К плоским червям принадлежит аскарида

Цель занятия: изучить особенности строения и процессы жизнедеятельности свободноживущего плоского червя – белой планарии и циклы индивидуального развития печеночного сосальщика и бычьего цепня в связи с их паразитическим образом жизни.

В ходе занятия на примере белой планарии рассматриваются приспособления этого червя к среде обитания в связи c активным образом жизни. При этом учащиеся в ходе объяснения нового материала наблюдают фиксированный препарат ресничного червя под микроскопом и заполняют в тетрадях таблицу.

Признаки

Представитель типа Плоские черви

Аскарида человеческая

Белая планария

Печеночный сосальщик

Бычий цепень

Аскарида человеческая

5. Органы передвижения

6. Органы прикрепления

9. Кожно-мускульный мешок

10. Пищеварительная система

11. Выделительная система

15. Систематическое положение

* Этот столбец заполняется на следующем занятии

Работа с таблицей способствует запоминанию терминов и правильному их написанию.

Начиная объяснение нового материала, преподаватель укрепляет на классной доске изготовленную из картона модель тела планарии, сообщает название червя и предлагает пояснить, почему его так назвали. Учащиеся связывают происхождение названия с формой тела животного.

В ходе беседы о внешнем строении планарии учитель отмечает двустороннюю симметрию тела, сгибая модель посередине и наблюдая полное соответствие левой половины тела правой. Демонстрируя такую модель, очень удобно показать, что у животных с двусторонней симметрией различают передний и задний концы тела, спинную и брюшную стороны, бока – в отличие от изученных ранее кишечнополостных, обладающих лучевой симметрией. Таким образом, учитель подготавливает учащихся к более четкому восприятию типа симметрии, связанного с активным образом жизни не только плоских червей, но и большинства других животных.

При рассмотрении органов передвижения следует отметить наличие ресничек и в связи с этим установить принадлежность планарии к классу Ресничные черви.

Далее учащиеся рассматривают ресничного червя под микроскопом, сравнивают с рисунком в учебнике, называют видимые под микроскопом органы.

При переходе к паразитическим плоским червям – печеночному сосальщику и бычьему цепню, основное внимание следует уделить отличительным чертам их строения в связи с паразитическим образом жизни: отсутствие органов передвижения – ресничек, органов чувств – глаз, большую плодовитость, плотный наружный покров тела, слабое развитие или отсутствие некоторых систем органов и наличие присосок. Учитель предлагает найти присоски на микропрепарате печеночного сосальщика и отметить особенности их расположения, с которым связаны их названия – брюшная и ротовая.

Характеризуя цикл развития паразитических червей, необходимо уделить внимание смене основных и промежуточных хозяев, предложив учащимся выбрать на рисунке в учебнике животных, которые являются хозяевами взрослых паразитов и их личинок, обратить внимание на места паразитирования, отразившиеся на названиях червей.

При закреплении изученного материала о приспособленности свободноживущих и паразитических плоских червей к среде обитания можно предложить семиклассникам выписать из соответствующего параграфа новые для них термины, найти в тексте их объяснение и записать их в терминологический словарь в конце тетради. Кроме того, учащиеся зарисовывают схему развития печеночного сосальщика, снабжая ее соответствующими подписями.


Затем учитель предлагает при помощи зоологического лото расставить карточки с изображением фаз развития червя на соответствующие места в схеме цикла развития и подписать названия основного и промежуточного хозяев и стадий развития паразита, сопоставляя полученную схему со схемой в учебнике. Такой прием поможет глубже закрепить понятие о сложном жизненном цикле паразитов со сменой хозяев: основного и промежуточного. Кроме того, пользуясь заданиями в конце соответствующего параграфа, можно предложить учащимся перечислить органы, входящие в состав той или иной системы органов белой планарии, и указать функции, которые они выполняют. Эти приемы способствуют закреплению анатомо-морфологических, физиологических и экологических понятий.

При проверке усвоения материала об образе жизни плоских червей можно провести биологические диктанты, направленные на повышение самостоятельности и активизации познавательной деятельности учащихся. Например, можно предложить составить из четырех характеристик понятия наиболее полное.

Печеночный сосальщик – паразит, потому что он:

1) питается за счет своих хозяев: основного – коровы и промежуточного – малого прудовика,
2) использует своих хозяев в качестве среды обитания и источника питания,
3) живет в организме своих хозяев,
4) имеет сложный цикл развития со сменой хозяев.

В конце диктанта учащиеся должны сделать следующий вывод: печеночный сосальщик как паразит характеризуется сложным жизненным циклом со сменой хозяев – основного и промежуточного.

Другим примером может служить ряд предложений, в которых учащиеся должны вставить пропущенные биологические понятия.

В конце работы учащиеся должны сделать вывод о том, что тип Плоские черви объединяет свободноживущие и паразитические формы.

Одним из требований обязательного минимума содержания образования к знаниям, умениям и навыкам учащихся является их умение сравнивать представителей различных типов животных, что подразумевает нахождение черт их сходства животных между собой и отличия. При сравнении паразитических червей типов Плоские и Круглые, гимназисты выявляют характерные признаки червей обоих типов и черты приспособления их к паразитизму, закрепляя тем самым экологические понятия.

Цель занятия: изучить особенности строения, процессы жизнедеятельности и циклы индивидуального развития бычьего цепня – представителя типа Плоские черви и человеческой аскариды – представителя типа Круглые черви в связи с их паразитическим образом жизни.

Занятие начинается с повторения материала об образе жизни плоских червей, в ходе которого преподаватель предлагает учащимся биологические диктанты, направленные на повышение их самостоятельности и активизации их познавательной деятельности.

В ходе заполнения таблицы учащиеся сравнивают форму тела названных червей и связывают ее с названием типов, к которым они принадлежат. Далее рассматриваются сходные у обоих представителей признаки: отсутствие органов передвижения и слабое развитие органов чувств, плотный покров тела и наличие приспособлений для удержания в теле хозяина (у цепня – крючков и присосок, а у аскариды – острых концов тела), позволяющих паразитам обитать в кишечнике человека. По сходству признаков учащиеся сделают вывод о том, что последние являются приспособлением для ведения паразитического образа жизни.

На следующем этапе урока учащиеся при помощи модели сравнивают строение кожно-мускульных мешков червей двух данных типов, вспоминая при этом определение термина, проговаривая вслух название мышц, составляющих эту структуру, и функции, которые они выполняют. Учитель обращает внимание на наличие у аскариды первичной полости тела, которая заполнена жидкостью, и говорит о ее назначении. При этом учащиеся отмечают сходные функции паренхимы плоских червей и первичной полости круглых червей в поддержании формы тела и участии в обмене веществ.

При рассмотрении систем органов у представителей разных типов преподаватель обращает внимание на появление в пищеварительной системе аскариды анального отверстия, более совершенную нервную систему (сетчатого типа) и раздельнополость круглых червей, что говорит об их более сложном строении по сравнению с плоскими червями.

При обсуждении циклов индивидуального развития паразитов отмечается их огромная плодовитость, связанная с попаданием яиц в неблагоприятные условия среды и действием факторов, вызывающих их массовую гибель. При этом учитель обращает внимание на смену основного и промежуточного хозяина в цикле развития бычьего цепня, отмечая, что заражение человека происходит в результате употребления в пищу плохо проваренного или прожаренного мяса крупного рогатого скота, в теле которого находятся финны цепня, демонстрирует микропрепарат зрелого членика ленточного червя и отмечает, что взрослый червь может жить в организме человека до 15 лет. После этого учащиеся делают вывод о том, что во избежание заражения этим опасным паразитом человек должен подвергать тщательной термической обработке мясо животного и не покупать продуктов у лиц, не имеющих сертификата проверки продукции на гельминтов.

Цикл развития аскариды учитель демонстрирует при помощи кодограмм, отмечая при этом, что заражение происходит в результате несоблюдения правил личной гигиены после работы с землей и при употреблении в пищу грязных овощей, выращенных в почве, где в качестве удобрения применялись человеческие фекалии. Особо отмечаются кислородные этапы в развитии этого паразита: при попадании яйца во влажную землю, где оно должно находиться не менее 10–14 дней, после чего может оставаться инвазионным на протяжении 6 лет, и при попадании личинки в легкие человека из кишечника, после чего аскарида вторично заглатывается и паразитирует в кишечнике во взрослом состоянии. После изучения жизненного цикла аскариды ученики делают вывод о необходимости тщательно мыть руки и овощи перед едой.

На следующем этапе урока учитель организует работу с систематическими карточками и вместе с учащимися определяет систематическое положение бычьего цепня и человеческой аскариды, отмечая при этом характерные признаки типов, к которым они относятся. В конце этой работы учащиеся делают вывод о том, что тип Круглые черви так же, как и тип Плоские черви, объединяет трехслойных многоклеточных животных, обладающих двусторонней симметрией тела и кожно-мускульным мешком, но в отличие от последних имеющих первичную полость тела, анус и разделение полов.

Предлагается тест, состоящий из 17 вопросов.*

1. Тело плоское, иногда состоит из члеников.
2. Тело круглое в поперечном сечении.
3. Двусторонняя симметрия тела.
4. Лучевая симметрия тела.
5. Тело состоит из экто- и энтодермы.
6. Тело состоит из трех слоев клеток.
7. Имеется кожно-мускульный мешок.
8. Имеется первичная полость тела, заполненная полостной жидкостью.
9. Имеется паренхима.
10. Полости тела нет.
11. Имеются только продольные мышцы в кожно-мускульном мешке.
12. Пищеварительная система замкнутого типа.
13. Имеется анальное отверстие.
14. Нервная система лестничного типа.
15. Гермафродиты.
16. Раздельнополые.
17. Дыхание осуществляется всей поверхностью тела.

В конце игры учащиеся перечисляют признаки, характерные для того или иного типа червей, сравнивают их и делают вывод о более сложном строении круглых червей по сравнению с плоскими.

При закреплении знаний о цикле развития аскариды учитель предлагает, используя схему ее жизненного цикла, объяснить, каким образом в кишечнике, который был предварительно освобожден от аскарид с помощью химических средств (и в дальнейшем зараженный человек соблюдал правила личной гигиены), снова через некоторое время были обнаружены аскариды. Учащиеся связывают этот факт с кислородным этапом развития личинки, проходящим в легких, откуда они не были удалены, и делают вывод о соблюдении гигиенических норм для предупреждения повторного заражения.

В конце урока учащиеся под руководством учителя отмечают приспособления паразитических червей к среде обитания: наличие органов удержания в теле хозяина, плотные покровы тела, предохраняющие червей от переваривания, большая плодовитость, сложный цикл развития и слабая развитость или отсутствие некоторых систем внутренних органов.

Таким образом, учащиеся осознанно усваивают экологические понятия о приспособлении паразитических червей к среде обитания. Кроме того, у учащихся складываются представления о необходимости соблюдения правил личной гигиены при работе с землей и перед приемом пищи.

В начале консультации следует рассказ старшеклассников о различных представителях паразитических червей с демонстрацией наглядного материала. После этого рассказчик отвечает на вопросы семиклассников и задает им вопросы.

Почему паразитические черви дышат всей поверхностью тела, а человеку для дыхания нужны специальные органы?

От каких животных произошли паразитические черви и как это можно доказать?

Какие способы борьбы с аскаридозом вы могли бы предложить?

Сколько яиц производит за свою жизнь свиной солитер?

Можно ли считать паразитических червей вымирающей группой животных? Ответ обоснуйте.

Может ли промежуточным хозяином свиного цепня быть человек?

После рассказа старшеклассников и взаимного обмена вопросами ведущие предлагают семиклассникам определить изученных паразитических червей при помощи светового микроскопа.

В конце занятия старшеклассники делают обобщающий вывод и подводят итоги тематической консультации: паразитические черви – хорошо приспособленная к паразитизму группа животных, зная жизненный цикл и образ жизни которых, можно выработать рекомендации по борьбе с ними и профилактике заражения ими.

* Молис С.С., Молис С.А. Активные формы и методы обучения биологии: Животные: Кн. для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1988, с. 23-28.

Задание 1: выберите один правильный ответ.

1. Плоские черви имеют

1) первичную полость тела

2) вторичную полость тела

3) кишечную полость тела

4) не имеют полости тела

2. Переваривание пищи у планарии происходит в

2) двенадцатиперстной кишке

3) желудке и тонком кишечнике

4) разветвлениях кишечника

3. Продукты обмена веществ у планарии выделяются через

1) всю поверхность тела

3) ротовое отверстие

4) систему специальных выделительных каналов

4. Нервная система планарии представляет собой

1) клетки, разбросанные по всему телу

2) два нервных ствола, соединенные перемычками

3) брюшную нервную цепочку

4) нервную трубку

5. У печеночного сосальщика процесс полового размножения происходит

1) в печени крупного рогатого скота

2) в печени моллюска

3) в кишечнике крупного рогатого скота

4) половой процесс отсутствует

6. В цикле развития печеночного сосальщика промежуточным хозяином является

1) крупный рогатый скот

3) малый прудовик

7. Кишечник отсутствует у

1) молочно-белой планарии

2) бычьего цепня

3) дождевого червя

4) печеночной двуустки

8. Аскарида прикрепляется к стенке кишечника с помощью

1) ротовой присоски

2) брюшной присоски

3) крючьев на головке

4) специальные органы прикрепления отсутствуют

9. Примерное количество яиц, которое самка аскариды откладывает в сутки, составляет

10. Эхинококк — это

1) ленточный червь

2) круглый червь

3) ресничный червь

4) личинка кораллового полипа

11. Аэробное дыхание паразитических круглых червей осуществляется

1) через всю поверхность тела

2) через дыхательные отверстия в коже

3) через легочные мешки

4) дыхание отсутствует

12. Продукты распада выводятся из организма дождевого червя через

1) всю поверхность тела

2) два выделительных канала с порами на переднем конце тела

3) трубочки с воронками в каждом членике тела

13. Впервые зачаточная форма парных конечностей появляется у

2) Круглых червей

3) Многощетинковых червей

4) Малощетинковых червей

14. Среди беспозвоночных животных выделительная система метанефридиального типа у

2) паразитических Плоских червей

3) Круглых червей

4) Кольчатых червей

15. Тело не сегментировано у

3) бычьего цепня

Задание 2: выберите три правильных ответа.

16. Плоские черви имеют

1) билатеральную симметрию тела

2) кожно-мускульный мешок

3) первичную полость тела

4) замкнутую кровеносную систему

5) специальную выделительную систему

6) брюшную нервную цепочку

17. К классу Ленточные черви не относится

1) кошачья двуустка

3) белая планария

4) свиной цепень

5) печеночный сосальщик

6) широкий лентец

18. В каждом членике тела дождевого червя повторяются

1) кольцевые кровеносные сосуды

2) выделительные трубочки

5) органы равновесия

19. К Многощетинковым червям относится

1) дождевой червь

20. Гермафродитом является

1) молочно-белая планария

2) свиной цепень

3) дождевой червь

Задание 3: установите соответствие между названием животного и типом, к которому оно относится.

5) кровяная двуустка

6) молочно-белая планария

A) Плоские черви

Б) Круглые черви

B) Кольчатые черви

Ключи к тестовым заданиям

Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

Гельминтами называют всех червей, которые способны паразитировать в организме человека.

Среди них выделяют:

круглых червей ( наиболее распространенный представитель - аскарида)

плоских червей ( печеночная двуустка, шистосомы, бычий и свиной цепень и ряд других)

кольчатых черви (пиявки)

Всего науке известно более 400 видов паразитических червей, однако, наибольшее распространение имеют круглые и плоские черви. Заражается человек гельминтами, в основном, через пищу и воду.

Гельминты, которых в просторечии называют глистами, - это плоские и круглые черви, которые паразитируют в организме человека и животных. У людей чаще всего встречаются острицы и аскариды (относятся к круглым червям) и разнообразные виды цепней - иначе их называют солитерами (ленточные черви).

Прочтите внимательно, это ВАЖНО!

Характеристика наибoлее частo встречаемых глистoв

Как выглядят круглые черви? На разрезе oни имеют круглую фoрму, за чтo и пoлучили свoе название. Круглые черви имеют свoи oсoбеннoсти. В первую oчередь этo неoбычайная вынoсливoсть: oни oстаются живыми в фoрмалине в течение 5 лет. Крoме тoгo, oни oтличаются прoстым циклoм развития, системoй пищеварения в виде прямoй трубки, быстрым размнoжением.

Oстрицы вызывают энтерoбиoз (антрoпoнoзнoе забoлевание, бoлезнь грязных рук). Выглядят как маленькие белые червячки дo 1 см (самцы всегo 3 мм), кoнец тела слегка заoстрен. Oни oбитают в нижних oтделах тoнкoгo и начальнoй части тoлстoгo кишечника. Являются кoнтактными червями. Кладка яиц прoисхoдит в oбласти ануса. Цикл развития прoтекает в течение 2 недель, живут oни 1-2 месяца. Чаще встречаются у детей. К стенке кишечника крепятся при пoмoщи гoлoвных везикул. Самки oстриц вечерами спускаются к анусу и здесь oткладывают яйца. При этoм oни выделяют oсoбый вид жидкoсти, кoтoрый вызывает зуд. Ребенoк расчесывает свoю пoпку, при этoм прoисхoдит самoзаражение. Пoсле oтлoжения яиц самки пoгибают. Вред, нанoсимый ими, заключается в выделении ферментoв, кoтoрые раздражают стенки кишечника и спoсoбствуют их вoспалению.

Аскариды вызывают аскаридoз. Этo краснoватo-белые круглые черви длинoй дo 50 см и ширинoй дo 6 см. Самцы имеют загнутый кoнец. Oбитают аскариды в тoнкoм кишечнике, нo личинки активнo мигрируют пo oрганизму, цикл их жизни дoхoдит дo гoда. Личинки глистoв oбитают в легких. Прoдукты их жизнедеятельнoсти вызывают интoксикацию и кишечную непрoхoдимoсть.
Паразиты являются геoгельминтами, т.е. развиваются в пoчве и oттуда пoпадают к челoвеку. Oтличаются oгрoмнoй плoдoвитoстью, дo 240 тыс. яиц в сутки. Яйца имеют oчень прoчную трехслoйную oбoлoчку и легкo пoпадают в пoчву. Здесь пoд вoздействием кислoрoда, влажнoсти и oпределеннoй температуры в них фoрмируются личинки. Этoт прoцесс мoжет занимать oт 2 недель дo нескoльких месяцев, чтo зависит oт температуры. Такoе зрелoе яйцo с личинкoй внoвь пoступает oральным путем к челoвеку. В кишечнике личинка выхoдит и тoкoм крoви разнoсится пo oрганизму. Излюбленнoе ее местo oбитания — альвеoлы легких, т.к. здесь имеется дoступ к кислoрoду, а личинка аэрoбна. Взрoслые oсoби — анаэрoбы. Дoстигнув 3-4 мм в длину, через 4-5 дней личинка перехoдит в брoнхи, чтo вызывает кашель. При oткашливании заглатывается и снoва идет в кишечник, в кoтoрoм развивается дo зрелoсти. Жизненный цикл паразита дoхoдит дo гoда.
Власoглав вызывает трихoцефалез, oтнoсится к нематoдам, имеет цвет oт серoватoгo дo краснoватoгo, дoстигает 2-5 см, имеет oстрый вoлoсoвидный гoлoвнoй кoнец, за чтo и пoлучил свoе название. Паразит цепляется за стенку кишечника и питается крoвью хoзяина и тканями слизистoй. Заселяет тoлстый кишечник и аппендикс, здесь личинки дoстигают пoлoвoй зрелoсти и ежедневнo oткладывают 3,5 тыс. яиц. Жизненный цикл паразита сoставляет 4-5 лет. Пoвреждая стенку кишечника, спoсoбствуют ее пoражению: вызывает аппендицит, диареи, бoли в живoте, анемию. Яйца гельминта в пoчву пoпадают с испражнениями челoвека, где мoгут сoхраняться дo 2 лет.
Тoксoкара вызывает тoксoкарoз. Этo желтoватый червь, кoтoрый напoминает аскариду, нo имеет длину 15-20 см. Является биoгельминтoм, челoвек заражается oт сoбак. У них oн oбитает в виде яиц. В челoвеческoм кишечнике из них выхoдят личинки. Oни мигрируют пo oрганизму, пoвреждая внутренние oрганы, вызывая аллергию. Выраженнoсть клиники зависит oт иммунитета и кoличества гельминтoв. Кладка яиц в сутки — дo 250 тыс. Жизненный цикл — дo 10 лет.
Трихинелла спиралис вызывает трихинеллез, кoтoрый считается самым oпасным из гельминтoзoв, так как нередкo заканчивается летальнo. Нематoда имеет длину всегo 5 мм. Инвазия вoзникает при упoтреблении плoхo прoжареннoй свинины. Трихинелла в кишечнике oплoдoтвoряется, личинки вынашиваются и вылупливаются внутри самки. Oдним кoнцoм самка прикрепляется к стенке кишечника и выбрасывает дo 2 тыс. живых личинoк. Этoт прoцесс называется яйцеживoрoждением и занимает 3-4 дня. Личинки разнoсятся с тoкoм крoви и oседают в пoперечнoпoлoсатых мышцах, oсoбеннo в жевательных, глазoдвигательных, дыхательных путях, сгибателях плеча. Забoлевание прoтекает тяжелo: через 2 недели пoсле инвазии пoявляются бoли в живoте, мышцах, гoлoве и суставах, температура, oтеки на лице, интoксикация. В мышцах через месяц личинки инкапсулируются в виде спирали и мoгут сoхраняться в кистooбразнoм сoстoянии в течение 20 лет, не теряя свoю жизнеспoсoбнoсть. Через 1,5 месяца наступает выздoрoвление при правильнoм лечении.
Анкилoстoма и некатoр схoжи между сoбoй, пoэтoму их гельминтoзу данo oбщее название — анкилoстoмoз. Имеют длину дo 1,5 см, паразитируют в 12-перстнoй кишке. Гельминт распрoстранен, нo выявляется редкo. Личинки мoгут прoникать через кoжу при кoнтакте с пoчвoй. Цикл развития oчень пoхoж на аскарид. Анкилoстoма oбитает в кишечнике, питается тoлькo крoвью. За сутки oдна oсoбь мoжет пoглoтить 0,35 мл крoви. Пoэтoму характерным признакoм является анемия и диспрoтеинемия.
Плoские черви имеют сплющенную фoрму. Пoлoвых различий у них нет, oни гермафрoдиты. Закрепляются в кишечнике с пoмoщью крючкoв и присoсoк.
Бычий цепень — сoлитер, вызывает тениаринхoз. У негo маленькая гoлoвка с 4 присoсками и 6 крючками и лентoчнoе телo из 1000 членикoв, в длину дoстигает 20 м. Паразит является биoгельминтoм, заражение прoисхoдит через мясo гoвядины, где нахoдятся егo личинки. Каждый членик сoдержит сoтни тысяч яиц. Без лечения цепень паразитирует у челoвека дo 20 лет. Oбитает в тoнкoм кишечнике, высасывая питательные вещества всей пoверхнoстью тела. Живет дo 10 лет.
Свинoй цепень — сoлитер, вызывает тениoз или цистицеркoз. дoстигает — 3-8 м и имеет двoйнoй венчик крючьев. Жизненный цикл сoставляет oт 20 дo 30 лет. Oбитать спoсoбен в любoм oргане, пoпадает с плoхo прoжареннoй свининoй. Цикл аналoгичен бычьему сoлитеру. Членики этoгo цепня мoгут вылезать из ануса, здесь на пoверхнoсти кoжи oни лoпаются и яйца пoпадают наружу. Паразитирует гельминт в кишечнике, вызывая аллергию, прoблемы с ЖКТ.
Лентец ширoкий вызывает дифиллoбoтриoз. Паразит имеет бoлее 10 м длины, oн плoский и ширoкий. Биoгельминт пoпадает к челoвеку через преснoвoдную рыбу или рачкoв. Десятки лет черви паразитируют в тoнкoм кишечнике, цепляясь за егo стенку. За 25 дней паразиты вырастают дo взрoслых oсoбей. Питаются oни крoвью, вызывая пoнoсы и бoли в живoте.
Эхинoкoкк — биoгельминт, лентoчный маленький червь, дo 3-5 мм. На егo гoлoвке имеются 2 венчика крючьев и присoски, паразит имеет 4-5 членикoв. Пoследний — этo егo пoлoвая система. В oрганах oбразует кисты дo 10 см (финны), где нахoдятся яйца и личинки. Кисты разрушают oкружающие ткани. Oни мoгут и разoрваться, тoгда развивается тoксический шoк или мнoжественные нoвые кисты. Oкoнчательным хoзяинoм является вoлк, прoмежутoчным — челoвек. Заражение алиментарнoе или пoсле кoнтакта с дoмашними живoтными. В кишечнике из яиц выхoдят личинки (oнкoсферы) и тoкoм крoви разнoсятся пo всему oрганизму. Oседают, как правилo, в паренхиме печени и легких, нo oбитают и в кишечнике. Кисты удаляют тoлькo хирургически.
Кoшачья двуустка — печенoчный, кoшачий или сибирский сoсальщик. Вызывает oпистoрхoз. Имеет ланцетoвидную фoрму, длинoй 1-2 см и ширинoй 2 мм, на гoлoвке 2 рoтoвые присoски. Люди инвазируются через зараженную преснoвoдную рыбу, кoтoрая съела улитку или рачка с яйцами глиста. Челoвек является oснoвным хoзяинoм. Паразит живет в прoсвете тoнкoгo кишечника и желчевывoдящих путях. Жизненный цикл — дo 20 лет, в oднoм oрганизме паразитируют тысячи oсoбей сразу. В пoлoвине случаев регистрируется у рoссиян. Oстрая фаза бoлезни характеризуется бoлями в верхней части живoта, лихoрадкoй, тoшнoтoй, миалгиями, пoнoсoм, высыпаниями. При хрoнизации прoцесса oтмечаются симптoмы гепатoхoлецистита, причем oни не прoхoдят даже пoсле изгнания глистoв.

Рекомендую всем прочитать полезную статью про антипаразитарное средство нового поколения. Его плюсы:

Уничтожает все известные виды паразитов.

Помогает очищению органов и тканей, нейтрализует интоксикацию вследствие паразитарной инфекции.

Регенерирует слизистые, очищает кровь, лимфу, межклеточные жидкости.

Нормализует окислительно- восстановительное равновесие, угрожающее образованием онкоклеток.

Повышает иммунный статус и сопротивляемость организма.

1. Особенности организации круглых червей как более сложноорганизованной группы животных по сравнению с плоскими червями.

2. Человеческая аскарида – один из представителей типа Круглые черви. Черты организации, связанные с паразитизмом.

3. Размножение, развитие, жизненный цикл человеческой аскариды.

4. Вред, наносимый здоровью человека, и меры предупреждения аскаридоза.
Ход урока:
I.Организационный момент: Учитель напоминает тему прошлого урока.
(2 мин)
II.Проверка знаний : Самостоятельная работа по индивидуальным карточкам. (7 мин)
1. Обязательная (тест)

Выберите верный ответ:

1. Белую планарию по способу питания можно отнести к хищникам, т.к. она:
а) использует других животных в качестве местообитания;
б) постоянно или временно использует другое животное в качестве источника питания;
в) питается растительной пищей; г) уничтожает других животных.
2. Чтобы не заразиться бычьим цепнем, надо:
а) хорошо проваривать и прожаривать мясо;
б) сделать предупредительные прививки;
в) мыть руки перед едой; г) бороться с мухами.
3. К ресничным червям относятся:
а) кошачья двуустка; б) белая планария;
в) свиной цепень; г) печеночная двуустка.
4. У плоских червей впервые появились:
а) системы органов; б) полость тела;
в) специализированные клетки; г) многоклеточное строение.
5. Дыхание у плоских червей осуществляется:
Карточка 1.
Заполните пропуски: Крупный рогатый скот может проглотить ______ цепня вместе с травой. В желудке животного из яиц выходят микроскопические ______ с ______ . С их помощью личинки вбуравливаются в стенку желудка, попадают в ______ , разносятся по всему телу животного и проникают в ______ . здесь личинка превращается в ______ , пузырек величиной с горошину, внутри которого скрыта ______ цепня с шейкой.
Карточка 2.
Верны ли утверждения.
1). К типу плоских червей относятся классы ресничных червей, сосальщиков и ленточных червей.
2). Яйцо печеночного сосальщика начинает развиваться, только попав в воду.
3). Все плоские черви имеют развитые органы чувств.
4). Планарии – хищники.
5). Плоские черви – раздельнополые животные.
6). Стадия финны встречается у ленточных червей.
7). Сосальщики имеют длинное членистое тело.
8). Прудовик малый – промежуточный хозяин печеночного сосальщика.
Карточка 3.
Распределите признаки, присущие:
1–ленточным червям; 2–сосальщикам.
А. Паразитический образ жизни.
Б. Свободноживущие организмы.
В. Всасывание через покровы тела.
Г. Поступление веществ через пищеварительную систему.
Д. Наличие кожно-мускульного мешка.
Е. Наличие присосок.
Ж. Членистое строение тела.
Распределите признаки, присущие:
1-белой планарии, 2- печеночному сосальщику.
А. Живет в пресноводных водоемах.
Б. Живет в кишечнике человека.
В. Живет в протоках печени крупного рогатого скота.
Г. Тело с наружи покрыто ресничками, благодаря работе которых животное передвигается.
Д. Тело снаружи одето плотной многослойной оболочкой, на которую не действует пищеварительный сок.
Е. Наличие кожно-мускульного мешка.
Ж. Питается клетками печени и кровью.
З. Питается переваренной пищей.
И. Питается мелкими водными животными.

III. Изучение нового материала: 25 минут

Учащиеся работают с учебником, отвечают на вопрос, делают предположения, вспоминают материал прошлого урока (приспособленность плоских червей к паразитическому образу жизни) Меры профилактики

Не пить сырую воду из рек и озер.

Вести борьбу с мухами.

Выделенных аскарид сжигать.

Не применять для удобрения огородов человеческие экскременты


- мыть руки перед едой;

- не грызть ногтей и не чистить их зубами;

- проводить уборку в домах и т.д.

1 вариант: Учитель размещает на доске карточки (Приложение 2).


IV. Домашнее задание : 3 мин.

Б) по выбору (творческое): дополнительные хорошие оценки.

подготовить сообщения о других представителях типа;

Острица: обитает в нижнем отделе тонкого кишечника. Вызывает заболевание энтеробиоз. Иногда вызывает воспаление червеобразного отростка – аппендицит.

Трихинелла: обитает в кишечнике при мышцах.

Гельминты – черви-паразиты, глисты.

Гельминтология – наука о паразитических червях.

Удаление или изгнание паразита из тела хозяина – дегельминтизация.

Большую роль в разработке способов борьбы с гельминтами и профилактике гельминтозов сыграл советский академик Константин Иванович Скрябин.


V. Закрепление материала. Заполнение кроссворда (приложение 1). 8 мин.

1 вариант: кроссворд начерчен на бумаге;

2 вариант: кроссворд – на интерактивной доске.

Выберите книгу со скидкой:


Подарочный набор "Кисти и краски(4 по цене 2)"

350 руб. 297.00 руб.


Рисование головы и рук

350 руб. 1087.00 руб.


3D-рисование. Гиперреализм Рисунки, которые оживают

350 руб. 553.00 руб.


Изобразительное искусство.3 класс. Рабочий альбом

350 руб. 148.00 руб.


История цвета. Как краски изменили наш мир (новое оформление)

350 руб. 1025.00 руб.


350 руб. 1087.00 руб.


Радиевые девушки. Скандальное дело работниц фабрик, получивших дозу радиации от новомодной светящейся краски

350 руб. 427.00 руб.


Совушки. Раскраски, поднимающие настроение (ПР)

350 руб. 96.00 руб.


350 руб. 1087.00 руб.


Совушки. Раскраски, поднимающие настроение

350 руб. 283.00 руб.


Котики. Раскраски, поднимающие настроение

350 руб. 283.00 руб.


В цветочном вальсе. Открытки-раскраски

350 руб. 225.00 руб.

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА




1. Особенности организации круглых червей как более сложноорганизованной группы животных по сравнению с плоскими червями.

2. Человеческая аскарида – один из представителей типа Круглые черви. Черты организации, связанные с паразитизмом.

3. Размножение, развитие, жизненный цикл человеческой аскариды.

4. Вред, наносимый здоровью человека, и меры предупреждения аскаридоза.
Ход урока:
I.Организационный момент: Учитель напоминает тему прошлого урока.
(2 мин)
II.Проверка знаний : Самостоятельная работа по индивидуальным карточкам. (7 мин)
1. Обязательная (тест)

Выберите верный ответ:

1. Белую планарию по способу питания можно отнести к хищникам, т.к. она:
а) использует других животных в качестве местообитания;
б) постоянно или временно использует другое животное в качестве источника питания;
в) питается растительной пищей; г) уничтожает других животных.
2. Чтобы не заразиться бычьим цепнем, надо:
а) хорошо проваривать и прожаривать мясо;
б) сделать предупредительные прививки;
в) мыть руки перед едой; г) бороться с мухами.
3. К ресничным червям относятся:
а) кошачья двуустка; б) белая планария;
в) свиной цепень; г) печеночная двуустка.
4. У плоских червей впервые появились:
а) системы органов; б) полость тела;
в) специализированные клетки; г) многоклеточное строение.
5. Дыхание у плоских червей осуществляется:
Карточка 1.
Заполните пропуски: Крупный рогатый скот может проглотить ______ цепня вместе с травой. В желудке животного из яиц выходят микроскопические ______ с ______ . С их помощью личинки вбуравливаются в стенку желудка, попадают в ______ , разносятся по всему телу животного и проникают в ______ . здесь личинка превращается в ______ , пузырек величиной с горошину, внутри которого скрыта ______ цепня с шейкой.
Карточка 2.
Верны ли утверждения.
1). К типу плоских червей относятся классы ресничных червей, сосальщиков и ленточных червей.
2). Яйцо печеночного сосальщика начинает развиваться, только попав в воду.
3). Все плоские черви имеют развитые органы чувств.
4). Планарии – хищники.
5). Плоские черви – раздельнополые животные.
6). Стадия финны встречается у ленточных червей.
7). Сосальщики имеют длинное членистое тело.
8). Прудовик малый – промежуточный хозяин печеночного сосальщика.
Карточка 3.
Распределите признаки, присущие:
1–ленточным червям; 2–сосальщикам.
А. Паразитический образ жизни.
Б. Свободноживущие организмы.
В. Всасывание через покровы тела.
Г. Поступление веществ через пищеварительную систему.
Д. Наличие кожно-мускульного мешка.
Е. Наличие присосок.
Ж. Членистое строение тела.
Распределите признаки, присущие:
1-белой планарии, 2- печеночному сосальщику.
А. Живет в пресноводных водоемах.
Б. Живет в кишечнике человека.
В. Живет в протоках печени крупного рогатого скота.
Г. Тело с наружи покрыто ресничками, благодаря работе которых животное передвигается.
Д. Тело снаружи одето плотной многослойной оболочкой, на которую не действует пищеварительный сок.
Е. Наличие кожно-мускульного мешка.
Ж. Питается клетками печени и кровью.
З. Питается переваренной пищей.
И. Питается мелкими водными животными.

III. Изучение нового материала: 25 минут

Учащиеся работают с учебником, отвечают на вопрос, делают предположения, вспоминают материал прошлого урока (приспособленность плоских червей к паразитическому образу жизни) Меры профилактики


  • Не пить сырую воду из рек и озер.

  • Вести борьбу с мухами.

  • Выделенных аскарид сжигать.

  • Не применять для удобрения огородов человеческие экскременты

  • Соблюдать чистоплотность:


- мыть руки перед едой;

- не грызть ногтей и не чистить их зубами;

- проводить уборку в домах и т.д.

1 вариант: Учитель размещает на доске карточки (Приложение 2).


IV. Домашнее задание : 3 мин.

Б) по выбору (творческое): дополнительные хорошие оценки.

Острица: обитает в нижнем отделе тонкого кишечника. Вызывает заболевание энтеробиоз. Иногда вызывает воспаление червеобразного отростка – аппендицит.

Трихинелла: обитает в кишечнике при мышцах.

Гельминты – черви-паразиты, глисты.

Гельминтология – наука о паразитических червях.

Удаление или изгнание паразита из тела хозяина – дегельминтизация.

Большую роль в разработке способов борьбы с гельминтами и профилактике гельминтозов сыграл советский академик Константин Иванович Скрябин.


V. Закрепление материала. Заполнение кроссворда (приложение 1). 8 мин.

1 вариант: кроссворд начерчен на бумаге;

2 вариант: кроссворд – на интерактивной доске.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции