Презентация урока по биологии на тему паразиты


Презентация знакомит с грибами - паразитами. Грибы-паразиты поселяются на живых организмах и питаются за их счёт, нанося им большой вред.

На растениях паразитируют около 10 тысяч видов грибов, на животных и человеке – около 300 видов. Одни из них поселяются на поверхности, другие – в теле своего хозяина, часто вызывая тяжёлые заболевания.

Скачать:

Вложение Размер
griby-parazity.ppt 1.37 МБ

Подписи к слайдам:

Грибы-паразиты поселяются на живых организмах и питаются за их счёт, нанося им большой вред. На растениях паразитируют около 10 тысяч видов грибов, на животных и человеке – около 300 видов. Одни из них поселяются на поверхности, другие – в теле своего хозяина, часто вызывая тяжёлые заболевания.

Головня В конце лета среди созревших колосьев пшеницы, метёлок овса встречаются необычные почерневшие колоски, похожие на обуглившиеся головешки. Это споры гриба-паразита головни. Попав на здоровые зерновки во время уборки урожая, они сохранятся до посева. Вместе с зерном споры попадут в землю и прорастут в нити грибницы, которая проникнув в проростки растения, будет расти внутри стебля и питаться его соками. Ко времени цветения грибница головни достигнет колоса. Здесь она сильно разрастется, образовав массу спор, разрушит зерновки и превратит их в чёрную пыль. Для уничтожения спор головни зерно перед посевом обрабатывают фунгицидами.

Парша Гриб вентурия неравная – возбудитель парши. Если он поселяется на яблоках, они покрываются шелушащимися пятнами.

Серая гниль Собирая дождливым летом землянику, часто попадаются серые, покрытые как бы тонким пушком, ягоды. Это болезнь – серая гниль земляники. Её возбудитель - гриб ботритис.

Мучнистая роса По поверхности листа постепенно расползается грибница паразитического гриба. Со стороны она выглядит как белый налёт. Эту болезнь называют мучнистая роса. Ею страдают очень многие растения – от злаков до смородины и роз.

Ржавчина Ржавчинные грибы поражают листья и стебли растений. На поражённых листьях и стеблях возникает налёт ярко-оранжевого, иногда почти чёрного цвета. В Библии ржавчина растений упоминается наравне с моровой язвой, нашествием неприятеля, саранчой и прочими страшными бедствиями.

Рак картофеля Паразитический гриб синхитриум вызывает рак картофеля. На клубнях картофеля появляются бугристые наросты или опухоли, напоминающие губку или молодую цветную капусту.

Трутовики Эти грибы разрушают древесину деревьев. Их споры проникают в дерево через раны, появляющиеся в коре. Они прорастают в грибницу, которая распространяется по древесине, разрушает её и делает трухлявой. Плодовые тела в форме копыта появляются на коре дерева через несколько лет после заражения и располагаются друг над другом в виде полочек. На их нижне в мелких трубочках созревают споры.

Значение грибов-паразитов Грибы-паразиты наносят большой вред лесному хозяйству. Грибы-паразиты снижают урожай сельскохозяйственных растений, делают продукты из них непригодными в пищу, вызывают заболевания людей и животных. Все грибковые заболевания распространяются очень быстро, потому что ветер, осадки и насекомые легко переносят мельчайшие споры с больных растений на здоровые. Заражение растений грибами-паразитами наносит большой ущерб сельскому хозяйству. Поэтому очень важно принимать профилактические меры, а в случае появления заболеваний как можно быстрее начинать борьбу с ними.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока с презентацией в 6 классе по теме "Грибы-паразиты" к учебнику В.В. Пасечника.

Урок биологии 6 класс по теме: грибы с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо, самоанализ и приложения к уроку.


Презентация "Черви - паразиты" предназначена для сопровождения урока биологии в 7 классе. Слайды презентации содержат материал о плоских и круглых червях - паразитах, их особеноостях строения, приспособлениях к паразитическому образу жизни, циклах развития. а также мерах профилактики заражения гельминтами. Также на слайдах презентации есть вопросы повторения и закрепления. данный материал будет интересен учителям работающим по программам - 1 час в неделю.

Скачать:

Вложение Размер
chervi_-_parazity.ppt 2 МБ

Подписи к слайдам:

У плоских червей……. Какая симметрия тела? Сколько зародышевых листков образует тело? Какова форма тела? Из чего состоят покровы тела? Есть ли полость тела? Чем заполнены промежутки между органами Какие системы органов образуют тело?

Паразитические плоские черви: Класс Сосальщики. Класс Ленточные черви. .

Приспособления к паразитическому образу жизни Питание полупереваренной пищей или тканями хозяина. Отсутствуют органы чувств. Упрощены органы движения Развиты органы прикрепления Покровы тела плотные и стойкие к воздействиям. Устойчивы к недостатку кислород – анаэробы. Преобладает гермафродитизм, огромная плодовитость. Сложные жизненные циклы, со сменой хозяев.

Класс Сосальщики Признаки класса: 1. Две присоски. 2. Отсутствуют реснички. 3. Уплотненные покровы. 4. Мышечная и нервная система развиты слабее, чем у свободноживущих плоских червей. 5. Очень сильно развит кишечник. 6. Сложный жизненный цикл.

Печеночный сосальщик Сырые пастбища Болотистые водоемы

Меры борьбы и профилактики и борьбы с Печеночным сосальщиком Выявление больных животных и людей Уничтожение малых прудовиков Смена пастбищ ( несколько лет не выпасают на пастбище скот ) Не пить воду из природных источников, пить только кипяченную воду.

Класс Ленточные черви Свиной цепень ( 2-6 м ) Бычий цепень ( 4-10 м ) Лентец широкий ( до 30 м ) Эхинококк ( до 6 мм )

Признаки класса Тело в виде ленты Головка с органами прикрепления Лентовидное тело ( стробила ) состоит из члеников ( проглоттид ) Отсутствует пищеварительная система, Огромная плодовитость ( в сутки больным человеком выделяется до 28 члеников содержащих – 5 млн. яиц ) Сложный цикл развития Членики могут сами отделяться от тела

Бычий цепень Свинной цепень

Эхинококк Личинка Эхинококка - пузырчатая стадия

Методы профилактики и борьбы с ленточными червями Обеззараживание пастбищ Обследование животных и их мяса перед продажей Термическая обработка мяса Ветеринарный контроль Личная гигиена ( не допускать самозаражения ) В лесу не брать травинки в рот Лечение больных

У круглых червей……. Какая симметрия тела? Сколько зародышевых листков образует тело? Какова форма тела? Из чего состоят покровы тела? Есть ли полость тела? Чем заполнены промежутки между органами Какие системы органов образуют тело?

Тип Круглые черви или Первичнополостные Класс Собственно круглые черви (Нематоды) Аскариды Острицы Власоглавы Галловые нематоды

Круглые черви - Паразиты растений

Представители Местообитания Значение Луковая нематода Почва, на корнях и в луковицы лука Уничтожает урожай лука при выращивании и хранении Земляничная нематода В почве, в побегах, в плодах земляники Угнетение и гибель растений Картофельная стеблевая нематода В почве, в побегах картофеля Растения угнетаются, снижается урожай Человеческая аскарида Тонкая кишка человека Питается пищей хозяина, отравляет его продуктами обмена веществ, изъязвляет стенки кишечника Свиная аскарида Тонкая кишка свиньи -----«------ Детская острица Прямая кишка человека Откладывает яйца около анального отверстия хозяина, вызывает зуд кожи

Паразиты человека и животных Аскарида

Самка( 3мес .) Яйца во внешнюю среду Личинка Пищевар. система человека 10 дней путешествие с током крови Попадают в легкие вызывают кашель С мокротой опять попадают в пищевар. сист. В тонком кишечнике превращаются во взрослую особь

Какова профилактика заражения аскаридозом?

Нематоды –паразиты тела человека

Вопросы закрепления Назовите адаптации червей к параразитическому образу жизни? Какие из червей являются паразитами человека и животных? Какой организм называется постоянным хозяином червя? Где живут личиночные стадии червя? Какое значение для червей имеет смена хозяев? Назовите меры профилактики и борьбы с паразитическими червями?

Домашнее задание Выучить § 30, 31 Знать признаки классов Уметь показать по таблице строение и цикл развития цепня и аскариды Знать меры профилактики и борьбы с паразитическими червями Уметь отвечать на вопросы после параграфа

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цели: расширение кругозора учащихся; развитие познавательного интереса к предмету. Задачи: Воспитание бережного отношения к природе, любви к птицам, природе; Увидеть и осознать крас.

презентация содержит информацию об изучении крови как основной жидкости организма.

презентация для урока Тип Кишечнополостные.

Данная работа состоит из нескольких частей - тесты,утверждения и теоретические задания. Работа позволяет выявить уровень усвоения темы, а также можно её использовать при подготовке к ЕГЭ.

Презентация по биологии для учащихся 8-го класса на тему: "Эволюция человека".

Презентация по биологии для учащихся 7-го класса на тему: "Общая характеристика царства Грибы".

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Выяснить, все ли типы микроорганизмов в нашем организме – паразиты, откуда и почему в нашем теле они появляются, насколько это опасно и как можно этого избежать.

Все ли микроорганизмы в теле человека - паразиты? Изначально, было принято считать, что в организме человека не должно быть микроорганизмов, так как все они приносят урон нашему здоровью. Но проведя многотысячные исследования, учёные установили, что в теле здорового организма должно быть почти 2 килограмма микроорганизмов! Каждый вид таких микроорганизмов приносит опредёленную пользу и выполняет функции, без которых наш организм не просуществовал бы (ферментативная, пищеварительная, фагацитозная и многие другие). Но несмотря на это, количество вредных микроорганизмов (паразитов) в наших организмах зашкаливает! Трихинелла - самый опасный из паразитов. Личинки оседают в мышцах, там и развиваются червячки. Вызывает тяжелые поражения в мышечных и соединительных тканях.

Трихомонады вызывают заболевания мочеполовой системы, кишечника, рта, крови, сосудов. Болезни: диабет, артрит, рассеянный склероз, псориаз, инсульт, инфаркт, рак. Грибки – обилие разнообразных заболеваний, формирование и развитие онкологии.

Лямблии поражают печень, желчный пузырь и желчные протоки, тонкий кишечник. Лямблиоз может быть причиной дуоденита, панкреатита, энтерита, гепатита и холецистита.

Эхинококкоз самое распространенное хроническое паразитарное заболевание, при котором во внутренних органах человека развиваются кистозные образования с возбудителем, личинкой цепня Echinococcus granulosus, внутри. Киста постоянно растет. Через несколько лет эхинококковый пузырь может достигнуть 20−30 см. При разрыве возможен летальный исход.

Аскариды вызывают легочные, желчные и кишечные заболевания.

Описторхоз вызывает аллергию, дискинезию желчных путей, заболевания желудка и кишечника, печеночных и желчных ходов, дисбактериоз, вегетососудистую дистонию, поражает поджелудочную железу.

Острицы – энтеробиоз, обилие кишечных заболеваний, аллергические реакции, сильный зуд вокруг анального отверстия в ночное время.

Фасциолез вызывает аллергию, дискинезию желчных путей, хронический гепатит.

Асциолопсидоз участвует в формировании и развитии разнообразных онкологических заболеваний.

Хламидии вызывают бесплодие, расстройство пищеварения, разнообразные поражения поджелудочной железы (в том числе и диабет), печени и ведут к инфарктам.

1.Если вы любите купаться – будьте осторожны. В реках и прудах всегда водится огромное количество паразитов. Выбирайте пляжи, на которых установлены души с канализационной водой, не ныряйте, так как это всегда вызывает попадание воды на слизистые носа и рта.

2.Всегда мойте руки с мылом в горячей воде.

3.При использовании свежей зелени для приготовления салатов обдавайте ее кипятком.

4.Мойте куриные яйца с мылом, прежде чем использовать их в приготовлении любых блюд.

5.Обязательно мойте бананы и цитрусовые фрукты перед употреблением. Не важно, что вы не едите кожуру, вы прикасаетесь к ней руками, которыми потом трогаете мякоть.

6.Если вы любите гулять босиком, тщательно мойте ноги после таких прогулок с мылом в горячей воде.

7.Мойте руки после каждого контакта с домашними животными. Если вы держите дома кошку или собаку, не давайте им свежего мяса, рыбу или курицу, предварительно не заморозив или не сварив их.

8.Не пейте сырую воду на даче, в деревне и других местах, где можно усомниться в ее тщательно дезинфекции.

9.Сведите к минимуму употребление малосоленой рыбы из пресных водоемов, домашнего сала с прожилками мяса и шашлыка из свинины. А в идеале – откажитесь от этих продуктов, так как они являются самым распространенным источников паразитов.

10.Тщательно мойте ягоды и фрукты, собранные на даче. Возможно, на них нет пыли и грязи, но паразиты на них водятся очень часто.

Следование простым гигиеническим нормам защитит вас от опасных болезней.

3 Паразитических червей более 260 видов, 70 из которых распространены в России. Для развития паразитических червей обязательно нужен хозяин, т. е. то существо, организм которого является постоянным или временным местообитанием паразита и одновременно служит источником его питания. Хозяева паразитов делятся на промежуточных (в них гельминт проходит личиночные стадии) и окончательных (в них и только в них гельминт становится половозрелым, инвазионным).

4 Чтобы удержаться в тканях организма, глисты обладают специальными органами: присосками, плоскими крючочками или своеобразными зубами. Эти паразиты наносят сильный вред здоровью животных и человека.

5 Они пьют кровь и тканевые соки, поглощают из кишечника питательные вещества, которые должны были дать питание организму человека. Но это еще самый малый вред, наносимый паразитами.

6 Глисты при питании выделяют в организме хозяина ядовитые вещества, которые мгновенно всасываются в кровь, разносятся по тканям хозяина, воздействуя на его нервную систему и другие жизненно важные органы.

7 По способу заражения глисты подразделяются на две группы. К первой группе относятся паразиты (власоглавы, острицы, аскариды), которыми можно заразиться через почву, воду, овощи и другие предметы. Яйца этих гельминтов часто переносят мухи.

8 Во вторую группу входят глисты (трихинеллы, трематоды), заражение которыми может произойти через мясо животных и рыбу. Собаки являются переносчиками такого опасного паразита, как эхинококк, вызывающего у человека тяжелейшее заболевание. Кроме того, от собак и кошек можно заразиться собачьими и кошачьими аскаридами, паразитирующими в личиночной стадии в организме человека.

9 Способы заражения гельминтами (паразитами ) 1. Гельминты, которыми человек заражается через почву, воду, овощи, ягоды, фрукты, загрязненные яйцами гельминтов: - аскариды - власоглавы круглые черви, длиной около 25 см, своим передним волосовидным концом прочно прикрепляется к стенке кишечника. 2. Гельминты, которыми человек заражается при употреблении в пищу поражённого личинками мяса крупного рогатого скота и свиней, а также рыбы. 3. Гельминты, заражение которыми происходит от больного или через окружающие его предметы.

10 Способы проникновения личинок паразитов в организм: алиментарный (через зараженную пищу, воду, грязные руки); контактно-бытовой(через предметы домашнего обихода, от зараженных членов семьи, домашних животных);Через пыль, игрушки, ковры, нательное и постельное белье и руки попадают в пищевой тракт. трансмиссивный (через кровососущих насекомых); перкутантный или активный (при котором личинка проникает через кожу или слизистые оболочки во время контакта с зараженной почвой, при купании в открытых водоемах).

11 Источниками заражения могут быть: Овощи, фрукты, ягоды. Самые распространенные удобрения на садовом участке - фекалии животных и человека. Личинки паразитов прочно приклеиваются к зелени, овощам, фруктам и просто водой смыть их невозможно! Воздух. Вдыхая пыль с яйцами или цистами паразитов на улице либо дома с грязной обуви. Деньги (деньги, которые Вы держите, могут побывать в руках разных людей. Поцелуи, посуда, любые предметы.

12 Игровые площадки детей, общественные места Дети часто заражаются при игре в открытых песочницах, куда уже успела "сходить" какая- то кошечка (в 1 г. ее фекалий содержится до 20 млн. цист токсоплазм), или пробежала собачка и остался след от шерсти. Эти места очень трудно уберечь от кошек и собак, нередко оставляющих там свои фекалии, содержащие яйца паразитов.

13 Пресноводные водоемы. Например, яйца шистосомов выделяются с мочой, а образующиеся личинки через кожу попадают в организм человека При купании в открытых водоемах, личинка проникает через кожу или слизистые оболочки во время контакта с зараженной почвой, при купании в открытых водоемах.

14 Пути попадания паразитов в организм: через предметы домашнего обихода, от зараженных членов семьи, домашних животных, через кровососущих насекомых, разносятся мухами. На своих лапках они собирают огромное количество разной нечисти. Достаточно вспомнить, что мы их можем увидеть на гниющих продуктах, испражнениях, свалках.

15 Домашние животные Кошечки и собачки, хомячки и попугайчики живут в той же квартире, где живем мы, спят на тех же диванах, где спим мы, сидят на тех же унитазах, где сидим мы. И все в человеческом жилище усыпано яйцами глистов, ссыпающихся с кожи животных через шерсть. Собачьи и кошачьи блошки переносят яйца глиста, раскусывая их, заглатывает яйца внутрь и через свое влажное дыхание рассеивает их на расстояние до 5 метров (кошечка до 3 метров). Шерсть животных это переносчик яиц глистов (аскарид и токсокар), лямблий.

16 Рукопожатие, грязные руки, не только свои, но и продавцов, работников пищевой промышленности и общественного питания. На одной открытой буханке хлеба из уличного ларька были обнаружены яйца нескольких видов глист Если едите не мытыми руками паразиты попадают к нам через рот: через зараженную пищу, воду, грязные руки, яйца аскариды (заболеваемость - 100млн. случаев в год), яйца остриц (упавших с шерсти, сохраняют жизнеспособность до 6 месяцев), плохо мытые ягоды, фрукты, овощи, через пыль, игрушки, ковры, нательное и постельное белье

17 Мясо (не проваренное или не прожаренное) часто становятся источником заражения. Особенно стоит задуматься тем, кто часто употребляет шашлык, употребляя сырой маринованный лук. Рыба, не прошедшая или плохо прошедшая термическую обработку, является источником заражения ряда паразитарных заболеваний. Заражение трихинеллезом - если ели недожаренный шашлык и это зараженные продукты питания ( плохо вымытые фрукты и овощи, недожаренное и недоваренное или недожаренное мясо, рыба), или домашнее

18 Аскариды Аскариды – довольно крупные круглые черви, самки достигают 40 см, самцы – 25см. Продолжительность жизни около года. Очень распространены в природе. По внешнему виду взрослые аскариды напоминают дождевых червей. Имеют рот, окруженный тремя губами. Снаружи тело аскариды покрыто плотной оболочкой (кутикулой), защищающей от переваривания и других внешних воздействий. В кишечнике хозяина прикрепляется присосками.

20 Аскарида в сердце собаки

21 Яйца аскарид можно проглотить с немытыми овощами и фруктами. Живучесть этих яиц поразительна! Они могут оставаться живыми даже после 5 лет пребывания в формалине. Невероятна и плодовитость аскарид одна самка в течение суток выделяет до 200 тыс. яиц.

22 Ришта Один из самых опасных паразитов среди круглых червей

23 Паразитирует она под кожей человека. Заразиться риштой можно, случайно выпив вместе с водой рачка циклопа, в котором живут личинки ришты.

24 Спустя 814 месяцев после заражения на ноге (стопа) появляется пузырь (27 см) с головкой червя, тело которого может достигать 120 см в длину и прощупываться под кожей в виде тяжа. Болезнь сопровождается лихорадкой, тошнотой, рвотой, поносом, одышкой и крапивницей. Язва заживает примерно через месяц после удаления червя. У приезжих заболевание встречается редко.

28 Процесс наматывания ришты

30 Глисты в головном мозге

31 Слева желудок свиньи, забитый аскаридами. Справа нога больного слоновьей болезнью, вызываемой поселяющейся в лимфатических протоках нитчаткой Банкрофта

Класс: 6

Презентация к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Класс: 6

Продолжительность урока: 45 минут

Автор учебника: учебник “Биология” 5 класс под редакцией В.В. Пасечника (ФГОС).

Тип: Изучение нового материала

Цели по содержанию:

  • обучающие: ознакомление учащихся с информацией о царстве грибов.
  • развивающие: развитие у учащихся умения планировать свою деятельность, умение действовать по образцу.
  • воспитывающие: формирование у обучающихся мотивации к обучению и познавательной деятельности

Учащиеся должны знать:

  • особенности строения грибов,
  • способы питания грибов,
  • роль грибов в природе и жизни человека,
  • способы размножения.

Учащиеся должны уметь:

  • выделять признаки грибов, как представителя самостоятельного царства
  • различать грибы: сапротрофы, паразиты.
  • объяснять явления симбиоза.
  • сравнивать с представителями разных царств живой природы

Предметные результаты:

  • формировать умение объяснять, как строение грибов связано с их жизнедеятельностью;
  • формировать умение понимать смысл биологических терминов: грибница, мицелий,
  • овладевать методами биологической науки и умениями описывать биологические объекты и процессы

Личностные результаты:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • умение находить биологическую информацию в тексте учебника, анализировать и оценивать информацию;
  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
  • формировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности;

Познавательные УУД

  • Продолжить формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений.
  • Продолжить формирование умения преобразовывать информацию из одного вида в другой ( текст в схему и пр.).

Коммуникативные УУД

  • Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе .
    • строить понятные для партнера высказывания, т.е. владеть вербальными и не вербальными средствами общения;умение обосновывать и доказывать свою т.зр.;
    • умение задавать вопросы и слушать собеседника;
    • умение высказывать свое собственное мнение, вести диалог в различных коммуникативных ситуациях, соблюдая правила речевого этикета;
    • умение дружить, уступать, убеждать.

Регулятивные УУД

  • продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии.
  • продолжить формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
  • продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.

Личностные результаты:

  • создавать условия к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.
  • формировать познавательные мотивы в обучении, интерес к новому, интерес к способу решения и общему способу действия

Используемая технология: ИКТ, проблемное обучение, смысловое чтение, технология обучения в сотрудничестве.

Информационно-технологические ресурсы: учебник, рабочая тетрадь, компьютер, проектор, интерактивная доска презентация к уроку, коллекция грибов, микроскоп, микропрепарат плесневых грибов.

I. Организационный момент:

Правила на доске: Настрой на урок (Слайд 2)

Я умею думать.
Я умею рассуждать.
Что полезно для работы
То и буду выполнять

А правила на уроке будут сегодня следующие (слайд 3)

1. Сначала выслушай, затем задай вопрос.

2. Максимальная активность каждого.

3. И никакой критики.

II. Актуализация знаний

На доске: вывешены фотографии животных и растений “Классификация фотографий, вывешенных на доске”.

Учитель: Посмотрите пожалуйста на доску. Скажите, на какие две группы можно разделить организмы, изображенные на фотографиях?

Ответ: На две. Первая группа это организмы, принадлежащие к царству растений, вторая группа - к царству животных.2 колонки - растения и животные

Учитель: Давайте ребята вспомним с вами признаки живых организмов. Я называю признак ,а вы говорите к какому царству данный признак относится.

  • Неограниченный рост (Растения)
  • Питание путем всасывания воды и минеральных солей (Растения)
  • Наличие хлоропластов (Растения)
  • Фотосинтез. Образуют органические вещества – автотрофы (Растения)
  • Активное движение (Животные)
  • Ограниченный рост (Животные)
  • Отсутствие хлоропластов (Животные)
  • Питаются готовыми органическими веществами – гетеротрофы (Животные)

Учитель: Ученые выделяют группу организмов, которые сочетают в себе признаки растений и животных. Послушайте стихотворение.

Что за чудище такое?
То поменьше, то большое.
Можно встретить под березой,
На пеньке, среди травы.
Можно портить древесину,
Поселившись на стволах.
Могут в тесте размножаться,
Если тесто на дрожжах
Есть плодовые тела
И разросшиеся клетки
Так о ком же речь была?
Догадались ли, вы детки?

Учитель: Совершенно верно – это грибы.

III. Изучение нового материала (Слайд 4)

Учитель: Давайте сформулируем тему нашего сегодняшнего урока. Как вы думаете, будет звучать тема нашего урока?

Ответ ( Царство - грибы) (Слайд 5)

Учитель: Как сказал Владимир Алексеевич Солоухин “Гриб – одно из самых интересных и таинственных явлений природы”

Учитель: Давайте подумаем и скажем, какова же цель нашего сегодняшнего урока Закончим предложения, вставив пропущенные слова “Доказать, что . сочетают в себе признаки. . и свои собственные”.( Работа с интерактивной доской –запись пропущенных слов) .(Слайд 6)

Ответ (1. Грибы, 2. Растений, 3. Животных)

Учитель: На уроке мы с вами докажем, что грибы сочетают в себе свои признаки, а также признаки животных, растений.

Вот какие признаки мы в течении урока и узнаем с вами.

Сейчас выполним с вами интересные задачи ТРИЗ (Слайд 7)

Мозговой штурм. В кастрюле под крышкой остался вареный картофель, и про него забыли. Когда через несколько дней открыли крышку, то увидели пушистую "вату” – белую плесень. Как можно объяснить её образование?

Ответ: Гриб – плесень образуется при высокой влаге и температуре выше 20градусов

Учитель: Сейчас поработаем с микроскопами и готовыми микропрепаратами. Посмотрите в микроскопы и скажите, что Вы там увидели?

Учитель: Значит мы можем сказать из чего же состоит гриб плесень?

Ответ: Гриб состоит из грибных ниток.

Учитель: Исторический факт. В годы войны благодаря ученым появилось лекарство пенициллин. С его помощью спасли много раненых и больных с воспалением легких. Внимание вопрос .Какое отношение это лекарство имеет к грибам? (Слайд 8)

Ответ: Это лекарство сделано из гриба – пеницилла

Учитель: Совершенно верно В 1897 году врач Эрнгест Дюшен сделал “открытие”, (Слайд 9) наблюдая за тем, как арабские мальчишки-конюхи применяют плесень с ещё сырых седел для обработки ран на спинах лошадей, натертых этими же самыми седлами. Дюшен тщательно исследовал взятую плесень, определил её как Penicillium glaucum, опробовал на морских свинках для лечения тифа и обнаружил её разрушающее действие на бактерии. Это было первое в истории клиническое испытание того, что вскоре станет известным всему миру пенициллином.

Молодой человек представил результаты своих исследований в виде докторской диссертации, настойчиво предлагая продолжить работу в данной области. Заслуженная слава пришла к Дюшену уже после смерти, в 1949 году,— через 4 года после того, как сэр Александр Флемминг был удостоен Нобелевской премии за открытие (уже в третий раз) антибиотического эффекта пеницилла. В годы Великой Отечественной Иосиф Сталин добивался увеличения поставок в СССР американского пенициллина. При этом он настаивал на том, что производство этого лекарства должно быть освоено и в СССР. Даже велись переговоры с американцами о покупке лицензии на производство пенициллина.

Учитель: Сейчас дадим характеристику грибам. Ученые долгое время не могли придумать название, что же такое грибы? В старину многие думали, что они появляются от росы, от ударов молнии, от гниения веществ.

И в 19 веке их выделили в отдельное царство. В настоящее время ученые насчитывают 100 тысяч видов грибов, среди них очень маленькие и крупные экземпляры (Слайд 10)

В нашей стране насчитывается около 200 видов грибов.

Изучением гриба занимается наука “Микология” (греч. “Микос”- гриб “логос”- наука) (Слайд 11)

Некоторые из них могут источать запахи - сыр с плесенью

Некоторые светятся – опята

Некоторые за 2 часа увеличиваются в размере на 50см, при этом живут лишь сутки

Некоторые хищные грибы - нематофаги, обитающие в почве, ловят нематод и амеб.

Грибники собирают 15 видов, а заядлые до 25 видов грибов

Продолжается грибная охота. Очень важно, чтобы в корзинку попадали только съедобные грибы. Их варят, жарят, сушат и солят. Заготавливают на зиму.

А более подробно о съедобных и ядовитых грибах нам расскажет ученица. (Авторская презентация ученицы)

Учитель. Какие грибы вам известны?

Упражнение “Светофор”: я называю гриб, а вы должны поднять соответствующий кружок. Красный - несъедобный гриб, зеленый - съедобный гриб, желтый - “не знаю”.

Учитель: Ребята, а вы обращали внимание на то обстоятельство, что многие грибы поселяются на хлебе, моркови, картофеле, варенье? Почему, как вы думаете?

Ответ: грибы питаются готовыми органическими веществами.

- Как называются организмы, питающиеся таким образом? (Сапрофиты)

- Какие вы знаете организмы, которые питаются подобным образом? (бактерии)

- Каждый грибник знает, что рыжики лучше искать в молодом ельнике, маслята - в сосновом лесу. Почему? В чем причина такого устойчивого соседства?

Оказывается многие грибы научилась дружить с деревьями и кустарниками. Это явление называется микориза (симбиоз)

Встречаются грибы – паразиты (трутовик), а также грибы-хищники.

IV. Аутотренинг. (Слайд 12)

Вырос гриб на тонкой ножке.
Встань и ты, постой немножко.
Крышу сделай над собой,
Как из шляпки грибной.
Все тихонечко вздохнем,
Вновь грибы учить начнем”.

Работа по группам (Слайд 13)

Учитель:

  • 1 группа читает текст на стр. 35 и готовит выступление об особенностях питания грибов (Слайд 14,15)
  • 2 группа читает текст на стр. 38 и готовит выступление о путях размножения грибов и их способах. (Слайд 16,17)
  • 3 группа готовит выступление о особенностях организации грибов, строения грибной клетки, прочитав текст на стр.37. (Слайд 18,19)

V. Закрепление материала.

Учитель: Давайте вспомним какие царства живой природы мы знаем? (Слайд 20)

Игра “Лишний гриб” (Слайд 21)

Учитель: На экране изображены грибы: ложный опенок, белый гриб, волнушка, лисичка, бледная поганка

Учитель: Какой гриб лишний?

Лишний – белый гриб - трубчатый, остальные грибы - пластинчатые

Вывод: грибы – особое царство в органическом мире, сочетающее в себе признаки растений и животных. Эти организмы относятся к эукариотам. Они могут иметь одноклеточное и многоклеточное строение тела. Тело образует грибницу или мицелий, состоящий из гифов. Повреждение грибниц ведет к гибели грибов, но и замедляет рост растений. Каждому человеку нужно знать правила сбора грибов, оказание первой медицинской помощи при отравлении грибами, уметь отличать съедобные грибы от ядовитых.(Слайд 22)

Учитель: Для закрепления выполним онлайн - тестирование за компьютерами (http://testedu.ru/test/biologiya/6-klass/gribyi.html)

VI. Рефлексия (Слайд 23)

Учитель: Что нового вы узнали сегодня на уроке?

  • Понравился ли вам сегодняшний урок?
  • Что вы узнали новое о грибах?
  • Давайте вспомним тему и задачи урока.
  • Как можно использовать полученные знания на практике.

Ребята, у каждого на парте лежит лист самооценки. Заполните его. А также не забудьте выбрать смайлик с вашим настроением на уроке.


VII. Задание на дом: параграф №7 (Слайд 24)

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции