Паразитический характер этого фамусовского общества

Павел Афанасьевич Фамусов

Павел Афанасьевич Фамусов – аристократ по происхождению. Он состоит на гражданской службе в должности управляющего. Фамусов уже состоявшийся чиновник – он окружил себя родственниками в делах службы, такое положение вещей позволяет ему совершать необходимые бесчинства на службе и не бояться понести за это наказание. Так, например, он официально оформляет Молчалина работником архива, но это всего лишь теоретически, на самом деле, Молчалин выполняет обязанности личного секретаря Фамусова.

Павел Афанасьевич не брезгует взятками, ему нравятся люди, готовые выслуживаться перед своим начальством.

Семейная жизнь Фамусова также сложилась не самым худшим образом – он был дважды женат. От первого барка у него есть дочь Соня. Фамусов всегда активно принимал участие в ее воспитании, но делал это не из-за своих убеждений, а потому, что так было принято в обществе.


На момент повествования она уже взрослая девушка на выданье. Однако Павел Афанасьевич не спешит выдать дочку замуж – он хочет подобрать для нее достойного кандидата. По мнению Фамусова, это должен быть человек значительного финансового обеспечения, который состоит на службе и стремится получить повышение.

Финансовое положение человека становится мерилом значимости его в обществе и благородства в глазах Фамусова. Он отвергает значимость науки и образования. Фамусов считает, что образованность не приносит должных положительных результатов – это всего лишь пустая трата времени. По этому же принципу он определяет значимость искусства в жизни человека.

Предлагаем ознакомиться с образом Фамусова – главного героя комедии А. Грибоедова “Горе от ума”.

Фамусов обладает сложным характером, он склонен к конфликтам и ссорам. Слуги его часто страдают от неправомерных нападок и брани со стороны своего хозяина. Фамусов всегда найдет к чему придраться, поэтому ни один день его не обходится без ругани.

Фамусов руководствуется основными физиологическими потребностями организма: утолением голода и жажды, потребности во сне и отдыхе, исходя из этой позиции ему сложно принять и понять достижения интеллектуального характера.

Для Фамусова не важен моральный облик человека. Сам он часто отступает от норм гуманности и морали и не считает это чем-то страшным, правильнее сказать, что он даже не задумывается о моральной стороне своих поступков, для Фамусова важно достижение его цели, неважно каким путем.

Его мало заботит, как обстоят дела на службе – большую значимость для Фамусова представляет необходимость и график его визитов к другим дворянам. Такое положение вещей в первую очередь связано с его служением чиновникам, а не делу – другими словами, для Фамусова не важно качество и продуктивность его работы – он считает, что умение угодить вышестоящему чиновнику важнее, чем хорошо выполненная работа.

Алексей Степанович Молчалин – простой человек по происхождению, он приобретает звание дворянина с помощью Фамусова.

Алексей Степанович – человек бедный, но его богатство состоит в умении выслужиться и угодить своему начальнику. Именно благодаря этим умениям Молчалин настраивает Фамусова благосклонно по отношению к себе. Алексей Степанович по бумагам числиться работником архива государственного учреждения, в котором Фамусов служит управляющим. Однако, фактически это не так. Молчалин выполняет обязанности личного секретаря Фамусова, а к работе в архиве не имеет никакого отношения – такое оформление было стратегически важным ходом – Фамусов экономит на зарплате своего секретаря (ему выплачивает за это государство). Молчалин же не противится такому положению вещей, благодаря фиктивному оформлению

Молчалин совершает карьерный рост и даже получил дворянский чин. Больше всего на свете Алексей Степанович желает стать полноценным членом фамусовского, а значит, аристократического, общества.


Как бы ни старался Молчалин, но его истинные желания время от времени прорываются наружу. Так, например, он ухаживает за Соней Фамусовой, но при этом испытывает настоящее чувство к служанке Лизе.

Выбор между Соней и Лизой для Молчалина автоматически означает выбор между аристократией и отказом от неё. Его чувства к Лизе настоящие, поэтому Молчалин ведет двойную игру, ухаживая за обеими девушками.

Софья Павловна Фамусова – дочь Павла Афанасьевича Фамусова – важного чиновника и дворянина. Соня рано потеряла мать, ее воспитанием занимался отец, а затем французская гувернантка. Софья получила базовое образование в домашних условиях, также она умела хорошо танцевать и играть на музыкальных инструментах – фортепиано и флейте. На момент повествования ей 17 лет – она девушка на выданье.

Дорогие школьники! На нашем сайте вы можете ознакомиться с материалами для сочинений по комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”

Отец питает надежду, что ее будущим мужем станет Скалозуб, однако сама же Софья не имеет предрасположенности к этому грубому и невежественному человеку.

По мнению Чацкого у Сони есть потенциал для развития гуманистического начала, однако влияние на дочь отца и его ошибочных взглядов постепенно его снижают.

Софья не дорожит своими кавалерами – она играет с ними, как с живыми куклами. Девушке нравится, когда ей угождают и всячески восхваляют ее. Так как Молчалин лучше всего справляется с этой задачей, то, соответственно, он наибольше пользуется благосклонностью девушки. Несмотря на то, то Фамусов считает Молчалина перспективным молодым человеком, все же его материальное положение неудовлетворительно – Соня богатая наследница и муж ее должен соответствовать ее положению – как социальному, так и финансовому. Поэтому, когда Фамусов узнает о влюбленности молодых людей, это вызывает в нем бурю негодования. Софья наивная и доверчивая – она считает, что отношения Молчалина по отношению к ней искренни и молодой человек действительно в нее влюблен, до последнего момента она не хочет поверить в очевидное – Молчалин просто использует ее для достижения собственной цели и только после того, как она сама стала свидетелем сцены, обличающей двуликость ее возлюбленного, девушка признала свою ошибку.

Сергей Сергеевич Скалозуб – богатый военнослужащий, в чине полковника. В обществе его имя автоматически считается синонимом мешку с золотом – настолько велико его финансовое обеспечение. Полковник – типичный представитель аристократии, ведущий активную светскую жизнь, он постоянный гость балов и званых обедов, его часто можно видеть в театре или за карточным столом.

Он обладает заметной внешностью – рост его велик, а лицо не лишено привлекательности. Однако весь облик знатного человека московского общества портится его необразованностью и глупостью. Цель в жизни Скалозуба – дослужиться до звания генерала, с чем он успешно справляется, но не доблестной службой, а деньгами и связями. Однако нельзя и не брать во внимание тот факт, что Скалозуб принимал участие в военных походах, например, в компании против Наполеоновских войск и даже имеет несколько военных наград. Скалозуб, подобно Фамусову, не любит чтение книг и считает их всего лишь предметом интерьера.


При этом всем он неприхотливый человек, он мало обращает внимание на символичность и атрибутивность. Фамусов надеется, что Сергей Сергеевич станет ему зятем. Сам же Скалозуб не прочь жениться, но ситуацию усложняет неприязнь Сони и ее влюбленность в Молчалина.

Анфиса Ниловна Хлестова – свояченица Фамусова, а значит тетка Соне Фамусовой. Она также принадлежит к потомственным дворянам. На момент повествования она – женщина преклонного возраста – ей 65 лет. Вопрос о семейной жизни Хлестовой – спорный. С одной стороны есть намеки в тексте, на наличие у нее семьи и детей, с другой же стороны, Чацкий называет ее девушкой, в значении старой девы. Вполне вероятно, что Александр применяет в этой ситуации сарказм и на самом деле Хлестова – замужняя женщина.

Платон Михайлович Горич – дворянин по происхождению, хороший друг Фамусова. Всю свою жизнь он посвятил военной карьере и ушел в отставку о должности офицера. Еще недавно он был крепким и активным человеком, но выйдя в отставку стал вести размеренный и ленивый способ жизни, что негативно сказалось на его здоровье.

Он женатый человек. Женой его стала молодая женщина Наталья Дмитриевна. Однако счастья Горичу женитьба не принесла, даже наоборот, он чувствует себя несчастливым человеком и искренне жалеет о том времени, когда он был свободным и независимым от семейной жизни. Горич – подкаблучник, он все время подчиняется желанием жены и боится ей противоречить. Наталья Дмитриевна постоянно контролирует и опекает своего мужа, что раздражает Платона Михайловича, но он молча подавляет в себе негодование.

Горич очень сожалеет о своей отставке, ему очень не хватает беззаботности военной жизни. Маясь от скуки, он порой играет на флейте. Горич частый гость на балах и званых обедах. Сам он ненавидит светскую жизнь, но выполняет желание жены и появляется вместе с ней в высшем обществе. Платон Михайлович обладает незаурядным умом и жизненной мудростью. Александр Чацкий отмечает, что он положительный и хороший человек и испытывает к нему дружеские чувства.

Антон Антонович Загорецкий – завсегдатай балов и званых обедов. Он ведет активную светскую жизнь. О его роде деятельности ничего не известно. Однако тот факт, что Загорецкий позволяет себе все время задерживаться на светских мероприятиях до победного и возвращаться домой с рассветом дает возможность сделать предположения о том, что Антон Антонович не состоит ни на военной, ни на гражданской службе. Антон Антонович – плут и шулер. Вся, без преувеличения, Москва знает о его карточных махинациях и выигрышах бесчестным путем. Загорецкий – носитель всевозможных сплетен. Именно он разносит новость о сумасшествии Александра Чацкого. Загорецкий – глупый человек, он считает, что басни всерьез написаны про животный и не видит в них аллегорию и обличение человеческих пороков.

Петр Ильич Тугоуховский – человек преклонного возраста. Он вместе со своей женой воспитывает шестерых дочек.
Петр Ильич полностью соответствует своей фамилии – он очень плохо слышит и использует специальный рожок, для усиления восприятия звуков, но, эта мера ему мало помогает – так как он очень плохо слышит, то он не берет участие в разговоре – его речь ограничена восклицаниями.

Княгиня Тугоуховская активно командует своим мужем, который беспрекословно выполняет все ее требования и приказы.

Князья Тугоуховский часто выезжаю в свет, чтобы найти достойного мужа для своих дочерей. Князь с княгиней считают, что в качестве зятя им может подойти только очень состоятельный человек, поэтому они приглашают к себе в гости только очень богатых людей.

Княгиня Тугоуховская в унисон всему фамусовскому обществу поддерживает мнение об абсурдности образования и науки. Ее мерилом значимости человека, как и в случае с Фамусовым становятся чины и материальное обеспечение человека, а не моральность и честность его поступков. Подобно многим аристократам, княгиня любит поиграть в карты, но не всегда у нее получается поиграть себе в пользу – проигрыши не единичное явление в жизни княгини.

Максим Петрович является дядей Павла Афанасьевича Фамусова. На момент повествования его уже нет в живых. Однако его смекалка и находчивость позволила этому человеку надолго закрепиться в воспоминаниях аристократии и стать предметом для подражания.

Максим Петрович состоял при дворе Екатерины II. Его материальная база была настолько велика, что позволила ему содержать у себя около ста слуг.

Однажды во время приема у императрицы, Максим Петрович оступился и упал. Императрицу очень развеселил этот инцидент, поэтому Максим Петрович, подметив это специально падает еще несколько раз. Благодаря этой хитрости, Максим Петрович получил благосклонность по службе и скорое продвижение по карьерной лестнице.

Господин Репетилов – давний знакомый Чацкого. У него очень много недостатков, но при этом всем он добрый и положительный человек.

Репетилов не обладает никакими талантами – он обычный человек, в свое время он начинал реализовывать себя в качестве гражданского чиновника, но ничего толкового из этого не получилось и Репетилов оставил службу. Он очень суеверный человек. Репетилов постоянно обманывает людей и врет. Окружающие знают об этой склонности молодого человека и высмеивают это его качество.

Репетилов не знает меры в выпивке и часто напивается до мертвецкого состояния. Он обожает балы и званые обеды. Репетилов осознает свои пороки и негативные черты характера, но при этом не спешит меняться. Он считает себя глупым и неуклюжим человеком, это соответствует действительности. Репетилов питает отвращение к чтению книг. Репетилов – женатый человек, но как муж и отец он не состоялся – он часто обманывал свою жену и пренебрегал своими детьми. Репетилов – имеет слабость к карточным играм, но при этом в картах ему очень не везет – он постоянно проигрывается.

Таким образом, фамусовское общество представляет собой симбиоз старых консервативных взглядов и необразованности. Представители этой категории все малообразованные – они считают, что науки не приносят пользы обществу и поэтому уровень личной образованности и образованности окружающих их мало интересуют. В отношении к другим людям они редко когда бывают сдержаны и толерантны (если это не касается людей равного положения с ними в социальной и финансовой сфере или таких, которые находятся на ступень или несколько выше). Все представители фамусовского общества преклоняются перед чинами, но при этом не все они карьеристы – лень становится частой причиной отсутствия у этих аристократов желания приступать к службе или же качественно выполнять свою работу.


Фамусов иЧацкий.
Художник М. Башилов
Фамусовское общество в комедии "Горе от ума" - это настоящая галерея живых ярких образов.

"Комедия "Горе от ума" прежде всего замечательна, как художественная картина русского общества двадцатых годов нынешнего столетия, представленная в целом ряде живых типов, между которыми Фамусов является, так сказать, центральной фигурой.

". А у меня, что дело, что не дело, // Обычай мой такой: // Подписано, так с плеч долой. "

Служебные занятия мало интересуют Фамусова: с большей любовью и вниманием он следит за тем, где и когда ему придется быть на званом обеде с форелями или на крестинах, о чем он приказывает своему лакею Петрушке записывать в календарь, серьезно думая, что занят весьма важным делом.

В службе Фамусов на первом плане ставит служение не делу, а лицам, которые выше его по положению и от которых зависит возвышение его собственной чиновничьей карьеры; лесть и низкопоклонничество, унижение перед сильными - вот те средства, которые он совершенно искренно рекомендует каждому молодому человеку, желающему служить.

Идеалом Фамусова в этом случае является его покойный дядя Максим Петрович, серьезный и надменный екатерининский вельможа, который ради того только, чтобы подслужиться, "сгибался в перегиб" и который на одном из придворных собраний, вызвав улыбку императрицы своими нечаянным падением, чтобы угодить ей, нарочно свалился два раза, забывая и старческие годы, и надменность своего нрава.

". При мне служа́щие чужие очень редки; // Всё больше сестрины, свояченицы детки; // Один Молчалин мне не свой, // И то затем, что деловой. // Как станешь представлять к крестишку ли, к местечку, // Ну как не порадеть родному человечку. "

Общество, представленное в комедии, называет себя образованным. Таким же считает себя и Фамусов, как один из видных его членов. Но в кружке московского барина под образованием разумеют один лишь внешний лоск, а вовсе не то, что делает человека развитым в умственном и нравственном отношении.

Фамусов в сущности враг просвещения: науку он считает главной причиной того, что в его время развелось много безумных людей, дел и мнений, видит в чтении один лишь вред и потому с полною откровенностью предлагает для пресечения зла собрать все книги и сжечь.


Вследствие отсутствия в Фамусове истинного образования в нем развилось ложное понятие о достоинствах человека вообще: он дорожит не нравственными качествами людей, а их знатностью и богатством, умением и сноровкой приобретать высокое положение в свете; он не считает унизительным для чести человека самое постыдное раболепство.

Мнимая образованность Фамусова, его понятия о нравственности лучше всего выражаются в его отношениях к дочери. Как отец, Фамусов заботится о воспитании Софьи, но эта заботливость является у него не вследствие глубокого сознания важности самого дела, а единственно потому, что этого требует свет. На образование он смотрит с одной внешней стороны: подобно всем московским отцам того времени, он хлопочем, главным образом, о том, чтобы, как выразился Чацкий:

". набирать учителей полки, // Числом поболее, ценою подешевле. "

". Вот, например, у нас уж исстари ведется, // Что по отцу и сыну честь; // Будь плохенький, да если наберется // Душ тысячки две родовых, – // Тот и жених. "

"Кто беден, тот тебе не пара", замечает Фамусов Софье, когда та рассказывает сон. Ему решительно все равно, что Софья ненавидит полковника Скалозуба, он прочит его в женихи, потому что выбор этот будет вполне одобрен светом.

Мнения последнего у Фамусова стоят на первом плане: увидив Софью наедине с Чацким, он возмущается не самим поступком, а единственно тем, что о нем узнает княгиня Марья Алексеевна, как видно, считавшаяся первой сплетницей в Москве.

Комизм характера Фамусова заключается в том, что воспитанный во лжи своего общественного положения, он действует добродушно, от чистого сердца, убежденный в превосходстве своей философии, и не понимает вреда, который творит вокруг себя своим образом действий.

К центральной фигуре Фамусова примыкает целый ряд других, в которых комедия осмеивает различные недостатки русской жизни.

По своим понятиям и развитию все лица, составляющие кружок Фамусова, более или менее сходны друг с другом, но как характеры каждая из фигур отличается особыми качествами, представляет отдельный тип, прекрасно олицетворяющий ту или иную черту русского общества.

Самым лучшим выразителем и последователем служебной политики Фамусова является подчиненный ему чиновник Молчалин. Низкопоклонничество и беззастенчивая лесть, доведенная до пошлости и гадливости - вот главнейшие черты Молчалина. В откровенной беседе с Лизой он сам признается в том, что:

". Мне завещал отец: // Во‑первых, угождать всем людям без изъятья. "

Кроме лести в Молчалине представлена еще одна комическая черта: он отказывается иметь свои собственные суждения о предметах, мотивируя это тем, что молод и в небольших чинах, и глупо гордится двумя своими талантами: умеренностью и аккуратностью. Одним словом, Молчалин - это типический представитель того разряда глупых, но практически ловких дельцов и плутов, которые ради личного интереса и расчета способны на всякую низость.

Не умнее Молчалина и полковник Скалозуб, этот, по выражению Лизы:

И действительно, глупость - особенно выдающаяся черта Скалозуба. Он может говорить только о службе, о мундирах, выпушках, погончиках и петличках и совершенно не понимает насмешки Чацкого на счет пристрастия москвичей к блеску военного мундира, серьезно думая, что тот защищает армию.

Фамусов в одном месте комедии говорит:

". Кто хочет к нам пожаловать, – изволь; // Дверь отперта для званых и незваных, // Особенно из иностранных; // Хоть честный человек, хоть нет, // Для нас равнёхонько, про всех готов обед. "

то есть человек совершенно опустившийся, потерявший всякую энергию и самостоятельность, поступающий и даже мыслящий так, как хочет его супруга.

Загорецкий - шулер и картежник; он ухаживает за дамами, сообщает им разные новости, но с единственной целью при посредстве их . найти доступ в общество, где бы ему можно было применить на практике свои шулерские замыслы.

В фигуре Загорецкого есть нечто сходное с гоголевским Хлестаковым: подобно последнему, он представляет собой ходячую ложь, при чем он, также как и Хлестаков, лжет искренне, с некоторой горячностью.

Другие черты московского общества олицетворяются Грибоедовым в фигуре Репетилова. . Репетилов - кутила и болтун. Болтая всякий вздор о самом себе, он завирается. В беседе с Чацким Репетилов признается, что принадлежит к какому-то "секретнейшему союзу", в котором, по его словам, принимает участие "сок умной молодежи".

Но из его речей не видно, в чем выражается ум членов его кружка; напротив, все эти Воркуловы, Удушьев и т.д. такие же пустые люди, как и сам Репетилов, схватившие только верхушки европейского образования, люди в сущности невежественные, шумящие на собраниях в английском клубе и без умолку болтающие о Байроне. Репетилов хорошо олицетворяет собою этих деятелей.

Таковы главные из мужских типов в комедии Грибоедова, прекрасно олицетворяющие собой те комические черты русской жизни.

Ложные понятия о воспитании и образовании и полнейшее отсутствие разумных идеалов, без которых жизнь обращается в пустое времяпровождение, полное мелочных интересов, отразились и на женской половине московского общества, представленного в комедии Грибоедова.

Перед нами, как живые, рельефно и тонко обрисованные типы московских дам и девиц, во многом унаследовавших традиции прошлого века. На самом деле и дамы, и девицы, представленные в комедии, решительно не обнаруживают чего-то особенного в умственном отношении.

Маменьки заняты сплетнями, пересудами или житейскими расчетами в роде, например, ловли богатых женихов для своих дочерей, а дочери, которых Фамусов называет благовоспитанными, всецело погружены в модные наряды.

Характерна, например, Хлестова, свояченица Фамусова. Самоуверенность ее суждений, ухаживание за ней Молчалина показывают, что эта особа занимает видное место в обществе, тем не менее главное ее занятие - это сплетня. Хлестова глубоко чтит свои дворянские привилегии, но выражает их, между прочим, тем, что крепостных людей ставит на одну доску с животными:

". От скуки я взяла с собой // Арапку девку да собачку. "

. Таким образом. комедия Грибоедова дает нам картину жизни и нравов русского общества, его, так сказать, культурных слоев. Если исключить Софью и Чацкого. то все остальные лица представляют . толпу людей, в среде которой царит полное непонимание честности и благородства и жизнь которых вертится на одном лишь стремлении к удовлетворению мелкого, пошлого эгоизма."

Возможный вариант плана:

1. Время создания комедии. Эпоха, отраженная в ней.

2. Изображение в комедии фамусовского общества.

3. Фамусов — типичный представитель своего общества. Нарицательное значение его имени.

4. Принцип расширения круга персонажей:

• I действие — Фамусов и Молчалин (аристократия — чиновничество);

• II действие — Скалозуб (военные круги);

• III , IV действие — бал (фамусовская Москва и лжереволюционер Репетилов);

• роль внесценических персонажей.

5. Характеристика фамусовского общества:

• отношение к службе;

• отношение к просвещению, новому;

• отношение к общественному устройству;

6. Паразитический характер этого общества (влияние на людей от

природы одаренных; активное сопротивление новому).

7. Сатирическое изображение фамусовского общества.

8. Авторская позиция.

Едва появившись в доме Фамусова после трехлетнего отсутствия, герой по-свойски вспоминает давних знакомых и дает им полушутливые, чаще желчные характеристики. Говоря только то, что думает, не пытаясь выдать видимое за сущее, Чацкий сразу же ставит себя вне правил этого общества, нравственным законом которого является обман.

II. Характеристика московского света

5. Автор показывает, что в общественном сознании, бытовом укладе, языке, принципах воспитания господствует бездумное копирование западноевропейских образцов (поведение гостей) или такое же безапелляционное их неприятие (позиция Фамусова).

III. Характеристика воззрений Чацкого

IV. Анализ IV действия

— Какие события составляют содержание IV действия?

— Кто такой Репетилов? Оправдывает ли он свою фамилию? Как изображается Грибоедовым?

— В каком монологе Чацкого развязка личной и общественной драмы героя? Какими чувствами и эмоциями вы окрасите чтение этого монолога? Как сыграли бы Чацкого в этой сцене?

— Особенность комедии в открытом финале. Что могло бы произойти дальше?

V. Смысл названия

— После прочтения комедии стало ли нам понятно, почему так назвал свое творение Грибоедов?

Информация для учителя 1


VI. Проблема жанра

Грибоедов новаторски использовал классицистскую теорию трех единств. Следуя принципам единства места и единства времени, автор комедии нарушает принцип единства действия, которое, строилось на одном конфликте, завязка происходила в начале пьесы, развязка — в финале, где наказывался порок и торжествовала добродетель.

Гончаров показал, что в начале комедии завязывается любовный конфликт, затем сюжет осложняется противостоянием героя обществу.

Обе линии развиваются параллельно, достигая кульминации в IV действии. Любовная интрига получает развязку, а решение общественного конфликта вынесено за рамки произведения.

Чацкий изгнан из фамусовского общества, но по-прежнему верен своим убеждениям. Общество также не намерено менять своих взглядов. Хотя борьба утихла, дальнейшее столкновение неизбежно.

- Зачем понадобились автору подобные изменения клишированной сюжетной схемы?

(Эти изменения позволили уйти от рутинной театральной традиции и показать персонажей, связанных непростыми отношениями.)

- Каковы эти отношения? На чем они основаны?

— Каковы другие участники любовного конфликта?

— Как Грибоедов создает характеры героев?

— Следует ли автор традиционному разделению персонажей на положительных и отрицательных?

VII. Традиции и новаторство в комедии


Предложим открыть учащимся конспекты первого урока по комедии и сделать выводы. В общем виде они могут быть таковы:

1. Подготовиться к семинару.

Горич Наталья Дмитриевна

Горич Платон Михайлович

Удушьев Ипполит Маркелыч

IV. Обобщение

— Чем является в плане развития конфликта сцена бала?

— Как и почему личный и общественный конфликт сомкнулись? (Роль образа Софьи.)

V. Осмысление сюжетной линии, связанной с рождением и распространением сплетни о Чацком

Цепочку рождения и распространения сплетни можно до урока воспроизвести на доске.

Чацкий → Софья → Г-н N. и Г-н D. →

На уроке выслушаем комментарий к ней.

— Как быстро распространяется сплетня?

— Какие доводы приводят, доказывая болезнь Чацкого? Насколько они убедительны?

— В чем видят причину сумасшествия?

— Откуда такое единодушие?

Подчеркнем, что причину сумасшествия Чацкого представители фамусовской Москвы связывают с просвещением. Книги, формирующие ум, развивающие мысль, несут инакомыслие, свободомыслие. Такой ум страшен. Страх и рождает сплетню, поскольку бороться другими средствами это общество не в силах.

VI. Чацкий в сцене бала

— Как ведет себя на балу Чацкий.

Представим слово одному из учеников, который дома подготовил анализ последнего монолога Чацкого в этом действии.

Подведение итогов и обобщение по анализу сцены.

Домашнее задание

1. Прочитать IV действие.

2. Выучить наизусть один из монологов Чацкого или Фамусова.

Урок 25. IV действие комедии.

Проблема жанра. Новаторство и традиции в комедии

Цель урока: жанровая специфика комедии: традиционные и новаторские черты.

Ход урока

Возможный вариант плана:

1. Время создания комедии. Эпоха, отраженная в ней.

2. Изображение в комедии фамусовского общества.

3. Фамусов — типичный представитель своего общества. Нарицательное значение его имени.

4. Принцип расширения круга персонажей:

• I действие — Фамусов и Молчалин (аристократия — чиновничество);

• II действие Скалозуб (военные круги);

• III, IV действие — бал (фамусовская Москва и лжереволюционер Репетилов);

• роль внесценических персонажей.

5. Характеристика фамусовского общества:

• отношение к службе;

• отношение к просвещению, новому;

• отношение к общественному устройству;

6. Паразитический характер этого общества (влияние на людей от природы одаренных; активное сопротивление новому).

7. Сатирическое изображение фамусовского общества.

8. Авторская позиция.

— Как ведет себя Чацкий в московском свете

Едва появившись в доме Фамусова после трехлетнего отсутствия, герой по-свойски вспоминает давних знакомых и дает им полушутливые, чаще желчные характеристики. Говоря только то, что думает, не пытаясь выдать видимое за сущее, Чацкий сразу же ставит себя вне правил этого общества, нравственным законом которого является обман.

Высказывания Чацкого представляют систему идейных воззрений, нравственных принципов и поведения, близкую передовым его современникам, деятелям декабризма и представителям последующих поколений борцов за прогрессивные общественные идеалы Главный герой обрушивается на веками складывавшиеся основы жизни дворянского общества, которые фактически изжили себя. Но однажды усвоенные предрассудки устраивают Фамусова и людей его круга, потому они ничего не хотят менять.



Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.


Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции