Кишечная лямблия относится к споровикам фораминиферам инфузориям жгутиковым


Самостоятельная работа по теме "Простейшие". Два варианта. Два уровня заданий.

Скачать:

Вложение Размер
zoologiya.doc 256 КБ

Предварительный просмотр:

Задание 1: Выберите верный ответ

  1. Из перечисленных организмов к типу жгутиковые относится: а) стрептококк; б) лямблия; в) инфузория; г) амеба.
  2. Малярийный плазмодий относится к типу: а) жгутиковых; б) споровиков; в) саркодовых; г) инфузорий.
  3. Дизентерийную амебу, инфузорию-трубача и эвгленну зеленую относят к одному подцарству, потому что у них: а) общий тип строения; б) сходный тип питания; в) одинаковые способы размножения и образования цисты; г) общая среда обитания.
  4. Сколько видов перечислено в следующем списке животных: а) саркодовые б) амеба-протей; в) жгутиконосцы; г) инфузория-сувойка; д) амеба дизентерийная; е) споровики; ж) лямблия кишечная.
  5. Мел и другии известковые породы образованы представителями типа: а) споровики; б)жгутиконосцы; в) саркодовых; г) инфузорий.
  6. Эвглена зеленая передвигается с помощью: а) жгутиков; б) ресничек; в) ложноножек; г)щетинок.
  7. Сократительная вакуоль инфузории – это органоид: а) выделения; б) размножения; в)пищеварения; г) дыхания.
  8. Эвглены питаются: а) только автотрофно; б) только гетеротрофно; в) автотрофно и гетеротрофно; г) способны к окислению неорганических веществ.
  9. Функция простейших в природе заключается в том, что они: а) служат пищей животным; б)поедают бактерии; в) образуют осадочные породы; г) являются пищей, поедают бактерии, образуют осадочные породы.
  10. К наиболее высокоорганизованным простейшим относятся: а) споровики; б) инфузории; в)жгутиковые; г) саркодовые.

Задание 2: Подпишите рисунок:

Задание 1: Выберите верный ответ

  1. К типу споровиков относятся: а) кокцидии; б) лямблии; в) инфузория-балантидия; г) дизентерийная амеба
  2. В цикле развития малярийного плазмодия: а) один хозяин; б) два хозяина; в) три хозяина; г) нет хозяев.
  3. Человек заражается амебиазом, проглотив а) яйца амебы; б) цисты амебы; в) спорами амебы; г) взрослую амебу.
  4. Хлоропласты содержатся в клетках: а) инфузории-туфельки; б) лямблии; в) эвглены зеленой; г) фораминиферы.
  5. Какая из названных болезней вызывается простейшими: а) холера; б) тиф; в) кокцидиоз; г) чесотка.
  6. Укажите пункт, в котором правильно перечислены все типы простейших: а) амебы – споровики – жгутиконосцы; б) саркодовые – жгутиконосцы – инфузории – споровики; в) саркодовые – фораминиферы – кокцидии; г) жгутиконосцы – корненожки – ресничные – плазмодии.
  7. Вероятнее всего, что простейшие произошли от: а) древних инфузорий; б) древних жгутиковых; в) амеб; г) паразитических простейших.
  8. Наиболее сложное строение у: а) амебы; б) инфузории-туфельки; в) эвглены зеленой; г) малярийного плазмодия.
  9. Сколько видов перечислено в следующем списке животных: а) саркодовые б) амеба-протей; в) жгутиконосцы; г) инфузория-сувойка; д) амеба дизентерийная; е) споровики; ж) лямблия кишечная.
  10. В половом процессе инфузорий основную роль играет: а) малое ядро; б) большое ядро; в) оба ядра; г) цитоплазма.

Задание 2: Подпишите рисунок:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Степень развитости ученика измеряется и оценивается его способностью самостоятельно приобретать новые знания, использовать в учебной и практической деятельности уже полученные знания. Обучение не мож.

Степень развитости ученика измеряется и оценивается его способностью самостоятельно приобретать новые знания, использовать в учебной и практической деятельно.

Основой учебного процесса является оптимальное управление деятельностью учащихся, а поэтому их самостоятельная деятельность повышает эффективность обучения лишь в том случае, когда учителем пров.

В этой презентации говорится о том, что самостоятельная работа учеников при подготовке к ЕГЭ даёт положительные результаты. Для этого рассматривается урок, на котором ребята вспоминают материал, прора.

Степень развитости ученика измеряется и оценивается его способностью самостоятельно приобретать новые знания, использовать в учебной и практической деятельности уже полученные знания. Обучение не може.

Влияние самостоятельной работы по биологии на качество знаний и развитие самостоятельности учащихся.

Самостоятельная работа 5 класс. Отрезок, луч, прямая. Распределительные свойства. (с самооценкой).

При выполнении заданий 1—22 в поле ответа запишите одну цифру, которая соответствует номеру правильного ответа.

1. Ископаемые останки живых существ изучает

Ответ:

2. Клетки бактерий содержат

2) набор хромосом

Ответ:

3. Какой из приведенных примеров является примером мутации?

1) появление белого вороненка у серых ворон

2) различия в росте между людьми

3) форма листьев у разных видов растений

4) смена окраски зайца-беляка к лету

Ответ:

4. Каким способом можно улучшить развитие столонов у картофеля?

1) отбирать для посева самые крупные семена

2) срезать верхушку корня

3) рыхлить почву

4) высаживать рядом бобовые растения

Ответ:

5. Спорами размножается

3) дифтерийная палочка

Ответ:

6. Кишечная лямблия относится к

Ответ:

7. Брюшная нервная цепочка есть у

1) гидры пресноводной

2) червя дождевого

3) цепня бычьего

4) сосальщика печеночного

Ответ:

8. Непосредственно в легкие воздух проводит (ят)

1) венозная кровь

2) артериальная кровь

Ответ:

9. Чувствительный нейрон

1) воспринимает раздражение

2) проводит нервный импульс в ЦНС

3) проводит импульс с вставочного нейрона на исполнительный

4) проводит импульс из ЦНС к органам и железам

Ответ:

10. Что образуется в губчатой ткани костей?

3) суставная жидкость

4) межклеточное вещество

Ответ:

11. Кому можно переливать кровь четвертой резус отрицательной группы?

1) всем реципиентам

3) только реципиентам той же резус отрицательной группы

4) всем реципиентам с четвертой группой крови

Ответ:

12. Чья кровеносная система показана на рисунке?


Ответ:

13. Что из перечисленных веществ всасывается в кровь в тонкой кишке человека?

Ответ:

14. Моча у человека образуется в

1) почечной лоханке

2) почечных канальцах

3) мочевом пузыре

Ответ:

15. Какой цифрой обозначена часть оптической системы глаза?


Ответ:

16. Характерной чертой выработанного условного рефлекса является то, что он

1) одинаков у всех людей

2) наследуется в поколениях

3) не наследуется

4) вырабатывается в процессе эволюции

Ответ:

17. Первую прививку от коровьей оспы сделал

Ответ:

18. Какое из приспособлений помогает бурому медведю переживать холодные зимы?

1) запасание корма впрок

2) активный поиск пищи в любое время года

3) снижение уровня обмена веществ в спячке

4) миграция в теплые места

Ответ:

19. Эволюционное родство организмов подтверждается в первую очередь данными

Ответ:

20. На графике показана активность фермента каталазы у пчел в течение года. На какое время года приходится максимум активности фермента?


Ответ:

21. В приведенной ниже таблице между позициями первого и второго столбца имеется определенная взаимосвязь.

Его научная работа

Теория клеточного иммунитета

Какую работу надо вставить на место пропуска в этой таблице?

1) Происхождение видов

2) Учение о высшей нервной деятельности

3) Создание клеточной теории

4) Открытие структуры молекулы ДНК

Ответ:

22. Верны ли следующие утверждения о газообмене в организме человека?

А. В процессе газообмена количество поступившего азота практически не изменяется.

Б. При газообмене в тканях кровь превращается из артериальной в венозную.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Ответ:

Ответом к заданиям 23—28является последовательность цифр. Запишите эту последовательность цифр в поле ответа в тексте работы.

23. Укажите три обязательных правила, которые должны соблюдаться при эксперименте по выяснению условий для прорастания семян фасоли или гороха.

1) Все семена должны быть разных видов.

2) Семена должны быть одного вида.

3) Для опыта достаточно 1—2 семян.

4) Для опыта необходимо взять много семян и разделить их на группы.

5) Отдельные группы семян необходимо поместить в разные условия.

6) Половину семян нужно поместить во влажные условия, а половину — в сухие.

Ответ:

24. Известно, что речной рак обитает в пресных водоемах с чистой водой. Может ползать с помощью ног или плавать, подгибая хвост. Питается разными беспозвоночными, растениями, падалью. Ведет ночной образ жизни. Размеры тела 10—15 см. Тело членистое, состоит из головы и брюшка. На головогруди расположены два сложных глаза. Используя эти сведения, выберите из приведенного ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого животного. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.

1) Рак способен заползать в небольшие норки в дневное время.

2) Кровеносная система рака незамкнутая.

3) Дышит рак легкими.

4) Тело речного рака сегментировано.

5) Раки раздельнополые животные.

6) Речные раки являются очистителями водоемов.

Ответ:

25. Установите соответствие между группой животных и названием таксономической единицы, к которой они относятся.

26. Установите последовательность этапов прорастания семени фасоли. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1) набухание семени

2) рост зародышевого побега

3) развитие листьев и отмирание семядолей

4) переход питательных веществ в растворимое состояние

5) выход семядолей на поверхность

6) разрыв кожуры семени

27. Вставьте в текст “Птицы” пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведенную ниже таблицу.

Птицы – высокоорганизованные ______________ (А) животные. Кожа тонкая, сухая, лишенная ______________ (Б). Перьевой покров способствует ______________ (В), обтекаемости тела в полете. Скелет легкий, так как полости ______________ (Г) костей заполнены воздухом.

28. На фотографии показана собака породы ДОГ. Рассмотрите фотографию и выберите характеристики, соответствующие его внешнему строению.

А. Определите тип ее морды.


Б. Определите форму ушей собаки.

3) висячие на хряп


В. Определите постав ушей.


Г. По фотографии пасти собаки (не дога), показанной ниже, определите вид прикуса.

1) ножницеобразный (правильный)


Д. Какая форма спины у дога?


Для ответа на задания 29—32 используйте отдельный лист. Запишите сначала номер задания (29, 30 и т. д.), а потом ответ к нему. Ответы записывайте четко и разборчиво.

Прочитайте текст и выполните задание 29.

Железы — это органы, которые выделяют секреты и биологически активные вещества (гормоны), с помощью которых осуществляется гуморальная регуляция жизнедеятельности организма. Их делят на железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Железы внешней секреции (слюнные, железы желудка, кишечные и т.д.) имеют выводные протоки, через которые выделяют свои секреты на поверхность слизистых оболочек или кожи. Железы внутренней секреции (щитовидная, надпочечники, гипофиз) выводных протоков не имеют и выделяют гормоны непосредственно в кровь. Железы смешанной секреции (половые, поджелудочная) выделяют и гормоны, и секреты, и пищеварительные соки. Для гормонов характерна строгая направленность (специфичность) действия. Кроме того, они действуют дистантно, то есть на органы, далеко расположенные от эндокринной железы, вырабатывающей данный гормон. Функция гормонов — регуляция функций организма и поддержание гомеостаза.

29. Используя содержание текста и собственные знания, ответьте на следующие вопросы.

1) Какая железа участвует и в гормональной регуляции жизнедеятельности организма, и в процессах пищеварения?

2) Какие, кроме перечисленных, железы внешней секреции вам известны?

3) Может ли гормон адреналин заменить гормон тироксин? Ответ аргументируйте.

30. Ученые исследовали массу пчел из разных районов. Их интересовали различия в массе у летнего и осеннего поколений пчел, а также характер изменения этого показателя в зависимости от места происхождения. Показатель сырой и сухой массы пчел говорит о степени физиологической подготовки пчел к разным сезонам, накапливанию энергии, отсутствии или наличии у насекомых заботы о выращивании рабочих пчел в улье и т.д.

Изучите таблицу и ответьте на следующие вопросы:

1) Как изменяется масса пчел от лета к осени?

2) Какая масса пчел накапливается больше — сухая или сырая (в процентах)? Сравните и посчитайте этот показатель для пчел Уссурийска.

Пример для расчета сырой массы для пчел Рязанской области:


Тип споровики включает около 2 тыс. видов простейших. Все представители данного типа являются паразитами, что нашло отражение в упрощении строения клетки. Паразитические простейшие – одноклеточные животные, которые живут за счёт других организмов, называемых хозяевами. Свободно существовать в окружающей среде вне хозяина споровики не могут.

Как и все паразитические простейшие, споровики не имеют сократительных вакуолей, у них отсутствуют какие-либо органоиды движения. Пищеварительных вакуолей у них тоже нет, поэтому питание происходит всей поверхностью тела. Другой характерной особенностью споровиков является сложный жизненный цикл со сменой хозяев. Хозяева паразитов – различные позвоночные и беспозвоночные животные (черви, насекомые, млекопитающие), человек.

Обитают споровики в органах пищеварения, выделения, размножения и в крови животных и человека.


Они разрушают ткани хозяина, отравляют организм своими ядовитыми выделениями, вызывают различные заболевания, которые зачастую могут приводить к гибели.

Для человека опасны споровики, которые являются возбудителями малярии. Это малярийный плазмодий. На определённых стадиях своего развития он паразитирует на эритроцитах – красных клетках крови человека. В организме человека развиваются плазмодии трёх видов, которые являются возбудителями самой распространённой трехдневной малярии, четырехдневной малярии и наиболее опасной тропической малярии. Все виды широко распространены в странах с тропическим, субтропическим климатом и экваториальным климатом. Малярийные комары живут в районах, где не бывает низких температур и выпадает много осадков.


Малярийный плазмодий имеет микроскопические размеры, распространяется малярийными комарами. Переносчиками паразита являются только самки, которым для развития яиц необходимо насосать крови. И, как говорилось ранее, у человека вызывает опасное заболевание – малярию.

Рассмотрим жизненный цикл малярийного плазмодия.


В организме комара плазмодии размножаются в его кишечнике и скапливаются в слюнных железах.

При укусе вместе со слюной комара в кровь человека проникают малярийные плазмодии. Попав в кровяное русло, они разносятся по всему телу. В клетках крови они питаются, растут, размножаются, разрушают клетки крови человека, выделяют ядовитые вещества.

После разрушения эритроцита, плазмодии оказываются в крови, и у человека начинается приступ лихорадки – повышается температура, появляются озноб и слабость, мышечные и головные боли. В течение нескольких часов температура повышается до 40 °С. Продолжительность приступа невелика, и через 6 -8 часов температура снижается до нормальной. Прекращение симптомов происходит из-за того, что плазмодии не находятся долго в крови, а проникают в новые эритроциты. Приступы повторяются через каждые два-три дня, и это ведёт к истощению организма.


Малярийных паразитов комар всасывает с кровью зараженного человека.

Всемирной организацией здравоохранения разработаны и реализованы меры борьбы с малярией:


Поэтому теперь от малярии умирает гораздо меньше людей, чем раньше.

К споровикам относится паразит грегарина. Грегарина является внеклеточным паразитом различных беспозвоночных, прежде всего насекомых. Тело этих простейших имеет продолговатую форму или реже округлую форму. На переднем конце тела грегарины имеют структуру с выростами и крючочками, позволяющую паразиту прикрепляться к стенке органа хозяина. Далее следует передний отдел и задний, несущий ядро.


Характерные признаки класса Споровики:

· отсутствуют органоиды движения;

· отсутствуют сократительная и пищеварительная вакуоли;

· постоянная форма тела;

· гетеротрофный тип питания;

· сложный цикл развития.

Кроме споровиков к паразитическим простейшим относятся некоторые представители саркодовых, жгутиковых и инфузорий. Рассмотрим некоторых представителей данных групп.


К паразитическим жгутиковым относятся лямблия, трихомонада, трипаносома.


Лямблии поражают кишечник, печень и половые железы человека. Клетка лямблии похожа на разрезанную пополам грушу, имеет 2 ядра и 8 жгутиков. Она попадает в организм человека в виде цист. Заражение человека происходит при употреблении в пищу плохо вымытых фруктов и овощей, при несоблюдении правил личной гигиены. Заражение лямблиями вызывает заболевание лямблиоз, которое сопровождается кишечными расстройствами.



Значение простейших в природе и жизни человека

Рассмотрим значение простейших. Несмотря на малые размеры тела, простейшие имеют большое значение в природе и жизни человека.

· Они участвуют в круговороте веществ;

· Поедают бактерий, тем самым обеспечивают биологическую очистку водоёмов;

· служат пищей головастикам, малькам рыб и другим водным животным;

· В морях и океанах раковины фораминифер, оседая на дно, образуют горные породы и залежи известняка;

· Являются возбудителями паразитарных заболеваний человека и животных.


Особенности организации одноклеточных или простейших, их классификация.

Количество видов – 40 тысяч.

Среды обитания.

  1. Вода: пресноводные и морские.
  2. Почва.
  3. Тело хозяина.(у паразитов)

Строение клетки.

Органоиды специального назначения.

Органоиды движения (корненожки – псевдоподии; жгутиковые – жгутики; инфузории – реснички)

  1. Сократительные вакуоли– для удаления избытка воды и продуктов обмена (выделение)
  2. Органоиды, обеспечивающие раздражимость – светочувствительный глазок. (Направленное перемещение под влиянием света – фототаксис.)
  3. Пищеварительные органоиды: клеточная воронка, клеточный рот, глотка, порошица – органоид для удаления непереваренных остатков.

Размножение.

  1. Бесполое – деление клетки (в благоприятных условиях).
  2. Половое - в неблагоприятных условиях.

Инцистирование – образование цисты в неблагоприятных условиях.

Класс Саркодовые (Корненожки)

  1. Обыкновенная амёба
  2. Раковинная амёба-однокамерная раковина из хитиноподобного органического вещества (пресные водоёмы)
  3. Фораминиферы-многокамерные раковины из извести(дно морей)
  4. Лучевики (радиолярии)-радиальный внутренний скелет из кремнезёма ("парение" в толще морей)
  5. Солнечники-шаровидные, эктоплазма, эндоплазма (пресные и моря)

Класс Жгутиковые

1.Эвглена зелёная - миксотрофное питание (смешанное)

На свету - фотосинтез(автотрофное), в темноте - гетеротрофное (готовыми орг. веществами)

2. Вольвокс - колония (группа одноклеточных жгутиковых) 1000 клеток

3. Трипаносома - паразит (возбудитель сонной болезни) от мухи це-це

4. Лямблия - паразит, вызывает кишечные расстройства (тонкая кишка)

Самостоятельная работа:

"Подцарство Одноклеточные животные"

1 вариант

1.Зарисуйте эвглену зелёную и подпишите части и органоиды её клетки (9 или больше названий). Подчеркните органоиды специального назначения.

2. Рядом с названием животного напишите название типа и класса (если есть), к которому оно относится.

  1. Амёба раковинная
  2. Фораминиферы
  3. Инфузория трубач
  4. Эвглена зелёная
  5. Малярийный плазмодий
  6. Лучевики (Радиолярии)

Самостоятельная работа:

"Подцарство Одноклеточные животные"

2 вариант

1. Зарисуйте инфузорию туфельку и подпишите части и органоиды её клетки (10 или больше названий). Подчеркните органоиды специального назначения.

2. Рядом с названием животного напишите название типа и класса (если есть), к которому оно относится.

  1. Амёба дизентерийная
  2. Трипаносомы
  3. Солнечники
  4. Вольвокс
  5. Лямблия кишечная
  6. Инфузория туфелька

Ответы. 1 вариант

2. Рядом с названием животного напишите название типа и класса (если есть), к которому оно относится.

  1. Амёба раковинная -Тип Саркожгутиконосцы Класс Саркодовые
  2. Фораминиферы-Тип Саркожгутиконосцы Класс Саркодовые
  3. Инфузория трубач-Тип Инфузории, или Ресничные
  4. Эвглена зелёная-Тип Саркожгутиконосцы КлассЖгутиковые
  5. Малярийный плазмодий-Тип Споровики
  6. Лучевики (Радиолярии)Тип Саркожгутиконосцы Класс Саркодовые

Ответы. 2 вариант

2. Рядом с названием животного напишите название типа и класса (если есть), к которому оно относится.

  1. Амёба дизентерийная-Тип Саркожгутиконосцы Класс Саркодовые
  2. Трипаносомы-Тип Саркожгутиконосцы КлассЖгутиковые
  3. Солнечники-Тип Саркожгутиконосцы Класс Саркодовые
  4. Вольвокс-Тип Саркожгутиконосцы КлассЖгутиковые
  5. Лямблия кишечная-Тип Саркожгутиконосцы КлассЖгутиковые
  6. Инфузория туфелькаТип Инфузории, или Ресничные

Особенности организации одноклеточных, или простейших, их классификация.

Количество видов – 40 тысяч.

Вода: пресноводные и морские.

Тело хозяина.(у паразитов)

Органоиды специального назначения.

Органоиды движения (корненожки – псевдоподии; жгутиковые – жгутики; инфузории – реснички)

Сократительные вакуоли – для удаления избытка воды и продуктов обмена (выделение)

Органоиды, обеспечивающие раздражимость – светочувствительный глазок. (Направленное перемещение под влиянием света – фототаксис.)

Пищеварительные органоиды: клеточная воронка, клеточный рот, глотка, порошица – органоид для удаления непереваренных остатков.

Бесполое – деление клетки (в благоприятных условиях).

Половое - в неблагоприятных условиях.

Инцистирование – образование цисты в неблагоприятных условиях.

Класс Саркодовые (Корненожки)

Раковинная амёба - однокамерная раковина из хитиноподобного органического вещества (пресные водоёмы)

Фораминиферы - многокамерные раковины из извести (дно морей)

Лучевики (радиолярии) - радиальный внутренний скелет из кремнезёма ("парение" в толще морей)

Солнечники - шаровидные, эктоплазма, эндоплазма (пресные и моря)

1.Эвглена зелёная - миксотрофное питание (смешанное)

На свету - фотосинтез(автотрофное), в темноте - гетеротрофное (готовыми орг. веществами)

2. Вольвокс - колония (группа одноклеточных жгутиковых) 1000 клеток

3. Трипаносома - паразит (возбудитель сонной болезни) от мухи це-це

4. Лямблия - паразит, вызывает кишечные расстройства (тонкая кишка)

"Подцарство Одноклеточные животные"

1.Зарисуйте эвглену зелёную и подпишите части и органоиды её клетки (9 или больше названий). Подчеркните органоиды специального назначения.

2. Рядом с названием животного напишите название типа и класса (если есть), к которому оно относится.

"Подцарство Одноклеточные животные"

1. Зарисуйте инфузорию туфельку и подпишите части и органоиды её клетки (10 или больше названий). Подчеркните органоиды специального назначения.

2. Рядом с названием животного напишите название типа и класса (если есть), к которому оно относится.

Ответы. 1 вариант

2. Рядом с названием животного напишите название типа и класса (если есть), к которому оно относится.

Амёба раковинная - Тип Саркожгутиконосцы Класс Саркодовые

Фораминиферы -Тип Саркожгутиконосцы Класс Саркодовые

Инфузория трубач-Тип Инфузории, или Ресничные

Эвглена зелёная- Тип Саркожгутиконосцы КлассЖгутиковые

Малярийный плазмодий-Тип Споровики

Лучевики (Радиолярии) Тип Саркожгутиконосцы Класс Саркодовые

Ответы. 1 вариант

2. Рядом с названием животного напишите название типа и класса (если есть), к которому оно относится.

Амёба дизентерийная- Тип Саркожгутиконосцы Класс Саркодовые

Трипаносомы- Тип Саркожгутиконосцы КлассЖгутиковые

Солнечники- Тип Саркожгутиконосцы Класс Саркодовые

Вольвокс- Тип Саркожгутиконосцы КлассЖгутиковые

Лямблия кишечная- Тип Саркожгутиконосцы КлассЖгутиковые

Инфузория туфелька Тип Инфузории, или Ресничные

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции