Паразитология это наука о паразитах

изучение строения паразита,

особенности его жизнедеятельности,

приспособления к обитанию в организме хозяина,

характеристика жизненных циклов и географического распространения,

влияния паразита на хозяина и условий, при которых это влияние проявляется.

Междисциплинарная связь П.

иммунология и др.

общая П. (изучает общие закономерности паразитизма),

медицинская П. (изучает паразитов человека),

ветеринарная П. (паразитов домашних и сельскохозяйственных животных),

агрономическая П. (изучает паразитов растений).

По принадлежности паразитов к определённым систематическим группам выделяют специальные разделы, изучающие:

паразитических червей (гельминтология),

паразитических ракообразных, паукообразных и насекомых.

Значение П. как науки:

Изучение жизненных циклов паразитов имеет первостепенное значение для понимания исторических путей становления той или иной группы паразитов, а также для борьбы с паразитарными заболеваниями путём воздействия возбудителя на тех или иных фазах его развития.

Знание связей паразитов с условиями среды облегчает выяснение биологии их хозяев, расселения, миграций и биоценотических отношений.

Изучение сложных взаимосвязей паразита со средой необходимо для разработки противопаразитарных мероприятий.

Практически П. направлена на охрану здоровья человека и животных (сельскохозяйственных и промысловых) и защиту растений, разрабатывая научные основы профилактики и борьбы с паразитами, с вызываемыми ими болезнями.

пространственные отношения с хозяином, например использованию хозяина как среды обитания;

питание за счет хозяина, в том числе использование хозяина в качестве источника пищи;

патогенное воздействие на хозяина (причиняемый вред).

использованию организма хозяина для регуляции взаимоотношений паразита с внешней средой.

Для паразита характерна своеобразная среда обитания . Среда обитания I-го порядка - это организм хозяина. Эта среда активно реагирует на присутствие паразита. Среда II-го порядка - внешняя среда. При переходе к паразитизму отношения организма с ней упрощаются. Хозяин является связующим звеном между паразитом и внешней средой. Поскольку подавляющее большинство паразитов использует хозяина как среду обитания, то можно говорить о том, что паразит имеет двойную среду обитания: среда I порядка , т.е. хозяина, и среда II порядка т.е. среда, окружающая хозяина. Характерной особенностью среды I порядка, является то, что она в силу сложившихся антагонистических отношений сама активно реагирует на присутствие паразита. В результате этого одной из главных задач последнего становится не только отправление основных функций организма, но и преодоление действия защитных сил организма хозяина.

Классификация паразитических форм животных:

1. По характеру связи с хозяином:

истинные паразиты - паразитический образ жизни характерен для всех представителей данного вида (аскарида, цепень свиной, вши);

ложные, или псевдопаразиты - как правило, свободноживущие, но, попав в организм человека или животного, какое-то время могут там существовать и оказывать вред (личинки комнатной мухи);

гиперпаразиты, или сверхпаразиты - это паразиты паразитов (бактерии у паразитических протистов).

2. По локализации у хозяина:

эктопаразиты - обитают на покровах тела хозяина (вши, блохи);

эндопаразиты - обитают внутри организма хозяина:

а) внутриклеточные (малярийные плазмодии);

б) внутриполостные (гельминты кишечника);

в) тканевые (печеночный сосальщик);

г) внутрикожные (чесоточный клещ).

3. По длительности связи с хозяином:

постоянные - весь жизненный цикл проводят у хозяина (аскарида, широкий лентец);

временные - часть жизненного цикла проводят у хозяина (личиночный паразитизм - личинки оводов; имагинальный паразитизм - паразитируют половозрелые (особи комары, блохи).

4. По распространению:

убиквитарные - встречаются повсеместно.

искусственно выделенная группа гельминтозов тропиков. Это те виды гельминтов, чья жизнедеятельность тесно связана с климатогеографическими особенностями жарких, тропических стран, их животным и растительным миром. Это , например, шистосомоз, вухерериоз, бругиоз.

5. По биолого-эпидемиологическим особенностям:

геогельминты - гельминты развивающиеся в организме человека и на неживом субстрате, чаще в земле.

биогельминты - биологический цикл развития гельминта обязательно проходит в организме других живых существ, кроме человека. Различают конечных хозяев, в организме которых происходит развитие гельминтов до половозрелой стадии, а также промежуточных, где паразит пребывает в стадии личинки или происходит его размножение не половым путем. Человек чаще является конечным хозяином, реже - промежуточным.

контактные гельминтозы - заболевание, при котором паразиты выделяются из организма человека зрелыми или почти зрелыми, в результате чего возможно заражение другого человека или повторное заражение его же самого (автоинвазия, реинвазия).

Хозяином паразита является организм, который обеспечивает его жильем и пищей и терпит от него определенный вред.

1. В зависимости от стадии развития паразита:

а) дефинитивный, или окончательный хозяин - в организме хозяина паразит достигает половой зрелости и проходит его половое размножение (человек для свиного и бычьего цепней, для печеночного сосальщика);

б) промежуточный хозяин - в его организме обитают личинки паразита и проходит его бесполое размножение (моллюски для сосальщиков, человек для малярийных плазмодиев);

в) дополнительный хозяин, или второй промежуточный (хищные рыбы для личинок лентеца широкого);

г) резервуарный хозяин - в его организме происходит накопление инвазионных стадий паразита (дикие грызуны для лейшманий).

2. В зависимости от условий для развития паразита:

а) облигатные, или естественные хозяева – обеспечивают оптимальные условия для развития паразита при наличии биоценотических связей (естественных способов заражения человека для аскариды и острицы детской);

б) факультативные хозяева - имеют биоценотические связи, но оптимальных биохимических условий для развития паразита нет (человек для свиной аскариды);

в) потенциальные хозяева - обеспечивают биохимические условия для развития паразита, но биоценотических связи между организмами не установлены (морская свинка для трихинеллы).

МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ АДАПТАЦИИ К ПАРАЗИТИЗМУ.

1. Прогрессивные изменения:

Органы фиксации составляют одну из самых характерных особенностей большинства паразитов. Несмотря на необычайно широкое распространение органов прикрепления в животном мире, устроены они сравнительно однообразно, что дает повод к развитию многочисленных конвергенций. В основном существует два типа прикрепительных аппаратов - крючки (выросты, различающиеся по форме и расположению) и присоски (более или менее глубокие ямки на теле, обведенные валиком особо дифференцированной мускулатуры). В отдельных случаях используются другие способы прикрепления: клещи (принцип захлопывания двух створок), тип обхватывающего крепления (выросты тела паразита обхватывают участок тела в виде кольца, без ущемления), распорки, стилеты, стрекательные нити, липкие или прядильные нити, нитевидные отростки тела, стебельки. Разнообразные органы фиксации (присасывательные диски лямблии, присоски сосальщиков, ботрии, крючья ленточных червей; коготки вшей, ротовой аппарат клещей);

Своеобразные наружные покровы (тегумент, кутикула защищают от действия ферментов хозяина);

Из всех систем органов наибольшего развития достигает половая система. Увеличение половой продукции влечет за собой ряд морфологических изменений, состоящих главным образом в увеличении размеров половых органов, умножении числа половых комплексов.

Адаптивные изменения в пищеварительной системе характерно усовершенствование строения ротовых аппаратов. Появление у гематофагов специальных органов для повреждения покровов хозяина, приспособления к увеличению емкости кишечника.

Изменение формы тела у эктопаразитов : сплющивание тела в дорзо-вентральном направлении, способствующее лучшему прикреплению к телу хозяина; укорачивание тела; сглаживание метамерии у сегментированных видов; редукция конечностей.

Изменение формы тела у эндопаразитов :

кишечные эндопаразиты – тенденция к удлинению тела, расчленение тела в поперечном направлении, сплющивание тела;

внутренностные эндопаразиты - округлая форма тела, тенденция к увеличению поверхности тела, многократное ветвление одного из концов тела.

Общего для всех паразитов влияния образа их жизни на размеры не наблюдается. Но в тех случаях, когда такое влияние есть, оно сказывается в увеличении размеров тела при переходе к паразитическому образу жизни.

Увеличение размеров тела (до 20 метров у ленточных червей);

2. Регрессивные изменения:

Тенденция к редукции и исчезновению кишечника у различных групп эндопаразитов (ленточные черви).

Упрощение строения нервной системы и органов чувств; из органов чувств эндопаразиты имеют органы осязания и органы химического чувства, у личинок сосальщиков - светочувствительные глазки.

Функция размножения у большинства паразитов становится доминирующей; кроме обычных способов размножения, часто появляются еще иные, усиливающие способность животного к размножению. Паразитический образ жизни, прикованность к организму хозяина затрудняет встречу между особями одного пола. Следствием этого − выраженная у паразитических, а особенно у эндопаразитических животных, тенденция к возникновению гермафродитизма . Первичный (происхождение от гермафродитных свободных предков) и вторичный гермафродитизм (возникновение гермафродитизма под влиянием паразитического образа жизни) паразитов.

Разнообразные формы бесполого размножения (шизогония и спорогония у малярийных плазмодиев; полиэмбриония у сосальщиков);

Сложные циклы развития со сменой личиночных стадий и промежуточных хозяев.

Синхронизация циклов развития паразита и поведения хозяина. Например. Заражение человека шистозомозами происходит во время купания, когда церкарии сосальщиков через кожу попадают в кровеносные сосуды. Человек заходит в водоем для купания в наиболее жаркое время суток и в это же время отмечается массовый выход церкариев из промежуточного хозяина - моллюска.

Для активного поиска хозяина в цикле развития паразитов имеется подвижная личинка или свободноживущие стадии;

Наличие покоящихся стадий (цисты, яйца) для переживания неблагоприятных условий;

Миграции по организму хозяина (личинки свиного цепня и аскариды);

Инкапсулирование личинок паразитов как защитная реакция от действия ферментов хозяина.

Использование резервуарных хозяев для накопления инвазионных стадий и транспортировки их окончательным хозяевам;

Адаптации паразитов к питанию. Переход эктопаразитов от питания частью покровов к питанию секретом желез и к гематофагии. Случайная и облигатная гематофагия эктопаразитов. Для эндопаразитов - переход от обычного способа питания к специфически паразитическому способу питания.

Выделение кишечными паразитами антиферментов, которые защищают от переваривания ферментами хозяина.

К паразитическому образу жизни свободноживущие организмы в процессе эволюции могут приходить различными путями.

1. От свободноживущих форм к паразитизму:

а) Хищники за счет увеличения сроков питания и контакта с жертвой могут переходить к эктопаразитизму:

Хищник —> сапрофаг —> эктопаразит (пиявки, личинки мух).

Пиявка медицинская для человека является временным эктопаразитом (питается кровью), для мелких животных она может быть хищником - высасывает большое количество крови и животное погибает.

Личинки многих мух являются сапрофагами (питаются разлагающимися органическими остатками, трупами животных). Личинки вольфартовой мухи (обитают на волосистой части головы человека) и личинки оводов (подкожных, желудочных и полостных) являются облигатными паразитами.

б) Свободный образ жизни —> прикрепленный образ жизни —> эктопаразитизм.

Свободноживущие усоногие раки могут переходить к прикрепленному образу жизни, когда фиксируются на подводных частях деревянных построек или днищах судов. Они переходят к эктопаразитизму, если прикрепляются к живым объектам - к раковинам моллюсков или к телу рыб.

в) Комменсализм —> эндопаразитизм.

Если комменсал поселяется на покровах тела партнера, он может стать эктопаразитом (клещи-пухоеды). Эндопаразитом он становится в том случае, когда попадает внутрь организма в полости тела, связанные с внешней средой. Эндокомменсалом является дизентерийная амеба в организме человека.

2. От эктопаразитизма к эндопаразитизму: пухоед пеликана паразитируя на перьях, перешел к питанию кровью в подклювном мешке.

3. Эндопаразитизм, как результат заноса в ЖКТ различных стадий свободноживущих организмов: личинки комнатной мухи, факультативный кишечный паразитизм → адаптация.

Высокая и резко выраженная патогенность проявляется обычно у сравнительно новых паразитов или у представителей видов свободноживущих и случайно попадающих в организм человека. Возможно, что они находятся на пути перехода от свободного образа жизни к паразитическому.

Нередко паразиты сами становятся средой обитания других видов — возникает явление сверхпаразитизма или гиперпаразитизма. Например, для паразита капустной белянки наездника (Apanteles glomeratus) известно более 20 видов вторичных паразитов из перепончатокрылых.

Между сверхпаразитами устанавливаются определенные взаимоотношения:

синергизм: сочетание гельминтов с вирусами, бактериями и протистами; дизентерийная амеба, выйдя из цисты, поглощает бактерии кишечника хозяина, без которых она не приобретает признак патогенности;

антагонизм: для большей части гельминтов увеличение численности одного вида приводит к уменьшению численности другого вида;

антибиоз: несколько видов не могут жить в одной среде из-за выделения ими продуктов метаболизма (не сочетаются возбудитель холеры у кур и ленточные черви, малярийные плазмодии и аскариды).


ТЕСТЫ ПО БИОЛОГИИ по теме:

1. Паразитология − это наука изучающая?

а/ явление паразитизма

б/ биологию паразитов

в/ пути передачи инфекции

г/ болезни и борьбу с ними

Перечислите основные разделы медицинской паразитологии?

Изучением простейших паразитов занимается?

а/ медицинская генетика

б/ медицинская арахноэнтомология

в/ медицинская гельминтология

г/ медицинская протозоология

Факультативные паразиты − это организмы которые?

а/ ведут свободный образ жизни

б/ ведут паразитический образ жизни

в/ сохраняют жизнеспособность хозяина и становятся паразитом

г/ убивают хозяина

По пространственному взаимодействию различают паразитов?

Паразиты которые часть своей жизни проводят в контакте с хозяином называются?

Где обитают полостные паразиты?

Комменсализм − это? Взаимоотношения, когда один организм использует другого однократно в качестве

источника питания, называется?

Эхинококк обитает в?

а/ толстой кишке

б/ головном мозге

е/ подкожной клетчатке

з/ скелетных мышцах

Организм, в котором поселяется половозрелая стадия паразита называется?

а/ резервуарный хозяин

б/ окончательный хозяин

в/ промежуточный хозяин

Переносчиками трансмиссивных заболеваний являются?

Если источником заболевания являются животные, то это заболевание называется?

Комплекс активных мер борьбы с возбудителями паразитарных и инфекционных

болезней, направленный на истребление на ограниченной территории − это?

Болезни которые вызываются типом Простейших называются?

ТЕСТЫ ПО БИОЛОГИИ по теме:

1. Медицинская паразитология − это наука изучающая?

а/ переносчиков возбудителей

б/ биологию и экологию паразитов

в/ методы диагностики

г/ лечение и профилактику

д/ клиническую картину болезни

2. Медицинская гельминтология изучает?

3. Изучает ли медицинская паразитология взаимоотношение в системе паразит−хозяин?

4. По степени необходимости различают паразитов?

5. Облигатные паразиты − это организмы которые?

а/ ведут паразитарный образ жизни

б/ случайно попадают в организм хозяина

в/ становятся паразитом внутри хозяина

6. По времени взаимодействия различают паразитов?

7. Паразиты, которые обитают на покровах хозяина называются?

б/ полостные паразиты

8. Мутуализм (симбиоз) − это?

9. В подкожной клетчатке обитает паразит?

10. Промежуточный хозяин − это в котором?

а/ поселяется половозрелая стадия

б/ обитают личиночные формы

в/ возбудитель живет долго

11. Как передаются паразиты?

а/ через фекалии

б/ через укусы насекомых

в/ через предметы ухода

12. Кто является источником заражения при антропонозных заболеваниях?

13. Какие компоненты необходимы для очага болезни?

в/ очаг заболевания

г/ природные условия

14. Назовите профилактику паразитарных болезней?

15.Какие пути передачи инфекции вы знаете?

ТЕСТЫ ПО БИОЛОГИИ по теме:

2.Медицинская паразитология − это?

3. Изучением клещей занимается?

4. Медицинская паразитология изучает?

а/ циклы развития паразитов

б/ методы диагностики болезней

в/ строение и особенности жизнидеятельности паразитов

5. Постоянные паразиты − это организмы которые?

а/ часть жизни проводят в контакте с хозяином

б/ живут в теле человека

в/ существуют во внешней среде

6. Паразиты внутренней среды − это?

7. Паразитизм − это?

8. В мочеполовой системе обитает паразит?

а/ печеночный сосальщик

в/ трихоманада влагалищная

9. Кишечная амеба питающаяся бактериями − это пример?

10. Резервуарный хозяин − это в котором?

а/ поселяется половозрелая стадия паразита

б/ поселяется личиночная форма

в/ возбудитель находится длительное время

11. Если болезнь передается через укусы насекомых, то она называется?

12. Признаком природно−очаговой болезни является?

а/ возбудитель циркулирующий независимо от человека

б/ резервуар возбудителя − дикие животные

в/ условия обитания

г/ распространение болезни везде

13. Кто является источником заражения при зоонозных заболеваниях?

Посоветуйте книгу друзьям! Друзьям – скидка 10%, вам – рубли

Предисловие

В комплексе мероприятий, направленных на совершенствование системы здравоохранения в Республике Беларусь, существенное место отводится профилактике и лечению паразитарных болезней, распространенность которых и вклад в общую заболеваемость населения мало изменились за последние годы.

Устойчивый уровень возникновения паразитарных болезней объясняется, прежде всего, сложным характером взаимоотношений паразитов с организмом хозяина и окружающей средой. Против паразитов не удается создать вакцину, так как они способны быстро изменять свою антигенную структуру. Воспринимая паразита как антиген, организм человека вырабатывает иммунитет, однако в диагностике паразитарных болезней пока еще мало используются иммунологические методы. Для понимания механизмов заражения паразитами и развития заболеваний необходимы знания по зоологии, экологии и эпидемиологии, клиническим дисциплинам, санитарии и гигиене.

На всех этапах борьбы с паразитарными болезнями трудно переоценить роль среднего медицинского работника как непосредственного исполнителя разнообразных диагностических и лечебно-профилактических мероприятий, как проводника санитарной культуры.

В качестве учебного пособия по медицинской паразитологии для колледжей в Республике Беларусь используется учебник Д.Е. Гениса 1991 г. выпуска. С момента его издания в медицинской паразитологии, особенно в диагностике и лечении паразитарных болезней, появилось немало новых сведений, которыми должен владеть работник среднего медицинского звена.

В предлагаемом учебном пособии изложение материала опирается на систематику возбудителей болезней, что позволяет осваивать свойства целой группы паразитов, исходя из их морфологии и других биологических свойств, закономерностей патогенеза вызываемых ими болезней.

Для лучшего усвоения учебного материала приводятся графы логических структур и таблицы, обобщающие основные сведения по каждой нозологической единице. Восприятие информации, содержащейся в книге, может облегчить также терминологический словарь.

Раздел I
Медицинская паразитология

Медицинская паразитология – наука, изучающая закономерности жизнедеятельности паразитов (от греч. parasitos – нахлебник), протистов (от греч. protistos – самый первый) и гельминтов (от греч. helminthos, helmins – червь, глист), разрабатывающая основы профилактики и лечения паразитарных (инвазионных) болезней человека.

Как самостоятельная дисциплина и наука медицинская паразитология сформировалась во второй половине XIX в. Значительный вклад в ее развитие внесли работы российских ученых.

Так, Ф.А. Леш, работая в терапевтической клинике Медикохирургической академии, впервые описал в 1875 г. в содержимом фекалий больных, страдавших кровавым поносом, Entamoeba histolytica. После заражения этими фекалиями собак Леш обнаружил в их кишечнике язвы, подобные тем, которые возникают у больных амебиазом людей.

Итогом изучения переносчиков, их хозяев и путей циркуляции возбудителей болезней в природе стало всемирно известное учение выдающегося российского зоолога и паразитолога, лауреата высших государственных премий, кавалера многих орденов Е.Н. Павловского о природной очаговости трансмиссивных болезней. С 1921 по 1956 г. он был начальником кафедры биологии и паразитологии Военно-медицинской академии, директором Зоологического института АН СССР, организатором и руководителем отделов паразитологии и микробиологии Всесоюзного института экспериментальной медицины. Е.Н. Павловский опубликовал около 1500 научных работ по различным проблемам паразитологии, биологии и медицины, в том числе два десятка монографий, учебников и учебных пособий. Под его руководством было проведено около 180 научных экспедиций с целью районирования заболеваний в различных регионах России и зарубежных стран, в результате которых были составлены географические карты эндемических очагов инфекций и инвазий, которые передаются человеку и животным кровососущими насекомыми и клещами. При этом в Сибири и на Дальнем Востоке впервые были описаны очаги клещевого энцефалита и геморрагической лихорадки, выделены вызывающие их вирусы, установлены виды клещей-переносчиков и тонкие механизмы взаимоотношений в системах паразит-хозяин. Павловский номинировался в лауреаты Нобелевской премии.

К.И. Скрябин – основоположник гельминтологии. Академик всех Академий СССР Скрябин известен в науке как организатор многочисленных гельминтологических экспедиций по изучению гельминтофауны населения, домашних и диких животных, которые позволили выявить очаги наиболее опасных гельминтозов и осуществить планомерные мероприятия по борьбе с ними. По материалам этих экспедиций было описано свыше 500 новых видов гельминтов, из них около 200 открыто лично Скрябиным. Опубликовал свыше 700 работ, посвященных морфологии, филогении, систематике, экологии, а также различным проблемам ветеринарной, медицинской и сельскохозяйственной гельминтологии. Предложил принципы дегельминтизации и разработал основные аспекты теории девастации – полного уничтожения того или иного гельминта как зоологического вида. Всемирно признанными являются его многотомные монографии, посвященные всестороннему описанию различных групп гельминтов.

Значительную роль в становлении паразитологии как науки и учебной дисциплины сыграли выдающиеся научные труды А. Лаверана, Ш. Николя, А. Жиара, У. Лейшмана, Д. Бруса, У Рида, Б. Грасси, Р. Росса.

А. Жиар – французский биолог. Основные научные работы посвящены паразитологии, анатомии и эмбриологии беспозвоночных. Открыл и описал явление паразитарной кастрации, обусловленное обезвоживанием организма (ангидробиозом). В его честь с молчаливого согласия Российской академии наук род Lamblia переименован в настоящее время в Giardia (жиардия), а возбудитель лямблиоза назван Giardia intestinalis, или G. lamblia.

У. Лейшман – английский паразитолог, генерал-лейтенант медицинской службы. После окончания в 1886 г. университета в Глазго проходил военную службу в качестве войскового врача, был преподавателем военно-медицинской школы и колледжа в метрополии, Индии и Южной Африке, а впоследствии стал экспертом-консультантом Армейского медицинского совета. С 1919 г. перешел на работу в военное министерство, где через четыре года возглавил управление медицинской службы.

В научном мире У. Лейшман известен тем, что совместно с Ч. Донованом в 1900–1903 гг. открыл и описал возбудителя кала-азар (черной смерти), проявляющейся потемнением кожи, появлением кожных кровоизлияний, резким истощением, лихорадкой, прогрессирующим поражением внутренних органов с летальным исходом в течение 6-12 мес. По предложению Р. Росса паразитический жгутиконосец, вызывающий калаазар, был отнесен к роду Leishmania, болезнь назвали висцеральным лейшманиозом, а его возбудителя в честь Донована – Leishmania donovani.

У. Рид – майор американской армии, возглавлял в 1900 г. в Гаване комиссию по выяснению происхождения и предупреждения желтой лихорадки, погубившей в то лето более трети офицерского состава штаба генерала Л. Вуда. У Рида не было навыков микробиологической работы, если не считать того, что он в 1891 г. прослушал курс бактериологии в одной из лучших медицинских школ Америки. В составе его команды находились доктор Дж. Кэрроль, бактериолог Дж. Лэзир и помощник А. Аграмонте, переболевший желтой лихорадкой. Эти три человека, руководимые Ридом, вместе с американскими солдатами-волонтерами, сделали невероятное, доказав ценой своей жизни (погибли Дж. Лэзир и несколько военнослужащих) в эксперименте на себе, что желтая лихорадка передается москитом Aёdes aegypti. Более того, врач Дж. Кэрроль (сам переболевший желтой лихорадкой в результате преднамеренного заражения инфицированными москитами), пропустив кровь больного желтой лихорадкой через фарфоровый фильтр и впрыснув сыворотку трем волонтерам-иммигрантам, вызвал у них классическую желтую лихорадку и доказал, что заболевание вызывается фильтрующимся вирусом.

Таков был результат команды У. Рида. Вскоре в Гавану прибыл отряд эпидемиологов, уничтоживших москитов в сточных ямах и канавах. Через 90 дней в городе не было ни одного случая желтой лихорадки. Гавана была совершенно очищена от этой тяжелой болезни впервые за последние 200 лет.

Железнодорожников и членов их семей поселили в 10 домиках, двери и окна которых были завешены от проникновения комаров. Все эти люди в весенне-летнее время, начиная с сумерек и до восхода солнца, сидели дома. Результат превзошел всякие ожидания: из 112 человек опытной группы малярией заболело всего лишь пятеро, а на соседней станции – поголовно все ее население (415 человек). Б. Грасси не был удостоен Нобелевской премии, но в Италии его избрали сенатором. Ученый-сенатор был истинным слугою народа и пунктуальным, щепетильным законодателем.

Р. Росс – английский военный врач-паразитолог. Вначале работал врачом в Индии. В 1894 г., приехав в отпуск в Лондон, познакомился с довольно популярным врачом П. Мэйсоном, считавшим, что малярия разносится комарами. Под влиянием его идеи после возвращения к месту своей службы в Индии

R Росс все свое свободное время посвятил исследованиям эпидемиологической роли малярийных комаров. Прошло два года напряженных исследований, прежде чем в августе 1897 г. Р. Росс в Секундерабаде, наконец, обнаружил в стенке желудка комара черные, как смоль, зернышки малярийного паразита. После публикации этих исследований в Британском медицинском журнале он был переведен в Калькутту, где ему предоставили хорошую лабораторию и помощников. Росс однажды задумался: птицы тоже болеют малярией! Не попробовать ли заняться птицами? В 1898 г. Рональд Росс впустил в клетку с жаворонками серых комаров, кровь которых кишела плазмодиями малярии, а затем обнаружил паразитов не только в стенках птичьих желудков, но и проследил полный цикл их развития вплоть до проникновения спорозоитов в слюнные железы комара, из которых они и попадают в кровь птиц при кровососании. Затем Росс доказал, что местом выплода комаров являются водоемы, обработка которых керосином приводит к гибели развивающихся в них личинок, обосновал возможность расчета минимальной численности комаров, которая позволяет прервать пути передачи малярии.

Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования

Учебно – методическая разработка

Тема: Живой организм как среда обитания. Паразитизм .

Технологическая карта занятия

- развивающие: способствовать развитию навыков самостоятельной работы, коммуникативных способностей студентов;

- воспитательные: воспитывать у студентов понимание практической значимости знаний о паразитах и ответственности за своё здоровье и здоровье окружающих людей.

Вид занятия: комбинированное занятие 90минут (лекция с элементами беседы и самостоятельной работы).

Раздаточный материал : тесты.

Студент должен знать:

в чём сущность паразитизма и какие вредоносные действия оказывает паразит на организм хозяина;

каковы пути проникновения паразита в организм хозяина;

формы профилактики паразитарных болезней

Студент должен уметь:

выявлять приспособления организмов паразитов к среде обитания;

применять на практике знания о паразитах для профилактики заражения паразитарными болезнями.

В результате освоения темы студент должен овладеть общими (базовыми) и профессиональными компетенциями:

1. Общие (базовые компетенции):

- умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем;

- способность к сотрудничеству с другими людьми, диалогу, умение работать в группе;

- демонстрировать глубину полученных знаний и применять их в профессиональной деятельности;

2. Профессиональные компетенции:

- понимать сущность и социальную значимость своей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

- осознание себя как профессионала;

- умение разрабатывать и анализировать основные направления организации своей жизненной позиции, образа жизни, реализовывать мероприятия по развитию самого себя и окружающих;

- быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.

- вести здоровый образ жизни и участвовать в санитарно-гигиеническом просвещении населения.

При составлении разработки использовались материалы учебника:

I . Объяснение нового материала.

Паразитология. Паразитизм. Классификация паразитов.

Адаптации к паразитическому образу жизни.

Жизненные циклы паразитов.

Природно - очаговые заболевания.

Паразитология - биологическая наука, изучающая паразитов, их взаимоотношения с хозяевами и окружающей средой и разрабатывающая методы борьбы с паразитами и паразитарными болезнями . Общие закономерности паразитизма изучает общая паразитология, в которой выделяют самостоятельные разделы — экологическую, популяционную, медицинскую паразитологию (изучает паразитарные болезни человека и паразитов, вызывающих их).

Основные задачи медицинской паразитологии:

1) изучение особенностей строения паразита на всех стадиях развития,

определение видовой принадлежности;

2) изучение систематики паразита;

3) определение особенностей цикла развития паразита, путей циркуляции в

4) изучение взаимоотношений в системе паразит - хозяин;

5) диагностика, лечение, профилактика и ликвидация паразитов.

Паразитизм - одна из форм взаимоотношений между особями разных видов.

Один (паразит) использует другого (хозяина) как источник питания и очень часто как место обитания. Первая попытка охарактеризовать паразитизм принадлежит И. И. Мечникову (1874).

Паразитизм широко распространен в природе. Приблизительно 6 - 7% общего числа видов животных - паразиты.

Формы проявления паразитизма разнообразны. Паразиты могут обитать в

различных органах и тканях хозяина временно или постоянно. Паразитов

называют временными , нападающими на хозяина только для питания

(кровососущие насекомые, клещи) или постоянными ,

обитающими в теле человека и покровах хозяина большую часть жизненного цикла. Различают паразитизм истинный и ложный . При истинном паразитизме взаимоотношения паразита и хозяина закономерны и эволюционно закреплены.

Например, половозрелый бычий цепень обитает в кишечнике человека.

Ложный паразитизм связан с тем, что некоторые свободноживущие организмы временно могут стать паразитами. Например, свободноживущая Acantamoeba может случайно попасть через носоглотку в мозг и вызвать тяжелое заболевание у человека. По степени зависимости от хозяина паразиты подразделяются на факультативных и облигатных .

Факультативные паразиты способны жить и размножаться самостоятельно,

независимо от хозяина. Облигатные паразиты не могут размножаться вне хозяина, т.е. без питания за счет хозяина (например, аскарида)

В зависимости от локализации в организме хозяина различают наружных

(эктопаразитов) и внутренних (эндопаразитов) паразитов.

Эктопаразиты находятся на поверхности тела хозяина (блохи, вши, клещи и

др.) У них имеются специализированные приспособления, позволяющие удержаться на теле хозяина. Эндопаразиты приспособились к обитанию внутри организма хозяина, в его органах, тканях, клетках. Микропаразиты (вирусы, бактерии, некоторые грибы) способны обитать внутри клеток хозяина. Макропаразиты, некоторые гельминты (аскарида, трематоды, цестоды) приспособились к обитанию в бескислородных условиях. Для этих паразитов характерна редукция некоторых систем органов, наличие защитных покровов, органов прикрепления, большая плодовитость. Например, самки аскариды откладывают до 200 тыс. яиц в сутки

Организм хозяина представляет собой среду обитания для паразита. Воздействия паразита на хозяина разнообразны.

1. Механические воздействия связаны с повреждениями тканей,

возникающими при контакте с органами прикрепления паразитов (присоски, крючья у цепней, ротовой аппарат у клещей и т.д.). Большое скопление паразитов (аскарид) в кишечнике может вызвать закупорку и непроходимость.

2. Токсическое влияние связано с воздействием продуктов жизнедеятельности паразитов. Например, действие слюны и других пищеварительных соков

эктопаразитов, выделяемых во время питания на хозяине. Пребывание гельминтов в кишечнике человека вызывает потерю аппетита, тошноту, рвоту и другие явления, связанные с интоксикацией организма продуктами жизнедеятельности паразитов. Приступы лихорадки при малярии возникают вследствие разрыва эритроцитов и поступления в кровь продуктов диссимиляции паразитов.

3. Отнятие пищи - питание паразитов происходит за счет хозяев. Паразиты, в зависимости от вида и локализации, способны поглощать тканевую жидкость, кровь, нанося вред здоровью хозяина. Например, анкилостома, питаясь кровью, вызывает у человека малокровие.

4. Нарушение целостности тканей хозяина органами прикрепления или ротовым аппаратом паразита.

Паразиты, как правило, не приводят к гибели хозяина, чтобы не погибнуть

самим. Воздействие хозяина на паразита ослабляет его жизнедеятельность.

Ответные реакции хозяина могут быть общего характера (гуморальные) и местные (клеточные и тканевые). Гуморальные реакции представляют собой иммунные реакции, связанные с выработкой антител в ответ на поступление антигенов паразита. При некоторых паразитарных заболеваниях вырабатывается стойкий иммунитет (например, при лейшманиозе, трипаносомозе). При гельминтозах (например, аскаридозе, энтеробиозе) иммунитет относительный и потому возможны повторные заражения.

Клеточные реакции проявляются в увеличении размеров клетки. Эритроциты, пораженные малярийным плазмодием крупнее не пораженных.

Тканевая реакция связана с образованием соединительной капсулы вокруг

паразита, изолирующей его от окружающих тканей.

Процесс взаимодействия паразита и хозяина происходит в определенных

условиях среды. Переутомление, голод, перегревание и т.д. ослабляют защитные силы организма. Это приводит к усилению отрицательного воздействия паразита на организм хозяина и может вызвать даже его гибель.

Адаптации к паразитическому образу жизни.

Переход к паразитическому образу жизни связан с возникновением различных способов адаптации у паразитов.

Для паразитов характерна хорошо развития половая система, высокая

плодовитость: например, аскарида способна откладывать 200 000 яиц в сутки. Некоторые простейшие могут размножаться множественным делением.

У большинства паразитов имеются органы прикрепления к телу хозяина

(присоски, крючья и т.д.).

Для кровососущих характерно наличие колюще - сосущего ротового аппарата, антикоагулянтов в слюне, увеличение вместимости пищеварительной системы (например, у клещей).

У некоторых паразитов происходит редукция ряда систем органов. Например, у ленточных червей отсутствует пищеварительная система.

Жизненные циклы паразитов.

Для эффективной борьбы с паразитами большое значение имеет изучение их

Жизненный цикл - совокупность последовательных стадий развития данного

паразита от исходной стадии (яйцо, циста) до конечной стадии (половозрелая

стадия). В процессе жизненного цикла изменяется среда обитания (например,

личинки комара обитают в воде, а взрослые особи в воздушной среде), способы питания, локализация в организме хозяина (плазмодий у человека сначала обитает в клетках печени, а затем в эритроцитах).

Личинки паразитов могут вести паразитический образ жизни или быть

свободноживущими. Некоторые паразиты в период жизненного цикла способны менять хозяев. Хозяина, в котором паразит находится в личиночной стадии или размножается бесполым путем, называют промежуточным . Например, человек в цикле развития малярийного плазмодия - промежуточный хозяин. Окончательным (основным или дефинитивным) хозяином называют организм, в котором паразиты находятся в половозрелой форме или размножаются половым путем. Например, малярийный комар, в цикле развития малярийного плазмодия – окончательный хозяин.

Некоторые паразиты для завершения жизненного цикла используют двух и

более хозяев различных видов. Это связано с тем, что каждая стадия завершает цикл развития в организме определенного вида. Например, в цикле развития лентеца широкого два промежуточных хозяина (циклоп и рыбы) и один окончательный (человек).

Хозяев, в организме которых паразит может размножаться, накапливаться,

долго сохранять жизнеспособность и расселяться, называют резервуарными .

Например, таежный клещ может быть резервуарным хозяином для вируса весенне-летнего энцефалита.

Характерная особенность паразитизма - высокая специфичность паразита,

способного обитать в организме определенного хозяина. Например, аскарида

человеческая становится половозрелой только в тонком кишечнике человека.

Расселение паразитов осуществляется на разных стадиях жизненного цикла.

Обычно это происходит покоящимися стадиями (цистами) у простейших или яйцами и личинками у гельминтов. Иногда при перемещениях в расселении принимают участие промежуточные, окончательные или резервуарные хозяева, имеющие яйца или личинки в своем организме.

Способы передачи возбудителя различны. Некоторыми гельминтами можно

заражаться через промежуточных хозяев. Например, съев рыбу, плохо

обработанную термически, можно заразиться описторхозом.

Паразит может проникать в организм хозяина через переносчиков (насекомые,

клещи). Этот способ называют трансмиссивным. Например, лейшманиозом

заражаются при укусе человека москитом.

Заболевания человека в зависимости от того, к какому типу животных или

растений относится возбудитель, делят на инфекционные (бактериальные,

вирусные) и инвазионные (паразитарные). В распространении инвазионных и

инфекционных болезней принимают участие кровососущие насекомые. Такие заболевания называют трансмиссивными. Различают облигатно-трансмиссивные и факультативно-трансмиссивные заболевания.

Облигатно-трансмиссивные заболевания передаются только через переносчика. Например, малярию передает малярийный комар. Факультативно-трансмиссивные заболевания могут передаваться как через переносчика, так и без него. Например, чумой можно заразиться не только через укус блох, но при контакте и воздушно - капельным путем.

Выделяют три группы трансмиссивных заболеваний.

Антропонозы - болезни, свойственные только человеку (амебиаз).

Антропозоонозы - болезни, возбудители которых могут поражать как человека, так и животных. Например, таежный клещ передает вирус весенне-летнего энцефалита от животных человеку и наоборот.

Зоонозы - болезни, свойственные только животным (например, малярия птиц).

Природно - очаговые заболевания.

Большинство трансмиссивных заболеваний связаны с определенными

районами, где распространены дикие животные - носители этих заболеваний.

Переносчики и носители трансмиссивных заболеваний обитают среди животных, населяющих данную территорию и находятся в сложных взаимоотношениях между собой и с условиями окружающей среды. Они хорошо приспособлены к месту обитания. Природные очаги трансмиссивных заболеваний возникли в процессе эволюции и существуют независимо от человека. Попадая на территорию природного очага человек может заразиться трансмиссивной болезнью при укусах переносчиками.

Учение о природной очаговости трансмиссивных заболеваний было

разработано Е.Н. Павловским (1884 - 1965). Он внес большой вклад в развитие науки паразитологии. Трансмиссивные заболевания с природной очаговостью характеризуются следующими особенностями:

• циркулируют в природе независимо от человека;

• резервуаром являются дикие животные, составляющие с возбудителями и

переносчиками биоценотический комплекс;

• распространены на территории с определенным ландшафтом, климатом и

биоценозом. Компоненты природного очага:

• комплекс природных условий;

• наличие переносчика, если трансмиссивное.

Примером трансмиссивного заболевания с природной очаговостью может

быть клещевой возвратный тиф. Очаги обнаружены в пустынях и полупустынях.

Резервуарные хозяева - дикобразы, песчанки и др. Переносчики - поселковые клещи, обитающие в норах, пещерах, заброшенных жилищах. Питаясь кровью резервуарных животных, клещи поддерживают очаг в течение многих лет. К трансмиссивным заболеваниям с природной очаговостью относят чуму, лейшманиоз, клещевой весенне - летний энцефалит и др.

К природно-очаговым заболеваниям можно отнести некоторые гельминтозы

(дифиллоботриоз, описторхоз, трихинеллез и др.).

II . Задания для закрепления и проверки полученных знаний.

Фронтальная беседа по вопросам :

В чём сущность паразитизма и каковы его главные критерии?

Какая наука изучает паразитов?

Каковы основные задачи медицинской паразитологии?

Какие вредоносные действия оказывает паразит на организм хозяина?

На какие виды делятся паразиты?

Что значит ложный и истинный паразитизм?

Каких паразитов называют облигатными, а каких факультативными?

Что значит промежуточный, окончательный и резервуарный хозяин?

Кто является основоположником учения о природной очаговости трансмиссивных заболеваний?

Самостоятельная работа с учебником.

Б) Составьте перечень мер общественной и личной профилактики паразитарных болезней.

4 . Работа с тестом по вариантам.

а) биологическая наука, изучающая явления паразитизма, жизнь паразита и вызываемые ими заболевания

б) биологическая наука, изучающая явления, происходящие с паразитами в результате антропогенного действия

в) наука, изучающая особенности строения и жизни паразитических червей

2. Первая попытка охарактеризовать паразитизм принадлежит:

в) И. И. Мечникову.

3. Жизненным циклом паразита называется:

а) собственно жизнь паразита в хозяине

б) переход от одного хозяина к другому

в) совокупность всех стадий развития паразита и путей передачи от одного хозяина к другому

4. Промежуточным хозяином называется хозяин:

а) в котором обитают взрослые паразиты.

б) в котором обитают личинки.

в) в котором могут обитать как взрослые, так и личинки.

5. У многих паразитов утрачены такие органы как?

а) органы чувств, ядро, жгутики.

б) органы слуха, дыхания, зрения.

в) органы размножения и выделения.

6. Болезни, которые вызывают паразиты только у человека?

7. Что изучает медицинская паразитология?

а) паразитов животных

б) паразитов человека

8. Что является предметом клинической паразитологии?

а) возбудители болезней

б) иммунобиологические взаимоотношения паразитов

в) болезни, вызываемые паразитами

9. Гельминты - это:

б) паразитические черви

в) простейшие паразиты

10. Протозоозы - это:

а) болезни, вызванные одноклеточными паразитами

б) паразитические черви

в) болезни вызываемые червями

1. У паразитов тип питания?

б) днем ведет себя как автотроф, а ночью как гетеротроф.

2. Патогенез- это:

а) стадии протекания болезни

б) профилактика болезни

3. В каком веке сформировалась медицинская паразитология, изучающая паразитов человека?

4. Как называются паразиты, поражающие только один биологический вид?

5. Какие вредоносные действия оказывает паразит на организм хозяина?

в) оба ответа верны

б) Павловскому Е.Н.

7. Зараженный паразитами организм живет по принципу:

а) паразит использует хозяина

б) хозяин использует паразита

в) живут в сотрудничестве

8. Причины и условия возникновения болезни?

9.Сдавление тканей хозяина паразитом называется:

а) токсическое воздействие

б) нарушение целостности тканей

в) механическое воздействие

10. Кто является основоположником учения о природной очаговости трансмиссивных болезней:

б) Е. Н. Павловский

III . Домашнее задание: изучить материал лекции, подготовить презентацию о паразитах.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 10200 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции