Лабораторная работа ленточный червь биология 7 класс

Разделы: Биология

Класс: 7

Цели урока: сформировать у учащихся представление о паразитических плоских червях, особенностях их строения, приспособлениях к паразитизму, мерах борьбы с ними.

  1. Образовательная: выявить особенности строения и жизнедеятельности червей-паразитов классов Сосальщики и Ленточные черви, выявить отличия в строении и жизнедеятельности свободноживущих и паразитических плоских червей.
  2. Развивающая: развитие умений и навыков работы с таблицами, текстом, сравнивать, делать выводы.
  3. Воспитательная: познакомить учащихся с основными группами червей-паразитов, способами заражения червями и мерами защиты от их заражения.

  1. Повторение пройденного материала. Тест.
  2. Изучение нового материала:
    • основные признаки плоских червей-паразитов;
    • печеночный сосальщик – типичный представитель класса Сосальщики, особенности размножения и развития печеночного сосальщика;
    • ленточные черви; черты организации и жизнедеятельности на примере бычьего цепня;
    • приспособления к паразитизму;
    • вред, наносимый плоскими червями-паразитами здоровью человека, и меры профилактики.
  3. Закрепление. Сравнение свободноживущих и паразитических плоских червей.
  4. Подведение итогов урока.
  5. Домашнее задание.

1) Назовите номера названий органов и их частей, соответствующих определенной системе организма плоских червей.

Пищеварительная система: _______ 3, 5, 8 _______

Выделительная система: _______1, 4 _______

Нервная система: _______6, 9, 10 _______

Половая система: _______2, 7 _______

  1. Разветвленные канальцы.
  2. Семенники.
  3. Ротовое отверстие.
  4. Звездчатые клетки.
  5. Глотка.
  6. Нервные узлы.
  7. Яичники.
  8. Кишка.
  9. Нервные стволы.
  10. Мозговые ганглии.

2) Прочитайте приведенные ниже признаки, характерные:

А) Для кишечнополостных _______1, 3, 6, 7 _______

Б) Для плоских червей _______2, 4, 5, 1 _______

  1. Тело состоит из двух слоев клеток.
  2. Тело состоит из трех слоев клеток.
  3. Симметрия лучевая.
  4. Симметрия двусторонняя.
  5. Имеется кожно-мускульный мешок.
  6. Нет тканей и органов.
  7. Непереваренные остатки пищи удаляются через ротовое отверстие.

Б) Тест (письменно).

Выберите верные утверждения:

  1. Стенка тела плоских червей состоит из двух слоев клеток.
  2. Плоские черви обладают двусторонней симметрией.
  3. Среди плоских червей есть паразитические формы.
  4. Плоские черви имеют органы чувств.
  5. У плоских червей появляется кровеносная система.
  6. Плоские черви раздельнополые.
  7. В пищеварительной системе у плоских червей имеется заднепроходное отверстие.
  8. Планарии – хищники.
  9. Плоские черви дышат всей поверхностью тела.
  10. Полость тела плоских червей заполнена паренхимой.

Правильные суждения: 2, 3, 4, 8, 9, 10.

- Кто такие паразиты? Заглянем в Интернет!

Паразиты (греч. Parasitos – нахлебник, тунеядец) – существа, питающиеся за счет других организмов растительного или животного мира (называемых хозяевами) и временно или постоянно пребывающие на них или в них.

Основная задача любого паразита – незаметно жить в организме человека. Паразитами являются болезнетворные микробы и вирусы, паразитические простейшие, паразитические черви, ракообразные, паразитические паукообразные и насекомые.

Паразиты питаются соками, тканями тела, или пищей в пищеварительном тракте человека.

Строение тела

Органы и системы органов Класс Ресничные Класс Сосальщики Класс Ленточные черви Среда обитания. Свободноживущие. Паразитируют в желчных протоках печени и желчном пузыре. Паразитируют в кишечнике человека и животных. Строение тела. Тело плоское, листовидное, 50–70 см. Представляет собой кожно-мускульный мешок, промежутки между органами заполнены паренхимой. Выделяются передний и задний концы. На переднем имеются щупальцевидные выросты. Тело плоское, листовидное, 3–5 см. Имеются присоски, крючья, шипы. Тело лентовидное, от 1 мм до 10–30 м, членистое. Имеется головка с присосками, шейка, членики. Нервная система. Представлена нервными узлами, мозговыми ганглиями, нервными стволами. Отсутствует. Отсутствует. Органы чувств. Кожные реснички, щупальцевидные выросты, светочувствительные глазки. Отсутствует. Отсутствует. Пищеварительная система. Ротовое отверстие – глотка-кишка. Остатки удаляются через ротовое отверстие. Есть кишка. Отсутствует. Выделительная система. Разветвленные канальцы, заканчивающиеся в паренхиме звездчатыми клетками. Хорошо развита. Хорошо развита. Дыхательная система. Дышат всей поверхностью тела. Отсутствует. Отсутствует. Кровеносная система. Отсутствует. Отсутствует. Отсутствует. Половая система. Гермафродиты. Половые железы: семенники и яичники. Гермафродиты. Половые железы: семенники и яичники. Гермафродиты. Половые железы: семенники и яичники. Образуется огромное количество яиц.

2) Печеночный сосальщик – типичный представитель класса Сосальщики, особенности размножения и развития печеночного сосальщика.

(Рассказ ученика о цикле развития печеночного сосальщика.)

Сосальщики – исключительно паразитические плоские черви. Многие из них живут в кишечнике, печени, желчном пузыре позвоночных, прикрепляясь двумя присосками – ротовой и брюшной. У них тело листовидной формы. Они питаются либо содержимым кишечника хозяина, либо его тканями. У этих паразитов есть кишечник. В связи с паразитическим образом жизни, у сосальщиков отсутствуют нервная система и органы чувств. Также они не имеют дыхательную и кровеносную системы. У них хорошо развиты выделительная система, половая система. Они откладывают огромное количество яиц. У

сосальщиков сложный жизненный цикл со сменой хозяев и чередованием поколений. Размеры взрослых червей – 0,3 мм–7,5 см. Сосальщиков более 5000 видов.

Схема развития сосальщика через смену хозяев и чередование поколений

Сосальщики выработали в жизненном цикле не только смену хозяев, но и чередование поколений. Из оплодотворенного яйца выходит свободноплавающая ресничная личинка. Затем в двух разных промежуточных хозяевах следуют два поколения, размножающиеся без оплодотворения партеногенетическое размножение. Затем свободноплавающая личинка проникает в тело окончательного хозяина – позвоночного животного. Там она снова развивается в гермафродитную особь.

3) Ленточные черви. Черты организации и жизнедеятельности на примере бычьего цепня.

(Рассказ ученика о цикле развития бычьего цепня.)

Класс Ленточные черви.

Ленточные черви – паразиты, живущие в половозрелом состоянии в кишечнике позвоночных. Внешне они напоминают ленту. Характерная черта ленточных червей – отсутствие рта и кишечника. Питаются они содержимым кишечника хозяина, поглощая его через покровы. Тело ленточных червей состоит из головки с органами прикрепления (присосками, крючьями, хоботками), шейки с зоной роста и стробилы, обычно состоящей из члеников (проглоттид). В каждом членике развиваются 1, реже 2, гермафродитных половых системы. У ленточных червей отсутствуют нервная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная системы органов, органы чувств. Размеры взрослых червей – от 3 мм до 25–30 м. Известно около 3000 видов ленточных червей.

Жизненный цикл бычьего цепня. Половозрелый бычий цепень паразитирует в кишечнике человека. Его промежуточный хозяин – крупный рогатый скот. Бычий цепень достигает длины 4–10 м. Головка, как у всех цепней, с четырьмя присосками. Стробила состоит более чем из 1000 члеников. Один членик содержит до 175 тысяч яиц.

4) Приспособления к паразитизму.

(Устная работа.) Информация в Интернете!

  1. Плоская форма тела для удобного расположения в теле хозяина.
  2. Наличие присосок, шипов, крючьев для укрепления.
  3. Развитие со сменой хозяев (промежуточный и основной).
  4. Отсутствие дыхательной системы.
  5. Отсутствие нервной системы и органов чувств.
  6. Хорошо развитая половая система, откладывают огромное количество яиц.
  7. Стойкие антиферментные свойства.

5) Вред, наносимый плоскими червями-паразитами здоровью человека, и меры профилактики.

Работа в Интернете (устная работа).

Наиболее яркие признаки паразитических инфекций.

Запоры. Глисты благодаря своей форме и размерам могут механически закрывать некоторые протоки, просвет кишок. Обильная глистовая инфекция может закрыть общие желчные и кишечные протоки, что приводит к редким и затрудненным испражнениям.

Понос. Ряд паразитов, особенно протозойные, производят гормоноподобные вещества, ведущие к потере натрия и хлоридов, что, в свою очередь, приводит к частым водянистым испражнениям. Таким образом, понос при паразитической инфекции является функцией паразита, а не попыткой организма избавиться от присутствующей в нем инфекции или неправильного питания.

Газы и вздутие. Ряд паразитов проживает в верхней тонкой кишке, где вызванное ими воспаление приводит к вздутию и газам. Проблема может усугубиться при потреблении трудно перевариваемых продуктов типа фасоли или сырых фруктов и овощей.

Гастрокишечный синдром. Паразиты могут раздражать и вызывать воспаление стенок кишечника, что ведет к целому ряду гастрокишечных симптомов и незначительному усвоению жизненно необходимых питательных и особенно жировых веществ. Такое малое усвоение ведет к твердому калу и избытку жира в кале.

Боли в суставах и мышцах. Известно, что паразиты способны перемещаться по организму человека с целью оседания в наиболее удобных для их жизни местах, например в суставной жидкости и мышцах. Когда это происходит, человек испытывает боли, которые часто считают следствием артрита. Боли и воспаления суставов и мышц являются также результатом травмирования тканей, причиненного некоторыми паразитами, либо иммунной реакцией организма на их присутствие.

Аллергия. Паразиты могут раздражать, а иногда даже и пробивать оболочку кишок, что повышает риск проникновения в них крупных не переваренных молекул. Это может активизировать иммунный отклик организма в виде производства повышенных доз эозинофилов – одного из типов защитных клеток организма. Эозинофилы могут способствовать воспалению тканей организма, что приводит к аллергической реакции.

Проблемная кожа. Кишечные паразиты могут вызывать крапивницу, сыпи, экзему и другие кожные реакции аллергического характера. Язвы кожи, опухоли и болячки, папилломы и дерматиты могут быть результатом присутствия простейших микроорганизмов.

Анемия. Некоторые виды кишечных глистов присасываются к слизистой оболочке кишок и высасывают питательные вещества у хозяина. Находясь в большом количестве, они могут вызвать достаточно большую потерю крови, что приводит к недостатку железа (анемии). Анемию вызывает трихомонада и другие микропаразиты, которые питаются клетками крови. Трихомонада может питаться сперматозоидами, что вызывает импотенцию.

Гранулемы. Это опухолеобразные массы, обволакивающие разрушенные яйца паразитов. Чаще всего они образуются на стенках прямой и толстой кишки, но могут образовываться так же и в легких, печени, брюшной полости и матке.

Нервозность. Отходы обмена веществ и токсические вещества паразитов могут раздражать центральную нервную систему.

Нарушение сна. Частые пробуждения среди ночи, особенно между 2 и 3 часами ночи, тоже могут являться результатом попытки организма избавиться от токсических веществ через печень. Нарушения сна могут быть спровоцированы также ночным выходом некоторых паразитов через задний проход, что приводит к неприятным ощущениям и зуду. Одна из причин геморроя – развитие паразитов (остриц) под слизистой оболочкой прямой кишки.

Скрежетание зубами. Бруксизм – ненормальное скрежетание зубами, сжатие зубов и трение ими часто сопровождают паразитические инфекции. Эти симптомы особенно заметны у спящих детей.

Хроническая усталость. Симптомы хронической усталости включают в себя слабость, жалобы на гриппоподобные симптомы, апатию, депрессию, потерю концентрации внимания и плохую память. Эти симптомы могут быть вызваны паразитами, которые создают анемию, интоксикацию, недостаток питательных веществ в организме.

Иммунные нарушения. Паразиты ослабляют иммунную систему, понижая выделение иммуноглобулина А.

- Как уберечь себя от заражения паразитическими червями?

Беседа с учащимися.

III. Закрепление изученного материала.

Выберите верный ответ

1. Взрослый печеночный сосальщик паразитирует в организме:

А) малого прудовика;

Б) крупного и мелкого рогатого скота;

Г) волков и собак.

2. Промежуточными хозяевами называют организмы, в которых:

А) живут взрослые паразиты;

Б) взрослые паразиты размножаются;

В) сохраняются яйца;

Г) развиваются личинки.

3. Окончательными хозяевами паразитов называют организмы, в которых:

А) живут взрослые паразиты;

Б) развиваются личинки;

В) личинки питаются;

Г) живут только самки.

4. Промежуточный хозяин печеночного сосальщика:

А) крупный рогатый скот;

Б) малый прудовик;

В) волк или собака;

5. Личинки бычьего цепня живут:

А) в пресных водоемах;

Б) в теле свиней и овец;

В) в кишечнике и мышцах крупного рогатого скота;

Г) в кишечнике собак и кошек.

6. Паразитические плоские черви откладывают яиц:

А) во много раз больше, чем свободноживущие;

Б) столько же, сколько свободноживущие;

В) намного меньше, чем свободноживущие.

Ответ: 1Б, 2Г, 3А, 4Б, 5В, 6А.

Из перечисленных признаков напишите, какие из них характерны для:

А) Молочно-белой планарии _______2, 4, _______

Б) Печеночного сосальщика _______1, 2, 3, 7 _______

В) Бычьего цепня _______1, 3, 5, 6 _______

  1. Ведут паразитический образ жизни.
  2. Листовидная форма тела.
  3. Имеют присоски, шипы, крючья.
  4. Свободноживущая форма.
  5. Тело лентовидное, поделено на членики.
  6. Паразитирует в кишечнике.
  7. Паразитирует в печени.

Учебник: с. 116–121, задания 67–71 в рабочей тетради.


Методическая разработка урока будет интересна учителям и учащимся.

Скачать:

Вложение Размер
konspekt_uroka_ploskie_chervi_-_parazity_2.docx 30.89 КБ
prilozhenie_1_k_uroku_ploskie_chervi_-_parazity_2.docx 1.8 МБ
prilozhenie_2_k_uroku_ploskie_chervi_-_parazity.docx 1.64 МБ
prilozhenie_3_k_uroku_ploskie_chervi_-_parazity.docx 141.22 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель биологии Павленко С.А. МБОУ СОШ № 2

Предмет: биология, урок усвоения новых знаний

Тема: Плоские черви – паразиты, 1 урок (45 минут)

Технологии: ИКТ; проблемное обучение

Аннотация: На уроке реализуется принцип деятельностного подхода: создаются условия для самостоятельной познавательной деятельности учащихся - определения темы урока, целеполагания, рефлексии, организуется поиск информации в учебной литературе. Применение ИКТ в виде презентации, лабораторного оборудования позволяет более наглядно представить материал, делает урок насыщенным, содержательным, красочным. На уроке сочетается использование фронтальных, индивидуальных и групповых методов работы.

Практическая реализация: урок был апробирован 12 февраля без применения ИКТ. На уроке присутствовала методист УООР г.Олекминска Стручкова А.Ф. После самостоятельного анализа урок был доработан включением в него мультимедийной презентации для создания полной картины внешнего облика плоских червей, так как рисунки учебника и готовые микропрепараты фрагментов тела плоских червей не отражают таковую.

Тема урока : Плоские черви – паразиты.

Цель : - формирование знаний о строении и жизнедеятельности плоских червей – паразитов на примере сосальщиков и ленточных червей; способах заражения и мерами профилактики заболеваний, вызванных червями – паразитами;

- совершенствование навыков самостоятельной работы с текстом, рисунками, наглядным материалом, микроскопами и готовыми микропрепаратами;

- развитие логического мышления, памяти, умений отбирать главное, коротко излагать, сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы;

- формирование положительного отношения к собственному здоровью.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, мультимедийная презентация, микроскопы, готовые микропрепараты фрагментов тела ленточных червей, рабочие листы; изображения плоских червей – паразитов и фрагментов их тел, стадии жизненных циклов печеночного сосальщика и бычьего цепня на листах формата А4, наборы изображений стадий жизненных циклов печеночного сосальщика и бычьего цепня для индивидуальной работы и работы в парах по числу учащихся.

Технологическая карта урока:

1.Ориентировочно – мотивационный этап

1) организация повторения материала предыдущего урока о строении и жизнедеятельности свободноживущих плоских червей класса Ресничные черви в виде фронтального опроса – теста.

Выбери один правильный ответ.

1.У плоских червей симметрия тела

2.Форма тела у плоских червей

Б) лентовидная или листовидная

3.Снаружи тело свободноживущих плоских червей покрыто

Б) известковой раковиной

В) более плотным слоем цитоплазмы

Продолжи предложение и поясни свой ответ.

4.Планарию по способу питания относят к . . . (хищникам).

5.Белые планарии живут . . . (в пресных водоемах, под когягами, канями, листьями).

Устные ответы с места, обсуждение ответов товарищей.

2) подведение учащихся к формулировке темы урока вопросами: как вы думаете, существуют ли такие плоские черви, которые могут жить в теле других организмов? Каково общее название организмов, живущих за счет ресурсов других организмов?

Высказывают свое мнение, опираясь на имеющиеся знания, полученные на уроках биологии. Приходят к выводу, что существуют плоские черви – паразиты.

2. Операционно – исполнительный этап

1) задание сформулировать тему урока (о чем пойдет речь на уроке?)

Формулируют тему урока: плоские черви – паразиты.

2) задание сформулировать цель урока (что должны узнать о червях – паразитах?)

Формулируют цель урока: изучить строение и образ жизни плоских червей – паразитов; способы заражения и меры профилактики заболеваний, вызванными плоскими червями – паразитами.

3) организация самостоятельной работы с учебником, микроскопами, презентацией ( Презентация ) и рабочими листами ( Приложение 1 ) по изучению нового материала. Задания по изучению материала, изложенные в рабочих листах, постепенно усложняются, что помечено звездочками (одна звездочка – задания репродуктивного характера, две звездочки – задания на перенос знаний в новую ситуацию, три звездочки – творческое задание). Оказание помощи в виде объяснений, пояснений, наводок, встречных вопросов, аналогий при затруднениях учеников.

В середине работы проведение физминутки – упражнений для расслабления мышц глаз, спины, шеи.

Работают в парах или индивидуально (по желанию).

Заполняют рабочие листы, изучают под микроскопом фрагменты тела ленточных червей, смотрят презентацию. Задают вопросы учителю, если имеются затруднения.

Делают упражнения для расслабления мышц глаз, спины и шеи.

4) организация поэтапного закрепления нового материала по заданиям в рабочих листах (устно).

1. Какова форма тела у сосальщиков?

2. Назовите характерные признаки строения тела сосальщиков.

3. Назовите типичного представителя класса Сосальщиков.

4. Какова форма тела у ленточных червей?

5. Назовите приспособления ленточных червей к паразитизму.

6. Назовите типичного представителя ленточных червей.

Отвечают на вопросы учителя по записям в своих рабочих листах:

1. Форма тела у сосальщиков чаще листовидная.

2. Характерными признаками строения тела сосальщиков являются – наличие присосок, шипов, крючьев; высокое развитие половой системы; сложные жизненные циклы; упрощение органов чувств.

3. Типичным представителем класса Сосальщиков является печеночный сосальщик.

4. Форма тела ленточных червей – лентовидная.

5. Ленточные черви имеют следующие приспособления к паразитизму – на головке находятся органы прикрепления: присоски или крючья; отсутствует кишечник, питание происходит путем диффузии; личинки также паразитируют.

6. Типичным представителем ленточных червей является бычий цепень.

Осуществляют самоконтроль, взаимоконтроль.

3. Рефлексивно – оценочный этап

1) организация закрепления изученного материала по узнаванию представителей плоских червей – паразитов, фрагментов их тела ( Приложение 2 ); составлению жизненных циклов паразитов с использованием рисунков ( Приложение 3 ).

Определяют представителей плоских червей – паразитов, называют фрагменты их тел по рисункам; у доски (по желанию) и на рабочем месте составляют правильную последовательность стадий жизненных циклов. Осуществляют самоконтроль, взаимоконтроль.

2) подводит к итогу урока и личностной значимости изучаемого материала.

Озвучивают новые знания, полученные на уроке, объясняют способы профилактики заражения человека и животных плоскими червями – паразитами.

4. Домашнее задание

1) предлагает учащимся определить обязательный минимум закрепления материала дома и дополнительные задания (по желанию).

Определяют обязательный минимум работы дома: прочитать параграф, закончить заполнение рабочих листов (если не успели). Предлагают дополнительные задания: составить вопросы – тесты, нарисовать представителей плоских червей – паразитов, подготовить сообщения о представителях плоских червей – паразитов, составить презентации, кроссворды, ребусы по изученной теме.

Тип урока - комбинированный

Методы: частично-поисковый, про­блемного изложения, репродуктивный, объясни­тельно-иллюстративный.

Цель: овладение умениями применять биологические знания в практической деятельности, использо­вать информацию о современных достижениях в области биологии; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объ­ектами;

Образовательные: формирование познавательной культуры, осваиваемой в процессе учебной деятельно­сти, и эстетической культуры как способно­сти к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.

Развивающие: развитие познавательных мотивов, направ­ленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;

Воспитательные: ориентация в системе моральных норм и цен­ностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и дру­гих людей; экологическое сознание; воспита­ние любви к природе;

Личностные: понимание ответственности за качество приобретенных знаний; понимание ценности адекватной оценки собственных достижений и возможностей;

Познавательные: умение анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы; ориентация на постоянное развитие и саморазвитие; умение работать с различными источниками информации, пре­образовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.

Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, понимание особенностей гендерной социализации в подростковом возрасте, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и дру­гих видов деятельности.

Технологии: Здоровьесбережения, проблем­ного, раз­вивающего обучения, групповой деятельно­сти

Виды деятельности (элементы содержания, контроль)

понимать смысл биологических терминов;

описывать особенности строения и основные процессы жизнедеятельности животных разных систематических групп; сравнивать особенно­сти строения простейших и многоклеточных животных;

распознавать органы и системы органов живот­ных разных систематических групп; сравнивать и объяснять причины сходства и различий;

устанавливать взаимосвязь между особенно­стями строения органов и функциями, которые они выполняют;

приводить примеры животных разных система­тических групп;

различать на рисунках, таблицах и натуральных объектах основные систематические группы простейших и многоклеточных животных;

характеризовать направления эволюции живот­ного мира; приводить доказательства эволюции животного мира;

работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать информацию, пре­образовывать ее из одной формы в другую;

составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т. п.), структурировать учебный материал, давать определения поня­тий;

проводить наблюдения, ставить элементарные эксперименты и объяснять полученные резуль­таты;

сравнивать и классифицировать, самостоятель­но выбирая критерии для указанных логиче­ских операций;

строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;

создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объектов;

определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, ана­лизировать и оценивать ее достоверность;

организовывать и планировать свою учебную деятельность — определять цель работы, после­довательность действий, ставить задачи, про­гнозировать результаты работы;

самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач, предвидеть конечные ре­зультаты работы, выбирать средства достиже­ния цели;

работать по плану, сверять свои действия с це­лью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

владеть основами самоконтроля и самооцен­ки для принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебно-познавательной и учебно-практической деятельности;

слушать и вступать в диалог, участвовать в кол­лективном обсуждении проблем;

интегрироваться и строить продуктивное взаи­модействие со сверстниками и взрослыми;

адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументи­ровать свою точку зрения, отстаивать свою по­зицию.

Формирование и развитие позна­вательного инте­реса к изучению биологии и исто­рии развития зна­ний о природе

Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.

Общая характеристика типа Плоские черви, понятия: орган, система органов, кожно­мышечный мешок, гермафродит, промежуточный и окончательный хозяин, чередование поколений; систематика типа: класс Ресничные черви, класс Сосальщики, класс Ленточные черви; значение в природе и жизни человека.

Актуализация знаний (концентрация внимания при изучении нового материала)

Выберите правильный на ваш взгляд вариант ответа.

1. К какому типу кишечнополостных относятся гидроидные?

2. С какого периода известны гидроидные?

3. В каких типах водных экосистем встречаются гидроидные?

4. Как сильно варьируются размеры кишечнополостных?

5. Кто такие гидроидные?

6. Из каких слоев клеток состоит гидроидное?

эктодерма и мезодерма

эктодерма и энтодерма

энтодерма и мезодерма

7. Энтодерма,Мезодерма или Эктодерма является внешним слоем тела гидроидных?

8. Что является основой рациона гидроидных?

9. Какой вид гидроидных охраняется красной книгой?

10. Каким образом происходит размножение гидроидных?

половым и бесполым путем

Изучение нового материала (рассказ учителя с элементами беседа)

Тип Плоские черви. КЛАССЫ: РЕСНИЧНЫЕ, СОСАЛЬЩИКИ, ЛЕНТОЧНЫЕ

1.Почему плоские черви получили такое название?

2.Какие плоские черви опасны для человека?

Общая характеристика. В настоящее время к типу плоских червей относится около 25 тыс. видов. В отличие от кишечнополостных они имеют двустороннюю симметрию. Длина тела в пределах от 0,5 мм до 20 м. Тело обычно плоское, состоит из нескольких слоев. Наруж­ный покровный слой у свободноживущих червей имеет реснички (рис. 143). У паразитических червей ресничек нет. Под покровной тканью располагается кожная мускулатура. Мускулатура и покровный слой вместе образуют кожно-мышечный мешок. Внутренней полос­ти тела у плоских червей нет. Внутри кожно-мышечного мешка, за­полненного клетками, располагаются внутренние органы, объеди­ненные в системы. У плоских червей развиты пищеварительная, выделительная, нервная и половая системы органов

В организме плоского червя имеются и мужские, и женские ор­ганы размножения. Такие животные называются гермафродитами


Плоские черви обитают во всех средах жизни, в том числе пара­зитируют и в других организмах. Там эти плоские черви прикрепля­ются к органам специальными присосками, хоботками или крючоч­ками.

У плоских червей, ведущих паразитический образ жизни, разви­тие протекает последовательно внутри разных животных или расте­ний. Организм, в котором развиваются и находятся некоторое время личинки червей, называется промежуточным хозяином. Орга­низм, в котором живет и размножается взрослый червь, называется окончательным хозяином

К типу плоских червей относятся 9 классов, из которых 6 пред­ставлены исключительно паразитическими видами. Рассмотрим не­которые классы плоских червей.

Класс Ресничные черви. Почти все представители этого класса имеют реснички на поверхности тела. Реснички помогают плавать или перемещаться по дну, как у обитающей в пресных водоемах планарии белой. У наземных видов движение обеспечивают рес­нички, расположенные на брюшной стороне тела. Тело червя обиль­но выделяет слизь и этим защищено от высыхания. Многие реснич- ные черви — хищники и нападают на более крупную добычу. В то же время есть черви, питающиеся водорослями или ведущие парази­тический образ жизни.

Класс Сосальщики. Черви этого класса ведут паразитический образ жизни. В связи с этим у них имеются специальные органы прикрепления — присоски. У сосальщиков, паразитирующих в ки­шечниках других животных, всасывание питательных веществ про­исходит через покровы тела, у других функционирует пищевари­тельная система. Как все паразиты, сосальщики производят большое количество яиц. Имеет место и живорождение. Развитие сосальщи­ков осуществляется с чередованием поколений (вспомните ки­шечнополостных): то паразитирование в различных хозяевах, то сво­бодный образ жизни

Класс Ленточные черви. Представители этого класса ведут па­разитический образ жизни. Большинство ленточных червей паразитируют в организме позвоночных животных. В процессе эволюции паразитический образ жизни привел к утрате органов пищеварения и к интенсивному развитию половой системы.

На головном конце ленточного червя имеются различные при­способления для прикрепления к телу хозяина (рис. 22). Между го­ловкой и непосредственно телом есть короткая шейка, не разделен­ная на членики. Тело состоит из члеников, число которых колеблется от 2—5 до десятков тысяч. В каждом из члеников расположены органы нервной, выделительной и половой систем. Развитие ленточ­ных червей протекает со сменой хозяев.

Значение плоских червей в природе достаточно велико. Взрос­лые черви и их личинки сами служат пищей для других животных, например коловраток, некоторых кольчатых червей, дафний и цикло­пов, а также личинок и взрослых насекомых, обитающих в воде, мальков рыб.

Паразитические плоские черви вызывают заболевания, а ино­гда и приводят к гибели своих хозяев. В число многочисленных хо­зяев, в которых паразитируют плоские черви, входит и человек.

Биология 7 класс. Разнообразие плоских червей: сосальщики и цепни

Ответить на вопросы

1.Перечислите отличия плоских червей от кишечнополостных жи­ви. вотных.

2.Какие особенности строения и образа жизни позволяют разделить тип плоских червей на классы?

3.Почему у ленточных червей отсутствуют органы пищеварения?

4.Дайте общую характеристику типа Плоские черви по плану

Длина и форма тела:

5.Выпишите определения понятий:

Назовите основные особенности строения червей, связанные с пара­зитическим образом жизни

Биология. Животные. 7 класс учебник для общеобразоват. учрежде­ний/ В. В. Латюшин, В. А. Шапкин. —

Рабочая программа по биологии 7класс к УМК В.В. Латюшина, В.А. Шапкина (М.: Дрофа).

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции