Растения – паразиты. Среди растений встречается немало паразитов. Одним из ярких представителей является Раффлезия Арнольда, которая произрастает на острове Суматра. Раффлезия не имеет ни корней, ни облиственных стеблей, паразитирует на растениях – лианах. Поселившись на корнях лиан, она целиком питается за счёт соков хозяина.

Петров-Крест растение высотой 15-30 см, паразитирующее на корнях деревьев и кустарников (орешник, ольха, бук, черёмуха, липа и др.), полностью лишено хлорофилла. Питается за счет хозяина, получая от него органические вещества.

Опасным паразитом большинства культурных растений является заразиха, которая поражает подсолнечник, томаты, табак и другие растения. Семена Заразихи прилипают к корням и начинают паразитировать, поглощая питательные вещества из своего хозяина

Гибкие стебли повилики обвиваются вокруг растения- хозяина и образуют присоски. Вскоре собственный корень повилики обвивает, и она переходит на питание за счёт хозяина

Грибы - паразиты Грибы-паразиты обитают на живых организмах. Гриб-трутовик поражает деревья. На поверхности ствола только часть паразита, а внутри дерева многочисленные нити гриба, разрушающие дерево и получающие от него питание.

Многие грибы паразиты паразитируют на зерновых культурах: спорынья , головня . Она очень опасна. Содержит ядовитые вещества и может вызвать отравление, если попадёт в муку.

На помидорах и картофеле паразитирует фитофтора , которая делает овощи непригодными к употреблению.

Некоторые грибы – паразиты вызывают заболевания у животных и человека (перхоть на голове, грибок на ногах).

Бактерии – паразиты Бактерии- паразиты (туберкулезные бактерии, холерные бактерии, сальмонеллы) – вызывают болезни растений, животных и человека. У животных вызывают тяжелые заболевания, как сальмонеллез, туберкулез, бруцеллез. Они могут поражать и человека. Наиболее опасными у человека являются следующие бактериальные заболевания: холера, коклюш, туберкулез.

Вирусы – все паразиты , они вызывают опасные заболевания человека, животных, растений и даже бактерий.

Например вирус табачной мозаики.

Животные – паразиты . Среди животных есть наружные и внутренние паразиты. К внешним паразитам животным и человека относятся вши и клещи, которые питаются кровью хозяина, вызывают раздражение кожи и зуд. У них есть колющие и сосущие хоботки. Вши, клещи могут быть переносчиками очень опасных заболеваний

Многие паразитические черви (бычий цепень, аскарида ) поселяются в кишечники человека, диких и домашних животных, питаясь за их счет, отравляют организм хозяина своими выделениями.

Разделы: Биология

Цель: Изучение многообразия паразитических организмов, их приспособление к паразитическому образу жизни, значение в природе.

Задачи:

  1. Формирование умений решать проблемно-поисковые задачи, развивающие системное мышление, умение работать с рисунками, живыми и фиксированными объектами.
  2. Формирование экологических понятий: пищевая связь – “паразит-хозяин”, и его роли в регулировании численности других живых организмов, паразитизм как способ питания, организм как среда обитания.
  3. Знакомство с общебиологическим понятием борьба за существование.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: Работа в группах.

Основные методы: объяснительно-иллюстративный, проблемно-поисковый, фронтальная беседа, работа с учебником, рисунками, живыми и фиксированными объектами, использование ИКТ и рисуночное письмо (пиктограммы).

Материалы учеников: оценочный лист, маски, розовые и чёрные очки, ручка, тетрадь, учебник Т.С.Сухова, В.И.Строганов “Природа. Введение в биологию и экологию”, 5 класс.

Зрительный ряд: таблицы: “Грибы-паразиты”, “Плоские и круглые черви”, “Бактерии”, рисунки растений и животных паразитов, вырезка из газеты “Жизнь” №46// 2005. “Чужой”.

Раздаточный материал:

I группа:

  • Фиалка в горшке;
  • Рисунки: Повилика, Петров крест, Раффлезия Арнольда, Фикус – душитель.(см. приложение 1)

II группа:

  • гриб-трутовик на спиле дерева.
  • Рисунки: опята летние, ржавчинные и головневые грибы спорынья (см. приложение 2)

III группа :

  • Кальмар(влажный препарат)
  • Рисунки: вши, блохи, плоские и круглые черви.(см. приложение 3)

Оборудование: компьютер, СD-RОМ “Живая природа. Центр”, Презентация “Паразиты”

План урока

  1. Домашнее задание (на доске),
  2. Фронтальный опрос по предыдущей теме.
  3. Проверка домашнего задания (работа в группах).
  4. Мотивация (зачитать отрывок из “Книга для чтения по ботанике” Трайтак).
  5. Актуализация знаний. Целеполагание.
  6. Изучение нового материала: работа в группах с рисунками и объектами, как с источником новой информации по вопросам.
  7. Отчетное задание: общие признаки паразитов (решение поисковых задач, развивающих системное мышление).
  8. Физкультминутка.
  9. Рассказ о бактериях-паразитах, “человеке”-паразите.
  10. Роль паразитов.
  11. Опорный конспект.
  12. Закрепление и обобщение знаний (с использованием ИКТ).
  13. Подведение итогов.
  14. Д\з дополнение (рассказы о паразитах)
  15. Спасибо за урок, до свидания!

Ход урока: Тема урока закрыта на доске.

Приветствие. Рефлексия готовности к уроку с помощью ладошек.( Тыльная сторона кисти – не готов к уроку, ладонь – готов к уроку, ладонь горизантально – готов, но не совсем)

1. Домашнее задание: параграф 20.

2. Сегодня мне помогают консультанты 3-х групп.

3. Что мы с вами изучали на предыдущих уроках?

Давайте повторим пройденный материал, так как тема сегодняшнего урока связана с ним. Проверка домашнего задания по группам. Учащиеся группы задают по 2 вопроса другим группам.

4. Мотивация (отрывок из книги).

Прослушайте отрывок и определите, о каком организме идет речь.

“Раффлезия Арнольда” многолетнее бесхлорофильное растение, растущее на острове Суматра. Неподалеку от него трудно пройти, не заметив ее. Она дает о себе знать. отвратительным зловонием. Ее запах привлекает мух к жуков для опыления. Огромные цветки Раффлезии (иногда более 1 метра в диаметре) имеют 5 толстых лепестков красного цвета, с пятнами более светлого оттенка. У Раффлезии нет ни корней, ни хлорофилла, и ее существование полностью зависит от других растений”.

Определите, какая существует связь с предыдущими темами?

Ребята выдвигают предположения. Затем открывается на доске тема сегодняшнего урока: “Как питаются паразиты”.

5. Актуализация знаний. Целеполагание.

Как вы думаете, что мы должны рассмотреть и узнать на уроке.

Учащиеся высказывают свое мнение,

Мы будем продолжать учиться решать проблемно-поисковые задачи с использованием рисунков, живых и фиксированных объектов. Будем учиться определять пищевую связь паразит – хозяин и ее значение в борьбе за существование. А в конце урока мы должны будем ответить на вопрос “Нужны ли паразиты на Земле?”.

6. Изучение нового материала.

Кто такие паразиты? На доске вывешиваются термины: Паразит (“пара” – от греческого слова около, “ситос” – пища) – это живой организм, который обитает внутри тела хозяина или на теле и питается за счет хозяина.

А что за явление паразитизм? Это способ питания. (Просмотр презентации. См. Приложение).

Далее у нас работа в группах. У вас на столах в конвертах находится раздаточный материал и вопросы к теме:

  • О каких паразитах идет речь?
  • Какой организм лишний?
  • Признаки паразита?
  • Где или на чем паразитирует?
  • Нужны ли паразиты на Земле?

7. Отчет групп.

I группа – растения (показ фрагмента на СО-RОМ: повилика, петров крест и рисунки)

II группа – грибы (показ фрагмента на СО-RОМ: гриб чага и трутовик, таблица).

III группа – животные (таблица).

8. Физкультминутка.

9. Послушайте рассказ учителя и подумайте о каких бактериях идет речь. Еще в середине 19 в. врачи отрицали, что туберкулез легких или иначе – чахотка, вызывается бактериями, В 1882 г. немецкий ученый Кох сделал великое открытие – впервые выделил и описал возбудителя туберкулеза, их позже стали называть бациллой или палочкой Коха (бактерии – палочки).

Очень многие болезни человека и животных вызывают бактерии. Болезнетворные бактерии приспособились к жизни в живом организме. В благоприятных условиях они размножаются каждые 20 минут, т.е. через 5 часов из 1 бактерии будет 32768 бактерий.

Бактерии выделяют ядовитые вещества, отравляющие организм. Заражение исходит при контактах с больными или при употреблении зараженной пищи или воды.

Скорость распространения повышается в местах скопления людей.

Болезнь “Чума” – одна из самых быстро распространенных болезней. Например: в 6 веке в Римской империи за 50 лет умерло 100 мил. Человек.

В результате регулярных предохранительных мер в нашей стране Чумы не наблюдалось уже давно.

Зато есть: дифтерия, столбняк, корь, ветрянка, ангина и т.д. Что бы вы не болели, следует ставить прививки.

А еще в природе очень редко встречается “человек”-паразит. Хотя так называют людей, которые хотят “прожить за счет других ничего не делая”.

В животе 5 летней девочки жил близнец-вампир. Долгое время врачи были уверены, что у малышки рак, который не оперируется, и она обречена. Семья все – таки решилась на операцию. Когда врачи стали оперировать, они испытали ужас. Внутри девочки жило существо похожее на человеческое. Его длинными жесткими, черными волосами было пронзена вся брюшная полость, а ножка этого существа пробила дыру в кишечнике, У прятавшегося внутри существа были: нога, желудок, голова, имевшая глаз, ухо, волосы, пуповина, через которую это существо питалась кровью девочки.

Такие явления редко, но встречаются, когда два зародыша развиваются на одном участке. Один растет, а другой превращается в паразита. Это существо нельзя назвать человеком, у него нет мозга, но оно растет, убивая своего хозяина.

Удивительно, что девочка проходила с этим чудовищем внутри больше 5 лет. Освободившись от своего мучителя, девочка быстро пошла на поправку . Этот случай произошел в результате того, что семья девочки жила рядом с Семипалатинским ядерным полигоном в Казахстане.(см. приложение 4).

10. Итак попробуем ответить на вопрос: “Нужны ли паразиты на Земле?” Дети высказывают свое мнение. Открываем учебник стр. 100-101 и читаем отрывок.

11. Опорный конспект, пиктограммы.

Пиктограммы. (См. приложение 5)

  1. Организм как среда обитания для паразитов.
  2. Паразиты имеют органы прикрепления: крючки и присоски.
  3. Растения – паразиты лишены хлорофилла.
  4. Паразиты ограничивают численность других организмов.
  5. Паразиты приносят вред растениям (в том числе сельскохозяйственным), человеку и животным.

12. Закрепление и обобщение знаний с помощью ИКТ, презентация. Вывод: в природе нет полезных и вредных организмов, каждый выполняет свою роль, регулируя численность других организмов. Благодаря этому сохраняется биоразнообразие на Земле (стр. 73 учебника).

13. Подведение итогов. Консультанты выставляют оценки в оценочный лист, а учащиеся в тетрадь самооценки. Рефлексия, ребята одевают розовые или черные очки или маски. (см.приложение 6)

14. Домашнее задание (дополнение): Найти рассказы о паразитах.

15. Спасибо за урок. До свидания.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции