Методы обнаружения гельминтов в биологическом материале

Методы лабораторной диагностики гельминтозов

Копрологические исследования (исследования кала) в диагностике гельминтозов имеют большое значение, так как многие гельминты паразитируют в кишечнике или органах с ним связанных, а яйца их выделяются с испражнениями.

Испражнения исследуются двумя методами:

1. Макроскопический – обнаруживают гельминтов, их головки, членики, обрывки стробилы. Небольшие порции кала, перемешивают с водой в плоской ванночке или чашке Петри и просматривают при хорошем освещении на темном фоне, при необходимости пользуясь лупой. Все подозрительные образования пинцетом переносят в другую чашку с водой или на предметное стекло в каплю разведенного глицерина.

При методе отстаивания исследуемую порцию фекалий размешивают с водой в стеклянном цилиндре, после отстаивания сливают верхний слой воды. Так повторяют несколько раз. Когда жидкость станет прозрачной ее сливают, а осадок просматривают в чашке Петри.

2. Микроскопический – для обнаружения яиц и личинок гельминтов. Существует много методов исследования.

1). Нативный мазок – наиболее распространенный и технически доступный метод исследования. Можно обнаружить яйца и личинки всех гельминтов. Однако, при небольшом количестве яиц их не всегда удается найти. Поэтому используется метод обогащения.

1). Метод Фюллеборга – это метод обогащения, основан на всплытии яиц гельминтозов в насыщенном растворе NaCl (1,2 – плотность; 400 г NaCl на 1 литр воды; 40% раствор NaCl). Метод более эффективен, чем нативный мазок. В стеклянные банки помещают 2-5 г фекалий и заливают раствором NaCl, размешивают и через 45 минут снимают образовавшуюся пленку металлической петлей, помещают каплю глицерина на предметное стекло. Исследуют под микроскопом. Недостаток метода – замедленное высплывание яиц различных гельминтов, карликовый цепень – через15-20 минут, аскарид – 1,5 часа, власоглав – 2-3 часа.

2) Метод Калантарян – также метод обогащения, но применяется насыщенный раствор NaNO3 (1,38 плотность). Большинство яиц всплывает, не требуется исследования осадка. Недостаток – длительное выдерживание яиц в растворе, приводит к тому, что некоторые яйца начинают набухать и оседать на дно, исчезая с поверхностной пленки.

3. Метод Горячева – основан на принципе осаждения яиц, обнаружения мелких яиц трематод. В качестве раствора используют насыщенный раствор NaCl и сверху осторожно наслаивают 3-4 мл раствора фекалий. Через 15-20 часов яйца трематод оседают на дно. Жидкость сливают, осадок на предметное стекло и под микроскоп.

4. Метод закручивания по Шульману для обнаружения в кале личинок гельминтов. Исследуют только свежевыделенные фекалии. 2-3 г помещают в стеклянную банку и приливают 5-кратное количество воды, быстро размешивают палочкой, не касаясь стенок банки – 20-30 минут, затем палочку быстро вынимают, и каплю жидкости на конце переносят на предметное стекло и микроскопируют.

5. Метод Бермана – основан на способности, личинок гельминтов мигрировать, по направлению к теплу, и служит для выявления их в фекалиях.

6. Метод Харада и Мори (метод выращивания личинок) и рекомендуется для исследования на анкилостомитозы. Метод основан на том, что в тепле и на влажной фильтрованной бумаге из яиц анкилостомид развиваются филяриевидные личинки, которые легко можно обнаружить. На середину полоски фильтрованной бумаги наносят 15 г кала, бумагу с фекалиями помещают в банку, так, чтобы нижний конец был погружен в воду, а верхний закреплен пробкой. Банку выдерживают в термостате 28 0 С в течение 5-6 дней. Филяриевидные личинки развиваются за это время и спускаются в воду. Жидкость исследуют под лупой. Если трудно обнаружить, жидкость центрифугируют, убив предварительно личинок нагреванием до 60 0 . Лаборант должен работать в перчатках.

7. Методы на энтеробиоз – выявление яиц острицы и бычьего цепня.

а) соскоб с перианальных складок – ватным тампоном, туго намотанным на деревянную палочку и смоченную 50% раствором глицерина. В лаборатории тампон смывают 1-2 каплями 50% водным раствором глицерина.

б) метод липкой лепты (метод Грэхэма)

Липкую ленту прикладывают к перианальным складкам, затем липким слоем к предметному стеклу и микроскопируют.

В) соскоб с помощью глазных палочек (метод Рабиновича). Для перианального соскоба используют стеклянные глазные палочки, широкая часть которых покрывается специальным клеем, что позволяет удерживать яйца остриц.

Исследование крови, желчи, мокроты и мышц

Микроскопия крови – обнаруживают личинки филярий.

Исследование дуоденального содержимого и желчи. Яйца и личинки гельминтов паразитирующих в печени, желчном пузыре, поджелудочной железе (описторхоз, фасциолез, дикроцелилз) и двенадцатиперстной кишке (стронгилоидоз).

Исследование мокроты – яйца параганима, личинки аскариды, некатора, стронгилоида, элементы эхинококкового пузыря.

Исследование мышц – при подозрении на трихинеллез исследуют мышцы больного или трупа, а также мясо, предположительно послужившего причиной заражения человека. С целью трихинеллоскопии мышцу разрезают на мелкие кусочки и помещают в компрессорий, это два широких, толстых стекла, которые раздавливают мышцы и личинки трихинеллы обнаруживаются в виде капсул – метод компрессии.

Метод переваривания – мышцы заливают искусственным желудочным соком (раствор соляной кислоты и пепсин). Мышцы перевариваются, а личинки легко выявляются. Определение интенсивности инвазии: количество личинок до 200 на 1 г мышечной ткани – умеренная интенсивность инвазии; до 500 – интенсивная; свыше 500 – сверхинтенсивная инвазия.

Серологические методы исследования (выявление антител в сыворотке крови) используются для диагностики трихинеллеза, эхинококкоза, альвеококкоза, цистицеркоза и ряда других гельминтов. Эти методы особо ценны, когда наличие паразита в организме другими более доступными путями доказать не удается. Следует учитывать, что серологические реакции не являются абсолютным показателем наличия или отсутствия паразита, что обусловлено и состоянием иммунитета и спецификой той или иной реакции.

МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ ГЕЛЬМИНТОЗОВ

Прижизненная диагностика. Прижизненный диагноз на гельминтозы всегда должен подтверждаться специфическими методами гельминтологического исследования, которые дают возможность обнаружить гельминтов или их зародышей (яйца, личинки). Исследованию могут подвергаться все выделяемые животными секреты и экскреты - кал, моча, мокрота, носовые истечения, кРовь, содержимое желудка, абсцессов, а также биопсированные кусочки тканей. В практике чаще всего прибегают к исследованию фекальных масс.

Их исследуют тремя методами:

1) методом гельминтоовоскопии,

2) методом гельминтоларвоскопии

3) методом гельминтоскопии.

Методы гельминтоовоскопии. Для обнаружения яиц применяют чаще всего 5 методов, из которых 4 (нативного мазка, Фюллеборна Дарлинга и Щербовича) эффективны для обнаружения яиц нематод и цестод один (метод последовательного промывания) для обнаружения яиц скребней и трематод.

Метод нативного мазка. На обезжиренное предметное стекло наносят каплю 50%-ного глицерина или воды, затем палочкой или спичкой берут небольшое количество фекашлий из различных участков пробы, вносят в эту каплю и тщательно перемешивают до получения равномерной эмульсии. Твердые частицы из капли удаляют, каплю раздавливают покров стеклом и исследуют под микроскопом при малом увеличением. Исследовать надо не менее 10 мазков из каждой пробы.

Метод Фюллеборна. Пробу фекалий в коляН честве 10 г размешивают в ступке со 100-150 мл насыщенности раствора поваренной соли. Полученную эмульсию фильтрунЯИ через марлю в посуду емкостью не менее 100 мл и отстаивайЯ в течение 40-90 минут. За это время яйца гельминтов всплывают на поверхность насыщенного раствора, так как их удельнцЯ вес меньше его удельного веса. Их собирают проволочной петлеЯИ диаметром 0,8-0,9 мм. На петле, соприкасающейся с новерхностыо раствора, должна образоваться тонкая пленка с яйцамвЯ три такие пленки наносят на предметное стекло, покрываюЯ покровным стеклом и просматривают под микроскопом.

Метод Дарлинга. Пробу фекалий весом 3-5 Я размешивают в ступке с водой в количестве одной центрифужной пробирки. Полученную эмульсию фильтруют через марлю в такую же пробирку, доливают водой до верха и центрифугируются в течение 3 минут. Затем жидкость сливают до осадка, осадок размешивают с жидкостью Дарлинга (насыщенный раствор поваренной соли, смешанной в равных частях с глицерином) центрифугируют 5 минут. Затем с поверхности жидкости собирают яйца, наносят их на предметное стекло и исследуют под микроскопом, как и по методу Фюллеборна.

Метод Щербовича. По этому методу препараты готовят так же, как и по методу Дарлинга, но вместо жидкостям Дарлинга применяют насыщенный раствор сернокислой.

Метод последовательного промывания. Пробу материала весом 5 г размешивают с водой: полученную эмульсию фильтруют через марлю в чашку Петри и дают от строиться в течение 5 минут. Затем жидкость сливают, а к осадку опять приливают чистую воду до краев чашки. Так, промывание повторяют до тех пор, пока вода над осадком не будет прозрачной. После этого осадок просматривают под микроскопом в этой же чашке Петри или переносят на большое компрессорное стекло.

Методы гельминтоларвоскопии. Для обнаружения личинок ГЕЛЬМИНТОВ применяют следующие методы гельминтоларвоскопии. Метод Бермана. На нижний конец воронки (10 см в диаметре) надевают резиновую трубку (10-15 см длины), свободны конец которой опускают в центрифужную пробирку, о воронку наливают теплую воду (40° С) и опускают в нее 5-10 г материала, помещенного на ситечко или марлю. Через 2-12 часов, когда личинки, выйдя из фекалий, осядут на дно пробирки, резиновую трубку плотно зажимают у края пробирки пальцами и осторожно вынимают из пробирки. Содержимое пробирки быстрым движением руки сливают, а оставшееся небольшое количество жидкости на дне пробирки выливают на компрессорные стекла и исследуют под микроскопом.

Метод Вайда. Берут 3-4 шарика фекалий, помещают на часовое или предметное стекло и овлажняют небольшим количеством воды, подогретой до 40° С. Через 15-20 минут фекалии удаляют, а жидкость исследуют под микроскопом.

Метод гельминтоскопии. Этим методом пользуются для обнаружения члеников цестод и для учета эффективности дегельминтизации. Фекалии разбавляют водой в 5-10 раз в любом сосуде. Тщательно размешивают и оставляют стоять до прекращения движения крупных частиц. Затем помутневшую воду сливают, а к осадку приливают чистую и тщательно взбалтывают. И так повторяют до тех пор, пока вода над осадком станет прозрачной. Чистый осадок просматривают порциями на темных и белых кюветах вначале невооруженным глазом, а затем под лупой, помещая осадок в чашки Петри.

Посмертная диагностика. Наилучшим способом посмертной диагностики гельминтозов является метод полных и неполных гельминтологических вскрытий. Сущность его заключается в изолированном и тщательном исследовании каждого органа и каждой ткани. Сняв кожу, осматривают подкожную клетчатку, потом вскрывают грудную и брюшную полости, извлекают органы, размещают их в соответствующую посуду, а полости тщательно осматривают. Собирают для исследования всю кровь, вынимают мозг, вылущивают глаза и т. д. Внутренние органы осматривают с поверхности, и если они имеют просветы, вскрывают их. Макроскопически исследуют серозную и слизистые оболочки, со слизистой оболочки делают соскоб тупой стороной ножа и исследуют его и содержимое органа методом гельминтоскопии. Паренхиматозные органы вскрывают по ходам, делают соскоб со слизистых оболочек и исследуют его компрессорным способом, а органы заливают водой и разминают пальцами на мелкие кусочки. Измельченные органы оставляют в воде на 3-% часа, после чего исследуют по методу гельминтоскопии, просматривая осадок макроскопически на кюветах и под лупой. Все остальные органы исследуют или методом гельминтоскопии или компрессорно.

Неполные гельминтологические вскрытия сводятся к макроскопическому обследованию отдельных органов.


Консервирование паразитических червей.
Собранных Паразитических червей сохраняют в консервирующих жидкостях Трематод, цестод и акантоцефалов помещают этиловый спирт, нематод в жидкость Барбагалло (3%-ный раствор формалина на физиологическом растворе). Внутри посуды (лучше плоскодонные пробирки, банки), где хранятся гельминты, помещают этикетку, на сторонах которой помечают простым карандашом):

1) вид животного, название органа, где найдены, и их количество;

2) место и дату вскрытия, фамили собравшего материал.

Для определения видовой принадлежности гельминтов иН просветляют: цестод, трематод, акантоцефалов - в 50%-ном глицерине; нематод - в молочной кислоте. При этом толстых, плотных гельминтов предварительно выдерживают под прессом. При необходимости проводится специальное окрашивание цестод, трематод и акантоцефалов.

Аннотация научной статьи по ветеринарным наукам, автор научной работы — Ершова И.Б., Осычнюк Л.М., Мочалова А.А.

В статье изложены методы диагностики гельминтных инвазий: микроскопические, иммуноферментный анализ, серологические, полимеразной цепной реакции, биорезонансная диагностика , гемосканирование, а также инструментальные (ультразвуковое и рентгенологическое исследование, компьютерная томография) и лабораторные, имеющие косвенное значение (клинический анализ крови, анализ крови на печеночные пробы, анализ кала на дисбактериоз). Описаны достоинства методов, их недостатки, достоверность полученных данных. Предложены анкеты-опросники для пациентов для выявления риска инфицирования гельминтами.

Похожие темы научных работ по ветеринарным наукам , автор научной работы — Ершова И.Б., Осычнюк Л.М., Мочалова А.А.

Methods of Helminthiasis Diagnosis at the Present Stage

The article describes the methods of diagnosis of helminth infestations: microscopic, immunoenzyme analysis, serology, polymerase chain reaction, bioresonance diagnostics, haemoscanning, as well as instrumental methods (ultrasound and X-ray examination, computed tomography) and laboratory analysis of indirect value (complete blood count, liver function tests, fecal dysbiosis). Advantages of methods, as well as disadvantages, the reliability of the findings are described. Questionnaire for patients are offered to determine the risk of helminth infestation.

На допомогу практикуючому лiкарю

To Help Practitioner

МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ ГЕЛЬМИНТОЗОВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Резюме. В статье изложены методы диагностики гельминтных инвазий: микроскопические, иммуно-ферментный анализ, серологические, полимеразной цепной реакции, биорезонансная диагностика, гемосканирование, а также инструментальные (ультразвуковое и рентгенологическое исследование, компьютерная томография) и лабораторные, имеющие косвенное значение (клинический анализ крови, анализ крови на печеночные пробы, анализ кала на дисбактериоз). Описаны достоинства методов, их недостатки, достоверность полученных данных. Предложены анкеты-опросники для пациентов для выявления риска инфицирования гельминтами. Ключевые слова: гельминтозы, диагностика.

По данным Всемирной организации здравоохранения, основными паразитарными инфекциями на Земле инфицировано почти 4,5 млн человек. Но это только диагностированные случаи, реальная заболеваемость намного выше. Гельминтозы на сегодняшний день остаются наиболее распространенными паразитарными болезнями человека и имеют большое значение, особенно у детей [2, 3, 8, 10].

Чаще гельминтозы встречаются в детском возрасте. Этому способствуют: широкая распространенность репродуктивного материала паразитов (цисты, яйца, личинки) в окружающей среде и недостаточное развитие у детей гигиенических навыков; наличие периодов транзиторного ослабления иммунитета после перенесенных острых респираторных заболеваний; пребывание в оздоровительных лагерях, туристические поездки и др. [3]. Пики выявленных гельминтозов у детей отмечаются в следующие возрастные периоды — 2—3 года, 4—7 лет, 10—14 лет. Среди всех гельминтных инвазий преобладают аскаридоз, энтеробиоз, лямблиоз, трихинеллез, реже — описторхоз, трихоцефалез, стронгилоидоз, тениа-ринхоз, тениоз, гименолепидоз, дифиллоботриоз, токсокароз. В последнее время среди гельминтозов большое место занимают так называемые микст-инвазии, диагностика которых особенно трудна [1, 2].

Гельминты оказывают отрицательное воздействие на организм человека. Они приводят к аллер-гизации, развитию полигиповитаминоза, макро- и микроэлементозов, нарушению кроветворения и проницаемости сосудов, гормональному дисбалансу. Гельминтозы способствуют формированию хрони-

ческих заболеваний (холецистит, желчнокаменная болезнь, панкреатит, колит, сахарный диабет, бронхиальная астма, атопический дерматит), психоэмоциональных нарушений (хроническая усталость, раздражительность, тревожность, гиперактивность у детей), анемии и др. При длительной гельминтной инвазии может развиваться вторичный иммунодефицит [3, 4, 8].

Настороженность врачей в отношении гельмин-тозов у населения в настоящее время недостаточная, а профилактика сводится к лечению выявленных ин-вазированных пациентов.

В настоящее время нет простого, доступного и надежного метода диагностики гельминтозов. Разработанные методики прямого визуального обнаружения (микроскопические исследования) требуют минимальной экспозиции диагностического ма-

Непосредственное выявление паразита не всегда возможно ввиду его тканевой локализации (трихинеллез, эхинококкоз, токсокароз).

Иммунологическое исследование крови позволяет определить наличие антигенов и антител к гельминтам, достоверность зависит от количества и жизненного цикла гельминтов в организме. Имму-ноферментный анализ обладает высокой чувствительностью и специфичностью, которая составляет 90 %, дает возможность определения вида гельминтов, их количества, прослеживания динамики развития процесса, на который указывает уровень антител. Недостаток метода — можно обнаружить ограниченный круг паразитов — лямблии, опистор-хи, трихинеллы, аскариды, токсокары, токсоплазмы. Достоверность метода — 60—80 %, меньше — у лиц с иммунодефицитами [3, 8, 11].

При серологическом исследовании определяют наличие антител к гельминтам (достоверность — около 60 %): при подозрении на эхинококкоз, цисти-церкоз, трихинеллез, токсокароз широко используют реакции непрямой гемагглютинации, агглютинации латекса, связывания комплемента, иммунофлюорес-ценции [8, 11].

Не во всех случаях методы определения специфических антител обладают достаточной специфичностью и достоверностью. Антигенный состав гельминта зависит не только от вида, но и от стадии; проходя сложный цикл развития от яйца до взрослой особи, гельминты меняют антигенный состав. Кроме того, в иммунодиагностических реакциях используются соматические антитела, а в организме хозяина

антитела вырабатываются в основном на экскреты и секреты гельминта. Неспецифическая сенсибилизация организма, общность некоторых антигенов трематод, простейших и человека создают высокий удельный вес ложноположительных реакций в титрах ниже достоверно диагностических [8, 10].

Метод определения гельминтов с помощью по-лимеразной цепной реакции является высокоспецифичным и высокочувствительным, но из-за дороговизны и сложности не может быть скрининговым, когда, например, нужно обследовать группу детей из детского учреждения [7].

Иммунная система не всегда реагирует (распознает и уничтожает) на наличие гельминтов в организме. Это объясняется тем, что некоторые гельминты имеют прочную и химически устойчивую капсулу или покрыты веществом, которое не распознается иммунной системой; локализуются в тканях, наиболее защищенных от воспалительных реакций, например в спинном мозге; многие виды из них в пищеварительном тракте выделяют антиэнзимы, что спасает их от гибели; имеют большую продолжительность жизни (годами, а иногда до смерти самого человека); питаются за счет гликолиза чистых углеводов; имеют такие приспособления, как присоски, крючки и др., что способствует фиксации внутри организма; у многих видов существует половое размножение, при котором происходит обмен генной информацией, что приводит к усилению гетерогенной популяции, уменьшению уязвимости; обладают высоким уровнем плодовитости.

При ультразвуковом, рентгенологическом исследовании органов брюшной полости, компьютерной томографии можно выявить косвенные признаки гельминтозов: гепатоспленомегалию, неравномерность паренхимы печени и селезенки за счет мелких гиперэхогенных сигналов, увеличенные лимфатические узлы в воротах селезенки и сами гельминты (эхинококки, клубки кишечных гельминтов и т.д.).

Биорезонансная диагностика — современная энергоинформационная методика обследования, основанная на регистрации специальными датчиками электромагнитных колебаний с уникальным специфическим частотным спектром, которые способен испускать каждый гельминт. Биорезонансная диагностика позволяет обнаружить наличие паразитов на разных стадиях развития, указать их локализацию, определить степень повреждения органов. Характеризует состояние организма и улавливает предболезненные состояния, которые можно корректировать и не допустить болезни. Данный метод считается самым надежным, достоверность составляет 75-95 % [5, 9].

Гемосканирование — качественное исследование крови с помощью мощного темнопольного микроскопа, можно увидеть состояние клеток крови (форму, размер, активность, цвет и т.д.), наличие неспецифических элементов и веществ — все это напрямую или опосредованно говорит о наличии в

организме гельминтов. Изображение выводится на экран монитора с помощью встроенной видеокамеры в микроскопе. Этот метод диагностики обладает высокой достоверностью [8].

Косвенными лабораторными признаками гельминтозов могут быть анемия, базофилия, эозинофи-лия, увеличение уровня аспартатаминотрансферазы. Так, при токсокарозе выявляется лейкемоидная реакция эозинофилов (более 20 %) на фоне стойкого аллергического синдрома (атопический дерматит с выраженным зудом и резистентностью к традиционной терапии, тяжелая бронхиальная астма). Угнетение нормальной кишечной палочки в анализе кала на дисбактериоз также может говорить о возможном гельминтозе.

С учетом распространенности гельминтозов мы предлагаем анкету для определения риска инфицирования гельминтами.

— Купаетесь в пресноводных водоемах.

— Не моете руки перед едой с мылом в горячей воде.

— Употребляете воду из непроверенных источников.

— Употребляете в пищу домашнее сало с прожилками мяса.

— Употребляете в пищу малосольную рыбу.

— Употребляете в пищу слабопрожаренное мясо (с кровью).

— Употребляете в пищу малосольную икру незаводского приготовления.

— Не моете куриные яйца с мылом.

— Не моете бананы, апельсины, мандарины перед употреблением.

— Удобряете огород навозом.

— Употребляете овощи прямо с грядки.

— Употребляете фрукты и ягоды прямо с грядки.

— Употребляете упавшие фрукты.

— Не обдаете всю зелень кипятком для приготовления салатов.

— Храните морковь в песке, взятом в дворе.

— Ходите босыми ногами по траве.

— У членов семьи были глистные инвазии.

— В семье имеется собака или кошка.

Поскольку клинические проявления гельминто-зов не всегда специфичны, а в начальних стадиях — неспецифичны, мы предлагаем анкету для пациентов для самодиагностики гельминтозов.

— Бывает зуд в области ануса по утрам.

— Тошнота по утрам при чистке зубов.

— Шелушение пальцев рук или ног со слущи-ванием пластов кожи.

— Аллергическая сыпь на коже, кожный зуд.

— Шелушение и отечность в области век.

— Повышенная утомляемость, вялость, сонливость.

— Повышенное чувство голода.

— Чувство дискомфорта в животе.

— Снижение массы тела.

— Наличие нескольких хронических заболеваний органов желудочно-кишечного тракта, суставов, бронхолегочной системы.

— Плохое самочувствие, отсутствие официального диагноза, длительное неэффективное лечение.

— Периодический подъем температуры, сопровождающийся мышечными и суставными болями.

1. На современном этапе нет лабораторных методов исследования на гельминтозы, которые обладают 100% надежностью.

2. Наибольшей достоверностью в диагностике гельминтозов обладают полимеразная цепная реакция и биорезонансная диагностика.

3. Для диагностики гельминтозов рекомендуется использовать комплекс лабораторно-инструмен-тальных методов.

1. Авдюхина Т.И. Энтеробиоз. Клиника, диагностика, лечение, эпидемиология, профилактика: Учеб. пособие для врачей / Т.И. Авдюхина, Т.Н. Константинова. — М., 2003. — 56 с.

2. Бодня Е.И. Проблема паразитарных болезней в современных условиях / Е.И. Бодня // Сучаснi тфекцй'. — 2009. — № 1. — С. 4-11.

3. Гельминтозы в клинической педиатрии: вопросы диагностики, терапии, профилактики / С.П. Кривопустов, Е.Н. Щербинская, И.А. Логинова [и др.] // Здоровье ребенка. — 2011. — № 4(31). — С. 71-75.

4. Гельминтозы в Украине: современное состояние проблемы // Новости медицины и фармации. — 2012. — № 10(416). — С. 4.

5. Готовский Ю.В. Резонансно-частотная диагностика и терапия грибков, вирусов, бактерий, простейших и гельминтов: Методические рекомендации / Готовский Ю.В., Косарева Л.Б., Фролова Л.А. — М.: ИМЕДИС, 2000.

6. Дегельминтизация детей школьного возраста: Справочник для руководителей программ по борьбе с гель-минтозами / Всемирная организация здравоохранения, 2011. — 76 с.

7. Особенности терапии при паразитарных инвазиях у детей / Л.И. Васечкина, Т.К. Тюрина, Л.П. Пелепец, А.В. Акинфиев//Лечащий врач. — 2013. — № 10. — С. 62-66.

8. Крамарев С.А. Гельминтозы у детей и подростков / С.А. Крамарев, И.Б. Ершова, Г.Г. Бондаренко. — Киев; Луганск, 2006. — 128 с.

9. Махонькина Л.Б. Резонансный тест, возможности диагностики и терапии / Л.Б. Махонькина, И.М. Сазонов. — М.: Изд-во РУДН, 2000. — 737с.

10. Паразитарные инвазии в практике врача-педиатра / И.Б. Ершова, А.А. Мочалова, С.Н. Черкасова, Е.В. Чернова // Здоровье ребенка. — 2007. — № 2(5). — С. 137-140.

11. Bell R.G. IgE, allergiea and helmanth parasites: a new perspective on an old conundrum // Immunol. Cell. Boil. — 2003. — Vol. 74.

МЕТОДИ AiArnOC^^ ^bMiHT03iB НА СУЧАСНОМУ ETAni

Резюме. У статга викладеш методи дiагностики гельмштних швазш: мжроскошчш, iмуноферментний андаз, серолопчт, полшеразно! ланцюгово! реакцп, бюрезонансна дiаraости-ка, гемосканування, а також шструментальш (ультразвукове i рентгенологiчне дослщження, комп'ютерна томографiя) i лабо-раторнi, що мають непряме значення (клiнiчний анатз кровi, аналiз кровi на печiнковi проби, аналiз кала на дисбактерюз). Описанi переваги метод1в, ix недолжи, вiрогiIднiсть отриманих даних. Запропонованi анкети-опитувальники для пацieнтiв для виявлення ризику шфжування гельмiнтами.

Ключовi слова: гельмштози, дiагностика.

METHODS OF HELMINTHIASIS DIAGNOSIS AT THE PRESENT STAGE

Summary. The article describes the methods of diagnosis of helminth infestations: microscopic, immunoenzyme analysis, serology, polymerase chain reaction, bioresonance diagnostics, haemoscan-ning, as well as instrumental methods (ultrasound and X-ray examination, computed tomography) and laboratory analysis of indirect value (complete blood count, liver function tests, fecal dysbiosis). Advantages of methods, as well as disadvantages, the reliability of the findings are described. Questionnaire for patients are offered to determine the risk of helminth infestation.


Министерство здравоохранения Республики Саха (Якутия)

Протокол №______ от ________ 2015 г Зам. директора по УР

Председатель ЦПК ОПД

лабораторно – практического занятия по дисциплине:

Вид занятия: ЛПЗ

Продолжительность занятия: 45 минут

Образовательная цель: Формирование, углубление и закрепление знаний студентов, полученных на теоретических и лабораторно – практических занятиях, овладение практическими навыками решения ситуационных задач, проведения профилактики гельминтозов

Классификацию и морфологию плоских и круглых червей. Циклы развития и пути проникновения гельминтов класса трематоды, цестоды и нематоды для лабораторной диагностики паразитарных заболеваний. Региональные эпидемиологические особенности гельминтозов в Якутии.

Выявлять характерные особенности строения и жизненного цикла гельминтов класса трематоды, цестоды и нематоды. На основании знаний о строении и жизненных циклов уметь обосновывать методы диагностики и профилактические мероприятия при гельминтозах. Использовать полученные знания для участия и организации профилактических мероприятий при гельминтозах.

После изучения темы студент должен овладеть общими компетенциями:

ОК 1, ОК4, ОК6, ОК8

Овладеть профессиональными компетенциями:

ПК 2.1, ПК 2.2, ПК 2.3

Методическая цель: Активизация познавательной деятельности студентов с применением метода наглядно-иллюстративного и использования современных информационных технологий в процессе обучения.

Воспитательная цель: Воспитание профессиональных качеств личности – ответственности, самостоятельности, любви к профессии.

Гигиена - Санитарно-гигиеническое исследование объектов.

СД - Инфекционный контроль. Инфекционная безопасность. Профилактика паразитарных заболеваний. Дезинфекция и стерилизация.

Фармакология - Противоглистные препараты.

Анатомия – органы пищеварения

Пат анатомия – Эхинококкоз печени.

Инфекционные болезни – Глистные инвазии

1.Учебно – методическая документация:

- календарно – тематический план

- раздаточный материал, ситуационные задачи, тесты

- компьютер, м/медиа проектор, слайды.

1. Прозоркина НВ, Рубашкина ЛА. Основы микробиологии, вирусологии и иммунологии. Ростов-на-Дону. Феникс. 2002.

2. Генис ДЕ. Медицинская паразитология. М. Медицина. 1991.

3. Свищева ТЯ. Атлас клеток крови паразитов и человека. М. 2003.

4. Акбаев МШ, Водянов АА, Косминков НЕ. Паразитология и инвазионные болезни животных. М. Колос. 2002.

    Акимушкин ИИ. Мир животных: Беспозвоночные. Мысль. 1998. Карузина ИП. Учебник биологии. Для медучилищ. Медицина. 1972. Ярыгин ВН, Волков ИН, Васильева ВИ. Биология. Для медучилищ. Медицина. 1987. Основы микробиологии, физиологии питания и санитарии для общепита. Учебное пособие. Феникс. 2000. С. 135 – 143. Популярная медицинская энциклопедия. Гл. ред. ВИ Покровский. М. Советская энциклопедия. 1999. Козловская ЛВ, Мартынова МА. Учебное пособие по клиническим лабораторным методам исследования. М. медицина. 1975. Ющук НД, Венгеров ЮЯ. Инфекционные болезни. М. Медицина. 2003. Овнатанян КТ. Хирургические осложнения аскаридоза. Руководство по эпидемиологии инфекционных болезней. Том 1. Под ред. Акад. Покровского ВИ. М. медицина. 1993. Дранкин . М.: Медицина, 2001.

1. Организационная часть.

2. Целевая установка и мотивационная характеристика

3. Актуализация и закрепление базовых знаний фронтальный опрос

4. Основная часть:

    Обнаружение гельминтов при микроскопировании, их характеристика
    Решение ситуационных задач
    Тестовый контроль Домашнее задание

6. Подведение итогов

7.Задание на дом.

ООД (основы ориентировочной деятельности)

2.Создание условий для учебной деятельности

2.Отметка отсутствующих в журнале.

3.Наличие белых халатов и колпаков.

3.Готовят конспекты и ручки.

2.Целевая установка, мотивация учебной деятельности

1.Актуализация данной темы:

3.активизация познаватель-ной и мыслительной деятельности студентов

1.Сообщает тему, цель занятия, план, 2.Раскрывает актуальность данной темы

Записывают тему, цели занятия.

Внимательно слушают преподавателя, настраиваются на урок и активное сотрудничество с преподавателем

3. Актуализация и закрепление базовых знаний

Фронтальный опрос (приложение 1)

Выявление и закрепление ранее полученных студентами знаний, умений и навыков самостоятельного поиска необходимой информации для решения заданий

Преподаватель задает вопросы, студенты дают ответы

1.Студенты внимательно слушают,

2.обсуждают свои ответы в малых группах, дополняют друг друга.

3.Принимают активное участие в диалоге с преподавателем

4. Основная часть:

    Обнаружение гельминтов при микроскопировании и их характеристика
    Решение ситуационных задач (приложение 2)
    Тестовый контроль

Установить взаимосвязь теории с практикой при решении задач, выполнения теста, проведения профилактической работы

Раздает методическое приложение к уроку, объясняет этапы выполнения задания. Оценивает правильные ответы

1.Студенты конспектируют, выполняют задания по этапам, используя раздаточный материал, таблицы,

2.Принимают активное участие в диалоге с преподавателем

5 . Рефлексия, подведение итогов

Анализ и оценка успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы.

Задает вопросы студентам.

Отвечают на вопросы

Оценка знаний, умений, навыков

Отмечает индивидуальные результаты студентов

Проводят самооценку своей деятельности на уроке

7 . Задание на дом

Способствовать развитию выполнения СРС.

Записывают в тетрадь домашнее задание и инстукцию по её выполнению.

1.Расскажите какие организмы называются паразитами?

2.Как называют организм, в котором обитает паразит?

3.Где обитает взрослая половозрелая стадия паразита?

4.Где паразитирует личиночная стадия?

5.Назовите гельминта, который имеет дополнительного хозяина.

6.Назовите представителей биогельминтов.

7.Приведите примеры геогельминтов.

8.Расскажите об опасности энтеробиоза

9.Назовите места обитания гельминтов в организме человека.

10.Перечислите пути заражения гельминтами

11.Перечислите нарушения в организме человека при гельминтозах.

1. Во время санитарно-эпидемиологического контроля говядины на рынке в мясе обнаружены пузырьки величиной с горошину в количестве 8-10 штук на 1 дм 2.

Каков диагноз? Каковы действия санитарного врача? Рекомендации по использованию мяса.

Ответ – Тениаринхоз – бычий цепень. Финны в говядине. Ветеринарное исследование мяса, и его уничтожение.

2. К невропатологу обратился больной с жалобами на сильные головные боли, судороги и эпилептические припадки, продолжительностью в течение года.

На рентгенограмме выявлены округлые, диаметром 1 см, многочисленные образования в головном мозге. При выяснении анамнеза оказалось, что 2 года назад отец больного лечился от тениоза. Каков предполагаемый диагноз?

Ответ - Цистицеркоз мозга. Цистицерки ( финны) свиного цепня.

3. У больного отмечается наряду с нарушением пищеварения тяжелая форма анемии. Лабораторные исследования показали наличие в фекалиях больного крупных яиц округлой формы, размером 70х 45 мкм с крышечкой на одном из полюсов. При опросе больного выяснилось, что незадолго до болезни он употреблял в пищу свежезамороженную рыбу ( строганину). Каков предположительный диагноз?

Ответ - Дифиллоботриоз – широкий лентец.

4. В больницу поступил пациент с жалобами на желтуху, слабость, тошноту и изредка возникающую рвоту. При обследовании выявлено округлое образование в печени диаметром 7 см. пациент по профессии пастух. Пасти стадо овец ему помогают несколько собак. Какие необходимо провести исследования? Ваши предположительный диагноз и тактика?

Ответ – Эхинококкоз печени. Сыворотка крови – серологическое исследование, пункционный и секционный материал – осмотр элементов паразита. Аллергическая проба.

5. К педиатру обратились родители ребенка 3 лет. За последний месяц ребенок похудел и стал более нервозным. Он жалуется на периодические боли в животе и слабость. При обследовании фекалий больного обнаружены яйца цестоды. Ваш предположительный диагноз? Какие гигиенические мероприятия необходимо провести в детском саду, который посещал больной ребенок?

Ответ - Карликовый цепень - гименолепидоз. Лечебно-профилактические мероприятия в детском саду и в семье. Личная гигиена детей, тщательная уборка дезинфицирующими веществами, кипятком. Отстранение от работы работников столовой детского сада.

6. В мазке, сделанном путем соскоба с перианальных складок ребенка, обнаружены бесцветные яйца размером 50х 30 мкм, одна сторона уплощена, другая – выпуклая. Каким видом нематод заражен ребенок?

Какие рекомендации следует дать родителям по профилактике?

Ответ - Энтеробиоз. Острицы. Санитарно-гигиенические мероприятия в семье.

7.Человек съел непрожаренную свинину, через 15 дней почувствовал мышечные боли. Появились отек век и высокая температура тела до 40 0 С. Какие исследования необходимо провести?

Ответ - Трихинеллез. Биопсия мышц на наличие личинок трихинеллы. Исследование крови – повышенная эозинофилия, серологические реакции сыворотки крови.

Выберите один правильный ответ:

а)токсокара б) трихинелла в) острица г)власоглав

2.Они живут в просвете кишечника, не прикрепляясь к его стенке:

а)острица б) аскарида в) свиной цепень

3.Власоглав вызывает заболевание:

а)тениаринхоз б)цистицеркоз в)трихоцефалез

4.Их яйца лимоновидные с двумя пробочками на полюсах:

а) власоглава б)острицы в)анкилостомы

5.Почему при проведении анализа на стронгилоидоз и анкилостомидоз необходимы особые меры предосторожности?

а)способность их личинок проникать через кожу б)возможность заражения исследователя через дыхательные пути

6.Их личинки, в основном оседают в поперечно-полосатых мышцах, в них сворачиваются спиралью и окружаются специальной капсулой:

а)ришты б) токсокары в)филярии г)трихинеллы

7.Трихинелла, токсокара, власоглав, острица относятся к гельминтам:

а)Кл. Цестоды б) Кл. нематоды в) Кл. трематоды

8.Они питаются кровью, выделяя вещества замедляющие свертывание крови, развиваются симптомы кишечного кровотечения (темный стул):

а)анкилостомы б) аскариды в)острицы

9.Опасны ли для человека свободноживущие личинки стронгилоидеса:

10.Живородящая нематода, длиной 1м и более:

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции