Клубеньковых бактерий и гороха бычьего цепня
1. Рассмотрите предложенную схему классификации форм жизни. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме вопросительным знаком.
2. Рассмотрите таблицу "Методы биологических исследований". Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.
Частнонаучный метод | Применение метода |
Близнецовый | Определение роли факторов среды в формировании фенотипа человека |
? | Изучение особенностей фаз митоза на фиксированном препарате |
Ответ: микроскопия (световая).
3. В некоторой молекуле ДНК на долю нуклеотидов с тимином приходится 14%. Определите процентное содержание нуклеотидов с гуанином, входящих в состав этой молекулы. В ответе запишите только соответствующее число.
4. Все перечисленные ниже понятия, кроме двух, можно использовать для характеристики соматической клетки позвоночного животного. Определите два понятия, "выпадающих" из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
3. Гаплоидный набор
4. Половые хромосомы
5. Клеточная стенка
5. Установите соответствие между характеристиками и этапами энергетического обмена.
А. Образуется этиловый спирт и углекислый газ
Б. Запасается более 30 молекул АТФ при расщеплении одной молекулы глюкозы
В. Пировиноградная кислота распадается на воду и углекислый газ
Г. Данный этап свойственен как анаэробным, так и аэробным организмам
Д. Процесс протекает в митохондриях
Этапы энергетического обмена
6. Сколько фенотипов проявится у гибридов при скрещивании дигетерозиготного растения гороха с гомозиготным по рецессивным признакам растением, если признаки наследуются независимо друг от друга, а доминирование полное? В ответе запишите только соответствующее число.
7. Все приведенные ниже примеры, кроме двух, характеризуют вегетативное размножение. Определите два примера, "выпадающих" из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1. Получение гетерозисных гибридов
2. Размножение делением куста
3. Использование корневых отпрысков
4. Размножение семенами
5. Укоренение отводков
8. Установите соответствие между процессами и зонами гаметогенеза, обозначенными на рисунке цифрами 1, 2, 3.
А. Образование гаплоидных клеток
Б. Редукция числа хромосом
В. Конъюгация, кроссинговер
Г. Значительное увеличение размера клетки
Д. Митотическое деление
9. Выберите три верных ответа из шести.
Какие признаки характерны для всех хордовых животных?
1. Нервная система трубчатого типа
2. Расположение осевого внутреннего скелета над кишкой
3. Участие грудной клетки в дыхании
4. Сердце четырехкамерное
5. Наличие жаберных щелей в глотке эмбриона
6. Легочное дыхание
10. Установите соответствие между признаками и отделами растений.
А. Преобладание гаметофита в жизненном цикле
Б. Развитие протонемы из споры
В. Расположение спорангиев на нижней стороне листа
Г. Развитие спор в коробочке
Д. Наличие заростка в жизненном цикле
Е. Отсутствие корней
11. Установите последовательность систематических таксонов, начиная с самого крупного. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
5. Майник двулистный
12. Выберите три верных ответа из шести.
Под влиянием парасимпатической нервной системы происходит
1. Усиление перистальтики кишечника
2. Снижение давления крови в сосудах
3. Учащение сокращений сердца
4. Замедление образования желудочного сока
5. Уменьшение диаметра зрачка
6. Усиление потоотделения
13. Установите соответствие между костями и типами их соединения.
А. Затылочная и теменная
Б. Височная и скуловая
В. Теменная и лобная
Г. Поясничные позвонки
Д. Грудные позвонки
14. Установите последовательность звеньев рефлекторной дуги спинномозгового рефлекса. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1. Вставочный нейрон
2. Аксон чувствительного нейрона
4. Исполнительный нейрон
5. Тело чувствительного нейрона
6. Двигательный нейрон
15. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания экологического критерия вида Свинья дикая (Кабан). Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1. Дикие свиньи живут в Европе, Азии и Африке. 2. Дикие свиньи населяют смешанные и широколиственные леса, густые кустарники и болотистые заросли. 3. Питаются они разнообразной пищей: личинками насекомых, корнями и клубнями растений, мелкими животными. 4. Осенью при неурожае естественных растительных кормов кабаны, совершая кочевки, посещают экосистемы поля. 5. Окраска взрослых особей бывает от светло-бурой или серой до черной. 6. К зиме толщина подкожного жира у свиней достигает 5-10 см.
16. Установите соответствие между ароморфозами и типами червей, у которых они впервые появились в ходе эволюции.
А. Кровеносная система
Б. Пищеварительная система
В. Брюшная нервная цепочка
Г. Выделительная система
Д. Кожно-мускульный мешок
Е. Вторичная полость тела
17. Выберите три верных ответа из шести.
Биотическое взаимодействие "паразит-хозяин" характерно для
1. Клубеньковых бактерий и гороха
2. Бычьего цепня и человека
3. Кишечных целлюлозоразрушающих бактерий и человека
4. Печеночного сосальщика и коровы
6. Гриба-подберезовика и березы
18. Установите соответствие между характеристиками организмов и функциональными группами в экосистеме.
А. Возвращают свободный азот в атмосферу
Б. Образуют первичную продукцию
В. Образуют органические вещества в результате хемосинтеза
Г. Составляют второй трофический уровень
Д. Минерализуют органические остатки
Функциональные группы в экосистеме
19. Установите последовательность эволюционных явлений у позвоночных животных. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1. Расцвет динозавров
2. Появление приматов
3. Расцвет панцирных рыб
4. Появление питекантропов
5. Появление стегоцефалов
20. Проанализируйте таблицу "Биотические взаимодействия между организмами". Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины и понятия, приведенные в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин или соответствующее понятие из предложенного списка.
Название взаимодействия | Характеристика взаимодействия | Примеры организмов |
Симбиоз | Б | Сосна и белый гриб |
Хищничество | Поедание одного организма другим | В |
А | Использование одним организмом другого в качестве источника питания и места обитания | Спорынья и пшеница |
Список терминов и понятий:
4. Хорек и куница
5. Лисица и мышь
6. Взаимное ослабление организмов
7. Взаимовыгодное сожительство организмов
21. Проанализируйте график зависимости использования организмом человека энергии гликогена от продолжительности тренировки.
Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа представленных данных. Запишите в ответе цифры, под которыми указаны выбранные утверждения.
1. В первые 10 минут тренировка неэффективна.
2. В организме весь гликоген полностью расщепляется за 40 минут тренировки.
3. В первые минуты тренировки концентрация глюкозы в крови резко возрастает.
4. Через 40 минут тренировки использование организмом гликогена прекращается.
5. В первые минуты тренировки доля использования гликогена как источника энергии максимальна.
22. Известно более 300 пород голубей, различающихся по внешнему виду. Тем не менее Ч. Дарвин в своих трудах утверждал, что все голуби относятся к одному виду и являются потомками дикого скалистого голубя. Приведите доказательства этого утверждения. Назовите методы, которые позволили вывести такое количество пород.
Ответ: голубь - одомашненное животное, которое было выведено из одного дикого вида. Это можно доказать при помощи скрещивания разных пород (так как особи одного вида свободно скрещиваются). Методы искусственного отбора: индивидуальный отбор и инбридинг.
23. Определите по рисунку, к каким отделу и классу относят изображенное растение. Приведите признаки этих отдела и класса, определяемые по рисунку.
Ответ: отдел - Покрытосеменные
Признаки: цветок и плод, мочковатая корневая система, параллельное жилкование, стебель - соломина (отсутствие камбия), одна семядоля, трехчленный цветок.
24. Найдите три ошибки в приведенном тексте "Нервная ткань". Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.
1. Нервная система образована нервной тканью, которая сформировалась из энтодермы. 2. Структурной единицей нервной ткани является нервная клетка - нейрон. 3. В нейроне различают тело, множество аксонов и единственный короткий отросток - дендрит. 4. По аксону возбуждение идет к телу нейрона, а по дендриту - от его тела. 5. В нервной ткани, кроме нейронов, есть клетки-спутники (глиальные клетки). 6. Глиальные клетки окружают нейроны. 7. Глиальные клетки выполняют опорную, трофическую и защитную функции.
Ошибки допущены в предложениях: 1, 3 и 4.
25. Многие плоские черви - внутренние паразиты других животных и человека. Какие особенности строения и жизнедеятельности позволяют им вести такой образ жизни? Укажите не менее четырех особенностей. Ответ поясните.
Объяснение: органы прикрепления, образование большого количества яиц, анаэробное дыхание, гермафродитизм, сложный жизненный цикл со сменой хозяев, кутикула, отсутствие органов пищеварения.
26. Какое значение имело появление фотосинтеза в эволюции жизни на Земле? Укажите не менее трех значений. Ответ поясните.
Объяснение: накопление кислорода как сильного окислителя, образование органических веществ, образование озонового слоя.
27. Фрагмент молекулы ДНК имеет следующую последовательност нуклеотидов:
В результате мутации - замены одного нуклеотида и ДНК третья аминокислота во фрагменте полипептида заменилась на аминокислоту Гис. Определите аминокислоту, которая кодировалась до мутации. Какие изменения произошли в ДНК, иРНК в результате замены одного нуклеотида? Благодаря какому свойству генетического кода одна и та же аминокислота у разных организмов кодируется одним и тем же триплетом? Ответ поясните. Для выполнения заданий используйте таблицу генетического кода.
Объяснение: иРНК: ГЦГ-ГГЦ-УАУ-ГАУ-ЦУГ
У заменилась на А
Свойство генетического кода - вырожденность.
28. У дрозофилы гетерогаметным полом является мужской пол. При скрещивании самки дрозофилы с нормальными крыльями, красными глазами и самца с растопыренными крыльями, белыми глазами все гибридное потомство было единообразным по форме крыльев и окраске глаз. При скрещивании самки дрозофилы с растопыренными крыльями, белыми глазами и самца с нормальными крыльями, красными глазами в потомстве получились самки с нормальными крыльями, красными глазами и самцы с нормальными крыльями, белыми глазами. Составьте схемы скрещиваний. Определите генотипы родительских особей, генотипы и фенотипы, пол потомства в двух скрещиваниях. Объясните фенотипическое расщепление во втором скрещивании.
Объяснение: А - нормальные крылья
а - растопыренные крылья
ХВ - красные глаза
Хв - белые глаза
Р: ААХВХВ х ааХвУ
Гаметы: АХВ х аХв, аУ
F1: АаХВХв, АаХВУ - нормальные крылья, красные глаза
Р: ааХвХв х ААХВУ
Гаметы: аХв х АХВ, АУ
F2: АаХВХв - нормальные крылья, красные глаза
МИКРОБИОГЕННЫЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ.
В целом, микроорганимы оказывают огромное влияние на окружающую среду. Это влияние может быть как ПОЛОЖИТЕЛЬНЫМ, так и ОТРИЦАТЕЛЬНЫМ.
Во всех глобальных переменах микроорганизмы играли и продолжают играть самую активную роль. К примеру, одноклеточные сине-зелёные водоросли (прокариоты) являются основным источником кислорода в водоёмах.
В почве хозяйничают бактерии - сапрофиты. Они являются санитарами природной среды, так как питаются остатками мёртвых организмов, превращая их в перегной.
Особая роль принадлежит бактериям - азотофиксаторам (невидимым земледельцам), которые аккумулируют молекулярный азот, превращая его в соединения, доступные для усвоения корневой системой растений. Также азотофиксаторы, распространяясь в почвенных горизонтах, обогащают их элементами минерального питания, т.е. делают их более плодородными. Так закладывается основа коренных изменений экологической обстановки (приходят новые растения, животные). К азотофиксаторам относятся и клубеньковые бактерии, которые оказывают неоценимую услугу человечеству. Они проникают в корни бобовых растений (бобы, фасоль, горох, люцерна, люпин, клевер) и тем самым повышают плодородие почв. Это симбиоз бактерий и растений.
В тропических и субтропических странах распространён водный папоротник азолла. У него в основании каждого листочка находится небольшая полость,
где охотно поселяются цианобактерии, которые тоже являются активными азотофиксаторами.
Итак, мы привели примеры положительного влияния микроорганизмов на окружающую среду. Но существуют целые группы бактерий (прокариот), которые оказывают ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ влияние. К ним можно отнести патогенные, или болезнетворные, микроорганизмы, вызывающие заболевания у человека и животных (грипп, чуму, сибирскую язву, бруцеллёз, холеру, кишечные инфекции, сифилис, гонорею, пневмонию и др.).
МИКОГЕННЫЕ фАКТОРЫ.
Это воздействие грибов и грибков на окружающую среду, включая животных, растения и человека. Их влияние может быть как положительным, так и отрицательным.
Как положительное влияние, можно оценить воздействие почвенных плесневых, дрожжевых, несовершенных нитчатых грибков (их приблизительно 1200 видов). Дрожжевые грибки разлагают органические вещества с образованием углекислого газа, молочной кислоты, спирта. Плесневые грибки помогают разлагать остатки отмерших организмов. Грибница шляпочных грибов поглощает из почвы воду и растворяет минеральные вещества, которые поступают затем в корни деревьев. Это взаимовыгодные отношения между организмами (симбиоз).
Но наблюдается и паразитизм. Так гриб-трутовик разрушает ствол дерева, гриб чага - тоже.
Множество грибков паразитирует на насекомых. Какие же связи можно проследить при взаимодействии, например, грибков и насекомых? Их связи многообразны. Грибы служат пищей для многих насекомых. В частности, личинки грибных комаров развиваются в плодовых телах шляпочных грибов. Дрожжевые грибки, которые развиваются на гнилых плодах, сами служат основной пищей плодовых мушек - дрозофил.
Множество грибков паразитирует на насекомых, но может также при их взаимодействии наблюдаться и комменсализм. Так личинки многих жуков – усачей могут развиваться только в древесине, богатой гифами грибов - древоразруши-телей. Они, личинки, питаются больше не самими гифами, а полуразрушенной грибами древесиной (грибы, сами питаясь древесиной, подготавливают им пищу).
А у некоторых короедов, личинки которых развиваются в стволах деревьев, связь с грибами стала взаимовыгодной: взрослые насекомые переносят споры грибов в специальных кармашках и заражают ими деревья, в которых откладывают яйца. Таким образом, короеды способствуют расселению грибков. Это уже симбиоз.
Мутуализм (форма симбиоза) можно наблюдать при сожительстве грибов и муравьёв-листорезов. Последние выращивают грибы в своих гнёздах, снабжая их субстратом (пережёванными листьями), и оберегают их от вторжения сорных грибов. Грибы же, в свою очередь, служат пищей для личинок муравьёв.
Таким образом, экологические взаимосвязи между представителями различных систематических групп весьма разнообразны. Тут можно обнаружить примеры паразитизма, хищничества, комменсализма, мутуализма.
И все эти взаимоотношения направлены на сохранение равновесия в природе, устойчивости экосистем. Таким образом, видно, что всё взаимосвязано.
ПАРАЗИТИЗМ КАК ЯВЛЕНИЕ.
Отношения "хозяин - паразит".
Паразит (от греч. para - около и sitos - пища) не убивает хозяина сразу, а долгое время живёт за его счёт, т.е. получает от него пищу и, как правило, местообитание. Паразиты, которые обитают на поверхности хозяина, называются ЭКТОПАРАЗИТАМИ (например, клещи, пиявки, вши, блохи). Паразиты, обитающие внутри живого организма, называются ЭНДОПАРАЗИТАМИ (например, малярийный плазмодий, токсоплазмы, цепень свиной, бычий цепень, описторхии). В результате таких взаимоотношений регулируется плотность популяций хозяина. А паразиты живут, заняв прекрасные ниши. Это говорит о том, что паразиты являются высокоспециализированными организмами. Они хорошо приспособились к этим биотическим факторам. Получается, что эти биогенные экологические факторы способствуют видообразованию и формированию, как бы, экосистемы, какой может быть названо, к примеру, животное со всеми населяющими его экто- и эндопаразитами и симбионтами в виде бактерий, простейших.
В целом же, влияние животных на растения может быть разнообразным. Это поедание животными растений, вытаптывание их, опыление, разнос семян и т.д. Примером могут служить взаимоотношения, которые называются симбиозом.
СИМБИОЗ (от греч. simbiosis - совместная жизнь). РАЗНОВИДНОСТИ ЕГО
Такие взаимоотношения между организмами, поддерживающие равновесие экосистем, широко распространены в природе вообще. Существуют две разновидности симбиоза - МУТУАЛИЗМ и КОММЕНСАЛИЗМ.
МУТУАЛИЗМ - это взаимовыгодные отношения между двумя орга-низмами. Он может существовать между двумя животными, между растением и животными, между бактериями и животными, между грибами и растениями, между бактериями и грибами и т.д. Например, насекомые питаются нектаром, которые вырабатывают цветочные растения, и при этом опыляют их. Распространение животными семян растений. Так белки разносят семена кедровой сосны, делая запасы шишек на зиму, а птицы разносят семена растений, поедая при этом их околоплодник.
Примерами мутуализма могут быть также следующие взаимоотношения:
жвачные животные (фитофаги) и ресничные простейшие, переваривающие целлюлозу растений; растения и муравьи, защищающие первых от паразитов; муравьи и тли;
растения и грибы; клубеньковые бактерии и бобовые растения;
животные и кишечная палочка; человек и кишечная бактерия.
КОММЕНСАЛИЗМ - это такая форма симбиоза, при которой один организм извлекает пользу из совместного существования с "хозяином", а другой не получает ни пользы, ни вреда. Примером такого сожительства могут служить взаимоотношения между колониальным полипом Hydraktinia echinata и брюхоногим моллюском. Такое совместное существование ему совершенно безразлично. Полип же получает от моллюска питание (остатки его пищи).
Комменсалами можно назвать и некоторые бактерии, которые живут в организме животных или человека. К примеру, эпидермальный микрококк прекрасно себя чувствует на кожных покровах человека, зубная спирохета.
Практическая работа.
Практическая работа.
Взаимодействие животных и растений.
Изучение приспособлений, имеющихся у плодов и семян растений для разноса их животными.
Автоматизированный тест с элементом письменной работы (развернутый ответ). полностью соответствует ФГОС второго поколения и создан с использованием УМК И.Н. Пономаревой. На выполнение этой части теста вам отводится 25 минут. Тест включает в себя 13 вопросов с одним правильным ответом, 4 вопроса с несколькими правильными ответами, 3 вопроса на соответствие и 3 вопроса на запись слова или термина. В заданиях с 1 по 13 нужно из предложенных вариантов выбрать один правильный ответ
А) условиями среды Б) движущими силами эволюции В) экологическим фактором Г) фактором природы
А) температуры воздуха Б) количества пищи В) продолжительность светового дня Г) влажности воздуха
А) изменение среды обитания организмов, популяций, сообществ под влиянием деятельности человека Б) воздействие низких температур на организмы, популяции, сообщества В) воздействие длины светового дня на организмы, популяции и сообщества Г) изменение среды обитания организмов и популяций в связи с изменениями климатических условий
А) избыточное давление Б) недостаток света В) низкая температура воды Г) отсутствие кислорода
А) разная забота о потомстве родителями Б) изменения в соотношении между рождаемостью и смертностью В) слабое действие искусственного отбора Г) проявление наследственной изменчивости у особей
Б) консументы 1 порядка В) консументы 2 порядка
А) морской фитопланктон → веслоногие рачки → сельдь → северный тюлень Б) веслоногие рачки → морской фитопланктон → северный тюлень → сельдь В) сельдь → веслоногие рачки → северный тюлень → морской фитопланктон Г) северный тюлень → сельдь → веслоногие рачки → морской фитопланктон
|