Паразитарные паузы в речи

ПАУЗЫ В НОРМАЛЬНОЙ РЕЧИ И ПРИ ЗАИКАНИИ

Л. И.БЕЛЯКОВА, Е. А. ДЬЯКОВА

Паузы являются неотъемлемым компонентом речи. Их длительность и характер распределения в речевом потоке во многом определяют ритмико-мелодическую сторону интонации. Возникновение пауз связано с рядом причин. Самые короткие из них являются составной частью речевого потока и вызываются особенностями произношения смычных согласных, т. е. отсутствием звука в те моменты, когда органы артикуляции находятся в сомкнутом состоянии, что составляет в среднем 0,1 с [3] .

Экспериментальные исследования показывают, что паузы хезитации имеют чрезвычайно широкие пределы варьирования и отражают тот аспект речи, который является наименее автоматизированным. Отмечена высокая закономерность появления пауз хезитации перед словами, которые обладают высокой информативностью или низкой предсказуемостью в данном контексте. Обнаружена связь между длительностью пауз и степенью трудности речевой задачи. Исследования позволяют сделать вывод о том, что во время пауз хезитации осуществляется планирование высказывания, при этом длительность пауз зависит от степени затруднений, связанных с выбором языковых единиц [8] , [13] .

Электрофизиологические исследования А. Н. Соколова [9] показывают что паузы, возникающие в процессе речи, в большинстве случаев означают наличие речемыслительного процесса, совершаемого в ходе порождения высказывания,

Таким образом, представляется возможным рассматривать время пауз, возникающих в спонтанной речи, как время мыслительной деятельности, а время звучащей речи — как время моторной реализации этой деятельности.

Из логопедической практики известно, что при заикании, наряду с нарушением интонационной стороны речи, нарушается ее ритм, и потому работа над паузами составляет важную часть любой коррекционной программы. Считается, что обучение заикающихся речевым паузам может быть полезно для них с разных точек зрения. Так, паузу связывают с необходимостью сделать речевой вдох или осуществить

релаксацию в процессе речевого акта, а также с возможностью привлечь внимание собеседника особой интонацией.

Однако до настоящего времени отсутствуют какие-либо экспериментальные исследования, которые позволили бы сравнить процесс паузирования в норме и при заикании. Знание закономерности паузирования позволит выявить и некоторые новые теоретические аспекты механизмов этой речевой патологии. Это важно, кроме всего прочего, для разработки коррекционных методик обучения заикающихся плавной речи.

В настоящей работе проведен сравнительный анализ количества, длительности и локализации пауз, возникающих при чтении текста и монологическом высказывании у лиц с нормальной речью и заикающихся. Задача состояла в изучении особенностей речевого паузирования в норме и у заикающихся и выяснении связи пауз с проявлением судорог в мышцах речевого аппарата. Для ее решения определялась частота появления пауз, их длительность и место в речевом потоке, а также фиксировалось наличие судорожных проявлений в процессе чтения и монологического высказывания.

Записанные на магнитную ленту образцы речи испытуемых были обработаны по специальной программе на ЭВМ. При этом электрический сигнал с выхода магнитофона преобразовывался в последовательность прямоугольных импульсов одинаковой высоты, т. е. клипп-сигнал. Импульсы отражали длительность звучащей речи, а их отсутствие — длительность пауз, начиная от 0,01 сек с точностью до 0,005 сек. В результате были получены последовательные значения временных интервалов звучащей речи и пауз.

Анализу подвергались только паузы от 0,1 с и выше, поскольку известно, что более короткий перерыв в акустическом сигнале может быть результатом произношения смычных согласных звуков [3] . Сопоставление речевых образцов с клипп-сигналом дало точную картину локализации пауз в речевом потоке. Кроме этого, в каждом речевом образце было подсчитано общее количество пауз (в процентном отношении) следующих длительностей (в секундах): 0,1—0,2; 0,2—0,3; 0,3— 0,4; 0,4—0,5; 0,5—0,6; 0,6—0,7; 0,7— 0,8; 0,8—0,9; 0,9—1,0; от 1 с и выше.

Достоверность полученных различий оценивалась с помощью критерия Стьюдента.

Проявление судорожной активности мышц речевого аппарата в процессе чтения и монологической речи определялось визуально и аудитивно.

В исследовании приняли участие 39 взрослых заикающихся (24 мужчины и 15 женщин) и 16 человек со здоровой речью (9 женщин и 7 мужчин).

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

Характеристика речевого паузирования у лиц со здоровой речью. Распределение количества пауз по их длительности показано на рис. 1. Как видно из рисунка, самые короткие паузы от 0,1 до 0,2 сек в речевых образцах испытуемых встречались наиболее часто. Их количество было практически одинаковым, как при чтении, так и в монологическом высказывании (20,8 % и 21,5 % соответственно, различия недостоверны: ( a >0,1). В основном эти паузы являлись результатом произношения смычных согласных звуков и имели

место внутри слов. Реже они появлялись между словами, но никогда не возникали между предложениями.

В процессе чтения текста все паузы от 0,2 до 1 с возникали в основном на стыке между двумя синтагмами и реже между двумя предложениями, т. е. соответствовали синтагматическому членению текста. При этом паузы длительностью от 0,2 до 0,6 с являлись наиболее характерными для процесса чтения (54,9 %). Длительные паузы — от 1 с и выше (наиболее длительные из них не превышали 1,3 с) возникали редко (5,3 %) и регистрировались только на границах между предложениями, что синтаксически соответствовало точке. Прослеживающаяся закономерность в локализации и длительности пауз у лиц без речевой патологии была синтаксически обусловлена, что свидетельствовало об успешном техническом отражении смысловой организации текста и адекватности его смыслового восприятия (т. е. понимания).

При реализации монологического высказывания паузы длительностью от 0,2 до 0,6 с возникали значительно реже (39,1 %), чем при чтении (различия достоверны для пауз длительностью от 0,4 до 0,5 с и от 0,5 до 0,6 с, a a a

Из примеров видно, что паузы длительностью от 1 с и выше являлись паузами хезитации, они отражали наибольшие затруднения, возникающие в процессе программирования высказывания на семантическом уровне.

Характеристика речевого паузирования у заикающихся. Распределение количества пауз по их длительности показано на рис. 2. Наиболее короткие паузы длительностью от 0,1 до 0,2 с в среднем возникали так же часто, как и в норме (различия недостоверны, a >0,1). В отличие от нормы они в основном имели место внутри слов.

При чтении текста заикающимися длительность пауз имела более широкий диапазон, чем у лиц со здоровой речью. Самая длительная пауза достигала 15,58 с. Наиболее характерными являлись или очень короткие паузы — от 0,1 до 0,3 с (37,2 %), или длительные —, от 1 с и выше (19,7 %), причем длительные паузы возникали в 3,7 раза чаще, чем в норме. Паузы других длительностей, а особенно от 0,3 до 0,6 с при чтении текста встречались значительно реже, чем у лиц со здоровой речью (различия достоверны, a a a

Такое значительное уменьшение количества пауз, длительность которых в норме обусловлена синтагматической структурой текста, и, напротив, увеличение числа длительных пауз сигнализировало об искажении смыслового членения текста заикающимися.

Сделанные испытуемыми ошибки не корректировались, что приводило к значительным искажениям смысла продуцируемого ими текста. Это дало основание предполагать, что единства внешней и внутренней стороны процесса чтения у заикающихся не происходит и смысловое восприятие читаемого текста у них искажено. Можно думать, что основная задача заикающихся при чтении вслух заключается в обеспечении произносительной стороны процесса. Все произвольное внимание направлено на артикуляцию произносимого текста, а не на восприятие и передачу его смысла, что экспериментально подтверждает предположение Н. И. Жинкина [4] о том, что у заикающихся резко снижен контроль за смыслом произносимого текста.

При реализации монологического высказывания длительность пауз в речи одного и того же заикающегося могла иметь еще больший диапазон, чем при чтении. Наиболее длительная пауза достигала 111,85 с. В распределении пауз отмечалась такая же закономерность, что и в процессе чтения: чаще всего возникали или очень короткие паузы — от 0,1 до 0,3 с (35,0 %), или длительные — от 1 с и выше (24,5 %).

В связи с выявленными особенностями в распределении пауз по длительности у заикающихся было

прослежено влияние типа судорог на характер распределения пауз. Известно, что клонический и тонический типы судорог различаются прежде всего длительностью своего проявления. Таким образом, было рассмотрено, влияет ли длительность речевых судорог на длительность пауз, имеющих место в речевой продукции заикающихся. С этой целью из числа обследованных заикающихся были отобраны лица с преимущественно клоническим типом речевых судорог (6 человек) и с преимущественно тоническим типом речевых судорог (6 человек). Заикание у всех было выражено в тяжелой степени. Результаты сравнения показали, что у заикающихся с клоническим типом судорог (рис. 3) более половины всех пауз были короткими — от 0,1 до 0,3 с (57,8 % — при чтении и 54,4 % — при монологическом высказывании). При анализе выяснилось, что эти паузы появлялись в результате речевой судороги,

которая приводила к многократным чередованиям пауз с частью слова, слога, с недифференцированными звуками. Длительные паузы от 1 с и выше у этих заикающихся появлялись крайне редко (4,5 % и 6,4 % соответственно).

Напротив, для речи заикающихся с преимущественно тоническим типом судорог (рис. 4) наиболее характерными были паузы длительные — от 1 с и выше (43 % при чтении и 46 % при монологическом высказывании соответственно), короткие же паузы — от 0,1 до 0,3 с — встречались значительно реже (22,2 % и 19 % соответственно). Вышеуказанные различия в количестве пауз между заикающимися с клоническим и тоническим типом судорог достоверны ( a

Анализ текстов показал, что длительные паузы (от 1 с и выше) в речи заикающихся с тоническим типом речевых судорог сопровождались явлениями, противоположными тем, которые были характерны для пауз хезитации. Например, при локализации судорог в голосовом отделе речевого аппарата остановки речи были внезапными, слова, предшествующие паузе, произносились в более ускоренном темпе и обрывались резко. Появление недифференцированных звуков было связано с попыткой начать речь, прерванную судорогой, что выражалось в особо напряженном или сдавленном звучании голоса.

При локализации судорог в области артикуляционного аппарата паузы от 1 с и выше часто возникали при попытке произнести смычный согласный звук. При этом они соответствовали длительности смычки органов артикуляции перед взрывом.

Пример 5 : «Можно ис . 8,475 с . (п)*** . пользовать свежие поми . 1,100 с . (д)*** . доры, . 0,805 с . (т)*** . томат-пасту . 0,755 с . это самое…0,750 с…(ч)*** …чеснок и соль и . 2,140 с . (п)*** . перец [1] .

Таким образом, при тяжелом заикании пауза в основном была заполнена судорожной активностью мышц речевого аппарата, т. е. в период паузы не было прекращения моторной речевой деятельности, что характерно для нормы. Напротив, она отражала аномальную активность речевого аппарата, не проявляющую себя в виде акустического сигнала.

Если в норме пауза свидетельствует об окончании моторной реализации одной части высказывания и предваряющем внутреннеречевом планировании последующего отрезка речи [8] , то при заикании во время паузы, как показали наши исследования, моторный акт продолжается. Это, по-видимому, означает, что программирование высказывания у заикающихся осуществляется в основном на фоне высокой моторной активности речевых мышц.

Отсутствие пауз хезитации, а также пауз, связанных с синтаксической

конструкцией текста, и наличие пауз, обусловленных судорожной речевой активностью, объясняет характерные особенности интонационной стороны речи заикающихся: монотонность, отсутствие эмоциональной выразительности и интонационной завершенности смысловых групп, как при чтении, так и в монологической речи.

Кроме того, особенности речевого паузирования заикающихся могут свидетельствовать о своеобразии протекания внутриречевого программирования и существенном отличии его от нормы, а также о снижении контроля за смысловой стороной высказывания.

1. Ахманова О. С. О психолингвистике. М., 1978. С. 55.

2. Белякова Л. И. Клинико-физиологический анализ центральных патогенных механизмов заикания: Докт. дис. Л., 1981.

3. Варшавский Л. А., Литвак И. М. Исследование формантного состава и некоторых других характеристик звуков русской речи // Проблемы физиологической акустики. Т. 3. Л ., 1955.

4. Жинкин И. И. Речь как проводник информации. М., 1982.

5. Зимняя И. А. Психология чтения как вид речевой деятельности: Психолого-педагогические проблемы обучения технике чтения, смысловому восприятию и понижению текста / Материалы Всесоюзной научно-практической конференции. М., 1988. С. 67—69.

6. Куланок К. Н. О некоторых функциях речевой паузы // 17-я конференция Минского пединститута иностранных языков. Ч. II. Минск, 1964.

7. Носенко Э. Л. Объективные показатели уровня владения устной иноязычной монологической речью: Канд. дис. М., 1970.

8. Носенко Э. Л. Особенности речи в состоянии эмоциональной напряженности. Днепропетровск, 1975.

9. Соколов А. Н. Внутренняя речь и мышление. М., 1968.

10. Шейкин Р. Л. К анализу механизмов возникновения пауз в речи // Механизмы речеобразования и восприятия сложных звуков. М .- Л ., 1966. С . 31 – 44.

11. Dalton P., Hardcastle W. J. Disorders of fluency and their effects on communication. L., 1977.

12. Goldman-Eister F. Pauses, clauses, sentences // Language and Speech, 1972. V. 15. N 3—4. Р . 103—113.

13. Goldman-Eister F. The distribution of pause duration in speech // Language and Speech. 1961. V. 4. N 3—4. Р . 232—237.

14. Goldman-Eister F. A comparative study of two hesitation phenomena // Language and Speech. 1966. V. 4. 1—2. Р. 18—26.

Поступила в редакцию 17. YII 1991 г .

[1] * — труднодифференцированные сочетания звуков или нефонологические вокальные образования. Произносятся особенно громко, резко, напряженно.

** — произносятся тихо, с усилием, сдавленным голосом.

*** — пауза сопровождалась попыткой произнести определенный согласный звук.


Патологическое состояние, которое может свидетельствовать о физических или психических расстройствах, называется заторможенностью. Характеризуется это состояние пониженной реакцией, медленной, растянутой речью с паузами, медленным мышлением, неторопливыми движениями. Иногда человек в таком состоянии может выглядеть слегка отстраненным, не замечать очевидного, находиться в состоянии игнорирования окружающего мира и оцепенения. Такое положение в основном касается процесса мышления и речи.

Состояние заторможенности мышления называется идеаторным симптомом, а состояние заторможенности речи - моторным симптомом.

Брадипсихией называется заторможенность мышления в науке. Важно не путать заторможенность мышления с апатией и инертностью, ведь это совершенно разные состояния, поскольку психическая основа этих состояний отличается. Заторможенность мышления, преимущественно, свойственная пожилым людям, хотя этот симптом встречается и у молодых людей. В любом случае, состояние заторможенности возникает по каким-то причинам.

Среди проявлений, которые присоединаются к заторможенности, наблюдаются:

  • вялость
  • провалы в памяти
  • запоминать становится сложно

Вышеуказанные симптомы могут не проявляться одновременно, поэтому даже если появился хотя бы один, стоит обратить на это внимание и обратиться к врачу.

Причины заторможенности могут быть разными, поэтому если причиной заторможенности являются неврологические нарушения, то проявления будут такими:

  • сонливость
  • изменения артериального давления
  • ухудшение памяти
  • тахикардия
  • головные боли
  • тошнота
  • рвота
  • агрессия
  • опорно-двигательные нарушения

Если речь идет о детях, то к вышеуказанным проявлениям могут добавиться плаксивость и капризность.

Заторможенность – достаточно тревожный симптом, который может быть опасным как для самого человека, так и для окружающих, поэтому не стоит медлить с его устранением.

Причины

Причин проявлений заторможенности достаточно много, поэтому важно внимательно отслеживать это состояние:

Неврологические расстройства. Нарушения в работе ЦНС, психические нарушения и другие факторы могут вызвать серьезные проблемы с восприятием, координацией, эмоциями и приводить к заторможенности вместе с другими проявлениями.

Кровеносная система. Если есть дисфункции или патологии кровеносной системы, то это влияет на мозговые отделы, которые отвечают за скорость реакций и мышления.

Эндокринные заболевания. Дисфункция щитовидки, например, может проявляться заторможенностью.

Интоксикация. Воздействие патогенных микроорганизмов, алкогольное отравление, паразиты могут вызвать заторможенность.

Лекарственные средства. Причиной заторможенности может также быть влияние медикаментов, например, если человек принимает успокоительные препараты.

Переутомление или недосыпание. Когда организм не получает достаточно отдыха и не восстанавливается в полной мере (а это происходит как раз во время сна), то результатом может быть появление сонливости и заторможенной реакции.

Депрессия и стресс. Переживания стрессовых ситуаций или депрессивное состояние может вызвать у человека заторможенность, однако добавляются еще дополнительные симптомы, такие как слабость, плохое настроение, апатичность, отсутствие аппетита, потеря интереса. Депрессия нуждается в помощи специалиста.

Влияние наркотических веществ. Наркотики угнетают ЦНС и влияют на работу мозга, поэтому у человека, который подвергается воздействию наркотических веществ, может появляться заторможенность, расслабленное состояние, дезориентация, неконтролируемость.

Доброкачественные и злокачественные образования в головном мозге также могут вызывать появление заторможенности и других проявлений.

Травмы. Если произошло травмирование головного мозга, например, в результате аварии или неудачного падения, то это может сильно повлиять на его работу и приводить к проблемам со скоростью речи или мышления.

Паника или тревога. Если человек испытывает сильный страх или испытывает тревогу, или панику, то это может сильно влиять на скорость его восприятия или реакции.

Диагностика

Для того, чтобы избавиться от вышеуказанного симптома, самое важное - поставить правильный диагноз, чтобы начать лечение.

Среди диагностических методов выделяют общий визуальный осмотр и исследование анамнеза, анализы крови и мочи.

Также для определения причин проявления симптоматики может потребоваться анализ на уровень гормонов, электроэнцефалография, ангиография, МРТ и психологические тесты.

Врач может проверить состояние органов речи, интеллектуального развития и провести дифференциальную диагностику, чтобы определить, или проблемы с речью связаны с физическими не достатками, или с другими факторами.

На основе полученных данных врач будет принимать решение о следующих действиях и лечении.

Во время каких болезней проявляется

Атеросклероз. Болезнь, которая характеризуется отложением жироподобных веществ в сосудах, что ухудшает кровоснабжение тканей и органов, что может вызвать кислородное голодание мозга, что приводит к нарушениям в его работе.

Тромбоз. Характеризуется образованием сгустков крови, которые мешают притоку крови. В результате кровь в тканях плохо циркулирует.

Гипертония. Болезнь, характеризующаяся повышенным артериальным давлением.

Болезнь Паркинсона. Ее еще называют дрожащим параличом. Это заболевание неврологического характера, которое сопровождается такими симптомами как тремор, заторможенность, снижение двигательной активности.

Эпилепсия. Неврологическое расстройство, которое вызывает невольные судороги в теле. Человек с эпилепсией часто дезориентирован, теряет контроль над движениями и имеет проблемы с памятью, отсюда может возникать заторможенность.

Шизофрения. Психическое расстройство, вызывающее появление галлюцинаций, как зрительных, так и слуховых, тем самым усложняя нормальное существование. У человека появляется дезорганизованные речь и мышление.

Гипотиреоз. Возникает это патологическое состояние вследствие недостаточной выработки гормонов щитовидной железы. У людей с этим состоянием возникает сонливость, психическая заторможенность, вялость и слабость.

ДЦП. Это комплекс нарушений, возникающий вследствие повреждения головного мозга и ЦНС. Человеку с ДЦП трудно поддерживать двигательную активность и контролировать мышцы. Среди симптомов: нарушение координации, медленные движения, вялость, иногда расстройство речи.

Энцефалит. Вирусное заболевание, вызывающее воспалительный процесс в головном мозге. Вызывает изменения психики, головную боль, лихорадку.

Циклотимия. Психическое расстройство, похожее на биполярное расстройство, однако в менее выраженной форме. Характеризуется постоянными перепадами настроения.

Биполярное расстройство. Это психическое расстройство, которое вызывает резкие изменения настроения, от депрессивного состояния до состояния эйфории. В состоянии депрессии человек может быть апатичным и заторможенным.

Депрессия. Это заболевание, связанное с нарушением в работе нейромедиаторов, которое может быть вызвано как негативными событиями, так и генетической предрасположенностью. Кроме заторможенности, депрессия выражается в форме угнетенного состояния, у человека возникает апатия, неспособность выполнять повседневную работу.

Болезнь Альцгеймера. Разновидность деменции, поражает серое вещество головного мозга, приводя к проблемам с памятью, мышлением, восприятием себя и окружающего мира, человек становится заторможенным, не ориентируется в пространстве.

Гипогликемия. Болезненное состояние, вызванное снижением глюкозной концентрации в крови. У человека возникают нарушения речи, головокружение, невозможность сконцентрироваться.

Эмболия. Это закупорки просвета кровеносных сосудов, что затрудняет циркуляцию крови, нарушая работу кровеносной системы.

К какому врачу обратиться

При возникновении заторможенности необходима помощь невролога, логопеда, психолога, психиатра, эндокринолога, флеболога. Может потребоваться консультация сосудистого хирурга, кардиолога и нейрохирурга.

Профилактика

Специфических методов профилактики заторможенности не существует, однако можно предотвратить ее прогрессирование и развитие заболеваний, с которыми этот симптом может быть связан.

Важно наполнять жизнь положительными эмоциями: проводить время с родными и друзьями, отдыхать, познавать новое.

Не переутомляться и не забывать высыпаться. Хороший сон – залог крепкого иммунитета.

Не нужно злоупотреблять алкогольными напитками, не употреблять наркотические вещества.

Важно заботиться о психическом здоровье: посещать психолога, избегать стрессов, которые могут привести к повышенной тревоге и депрессии, развивать позитивное восприятие мира.

Необходимо периодически проходить медицинские обследования, придерживаться здорового рациона, заниматься спортом, подобранным индивидуально.

Пауза – не просто прекращение речи или молчание. Пауза – это элемент речи!


Пауза имеет много полезных функций:

  • для привлечения внимания и поддержания дисциплины
  • для подчеркивания важности фразы или высказывания
  • время для обдумывания и усвоения трудного материала слушателями
  • между частями доклада.
  • показатель уверенности в себе
  • как стиль и имидж оратора
  • точка после произнесения речи
  • важный элемент осмысленной речи

Кто молчать не умеет – тот и говорить не способен
(нар. мудрость)

Пауза делается в начале речи для того, чтобы удостовериться, что контакт с аудиторией осуществлён. Периодически, в течении доклада, можно делать короткие паузы, чтобы убеждаться в том, что Вас слушают.

Подумать, как оратору, так и слушателю. Постоянное произнесение речи и постоянное слушание – тяжелая работа, и нужно выделять короткие промежутки времени для отдыха или переваривания уже услышанного.

Но лекторы спешат. Часто из-за страха, что потеряют внимание.


Если Вы не позаботитесь о публике – потеряете публику. Слушатели устанут и перестанут Вас понимать. Информацию, сложную для восприятия, лучше перемежать паузами после каждой фразы.

Выступление экспромтом без пауз фактически невозможно.

Пауза воспринимается, как сигнал к переработке и усвоению услышанного предложения. Ухо слушателя ждет долгожданную точку (большую паузу), чтобы переварить уже услышанное.

Иначе будет так, как в известной поговорке: “В одно ухо влетает – в другое вылетает”.

  • И подписывайтесь на наш YouTube-канал. Там много интересных видео.

При этом полезно не только сделать паузу, но и сменить интонацию голоса.

Оратор, владеющий паузой, производит впечатление уверенного в себе человека.

Паузы хорошо помогают справиться с волнением.

Использование пауз позволяет создать свой стиль, свой имидж.

Не стоит сразу покидать трибуну или садиться на место.

Если слушатель благодарен за Вашу работу, и Вы добились поддержки и внимания, то нормальной реакцией на это будут аплодисменты.

И будет неблагодарно с Вашей стороны не принять их. К тому же хорошо будет, если за эти аплодисменты, за такой комплимент, Вы поблагодарите слушателя .

Поэтому не забывайте между окончанием речи и Вашим уходом сделать паузу.

Даже если не будет аплодисментов Вы увидите и почувствуете реакцию аудитории на Вашу речь.

Сложно следить за своей речью, не делая пауз. Очень сложно. И те выступающие, которые не делают пауз, не могут, не успевают следить за своей речью.

Ораторы, владеющие паузой, могут следить за каждым своим словом. Их речь становится осмысленной.

Это далеко не полный перечень пользы от паузы. Еще полезно вспомнить, как паузы помогают в переговорах, презентациях, в дебатах, при ответах на вопросы…

Хороший пример выступления с паузами. Выступает Стив Джобс с презентацией самого первого айфона.

  • Джобс хорошо готовился к этой презентации, поэтому никуда не спешил и делал эффектные паузы после каждой фразы.

Мало знать о паузах. Паузы нужно оттачивать в практических упражнениях! Иначе вместо пауз будут звуки: “Э-эээ, м-ммм…”

Хороший пример выступления с паузами. Обратите внимание, как пауз много. Спокойная уверенная речь и большие паузы.

Есть еще хороший пример.

Выступает Мартин Лютер Кинг. Знаменитая речь, произнесенная 28 августа 1963 года: ” У меня есть мечта!”.

Обратите внимание прежде всего на паузы. Какие эти паузы огромные.

Как вам паузы Мартина Лютера Кинга? Огромные?

  • Наверное, нужно быть великим оратором, чтобы позволить себе делать такие большие паузы 🙂

Уважаемый читатель! Кликните, пожалуйста, рекламу.
Это – лучшая Ваша благодарность! Большое спасибо!

Для тех, кто плохо знает английский, нужно привести хоть один пример с паузами на русском…

Для примера – фрагмент выступления Валерия Жидкова, с юмором о спортивных секциях…

  • Кстати, на нашем YouTube-канале много хорошего видео, где много примеров ораторов, владеющих паузой.
  • Буду очень благодарен Вам за оставленные комментарии под видео на моем канале!

Один из примеров применения паузы. Отличный пример, как правильно (полезно) рассказывать стихи 🙂 используя паузы.

  • Это один из примеров. Не основной пример. Просто пример.

Нужны ли паузы оратору? – Уверен, что вы теперь знаете ответ.

А что нужно, чтобы научиться делать паузы в своей речи? – Практиковаться.

Если не получается самостоятельно – записывайтесь к нам на офлайн и онлайн-курсы!

С уважением, тренер риторики Болсунов Олег.

/ Паузы оратора / Когда делать паузы / Как научиться делать паузы в речи / Для чего оратору нужны паузы /

Эффективное использование речевых пауз - это мастерская-техника.

Если вы все сделаете правильно, никто не осознает ваши паузы, но ваши идеи и слова будут выглядеть более убедительными.

В этой статье мы рассмотрим:

1. Преимущества эффективных речевых пауз;

2. Методы для использования пауз естественно (есть больше, чем вы думаете);

3. Подсказки, почему паузы помогают нам эффективно общаться.



1. Паузы помогают вашей аудитории понять вас.

Паузы позволяют вам акцентировать ваши произнесенные слова, давая вашим слушателям подсказку о том, когда заканчивается одна фраза, одно предложение или один абзац, а следующий начинается.



2. Пауза помогает передать эмоции.

Джанет Кан показывает, что наряду с другими лингвистическими факторами паузы помогают передать эмоции. То есть размещение и продолжительность пауз должны различаться в зависимости от того, передаете ли вы грусть, гнев, радость или какие-то другие эмоции.

Чтобы извлечь выгоду из этого, используйте паузы аутентично, чтобы передать эмоции, как и во время разговора с другом или членом семьи.



3. Паузы контролируют общий темп вашей речи.

Ваша аудитория имеет когнитивные ограничения и не может поглощать информацию за определенную скорость. Паузы позволяют вам замедлить скорость, соответствующую их мощности прослушивания.

Эстель Каммионе и Жан Веронис заметили, что речь состоит из коротких (0,15 секунд), средних (0,50 секунд) и длинных (1,50 секунд) пауз. Кроме того, они отмечают, что чтение речи (из письменного текста) имеет тенденцию производить только короткие и средние паузы, а спонтанная речь (говоря без чтения) показывает более частое использование средних и длинных пауз.

Итак, если вы должны прочитать часть своей речи, обязательно преднамеренно продлите свои паузы, чтобы имитировать более естественный спонтанный стиль речи. В противном случае у вашей аудитории будет трудность в поддержании.





5. Паузы помогают привлечь вашу аудиторию.

Говорить без пауз означает, что ваша аудитория тратит все свои силы, чтобы не отставать от вас.

С другой стороны, использование пауз дает время для вашей аудитории поразмышлять над вашими словами и установить связи со своим собственным опытом или знаниями в реальном времени. Формирование этих личных связей с вашим контентом, является основой участия аудитории.



6. Паузы заменяют слова-паразиты и заполнители.


Чрезмерное использование слов-заполнителей (а, м, ну, этор) подрывает ваш авторитет и сигнализирует о недостатке знаний, отсутствии подготовки или отсутствии подлинности. Использование пауз - один из лучших способов заменить слова-заполнители, в то же время предоставляя время, чтобы вы могли подумать о своих следующих словах.



Оратор выполняет две задачи одновременно:
- Первая задача - внутренняя, и включает в себя мысль о том, что сказать (и что делать) дальше.
- Вторая задача является внешней и включает вокальное проецирование этих слов, использование языка тела и других взаимодействий с аудиторией.

Теперь, когда мы рассмотрели преимущества речевых пауз, давайте рассмотрим различные типы пауз и когда их следует использовать.

Используйте короткие паузы в своей речи всякий раз, когда запятая будет использоваться на письменном языке, чтобы разделить два предложения или четко разделить элементы списка. Например:

Желая произвести впечатление на мою жену на годовщину [пауза] я приготовил яишницу [пауза] салат [пауза] и блинчики с джемом на завтрак.

Используйте средние паузы в своей речи везде, где знак вопроса или восклицательный знак будут использоваться на письменном языке для разделения двух предложений.


Например:
Мы были женаты десять лет назад [пауза] Я все еще помню свой первый взгляд на нее, идущую по проходу.

Пауза предложения обычно должна быть длиннее паузы оговорки, так же как период является более сильным знаком препинания, чем запятая.

Используйте более длинные паузы в своей речи всякий раз, когда вы переходите от одной идеи к другой, так же, как абзацы используются на письменном языке.

Например:
Второе преимущество этого подхода - . [пауза] Третье преимущество этого подхода - .

Народная мудрость подсказывает представить, что ваша аудитория голая [пауза] однако [пауза] я думаю, что это ужасный совет.


До / после ключевого слова:

После того, как вы зададите своей аудитории риторический вопрос, сделайте паузу на некоторое время.
Это стимулирует вашу аудиторию к участию, внутреннему мышлению об ответе на ваш вопрос. То же самое можно сказать и о других способах приглашения к участию в вашей аудитории.


С другой стороны, отказ от паузы после риторического вопроса расстраивает вашу аудиторию. (Им задали вопрос, и вы сразу продолжаете, не позволяя им подумать об этом!)

Когда вы используете презентации, обычно полезно приостанавливаться после переключения на новый слайд, чтобы дать вашей аудитории изучить новый слайд в тишине.
Когда вы продолжаете говорить, вы указываете, что фокус должен возвращаться к вам.

Простые изображения требуют только короткой паузы перед продолжением; более сложные визуальные эффекты требуют более длительной паузы. (Конечно, вы должны максимально упростить визуальные эффекты . )

Несмотря на ваши лучшие намерения при подготовке речи и смягчении темпа, вы иногда обнаружите, что вы опережаете себя, при этом ваши губы заперты, когда ваш мозг ищет следующее слово. Вы можете почувствовать тенденцию заполнять это пространство словом-заполнителем - ах, э-э, эммм - но гораздо лучше просто остановиться, пока не соберете себя.

Эта техника также может использоваться как преднамеренная пауза для драматического эффекта, даже если вы точно знаете, что вы собираетесь сказать дальше. Хотя, возможно, это делает его .

Частично риторическая и частичная театральная, драматическая пауза используется всякий раз, когда вы хотите создать какую-то драму или ожидание. Драматическую паузу можно было использовать, прежде чем продолжить произносимую речь, или ее можно использовать непосредственно перед отображением слайда.

У Power-паузы есть два замечательных эффекта:
Во-первых, это привлекает внимание аудитории.
Во-вторых, это позволяет мне несколько секунд сосредоточиться на себе, сделать глубокий вдох и уверенно начать с моих вступительных слов.

В более длинных презентациях вам иногда нужно выпить воды. Не стесняйтесь делать это, но постарайтесь сделать это правильно. Лучшее время, чтобы выпить напиток, - это когда вы уже находитесь в более продолжительной паузе, например, когда вы переходите к новой части материала или когда вы просто открываете презентацию для своей аудитории.


Иногда вы можете использовать эту технику, чтобы скрыть, что вам нужно мгновение, чтобы подумать и восстанавливаться.

Не существует строгих правил о том, как долго должны быть ваши паузы. Соответствующие длины для пауз (от доли секунды до нескольких секунд или более) будут значительно отличаться в зависимости от вашего стиля разговора, характера вашего сообщения, продолжительности вашего разговора, вашей аудитории и культурных норм.

Несколько рекомендаций:

1. Хотя продолжительность ваших пауз может отличаться от других ораторов, вы должны постоянно менять длину паузы. Например, ваши запятые паузы (как бы долго они ни были) должны быть короче, чем ваши паузы в параграфе. Невыполнение этого приведет к отрицанию преимуществ использования пауз и запутает вашу аудиторию.

2. Для "длительных пауз" выдержите паузу дольше, чем вы считаете нужным.
Возможно даже дольше, чем вам удобно.

3. Попросите обратную связь с помощью таких вопросов, как:
Мои паузы выглядели естественными?
Были ли какие-то неудобные паузы?
Был ли мой общий темп слишком быстрым или слишком медленным?


4. Используйте видеозапись, чтобы выполнить самооценку производительности вашей паузы.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции