Обоснование безмедикаментозного лечения энтеробиоза

Энтеробиоз является достаточно распространенным заболеванием, вызываемым паразитическими червями - острицами. Актуальность проблем энтеробиоза связана с широким распространением данного гельминтоза среди детей. Это связано как с большей восприимчивостью детей к энтеробиозу, так и с недостаточно развитыми у них навыками личной гигиены.

За 10 месяцев текущего года в Томской области зафиксирован 1 601 случай заражения энтеробиозом, из них дети до 17 лет - 1 578 (за аналогичный период 2012 г.: всего 1360 случаев, из них 33 - у взрослых, 1327 - детей).

Возбудитель энтеробиоза - мелкие тонкие острицы белого цвета, обитающие в кишечнике человека. Длина самки острицы достигает 9-12 мм, самца - 2-3 мм. Один конец гельминта заострен (отсюда и идет название), а другой закруглен. Энтеробиозом болеют только люди. Домашние животные безопасны в отношении заражения человека. Главный путь заражения - оральный (заглатывание яиц остриц в рот загрязненными руками). В зрелом состоянии острицы паразитируют в нижних отделах тонкого и в верхних отделах толстого кишечника.

Источником энтеробиоза является больной человек, зараженный острицами. Домашние животные безопасны в отношении заражения человека. Главный путь заражения - оральный (заглатывание яиц остриц в рот загрязненными руками). Может быть неоднократное самозаражение.

Яйца остриц при расчёсывании прилипают к пальцам, попадают под ногти, руками загрязняются предметы обихода, продукты, в этом круговороте яйца опять поступают в организм человека через рот и снова начинается новый цикл развития. От больного энтеробиозом заражаются другие, при контакте.

Признаки заболевания и его последствия:

Клиника энтеробиоза разнообразна, основным и наиболее ранним симптомом является перианальный зуд, который возникает вечером или ночью в результате выползания самки остриц из анального отверстия, где она откладывает яйца, после чего погибает.

Больной энтеробиозом становиться капризным, раздражительным, нервным, теряет аппетит. Отмечается похудение, ухудшается память, нарушение сна, в ночное время зуд и жжение в области заднего прохода и промежности, дети обычно спят беспокойно, капризничают. У некоторых больных преобладают кишечные расстройства: учащенный кашицеобразный стул с примесью слизи, схваткообразные боли в животе. Нередко наблюдаются тошнота, рвота, скрип во сне зубами, аллергические состояния, отставание в росте и весе.

При расчесывании кожи возможно развитие экземы, появление гнойной сыпи. Энтеробиоз провоцирует развитие аппендицита в связи с заползанием остриц в червеобразный отросток. Особенно тяжело протекает заболевание у девочек: заползание остриц в половые органы приводит к воспалительным заболеваниям.

Возбудитель энтеробиоза весьма устойчив к воздействиям факторов окружающей среды и дезинфицирующим средствам. В окружающей среде он может находиться в жизнеспособном состоянии до 25 суток. Острицы легко передаются от человека к человеку в семье и коллективе. Поэтому одним из основных методов борьбы с энтеробиозом является профилактика.

Главное в профилактике энтеробиоза - соблюдение правил личной гигиены. Больные энтеробиозом подлежат обязательному лечению. Лицам, которые находились рядом с инвазированным, проводится обследование на энтеробиоз.

В соответствии с санитарными правилами и нормами, в целях профилактики контагиозных гельминтозов (энтеробиоза и гименолепидоза) в дошкольных образовательных организациях организуются и проводятся меры по предупреждению передачи возбудителя и оздоровлению источников инвазии. Один раз в год в детских дошкольных учреждениях и коллективах младшего школьного возраста проводятся плановые профилактические обследования детей и обслуживающего персонала (после летнего периода, при формировании коллектива). В случае заболевания энтеробиозом профилактические мероприятия проводят в период лечения и ближайшие 3 дня после его окончания. Необходимые меры:

- ежедневная 2-кратная влажная уборка помещения (ручки дверей, шкафов, выключатели, игрушки, полы у плинтусов и под мебелью, вентиляционные решетки и места скопления пыли);
- в течение 3-х дней, начиная с первого дня лечения, пылесосить одеяла, матрацы, подушки или вытряхивать их вне помещений;
- ежедневная смена постельного белья, полотенец с последующей стиркой и проглаживанием горячим утюгом;
- твердые и резиновые игрушки моют с применением моюще-дезинфицирующих средств;
- мягкую мебель, ковры, дорожки, мягкие игрушки пылесосят с последующим обеззараживанием ультрафиолетовым бактерицидным излучением;
- фекалии перед спуском в канализацию обеззараживают дезинфицирующими средствами.

Рекомендации родителям по уходу за детьми от специалистов Управления Роспотребнадзора по Томской области:

- прививать детям навыки личной гигиены тела, отучать детей от привычки брать в рот пальцы и игрушки;
- часто мыть руки с мылом, намыливая их два раза;
- коротко стричь ногти;
- ежедневно менять нательное белье;
- чаще менять постельное белье, стирать при температуре не ниже 60 град, проглаживая утюгом (губительное воздействие на яйца остриц оказывает выдерживание постельных принадлежностей и мягких игрушек на улице на морозе или летом на ярком солнце в течение 2- 3 часов);
- проводить регулярную влажную уборку помещения с частой сменой воды и полосканием тряпок для мытья полов под проточной водой.

Версия для печати Версия для MS Word Эпидемиологический надзор

(c) Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Томской области, 2006-2020 г.

Адрес: 634021, город Томск, проспект Фрунзе, 103а

Все нематоды этой группы, поражающие человека, живородящи и большую часть цикла развития проводят у человека в тканях внутренней среды. Промежуточные хозяева их очень разнообразны — от циклопов и насекомых до медведей и человека. Окончательными хозяевами могут быть различные дикие и домашние животные, поэтому заболевания, которые вызывают эти паразиты, относятся к разряду природно-очаговых. Для попадания в места окончательной локализации биогельминты осуществляют миграцию по лимфатическим и кровеносным сосудам. Кроме того, они особенно активно взаимодействуют с иммунной системой хозяина. Поэтому в клинической картине нематодозов-биогельминтозов ведущими симптомами являются ток-сико-аллергические реакции. Важно также механическое и местное токсическое действие. Диагноз биогельминтозов часто затруднен. Приходится прибегать к методам биопсии и иммунологическим реакциям. Профилактика зависит от путей заражения, которые бывают различны.

Круглые черви, осуществляющие в организме человека только миграцию

Эта группа нематод содержит гельминтов -— специфических паразитов собак, кошек и других млекопитающих. Человек для них является лишь случайным хозяином, в организме которого невозможно полноценное развитие. Поэтому личинки этих гельминтов, попадая в пищеварительную систему, способны осуществлять лишь начальные этапы миграционной стадии жизненного цикла: они проходят через стенку кишечника, попадают в сосуды, оттуда могут проникать в различные органы, включая головной и спинной мозг, и там гибнут. Патогенное действие их включает аллергизацию и интоксикацию хозяина, а затем воспалительные явления вокруг погибших паразитов.

Диагностика заболеваний, вызванных этими паразитами, очень сложна. В подозрительных случаях применяют иммунологические реакции.

Аскарида человеческая. Систематическое положение, морфология, цикл развития, пути заражения, обоснование методов лабораторной диагностики и мер профилактики. Роль различных организмов в очищении среды от яиц аскариды.

АСКАРИДА ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ - Ascaris lumbricoides- возбудитель аскаридоза - антропоноза.

Географическое распространение- по всему земному шару, за исключением Арктики и засушливых районов (пустынь и полупустынь).

Локализация- тонкий кишечник.

Морфологическая характеристика.Аскарида человеческая Ascaris lumbricoides — крупный гельминт, самки которого достигают 40 см длины, а самцы — 20 см. Зрелые яйца овальны и бугристы, оболочка их толстая и многослойная. Цвет желтовато-коричневый, длина до 60 мкм. Этот вид очень близок к свиной аскариде, которая в Юго-Вос­точной Азии может легко заражать человека и, наоборот, человече­ская — свиней.

Цикл развития. Геогепьминт. Самки живут в кишечнике человека 6-18 месяцев, ежегодно выделяя с фекалиями до 240 тысяч яиц в сутки. Оплодо­творенные яйца имеют эллиптическую форму 30-40 мкм х 50-60 мкм, с неровной, плотной наружной оболочкой и гладкой полупрозрачной внутренней.

Инвазионная форма. Человек заражается инвазионными яйцами - яйцами с развившимися личинками. Для приобретения инвазионности яйца должны пройти период инкубации в почве при оптимальных условиях в течение 2 - 3 недель: влажность, температура 20 - 25°С, наличие кислорода. При измененных условиях сроки развития яиц удлиняются. Из инвазион­ного яйца в кишечнике человека выходит ли­чинка и, прежде чем достичь половозрелой стадии, она совершает миграцию: через стенку кишечника в кровеносные сосуды и с током крови через печень, правое сердце, легочную артерию - в капилляры легочных альвеол. Да­лее личинка активно проникает в полость аль­веол с помощью лизирующих ферментов, за­тем в бронхиолы, бронхи, трахею, глотку и вторично заглатывается. В кишечнике превращается в половозрелую форму. Миграция длится около двух недель.

Патогенное действие. 1. Личиночные формы во время миграции могут вызывать бронхопневмонию и аллергическую сенсибилизацию. Тяжесть симптомов связана с интенсивностью инвазии. В случае легкой инвазии клинических проявлений может не быть. Личинки аскарид при проникновении в альвеолы нарушают целостность последних, открывая тем самым "ворота" бактериям и вирусам. 2. Поло­возрелые формы могут вызывать интоксикацию организма и ее последствия - нарушение всасы­вания жиров, белков, углеводов и витаминов, а также быть причиной механической закупорки про­света кишечника и желчных протоков, спастической непроходимости кишечника и др. Симптома­тика аскаридоза варьирует от незначительных проявлений до тяжелого лечения.

Источник заражения. Инвазия поддерживается главным образом маленькими детьми, причем ежегодный пик пораженности наблюдается осенью. При плохом санитарном состоянии население"; подвергается высокому риску заражения и пораженность аскаридозом может достигать 80 - 90%.

Диагностика.Обнаружение яиц в фекалиях.

Профилактика:а)общественная - санитарно-просветительная работа; выявление и лечение больных; охрана среды от загрязнения фекалиями; б) личная - соблюдение правил личной гигиены (мытье рук, овощей, фруктов, употребление кипяченой воды).

81. Острица. Систематическое положение, морфология, цикл развития, пути заражения, обос­нование методов лабораторной диагностики, мер профилактики и способов безмедика­ментозного лечения.

ОСТРИЦА - Enterobius vermicularis- возбудитель энтеробиоза - антропоноза.

Географическое распространение- повсеместно.

Локализация- нижний отдел тонкой и начальный отдел толстой кишки.

Морфологическая характеристика.Червь розовато-белого цвета. Длина самки 10-12 мм, самца 2 - 5 мм. Выражен половой диморфизм. Ротовое отверстие окружено губами. На переднем конце тела гельминта обнаруживается вздутие кутикулы - везикула, окружающее ротовое отвер­стие. Везикула участвует в фиксации гельминта к стенкам кишечника. Эту функцию также выпол­няет бульбус - шаровидное вздутие задней части пищевода.

Читайте также:
  1. II. Технико-экономическое обоснование предпринимательского проекта.
  2. X. Обоснование клинического диагноза
  3. Анализ результатов и обоснование принятого решения
  4. Анализ техпроцессов механической обработки заданных деталей с экономическим обоснованием по их усовершенствованию.
  5. Анатомия пищев.канала: отделы,сфинктеры и клапаны,их положение,строение и значение для пищев.функции.
  6. Анкилозирующий спондилоартрит (болезнь Бехтерева). Этиопатогенез, классификация, диагностика, принципы лечения.
  7. Бычий цепень. Систематическое положение, морфология, цикл развития, лабораторная диагностика, профилактика.
  8. Варусная деформация шейки бедренной костей. Этиология, клиника, лечения.
  9. Вера, являющаяся обоснованием факта Бога
  10. Вопрос 1. Предмет и задачи специальной психологии. Теоретическое обоснование науки. (Сорокин стр. 13-21, Усанова стр. 13-18)
  11. Вопрос 32 Процедуры познавательной деятельности: обоснование, доказательство, объяснение, понимание
  12. Вопрос 39.Обоснование выпуска продукции произв. мощностью.

Тип: Nemathelmintes – Круглые черви

Класс:Nematoda – Собственно круглые черви

Вид Enterobius vermicularis – Острица

Цикл: Половозрелая особь(в организме человека)—>Яйцо—>(во внешнюю среду)—>Яйцо с личинкой—>(в организм человека)—>Личинка—>Половозрелая особь

Болезнь – Энтеробиоз

Морфология: Черви белого цвета. Размер самок 10 мм, самцов 2-5 мм. Задний конец самца спирально закручен. Яйца бесцветны, асимметричны, уплощены с одной стороны.

Локализация: Нижний отдел тонкой и начальный отдел толстой кишки.

Инвазионная стадия: Яйцо с личинкой.

Путь заражения: Контактно-бытовой, пищевой (при несоблюдении правил личной гигиены, часто происходит аутореинвазия).

Диагностика: Обнаружение яиц в соскобе с периональных складок кожи при микроскопировании.

Профилактика: Личная: соблюдение правил личной гигиены.

Общественная: ежегодное обследование детей и персонала дошкольных учреждений на энтеробиоз; тщательный режим дезинфекции в детских дошкольных учреждениях.

Минздрав РФ Кировская государственная медицинская академия ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №38. Кафедра медицинской биологии и генетики Утверждаю Зав. кафедрой Профессор А.А. Косых

1. Методы изучения наследственности человека. Генеалогический и близнецовый методы, их значение для медицины.

К методам, широко используемым при изучении генетики че­ловека, относятся генеалогический, популяционно-статистический, близнецовый, метод дерматоглифики, цитогенетический, биохими­ческий, методы генетики соматических клеток.

Генеалогический метод -составление и анализ родословных. При составлении родо­словных исходным явля­ется человек—пробанд, родословную которого изучают. Обычно это или больной, или носитель определенного признака, на­следование которого необ­ходимо изучить. При составлении родословных таблиц используют условные обозначения. Поколения обозначают римскими цифрами, индивидов в данном поколении—арабскими.С помощью метода установляется наследственная обусловленность изучаемого признака, тип его наследования. При анализе родословных по нескольким признакам выявляется сцепленный характер их наследования, что исполь­зуют при составлении хромосомных карт. Метод позволяет изучать интенсивность мутационного процесса, оценить экспрес­сивность и пенетрантность аллеля. Используется в медико-генетическом консультировании для прогнозирования по­томства. Генеалогический анализ существенно осложняется при малодетности семей.

Близнецовый метод.Этот метод заключается в изучении закономерностей наследо­вания признаков в парах одно- и двуяйцевых близнецов. Применение: изучение наслед­ственности и изменчивости у человека для определения соотноси­тельной роли наследственности и среды в формировании различных признаков, как нормальных, так и патологических, оценить эффективность действия на организм неко­торых внешних факторов (лекарственных препаратов, обучения, воспитания).

РЦРЗ (Республиканский центр развития здравоохранения МЗ РК)
Версия: Клинические протоколы МЗ РК - 2017

Общая информация

Энтеробиоз (лат. enterobiosis; англ. enterobiasis, oxyuriasis) – антропонозный контагиозный (космополитный) гельминтоз, проявляющийся зудом в перианальной области, диспепсическими расстройствами, преимущественным хроническим течением из-за повторных самозаражений больного (аутоинвазия).

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Код(ы) МКБ-10:

МКБ-10
Код Название
В80 Энтеробиоз

Дата разработкипротокола: 2017 год.

Сокращения, используемые в протоколе:

ЖКТ желудочно кишечный тракт;
МКБ международная классификация болезней;
ОАК общий анализ крови;
ОАК общий анализ крови;
УД уровень доказательности.
УЗИ ультразвуковое исследовани;

Пользователи протокола: инфекционисты, педиатры, врачи общей практики, фельдшера.

Категория пациентов: дети.

Шкала уровня доказательности:

А Высококачественный мета-анализ, систематический обзор РКИ или крупное РКИ с очень низкой вероятностью (++) систематической ошибки результаты которых могут быть распространены на соответствующую популяцию.
В Высококачественный (++) систематический обзор когортных или исследований случай-контроль или Высококачественное (++) когортное или исследований случай-контроль с очень низким риском систематической ошибки или РКИ с невысоким (+) риском систематической ошибки, результаты которых могут быть распространены на соответствующую популяцию.
С Когортное или исследование случай-контроль или контролируемое исследование без рандомизации с невысоким риском систематической ошибки (+), результаты которых могут быть распространены на соответствующую популяцию или РКИ с очень низким или невысоким риском систематической ошибки (++ или +), результаты которых не могут быть непосредственно распространены на соответствующую популяцию.
D Описание серии случаев или неконтролируемое исследование или мнение экспертов.
GPP Наилучшая клиническая практика.

Диагностика

МЕТОДЫ, ПОДХОДЫ И ПРОЦЕДУРЫ ДИАГНОСТИКИ И ЛЕЧЕНИЯ [1,2,3]:

Жалобы и анамнез: · зуд в области заднего прохода в вечернее или ночное время;
· нарушение сна;
· раздражительность;
· повышенная утомляемость;
· ночное недержание мочи (энурез);никтурия
· боли и урчание в животе;
· метеоризм.
Физикальное обследование: · расчесы в области заднего прохода, промежности и половых губ у девочек;
· лихенизция кожи вокруг заднего прохода, промежности, половых губ с развитием экзематозного дерматита, пиодермии, сфинктерита, иногда парапроктита.
Наиболее общие симптомы Наиболее характерные симптомы
· обнаружение на руках ребенка следов фекального заражения;
· жалобы на нарушение аппетита, тошноту, боли в животе разлитого характера или локализующиеся в области слепой кишки;
· симптомы воспаления аппендикса с образованием гранулем в подслизистой оболочке.
· зуд или пощипывание в перианальной области, особенно вечером или ночью;
· боли в животе, потеря аппетита, бессонница, во сне скрипят зубами;
· у девочек – симптомы и признаки вагинита, эндометрита и сальпингита;
· симптомы диспесического расстройства: тошнота, рвота, боли и урчание в животе, метеоризм.учащенный кашицеобразный стул со слизью или запор.
Неспецифическая лабораторная диагностика
ОАК эозинофилия при наличии клинических проявлений (по показаниям)
Специфическая лабораторная диагностика
· исследование перианального соскоба – для обнаружения яиц остриц: исследование материала (соскоба), полученного с перианальных складок с помощью тампона, прозрачной липкой ленты, отпечатков на целлофане или мазков влажным ватным тампоном.
· исследование кала на гельминты – для обнаружения остриц в фекалиях.

Дополнительные исследования:
· УЗИ органов брюшной полости – при возникновении симптомов острого живота.

Показания для консультации специалистов:
· консультация проктолога – при наличии осложнений анального отверстия (геморроя и другие);
· консультация других узких специалистов (гинеколог, хитрург) – по показаниям.

Диагностический алгоритм [1,2]: схема:

Дифференциальный диагноз

Диагноз Обоснование для дифференциальной диагностики Обследования Критерии исключения диагноза
Геморрой перианальный зуд Консультация хирурга Запоры, увеличение диаметра, набухание, болезненность анальных вен, раздражение в прямой кишке, боль при дефекации, в кале - прожилки крови.
Язва прямой кишки перианальный зуд Консультация хирурга Болезненная дефекация, боль в заднем проходе или по ходу прямой кишки в покое, выделения из анального отверстия кровяного характера или кровотечения, чаще после опорожнения кишечника.
Сахарный диабет перианальный зуд Кровь на глюкозу, консультация эндокринолога Снижение внимания, раздражительность, снижение зрения, потеря веса, кожные инфекционные поражения у мальчиков, кандидозы у девочек, частые дневные мочеиспускания, ночные недержания мочи, приступы жажды. У детей до года частые опрелости в местах первичных половых органов.
Нейродерматоз перианальный зуд Консультация аллерголога Сыпь различного характера на лице, шее, сгибательных поверхностях локтей и коленей, пальцах рук; могут иметь место расчесы, шелушение кожи, корочки.

Лечение

Мебендазол (Mebendazole)
Пирантел (Pyrantel)
Хлоропирамин (Chloropyramine)

Лечение (амбулатория)

ТАКТИКА ЛЕЧЕНИЯ НА АМБУЛАТОРНОМ УРОВНЕ 6
Лечение энтеробиоза осуществляется в амбулаторных условиях. Лечение направлено на эрадикцию гельминта и десенсибилизацию организма.

Немедикаментозное лечение6:
Соблюдение гигиенического режима:
· тщательное соблюдение личной и общественной гигиены, чистота рук и подногтевых пространств, туалет перианальных складок, обработка игрушек; влажная уборка помещения ежедневно.
· перед сном выкупать ребенка, сменить и надеть нижнее белье, плотно облегающие бедра;
· утром ребенка подмыть, сменить нижнее белье, постельное белье или прогладить горячим утюгом.
· стол №4 при нарушении функции ЖКТ, стол №15 при нормальном функционировании ЖКТ.

Медикаментозное лечение4:направлено наэрадикцию гельминта, предотвращение осложнений, снижение показателей распространенности:
· Противогельминтные (антигельминтные) препараты перорально – пирантел (суспензия–в 5 мл250 мг и таблеткипо 250 мг) – внутрь однократно: 6 мес-2 года - по 125 мг. 2-6 лет - по 250 мг. 6-12 лет - по 500 мг. 12-18 лет - по 750 мг; при массе тела более 75 кг - 1 г. (10 мг/кг однократно),повторный прием в той же дозировке через 2 недели или мебендазол(суспензия во флаконах - в 5 мл 100 мг и таблеткипо 100 мг)– внутрь: 2 года-18 лет: 100 мг однократно, при риске повторного заражения еще 100 мг через 2 нед. детям с 2-х лет(10 мг/кг однократно), повторный прием в той же дозировке через 2 недели с целью лечения ре- и суперинвазий; детям до 2-х лет суспензия; детям старше 2-х лет и взрослым таблетки. Одновременно необходимо лечить всех зараженных членов семьи и детей организо­ванного коллектива. При большом числе детей, у которых обнаружены яйца остриц, лечить надо всех детей в коллективе, независимо от резуль­татов обследования.
· Антигистаминный(противоаллергический)препарат перорально хлоропирамин, таблетки по 25 мг: 1 мг/кг-в сутки на 2 приема.

Перечень основных лекарственных средств [1,2,4,5]:

№ п/п Международное непатентованное наименование ЛС Показания УД
Противогельминтный (антигельминтный) препарат
1. Пирантел:суспензия во флаконахпо 15мл: 250 мг/5 мл;таблеткипо 250 мг. Противогельминтное средство С
2. Мебендазол:суспензия вофлаконах:100 мг/5 мл; таблетки по 100 мг. Противогельминтное средство B
Международное непатентованное наименование ЛС Показания УД
Антигистаминные препараты для системного применения
1. Хлоропирамин, таблетки по 25 мг Десенсибилизация B

Хирургическое вмешательство: нет.

Дальнейшее ведение [3]:
· диспансерное наблюдение за переболевшими лицами энтеробиозом проводится в течение 10 – 14 дней с обязательным взятием двух анализов с интервалом три дня;
· не излеченные от энтеробиоза больные повторно подвергаются лечению, но не ранее, чем через две недели после окончания первого курса лечения с продлением диспансерного наблюдения до 1 месяца.

Индикаторы эффективности лечения и безопасности методов диагностики и лечения[3]:
· купирование клинических симптомов заболевания;
· отрицательные результаты двух–кратных исследований соскобов с перианальных складок на яйца остриц, взятых через 2 недели после проведения курса дегельминтизации с интервалом три дня.

Информация

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ ПРОТОКОЛА

Указание на отсутствие конфликта интересов: нет.

Указание условий пересмотра протокола: пересмотр протокола через 5 лет и/или при появлении новых методов диагностики/ лечения с более высоким уровнем доказательности.

Введение

Определение биологии как науки. Связь биологии с другими науками. Значение биологии для медицины.

1. Биологические основы жизнедеятельности человека. Уровни организации живого. Человек в системе природы.

1. Определение понятия "жизнь" на современном этапе науки. Критика метафизических и идеалистических представлений о сущности жизни. Фундаментальные свойства живого.
2. Эволюционно-обусловленные уровни организации живого.
3. Человек в системе природы. Специфика проявления биологического и социального в человеке.

2. Биология клетки.

1. Клетка - элементарная, генетическая и структурно-функциональная биологическая единица. Прокариотические и эукариотические клетки.
2. Клеточная теория. История и современное состояние. Значение для биологии и медицины.
3. Клетка как открытая система. Организация потоков вещества, энергии и информации в клетке. Специализация и интеграция клеток многоклеточного организма. Биологически активные вещества, синтезируемые в клетке, и их значение для медицины.
4. Клеточный цикл, его периодизация. Митотический цикл, его механизмы. Проблемы клеточной пролиферации в медицине.
5. Особенности морфологического и функционального строения хромосом. Гетеро- и эухроматин.
6. Кариотип и идиограмма хромосом человека. Характеристика кариотипа человека в норме.
7. Кодирование и реализация биологической информации в клетке. Кодовая система ДНК и белка.

3. Размножение.

1. Размножение - универсальное свойство живого, обеспечивающее материальную непрерывность в ряду поколений. Эволюция размножения, формы размножения.
2. Гаметогенез. Мейоз: цитологическая и цитогенетическая характеристика.
3. Оплодотворение. Партеногенез (формы, распространенность в природе). Половой диморфизм.
4. Биологический аспект репродукции человека.

4. Наследственность и изменчивость.

1. Предмет, задачи, методы генетики. Этапы развития генетики. Роль советских ученых (Н. И. Вавилов, Н. К. Кольцов, А. С. Серебровский, С. С. Четвериков, С. Н. Давиденков) в развитии генетики. Борьба материализма и идеализма в истории генетики.
2. Наследственность и изменчивость - фундаментальные свойства живого, их диалектическое единство. Общее понятие о генетическом материале и его свойствах: хранение, изменение, репарация, передача, реализация генетической информации.
3. Человек как специфический объект генетического анализа. Методы изучения наследственности человека: генеалогический, близнецовый.
4. Значение генетики для медицины. Цитологический, биохимический, популяционно-статистический методы изучения наследственности человека. Дерматоглифика.
5. Закономерности наследования при моногибридном скрещивании.
6. Независимое комбинирование неаллельных генов и его цитологические основы.
7. Дигибридное и полигибридное скрещивание. Общая формула расщепления.
8. Условия менделирования признаков. Менделирующие признаки человека.
9. Сцепление генов. Кроссинговер. Метод соматический гибридизации клеток и его применение для картирования генов человека в хромосомах.
10. Наследование признаков человека, сцепленных с полом.
11. Множественные аллели и полигенное наследование на примере человека.
12. Взаимодействие неаллельных генов: комплементарность, эпистаз, гипостаз.
13. Количественная и качественная специфика проявления генов в признаках: пенетрантность, экспрессивность, поле действия гена, плейотропность, генокопии.
14. Механизмы генотипического определения и дифференции признака пола в развитии. Переопределение пола.
15. Генотип, геном, фенотип. Фенотип как результат реализации наследственной информации в определенных условиях среды. Взаимодействие аллелей в детерминации признаков: доминирование, промежуточное проявление, рецессивность, кодоминирование.
16. Молекулярное строение гена у прокариот и эукариот. Уникальные гены и повторы на нити ДНК. Структурные гены. Гипотеза "один ген - один фермент", ее современная трактовка.
17. Классификация генов: гены структурного синтеза РНК, регуляторы. Свойства генов (дискретность, стабильность, лабильность, полиаллелизм, специфичность, плейотропия).
18. Экспрессия генов в процессе биосинтеза белка. Регуляция экспрессии генов у прокариот и эукариот.
19. Генетическая инженерия, ее задачи, методы, возможности, перспективы исследования.
20. Формы изменчивости: модификационная изменчивость. Норма реакции генетически детерминированных признаков. Фенокопии. Адаптивный характер модификаций.
21. Роль наследственности и среды в развитии, обучении и воспитании человека.
22. Комбинативная изменчивость. Значение комбинативной изменчивости в обеспечении генетического разнообразия людей. Система браков. Медико-генетические аспекты семьи.
23. Мутационная изменчивость. Классификация мутаций. Мутации в половых и соматических клетках. Понятие о хромосомных и генных болезнях.
24. Хромосомные мутации, делеции, дупликации, инверсии, транслокации. Полиплоидия, гетероплоидия, их механизмы.
25. Спонтанные и индуцированные мутации. Мутагенез и канцерогенез.Генетическая опасность загрязнения окружающей среды. Меры защиты.
26. Репарация генетического материала. Фотореакция. Темновая репарация. Мутации, связанные с нарушением репарации и их роль в патологии.
27. Цитоплазматическая наследственность.

5. Биология развития.

1. Биология развития. Жизненные циклы организмов как отражение их эволюции. Онтогенез и его периодизация. Прямое и непрямое развитие.
2. Общая характеристика эмбрионального развития: предзиготный период, оплодотворение, зигота, дробление, гаструляция, гисто- и органогенез, зародышевые оболочки.
3. Общие закономерности онтогенеза многоклеточных. Реализация наследственной информации в становлении фенотипа.
4. Эмбриональная индукция. Дифференциация и интеграция в развитии.
5. Роль наследственности и среды в онтогенезе. Критические периоды развития. Тератогенные факторы среды.
6. Постнатальный онтогенез и его периоды. Роль эндокринных желез: щитовидной, гипофиза, половых желез, и регуляция жизнедеятельности организма в постнатальном периоде. Взаимодействие социального и биологического в периоды детства, молодости и старости.
7. Биологические и социальные аспекты старения и смерти. Генетические, молекулярные, клеточные и системные механизмы старения. Проблема долголетия. Понятие о геронтологии и гериатрии.
8. Регенерация как свойство живого к самообновлению и восстановлению. Физическая (странно, не помню такой; вроде бы была "физиОЛОГИческая" на гистологии - Я. А.) регенерация, ее биологическое значение.
9. Репаративная регенерация и способы ее осуществления. Проявление регенерационной способности в филогенезе. Аутотомия.
10. Биологическое и медицинское значение проблемы регенерации. Проявление регенерационной способности у человека. Регенерационная терапия.
11. Понятие о гомеостазе. Общие закономерности гомеостаза живых систем. Генетические, клеточные и системные основы гомеостатических реакций организма. Роль эндокринной и нервной системы в обеспечении гомеостаза и адаптивных изменений.
12. Проблема трансплантации органов и тканей. Аутоаллело- и гетеротрансплантация. Трансплантация жизненно важных органов.
13. Биологические ритмы. Медицинское значение хронобиологии.
14. Жизнь тканей и органов вне организма. Значение метода культуры тканей в биологии и медицине.
15. Клиническая и биологическая смерть. Реанимация.

6. Вопросы эволюции.

1. Популяционная структура человечества. Демы, изоляты. Люди как объект действия эволюционных факторов.
2. Влияние мутационного процесса, миграции, изоляции и дрейфа генов на генетическую конституцию людей.
3. Генетический груз и его биологическая сущность.
4. Генетический полиморфизм и адаптивный потенциал популяции.
5. Генетический полиморфизм человечества: масштабы, факторы формирования.
6. Микро- и макроэволюция. Характеристика механизмов и основных результатов.
7. Типы, формы и правила эволюции групп. Принципы эволюции органов.
8. Филогенез покровов тела хордовых.
9. Филогенез нервной системы хордовых.
10. Филогенез кровеносной системы хордовых.
11. Филогенез мочеполовой, выделительной и эндокринной системы хордовых.
12. Филогенез пищеварительной системы хордовых.
13. Филогенез дыхательной системы хордовых.
14. Сравнительный обзор строения скелета.
15. Онтофилогенетическая обусловленность пороков развития органов и систем человека. Правила корреляции в эволюционном становлении конкретного типа морфофизиологической организации.
16. Индивидуальное и историческое развитие. Биогенетический закон. Филогенез как процесс эволюции онтогенезов. Ценогенезы и филэмбриогенезы.
17. Диалектико-материалистическое понимание проблемы направленности эволюционного процесса. Прогрессивный характер эволюции. Биологический и морфофизиологический прогресс: критерии, генетические основы.

7. Антропогенез.

1. Положение вида Homo sapiens в системе животного мира. Качественное своеобразие человека.
2. Морфофизиологические предпосылки выхода человека в социальную среду. Биологическое наследие как один из факторов, обеспечивающих возможность социального развития.
3. Понятие о расах и видовое единство человека. Современная классификация и распространение человеческих рас. Роль факторов географической среды.

8. Человек и биосфера.

1. Биосфера как естественно историческая система. Современные концепции биосферы: биохимическая, биогеоценологическая, термодинамическая, социально-экологическая.
2. Функции биосферы в развитии природы Земли и поддержание в ней динамического равновесия.
3. Живое вещество биосферы. Количественная и качественная характеристика. Роль в природе планеты.
4. Эволюция биосферы.
5. Человек и биосфера. Ноосфера - высший этап эволюции биосферы. Вклад русских ученых в развитие учения о биосфере (Докучаев, Вернадский). Роль медицинских работников в охране окружающей среды.

9. Биологические аспекты биологии человека.

(клянусь, именно так в официальном списке и написано! может, имелось в виду "экологии". - YANINA)
1. Определение экологии как науки. Среда как экологическое понятие. Факторы среды. Экосистема, биогеоценоз. Антропобиоценоз. Специфика среды жизни людей.

10. Медико-биологические аспекты биогеографических и антропогенных характеристик среды.

1. Предмет экологии человека, биологические и социальные аспекты адаптации населения к условиям жизнедеятельности. Уровни экологических связей человека (индивидуальный, групповой, глобальный).
2. Человек как творческий экологический фактор. Основные направления и результаты антропогенных изменений в окружающей среде. Охрана природы и ее рациональное использование.
3. Биологическая изменчивость людей и биографическая характеристика среды. Понятие об экологических типах людей и условиях их формирования.
4. Антропогенные экосистемы как результат индустриализации, химизации, урбанизации, развития транспорта, выхода в космос.

11. Биологические основы паразитизма и трансмиссивных заболеваний.

1. Основные формы биологических связей в антропобиогеоценозах. Паразитизм как биологический феномен. Классификация паразитических форм животных. Пути происхождения различных групп паразитов.
2. Принципы взаимодействия паразита и хозяина на уровне особей. Пути морфофизиологической адаптации паразитов.
3. Вопросы экологической паразитологии. Популяционный уровень взаимодействия паразитов и хозяев.
4. Жизненные циклы паразитов. Чередование поколений и феномен смены хозяина. Промежуточные и основные хозяева. Понятие о био- и геогельминтах.

12. Распространение паразитарных форм в животном мире.

(нет, набрать-то я, конечно, наберу - на всякий случай, но в мое время этого раздела в билетах не было. однако все течет. - Я. А.)
1. Тип "Простейшие". Классификация. Характерные черты организации. Значение для медицины.
2. Дизентерийная амеба. Систематическое положение, морфология, цикл развития, обоснование лабораторной диагностики, профилактика.
3. Трихомонады, трипаносомы, лямблии. Систематическое положение, морфология, цикл развития, пути заражения, обоснование методов лабораторной диагностики.
4. Систематика, морфология и биология возбудителей лейшманиозов. Обоснование лабораторной диагностики и профилактики.
5. Малярийные плазмодии. Систематическое положение, морфология, циклы развития, видовые отличия. Борьба с малярией, задачи противомалярийной службы на современном этапе.
6. Токсоплазма. Систематическое положение, морфология, цикл развития, пути заражения, обоснование методов лабораторной диагностики.
7. Балантидий. Систематическое положение, морфология, цикл развития, пути заражения, обоснование методов лабораторной диагностики.
8. Печеночный сосальщик. Систематическое положение, морфология, цикл развития, пути заражения, обоснование методов лабораторной диагностики и профилактики.
9. Кошачий сосальщик. Систематическое положение, морфология, цикл развития, пути заражения, обоснование методов лабораторной диагностики и профилактики. Очаги описторхоза в России.
10. Ланцетовидный сосальщик. Систематическое положение, морфология, цикл развития, пути заражения, обоснование методов лабораторной диагностики, профилактика. Распространение в России.
11. Легочный сосальщик. Систематическое положение, морфология, цикл развития, обоснование методов лабораторной диагностики, профилактика.
12. Шистозома. Систематическое положение, морфология, цикл развития, обоснование методов лабораторной диагностики, профилактика.
13. Бычий цепень. Систематическое положение, морфология, цикл развития, обоснование методов лабораторной диагностики, пути заражения, профилактика.
14. Свиной цепень. Систематическое положение, морфология, цикл развития, обоснование методов лабораторной диагностики, пути заражения, профилактика.
15. Цетоцекроз (и ЧТО же они имели в виду. может, цистицеркоз? - YANINA). Пути заражения. Профилактика.
16. Карликовый цепень. Систематическое положение, морфология, цикл развития, обоснование методов лабораторной диагностики, пути заражения, профилактика.
17. Лентец широкий. Систематическое положение, морфология, цикл развития, обоснование методов лабораторной диагностики, пути заражения, профилактика.
18. Эхинококк и альвеококк. Систематическое положение, морфология, цикл развития, обоснование методов лабораторной диагностики, пути заражения, профилактика.
19. Тип "Плоские черви". Классификация. Характерные черты организации. Медицинское значение.
20. Аскарида. Систематическое положение, морфология, цикл развития, обоснование методов лабораторной диагностики, пути заражения, профилактика. Очаги аскаридоза.
21. Власоглав. Систематическое положение, морфология, цикл развития, обоснование методов лабораторной диагностики, пути заражения, профилактика. Обоснование безмедикаментозного лечения.
22. Острица. Систематическое положение, морфология, цикл развития, обоснование методов лабораторной диагностики, пути заражения, профилактика. Обоснование безмедикаментозного лечения.
23. Анкилостомиды. Систематическое положение, морфология, цикл развития, обоснование методов лабораторной диагностики, пути заражения, профилактика. Очаги анкилостомидозов на территории России и пути их ликвидации.
24. Трихинелла. Систематическое положение, морфология, цикл развития, обоснование методов лабораторной диагностики, пути заражения, профилактика.
25. Ришта. Систематическое положение, морфология, цикл развития, обоснование методов лабораторной диагностики, пути заражения, профилактика. Работа Исаева по ликвидации дракункулеза в Средней Азии.
26. Тип "Круглые черви". Классификация. Характерные черты организации. Медицинское значение.
27. Методы овогельминтоскопии.
28. Клещи. Систематическое положение. Свойства, морфология, развитие, медицинское значение.
29. Комнатная муха, муха це-це, вольфартова муха, систематическое положение, морфология, эпидемиологическое значение, методы борьбы.
30. Вши, блохи. Систематическое положение, морфология, развитие, эпидемиологическое значение, методы борьбы.
31. Комары. Систематическое положение, строение, циклы развития, медицинское значение, меры борьбы.
32. Москиты. Систематическое положение, строение, развитие, медицинское значение, меры борьбы.
33. Тип "Членистоногие". Классификация. Характерные черты организации. Медицинское значение.
34. Класс "Насекомые". Классификация. Характерные черты организации. Медицинское значение.
35. Класс "Паукообразные". Классификация. Характерные черты организации. Медицинское значение.
36. Роль русских ученых в развитии общей медицинской паразитологии (В. А. Догель, В. И. Беклемишев, Е. Н. Павловский, К. И. Скрябин).
37. Тип "Хордовые". Систематика. Морфология.
38. Подтип "Позвоночные". Систематика. Морфология.
39. Млекопитающие как промежуточные хозяева и природные резервуары заболеваний человека.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции