Лабораторная работа ленточный червь биология 7 класс
Разделы: Биология
Класс: 7
Цели урока: сформировать у учащихся представление о паразитических плоских червях, особенностях их строения, приспособлениях к паразитизму, мерах борьбы с ними.
- Образовательная: выявить особенности строения и жизнедеятельности червей-паразитов классов Сосальщики и Ленточные черви, выявить отличия в строении и жизнедеятельности свободноживущих и паразитических плоских червей.
- Развивающая: развитие умений и навыков работы с таблицами, текстом, сравнивать, делать выводы.
- Воспитательная: познакомить учащихся с основными группами червей-паразитов, способами заражения червями и мерами защиты от их заражения.
- Повторение пройденного материала. Тест.
- Изучение нового материала:
- основные признаки плоских червей-паразитов;
- печеночный сосальщик – типичный представитель класса Сосальщики, особенности размножения и развития печеночного сосальщика;
- ленточные черви; черты организации и жизнедеятельности на примере бычьего цепня;
- приспособления к паразитизму;
- вред, наносимый плоскими червями-паразитами здоровью человека, и меры профилактики.
- Закрепление. Сравнение свободноживущих и паразитических плоских червей.
- Подведение итогов урока.
- Домашнее задание.
1) Назовите номера названий органов и их частей, соответствующих определенной системе организма плоских червей.
Пищеварительная система: _______ 3, 5, 8 _______
Выделительная система: _______1, 4 _______
Нервная система: _______6, 9, 10 _______
Половая система: _______2, 7 _______
- Разветвленные канальцы.
- Семенники.
- Ротовое отверстие.
- Звездчатые клетки.
- Глотка.
- Нервные узлы.
- Яичники.
- Кишка.
- Нервные стволы.
- Мозговые ганглии.
2) Прочитайте приведенные ниже признаки, характерные:
А) Для кишечнополостных _______1, 3, 6, 7 _______
Б) Для плоских червей _______2, 4, 5, 1 _______
- Тело состоит из двух слоев клеток.
- Тело состоит из трех слоев клеток.
- Симметрия лучевая.
- Симметрия двусторонняя.
- Имеется кожно-мускульный мешок.
- Нет тканей и органов.
- Непереваренные остатки пищи удаляются через ротовое отверстие.
Б) Тест (письменно).
Выберите верные утверждения:
- Стенка тела плоских червей состоит из двух слоев клеток.
- Плоские черви обладают двусторонней симметрией.
- Среди плоских червей есть паразитические формы.
- Плоские черви имеют органы чувств.
- У плоских червей появляется кровеносная система.
- Плоские черви раздельнополые.
- В пищеварительной системе у плоских червей имеется заднепроходное отверстие.
- Планарии – хищники.
- Плоские черви дышат всей поверхностью тела.
- Полость тела плоских червей заполнена паренхимой.
Правильные суждения: 2, 3, 4, 8, 9, 10.
- Кто такие паразиты? Заглянем в Интернет!
Паразиты (греч. Parasitos – нахлебник, тунеядец) – существа, питающиеся за счет других организмов растительного или животного мира (называемых хозяевами) и временно или постоянно пребывающие на них или в них.
Основная задача любого паразита – незаметно жить в организме человека. Паразитами являются болезнетворные микробы и вирусы, паразитические простейшие, паразитические черви, ракообразные, паразитические паукообразные и насекомые.
Паразиты питаются соками, тканями тела, или пищей в пищеварительном тракте человека.
Строение тела |
Органы и системы органов
2) Печеночный сосальщик – типичный представитель класса Сосальщики, особенности размножения и развития печеночного сосальщика.
(Рассказ ученика о цикле развития печеночного сосальщика.)
Сосальщики – исключительно паразитические плоские черви. Многие из них живут в кишечнике, печени, желчном пузыре позвоночных, прикрепляясь двумя присосками – ротовой и брюшной. У них тело листовидной формы. Они питаются либо содержимым кишечника хозяина, либо его тканями. У этих паразитов есть кишечник. В связи с паразитическим образом жизни, у сосальщиков отсутствуют нервная система и органы чувств. Также они не имеют дыхательную и кровеносную системы. У них хорошо развиты выделительная система, половая система. Они откладывают огромное количество яиц. У
сосальщиков сложный жизненный цикл со сменой хозяев и чередованием поколений. Размеры взрослых червей – 0,3 мм–7,5 см. Сосальщиков более 5000 видов.
Схема развития сосальщика через смену хозяев и чередование поколений
Сосальщики выработали в жизненном цикле не только смену хозяев, но и чередование поколений. Из оплодотворенного яйца выходит свободноплавающая ресничная личинка. Затем в двух разных промежуточных хозяевах следуют два поколения, размножающиеся без оплодотворения партеногенетическое размножение. Затем свободноплавающая личинка проникает в тело окончательного хозяина – позвоночного животного. Там она снова развивается в гермафродитную особь.
3) Ленточные черви. Черты организации и жизнедеятельности на примере бычьего цепня.
(Рассказ ученика о цикле развития бычьего цепня.)
Класс Ленточные черви.
Ленточные черви – паразиты, живущие в половозрелом состоянии в кишечнике позвоночных. Внешне они напоминают ленту. Характерная черта ленточных червей – отсутствие рта и кишечника. Питаются они содержимым кишечника хозяина, поглощая его через покровы. Тело ленточных червей состоит из головки с органами прикрепления (присосками, крючьями, хоботками), шейки с зоной роста и стробилы, обычно состоящей из члеников (проглоттид). В каждом членике развиваются 1, реже 2, гермафродитных половых системы. У ленточных червей отсутствуют нервная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная системы органов, органы чувств. Размеры взрослых червей – от 3 мм до 25–30 м. Известно около 3000 видов ленточных червей.
Жизненный цикл бычьего цепня. Половозрелый бычий цепень паразитирует в кишечнике человека. Его промежуточный хозяин – крупный рогатый скот. Бычий цепень достигает длины 4–10 м. Головка, как у всех цепней, с четырьмя присосками. Стробила состоит более чем из 1000 члеников. Один членик содержит до 175 тысяч яиц.
4) Приспособления к паразитизму.
(Устная работа.) Информация в Интернете!
- Плоская форма тела для удобного расположения в теле хозяина.
- Наличие присосок, шипов, крючьев для укрепления.
- Развитие со сменой хозяев (промежуточный и основной).
- Отсутствие дыхательной системы.
- Отсутствие нервной системы и органов чувств.
- Хорошо развитая половая система, откладывают огромное количество яиц.
- Стойкие антиферментные свойства.
5) Вред, наносимый плоскими червями-паразитами здоровью человека, и меры профилактики.
Работа в Интернете (устная работа).
Наиболее яркие признаки паразитических инфекций.
Запоры. Глисты благодаря своей форме и размерам могут механически закрывать некоторые протоки, просвет кишок. Обильная глистовая инфекция может закрыть общие желчные и кишечные протоки, что приводит к редким и затрудненным испражнениям.
Понос. Ряд паразитов, особенно протозойные, производят гормоноподобные вещества, ведущие к потере натрия и хлоридов, что, в свою очередь, приводит к частым водянистым испражнениям. Таким образом, понос при паразитической инфекции является функцией паразита, а не попыткой организма избавиться от присутствующей в нем инфекции или неправильного питания.
Газы и вздутие. Ряд паразитов проживает в верхней тонкой кишке, где вызванное ими воспаление приводит к вздутию и газам. Проблема может усугубиться при потреблении трудно перевариваемых продуктов типа фасоли или сырых фруктов и овощей.
Гастрокишечный синдром. Паразиты могут раздражать и вызывать воспаление стенок кишечника, что ведет к целому ряду гастрокишечных симптомов и незначительному усвоению жизненно необходимых питательных и особенно жировых веществ. Такое малое усвоение ведет к твердому калу и избытку жира в кале.
Боли в суставах и мышцах. Известно, что паразиты способны перемещаться по организму человека с целью оседания в наиболее удобных для их жизни местах, например в суставной жидкости и мышцах. Когда это происходит, человек испытывает боли, которые часто считают следствием артрита. Боли и воспаления суставов и мышц являются также результатом травмирования тканей, причиненного некоторыми паразитами, либо иммунной реакцией организма на их присутствие.
Аллергия. Паразиты могут раздражать, а иногда даже и пробивать оболочку кишок, что повышает риск проникновения в них крупных не переваренных молекул. Это может активизировать иммунный отклик организма в виде производства повышенных доз эозинофилов – одного из типов защитных клеток организма. Эозинофилы могут способствовать воспалению тканей организма, что приводит к аллергической реакции.
Проблемная кожа. Кишечные паразиты могут вызывать крапивницу, сыпи, экзему и другие кожные реакции аллергического характера. Язвы кожи, опухоли и болячки, папилломы и дерматиты могут быть результатом присутствия простейших микроорганизмов.
Анемия. Некоторые виды кишечных глистов присасываются к слизистой оболочке кишок и высасывают питательные вещества у хозяина. Находясь в большом количестве, они могут вызвать достаточно большую потерю крови, что приводит к недостатку железа (анемии). Анемию вызывает трихомонада и другие микропаразиты, которые питаются клетками крови. Трихомонада может питаться сперматозоидами, что вызывает импотенцию.
Гранулемы. Это опухолеобразные массы, обволакивающие разрушенные яйца паразитов. Чаще всего они образуются на стенках прямой и толстой кишки, но могут образовываться так же и в легких, печени, брюшной полости и матке.
Нервозность. Отходы обмена веществ и токсические вещества паразитов могут раздражать центральную нервную систему.
Нарушение сна. Частые пробуждения среди ночи, особенно между 2 и 3 часами ночи, тоже могут являться результатом попытки организма избавиться от токсических веществ через печень. Нарушения сна могут быть спровоцированы также ночным выходом некоторых паразитов через задний проход, что приводит к неприятным ощущениям и зуду. Одна из причин геморроя – развитие паразитов (остриц) под слизистой оболочкой прямой кишки.
Скрежетание зубами. Бруксизм – ненормальное скрежетание зубами, сжатие зубов и трение ими часто сопровождают паразитические инфекции. Эти симптомы особенно заметны у спящих детей.
Хроническая усталость. Симптомы хронической усталости включают в себя слабость, жалобы на гриппоподобные симптомы, апатию, депрессию, потерю концентрации внимания и плохую память. Эти симптомы могут быть вызваны паразитами, которые создают анемию, интоксикацию, недостаток питательных веществ в организме.
Иммунные нарушения. Паразиты ослабляют иммунную систему, понижая выделение иммуноглобулина А.
- Как уберечь себя от заражения паразитическими червями?
Беседа с учащимися.
III. Закрепление изученного материала.
Выберите верный ответ
1. Взрослый печеночный сосальщик паразитирует в организме:
А) малого прудовика;
Б) крупного и мелкого рогатого скота;
Г) волков и собак.
2. Промежуточными хозяевами называют организмы, в которых:
А) живут взрослые паразиты;
Б) взрослые паразиты размножаются;
В) сохраняются яйца;
Г) развиваются личинки.
3. Окончательными хозяевами паразитов называют организмы, в которых:
А) живут взрослые паразиты;
Б) развиваются личинки;
В) личинки питаются;
Г) живут только самки.
4. Промежуточный хозяин печеночного сосальщика:
А) крупный рогатый скот;
Б) малый прудовик;
В) волк или собака;
5. Личинки бычьего цепня живут:
А) в пресных водоемах;
Б) в теле свиней и овец;
В) в кишечнике и мышцах крупного рогатого скота;
Г) в кишечнике собак и кошек.
6. Паразитические плоские черви откладывают яиц:
А) во много раз больше, чем свободноживущие;
Б) столько же, сколько свободноживущие;
В) намного меньше, чем свободноживущие.
Ответ: 1Б, 2Г, 3А, 4Б, 5В, 6А.
Из перечисленных признаков напишите, какие из них характерны для:
А) Молочно-белой планарии _______2, 4, _______
Б) Печеночного сосальщика _______1, 2, 3, 7 _______
В) Бычьего цепня _______1, 3, 5, 6 _______
- Ведут паразитический образ жизни.
- Листовидная форма тела.
- Имеют присоски, шипы, крючья.
- Свободноживущая форма.
- Тело лентовидное, поделено на членики.
- Паразитирует в кишечнике.
- Паразитирует в печени.
Учебник: с. 116–121, задания 67–71 в рабочей тетради.
Методическая разработка урока будет интересна учителям и учащимся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_ploskie_chervi_-_parazity_2.docx | 30.89 КБ |
prilozhenie_1_k_uroku_ploskie_chervi_-_parazity_2.docx | 1.8 МБ |
prilozhenie_2_k_uroku_ploskie_chervi_-_parazity.docx | 1.64 МБ |
prilozhenie_3_k_uroku_ploskie_chervi_-_parazity.docx | 141.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель биологии Павленко С.А. МБОУ СОШ № 2
Предмет: биология, урок усвоения новых знаний
Тема: Плоские черви – паразиты, 1 урок (45 минут)
Технологии: ИКТ; проблемное обучение
Аннотация: На уроке реализуется принцип деятельностного подхода: создаются условия для самостоятельной познавательной деятельности учащихся - определения темы урока, целеполагания, рефлексии, организуется поиск информации в учебной литературе. Применение ИКТ в виде презентации, лабораторного оборудования позволяет более наглядно представить материал, делает урок насыщенным, содержательным, красочным. На уроке сочетается использование фронтальных, индивидуальных и групповых методов работы.
Практическая реализация: урок был апробирован 12 февраля без применения ИКТ. На уроке присутствовала методист УООР г.Олекминска Стручкова А.Ф. После самостоятельного анализа урок был доработан включением в него мультимедийной презентации для создания полной картины внешнего облика плоских червей, так как рисунки учебника и готовые микропрепараты фрагментов тела плоских червей не отражают таковую.
Тема урока : Плоские черви – паразиты.
Цель : - формирование знаний о строении и жизнедеятельности плоских червей – паразитов на примере сосальщиков и ленточных червей; способах заражения и мерами профилактики заболеваний, вызванных червями – паразитами;
- совершенствование навыков самостоятельной работы с текстом, рисунками, наглядным материалом, микроскопами и готовыми микропрепаратами;
- развитие логического мышления, памяти, умений отбирать главное, коротко излагать, сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы;
- формирование положительного отношения к собственному здоровью.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, мультимедийная презентация, микроскопы, готовые микропрепараты фрагментов тела ленточных червей, рабочие листы; изображения плоских червей – паразитов и фрагментов их тел, стадии жизненных циклов печеночного сосальщика и бычьего цепня на листах формата А4, наборы изображений стадий жизненных циклов печеночного сосальщика и бычьего цепня для индивидуальной работы и работы в парах по числу учащихся.
Технологическая карта урока:
1.Ориентировочно – мотивационный этап
1) организация повторения материала предыдущего урока о строении и жизнедеятельности свободноживущих плоских червей класса Ресничные черви в виде фронтального опроса – теста.
Выбери один правильный ответ.
1.У плоских червей симметрия тела
2.Форма тела у плоских червей
Б) лентовидная или листовидная
3.Снаружи тело свободноживущих плоских червей покрыто
Б) известковой раковиной
В) более плотным слоем цитоплазмы
Продолжи предложение и поясни свой ответ.
4.Планарию по способу питания относят к . . . (хищникам).
5.Белые планарии живут . . . (в пресных водоемах, под когягами, канями, листьями).
Устные ответы с места, обсуждение ответов товарищей.
2) подведение учащихся к формулировке темы урока вопросами: как вы думаете, существуют ли такие плоские черви, которые могут жить в теле других организмов? Каково общее название организмов, живущих за счет ресурсов других организмов?
Высказывают свое мнение, опираясь на имеющиеся знания, полученные на уроках биологии. Приходят к выводу, что существуют плоские черви – паразиты.
2. Операционно – исполнительный этап
1) задание сформулировать тему урока (о чем пойдет речь на уроке?)
Формулируют тему урока: плоские черви – паразиты.
2) задание сформулировать цель урока (что должны узнать о червях – паразитах?)
Формулируют цель урока: изучить строение и образ жизни плоских червей – паразитов; способы заражения и меры профилактики заболеваний, вызванными плоскими червями – паразитами.
3) организация самостоятельной работы с учебником, микроскопами, презентацией ( Презентация ) и рабочими листами ( Приложение 1 ) по изучению нового материала. Задания по изучению материала, изложенные в рабочих листах, постепенно усложняются, что помечено звездочками (одна звездочка – задания репродуктивного характера, две звездочки – задания на перенос знаний в новую ситуацию, три звездочки – творческое задание). Оказание помощи в виде объяснений, пояснений, наводок, встречных вопросов, аналогий при затруднениях учеников.
В середине работы проведение физминутки – упражнений для расслабления мышц глаз, спины, шеи.
Работают в парах или индивидуально (по желанию).
Заполняют рабочие листы, изучают под микроскопом фрагменты тела ленточных червей, смотрят презентацию. Задают вопросы учителю, если имеются затруднения.
Делают упражнения для расслабления мышц глаз, спины и шеи.
4) организация поэтапного закрепления нового материала по заданиям в рабочих листах (устно).
1. Какова форма тела у сосальщиков?
2. Назовите характерные признаки строения тела сосальщиков.
3. Назовите типичного представителя класса Сосальщиков.
4. Какова форма тела у ленточных червей?
5. Назовите приспособления ленточных червей к паразитизму.
6. Назовите типичного представителя ленточных червей.
Отвечают на вопросы учителя по записям в своих рабочих листах:
1. Форма тела у сосальщиков чаще листовидная.
2. Характерными признаками строения тела сосальщиков являются – наличие присосок, шипов, крючьев; высокое развитие половой системы; сложные жизненные циклы; упрощение органов чувств.
3. Типичным представителем класса Сосальщиков является печеночный сосальщик.
4. Форма тела ленточных червей – лентовидная.
5. Ленточные черви имеют следующие приспособления к паразитизму – на головке находятся органы прикрепления: присоски или крючья; отсутствует кишечник, питание происходит путем диффузии; личинки также паразитируют.
6. Типичным представителем ленточных червей является бычий цепень.
Осуществляют самоконтроль, взаимоконтроль.
3. Рефлексивно – оценочный этап
1) организация закрепления изученного материала по узнаванию представителей плоских червей – паразитов, фрагментов их тела ( Приложение 2 ); составлению жизненных циклов паразитов с использованием рисунков ( Приложение 3 ).
Определяют представителей плоских червей – паразитов, называют фрагменты их тел по рисункам; у доски (по желанию) и на рабочем месте составляют правильную последовательность стадий жизненных циклов. Осуществляют самоконтроль, взаимоконтроль.
2) подводит к итогу урока и личностной значимости изучаемого материала.
Озвучивают новые знания, полученные на уроке, объясняют способы профилактики заражения человека и животных плоскими червями – паразитами.
4. Домашнее задание
1) предлагает учащимся определить обязательный минимум закрепления материала дома и дополнительные задания (по желанию).
Определяют обязательный минимум работы дома: прочитать параграф, закончить заполнение рабочих листов (если не успели). Предлагают дополнительные задания: составить вопросы – тесты, нарисовать представителей плоских червей – паразитов, подготовить сообщения о представителях плоских червей – паразитов, составить презентации, кроссворды, ребусы по изученной теме.
Тип урока - комбинированный
Методы: частично-поисковый, проблемного изложения, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный.
Цель: овладение умениями применять биологические знания в практической деятельности, использовать информацию о современных достижениях в области биологии; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами;
Образовательные: формирование познавательной культуры, осваиваемой в процессе учебной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.
Развивающие: развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;
Воспитательные: ориентация в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание; воспитание любви к природе;
Личностные: понимание ответственности за качество приобретенных знаний; понимание ценности адекватной оценки собственных достижений и возможностей;
Познавательные: умение анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы; ориентация на постоянное развитие и саморазвитие; умение работать с различными источниками информации, преобразовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.
Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.
Коммуникативные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, понимание особенностей гендерной социализации в подростковом возрасте, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Технологии: Здоровьесбережения, проблемного, развивающего обучения, групповой деятельности
Виды деятельности (элементы содержания, контроль)
понимать смысл биологических терминов;
описывать особенности строения и основные процессы жизнедеятельности животных разных систематических групп; сравнивать особенности строения простейших и многоклеточных животных;
распознавать органы и системы органов животных разных систематических групп; сравнивать и объяснять причины сходства и различий;
устанавливать взаимосвязь между особенностями строения органов и функциями, которые они выполняют;
приводить примеры животных разных систематических групп;
различать на рисунках, таблицах и натуральных объектах основные систематические группы простейших и многоклеточных животных;
характеризовать направления эволюции животного мира; приводить доказательства эволюции животного мира;
работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую;
составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т. п.), структурировать учебный материал, давать определения понятий;
проводить наблюдения, ставить элементарные эксперименты и объяснять полученные результаты;
сравнивать и классифицировать, самостоятельно выбирая критерии для указанных логических операций;
строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;
создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объектов;
определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность;
организовывать и планировать свою учебную деятельность — определять цель работы, последовательность действий, ставить задачи, прогнозировать результаты работы;
самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач, предвидеть конечные результаты работы, выбирать средства достижения цели;
работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
владеть основами самоконтроля и самооценки для принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебно-познавательной и учебно-практической деятельности;
слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;
интегрироваться и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии и истории развития знаний о природе
Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.
Общая характеристика типа Плоские черви, понятия: орган, система органов, кожномышечный мешок, гермафродит, промежуточный и окончательный хозяин, чередование поколений; систематика типа: класс Ресничные черви, класс Сосальщики, класс Ленточные черви; значение в природе и жизни человека.
Актуализация знаний (концентрация внимания при изучении нового материала)
Выберите правильный на ваш взгляд вариант ответа.
1. К какому типу кишечнополостных относятся гидроидные?
2. С какого периода известны гидроидные?
3. В каких типах водных экосистем встречаются гидроидные?
4. Как сильно варьируются размеры кишечнополостных?
5. Кто такие гидроидные?
6. Из каких слоев клеток состоит гидроидное?
эктодерма и мезодерма
эктодерма и энтодерма
энтодерма и мезодерма
7. Энтодерма,Мезодерма или Эктодерма является внешним слоем тела гидроидных?
8. Что является основой рациона гидроидных?
9. Какой вид гидроидных охраняется красной книгой?
10. Каким образом происходит размножение гидроидных?
половым и бесполым путем
Изучение нового материала (рассказ учителя с элементами беседа)
Тип Плоские черви. КЛАССЫ: РЕСНИЧНЫЕ, СОСАЛЬЩИКИ, ЛЕНТОЧНЫЕ
1.Почему плоские черви получили такое название?
2.Какие плоские черви опасны для человека?
Общая характеристика. В настоящее время к типу плоских червей относится около 25 тыс. видов. В отличие от кишечнополостных они имеют двустороннюю симметрию. Длина тела в пределах от 0,5 мм до 20 м. Тело обычно плоское, состоит из нескольких слоев. Наружный покровный слой у свободноживущих червей имеет реснички (рис. 143). У паразитических червей ресничек нет. Под покровной тканью располагается кожная мускулатура. Мускулатура и покровный слой вместе образуют кожно-мышечный мешок. Внутренней полости тела у плоских червей нет. Внутри кожно-мышечного мешка, заполненного клетками, располагаются внутренние органы, объединенные в системы. У плоских червей развиты пищеварительная, выделительная, нервная и половая системы органов
В организме плоского червя имеются и мужские, и женские органы размножения. Такие животные называются гермафродитами
Плоские черви обитают во всех средах жизни, в том числе паразитируют и в других организмах. Там эти плоские черви прикрепляются к органам специальными присосками, хоботками или крючочками.
У плоских червей, ведущих паразитический образ жизни, развитие протекает последовательно внутри разных животных или растений. Организм, в котором развиваются и находятся некоторое время личинки червей, называется промежуточным хозяином. Организм, в котором живет и размножается взрослый червь, называется окончательным хозяином
К типу плоских червей относятся 9 классов, из которых 6 представлены исключительно паразитическими видами. Рассмотрим некоторые классы плоских червей.
Класс Ресничные черви. Почти все представители этого класса имеют реснички на поверхности тела. Реснички помогают плавать или перемещаться по дну, как у обитающей в пресных водоемах планарии белой. У наземных видов движение обеспечивают реснички, расположенные на брюшной стороне тела. Тело червя обильно выделяет слизь и этим защищено от высыхания. Многие реснич- ные черви — хищники и нападают на более крупную добычу. В то же время есть черви, питающиеся водорослями или ведущие паразитический образ жизни.
Класс Сосальщики. Черви этого класса ведут паразитический образ жизни. В связи с этим у них имеются специальные органы прикрепления — присоски. У сосальщиков, паразитирующих в кишечниках других животных, всасывание питательных веществ происходит через покровы тела, у других функционирует пищеварительная система. Как все паразиты, сосальщики производят большое количество яиц. Имеет место и живорождение. Развитие сосальщиков осуществляется с чередованием поколений (вспомните кишечнополостных): то паразитирование в различных хозяевах, то свободный образ жизни
Класс Ленточные черви. Представители этого класса ведут паразитический образ жизни. Большинство ленточных червей паразитируют в организме позвоночных животных. В процессе эволюции паразитический образ жизни привел к утрате органов пищеварения и к интенсивному развитию половой системы.
На головном конце ленточного червя имеются различные приспособления для прикрепления к телу хозяина (рис. 22). Между головкой и непосредственно телом есть короткая шейка, не разделенная на членики. Тело состоит из члеников, число которых колеблется от 2—5 до десятков тысяч. В каждом из члеников расположены органы нервной, выделительной и половой систем. Развитие ленточных червей протекает со сменой хозяев.
Значение плоских червей в природе достаточно велико. Взрослые черви и их личинки сами служат пищей для других животных, например коловраток, некоторых кольчатых червей, дафний и циклопов, а также личинок и взрослых насекомых, обитающих в воде, мальков рыб.
Паразитические плоские черви вызывают заболевания, а иногда и приводят к гибели своих хозяев. В число многочисленных хозяев, в которых паразитируют плоские черви, входит и человек.
Биология 7 класс. Разнообразие плоских червей: сосальщики и цепни
Ответить на вопросы
1.Перечислите отличия плоских червей от кишечнополостных живи. вотных.
2.Какие особенности строения и образа жизни позволяют разделить тип плоских червей на классы?
3.Почему у ленточных червей отсутствуют органы пищеварения?
4.Дайте общую характеристику типа Плоские черви по плану
Длина и форма тела:
5.Выпишите определения понятий:
Назовите основные особенности строения червей, связанные с паразитическим образом жизни
Биология. Животные. 7 класс учебник для общеобразоват. учреждений/ В. В. Латюшин, В. А. Шапкин. —
Рабочая программа по биологии 7класс к УМК В.В. Латюшина, В.А. Шапкина (М.: Дрофа).
Читайте также: