Приспособление животных к паразитическому образу жизни связанное с упрощением строения тела

Разделы: Биология

Организационные моменты

  • Участвуют две команды по 4 человека в каждой;
  • Для подсчета баллов выбираются члены жюри в количестве 2 – 3-х человек;
  • Оставшиеся учащиеся образуют 2 группы поддержки.

Правила игры

Основной этап

  • Каждой команде поочередно задаются вопросы по нарастающей сложности аналогично заданиям ЕГЭ: часть А – 5 вопросов (10 баллов за каждый), часть В – 5 вопросов (20 баллов за каждый), часть С – 3 вопроса (30 баллов за каждый).
  • У каждой команды есть 3 “жизни”, которые сгорают при неправильных ответах, и 2 подсказки: помощь группы поддержки и возможность воспользоваться соответствующей учебной литературой.
  • Команда имеет право остановиться на набранной сумме баллов, когда у нее останется последняя “жизнь”.
  • После сгорания третьей “жизни” набранные баллы аннулируются, и команда выбывает из игры.

Супер-игра

  • После прохождения основного этапа командам предоставляется право сыграть в супер-игру, где они могут удвоить выставленную на кон сумму баллов, не превышающую количество набранных ими очков.
  • В случае правильного ответа на заданный вопрос выставленные командами баллы удваиваются, в противном случае – сгорают.

Ниже представлены вопросы для обеих команд различной категории сложности А, В и С. Верные ответы вопросов частей выделены подчеркиванием.

ЧАСТЬ А для 1-й команды

1. Экологический критерий вида заключается в том, что особи, принадлежащие к одному виду:

а) похожи друг на друга по внешнему строению;
б) ведут сходный образ жизни в близких условиях среды;
в) обитают на общей территории;
г) схожи по физиологическим особенностям жизнедеятельности.

2. Естественный отбор, действующий в неизменных условиях среды, называется:

а) стихийным;
б) дизруптивным;
в) движущим;
г) стабилизирующим.

3. Явление, при котором происходит многократное увеличение хромосом в геноме, называется:

а) полиплоидия;
б) полимерия;
в) поливалентность;
г) полигамия.

4. Растения в отличие от животных:

а) не способны к дыханию;
б) имеют хлоропласты;
в) не нуждаются в минеральных веществах;
г) обладают высокой подвижностью.

Приспособление животных к паразитическому образу жизни связано с упрощением строения тела, что является примером:

а) ароморфоза;
б) идиоадаптации;
в) дегенерации;
г) биологического регресса.

ЧАСТЬ А для 2-й команды

1. Географический критерий вида заключается в том, что особи, принадлежащие к одному виду:

а) похожи друг на друга по внешнему строению;
б) ведут сходный образ жизни в близких условиях среды;
в) обитают на общей территории;
г) схожи по физиологическим особенностям жизнедеятельности.

2. Примером идиоадаптации является:

а) утрата кишечника ленточными червями;
б) возникновение многоклеточности;
в) разнообразие окраски крыльев бабочек;
г) появление конечности у насекомых.

3. Примером ароморфоза является:

а) появление легких у земноводных;
б) возникновение покровительственной окраски у окуня;
в) появление длинного клюва у цапли;
г) редукция органов чувств у паразитических червей.

4. Взаимодействие человека и бычьего цепня называется:

а) симбиозом;
б) хищничеством;
в) паразитизмом;
г) протокооперацией.

5. Критерием появления нового вида является возникновение:

а) значительных морфологических изменений;
б) существенного количества мутационных изменений;
в) географической изоляции;
г) репродуктивной изоляции.

ЧАСТЬ В для 1-й команды

1. Какие из перечисленных примеров можно отнести к ароморфозам:

а) редукция киля у пингвинов в связи с утерей способности к полету;
б) появление полового размножения;
в) возникновение семян у голосеменных;
г) приобретение покровительственной окраски у щуки;
д) возникновение теплокровности;
е) возникновение длинной шеи у жирафа.

2. Инбридинг – это:

а) скрещивание различных видов;
б) скрещивание близкородственных видов;
в) скрещивание различных чистых линий;
г) увеличение числа хромосом у гибридной особи.

3. Элементарной эволюционной единицей является:

4. Происходящие в популяциях эволюционные процессы, приводящие к появлению новых видов, называются:

а) микроэволюцией;
б) макроэволюцией,
в) межвидовой борьбой;
г) внутривидовой.

5. Наиболее напряженной формой борьбы за существование является:

а) борьба с неблагоприятными условиями окружающей среды;
б) борьба с антропогенными факторами;
в) межвидовая борьба;
г) внутривидовая борьба.

ЧАСТЬ В для 2-й команды

1. Какие из перечисленных примеров иллюстрируют общую дегенерацию:

а) отсутствие легких у рыб;
б) отсутствие зрения у животных, живущих под землей;
в) редукция органов чувств у паразитических червей;
г) отсутствие хвоста у лягушки;
д) превращение корней растения повилики в присоски;
е) утрата кишечника ленточными червями.

2. Сокращение численности и ареала уссурийского тигра является примером:

а) биологического регресса;
б) дегенерации;
в) идиоадаптации;
г) ароморфоза.

3. Порода собак представляет собой:

а) род;
б) вид;
в) природную популяцию;
г) искусственную популяцию.

4. К сохранению уже выработанных приспособлений приводит:

а) дивергенция;
б) стабилизирующий отбор;
в) идиоадаптация;
г) движущий отбор.

5. Выберите три признака, относящиеся к движущим силам эволюции:

а) индивидуальная изменчивость;
б) естественный отбор;
в) модификационная изменчивость;
г) искусственный отбор;
д) географическое распространение;
е) наследственность.

ЧАСТЬ С для 1-й команды

Первый вопрос.

Выберите неверные утверждения:

  1. белки – это биологические полимеры;
  2. мономерами белков являются аминокислоты;
  3. в состав белков входят 30 разных аминокислот;
  4. все аминокислоты могут синтезироваться в организме человека и животных;
  5. аминокислоты соединяются в молекуле белка пептидными связями.

Второй вопрос.

Если мышь поместить под стеклянный колпак, закрытый герметично, то она вскоре погибнет. Если вместе с мышью под колпак поместить зеленое растение и оставить колпак на свету, то мышь останется жива длительное время. Объясните эти явления.

Ответ: в процессе фотосинтеза растение выделяет кислород, которым длительное время может дышать мышь.

Третий вопрос.

Установите соответствие между свойством и экологической системой:

Свойства Экосистемы
1) единственный источник энергии – Солнце. А) природная экосистема.
2) значительная часть веществ изымается человеком. Б) агроэкосистема.
3) значительное разнообразие видов
4) ведущая роль искусственного отбора.
5) дополнительные источники энергии, привносимые человеком.

Ответ: А) – 1, 3; В) – 2, 4, 5.

ЧАСТЬ С для 2-й команды

Первый вопрос.

Выберите неверные утверждения:

  1. отдельные элементы среды обитания, воздействующие на организм, называются экологическими факторами;
  2. экологические факторы могут быть биотическими и абиотическими;
  3. биотические факторы – это взаимодействие между живыми организмами;
  4. абиотические факторы не оказывают воздействия на живые организмы;
  5. биотические факторы всегда благоприятно воздействуют на живые организмы.

Второй вопрос.

Орнитологи обратили внимание на то, что, как правило, в гнездах разных птиц все яйца расположены тупым концом к наружной стенке гнезда. Объясните это явление.

Ответ: на тупом конце находится воздушная камера.

Третий вопрос.

Установите соответствие между типом размножения и его характерными чертами:

Характерные черты Тип размножения
1) потомки идентичны родителям. А) бесполое
2) одна родительская особь. Б) половое
3) основной клеточный механизм – митоз.
4) основной клеточный механизм – мейоз.
5) потомки генетически уникальны.

Ответ: А) – 1, 2, 3; В) – 4, 5.

СУПЕР-ИГРА

Выберите эволюционное приобретение млекопитающих:

  1. возникновение реакций матричного синтеза;
  2. теплокровность;
  3. прикрепленность к месту обитания;
  4. плацента.

Подведение итогов и награждение команд

По окончании мероприятия жюри объявляет победителя. Участникам победившей команды по отметке “отлично” в журнал по биологии.

Данный материал для большей наглядности рекомендуется оформить в виде презентации MS Power Point.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Деркачева, Н.И. ЕГЭ 2006. Биология. Типовые тестовые задания/ Н.И. Деркачева, А.Г. Соловьев. – М.: Издательство “Экзамен”, 2006. – 112 с. (Серия “ЕГЭ 2006. Типовые тестовые задания”)
  2. Каменский, А.А. Билогия. ЕГЭ: Практикум. – М.: Издательство “Экзамен”, 2005.
  3. Ленгер, Г.Н. ЕГЭ. Биология. Тренировочные задания. – М.: Просвещение. “ЭКСМО”, 2005.
  4. Хрипкова, А.Г. ЕГЭ. Биология. Тестовые задания/ А.Г. Хрипкова, В.В. Резникова. – М.: Просвещение, 2002.

Тест по биологии для проверки знаний учащихся 9-11 классов по теме:

Выберите 1 правильный ответ:

А1. Естественный отбор, действующий в неизменных условиях среды, называется:

А2. Пределы модификационной изменчивости называются:

2) нормой реакции

А3. Приспособление животных к паразитическому образу жизни связано с упрощениями строения тела, что является примером:

4) биологического регресса

А4. Среди движущих сил эволюции, ведущих к возникновению приспособлений у живых организмов к среде обитания, направляющий характер имеет

1) борьба за существование

2) искусственный отбор

3) естественный отбор

А5. Результатом эволюции является

1) создание новых штаммов микроорганизмов

2) появление новых засухоустойчивых сортов растений

3) возникновение новых видов животных

4) выведение более продуктивных пород скота

А6. Макроэволюция ведет к

1) образованию новых видов

2) надвидовым преобразованиям, формированию родов, семейств,

3) изменению генофонда популяции, ее изоляции и

образованию подвидов и рас

4) изменениям генотипов у отдельных особей крупных млекопитающих

А7. Примером идиоадаптации является

1) возникновение кровеносной системы у кольчатых червей

2) редукция органов зрения у крота

3) разнообразие окраски перьев у птиц

4) сокращение ареала уссурийского тигра

А8. Модификациионная изменчивость в отличие от мутационной

1) передается по наследству

2) приводит к гибели особи

3) связана с изменением в хромосомах

4) не передается по наследству

А9. Элементарной эволюционной единицей является

А10. Результатом движущего отбора является

1) сохранение нормы реакции

2) появление новых видов

3) ослабление борьбы за существование

4) сохранение старых видов

А11. Микроэволюция - это

1) эволюция микроорганизмов

2) эволюция биоценозов

3) эволюционные изменения настолько незначительные, что не приводят

4) эволюционные процессы в популяциях, приводящие к

А12. Изменения, связанные с сокращением ареала и численности особей вида, называют

2) биологическим прогрессом

4) биологическим прогрессом

А13. Примером ароморфоза является

1) возникновение длинной шеи у жирафа

2) редукция органов зрения у крота

3) появление рогов у коровы

4) появление легких у земноводных

А14. Нормы реакции является

1) пределы модификационной изменчивости признака

2) комбинативная изменчивость

3) пределы мутационной изменчивости признака

4) модификационная изменчивость

А15. Численность популяции колорадского жука в Европе намного превзошла его численность на такой же территории в Америке из-за

1) более теплых зим

2) более влажного климата

3) более богатой кормовой базы

4) отсутствия естественных врагов

А16. Наследственная изменчивость имеет важное значение для эволюции, так как способствует

1) увеличению генетической неоднородности особей в популяции

2) ускорению естественного отбора

3) уменьшению генетической неоднородности особей в популяции

4) обострению борьбы за существование

А17. Результатом эволюции является

1) многообразие видов

2) естественный отбор

А18. Эволюционных изменения, ведущие к упрощению организации у паразитических и ведущих прикрепленных образ жизни видов называются:

1) биологическим прогрессом

4) биологическим регрессом

А19. Идиоадаптацией у цветковых растений является

1) появление семени

2) появление цветка

3) появление эндосперма

4) разнообразие цветков

А20. Комбинативная изменчивость признаков проявляется при

1) половом размножении

2) размножении спорами

3) вегетативном размножении

4) бесполом размножении

А21. Вид отбора, действующий в популяциях, обитающих в почти постоянных условиях среды, называется

А22. В природе насчитывается около 350 тыс. видов растений и более 1,5 млн. видов животных, которые рассматриваются как

1) причину эволюции

2) результат эволюции

3) движущие силы эволюции

4) направления эволюции

А23. Примером общей дегенерации в эволюции служит

1) отсутствие волосяного покрова у дельфинов и китов

2) недоразвитие органов зрения у крота

3) исчезновение хвоста у головастика

4) отсутствие органов пищеварения у паразитических ленточных червей

А24. Основателем эволюционного учения является

А25. Отбор, производимый человеком без определенной цели, называется

А26. Фактор эволюции, заключающийся в возникновении преград к свободному скрещиванию особей, называется

3) популяционными волнами

4) естественным отбором

А27. Борьба за существование, естественный отбор, наследственная изменчивость проявляются в популяции. Поэтому популяцию считают

1) единицей экосистемы

2) компонентом биосферы

3) единицей эволюции

4) структурной единицей вида

А28. К сравнительно-анатомическим доказательствам эволюции относят

закон зародышевого сходства

наличие переходных форм

общий план строения позвоночных животных

наличие ископаемых остатков предковых форм

А29. Идиоадаптацией у животных является

второго круга кровообращения

А30. Крупные систематические группы (типы, классы, …) в прцессе эволюции возникают путём

Ответы на вопросы теста:

Выберите книгу со скидкой:


Подарочный набор "Кисти и краски(4 по цене 2)"

350 руб. 297.00 руб.


Рисование головы и рук

350 руб. 1087.00 руб.


3D-рисование. Гиперреализм Рисунки, которые оживают

350 руб. 553.00 руб.


Изобразительное искусство.3 класс. Рабочий альбом

350 руб. 148.00 руб.


История цвета. Как краски изменили наш мир (новое оформление)

350 руб. 1025.00 руб.


350 руб. 1087.00 руб.


Радиевые девушки. Скандальное дело работниц фабрик, получивших дозу радиации от новомодной светящейся краски

350 руб. 427.00 руб.


Совушки. Раскраски, поднимающие настроение (ПР)

350 руб. 96.00 руб.


350 руб. 1087.00 руб.


Совушки. Раскраски, поднимающие настроение

350 руб. 283.00 руб.


Котики. Раскраски, поднимающие настроение

350 руб. 283.00 руб.


В цветочном вальсе. Открытки-раскраски

350 руб. 225.00 руб.

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА




Тест для проверки знаний учащихся по теме "Эволюционное учение" (9-11 классы) предусмотрен как рабочий материал, который может быть использован педагогом на этапе закрепления знаний учащихся после изучения темы, так и в качестве контроля знаний, умений и навыков учащихся на базовом уровне знаний по теме. Материалы теста могут быть использованы как тренеровочный материал для подготовки к государственной итоговой аттестации в форме единого государственного экзамена по предмету биология. Тестовые задания содержат один правильный вариант ответа из предложенных вариантов.

  • Летовальцева Светлана ЮрьевнаНаписать 0 12.12.2014

Номер материала: 185433

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р


Спикер: Анна Быкова (#лениваямама)

    12.12.2014 4890
    12.12.2014 1411
    12.12.2014 2417
    12.12.2014 7970
    12.12.2014 548
    12.12.2014 4635
    12.12.2014 5462

Не нашли то что искали?

Итоговый тест по теме "Основы учения об эволюции" предназначен для контроля усвоения знаний в соответствии с требованиями по уровню подготовки учащихся 11 класса по данной теме.

Часть 1. Выберите один правильный вариант ответа из 4-х предложенных.

1. Многообразие видов живых организмов является результатом:

1)активного мутационного процесса 2)эволюции

3)межвидовой борьбы 4)комбинативной изменчивости

2. Какое из утверждений точно отражает биологический смысл возникновения адаптации:

1)выживают и размножаются наиболее сильные особи

2)выживают и размножаются наиболее приспособленные особи

3)выживают самые плодовитые виды

4)выживают и процветают самые высокоорганизованные виды

3. Географический критерий вида заключается в том, что особи, принадлежащие к одному виду: 1)похожи друг на друга по внешнему строению

2)ведут сходный образ жизни в близких условиях среды

3)обитают на общей территории

4)схожи по физиологическим особенностям жизнедеятельности

4. Морфологический критерий вида заключается в том, что особи, принадлежащие к одному виду:

1)похожи друг на друга по своему внешнему строению

2)ведут сходный образ жизни в близких условиях среды

3)обитают на общей территории

4)схожи по физиологическим особенностям жизнедеятельности

5. Интенсивность размножения и ограниченность ресурсов для жизни организмов является причиной: 1) естественного отбора; 2) дрейфа генов;

3) формирования приспособленности; 4) борьбы за существование

6. Наиболее напряженной формой борьбы за существование является борьба:

1)с неблагоприятными условиями среды 2)с паразитами

7. Процесс, в результате которого выживают и оставляют после себя потомство преимущественно особи с полезными в данных условиях наследственными изменениями, называют:

1)естественным отбором 2)модификационной изменчивостью

3)наследственной изменчивостью 4)комбинативной изменчивостью

8. Результатом действия естественного отбора не является:

1)приспособленность организмов к среде обитания;

2)многообразие органического мира;

3)борьба за существование;

4)совершенствование организации живых существ.

9. Микроэволюция — это:

1)происходящие в популяциях эволюционные процессы, приводящие к появлению новых видов 2)незначительные эволюционные изменения, не приводящие к видообразованию

3)эволюция сообществ организмов

10. Дивергенцией называется:

1)расхождение признаков в эволюционном процессе;

2)схождение признаков в эволюционном процессе;

3)взаимопроникновение ареалов двух видов;

4)происхождение нового вида от скрещивания двух или более видов.

11. Примером конвергентной эволюции являются:

1)акула и дельфин 3) волк и собака

2)кошка и тигр 4) ящерица и крокодил

12. Крупные систематические группы в процессе эволюции возникают, как правило, путем: 1)ароморфоза; 2)идиоадаптации 3)общей дегенерации; 4)направленной эволюции.

13. Гомологичные органы:

1)сходны по функциям и различны по происхождению

2)различны по функциям, но имеют общее происхождение

3)сходны и по функциям, и по происхождению

4)различны и по функциям, и по происхождению

14. Аналогичными органами являются:

1)жабры рака и жабры рыбы; 2)лапа собаки и крыло птицы;

3)листья березы и иголки кактуса; 4)все перечисленные пары.

15. Дегенерацией считается:

1)приспособленность бактерий к жизни в горячих источниках

2)менее развитый мозжечок земноводных по сравнению с птицами

3)утрата органов чувств у паразитических червей

4)утрата ящерицей хвоста

16. Ароморфозом, способствовавшим выходу позвоночных животных сушу, было появление: 1)многоклеточности 2)двухкамерного сердца 3)легочного дыхания 4)теплокровности

17. К идиоадаптации следует отнести:

1)многоклеточность; 2)четырехкамерное сердце млекопитающих;

3)игольчатые листья растений пустынь; 4)все перечисленные эволюционные приспособления.

1)всегда приводит к вымиранию вида

2)никогда не приводит к биологическому прогрессу

3)может приводить к биологическому прогрессу

4)ведет к усложнению общей организации

19. Примером ароморфоза является:

1)уплощение тела у донных рыб;

3)отсутствие кишечника у паразитических червей;

4)возникновение полового процесса.

20. Увеличение численности серой крысы является примером:

3)биологического прогресса 4)биологического регресса

21. Выберите три примера идиоадаптаций.

A)Появление ловчих органов у насекомоядных растений

Б)Появление окраски тигра или зебры

B)Возникновение легочного дыхания у земноводных

Г)Возникновение пятипалых конечностей у животных

Д)Способность моллюсков выпускать облако чернильной жидкости

Е)Возникновение полиплоидных форм картофеля

22. Установите последовательность возникновения ароморфозов в животном мире в процессе эволюции:

A)Специализация тканей и органов;

Б) Появление многоклеточности;

B)Внутриутробное развитие зародыша;

Г) Двусторонняя симметрия тела;

Д) Внутреннее оплодотворение;

23. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между при­зна­ка­ми от­бо­ра и его ви­да­ми — (1) Есте­ствен­ный либо (2) Ис­кус­ствен­ный:

А) Со­хра­ня­ет осо­бей с по­лез­ны­ми в дан­ных усло­ви­ях среды из­ме­не­ни­я­ми.

Б) При­во­дит к со­зда­нию новых пород жи­вот­ных и сор­тов рас­те­ний.

В) Спо­соб­ству­ет со­зда­нию ор­га­низ­мов с нуж­ны­ми че­ло­ве­ку на­след­ствен­ны­ми из­ме­не­ни­я­ми.

Г) Про­яв­ля­ет­ся внут­ри по­пу­ля­ции и между по­пу­ля­ци­я­ми од­но­го вида в при­ро­де.

Д) Дей­ству­ет в при­ро­де мил­ли­о­ны лет.

Е) При­во­дит к об­ра­зо­ва­нию новых видов и фор­ми­ро­ва­нию при­спо­соб­лен­но­сти к среде.

Ж) Про­во­дит­ся че­ло­ве­ком.

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

В итоговом тестировании для учащихся 11 класса, предложены 2 варианта с несколько видами заданий:

Задание № 1 Тест с одним вариантом ответа,

Задание №2 Установите соответствие,

Задание №4 Прочитайте текст. Выберите три предложения…..

Задание № 1 Тест с одним вариантом ответа:

А) эволюционные процессы не приводящие к видообразованию

В) эволюционные процессы приводящие к видообразованию

С) эволюция микроорганизмов

2. Основатель эволюционного учения

3.Возникновение преград к свободному скрещиванию особей это фактор:

4. Идиоадаптацией у цветковых растений является

5. Разнообразие видов животных и растений, появившихся от одного предка это:

движущая сила эволюции

результат межвидового скрещивания

6. Идиоадаптация у животных

второй круг кровообращения

7. Примером ароморфоза у животных является:

редукция органов зрения у крота

появление рогов у коровы

появление легких у земноводных

длинная шея жирафа

сокращение численности особей

8. Результат естественного отбора

появление новых засухоустойчивых видов растений

создание новых штаммов микроорганизмов

возникновение новых пород животных

выведение более продуктивных пород птиц

создание устойчивых к холоду сортов растений

9. Автор первой научной классификации живых организмов:

10. По Ч. Дарвину, движущими силами эволюции являются:

борьба за существование

Задание №2 установите соответствие:

Установите соответствие между примером и направлением эволюции

А) упрощение строения паразитического организма

В) возникновение тканей

С) появление разных форм клюва у птиц

3) общая дегенерация

D) возникновение полового размножения

Установите соответствие между признаком медузы корнерота и критерием вида, для которого он характерен

Признаки медузы корнерота

А) обитает в морях и океанах

В) тело состоит из двух слоев: эктодермы и энтодермы

С) внутри тела имеется кишечная полость

D) является хищником

Е) на щупальцах расположены стрекательные клетки

Установите соответствие между особенностью строения организма человека и сравнительно-анатомическим доказательством эволюции

Особенность строения организма человека

Сравнительно-анатомическое доказательство эволюции

А) появление хвоста

В) наличие аппендикса

С) наличие копчика в позвоночнике

D) возникновение густого волосяного покрова на теле

Е) появление многососковости

Установите соответствие между примером органов и сравнительно-анатомическим доказательством эволюции

Сравнительно-анатомическое доказательство эволюции

А) чешуя ящерицы и перо птицы

1) гомологичные органы

В) глаза паука и собаки

2) аналогичные органы

С) наружный скелет жука и скелет рыбы

D) нос обезьяны и хобот слона

Е) когти барсука и ногти обезьяны

Рудиментарными органами являются

A) тазовые кости в скелете кита

B) аппендикс у человека

C) появление хвоста у человека

D) зубы мудрости у человека

E) зебровидная окраска лошадей

F) лицо человека, полностью покрытое волосами

H) появление заячьей губы

2. Атавизмами являются

A) тазовые кости в скелете кита

B) многососковость у человека

C) появление хвоста у человека

D) зубы мудрости у человека

E) зебровидная окраска лошадей

F) лицо человека, полностью покрытое волосами

G) аппендикс у человека

3. К элементарным эволюционным факторам относят

E) искусственный отбор

F) естественный отбор

Задание №4 Прочитайте текст. Выберите три предложения…..

1. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны примеры ароморфозов. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

A) Ароморфозы — это крупные изменения в строении организмов, повышающие их адаптивные возможности.

B) Значительно изменился, например, уровень организации у паразитических гельминтов, прекрасно приспособившихся к своему образу жизни.

C) Появление гомологичных органов способствовало дивергенции в строении конечностей у ластоногих и китообразных.

D) Растения завоевали сушу благодаря формированию проводящих тканей и вегетативных органов.

E) Расширению адаптивных возможностей млекопитающих способствовало появление шерсти.

F) Возникновение теплокровности способствовало развитию более интенсивного обмена веществ у птиц и млекопитающих.

2. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны примеры конвергенции. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

A) В процессе эволюции приспособленность и разнообразие организмов достигалось разными путями.

B) У лошадей или слонов, например, прогрессивные изменения в строении конечностей или хобота происходили внутри поколений одного вида.

C) У неродственных групп организмов, живущих в сходных условиях среды, развиваются сходные адаптации — например, плавники акул и дельфинов, лапы крота и медведки.

D) Внутри одной группы возникали различия в строении конечностей у представителей типа Членистоногих.

E) Очень часто можно наблюдать возникновение у животных органов, имеющие разное анатомическое строение и происхождение, но выполняющих сходные функции — например, крылья птиц и бабочек, глаза осьминога и зайца.

F) В растительном мире такие приспособления возникают при сходстве видоизменённых, но разных по происхождению органов — например, листьев барбариса и колючек на стебле ежевики.

Задание № 1 Тест с одним вариантом ответа:

Естественный отбор, действующий в неизменных условиях среды

Пределы модификационной изменчивости называют:

3. Приспособление животных к паразитическому образу жизни связано с упрощениями строения органов, это пример:

4. Среди движущих сил эволюции, ведущих к возникновению приспособлений у живых организмов к среде обитания, направляющий характер имеет

борьба за существование

5. Результатом эволюции является

создание новых штаммов микроорганизмов

появление новых засухоустойчивых сортов растений

возникновение новых видов животных

выведение более продуктивных пород скота

выведение сортов растений

6. Макроэволюция ведет к

образованию новых видов

надвидовым преобразованиям, формированию родов, семейств,

изменению генофонда популяции, ее изоляции и

образованию подвидов и рас

изменениям генотипов у отдельных особей крупных млекопитающих

мутации у отдельных организмов

7. Идиоадаптацией является

возникновение кровеносной системы у кольчатых червей

редукция органов зрения у крота

разнообразие окраски перьев у птиц

сокращение ареала уссурийского тигра

8. Модификациионная изменчивость в отличие от мутационной

передается по наследству

приводит к гибели особи

связана с изменением в хромосомах

не передается по наследству

затрагивает изменения генов

9. Элементарной эволюционной единицей является

10. Изменения, связанные с сокращением ареала и численности особей вида, называют

Задание №2 установите соответствие:

Установите соответствие между характеристикой и способом видообразование

А) расширение ареала исходного вида

В) стабильность ареала исходного вида

С) разделение места обитания вида различными географическими преградами

D) многообразие популяция вида, занимающих разные экологические ниши

Е) многообразие мест обитания в пределах стабильного ареала

Установите соответствие между признаком моллюска беззубки и критерием вида, который он характеризует

А) тело покрыто мантией

В) раковина имеет две створки

С) обитает в пресных водоёмах

D) кровеносная система незамкнутая

Е) питается водными организмами

Установите соответствие между процессом, происходящим в природе, и формой борьбы за существование

Форма борьбы за существование

А) состязание между особями внутри одной стаи гиен за лидерство

В) отношения между хищниками и жертвами

С) отношения между паразитами и хозяевами

D) соперничество между самцами за самку

Е) вытеснение из биоценоза одного вида другим

Установите соответствие между характеристикой и фактором среды

А) увеличение числа хищных зверей

В) поддержание постоянства солености водной среды

С) сокращение числа паразитов

D) изменение концентрации газов в атмосфере

Е) изменение рельефа в результате извержения вулкана

1. Идиоадаптации в животном мире

A) преобразование конечностей в ласты у моржа

B) появление внутреннего скелета у хордовых

C) крупные клыки у амурского тигра

D) появление трехкамерного сердца у амфибий

E) роющие конечности крота

F) возникновение теплокровности у плацентарных млекопитающих

G) появление альвеолярных легких у млекопитающих

H) отсутствие пищеварительной системы у плоских червей

2. Ароморфозы у животных

A) преобразование конечностей в ласты у моржа

B) появление внутреннего скелета у хордовых

C) увеличение клыков у амурского тигра

D) роющие конечности крота

E) возникновение теплокровности у млекопитающих

F) появление 4-х камерного сердца у хордовых

G) слепота у крота

H) появление дополнительных отделов желудка у жвачных

3. Ароморфозы в растительном мире

A) появление тканей у мхов

B) развитие водозапасающих клеток у болотных мхов

C) возникновение семенного размножения у хвойных растений

D) формирование механизма двойного оплодотворения у цветковых растений

E) развитие сухих плодов у растений семейства крестоцветные

F) формирование разных форм листовой пластины у семенных растений

G) симбиоз водорослей и грибов

H) появление различных ярких окрасок венчика у двудольных растений

Задание №4 Прочитайте текст. Выберите три предложения…..

1. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания биологического прогресса некоторых организмов. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

A) Эволюционный процесс направлен на выработку приспособлений организмов к условиям окружающей среды.

B) Смена условий часто приводит к появлению новых признаков.

C) Появление лёгких, как универсального органа газообмена, позволило позвоночным освоить сушу.

D) В определенных условиях окружающей среды наблюдается резкое упрощение в строении организмов. Так, например, плоские черви утратили некоторые свои органы, но отлично приспособились к паразитическому образу жизни.

E) В результате естественного отбора случайных мутаций могут возникать различные адаптивные признаки, например разнообразные ротовые аппараты насекомых, способствующие увеличению численности организмов.

2. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны примеры биологического регресса некоторых видов. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

A) Если условия окружающей среды меняются достаточно быстро, то некоторые виды не успевают адаптироваться к новым условиям.

B) Признаки, полезные организмам в прежних условиях, оказываются вредными в новых условиях среды.

C) Так, слишком большие рога торфяного оленя стали мешать ему в борьбе с новыми хищниками.

D) В условиях похолодания вымерли древние пресмыкающиеся и саблезубые тигры.

E) Вероятность выживания организмов определяется не только сменой природных условий среды, но и антропогенным фактором.

F) Так, например, резко сократилась численность осетровых рыб в результате браконьерства.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции