Какие особенности строения плоских и круглых червей

Тип Черви — это группа многоклеточных животных с вытянутым телом, в котором нет скелета. Черви обитают в почве, морях и пресных водоёмах. Многие из них являются паразитами животных, растений и человека. Среди червей встречаются такие мелкие, что их можно обнаружить только с помощью увеличительных приборов. Однако бывают и крупные черви достигающие нескольких метров в длину.

По форме тела червей разделяют на три типа: Плоские, Круглые и Кольчатые. Все черви — трёхслойные животные. Их ткани и органы развиваются из трёх зародышевых слоёв — эктодермы, энтодермы и мезодермы.

Тип Плоские черви объединяет около 12500 видов. По своей организации они выше кишечнополостных, но среди трёхслойных животных являются самыми примитивными. Эти животные могут медленно ползать. Самый характерный признак плоских червей — уплощённое (приплюснутое) тело, в форме длинной ленты.

На рисунке ниже показано строение Плоского червя на примере Планарии.


Тело уплощено в спинно-брюшном направлении, про­странство между органами заполнено особой тканью - паренхимой (полости тела нет)

Кожно-мускульный мешок (кожа, сросшаяся с мус­кульными волокнами)

Глазки в передней части тела, осязательные клетки разбросаны по всему телу

Пищеварительная система слепо замкнута; есть рот --> глотка --> разветвленный кишечник

Всей поверхностью тела

Система канальцев, открывающихся наружу по бокам тела

Размножение плоского червя

Гермафродиты; в семенниках созревают сперматозои­ды, в яичниках - яйцеклетки; самка откладывает яйца, из которых появляются молодые черви

Плоские черви классы

Класс Ресничные Черви

Свободноживу­щие водные жи­вотные, тело которых по­крыто реснич­ками.

Являются паразитами животных и человека, их тело покрыто плотной оболочкой, есть при­соски для прикрепле­ния к телу хозяина

Класс Ленточные черви

Являются также паразитами кишечника животных и человека; имеют длинное члени­стое тело (до 10 м), го­ловку с присосками для прикрепления. Питание происходит всей поверхно­стью тела.

Тип Круглые черви — большая группа животных с длинным, круглым в поперечном разрезе телом, которое заострено на переднем и заднем концах. Для круглых червей характерно наличие свободного пространства внутри тела — первичной полости. В ней расположены внутренние органы, окружённые полостной жидкостью. Омывая клетки организма, она участвует в газообмене и переносе веществ. Тело круглых червей покрыто прочной оболочкой — кутикулой. Данная группа насчитывает около 20 тысяч видов.

На рисунке ниже показано строение Круглого червя на примере Аскариды.



Вытянутое цилиндрическое тело, заостренное с обоих концов, круглое в поперечном сечении, есть полость тела

Брюшная нервная цепочка

Рот (3 жесткие губы) --> глотка --> кишечная трубка --> анальное отверстие

Всей поверхностью тела

Через поверхность тела

Большинство раздельнополы; самка откладывает яйца, из которых появляются молодые черви

Большинство - паразиты: аскарида, острица - паразигы животных; есть паразиты растений и свободноживущие черви (волосатик)

Тип Кольчатые черви — группа животных чьи представители имеют тело, разделённое на членики, напоминающие сложенные друг за другом кольца. Насчитывают около 9 тысяч видов кольчатых червей. Между кожно-мускульным мешком и внутренними органами у них имеется целом — вторичная полость тела, заполненная жидкостью.



Тело состоит из сегментов, есть полость тела

Кожа; мышцы - продольные и кольцевые

Надглоточный и подглоточный нервные узлы и брюш­ная нервная цепочка, от которой в каждом сегменте отходят нервы

Рот --> глотка --> пищевод --> зоб --> желудок --> кишка --> анальное отверстие

Всей поверхностью тела; у морских есть специальные выросты тела —жабры

В каждом сегменте - пара канальцев, открывающихся наружу выделительными порами

Размножение кольчатых червей

Гермафродит; самка откладывает в кокон яйца, из ко­торых появляются молодые черви

1. Класс Малошетинковые - обитают в основном в почве и пресных водоемах, имеют мелкие щетинки на каждом сегменте (представитель – дождевой червь)

2. Класс Многошетинковые - обитают в морях; имеют по бокам тела парные выросты со щетинками (представитель - нереида, пескожил)

_______________

Источник информации: Биология в таблицах и схемах./ Издание 2е, - СПб.: 2004.

Особенности строения и многообразие круглых червей




Тип Плоские черви



Тема урока: Тип Круглые черви, особенности их организации


Нога больного слоновьей болезнью, вызываемой поселяющейся в лимфатических протоках нитчаткой Банкрофта


Желудок свиньи, забитый аскаридами.


  • Познакомиться с особенностями организации круглых червей
  • Узнать о степени опасности, которую они могут представлять для человека, животных и растений при несоблюде-нии санитарно –гигиенических норм в профилактике гельминтозов

Известный ученый Северцов, исследуя эволюцию животных, установил, что биологический прогресс характеризуется следующими признаками:

  • Численным увеличением особей данного вида;
  • Прогрессирующим расселением, т.е. захватом новых сред обитания;
  • Возрастающим многообразием форм

Сравнительная характеристика плоских и круглых червей

  • Число видов
  • Форма
  • Среда обитания
  • Образ жизни
  • Вид симметрии
  • Сегментированность тела
  • Кожно- мускульный мешок
  • Полость тела
  • Нервная система
  • Органы чувств
  • Пищеварительная система
  • Выделительная система
  • Дыхание
  • Кровеносная система
  • Половая система
  • Оплодотворение
  • Развитие
  • Происхождение

Вытянутая, уплощена в спинно-брюшном направлении

Почва, вода, организм

Нет, есть у ленточных

Экто-, энто-, мезодерма

Нет, заполнена паренхимой

Примитивные светочув. глазки

Рот (в центре брюш. ст)., глотка,

Диффузия или нет

Гермафродиты, семенники, яичники

Яйцо – личинка-взрослый орг.


Сравнительная характеристика плоских и круглых червей

  • Число видов
  • Фома
  • Среда обитания
  • Образ жизни
  • Вид симметрии
  • Сегментированность тела
  • Кожно- мускульный мешок
  • Полость тела
  • Нервная система
  • Органы чувств
  • Пищеварительная система
  • Выделительная система
  • Дыхание
  • Кровеносная система
  • Половая система
  • Оплодотворение
  • Развитие
  • Происхождение

Вытянутая, уплощена в спинно-брюшном направлении

Почва, вода, организм

Нет, есть у ленточных

Экто-, энто-, мезодерма

Нет, заполнена паренхимой

Примитивные светочув. глазки

Рот (в центре брюш. ст)., глотка,

Диффузия или нет

Гермафродиты, семенники, яичники

Яйцо – личинка-взрослый орг.

попер. сеч. – круг

Рот (в нач.), глотка,

Диффузия или нет


Строение кожно – мускульного мешка

Кутикула - гибкая, эластичная, прочная оболочка, которая образуется за счет кожных клеток (эпителия), имеет защитное значение и поддерживает достаточно высокое давление полостной жидкости.

Гиподерма – живая эпителиальная ткань

Кожно – мускульный мешок ограничивает первичную полость тела, заполненную первичнополостной жидкостью, в которой располагаются системы внутренних органов


Общая характеристика круглых червей

  • Длинное, не разделенное на членики тело
  • В поперечном разрезе тело круглое
  • Двустороннесимметричные животные
  • Трехслойные животные
  • Есть полость тела
  • Кишечник начинается ротовым отверстием и заканчивается анальным
  • Один слой продольных мышечных волокон
  • При движении могут лишь изгибаться
  • Тело плотное, упругое, снаружи покрытое плотной оболочкой кутикулой.


Прогрессивные черты развития круглых червей:

Гельминты – глисты, черви – паразиты

(греч. гельминтос – червь, глист)

Дегельминтизация – удаление или изгнание паразита из тела хозяина

(от лат. De – приставка, означающая завершение действия)

Большую роль в разработке способов борьбы с гельминтами и профилактике гельминтозов (заболеваний, вызванных гельминтами) сыграл академик Константин Иванович Скрябин


Константин Иванович Скрябин (1878 – 1972 г.г.)

так понимал счастье академик Константин Иванович Скрябин –

основатель гельминтологической науки в нашей стране.


Жизненный цикл и пути заражения человеческой аскаридой


Аскаридоз – это заболевание, вызванное аскаридами.

  • Головные боли
  • Общая слабость
  • Головокружение
  • Раздражительность
  • Снижение работоспособности и памяти

Каковы причины такого состояния?


выведение в кишечник человека токсичных веществ Клубки аскарид могут стать причиной непроходимости и разрыва кишечника


Жизненный цикл и пути заражения человека острицей

Острица паразитирует у детей в нижнем отделе тонкого кишечника. Самки бывают длиной около 10мм,а самцы – 3-5 мм.Заболевание – энтеробиоз.

  • Неспокойный сон
  • недосыпание
  • ухудшение самочувствия
  • понижение трудоспособ-ности и даже нервные расстройства.
  • Иногда – воспаление червеобразного отростка – аппендицит.

Задание: Заполните таблицы:

Стадии развития острицы

Где происходит развитие

Пути заражения острицей и борьба с ней


Пути заражения трихинеллой спиральной и борьба с ней


Трихинелла достигла очень высокой специализации. Она ни на одной стадии своего развития не выходит во внешнюю среду, что свидетельствует о хорошо развитой приспособленности к паразитизму.

Яйца аскариды выводятся во внешнюю среду, где большая часть их погибает, а развиваются и достигают половозрелого состояния лишь немногие, попавшие в благоприятные условия.

Процент выживаемости у трихинеллы выше, так как её цикл развития не связан с внешней средой.



  • Круглые черви являются прогрессирующей группой, т.к.
  • Заселили все среды обитания
  • Многообразны
  • Появление ароморфозов:

Первичная полость, ротовое отверстие в переднем конце, анальное отверстие

  • Половой диморфизм
  • Приспособленность к паразитизму

2. Меры профилактики против гельминтоза:

  • Личная гигиена
  • Санитарный контроль за качеством воды и пищевых продуктов

Информация о документе
Дата добавления:
Размер:
Доступные форматы для скачивания:

Круглые черви. Особенности организации круглых червей. Свободно живущие и паразитические

1. изучить особенности организации круглых червей на примере Нематоды;

2.рассмотреть многообразие их видов;

3.научиться узнавать представителей типа Плоских червей и Типа Круглых червей на таблицах и рисунках

4.Выявить отличия в строении и жизнедеятельности свободноживущих и паразитических червей

5. Продолжить формирование навыков логически мыслить , обобщать и делать выводы.

Постановка познавательной задачи (Рассказать о цели урока)

Проверка домашнего задания ( на слайдах задания разного уровня)



Задание№1 (1 уровень сложности)

Какие животные изображены на рисунках?

Назовите особенности строения этих животных

Задание №2 (2 уровень сложности)

Гидра и актиния по своему внешнему виду напоминают растения.

Какие признаки указывают на то, что это животные?

Какой тип питания у этих животных?

наличие этих клеток– одна из наиболее характерных особенностей кишечнополостных. О каких клетках идет речь? Какие функции они выполняют?

Слайд №5 ( Анализ рисунков)



Задание 1 (1 Уровень сложности)

1.Каковы общие признаки типа Плоские черви?

2.Какие системы органов изображены на рисунке 1 и 2?

Задание 2 (2 уровень)

1.Чем сходны планария и гидра?

2.О чем свидетельствует это сходство?

*В чем проявляется усложнение строения планарии по сравнению с гидрой?

Слайд №6 (Работа со схемой)



Задание 1(1 уровень сложности)

Расскажите о жизненном цикле свиного цепня.

Какие меры позволят предотвратить заражение людей и животных этим паразитом?

Задание 2(2 уровень сложности)

Какие особенности строения плоских червей связаны с паразитизмом?

*Какая симметрия у плоских червей? Определите вид симметрии тела у следующих животных:
Бабочка, губка, карась, змея, гидра, стрекоза, актиния, морская звезда, курица, медуза, кошка

Слайд №7 Работа в тетрадях

Заполните таблицу (Повторение )

Слайд №8 Изучение нового материала

Работа с текстом учебника ( Комментированное чтение)

Слайд №9 Признаки круглых червей

Анализ прочитанного (Составление схемы)

Слайд №10 ( Изучение особенностей строения паразитических червей)

внешнее и внутреннее строение аскариды



Слайд №11 Выступление учащегося

Жизненный цикл аскариды

Расскажите о путях заражения аскаридами
Предложите методы профилактики заражения

Слайд №12 Приспособления к паразитизму

Предложить учащимся самостоятельно сделать вывод о приспособлениях круглых червей к паразитизму на основе полученных знаний о плоских и круглых червях

Закрепление изученного материала

Слайд№13 Тестовые задания. Выполняют в тетради: пишут № вопроса и № ответа

Для более эффективного закрепления изученного предлагаю учащимся провести взаимопроверку тестовых заданий

Слайд№14 вопросы для обсуждения

учащимся дается 2-3 минуты для подготовки к ответу

1Какие особенности строения и жизнедеятельности

характерны для круглых червей?

2.Какие прогрессивные изменения произошли у круглых

червей по сравнению с плоскими в ходе эволюции?

3.Какое значение имеет высокая плодовитость

Итог урока (Творческая работа )

Слайд №17 Рефлексия

Предложить учащимся высказать свое мнение об уроке, выбрав один из вариантов ответа и дополнив его:

На этом уроке я узнал что ………

Мне было скучно, потому, что……..

Мне понравилось изучать биологию с помощью компьютера потому, что……….


Тип Круглые черви (Nemathelminthes)


• Об особенностях внешнего и внутреннего строения круглых червей и о чертах усложнения их строения.

• О мерах профилактики заражения человека круглыми червями.


• Какие системы органов имеются у плоских червей?

• Как предупредить заболевания, вызываемые плоскими червями?

Общая характеристика круглых червей

Круглые черви — это группа червей, имеющих вытянутое нечленистое, круглое в поперечном разрезе тело (отсюда и название типа). По сравнению с плоскими червями круглые черви имеют более сложное строение. В пространстве между стенками тела и кишечником находится не паренхима, а первичная полость тела , не связанная с внешней средой. Кишечник не слепо замкнут, а заканчивается анальным отверстием .

Класс Нематоды (Nemathoda): общая характеристика


Рис. 57. Свободноживущие ( 1 ) и паразитические ( 2, 3 ) круглые черви: 1 — стейтория (морская нематода); 2 — аскарида; 3 — острица

Нематоды — группа круглых червей, к которым относится паразит человека — человеческая аскарида . В мире насчитывается около 20 тыс. видов нематод (рис. 57). Свободноживущие нематоды — очень мелкие черви длиной до 5 см. Они обитают на дне морей и пресных водоёмов, в сырой земле и листовом опаде. Паразитические виды обитают внутри других животных, обычно достигая длины 20–40 см. Свободноживущие нематоды питаются бактериями, водорослями, органическими частицами, перегнившими органическими остатками. Но есть и хищники, паразиты грибов, растений и животных. У некоторых в глотке имеются выросты кутикулы — своеобразные зубы. С их помощью нематоды прокалывают покровы животных и растений.

Тело нематод веретенообразное: оно сужено к переднему и заднему концам. Вдоль тела проходят четыре продольные борозды. У свободноживущих нематод на заднем конце тела имеются хвостовые железы. Выделения этих желёз клейкие, с их помощью черви прикрепляются к грунту.

Под плотной упругой кутикулой залегает эпителиальный слой, под ним мышцы — четыре продольные ленты, позволяющие круглым червям ползать, изгибая тело. Кутикула, эпителиальные клетки и мышцы образуют кожно-мускульный мешок (стенки тела).

Внутреннее строение нематод

Пищеварительная система. У нематод кишечник имеет вид прямой трубки, проходящей через всё тело (рис. 58). Ротовое отверстие находится на переднем конце тела и окружено губами. Глотка имеет плотные мускулистые стенки. Непереваренные остатки пищи удаляются из кишечника через анальное отверстие.



Рис. 58. Продольный ( А ) и поперечный ( Б ) разрезы тела круглого червя: 1 — ротовое отверстие; 2 — глотка; 3 — кишечник; 4 — кутикула; 5 — анальное отверстие; 6 — женская половая система; 7 — выделительное отверстие; 8 — нервная система

Дыхание. У свободноживущих круглых червей газообмен (потребление кислорода и выделение углекислого газа) происходит через покровы тела. У паразитических нематод необходимая для жизнедеятельности энергия выделяется за счёт расщепления накопленного в теле сложного углевода — гликогена. Кровеносная система у круглых червей отсутствует. Питательные вещества и вредные продукты жизнедеятельности переносит жидкость первичной полости тела.

Нервная система нематод представлена шестью продольными нервными стволами, соединёнными кольцевыми перемычками. От них к внутренним органам отходят нервы.

Органы чувств у круглых червей, особенно у паразитических видов, развиты очень слабо. На передней части тела располагаются щетинки, служащие органами осязания, и обонятельные ямки. У некоторых свободноживущих нематод есть примитивные глаза.

Выделительная система состоит из двух каналов, лежащих по бокам тела нематоды. Они открываются наружу выделительным отверстием на брюшной стороне в передней части тела. С противоположного конца каналы слепо замкнуты. Вредные вещества из первичной полости тела через стенку каналов поступают в выделительную систему и выводятся наружу. Кроме того, в теле нематоды есть особые клетки, которые накапливают продукты обмена, ненужные организму.

Нематоды — раздельнополые животные. У самок имеются парные яичники, яйцеводы, матка и непарное половое отверстие , которое открывается на брюшной стороне тела. У самца — один семенник, переходящий в семяпровод. Он впадает в заднюю кишку перед самым анальным отверстием. Оплодотворение внутреннее. У самца есть подвижные кутикулярные иголочки, с помощью которых он вводит сперматозоиды в половое отверстие самки.

Человеческая аскарида паразитирует в тонком кишечнике человека. Длина самцов человеческой аскариды — 15–25 см, а самок — 20–40 см. В организме заражённого человека обитает сразу несколько червей-паразитов, иногда их число может достигать нескольких сотен. Питаются аскариды содержимым кишечника.


Аскариды очень плодовиты — каждая самка откладывает около 200 тыс. яиц в год. Оказавшись во внешней среде, яйца аскарид могут сохранять жизнеспособность в течение нескольких лет. С загрязнённой пищей или водой яйца попадают в кишечник человека. Из них выходят личинки, проникают в кровь и переносятся в лёгкие. При кашле личинки попадают в глотку, проглатываются и вновь оказываются в кишечнике, где развиваются во взрослых червей.

В организме человека паразитирует и другой круглый червь — острица . Это мелкие черви: самцы достигают длины 0,5 см, самки — около 1 см. Острицы обитают в толстом кишечнике и питаются его содержимым. Человек заражается острицами употребляя пищу или воду, загрязнённую яйцами паразита. Яйца такие мелкие, что их могут переносить насекомые, например мухи и тараканы.


Самки со зрелыми яйцами выползают наружу через анальное отверстие, откладывают вблизи него яйца и погибают. Продолжительность жизни остриц в теле хозяина — около одного месяца. После этого наступает самоизлечение. Однако обычно этого не происходит из-за многократного самозаражения больного.

Паразиты отравляют организм человека ядовитыми продуктами жизнедеятельности, нарушают процесс пищеварения. Для профилактики заражения необходимо мыть руки, фрукты и овощи, а также гладить нательное и постельное белье, предотвращая возможность попадания личинок к человеку.

Круглые черви отличаются от плоских червей более сложным строением и процессами жизнедеятельности. У них появилась первичная полость тела, а кишечник имеет вид трубки, открытой с обоих концов. У круглых червей лучше развиты выделительная и нервная система, включая органы чувств. Среди круглых червей есть свободноживущие и паразитические виды.

Первичная полость тела; анальное, выделительное и половое отверстия; матка.


1. Используя текст параграфа, назовите функции первичной полости тела. Какая особенность строения, связанная с выполняемыми функциями, отличает первичную полость тела от кишечной полости?

2. Охарактеризуйте признаки отличия круглых червей от плоских.

3. Установите взаимосвязь строения и образа жизни представителей типа Круглые черви.

4. Назовите меры профилактики заражения человека круглыми червями.

5. Занесите сведения о круглых червях в таблицу, составленную при изучении систем органов животных.

Разделы: Биология

Цель урока: выяснить особенности строения и жизнедеятельности круглых червей. Изучить представителей данного типа.

Эпиграф к уроку: “Кто предупрежден – тот вооружен”.

Задачи обучения.

    Раскрыть особенности организации круглых червей, их многообразие.
  1. Рассмотреть черты приспособленности человеческой аскариды к паразитизму.

Развитие мышления посредством решения проблемных задач; умение сравнивать, обобщать и систематизировать информацию, делать выводы, работать с учебником, дополнительной информацией.

Задачи воспитания: воспитывать бережное отношение к своему здоровью; умение работать в коллективе; прививать правила, навыки гигиены.

Формы работы:

  • общеклассная,
  • индивидуальная,
  • групповая.
  • Методы: репродуктивные, частично-поисковые.

    Организация деятельности на уроке: повторение, изучение нового материала, закрепление.

    Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, компьютерная презентация (Приложение 1), задания для работы в группах; тестовые задания; электронное издание “Биология 6-11 класс”. Республиканский мультимедиа центр; учебник: В.Б. Захаров, Н.И.Сонин “Биология. Многообразие живых организмов”, 7 класс, М.: “Дрофа”, 2009; книга для чтения по зоологии”. А.С. Молис.

    I. Организационный момент.

    II. Проверка знаний.

    Ребята, какой тип животных вы изучили на последнем уроке? (Тип плоские черви). Давайте вспомним вместе с вами, что представляют из себя животные этого типа. Я буду читать стихотворение, а вы мне будете помогать, вставляя пропущенные слова. (Предполагаемые ответы учащихся выделены курсивом)

    Тип Плоские черви.
    Вы уже изучили
    И много нового для себя открыли
    Симметрия их тела,
    Скажите без промедления, имеет:
    Двусторонне – симметричное строение.

    На несколько слоев разделено их тело:
    Экто-, энто- и мезодерма
    Классов немного в типе
    Легко их перечесть,
    Ведь червей плоских
    Всего три класса есть
    Первый класс Ресничные

    А где они живут? И какой образ жизни эти черви ведут?

    Второй класс Сосальщики
    Исключительно паразитический весь
    У них для прикрепления
    Специальные органы есть?
    (Присоски, крючья, шипы)

    Третий класс Ленточные
    Живут внутри других
    Поэтому многие органы отсутствуют у них
    Их тело приспособлено к такому существованию
    Нет у них кишечника, органов дыхания
    Кровеносной системы

    Вот еще хотелось, заметить в заключение
    У многих червей – паразитов развитие идет…
    С превращением и со сменой хозяина

    III. Переход к изучению нового материала.

    Какой тип животных в систематике расположен после типа “Плоские черви”? (Круглые черви)

    Эпиграфом к нашему уроку я взяла латинскую пословицу “Кто предупрежден – тот вооружен”. И в конце урока вы сами ответите на вопрос: “Почему к данной теме подходит это высказывание.

    IV. Изучение нового материала.

    А как вы думаете, почему их так называют? Круглые? С чем их можно сравнить? (Заслушиваются ответы детей, и подводиться итог: тело в поперечном сечении круглое)

    - Что мы должны узнать об этих животных? (Познакомиться с их строением, многообразием, особенностями развития)

    С чего начинается изучение любого типа? (С составления общей характеристики). Давайте вместе с вами составим характеристику Круглых червей. А для этого мы разделимся по вариантам. Каждый вариант должен найти в тексте учебника на стр. 119-123, сведения о…

    1 вариант – о среде обитания Круглых червей

    2 вариант – о строении нервной системы

    3 вариант – об органах чувств

    4 вариант – о пищеварительной системе

    5 вариант – об органах выделения

    6 вариант – о половой системе

    (Работа детей с учебником)

    Составление общей характеристики круглых червей. (Каждый вариант отвечает на вопросы поставленные учителем)

    1. Численность круглых червей чуть больше? (20.000 видов)

    2. Среда обитания? Где они встречаются? (В воде – коловратки, в почве, паразиты в организме животных, растений, грибов)

    (В словари учащиеся записывают термин “фитонематоды”)

    Обратите внимание на рисунки учебника, где изображены представители круглых червей.

    3. Строение. (Работа с учебником)

    - Форма тела? (Веретеновидная)

    - Рот на переднем конце тела, на брюшной стороне анальное отверстие, половое отверстие у самок.

    - Снаружи тело покрыто? (Многослойной кутикулой – плотной оболочкой).

    Какова ее роль? (Защита). Особенно она необходима паразитическим формам. Почему? (Чтобы не быть переваренным)

    - Под кутикулой расположен слой продольных мышечных волокон. Как вы считаете, как круглые черви будут передвигаться? (Изгибая свое тело, не могут укорачивать и удлинять)

    - Под слоем кожно-мускульного мешка у червей располагается полость тела.

    Первичная – схизоцель. Она заполнена жидкостью, которая выполняет роль внутренней среды. (учащиеся записывают в словарики новый термин)

    4. Строение нервной системы? (Она образованна окологлоточным нервным кольцом и 6 нервными стволами с перемычками, спиной и брюшной стволы – мощнее)

    5. Органы чувств. Развиты слабо, есть органы осязания, химического чувства, примитивные глаза.

    6. Пищеварительная система: рот – глотка – кищка – анальное отверстие, у некоторых губы, кутикулярные зубы, скелет.

    7. Органы выделения. (Одноклеточные кожные железы)

    8. Половая система. Раздельнополые, самки крупнее, чем самцы – такое явление называется половым диморфизмом. А как вы думаете, почему самка крупнее самцов? (Так как в теле самки развиваются яйца)

    (Запись термина в словари)

    Упражнение на развитие неречевого слуха “Изобразите слова” с помощью мимики, пантомимы (ползать, шуршать, шелестеть, журчать, трещать, скрипеть, булькать).

    В чем проявляется усложнение в строении круглых червей по сравнению с плоскими червями?

    1. Появляется первичная полость тела.

    2. Пищеварительная система сложнее, появляется анальное отверстие.

    3. Нервная система – окологлоточное нервное кольцо, 6 нервных стволов

    Запишите эти отличия в рабочей тетради в задании № 74 (кратко).

    Просмотр фрагмента “Жизненный цикл паразитических червей (аскариды).

    (Диск “Электронное издание. Биология 6-11 класс. Республиканский мультимедиа центр”)

    - Обратите внимание на развитие аскариды. Есть ли у аскариды промежуточный хозяин?

    Обсуждение просмотренного фрагмента.

    Такие паразитические черви как аскарида, называются гельминтами. А в народе? (Глистами) Чем опасна аскарида? (Вызывает расстройство пищеварения, отравляет организм, может вызывать разрывы внутренних органов, воспаление легких)

    Заболевания вызываемое аскаридами так и называется – аскаридозом. Длина тела самки до 40 см, самцов 15-25 см. Специальных органов прикрепления у аскариды нет. А как же они удерживаются в кишечнике и не выносятся вместе с пищей? (Все время движутся навстречу пище)

    Работа с рисунком учебника

    Посмотрите на рисунок в учебнике на стр. 123.

    Давайте еще раз повторим, как происходит заражение человека аскаридозом. Яйца с находящимися в них личинками попадают в организм человека. Каким образом? (С пищей, водой)

    Яйца попадают в кишечник, из них выходит личинка. Куда она попадает? (В кровь – в печень – в сердце – в легкие – в рот – в кишечник)

    Развитие идет без смены хозяев.

    А сейчас я предлагаю провести ученый совет. Сейчас вы будете работать в группах по 4 -5 человек. Вы получите вопросы, на которые нужно подготовить устный ответ. Для ответа на вопросы воспользуйтесь дополнительной литературой, Интернет-ресурсами (если нет возможности выйти в интернет с помощью компьютера, можно воспользоваться сотовыми телефонами; дополнительную литературу подготовить заранее и раздать их группам). Время работы групп 2-3 минуты.

    Каждая группа – это ученые.

    2-я группа - врачи

    3-я группа - врачи

    4-я группа - историки

    5-я группа - гигиенисты

    Задание для 1 группы (математики)

    Подсчитайте, сколько яиц отложит самка аскариды, если известно, что в сутки она выделяет около 200 тысяч, а живет около года? Какое значение имеет такая плодовитость?

    Задание для 2 группы (врачи)

    Как человек заражается трихинеллой? Какую опасность представляют эти паразитические черви?

    Задание для 3 группы (врачи)

    Что представляет из себя острица? Почему ими часто болеют дети?

    Задание для 4 группы (историки)

    Какой вклад в развитие гельминтологии внес Константин Иванович Скрябин?

    Задания для 5 группы

    Предложите меры предотвращения заражения гельминтами.

    После работы группы предоставляют свои выступления.

    Примерное содержание выступления

    (73 млн.) (300 тыс. острица)

    Какое значение имеет такая плодовитость? (Возможность продолжить существование)

    Трихинелла – маленький, но очень опасный паразит.

    Длина самки около 3 мм., самцы вдвое меньше. Основным хозяином трихинеллы являются крысы. От крыс могут получить трихинеллу и свиньи (они всеядны и также поедают мертвых крыс).

    Если мясо свиньи с заключенными в нем личинками будет съедено человеком в непроваренном или в недожаренном виде, человек заболевает трихинеллезом. Из яиц в кишечнике выходят личинки, через день они становятся половозрелыми и рождают 80-100 тысяч яиц в стенках кишечника. Они попадают в кровь, затем в мышцы, здесь они покрываются капсулой и в таком состоянии могут сохраняться многие годы. (До 14 лет) Во время миграции личинок по организму человеку у заболевшего повышается температура, появляются судороги лица, ног, нередко приводящие к смертельному исходу.

    У многих народностей религия запрещает употреблять свиное мясо в пищу, и одна из главных причин, это и есть трихинеллез. Для предупреждения заражения трихинеллезом свиное мясо подвергается особому ветеринарному осмотру в лабораториях.

    Острицы – мелкие паразиты до 1 см, которые паразитируют в толстой и слепой кишке человека, вызывая заболевание энтеробиоз. По форме тела и по строению острица напоминает аскарид, но в сильно уменьшенном виде. Тело у них заканчивается заостренным хвостиком (отсюда их название). Самки острицы по ночам выходят через анус наружу, и откладывают яйца до 10-12 тысяч, вызывая при этом зуд. У детей (которые часто заражаются этими паразитами) зуд влечет за собой расчесы. Под ногтями остаются яйца, они легко могут попасть в рот ребенка, и поэтому происходит заражение. Яйца остриц могут переносить мухи, тараканы, поэтому чтобы не заразиться необходимо соблюдать правила личной гигиены и вести борьбу с мухами.

    Константин Иванович Скрябин (1878–1972 г.р.). Выдающийся советский гельминтолог (ученый, изучавший паразитических червей). Изучению он посвятил всю свою жизнь. Написал более 600 научных работ. Организовал около 200 экспедиций, по выявлению очагов червей – паразитов. Открыл и описал 180 новых видов паразитических червей. Разработал методы борьбы и предохранения от заражения.

    1. Сырые овощи перед едой обдавать кипятком.

    2. Не пить воду из рек, озер.

    3. Мыть руки перед едой, после посещения туалета, не грызть ногти.

    4. Вести борьбу с мухами.

    V. Закрепление и применение знаний.

    Выполнение тестовой работы по вариантам.

    Проверка выполнения работы (учащиеся проверяют свои ответы с эталоном)

    Если ваши ответы полностью совпадают с ответами на доске, значит, вы набрали 5 баллов, и тему урока усвоили прекрасно. Можете смело поставить себе “отлично”. Если есть расхождения в 1 балл – “хорошо”. Если ваши ответы не совпадают с ответами на доске на 2-3 балла, значит, вам нужно еще раз внимательно прочитать дома параграф.

    VI. Подведение итогов.

    Итак, о чем новом вы сегодня узнали на уроке, на заседании ученого совета. (О строении, многообразии, размножении паразитических червей. О мерах по предупреждению заражения гельминтами). Вспомните наш эпиграф урока и поясните его. “Кто предупрежден – тот вооружен” Почему? (Нужно знать о паразитических червях, чтобы не заразиться ими)

    VII. Домашнее задание: статья в учебнике по изученной теме, дополнительно

    1. Нарисуйте схему заражения человека аскаридозом.

    2. В словариках запишите объяснения к терминам.

    3. Составьте кроссворд на тему "Тип круглые черви”.

    Дополнительная литература: “Книга для чтения по зоологии” А.С. Молис.

    Тип “Круглые черви”

    Выберите номера правильных утверждений.

    1 .В пищеварительной системе круглых червей имеется анальное отверстие.

    2. Дыхание круглых червей осуществляется через жабры.

    3. Человеческая аскарида паразитирует в тонком кишечнике человека.

    4. Мухи не способствуют распространению и заражению аскаридами.

    5. Аскариды гермафродиты.

    6. Плотная оболочка на теле аскариды выполняет защитную функцию.

    7. Все круглые черви - паразиты.

    8. Личинки аскариды внедряются в стенки кишечника и проникают в кровь.

    9. Под кутикулой у круглых червей располагаются кольцевые и продольные мышцы.

    10. Болезни, вызываемые паразитическими червями, называются гельминтозами.

    Выберите номера правильных утверждений.

    1. Заразиться аскаридозом можно употребив в пищу мясо свинины или говядины.

    2. Аскариды раздельнополые животные.

    3. Внутри кожно - мускульного мешка у нематод находится обширная полость тела.

    4. Все нематоды имеют кровеносную систему.

    5. Органы чувств у круглых червей развиты слабо.

    6. Аскариды не имеют пищеварительной системы.

    7. Встречаются нематоды - паразиты растений.

    8. Аскариды имеют основного и промежуточного хозяина.

    9. У аскариды есть специальные органы прикрепления.

    10. Внешние различия между особями разного пола называются половым диморфизмом.

    Читайте также:

    Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
    При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

    Copyright © Иммунитет и инфекции