Многообразие и значение одноклеточных малярийный паразит

Разделы: Биология

Одной из важной составной части здоровьесберегающей организации учебного процесса является рациональная организация урока. От того, как учитель соблюдает гигиенические, психолого-педагогические условия проведения урока зависит функциональное состояние учащихся в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления. При работе по данному направлению нужно учитывать:

1. Обстановку и гигиенические условия в кабинете:

  • t 0 = +18 0 С - + 20 0 С и свежесть воздуха (обязательное проветривание),
  • рациональность освещения класса и доски,
  • не должно быть неприятных монотонных шумовых раздражителей.
  • правильно подобранные тона окраски стен и парт.

2. Рациональную организацию урока:

  • плотность урока 60-80%,
  • кол-во видов учебной деятельности 4-7 (видов),
  • средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности не более 10 мин,
  • включать различные виды преподавания в среднем 3-4 и чередовать их через 10-13 мин,
  • при использовании ТСО (учитывать гигиенические нормы),
  • присутствие эмоциональных разрядок,
  • обязательно физкультминутки, желательно 2 по 1 мин, состоящие из 3-4 упражнений с повтором 3-5 раз,
  • хорошие взаимоотношения на уроке ученик-учитель, ученик-ученик,
  • отслеживание позы учащихся во время разных видов деятельности,
  • наличие содержания и вопросов связанных со здоровьем и здоровым образом жизни, формирование у учащихся культуры здоровья,
  • учет мотивации учащихся к обучению,
  • компетентность педагога в вопросах здоровья и здоровьесберегающих технологий.

Ошибочно многие педагоги считают, что урок по здоровьесберегающим технологиям, можно проводить только в основном в преподавании курса анатомии. Считаю, любой урок по любому предмету должен быть направлен на сохранение здоровья ученика, если будем учитывать данные требования.

Я предлагаю урок в 7 классе по теме “Многообразие и значение одноклеточных” с учетом здоровьесберегающих технологий.

Задание на дом 2 мин

Примечание: В течение урока учитель наблюдает за позой учащегося, положительно оценивает школьников за ответы и активное участие “молодец”, “хорошо”, “умница”, “ты сегодня очень хорошо работаешь”, “я рада твоим успехам” и т.д., создавая мотивацию учебного процесса, включая физкультминутки, а также эмоциональную разрядку. Использует разные виды деятельности, чтоб дети не испытывали переутомление, концентрировать детей на вопросах по сохранению здоровья, поэтому несколько раз повторяем меры профилактики заболеваний, вызванных простейшими.

“Многообразие и значение одноклеточных животных”

Задачи:

  1. Развивать предметное умение: работа с микроскопом и приготовление препарата.
  2. Продолжить формировать навыки работы с учебником, умение делать выводы, сравнивать и использовать имеющиеся знания.
  3. Формировать бережное отношение к своему здоровью.

Активный

  • частично-поисковый,
  • исследовательский,

Самопознания и развития

  • взаимооценка,
  • развитие общения эмоций и интеллекта.

Виды учебной деятельности учащихся:

  • составление схемы-опоры,
  • работа с учебником,
  • заполнение таблицы,
  • выполнение лабораторной работы,
  • рассматривание наглядных пособий и рисунков учебника,
  • просмотр видеофильма,
  • обсуждение и ответы на вопросы.

Приемы деятельности учителя (4):

  • словесный (беседа),
  • наглядный,
  • аудиовизуальный (видеофильм),
  • лабораторная работа с постановкой проблемы.

Личная значимость изученного на уроке для школьника:

  • профилактика малярии, дизентерии, сонной болезни и др., вызываемых паразитическими простейшими,
  • значение прививок,
  • культура здоровья, бережное отношение к своему здоровью.

Источник информации:

  • учебник (стр. 98-99),
  • микроскоп,
  • культура инфузорий,
  • готовые микропрепараты,
  • видеофильм,
  • таблицы,
  • мел,
  • дополнительная литература – С.А. Молис “Хрестоматия по зоологии.

Приветствие. Здравствуйте, ребята! Улыбнулись друг другу, мысленно пожелали успеха себе и своим товарищам.

I. Актуализация опорных знаний – 2 мин.

Учитель Ученик
1. Простейшие самые маленькие животные, почему их так называют? Они просто устроены, их тело состоит из одной клетки.
2. Правильно. Но, несмотря на простоту строения, это настоящие животные. Назовите признаки живого Способность к размножению, обмену веществ и энергии, клетка как целостный организм способна дышать, питаться, расти, развиваться , выделать во внешнюю среду продукты обмена веществ, умирать.
3. Как устроена клетка простейших? Оболочка, цитоплазма, ядро, органы особого назначения
4. Есть ли отличия в основе строения клеток растений, животных, грибов? План строения клеток всех организмов одинаков, т.к. все организмы имеют единое происхождение.

II. Работа с учащимися по закреплению изученного материала – 8 мин.

Учитель Ученик
Организация проверки изученного на прошлом уроке материала с заполнением таблицы №1 (6-5 мин) Делятся на 2 варианта. Работают в парах, заполняя таблицу, один амебу, другой эвглену.

Таблица №1

ПризнакиАмеба обыкновеннаяЭвглена зеленаяИнфузория-туфелька
Учитель следит за правильной осанкой учащихся
  1. Форма тела
  2. Органоиды движения
  3. Ядро
  4. Сократительная вакуоль
  5. Пищеварительная вакуоль
  6. Глазок
  7. Хлоропласты
  8. Способ питания
  9. Ротовое отверстие
  10. Порошица
Выборочно проверяет несколько ответов по ходу дополнения (2 мин)Взаимопроверка в парах друг друга

Физкультминутка – 1 мин.

III. Изучение нового материала

1. Изучение строения типа инфузории.

Учитель Ученик
а) Организация лабораторной работы с постановкой проблемы – 7 мин а) Лабораторная работа “Строение и жизнедеятельность инфузории туфельки”
Рассмотрите воду в пробирке. Видны ли в ней какие-то животные?

Чистая ли это вода?

Нет
2. Настройте микроскоп.
3. Приготовьте микропрепарат (ан предметное стекло поместите немного ваты и каплю воды из пробирки)
4. Рассмотрите микропрепарат. Что вы обнаружили? Там есть живое существо, их несколько.
5. передвигается ли увиденное существо? Да
6. Какая у него форма, что напоминает? Предложите название.

Правильно, инфузория-туфелька

Вытянутая, овальная “след, стопу, туфельку” и т.д.

Эмоциональная разрядка

7. Как вы думаете как она питается, дышит, размножается Как и все простейшие – амеба и эвглена гетеротрофно, т.к. нет хлоропластов, дышит всей поверхностью тела, делится делением на 2 части.
Молодцы, ребята!
8. Произошли ли какие прогрессивные черты у инфузории туфельки по сравнению с амебой обыкновенной?
Чтобы ответить на этот вопрос и заполнить графу в сравнительной таблице работаем с учебником(стр.(() и рисунками. Работа с учебником. Читаю текст, находят недостающую информацию и заполняют таблицу.
Работа с учебником, заполнение таблицы – 4-5 мин.
Выводы по вопросу 8 и таблице Все одноклеточные организмы имеют сходства и различия

2. Изучение строения споровиков - малярийный плазмодий (4 мин).

3. Значение простейших в природе и жизни человека – 6-7 мин.

Учитель Ученик
Простейших на Земле более 40 тыс.видов. Их не видно невооруженным глазом, однако они оказывают огромное влияние на окружаю среду и жизни человека. а) Работа с текстом учебника – стр. 9, составление схемы-опоры.
Давайте попробуем составить схему-опору по вопросу значение простейших

4. Заболевания и профилактические меры. Просмотр видеофильма – 3 мин

УчительУченик
Просмотрев видеофильм, постарайтесь запомнить какие профилактические меры мы должны соблюдать, чтоб не заразиться паразитическими простейшими?Просмотр видеофрагмента. Составление правил профилактики.
  • соблюдение правил личной гигиены,
  • кипячение воды,
  • добросовестное приготовление пищи,
  • требования качества к сырым продуктам.
  • использование репеллентов,
  • прививки,
  • своевременного прохождение медицинского обследования.

IV. Закрепление изученного материала – 4 мин.

  1. Известно, что простейшие широко распространены в почве и воде, однако они не могут жить в кипяченой воде. Почему?
  2. Водоем, населенный простейшими, высох. Пошли дожди, заполнили его, в водоеме вновь появились простейшие. Как объяснить это явление?
  3. Эвглена зеленая всегда плавает из более темной в более освещенную часть водоема, инфузория-туфелька переплывает по мостику между двумя каплями из соленой жидкости в чистую воду. Что общего между этими явлениями?
  4. С давних времен человек страдал от изнурительной болотной лихорадки (малярии) особенно распространенной в странах с теплым климатом. Почему долгое время перед ней была бессильна медицина?

V. Подведение итогов – 1-2 мин.

Учитель благодарит активных учащихся за ответы (5-6 чел) и оценивает за правильное оформление таблицы (5 чел)

Что для себя вы взяли главное из урока?

На дом стр. 100-101 (Повтор правил профилактики) (Ответы на вопросы устно)


Тип споровики включает около 2 тыс. видов простейших. Все представители данного типа являются паразитами, что нашло отражение в упрощении строения клетки. Паразитические простейшие – одноклеточные животные, которые живут за счёт других организмов, называемых хозяевами. Свободно существовать в окружающей среде вне хозяина споровики не могут.

Как и все паразитические простейшие, споровики не имеют сократительных вакуолей, у них отсутствуют какие-либо органоиды движения. Пищеварительных вакуолей у них тоже нет, поэтому питание происходит всей поверхностью тела. Другой характерной особенностью споровиков является сложный жизненный цикл со сменой хозяев. Хозяева паразитов – различные позвоночные и беспозвоночные животные (черви, насекомые, млекопитающие), человек.

Обитают споровики в органах пищеварения, выделения, размножения и в крови животных и человека.


Они разрушают ткани хозяина, отравляют организм своими ядовитыми выделениями, вызывают различные заболевания, которые зачастую могут приводить к гибели.

Для человека опасны споровики, которые являются возбудителями малярии. Это малярийный плазмодий. На определённых стадиях своего развития он паразитирует на эритроцитах – красных клетках крови человека. В организме человека развиваются плазмодии трёх видов, которые являются возбудителями самой распространённой трехдневной малярии, четырехдневной малярии и наиболее опасной тропической малярии. Все виды широко распространены в странах с тропическим, субтропическим климатом и экваториальным климатом. Малярийные комары живут в районах, где не бывает низких температур и выпадает много осадков.


Малярийный плазмодий имеет микроскопические размеры, распространяется малярийными комарами. Переносчиками паразита являются только самки, которым для развития яиц необходимо насосать крови. И, как говорилось ранее, у человека вызывает опасное заболевание – малярию.

Рассмотрим жизненный цикл малярийного плазмодия.


В организме комара плазмодии размножаются в его кишечнике и скапливаются в слюнных железах.

При укусе вместе со слюной комара в кровь человека проникают малярийные плазмодии. Попав в кровяное русло, они разносятся по всему телу. В клетках крови они питаются, растут, размножаются, разрушают клетки крови человека, выделяют ядовитые вещества.

После разрушения эритроцита, плазмодии оказываются в крови, и у человека начинается приступ лихорадки – повышается температура, появляются озноб и слабость, мышечные и головные боли. В течение нескольких часов температура повышается до 40 °С. Продолжительность приступа невелика, и через 6 -8 часов температура снижается до нормальной. Прекращение симптомов происходит из-за того, что плазмодии не находятся долго в крови, а проникают в новые эритроциты. Приступы повторяются через каждые два-три дня, и это ведёт к истощению организма.


Малярийных паразитов комар всасывает с кровью зараженного человека.

Всемирной организацией здравоохранения разработаны и реализованы меры борьбы с малярией:


Поэтому теперь от малярии умирает гораздо меньше людей, чем раньше.

К споровикам относится паразит грегарина. Грегарина является внеклеточным паразитом различных беспозвоночных, прежде всего насекомых. Тело этих простейших имеет продолговатую форму или реже округлую форму. На переднем конце тела грегарины имеют структуру с выростами и крючочками, позволяющую паразиту прикрепляться к стенке органа хозяина. Далее следует передний отдел и задний, несущий ядро.


Характерные признаки класса Споровики:

· отсутствуют органоиды движения;

· отсутствуют сократительная и пищеварительная вакуоли;

· постоянная форма тела;

· гетеротрофный тип питания;

· сложный цикл развития.

Кроме споровиков к паразитическим простейшим относятся некоторые представители саркодовых, жгутиковых и инфузорий. Рассмотрим некоторых представителей данных групп.


К паразитическим жгутиковым относятся лямблия, трихомонада, трипаносома.


Лямблии поражают кишечник, печень и половые железы человека. Клетка лямблии похожа на разрезанную пополам грушу, имеет 2 ядра и 8 жгутиков. Она попадает в организм человека в виде цист. Заражение человека происходит при употреблении в пищу плохо вымытых фруктов и овощей, при несоблюдении правил личной гигиены. Заражение лямблиями вызывает заболевание лямблиоз, которое сопровождается кишечными расстройствами.



Значение простейших в природе и жизни человека

Рассмотрим значение простейших. Несмотря на малые размеры тела, простейшие имеют большое значение в природе и жизни человека.

· Они участвуют в круговороте веществ;

· Поедают бактерий, тем самым обеспечивают биологическую очистку водоёмов;

· служат пищей головастикам, малькам рыб и другим водным животным;

· В морях и океанах раковины фораминифер, оседая на дно, образуют горные породы и залежи известняка;

· Являются возбудителями паразитарных заболеваний человека и животных.

Многообразие и значение простейших

Насчитывают более видов амеб, похожих на обыкновенную амебу. У всех амеб голое тело. Перемещаются они, образуя ложноножки. Некоторые из них являются паразитами в кишечнике животных и человека. Наиболее опасна дизентерийная амеба, обитающая в толстой кишке человека. Она вызывает язвы в кишечнике и кровяной понос. Дизентерийная амеба распространяется при помощи цист, выходящих с калом наружу. Эти цисты могут попасть в кишечник человека при питье загрязненной воды. В кишечнике они превращаются в амеб, питающихся разрушенными участками кишки и кровью. К амебам относятся также фораминиферы — морские корненожки. Их тело, диаметром 0, мм, иногда до 20 см, заключено в раковину, часто известковую. Через устье и поры раковинок высовываются ложноножки в виде длинных переплетающихся нитей. Раковины фораминифер образуют значительную часть морских илов, морских осадков и пород. Из них образовались месторождения ценного строительного материала - известняка. Лучевики , или радиолярии , напоминающие крошечные звездочки, снежинки, колючие шарики или другие фигуры, тоже морские амебы. Они парят в толще воды. Причудливую форму придают им раковинки, состоящие из кремнезема. Скопления раковин вымерших лучевиков иногда образуют большие залежи. Их разрабатывают и используют для шлифовки и полировки металлов, для приготовления наждачной бумаги. Известно более видов инфузорий. Все они, как и инфузория-туфелька, во взрослом или молодом состоянии имеют многочисленные реснички, расположенные на поверхности тела, а также обладают своеобразным ядерным аппаратом — большим и малым ядрами. Большинство видов инфузорий обитает в пресной или соленой воде, питается бактериями, одноклеточными животными и мелкими водорослями. Некоторые инфузории живут в желудке жвачных млекопитающих, не причиняя вреда. Наоборот, они помогают им, способствуя перевариванию трудноусваиваемой пищи - клетчатки. Так, в желудке одной коровы общая масса инфузорий достигает 3 кг. Некоторых животных называют паразитами. Они поселяются в организме других животных и человека, которые в этом случае становятся хозяевами паразита. К паразитическим простейшим принадлежит и дизентерийная амеба. Тяжелое заболевание человека - малярию - вызывает малярийный паразит, поселяющийся в крови. Возбудители малярии имеют микроскопически малые размеры. Они проникают в красные кровяные тельца, имеющиеся в крови человека. Здесь малярийный паразит, похожий иа амебу, питается, растет и размножается делением, разрушая кровяные клетки человека, выделяя в кровь ядовитые вещества. От больных людей к здоровым болезнь передают малярийные комары. Отличить такого комара от обычного пискуна легко по его характерной позе, когда сидит или сосет кровь. У всех простейших, независимо от того, являются они одноклеточными или колониальными организмами, каждая клетка может выполнять все функции живого организма. Она может самостоятельно перемещаться, питаться, перерабатывать пищу, дышать, выбрасывать наружу ненужные переработанные вещества, размножаться путем деления. Даже у колониального простейшего, чьи клетки связаны вместе, если осторожно отделить какую-нибудь клетку от колонии, она сможет жить самостоятельно, так как сохраняет все функции целого организма. Основу клетки простейших составляют ядро и цитоплазма с различными выростами и включениями. Известно около видов простейших. Таким образом, простейшие животные сочетают в себе функции клетки и самостоятельного организма. Зоология - наука о животных. Главная Контакты Поиск по сайту Карта сайта. Вступление Одноклеточные животные Многоклеточные животные Эволюция животного мира Природные сообщества. Многообразие, значение и общие черты простейших Амеба обыкновенная Эвглена зеленая Вольвокс Инфузория-туфелька. Зоология Многообразие, значение и общие черты простейших. Многообразие, значение и общие черты простейших Одноклеточные животные - Простейшие Многообразие, значение и общие черты простейших Известно около видов простейших, обитающих в воде и в почве. Некоторые из них поселяются в теле многоклеточных животных и в организме человека. Рисунок дизентерийных амеб с поглащёнными эритроцитами. При перепечатки материала ссылка на наш сайт zoologia. Многообразие, значение и общие черты простейших. Одноклеточные животные - Простейшие. Многообразие, значение и общие черты простейших Известно около видов простейших, обитающих в воде и в почве. Рисунок дизентерийных амеб с поглащёнными эритроцитами Рисунок малярийного паразита в клетках крови Рисунок фораминеферы - морские корненожки Рисунок лучевика или радиолярии Амебы Насчитывают более видов амеб, похожих на обыкновенную амебу. Инфузории Известно более видов инфузорий. Малярийный паразит Некоторых животных называют паразитами. Общая характеристика простейших У всех простейших, независимо от того, являются они одноклеточными или колониальными организмами, каждая клетка может выполнять все функции живого организма.

You can’t perform that action at this time.

You signed in with another tab or window. Reload to refresh your session. You signed out in another tab or window. Reload to refresh your session.

Роль простейших в водной среде

В водной среде простейшие являются питанием для мелких животных. Многие моллюски, ракообразные, черви, мальки рыб, личинки, водяные насекомые питаются одноклеточными животными. В свою очередь эти мелкие животные являются пищей более крупных животных, которые приносят огромный вклад в сельское, рыбное и народное хозяйство. Одноклеточные организмы образуют планктон, которым питаются киты, кашалоты.

Сами простейшие, а особенно инфузории питаются бактериями, разложившимися органическими остатками, и тем самым очищают водоемы от загрязнения. Так же простейшие фототрофы насыщают воду кислородом, и уменьшают содержание углекислого газа. Простейшие имеют способность из органических веществ на свету создавать неорганические вещества.

Большинство простейших являются индикаторами чистоты воды. Определить загрязненную воду поможет большая численность в водоеме инфузорий и эвглен некоторых видов. В чистой воде обитают инфузории-туфельки, трубачи, спиростомумы. В воде с малым содержанием органических и большим содержанием минеральных веществ живет амеба обыкновенная.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Простейшие кроме водного пространства населяются и в почве, насыщенной влагой. Одноклеточные организмы вместе с другими почвенными обитателями поддерживают плодородие почв и участвуют в почвообразовании.

Простейшие как строители горных пород

Мел и горные породы состоят из множества микроскопических раковин. Так известные всем горные породы Урала, Крыма, Кавказа содержат тело простейшего древнего животного – фораминифера. Известняки, состоящие полностью из фораминиферов, имеют огромное практическое значение как строительный материал. Из них построены гигантские Египетские пирамиды.

Остатки фораминиферов в горных породах являются разгадкой для геологической разведки. Наличие определенных видов фораминиферов показывает на близость слоев с нефтью, а также определяют возраст осадочных пород.

Кремнеземные горные породы образуются из скелетов лучников.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Отрицательное значение одноклеточных животных

Простейшие у человека и животных вызывают тяжелые заболевания:

  • Амеба дизентерийная попав в организм человека, внедряется в оболочку толстого кишечника и, размножаясь, вызывает воспалительный процесс и кровавый понос. Попадая в кровь, дизентерийная амеба пожирает красные кровяные тельца – эритроциты.
  • У детей в печени и тонком кишечнике паразитируют лямблии, вызывая острое воспаление желчного пузыря и кишечные расстройства, потерю аппетита и веса. Образуя цисты лямблии, выводятся из организма больно человека, и служит источником заражения.
  • Балантидии являются паразитами крыс и свиней, а также человека. Поражают ткани кишечника, питаясь клетками крови. Также питаются остатками не переваренной пищи в тонком кишечнике.
  • Малярийный плазмодий вызывает малярию у человека. Переносится паразит только через малярийных комаров. Комар переносит инфекцию от больного к здоровому человеку.
  • Кокцидии поселяются в клетках стенок кишечника или желудка кроликов, кур и других животных. Заболевшие животные отказываются от корма и вскоре погибают. Заражение происходит через пищу, загрязненную испражнениями больных животных. Известны случаи кокцидиоза и у людей.
  • К тяжелым протозойным заболеваниям человека относятся сонная болезнь, возбудителями которой являются жгутиконосцы — трипаносомы, и разные формы лейшманиозов, вызываемые другими жгутиковыми — лейшманиями.

Таким образом, одноклеточные животные вносят огромный вклад в жизнь природы, человека и народного хозяйства. Но не стоит забывать о том, что некоторые виды простейших являются возбудителями опасных заболеваний животных и человека.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь


Тема 1. Ботаника.
Ботаника – наука о растениях. Организация растительной клетки.
Ткани растений: образовательная, покровная, проводящая, механическая, основная, выделительная.
Вегетативные органы растений.
Корень. Виды корней. Типы корневых систем (стержневая и мочковатая).
Внешнее и внутреннее строение корня в связи с его функциями. Зоны корня.
Лист. Внешнее строение листа. Жилкование. Листья простые и сложные. Листорасположение. Особенности внутреннего строения листа в связи с его функциями, кожица и устьица, основная ткань листа, проводящие пучки.
Стебель. Понятие о побеге. Внутреннее строение древесного стебля в связи с его функциями: кора, камбий, древесина, сердцевина. Видоизмененные побеги: корневища, клубень, луковица, их строение, биологическое и хозяйственное значение.
Репродуктивные органы растений.
Цветок и плод. Строение цветка: цветоножка, цветоложе, околоцветник (чашечка и венчик), тычинки, пестик или пестики. Строение тычинки и пестика
Размножение растений.
Оплодотворение у покрытосеменных. Образование семян и плодов.
Мхи. Зеленые мхи. Строение и размножение.
Папоротники. Строение и размножение, роль в природе и жизни.

Тема 2. Зоология
Зоология – наука о животных.
Классификация животных.
Одноклеточные. Общая характеристика.
Многообразие и значение одноклеточных. Малярийный паразит – возбудитель малярии.
Сравнительная характеристика беспозвоночных животных.
Тип Кишечнополостные. Общая характеристика типа на примере гидры. Лучевая симметрия. Внутреннее строение (двухслойность, разнообразие клеток). Размножение вегетативное и половое. Морские кишечнополостные (полипы и медузы), их значение.
Тип Плоские черви. Общая характеристика типа. Внешнее строение. Мускулатура. Питание. Дыхание. Выделение. Нервная система. Размножение.
Тип Круглые черви. Общая характеристика типа. Внешнее строение. Полость тела. Питание. Размножение и развитие. Многообразие паразитических червей и борьба с ними.
Тип Кольчатые черви. Общая характеристика типа. Кожно-мускульный мешок. Полость тела. Системы органов пищеварения, кровообращения, выделения. Нервная система. Размножение.
Тип Моллюски. Общая характеристика типа. Среда обитания и внешнее строение. Особенности процессов жизнедеятельности.
Тип Членистоногие. Общая характеристика типа. Систематика.
Тип Хордовые. Общая характеристика типа. Ланцетник - низшее хордовое животное.
Сравнительная характеристика систем органов хордовых животных.

Тема 3. Человек и его здоровье.
Особенности строения и функционирования тканей человека (эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная).
Пищеварение.
Строение органов пищеварения. Пищеварение в полости рта. Работы И.И. Павлова по изучению деятельности слюнных желёз. Пищеварение в желудке. Понятие о нервно- гуморальной регуляции желудочного сокоотделения. Работы И.И. Павлова по изучению пищеварения в желудке. Роль печени и поджелудочной железы в пищеварении. Всасывание в кишечнике. Ферменты и их роль в пищеварении.
Нервная система.
Значение нервной системы. Строение и функции спинного мозга и отделов головного мозга: продолговатого, среднего, промежуточного, заднего. Понятие о вегетативной нервной системе. Большие полушария головного мозга. Значение коры больших полушарий.
Эндокринная система.
Железы внутренней секреции ( гипофиз, эпифиз, щитовидная железа, паращитовидные железы, тимус, островковая часть поджелудочной железы, надпочечники и внутрисекреторная часть половых желёз). Значение желёз внутренней секреции. Понятие о гормонах. Роль гормональной регуляции и организме.
Внутренняя среда организма.
Кровь. Тканевая жидкость. Лимфа. Состав крови: плазма, форменные элементы. Группы крови. Свёртывание крови как защитная реакция. Учение И.И. Мечникова о защитных свойствах крови.
Кровообращение. Органы кровообращения: сердце и сосуды (артерии, капилляры, вены). Большой и малый круги кровообращения. Сердце, его строение и работа. Понятие о нервной и гуморальной регуляции деятельности сердца. Движение крови по сосудам. Пульс. Кровяное давление.
Органы мочевыделительной системы. Строение и работа почек. Образование первичной и вторичной мочи.

Тема 4. Общая биология
Особенности строения клеток прокариот и эукариот.
Неклеточная форма жизни. Особенности строения и жизнедеятельности вирусов.
Пластический обмен. Биосинтез белков. Генетический код. Реакции матричного синтеза.
Деление клетки.
Подготовка клетки к делению. Удвоение молекулы ДНК. Хромосомы, их гаплоидный и диплоидный набор, постоянство числа хромосом и их формы. Митоз. Мейоз.
Основные закономерности наследственности и изменчивости организмов.
Моно- и дигибридное скрещивание. Законы наследственности, установленные Г.Менделем. Доминантные и рецессивные признаки. Аллельные гены. Фенотип и генотип.
Гемозигота и гетерозигота. Единообразие первого поколения.
Закон расщепления признаков. Цитологические основы единообразия первого поколения и расщепления признаков во втором поколении. Закон независимого наследования и его цитологические основы.
Сцепленное наследование. Закон Т. Моргана. Нарушение сцепления. Кроссинговер.
Хромосомная теория наследственности. Генетика пола.

Решение задач по всем темам. Промежуточное и итоговое тестирование.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции