Критерии чс при вспышке паразитарных заболеваний

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Топорков А. В., Топорков В. П., Шиянова А. Е., Кутырев В. В.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Топорков А. В., Топорков В. П., Шиянова А. Е., Кутырев В. В.

Emergency Situation in the Sphere of Population Sanitary and Epidemiologic Welfare as Unified Object of Surveillance and Active Response in the Scope of Up-To-Date Strategy of Infectious Diseases Control

Implementation of G8 Summit resolutions (2006) in the sphere of infectious diseases control and completing of modernization of the Russian specialized anti-epidemic teams ( SAET ) of Rospotrebnazor anti-plague institutes, including their usage abroad, assume identification of the unified object of their purposeful activity. Emergency situation in the sphere of population sanitary and epidemiologic welfare was specified within the normative documents as the unified object of epidemiologic surveillance , sanitary protection , prevention and liquidation of emergency epidemic situations, biosafety provision in the course of International Health Regulations (2005) implementation in the territory of the Russian Federation. This definition is suggested as the object of SAET activity.

А.В.Топорков, В.П.Топорков, А.Е.Шиянова, В.В.Кутырев

чрезвычайная ситуация в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения как унифицированный объект надзора и оперативного реагирования в рамках современной стратегии борьбы с инфекционными болезнями

Ключевые слова: чрезвычайная ситуация, санитарная охрана, эпидемиологический надзор, биологическая безопасность, СПЭБ.

В Международных медико-санитарных правилах - ММСП (2005 г.), вступивших в силу в 2007 г., в 194 странах-членах Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) объектом глобального эпидемиологического надзора и контроля определена чрезвычайная ситуация в области общественного здравоохранения, имеющая международное значение. С реализацией ММСП (2005 г.) внедряется по существу новый стандарт гибкой и более совершенной системы глобального и национального эпидемиологического надзора и контроля в расчете на неуклонно меняющуюся эпидемиологическую конъюнктуру, появление новых неизвестных инфекционных болезней и возвращение известных нозологических форм, а также спектр рисков для здоровья населения, обусловленных опасными биологическими, химическими, радиоактивными факторами.

Цель применения ММСП (2005 г.) - предотвращение международного распространения болезней, предохранение от них, борьба с ними и принятие

Перевод emergency звучит как непредвиденный случай, крайность, критическое положение, а также как чрезвычайный в аттрибутивном, определительном употреблении [3]. Именно это значение было использовано при переводе нового понятия, введенного ММСП (2005 г.) для обозначения экстраординарного события, представляющего риск для здоровья населения в других государствах и могущего потребовать скоординированных международных ответных мер.

Согласно ст. 22 Устава ВОЗ [25] правила, принимаемые Всемирной ассамблеей здравоохранения, становятся обязательными для всех стран-членов ВОЗ, за исключением тех, которые известят Генерального директора ВОЗ об отклонении этих правил или об оговорках в отношении отдельных их положений.

Вступление в силу ММСП (2005 г.) на территории Российской Федерации произошло без оговорок или каких либо условий, поскольку все предложения Российской Федерации принципиального характера по концептуальной новизне указанного международного нормативного акта были приняты ВОЗ в рабочем порядке еще на этапе разработки его проекта.

В гармонизированных с ММСП (2005 г.)

Аварии на автодорогах (крупные ДТП)

Классификация чрезвычайных ситуаций (на основе приказов МЧС России, Минздрава России [16, 19], материалов постановления Правительства Российской Федерации от 06.01.2006

Осуществляемые в Российской Федерации целенаправленное укрепление и модернизация стационарной лабораторной сети [9] и мобильных формирований - СПЭБ противочумных учреждений

Роспотребнадзора [10] - направлены на приведение потенциала страны к уровню, адекватному современным угрозам и вызовам.

Вместе с тем на межведомственном (межсекторальном) уровне в Российской Федерации в отличие от ММСП (2005 г.) и СП 3.4.2318-08 принята широкая трактовка термина чрезвычайная ситуация, охватывающая в смысловом отношении и включающая в соответствии с федеральным законодательством практически весь спектр экстраординарных событий в природе и обществе вне зависимости от их значимости как чрезвычайной ситуации для национального и международного здравоохранения. Включение в понятие чрезвычайная ситуация широкого спектра неоднородных явлений природного и антропогенного характера отражено на схеме.

Как можно видеть, такая сложносоподчиненная структура ЧС не соответствует содержанию и практическому назначению термина, принятому на международном уровне.

Внедрение международного стандарта определения чрезвычайной ситуации на территории Российской Федерации, естественно, приходится соотносить с более широкой трактовкой данного термина в стране. Гармонизация содержания термина чрезвычайная ситуация на международном и национальном (Российская Федерация) уровне является не только объективным свидетельством успешного внедрения ММСП (2005 г.) в стране-члене ВОЗ, какой является Россия, но и служит серьезным подспорьем для укрепления межведомственного взаимодействия в вопросах предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, особенно тех, которые связаны с эпидемическим распространением новых инфекционных болезней. Такая гармонизация также необходима в плане сотрудничества с ВОЗ в выработке подходов по применению российских СПЭБ при верификации и ликвидации чрезвычайных ситуаций за рубежом в составе международных групп под эгидой ВОЗ.

Содержание понятия чрезвычайная ситуация в ММСП (2005 г.), в СП 3.4.2318-08 и смысловой части широко трактуемого понятия чрезвычайной ситуации на территории Российской Федерации состоит в следующем.

Законодательно [26] в Российской Федерации термин чрезвычайная ситуация определен как обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Ликвидация чрезвычайных ситуаций - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.

Выполнение задач по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляется в рамках функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций(РСЧС), определенной Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 [17]. В соответствии с этим актом в составе РСЧС федеральными органами исполнительной власти1 созданы подсистемы, функционально

*МВД России, МЧС России, Минобороны России, Спецстрой России, Минздравсоцразвития России, Минобрнауки России, МПР России, Минпромэнерго России, Минтранс России, Мининформсвязи России, Минсельхоз России, Минэкономразвития России, Минрегион России, Росатом, Росгидромет, Ростехнадзор.

закрывающие всю номенклатуру элементов широко трактуемого понятия чрезвычайная ситуация. Координирующие функции между подсистемами и их элементами выполняют комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, действующие на федеральном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях. Функции управления и координации в рамках РСЧС возложены на Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) и его территориальные органы.

Задачи функциональной подсистемы Всероссийской службы медицины катастроф определены Приказом Минздравсоцразвития России от 28 ноября 2006 г. № 803 [21] как организация и осуществление медицинского обеспечения населения при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, террористических актов в ходе вооруженных конфликтов; а также организация мероприятий, направленных на предупреждение и ликвидацию неблагоприятных медико-санитарных и санитарно-эпидемиологических последствий чрезвычайных ситуаций.

Медико-санитарное обеспечение в чрезвычайных ситуациях включает лечебно-эвакуационные, санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия, снабжение медицинским имуществом, медицинскую защиту населения [2]. На систему Минздравсоцразвития России возлагается в основном оказание первой медицинской и врачебной помощи пострадавшим [24].

Положением о функциональной подсистеме надзора за санитарно-эпидемиологической обстановкой (Роспотребнадзора) единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций [12] внесены дополнения и изменения санитарного и эпидемиологического характера в определение понятия чрезвычайная ситуация, которая трактуется в этом документе как опасная для населения обстановка на определенной территории,

сложившаяся в результате аварии, природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, эпидемии, массовых заболеваний и отравлений среди населения, сопровождающаяся человеческими жертвами, создающая потенциальную или реальную угрозу здоровью людей или нарушающая гигиенические условия жизни населения. Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций - комплекс организационно-технических, медико-санитарных, гигиенических и санитарно-эпидемиологических мероприятий, направленных на предупреждение и ликвидацию или снижение вероятности возникновения чрезвычайных для населения ситуаций техногенного, природного или эпидемиологического характера.

Основные два варианта классификации чрезвычайных ситуаций представлены в нормативноправовых документах. В целях установления единого подхода к их оценке чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера классифицируются по масштабам потерь и ущерба на локальные, муниципальные, межмуниципальные, региональные, межрегиональные, федеральные [16]. Что касается классификации чрезвычайных ситуаций по характеру источника их возникновения, в литературе можно найти несколько вариантов [2, 8, 19, 22, 23]. Представленная на схеме классификация по характеру источника составлена на основе документов Роспотребнадзора и МЧС России. Инфекционные, паразитарные болезни и отравления людей отнесены к биолого-социальным2 чрезвычайным ситуациям.

В публикациях при сравнительном анализе понятий чрезвычайная ситуация, существующих в нормативных актах МЧС России, Минздравсоцразвития России, приводится отличие критериев чрезвычайных ситуаций, используемых этими ведомствами в соответствии с их ролью в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Основным критерием чрезвычайной ситуации в нормативных актах Минздравсоцразвития России является количественный критерий (число пострадавших), в документах МЧС России - источник и масштаб нарушений жизнедеятельности [24]. Подразделения МЧС России часто не привлекаются для ликвидации таких биологосоциальных чрезвычайных ситуаций, как инфекционные и паразитарные болезни, с другой стороны, формирования службы медицины катастроф не привлекаются при событиях, не ведущих к потерям среди населения, но подпадающих под критерии чрезвычайных ситуаций, существующие в нормативных актах МЧС России. С этим связано, в частности, расхождение итоговых величин годовых статистиче-

ских показателей чрезвычайных ситуаций в системе Минздравсоцразвития России и МЧС России [6].

Постановлением Совета Министров СССР от 15 декабря 1990 г. была создана государственная система по предупреждению и действиям в чрезвычайных ситуациях, которая объединила органы управления, силы и средства, в компетенцию которых входили задачи по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Оценка принадлежности инфекционных болезней к чрезвычайным ситуациям проводилась по критериям, утвержденным Государственной Комиссией Совмина СССР по чрезвычайным ситуациям 13.12.90 г. [5] - групповые заболевания особо опасными инфекциями от 50 человек, невыявленной этиологии - 20 человек, и лихорадочные заболевания неустановленного характера - 15 человек. Приказом Минздрава России от 07.10.1992 № 268 [18] регламентировалось представление информации внутри ведомства обо всех чрезвычайных ситуациях, независимо от их характера.

В настоящее время, конкретизируя чрезвычайные ситуации, требующие внеочередного информирования об их возникновении и учета нормативными актами Минздравсоцразвития России и Роспотребнадзора [13, 20], определены количественные критерии чрезвычайных ситуаций санитарноэпидемиологического характера, в том числе единичные случаи заболеваний (отравлений) и групповые заболевания, и регламентирован перечень инфекционных, паразитарных болезней, пищевых и групповых профессиональных отравлений людей, фактов приостановления (запрещения) реализации пищевых продуктов, загрязнений окружающей среды, представляющих собой такую ситуацию. Подобный термин, но учитывающий только эпидемиологические аспекты (относящийся только к инфекционным болезням), был определен в международном практическом руководстве ВОЗ, подготовленном по предложению неофициального совещания ВОЗ (1981 г., Женева) по вопросам разработки стратегий контроля таких чрезвычайных ситуаций [4] - чрезвычайные ситуации, вызванные эпидемиями инфекционных болезней, или чрезвычайные эпидемические ситуации; приведены критерии определения момента, когда эпидемическая болезнь может рассматриваться как создающая чрезвычайную ситуацию для системы общественного здравоохранения. В российском терминологическом поле термин чрезвычайная эпидемическая ситуация определяется как прогрессирующее нарастание числа инфекционных больных в эпидемических очагах, приводящее к нарушению сложившегося ритма жизни населения данной территории, возможности выноса возбудителя за ее пределы, утяжелению течения болезни и увеличению числа неблагоприятных условий [2].

Природные, техногенные, экологические, конфликтные чрезвычайные ситуации являются условиями, которые могут привести к возникновению

чрезвычайной ситуации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения. В зоне чрезвычайных ситуаций возможна неблагоприятная эпидемиологическая обстановка, обусловленная повреждением или разрушением систем жизнеобеспечения населения (водопровода, канализации и очистных сооружений), нарушениями работы предприятий пищевой промышленности и торговли, лечебных и противоэпидемических учреждений, миграцией населения из пораженных районов [27]. Такие обстоятельства не всегда реализуются в эпидемические последствия, но резкое ухудшение социально-бытовых и санитарно-гигиенических условий жизни людей, среды обитания человека оказывают вредное воздействие на человека и условия его жизнедеятельности, а значит, можно говорить о чрезвычайной ситуации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения или риске ее возникновения.

Итак, существующая сложная для практического применения, неоднозначная, разноплановая и устаревшая по существу и по форме трактовка чрезвычайной ситуации, демонстрирующая целое поле чрезвычайных ситуаций, затрудняет практическое применение такого термина как на национальном, так и международном уровне в рамках реализации современной стратегии борьбы с инфекционными болезнями, постулируемой решениями саммитов стран Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

24. Сидоров М.Г., Хирманов В.Н., Бойков А.А. и др. Структура чрезвычайных ситуаций и характеристика пострадавших при них в Санкт-Петербурге в 2006-2007 гг. Медико-биологические и социально-психологические проблемы безопасности в чрезвычайных ситуациях. 2008; 3:10-15.

25. Устав (конституция) Всемирной организации здравоохранения (принят Международной конференцией здравоохранения, Нью-Йорк, 1946 г., поправки (резолюции WHA26.37, WHA29.38, WHA39.6 и WHA51.23), вступили в силу 3 фев-

27. Федоров Ю.М., Кологоров А.И., Топорков В.П. Санитарная охрана территорий и специфическая профилактика при ликвидации эпидемиологических последствий чрезвычайных ситуаций. Медицина катастроф. 2006; 3:21-23.

A.V.Toporkov, V.P.Toporkov, A.E.Shiyanova, V.V.Kutyrev

Emergency Situation in the Sphere of Population Sanitary and Epidemiologic Welfare as Unified Object of Surveillance and Active Response in the Scope of Up-To-Date Strategy of Infectious Diseases Control

Russian Research Anti-Plague Institute “Microbe", Saratov

Implementation of “G8” Summit resolutions (2006) in the sphere of infectious diseases control and completing of modernization of the Russian specialized anti-epidemic teams (SAET) of Rospotrebnazor anti-plague institutes, including their usage abroad, assume identification of the unified object of their purposeful activity. Emergency situation in the sphere of population sanitary and epidemiologic welfare was specified within the normative documents as the unified object of epidemiologic surveillance, sanitary protection, prevention and liquidation of emergency epidemic situations, biosafety provision in the course of International Health Regulations (2005) implementation in the territory of the Russian Federation. This definition is suggested as the object of SAET activity.

Key words: emergency situation, sanitary protection, epidemiologic surveillance, biosafety, SAET.

Противоэпидемические мероприятия в зоне действия и близлежащих районах должны быть направлены на нейтрализацию источников инфекции, разрыв путей и механизмов передачи возбудителей, повышение невосприимчивости жителей, снижение возможности развития тех или иных форм инфекционных заболеваний, ослабление действия на людей различных экстремальных факторов. В зависимости от климатогеографических условий, времени года, вида аварии, катастрофы или стихийного бедствия среди населения можно ожидать распространения вирусного гепатита, брюшного тифа, дизентерии и других острых кишечных инфекций, а также природно-очаговых заболеваний (чумы, сибирской язвы, туляремии, лептоспироза и др.). Не исключена возможность возникновения и других заболеваний, для профилактики которых необходимы особые мероприятия.

Противоэпидемические мероприятия - комплекс мер по предупреждению возникновения и распространения инфекционных заболеваний и быстрейшей ликвидации в случае их появления.

Противоэпидемические мероприятия делят на две группы:

• мероприятия по профилактике возникновения и распространения инфекционных заболеваний;

• мероприятия, направленные на ликвидацию эпидемических очагов среди населения в районе ЧС.

Основные противоэпидемические мероприятия таковы:

• санитарно-эпидемиологическая разведка предполагаемых районов рассредоточения и размещения эвакуируемых жителей в загородной зоне;

• эпидемиологическое наблюдение, включающее изучение санитарно-эпидемиологического состояния населённых пунктов;

• своевременное выявление инфекционных больных, их изоляция и госпитализация;

• учёт и санация носителей возбудителей болезней и лиц, страдающих хроническими формами инфекционных болезней;

• профилактика инфекционных заболеваний путём применения вакцин, сывороток, антибиотиков и различных химических препаратов;

• борьба с переносчиками трансмиссивных заболеваний и грызунами.

Наиболее сложная ситуация в плане медико-санитарных последствий ЧС возникает при появлении эпидемических очагов инфекционных заболеваний среди населения. Они характеризуются следующими особенностями:

• наличием инфекционных больных среди пострадавших и возможностью ускоренного распространения инфекции;

• активизацией механизмов передачи возбудителей инфекций в зонах ЧС;

• продолжительностью заражающего действия невыявленных источников и появлением длительно действующих очагов;

• сложностью индикации и диагностики инфекционных очагов;

• наличием минимального инкубационного периода в результате постоянного контакта с невыявленными источниками инфекции, снижение резистентности и большая инфицирующая доза возбудителей.

Для оценки степени эпидемической опасности инфекционных заболеваний в зонах ЧС предложена методика, учитывающая наиболее значимые факторы:

• патогенность инфекционного агента;

• контагиозность (выраженная контагиозным индексом);

• количество заболевших и количество предполагаемых санитарных потерь;

• количество контактных лиц и необходимость в их изоляции (обсервации);

• размеры зоны эпидемии (уровни: локальный, местный, территориальный, региональный, федеральный).

В ЧС эпидемический процесс имеет определённую специфику, и присущие ему закономерности развития могут нарушаться. Прежде всего, это касается источника возбудителя инфекции, его вида и места естественной жизнедеятельности (обитания, размножения и накопления) В зонах катастроф источник заражения зачастую установить трудно, так как меняются формы сохранения места жизнедеятельности возбудителя, расширяется ареал его обитания. По этой причине в зоне катастроф одновременно может возникнуть несколько эпидемических очагов разных нозологических форм.

24. Биотерроризм- это преднамеренное скрытное применение биоагентов с целью поражения людей и психологического воздействия на население.

Опасность биотерроризма определяется рядом предпосылок.

1. применение террористами различных видов биологического оружия способно в короткие сроки вызвать эпидемию, ведущую к гибели огромного количества людей, животных и сельскохозяйственных культур.

2. В мире существует значительное количество потенциальных источников биологического оружия. Развитие медицины в целом и профилактики и лечения инфекционных заболеваний в частности, требует выделения, а затем и хранения бактериальных штаммов, служащих для создания различных вакцин и прививок. Однако потенциально эти штаммы также остаются источниками всех тех заболеваний, для лечения которых они предназначены.

3. производство некоторых видов биологического оружия не требует какого-либо специального оборудования и относительно несложно. В природе уже имеется большое количество потенциально опасных для человека микроорганизмов, а исходные материалы для их производства часто являются продуктом хозяйственной деятельности человека.

4. биологическое оружие легко транспортируется и достаточно сложно выявляется при любого рода проверках.

5. практически каждая инфекция, а перечень микроорганизмов, которые могут быть потенциально использованы террористами насчитывает 48 организмов (25 вирусов, 13 бактерий, 10 токсинов), требует своих методов лечения и профилактики, что значительно затрудняет возможность подготовки к отражению потенциального нападения.

6. из-за неизвестности того, когда и где может быть предпринята попытка биотерроризма, и какие биологические агенты могут быть использованы в качестве инструмента террора, угроза или попытки применения биологического оружия сохраняются всегда. Инфекционные заболевания, которые могут развиться в результате биологической атаки, имеют неспецифические клинические симптомы, например лихорадка, особенно в первые часы и сутки с момента их развития. Поэтому необходимо знать определённые дифференциально-диагностические признаки, чтобы ещё до применения специальных методов идентификации предположить круг наиболее вероятных возбудителей. Существуют некоторые трудности быстрой микробиологической диагностики, особенно лёгочных форм инфекционных заболеваний. Из-за этого всем лицам с клинической картиной предполагаемой инфекции соответствующая антибактериальная терапия должна быть начата немедленно.

7. генно-инженерные эксперименты с различными организмами, в том числе, с болезнетворными бактериями и вирусами, создают дополнительную мощную биологическую угрозу.

Привлекательность биологического оружия для террористов обусловлена следующими причинами:

- биологическое оружие легкодоступно, возбудителей опасных заболеваний можно найти в природе (за исключением черной оспы);

- биологическое оружие просто в изготовлении;

- во всех странах есть медицинские микробиологические лаборатории, микробиологические предприятия, которые можно переоборудовать для производства биологического оружия;

- биологическое оружие удобно для хранения и транспортировки по сравнению с химическим или радиологическим оружием;

Важными критериями определения пригодности биологических агентов для применения в террористических целях являются:

- высокая инфекциозность и контагиозность;

- необходимая поражающая эффективность (предсказуемые клинические проявления болезни, определенный уровень заболеваемости и смертности);

- значительная устойчивость в окружающей среде;

- способность к широкому эпидемическому распространению;

- доступность и простота в производстве рецептурных форм;

- легкость в применении и распространении патогена;

- сложность индикации и идентификации агента в объектах окружающей среды после применения;

- отсутствие или недостаточная эффективность имеющихся в данное время средств иммуно- и экстренной профилактики, средств лечения заболевания.

Разработать систему действенного контроля и противодействия биотерроризму во всех его проявлениях;

Разработать единую, глобальную международную программу противодействия биологическому оружию;

В нашей стране восстановить систему противобактериологической защиты, сложившуюся до 90-х годов;

Разработать Федеральный закон о биобезопасности;

Разработать Президентскую программу по биологической безопасности и создать при Президенте группу специалистов по руководству этой программой;

В каждом регионе нашей страны иметь программу противодействия биотерроризму и необходимые запасы средств и методов диагностики, профилактики и лечения особо опасных инфекций;

В средствах массовой информации проводить просветительскую работу по биобезопасности;

Организовать для медицинских работников отдельных групп и представителей силовых министерств курсы по особо опасным инфекционным болезням;

Подготовить группы быстрого реагирования при Минздраве РФ и силовых министерствах, подготовленные для работы в инфекционных очагах.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции