Памятка меры профилактики заражения паразитическими плоскими червями памятка


Актуальность проблемы паразитозов обусловлена их широким распространением, как в мире, так и в РФ, а также степенью значимости, вызываемой ими патологии для человека. По оценкам ВОЗ около 2 млн. человек в мире инвазированы гельминтозами.

На территории Сахалинской области регистрируются гельминтозы, возбудители которых передаются через растительную, плодовоовощную, плодово-ягодную продукцию, через объекты внешней среды (почву, воду), рыбу и мясо диких животных, а так же передающиеся контактно-бытовым путем.

К наиболее актуальным гельминтозам на территории Сахалинской области следует отнести аскаридоз, токсокароз, дифиллоботриоз и энтеробиоз, не редко выявляются и завозные случаи заражения гельминтами - это описторхоз, эхинококкоз, тениаринхоз.

В 2016 году на территории области зарегистрировано 698 случаев паразитарных заболеваний по 6 нозологическим формам (лямблиоз, гименолипедоз, энтеробиоз, аскаридоз, дифиллоботриоз, токсокароз), показатель заболеваемости составил 143,2 на 100 тыс.населения. Большинство случаев, 584 заболеваний, было зарегистрировано среди детей до 14 лет. Показатель заболеваемости данной возрастной группы составил 640,6 на 100 тыс. контингента. За 3-х летний период заболеваемость гельминтозами населения области выросла на 5,7 %.

При паразитологических исследованиях объектов окружающей среды в 2016 году в одной из проб (0,1%) открытых водоемов обнаружены цисты лямблий (Корсаковский район). При исследовании сточной воды в отчетном году 9,8% проб не отвечали нормативным показателям по паразитологии: в 11 пробах обнаружены цисты лямблий (Корсаковский район), в 3 пробах-яйца аскарид (Корсаковский район-2, Тымовский район-1), яйца токсокар в 1 пробе (Охинский район), яйца лентеца в одной пробе (Тымовский район).

При исследовании на гельминты почвы 1,3% проб не соответствовала по санитарно-паразитологическим показателям. В одной пробе обнаружены яйца аскарид (г.Южно-Сахалинск, в 13 пробах яйца токсокар (Александровск-Сахалинский район - 8, Корсаковский район - 2, Охинский район - 2, Углегорский район - 1).

ГЛИСТЫ или, по-научному, ГЕЛЬМИНТЫ - большая группа представителей низших червей, способных обитать в организме человека, вызывающих паразитарные заболевания - гельминтозы.

Гельминты разделяются на три класса: КРУГЛЫЕ ЧЕРВИ, ЛЕНТОЧНЫЕ ЧЕРВИ и СОСАЛЬЩИКИ. Почти 200 видов гельминтов способны поражать организм человека, однако, на территории России встречается только около 20 видов. На степень распространения гельминтов влияет в первую очередь климатические условия и уровень социально-экономического развития территории - поэтому в России уровень заболеваемости гельминтозами гораздо ниже, чем в странах тропического и субтропического пояса.

Встраиваясь в систему обмена веществ человека, потребляя необходимые для себя вещества, паразит приводит к нарушениям, проявляющимися расстройствами переваривания, всасывания витаминов, белков, жиров, углеводов, минеральных веществ. Продукты жизнедеятельности паразита приводят не только к угнетению нормальной микрофлоры кишечника, но и снижают иммунитет, способствуя развитию хронических бактериальных инфекций, снижая эффективность профилактических прививок. Повышенный риск появления злокачественных опухолей связан с отрицательным действием на иммунную систему и усиленными процессами клеточного деления (восстановления) в поврежденных тканях.

Симптомы глистов.

Развитие гельминтоза проходит, как правило, в две стадии: острую - от двух, трех недель до двух месяцев и хроническую - от нескольких месяцев до многих лет.

Острая стадия совпадает со временем внедрения и развития паразита и проявляется, в основном иммунным ответом на чужеродные антигены, аллергическими реакциями. Симптомы этой стадии похожи при внедрении различных видов паразитов.

Первые признаки развития гельминтоза могут проявляться от 2-3 дней (при аскаридозе), до 1,5 лет (при филяриозе). Чаще этот период составляет 2-3 недели. В начале заболевания появляются высыпания на коже, увеличение лимфатических узлов, увеличение печени и селезенки, боль в мышцах и суставах. Для некоторых гельминтозов характерны специфические признаки, например желтуха для описторхоза (печеночный сосальщик) или лихорадка, боль в мышцах, отек лица и век для трихинеллеза.

В хронической фазе присутствие единичных экземпляров гельминтов протекает практически без каких-либо симптомов, исключение может представлять присутствие крупных экземпляров, например лентеца широкого, аскарид. В случае более массового заражения симптомы гельминтозов складываются из нарушений пищеварения (тошнота, вздутие, боль в животе, жидкий стул) и некоторых специфических признаков. При энтеробиозе, например, это зуд в области заднего прохода, усиливающийся в вечернее и ночное время.

При трихоцефалезе - это геморрагический (с кровоизлияниями) колит. При анкилостомидозе - железодефицитная анемия. При аскаридозе может возникать механическая непроходимость кишечника, желчевыводящих путей. При гельминтозах с поражением печени развивается хронический гепатит, воспаление желчевыводящих путей (холецистит, холангит). Особое место занимают гельминтозы, с развитием кист (жидкостные образования в оболочке): эхинококкоз, альвеококкоз, цистицеркоз. Даже большого размера кисты могут никак не проявлять себя, но их нагноение или разрыв приводят к тяжелейшим последствиям таким как: анафилактический шок, перитонит, гнойный плеврит.

Люди, не осознают тот факт, что симптоматика вяло протекающих паразитарных болезней, неспецифична. И большинство обращается к непрофильным специалистам: аллергологу, гастроэнтерологу и т.д., в зависимости от ведущих симптомов заболевания. В результате, человек лечится годами, не подозревая об истинной причине своей болезни.

Пути заражения паразитами:

В зависимости от пути передачи гельминтозы разделяют на три группы: БИОГЕЛЬМИНТОЗЫ (передающиеся человеку через животных, рыбу), ГЕОГЕЛЬМИНТОЗЫ (часть развития гельминта происходит в почве) и КОНТАГИОЗНЫЕ (передающиеся от зараженного человека).

Ø Через пищеварительный тракт с немытыми овощами, фруктами, ягодами, плохо прожаренным мясом и рыбой, через зараженную воду или почву, контакт с животными (например: в 1 г кошачьих фекалий содержится до 20 миллионов цист токсоплазм; эхинококкозы передаются с меховыми изделиями), при не соблюдении санитарно-гигиенических правил (как населения, так и продавцов, работников пищевой промышленности и общественного питания). Часто на одной буханке хлеба из уличной палатки можно обнаружить яйца нескольких видов гельминтов.

Ø При вдыхании пыли с яйцами или цистами паразитов (можно заразиться энтеродиозом).

Ø Паразиты могут активно пробуравливать покровы и внедряются через них. Так, личинки шистосомов, прободая кожу, попадают в организм человека во время купания в пресноводных водоемах.

Ø Трансмиссивный (через укусы насекомых). Комары являются переносчиками малярии, филяриатоза и других паразитов.

Ø От человека к человеку (энтеробиоз и др.), в частности, во время беременности от матери к плоду (токсоплазмоз).

Мероприятия по профилактике паразитарных болезней:

Ø Соблюдение правил личной гигиены: тщательное мытье рук после прогулки, туалета, перед едой и т.д.

Ø Ежегодно обследовать себя и своих детей на контактные гельминтозы и кишечные протозоозы.

Ø Осуществлять покупку мяса и мясных изделий в местах санкционированной торговли.

Ø Длительно варить мясо (не менее 2,5 ч.) небольшими кусками (не более 8 см.).

Ø Овощи, зелень и ягоды, употребляемые в пищу в сыром виде необходимо тщательно мыть и ошпаривать кипятком.

Ø Проводить тщательную кулинарную обработку рыбы: жарка рыбы не менее 15 мин., посол не менее 2 недель, заморозка при t= - 4 0 С 10 дней, при t= - 27 0 С 9 часов.

Выполняя перечисленные меры предосторожности, вы оградите себя от заражения гельминтозами!

Версия для печати Версия для MS Word Эпидемиологический надзор

(c) Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Сахалинской области, 2006-2020 г.

Адрес: 693020, г. Южно-Сахалинск, ул. Чехова, 30-А

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад общеразвивающего вида № 22" Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан

Визитная карточка

У нас учатся: 225
У нас учат: 22

Консультация для родителей

Паразитозы и их профилактика

Паразиты (от греч. parasitos — нахлебник, тунеядец) — низшие растительные и животные организмы, живущие снаружи или внутри другого организма (хозяина) и питающиеся за его счет. Паразиты возникли в процессе исторического развития организмов из свободно живущих форм. Приспособление их к определённым условиям жизни повлекло упрощение их организации, развитие специальных органов фиксации, усиленное развитие половых органов, аноксибиотическое дыхание, дающее возможность существовать в бескислородной среде.

К паразитам относятся многие гельминты, грибки, вирусы, простейшие, черви, ракообразные, паукообразные, насекомые. Хозяевами паразитов могут быть бактерии, простейшие, растения, животные и человек. Паразиты проходят сложный цикл развития: иногда им требуется смена 2-3 хозяев, организм которых является промежуточным (гельминт проходит личиночные стадии) или окончательным (гельминт становится половозрелым, инвазионным). Паразиты вызывают ослабление и истощение организма хозяина, вызывают ряд заболеваний.

Именно паразитозы (вызываемые простейшими, гельминтами) могут быть пусковым механизмом для многих хронических заболеваний: холецистит, желчекаменная болезнь, панкреатит, колит, сахарный диабет, бронхиальная астма, атонический дерматит. Хроническая усталость, раздражительность и тревожность, гиперактивность у детей, анемия, ломкие ногти и волосы, проблемная кожа, головные боли, расстройства аппетита, снижение иммунитета - это могут быть сигналы текущего паразитоза.

При длительном пребывании паразитов в организме человека сильно страдает иммунная система. В процессе постоянной борьбы с чужеродными антителами, она приходит к истощению, то есть к развитию вторичного иммунодефицита. Паразитоз ведет к гиповитаминозу, истощению запасов микроэлементов: калия, меди, марганца, селена, цинка, магния, кремния; нарушению кроветворения, гормональному сбою, нарушается проницаемость сосудов, страдает противораковая защита организма.

Классификация и основные виды паразитов

· Убиквитарные — встречаются везде.

· Тропические — распространены в тропических климатических зонах.

В зависимости от локализации:

· Просветные — проживающие в полости кишечника и других полостях человека (например, аскариды, лентецы).

· Тканевые — обитающие в тканях (шистоматозы, эхинококкозы).

Приспособительные свойства паразитов

· большая продолжительность жизни (паразиты живут в организме годами, а иногда столько, сколько живет хозяин паразита);

· многие виды паразитов, попадая в пищеварительный тракт, выделяют антиэнзимы, что спасает их от гибели; при этом у человека нарушается процесс пищеварения, появляются различные по тяжести токсико-аллергические реакции: крапивница, бронхиальная астма, атопический дерматит;

· стадийность развития (яйцо, личинка, смена хозяев);

· способность яиц годами сохраняться во внешней среде;

· половое размножение, при котором происходит обмен генной информацией, а это уже высшая стадия развития, приводящая к усилению гетерогенной популяции, то есть паразиты становятся менее уязвимыми;

· отсутствие методов иммунопрофилактики, так как иммунный ответ слабый и нестойкий;

· широкое распространение паразитов, множество сред обитания (вода, почва, воздух, растения и животные).

Способы проникновения в организм.

Заразиться паразитозом можно через грязные руки, но не только. Важно знать, что шерсть животных — это переносчик яиц глистов (токсокар, эхинококков), лямблий. Яйцагельминтов, упавшие с шерсти, сохраняют жизнеспособность до 6 месяцев и через пыль, игрушки, ковры, нательное и постельное белье и руки попадают в пищевой тракт. Блохи собак также переносят яйца глистов. Яйца аскариды попадают в организм через плохо мытые овощи, фрукты, ягоды, зелень, грязные руки, а также разносятся мухами.

В целом выделяют несколько путей попадания паразитов в организм:

· алиментарный (через зараженную пищу, воду, грязные руки);

· контактно-бытовой (через предметы домашнего обихода, от зараженных членов семьи, домашних животных);

· трансмиссивный (через кровососущих насекомых);

· перкутантный, или активный (при котором личинка проникает через кожу или слизистые оболочки во время контакта с зараженной почвой, при купании в открытых водоемах).

Признаки заражения паразитами

Чаще всего о заражении паразитами приходится догадываться по косвенным признакам, появляются такие симптомы, как:

· снижение аппетита или патологическое его усиление,

· схваткообразные боли вокруг пупка или без определенной локализации, появляющиеся вне зависимости от приема пищи,

· расстройства стула (поносы, запоры),

· частые головные боли или головокружения,

· аллергии, особенно на пищу,

· бледность и синева под глазами,

· повышенная возбудимость ребенка вечером,

· повышение температуры тела без видимой причины.

Лечение паразитозов необходимо проводить в соответствии с назначениями и под наблюдением врача!

Вот несколько правил, которым нужно следовать, чтобы не допустить проникновения в организм паразитов:

· Не рекомендуется пить воду из природных источников и в незнакомой местности;

· Нельзя есть немытые овощи и фрукты, а также сырые или слабо термически обработанные мясо и рыбу;

· Целесообразно беречься от комаров, клещей и других кровососущих насекомых, которые могут быть носителями паразитов. Необходимо пользоваться специальными средствами защиты от них, а в местах, где их много, носить брюки и рубашки с длинным рукавом;

· Перед поездкой в некоторые страны необходимо сделать прививки от тифа, чумы, тропической лихорадки и других инфекционных болезней. Отправляясь в места, где встречается малярийный комар, нужно принимать антималярийные таблетки. Собираясь в длительный поход, где могут быть клещи, важно заранее сделать прививку от клещевого энцефалита;

· Нельзя обнимать и целовать собак, кошек и других домашних животных. Важно заботиться о здоровье домашних любимцев — проводить им курсы дегельминтизации;

Рекомендуется соблюдать правила личной гигиены, поддерживать чистоту дома и образовательном учреждении.


ПАРАЗИТИЧЕСКИЕ ЧЕРВИ И МЕРЫ БОРЬБЫ С НИМИ

Цель урока: обобщить и систематизировать знания о паразитических червях; на примере печеночного сосальщика, бычьего цепня и человеческой аскариды раскрыть особенности индивидуального развития червей; познакомить со способами заражения и мерами профилактики заболеваний, вызванных червями паразитами.

Цель урока: обобщить и систематизировать знания о паразитических червях; на примере печеночного сосальщика, бычьего цепня и человеческой аскариды раскрыть особенности индивидуального развития червей; познакомить со способами заражения и мерами профилактики заболеваний, вызванных червями паразитами.

I .Организационный момент.

Давайте вспомним основные характерные черты изученных нами представителей класса Плоские и Круглые черви. Для этого попробуйте справиться с тестами:

Выберите верное утверждение.

1. Стенка тела плоских червей состоит из двух слоев клеток.

2. Среди плоских червей есть паразитические формы.

3.Имеется полость тела.

4. Свободноживущие черви имеют органы чувств.

5.Тело плоских червей представляет собой кожно-мускульный мешок, покрытый эпителием, покрывает мышечный слой. Промежутки между органами заполнены соединительной тканью.

6.Плоские черви раздельнополые.

7. Ленточные черви являются свободноживущими формами.

Какие органы относятся к системам?

Б. Система канальцев

B. Звездчатые клетки

Д. Выделительные отверстия Е. Кишка

Ж. Мозговые узлы (ганглии)

З. Нервные стволы

1.Гельминтология – это наука, изучающая:

A. Живые организмы

Б. Внутреннее строение животных

B. Условия окружающей среды

Г. Червей, главным образом, паразитических

2. Выделительная система плоских червей:

A. Переваривает пищу

Б. Удаляет жидкие, вредные для организма продукты жизнедеятельности

B. Удаляет твердые непереваренные остатки

Г. Переносит кислород и углекислый газ

Выберите верное утверждение

1.Плоские черви обладают двусторонней симметрией.

2. Плоские черви имеют органы чувств.

3. Размеры плоских червей изменяются от 4,5 см до 90 см

4.Уплоских червей появляется кровеносная система.

5.Пищеварительная система представлена мускулистой глоткой с ротовым отверстием и кишкой. Пищеварительная система есть у всех представителей плоских червей.

6.У ленточных червей отсутствует кишечник, питание происходит путем диффузии всей поверхностью тела.

7. Тело представляет собой кожно-мускульный мешок

Из перечисленных признаков напишите, какие из них характерны для:

A. Молочно-белой планарии

Б. Печеночного сосальщика

B. Бычьего цепня

1. Ведут паразитический образ жизни 2. Листовидная форма тела3. Имеют присоски, шипы, крючья 4. Свободноживущая форма 5. Регенерация 6. Тело лентовидное, поделено на членики 7. Паразитирует в кишечнике 8. Паразитирует в печени

Выберите правильный ответ

A. Рыхлая соединительная ткань

Б. Наружный слой стенки тела

B. Внутренний слой стенки тела

Г. Органы чувств

2. К паразитам относятся:

A. Белая планария

B. Свиной цепень

Г. Печеночный сосальщик

II . Актуализация знаний.

Самостоятельная работа учащихся

- Найдите по лабиринту соответствующие друг другу пары рисунков (приложение)

Взаимопроверка (устный опрос)

- Какие отношения связывают организмы? (Паразитизм)

-Что такое паразитизм?

(Взаимодействие живых организмов, при котором одни питаются живыми тканями и клетками других и получают от них место постоянного или временного обитания.Один организм называют паразитом, другой – хозяином.)

- Ребята, что бы вы хотели узнать о паразитических червях? (учащиеся самостоятельно формулируют вопросы)

- Какой вред наносят? Почему опасны?

- Как черви стали паразитами?

- Как защитить свой организм?

- Целью урока являются ответы на поставленные вами вопросы. На них нам поможет ответить основы науки, название которой скрыто на доске. За хорошую работу на уроке вы не только получите оценки, но и карточки с буквами, из которых в конце урока мы составим название науки, которая изучает паразитических червей и связанные с ними заболевания – инвазии.

VI . Изучение нового материала.

-Как плоские черви стали паразитами? (Ответы детей)

-Черви освоили огромные пищевые ресурсы океанического дна древней Земли. Но развитие жизни на этом не остановилось: появились и более сложные животные, потеснившие червей. Теперь их разнообразие в морях и пресноводных водоемах не так велико. Огромное большинство червей, особенно плоских, сменило водную среду обитания на паразитический образ жизни.

-Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим жизненный цикл некоторых червей.

1. Промежуточный хозяин

2. Окончательный хозяин

Корова, овца, человек

3. Пораженный орган

4. Пути заражения

Поедание непроваренной говядины

Сырая вода, немытые овощи

Самопроверка и коррекция заполненных таблиц.

-Почему паразиты опасны?

продукты неполного разложения вредны для хозяина, отравляют организм и приводят к истощению, головным болям, снижению работоспособности, памяти;

от паразитов трудно избавиться, ведь присоски и крючья не расслабляются даже после гибели;

полностью от паразитов избавиться невозможно, т.к. они способны поддерживать своё существование в природных очагах без участия человека.

-Как защитить свой организм?

- Наилучший способ защититься – знать источники заражения и всегда соблюдать гигиенические правила.

- Составим памятку, работая по таблице:

Памятка по профилактике глистных инвазий

не пить сырую воду и не брать в рот травинки;

мыть овощи и фрукты кипяченой водой;

- Несложные правила помогут избежать серьезных проблем.

Вывод: мы ответили на вопросы, которые поставили для себя в начале урока.

V . Закрепление материала.

- А теперь давайте узнаем имя человека, который вместе с учениками предложил и разработал множество способов борьбы с паразитическими червями (работа с ребусом из приложения)

Самопроверка (сравнить с правильными ответами, представленными на презентации: сосальщик, эхинококк, аскариды, яйца, стробила, острицы, финна).

-Сейчас я предлагаю выйти тем, кто заработал карточки и составим слово, означающее название науки о паразитических червях

- Молодцы, хорошо работали на уроке, были активны.

VI . Домашнее задание.

- Что нового для себя узнали на уроке?

- Что особенно удивило?

ПРИЛОЖЕНИЯ К УРОКУ

1. Промежуточный хозяин

2. Окончательный хозяин

3. Пораженный орган

4. Пути заражения




Краткие сведения о паразите:



Гельминтозы – группа болезней, вызываемых паразитическими червями – гельминтами. У человека зарегистрировано паразитирование свыше 250 видов гельминтов, которые относятся преимущественно к двум типам червей: круглые черви – и плоские черви. В зависимости от особенностей биологии и путей их распространения различают 3 группы гельминтов: геогельминты, биогельминты и контактные гельминты.

Наиболее распространенными являются нематодозы геогельминтозы. По официальным данным ВОЗ, в мире аскаридозом ежегодно поражается около 1,2 млрд человек, анкилостомидозами более 900 млн, трихоцефалезом до 700 млн. В.П.Сергиев (1998) считает, что в настоящее время распространенность гельминтозов среди жителей различных континентов Земли мало чем отличается от оценки ситуации, данной Ле Ришем еще в 60-х годах: на каждого жителя Африки приходится в среднем более 2 видов гельминтов, в Азии и Латинской Америке более 1 вида, в Европе поражен каждый третий житель. В нашей стране в конце 20-х годов началась научно обоснованная борьба с гельминтозами, которая привела к значительному снижению заболеваемости населения. В последние годы вновь наблюдается тенденция к увеличению пораженности некоторыми гельминтозами, прежде всего нематодозами (энтеробиозом и аскаридозом), растет число больных токсокарозом, трихинеллезом; не улучшается эпидемическая обстановка в очагах распространения гельминтозов описторхоза, дифиллоботриоза, тениидозов, эхинококкозов.

Выбранный для просмотра документ Задание для групп.doc

Внимательно послушайте рассказ путешественников.

Обсудите и поставьте диагноз, или какие анализы надо сдать для диагностики, какое заболевание, какой паразит вызвал

Задание для группы СЭС

Дайте рекомендации, какие санитарно-гигиенические нормы необходимо соблюдать для профилактики заболевания.

Сделайте предположения, какие санитарно-гигиенические нормы нарушены заболевшим.

Задание для группы экологов

Дайте рекомендации, какие мероприятия в среде обитания надо провести для того, чтобы исключить массовое размножение червей-паразитов, вызвавших данное заболевание.

Приведите примеры того, как численность червей-паразитов связана с условиями среды обитания.

Задание для группы ученых-гельминтологов

Объясните с научной точки зрения, почему при заражении червями-паразитами возникает заболевание.

Какие особенности строения червей-паразитов (их приспособления) способствуют заражению и развитию в организме хозяина.

Выбранный для просмотра документ Урок черви паразиты.doc

Урок по биологии в 7 классе на тему

Копиева Карина Аршавировна

Цель урока : выявить особенности строения паразитических червей в связи с их образом жизни и определить методы борьбы с паразитами.

образовательная : рассмотреть симптомы влияния паразитических червей на организм человека, выяснить пути распространения паразитических червей;

развивающая : формировать умения и навыки построения схем развития червей, закрепить умения составлять сравнительные таблицы и запечатлеть визуальную картинку во время анализа при работе с раздаточным материалом, развивать умения работать в группах; профориентация, формирование понятий о биологических профессиях.

воспитательная: воспитывать культуру общения при работе в парах и группах;

здоровьесберегающие: сформировать четкую позицию по соблюдению простых правил гигиены, чтобы не стать главным звеном в цепи развития паразитического червя.

Тип урока : обобщения и закрепления изученного материала на примерах жизненных ситуаций, ролевая игра.

Методы обучения : Частично-поисковый

Личностная значимость изучаемого для школьника : Соблюдение правил гигиены, употребление доброкачественной пищи, здоровый образ жизни.

Формы организации учебной деятельности: Работа в группах

Оборудование и материалы :

наглядные пособия: слайды с изображением плоских и круглых свободно живущих и паразитических червей;

карточки с биологическими задачами;

карточки пяти цветов для деления на группы;

таблички на столах с названием рабочих групп;

столы поставлены для групповой работы (5 групп).

Предлагает разделиться на 5 групп для изучения нового материала.

Учитель кратко объясняет функции всех групп – кто за что отвечает.

3. Изучение нового материала.

4. Закрепление знаний по строению плоских и круглых червей

Живое слово учителя.

Статистика утверждает: больше всего людей умирает от сердечно-сосудистых заболеваний. На втором месте стоит смертность от онкологических заболеваний. Третье место занимает смертность от инсультов. Паразитарные болезни находятся на четвертом месте.

Для начала вспомним, что такое паразитизм?

Работа по слайду: В чем роль хозяина паразита.

Какие бывают паразиты?

Какие приспособления приобрели черви-паразиты в связи с своим образом жизни?

Постановка основной цели урока: Каждой группе, прослушав рассказ путешественников, (4 ситуации) в течение 10 минут выполнить следующие задания: разработать методы защиты от паразитических червей с позиции своей группы.

Учитель организует работу групп, оценивает, консультирует.

Формы взаимоотношений организмов изучает наука – экология. Существуют разные виды взаимоотношений организмов - как межвидовых, так и внутривидовых и взаимоотношений с окружающей средой обитания. Паразитизм -одна из форм межвидовых взаимоотношений; сожительство разных организмов, один из которых использует другого в качестве источника пропитания и средство обитания. Различают разные способы паразитизма.

Для более детального знакомства с явлением паразитизма учитель предлагает учащимся решить творческие ситуативные задачи.

Для проверки знаний по соблюдению мер безопасности по червям-паразитам предлагается врачам-эпидемиологам предоставить меры профилактики.

Учитель предлагает работу в таблице

Слушают, активизируются для познавательной деятельности.

Поиск ответа, редактирование ответов с помощью слайда презентации.

Беседа по слайдам (классификация червей паразитов)

Основная масса плоских и круглых червей ведет паразитический образ жизни. В связи с чем они приобрели следующие приспособления: крючки, зубы, присоски - для закрепления; плотная кутикула, недоразвитость пищеварительной и выделительной систем, сложный жизненный цикл, который может совершаться внутри организма.

Паразиты (греч. Parasitos - нахлебник, тунеядец) - существа, питающиеся за счет других организмов растительного или животного мира (называемых хозяевами) и временно или постоянно пребывающие на них или в них.

Основная задача любого паразита – незаметно жить в организме человека. Паразитами являются болезнетворные микробы и вирусы, паразитические простейшие, паразитические черви, ракообразные, паразитические паукообразные и насекомые.

Паразиты питаются соками, тканями тела, или пищей в пищеварительном тракте человека.

Группа детей представляющих ученых – гельминтологов представляет презентацию о червях – паразитах: печеночном сосальщике, бычьем цепне, аскариде, трихинелле.

Врачи-паразитологи дают признаки паразитических заболеваний и рекомендации по профилактике.

СЭС рассказывает о соблюдении санитарно-гигиенических норм для профилактики заражения.

Экологи сообщают об условиях среды обитания, которые способствуют размножению червей-паразитов.

Рассказы путешественников – 4 рассказа.

Группа ученых-гельминтологов определяет, какой паразит вызвал заболевание.

Группа врачей ставит диагноз и рекомендует лечение.

Группы СЭС рекомендует санитарно-гигиенические нормы.

Группы экологи – меры по мероприятиям в среде обитании (осушение, покос, своевременная уборка, очищение водоемов).

Группа учащихся ученых-экологов представляют презентацию о разных формах паразитизма.

Группа учащихся путешественников представляет историю встречи с червями-паразитами и последствиями, вытекающими из этой истории. А группа врачей -паразитологов устанавливает диагноз и дает рекомендации.

1.Вернувшись из путешествия по Сибири, путешественник почувствовал недомогание(повышенная температура тела, желтуха, боли в животе справа и тошнота).Заболевание выявлено после употребления вяленой рыбы, выловленной в Иртыше. Ваш предположительный диагноз?

2.Во время санитарно-эпидемиологического контроля говядины на рынке в станице Буденновская Ставропольского края в мясе обнаружены пузырьки величиной с горошину в количестве 8-10 штук на 1дм2. Каков диагноз? Какие будут рекомендации?

3. По возвращении из путешествия по Вьетнаму, поступил в больницу с признаками непроходимости кишечника. Рентгенограмма показала затемнение в кишечнике, напоминающее клубок переплетений веретеновидных тел диаметром3-6мм и длиной 15-40см. Ваш диагноз? Возможная тактика?

4. После путешествия по Калмыкии поступил в больницу с жалобами на желтуху, слабость, тошноту и изредка возникающую рвоту. При обследовании выявлено округлое образование в печени диаметром 7см. В Калмыкии общался с пастухами, помогал им пасти овец. Пасти овец людям помогают собаки. Ваши предположительные диагноз и тактика?

Ответ консилиума врачей после обсуждения полученного задания. Возможные краткие ответы.

1. Сдать анализы мочи икала на наличие азотсодержащих компонентов и яиц гельминтов в экстрементах. Симптомы указывают на воспаление печени, а это признак действия печеночного сосальщика.

2.Диагноз – бычий цепень, что можно выявить по наличию яиц в мышечной массе животного. Необходимо направить указание о проверке всего поголовья скота той местности, откуда идет поставка мяса. Данную партию уничтожить.

3. Непроходимость кишечника могли вызвать особи аскариды. Проведение курса лечения на выведение паразита из тела пострадавшего.

4. Судя по источнику заражения речь идет об эхинококке. Обследование всего поголовья на наличие гельминта, а также исследовать кожный покров собак.

Врачи-эпидемиологи показывают презентации, а учащиеся, сопоставляя текст с картинками, устанавливают соответствие.

1.Обработка отхожих стоков хлорирующими препаратами.

2.Употребление только кипяченой воды.

3.Соблюдение правил личной гигиены

4. Употребление в пищу хорошо проваренного мяса.

5. Проведение медикаментозных мероприятий, носящих профилактический характер против гельминтов.

6.Санитарный контроль в местах выпаса домашних животных.

Группа учащихся-исследователей предлагает ребятам работать по инструктивным картам. Ответ может озвучить один ученик из команды.

Учащиеся выполняют работу в таблице. где сравнивают признаки плоских и круглых червей. (Приложение2)

5.Подведение итогов урока

Для рефлексии в конце урока учитель предлагает учащимся ответить на вопрос небольшой анкеты, которая позволит осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку урока

На уроке я работал

Своей работой на уроке я

Урок показался мне

не устал / устал

Материал урока был мне

Домашнее задание кажется мне

Приложение2 Признаки Плоских и Круглых червей

Паразиты (греч. Parasitos - нахлебник, тунеядец) - существа, питающиеся за счет других организмов растительного или животного мира (называемых хозяевами) и временно или постоянно пребывающие на них или в них.

Основная задача любого паразита – незаметно жить в организме человека. Паразитами являются болезнетворные микробы и вирусы, паразитические простейшие, паразитические черви, ракообразные, паразитические паукообразные и насекомые.

Паразиты питаются соками, тканями тела, или пищей в пищеварительном тракте человека.

Статистика утверждает: больше всего людей умирает от сердечно-сосудистых заболеваний. На втором месте стоит смертность от онкологических заболеваний. Третье место занимает смертность от инсультов. Паразитарные болезни находятся на четвертом месте.

Но если внимательно рассмотреть причинно-следственную цепочку возникновения сердечно-сосудистых, онкологических болезней и инсультов, то они окажутся лишь явным конечным звеном.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции