Как можно заразиться аскаридами какова география

Подробное решение Параграф стр. 50 по биологии для учащихся 8 класса, авторов Н.И. Сонин, В.Б. Захаров 2014

Вопрос 1. Охарактеризуйте особенности строения аскариды. Что такое кутикула? В чём её значение?

Аскарида человеческая паразитирует в кишечнике человека (в тонких кишках) . Длина взрослой самки 20-40 см, самца -15-25см. Задний конец тела самца загнут на брюшную сторону. Аскариды не имеют органов прикрепления, они удерживаются в кишечнике, продвигаясь навстречу пище. Эпителий аскариды (гиподерма) образует снаружи многослойную гибкую кутикулу, которая выполняет роль своеобразного наружного скелета, а также защищает от механических воздействий, ядовитых веществ и переваривания пищеварительными ферментами хозяина. Под гиподермой находятся продольные мышцы. Из органов чувств развиты только осязательные бугорки вокруг рта, а у самцов на заднем конце тела находится трубковидный кишечник, фагоцитарные клетки и половые органы.

Пищеварительная система начинается ротовым отверстием, окруженным 3 губами (валиками) . Полупереваренная хозяином пища сначала попадает в короткую глотку, затем в среднюю кишку, где окончательно переваривается и усваивается. Средняя кишка переходит в заднюю, заканчивающуюся анальным отверстием.

Кутикула (от лат. cuticula — кожица) , у беспозвоночных — производное клеток однослойного покровного эпителия. Выполняет главным образом защитную и опорную функции.

Вопрос 2. Какова роль полости тела у аскариды?

Полость тела представляет собой пространство между внутренними органами и кожно-мускульным мешком, которое заполнено полостной жидкостью. Полость обеспечивает свободное размещение внутренних органов. Полостная жидкость, находящаяся под давлением выше атмосферного, придает упругость телу аскариды и выполняет функцию гидроскелета, а также переносит питательные вещества и продукты жизнедеятельности (транспортная функция).

Вопрос 3. Как устроена нервная система нематод?

Нервная система образована окологлоточным нервным кольцом, окружающим переднюю часть пищевода. От кольца вперёд отходят несколько коротких веточек; назад направляются шесть стволов, причём два из них, проходящих по срединным спинной и брюшной линиям, мощнее остальных. Оба главных нервных ствола соединяются между собой многочисленными перемычками, которые имеют вид тонких полуколец, опоясывающих тело.

Вопрос 4. Какие отделы составляют пищеварительную систему круглых червей? В чём, по вашему мнению, заключается биологическое значение возникновения задней кишки и анального отверстия?

Пищеварительная система представлена прямой трубкой, начинающейся ртом и заканчивающейся анальным отверстием. Она состоит из трех отделов: переднего, среднего и заднего.

Пищеварительная система начинается ротовым отверстием, которое находится на переднем конце тела. Кишечник образует прямую трубку, тянущуюся через всё тело. Передний его участок подразделён на ротовую полость и глотку, которую часто называют пищеводом. Ротовая полость может иметь различное строение. У некоторых хищных и паразитирующих на животных нематод в ней имеются кутикулярные выросты – зубы. У червей – паразитов растений глотка превращена в колюще-сосущий орган – стилет, способный специальными мышцами выдвигаться из ротового отверстия. За глоткой следует слабо дифференцированная кишка, заканчивающаяся анальным отверстием. Для свободноживущих нематод пищей нередко служат различные мелкие организмы. Паразитические черви питаются соками животного-хозяина; некоторые из них используют в пищу кровь хозяина.

Появление заднего отдела кишечника и анального отверстия обеспечивает движение пищи в одном направлении и лучшее ее усвоение

Вопрос 5. Опишите развитие аскариды. Какие физические факторы среды обусловливают развитие личинки в окружающей среде?

Самцы и самки аскариды живут в кишечнике человека около года. После оплодотворения самка начинает откладывать примерно по 250 тыс. яиц ежесуточно. Вместе с калом они попадают во внешнюю среду (чаще всего в почву). При наличии в среде кислорода в яйце в течение 3-4 недель развивается личинка, и яйцо становится заразным для человека. Яйца могут попасть в рот человека с немытыми овощами и фруктами, через грязные руки. В кишечнике из яйца выходит личинка. Для дальнейшего развития ей нужна кислородная среда. Поэтому личинка пробивает ворсинку кишечника и проникает в кровеносные сосуды. Далее она с током крови попадает в печень, сердце, легкие, а из них по трахее поднимается в глотку, из которой заглатывается и снова попадает в кишечник. Такие сложные и длительные (около двух недель) передвижения в теле человека необходимы личинке для роста и развития. Попав повторно в кишечник, подросшая личинка превращается во взрослую особь.

Вопрос 6. Как можно заразиться аскаридами? Какова география распространения аскаридоза?

Аскаридоз - одно из самых распространенных заболеваний, вызываемых гельминтами. Это объясняется тем, что яйца аскариды, выйдя из кишечника человека с фекалиями, развиваются в почве сада, огорода, двора, т. е. в посещаемых человеком местах. Яйца сохраняют способность к дальнейшему развитию до 5 лет и более. Поэтому при отсутствии канализации и гигиенических навыков человек может легко заразиться аскаридозом.

Вопрос 7. Какие гигиенические меры нужно соблюдать, чтобы предотвратить заболевание аскаридозом? Почему?

Необходимо соблюдать правила личной гигиены: чистые руки, чистая вода, чисто вымытые и хорошо проваренные продукты. Не есть немытые фрукты и овощи. После игры с домашними питомцами обязательно мыть руки.

Вопрос 8. Как вы думаете, почему у паразитических нематод дыхательная и кровеносная системы отсутствуют, а половая хорошо развита?

Поскольку паразитические нематоды живут в теле хозяина, в без воздушной среде, дыхательная и кровеносная системы им не нужны, так как все питательные вещества они получают за счет хозяина. Главная функция у нематод – размножение, поэтому очень развита половая система.

Подробное решение Раздел стр. 119 по биологии для учащихся 7 класса, авторов В.Б. Захаров, Н.И. Сонин 2016

1. Охарактеризуйте особенности строения аскариды. Что такое кутикула? В чём её значение?

Аскарида паразитирует в тонком отделе кишечника человека. Тело её может достигать 40 см; самцы меньше самок. Снаружи аскарида покрыта сложно устроенной многослойной кутикулой, выделяемой покровом тела и представляющей собой своеобразный наружный скелет, который создаёт опору для мускулатуры. Важна и защитная роль кутикулы: она предохраняет аскариду от механических повреждений и ядовитых веществ. Под кутикулой и покровами расположен мышечный слой.

2. Какова роль полости тела у аскариды?

Полость тела играет важную роль в обменных процессах. Через неё происходит транспорт веществ, усвоенных из пищи, от кишечника к мускулатуре и половой системе; частично осуществляется и вынос продуктов обмена к органам выделения. Таким образом, жидкость, заполняющая полость тела, берёт на себя функцию внутренней среды организма, подобно крови.

3. Как устроена нервная система нематод?

Нервная система образована окологлоточным нервным кольцом, окружающим переднюю часть пищевода. От кольца вперёд отходят несколько коротких веточек; назад направляются шесть стволов, причём два из них, проходящих по срединным спинной и брюшной линиям, мощнее остальных. Оба главных нервных ствола соединяются между собой многочисленными перемычками, которые имеют вид тонких полуколец, опоясывающих тело.

4. Какие отделы составляют пищеварительную систему круглых червей? В чём, по вашему мнению, заключается биологическое значение возникновения задней кишки и анального отверстия?

Пищеварительная система представлена прямой трубкой, начинающейся ртом и заканчивающейся анальным отверстием. Она состоит из трех отделов: переднего, среднего и заднего. Пищеварительная система начинается ротовым отверстием. Кишечник образует прямую трубку, тянущуюся через всё тело, заканчивающуюся анальным отверстием. Появление заднего отдела кишечника и анального отверстия обеспечивает движение пищи в одном направлении и лучшее ее усвоение.

5. Опишите развитие аскариды. Какие физические факторы среды обусловливают развитие личинки в окружающей среде?

Яйца аскариды, которых она производит огромное количество, покрыты тремя оболочками, предохраняющими их от действия даже сильнейших ядов. Попадая с фекалиями в окружающую среду, яйца развиваются, и под их оболочкой образуется личинка. С немытых рук, с загрязнённой водой, немытыми овощами, фруктами яйца оказываются в кишечнике человека, где из них выходят личинки, которые внедряются в стенки кишечника и проникают в кровь. С током крови они попадают в печень, сердце и по лёгочным артериям — в лёгкие. Здесь личинки пробуравливают стенки капилляров, проникая в просвет альвеол. Далее они проходят в бронхи, трахею, вызывая воспалительные явления, сопровождающиеся кашлем. С мокротой личинки попадают в ротовую полость и вторично заглатываются. В кишечнике развивается взрослая аскарида. Таким образом, цикл её развития протекает без смены хозяев.

6. Как можно заразиться аскаридами? Какова география распространения аскаридоза?

Заразится аскаридами можно с немытых рук, с загрязнённой водой, немытыми овощами и фруктами. Распространены аскариды повсеместно.

7. Какие гигиенические меры нужно соблюдать, чтобы предотвратить заболевание аскаридозом? Почему?

Необходимо соблюдать правила личной гигиены: чистые руки, чистая вода, чисто вымытые и хорошо проваренные продукты. Не есть немытые фрукты и овощи. После игры с домашними питомцами обязательно мыть руки.

8. Как вы думаете, почему у паразитических нематод дыхательная и кровеносная системы отсутствуют, а половая хорошо развита?

Поскольку паразитические нематоды живут в теле хозяина, в без воздушной среде, дыхательная и кровеносная системы им не нужны, так как все питательные вещества они получают за счет хозяина. Главная функция у нематод – размножение, поэтому очень развита половая система.

9. Составьте развёрнутый план параграфа.

- общая характеристика типа Круглые черви (Нематоды);

- строение нервной системы;

- органы чувств Нематод;

- строение пищеварительной системы;

- органы выделения Нематод;

- строение дыхательной и кровеносной системы;

Разделы: Биология

Цель урока: выяснить особенности строения и жизнедеятельности круглых червей. Изучить представителей данного типа.

Эпиграф к уроку: “Кто предупрежден – тот вооружен”.

Задачи обучения.

    Раскрыть особенности организации круглых червей, их многообразие.
  1. Рассмотреть черты приспособленности человеческой аскариды к паразитизму.

Развитие мышления посредством решения проблемных задач; умение сравнивать, обобщать и систематизировать информацию, делать выводы, работать с учебником, дополнительной информацией.

Задачи воспитания: воспитывать бережное отношение к своему здоровью; умение работать в коллективе; прививать правила, навыки гигиены.

Формы работы:

  • общеклассная,
  • индивидуальная,
  • групповая.
  • Методы: репродуктивные, частично-поисковые.

    Организация деятельности на уроке: повторение, изучение нового материала, закрепление.

    Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, компьютерная презентация (Приложение 1), задания для работы в группах; тестовые задания; электронное издание “Биология 6-11 класс”. Республиканский мультимедиа центр; учебник: В.Б. Захаров, Н.И.Сонин “Биология. Многообразие живых организмов”, 7 класс, М.: “Дрофа”, 2009; книга для чтения по зоологии”. А.С. Молис.

    I. Организационный момент.

    II. Проверка знаний.

    Ребята, какой тип животных вы изучили на последнем уроке? (Тип плоские черви). Давайте вспомним вместе с вами, что представляют из себя животные этого типа. Я буду читать стихотворение, а вы мне будете помогать, вставляя пропущенные слова. (Предполагаемые ответы учащихся выделены курсивом)

    Тип Плоские черви.
    Вы уже изучили
    И много нового для себя открыли
    Симметрия их тела,
    Скажите без промедления, имеет:
    Двусторонне – симметричное строение.

    На несколько слоев разделено их тело:
    Экто-, энто- и мезодерма
    Классов немного в типе
    Легко их перечесть,
    Ведь червей плоских
    Всего три класса есть
    Первый класс Ресничные

    А где они живут? И какой образ жизни эти черви ведут?

    Второй класс Сосальщики
    Исключительно паразитический весь
    У них для прикрепления
    Специальные органы есть?
    (Присоски, крючья, шипы)

    Третий класс Ленточные
    Живут внутри других
    Поэтому многие органы отсутствуют у них
    Их тело приспособлено к такому существованию
    Нет у них кишечника, органов дыхания
    Кровеносной системы

    Вот еще хотелось, заметить в заключение
    У многих червей – паразитов развитие идет…
    С превращением и со сменой хозяина

    III. Переход к изучению нового материала.

    Какой тип животных в систематике расположен после типа “Плоские черви”? (Круглые черви)

    Эпиграфом к нашему уроку я взяла латинскую пословицу “Кто предупрежден – тот вооружен”. И в конце урока вы сами ответите на вопрос: “Почему к данной теме подходит это высказывание.

    IV. Изучение нового материала.

    А как вы думаете, почему их так называют? Круглые? С чем их можно сравнить? (Заслушиваются ответы детей, и подводиться итог: тело в поперечном сечении круглое)

    - Что мы должны узнать об этих животных? (Познакомиться с их строением, многообразием, особенностями развития)

    С чего начинается изучение любого типа? (С составления общей характеристики). Давайте вместе с вами составим характеристику Круглых червей. А для этого мы разделимся по вариантам. Каждый вариант должен найти в тексте учебника на стр. 119-123, сведения о…

    1 вариант – о среде обитания Круглых червей

    2 вариант – о строении нервной системы

    3 вариант – об органах чувств

    4 вариант – о пищеварительной системе

    5 вариант – об органах выделения

    6 вариант – о половой системе

    (Работа детей с учебником)

    Составление общей характеристики круглых червей. (Каждый вариант отвечает на вопросы поставленные учителем)

    1. Численность круглых червей чуть больше? (20.000 видов)

    2. Среда обитания? Где они встречаются? (В воде – коловратки, в почве, паразиты в организме животных, растений, грибов)

    (В словари учащиеся записывают термин “фитонематоды”)

    Обратите внимание на рисунки учебника, где изображены представители круглых червей.

    3. Строение. (Работа с учебником)

    - Форма тела? (Веретеновидная)

    - Рот на переднем конце тела, на брюшной стороне анальное отверстие, половое отверстие у самок.

    - Снаружи тело покрыто? (Многослойной кутикулой – плотной оболочкой).

    Какова ее роль? (Защита). Особенно она необходима паразитическим формам. Почему? (Чтобы не быть переваренным)

    - Под кутикулой расположен слой продольных мышечных волокон. Как вы считаете, как круглые черви будут передвигаться? (Изгибая свое тело, не могут укорачивать и удлинять)

    - Под слоем кожно-мускульного мешка у червей располагается полость тела.

    Первичная – схизоцель. Она заполнена жидкостью, которая выполняет роль внутренней среды. (учащиеся записывают в словарики новый термин)

    4. Строение нервной системы? (Она образованна окологлоточным нервным кольцом и 6 нервными стволами с перемычками, спиной и брюшной стволы – мощнее)

    5. Органы чувств. Развиты слабо, есть органы осязания, химического чувства, примитивные глаза.

    6. Пищеварительная система: рот – глотка – кищка – анальное отверстие, у некоторых губы, кутикулярные зубы, скелет.

    7. Органы выделения. (Одноклеточные кожные железы)

    8. Половая система. Раздельнополые, самки крупнее, чем самцы – такое явление называется половым диморфизмом. А как вы думаете, почему самка крупнее самцов? (Так как в теле самки развиваются яйца)

    (Запись термина в словари)

    Упражнение на развитие неречевого слуха “Изобразите слова” с помощью мимики, пантомимы (ползать, шуршать, шелестеть, журчать, трещать, скрипеть, булькать).

    В чем проявляется усложнение в строении круглых червей по сравнению с плоскими червями?

    1. Появляется первичная полость тела.

    2. Пищеварительная система сложнее, появляется анальное отверстие.

    3. Нервная система – окологлоточное нервное кольцо, 6 нервных стволов

    Запишите эти отличия в рабочей тетради в задании № 74 (кратко).

    Просмотр фрагмента “Жизненный цикл паразитических червей (аскариды).

    (Диск “Электронное издание. Биология 6-11 класс. Республиканский мультимедиа центр”)

    - Обратите внимание на развитие аскариды. Есть ли у аскариды промежуточный хозяин?

    Обсуждение просмотренного фрагмента.

    Такие паразитические черви как аскарида, называются гельминтами. А в народе? (Глистами) Чем опасна аскарида? (Вызывает расстройство пищеварения, отравляет организм, может вызывать разрывы внутренних органов, воспаление легких)

    Заболевания вызываемое аскаридами так и называется – аскаридозом. Длина тела самки до 40 см, самцов 15-25 см. Специальных органов прикрепления у аскариды нет. А как же они удерживаются в кишечнике и не выносятся вместе с пищей? (Все время движутся навстречу пище)

    Работа с рисунком учебника

    Посмотрите на рисунок в учебнике на стр. 123.

    Давайте еще раз повторим, как происходит заражение человека аскаридозом. Яйца с находящимися в них личинками попадают в организм человека. Каким образом? (С пищей, водой)

    Яйца попадают в кишечник, из них выходит личинка. Куда она попадает? (В кровь – в печень – в сердце – в легкие – в рот – в кишечник)

    Развитие идет без смены хозяев.

    А сейчас я предлагаю провести ученый совет. Сейчас вы будете работать в группах по 4 -5 человек. Вы получите вопросы, на которые нужно подготовить устный ответ. Для ответа на вопросы воспользуйтесь дополнительной литературой, Интернет-ресурсами (если нет возможности выйти в интернет с помощью компьютера, можно воспользоваться сотовыми телефонами; дополнительную литературу подготовить заранее и раздать их группам). Время работы групп 2-3 минуты.

    Каждая группа – это ученые.

    2-я группа - врачи

    3-я группа - врачи

    4-я группа - историки

    5-я группа - гигиенисты

    Задание для 1 группы (математики)

    Подсчитайте, сколько яиц отложит самка аскариды, если известно, что в сутки она выделяет около 200 тысяч, а живет около года? Какое значение имеет такая плодовитость?

    Задание для 2 группы (врачи)

    Как человек заражается трихинеллой? Какую опасность представляют эти паразитические черви?

    Задание для 3 группы (врачи)

    Что представляет из себя острица? Почему ими часто болеют дети?

    Задание для 4 группы (историки)

    Какой вклад в развитие гельминтологии внес Константин Иванович Скрябин?

    Задания для 5 группы

    Предложите меры предотвращения заражения гельминтами.

    После работы группы предоставляют свои выступления.

    Примерное содержание выступления

    (73 млн.) (300 тыс. острица)

    Какое значение имеет такая плодовитость? (Возможность продолжить существование)

    Трихинелла – маленький, но очень опасный паразит.

    Длина самки около 3 мм., самцы вдвое меньше. Основным хозяином трихинеллы являются крысы. От крыс могут получить трихинеллу и свиньи (они всеядны и также поедают мертвых крыс).

    Если мясо свиньи с заключенными в нем личинками будет съедено человеком в непроваренном или в недожаренном виде, человек заболевает трихинеллезом. Из яиц в кишечнике выходят личинки, через день они становятся половозрелыми и рождают 80-100 тысяч яиц в стенках кишечника. Они попадают в кровь, затем в мышцы, здесь они покрываются капсулой и в таком состоянии могут сохраняться многие годы. (До 14 лет) Во время миграции личинок по организму человеку у заболевшего повышается температура, появляются судороги лица, ног, нередко приводящие к смертельному исходу.

    У многих народностей религия запрещает употреблять свиное мясо в пищу, и одна из главных причин, это и есть трихинеллез. Для предупреждения заражения трихинеллезом свиное мясо подвергается особому ветеринарному осмотру в лабораториях.

    Острицы – мелкие паразиты до 1 см, которые паразитируют в толстой и слепой кишке человека, вызывая заболевание энтеробиоз. По форме тела и по строению острица напоминает аскарид, но в сильно уменьшенном виде. Тело у них заканчивается заостренным хвостиком (отсюда их название). Самки острицы по ночам выходят через анус наружу, и откладывают яйца до 10-12 тысяч, вызывая при этом зуд. У детей (которые часто заражаются этими паразитами) зуд влечет за собой расчесы. Под ногтями остаются яйца, они легко могут попасть в рот ребенка, и поэтому происходит заражение. Яйца остриц могут переносить мухи, тараканы, поэтому чтобы не заразиться необходимо соблюдать правила личной гигиены и вести борьбу с мухами.

    Константин Иванович Скрябин (1878–1972 г.р.). Выдающийся советский гельминтолог (ученый, изучавший паразитических червей). Изучению он посвятил всю свою жизнь. Написал более 600 научных работ. Организовал около 200 экспедиций, по выявлению очагов червей – паразитов. Открыл и описал 180 новых видов паразитических червей. Разработал методы борьбы и предохранения от заражения.

    1. Сырые овощи перед едой обдавать кипятком.

    2. Не пить воду из рек, озер.

    3. Мыть руки перед едой, после посещения туалета, не грызть ногти.

    4. Вести борьбу с мухами.

    V. Закрепление и применение знаний.

    Выполнение тестовой работы по вариантам.

    Проверка выполнения работы (учащиеся проверяют свои ответы с эталоном)

    Если ваши ответы полностью совпадают с ответами на доске, значит, вы набрали 5 баллов, и тему урока усвоили прекрасно. Можете смело поставить себе “отлично”. Если есть расхождения в 1 балл – “хорошо”. Если ваши ответы не совпадают с ответами на доске на 2-3 балла, значит, вам нужно еще раз внимательно прочитать дома параграф.

    VI. Подведение итогов.

    Итак, о чем новом вы сегодня узнали на уроке, на заседании ученого совета. (О строении, многообразии, размножении паразитических червей. О мерах по предупреждению заражения гельминтами). Вспомните наш эпиграф урока и поясните его. “Кто предупрежден – тот вооружен” Почему? (Нужно знать о паразитических червях, чтобы не заразиться ими)

    VII. Домашнее задание: статья в учебнике по изученной теме, дополнительно

    1. Нарисуйте схему заражения человека аскаридозом.

    2. В словариках запишите объяснения к терминам.

    3. Составьте кроссворд на тему "Тип круглые черви”.

    Дополнительная литература: “Книга для чтения по зоологии” А.С. Молис.

    Тип “Круглые черви”

    Выберите номера правильных утверждений.

    1 .В пищеварительной системе круглых червей имеется анальное отверстие.

    2. Дыхание круглых червей осуществляется через жабры.

    3. Человеческая аскарида паразитирует в тонком кишечнике человека.

    4. Мухи не способствуют распространению и заражению аскаридами.

    5. Аскариды гермафродиты.

    6. Плотная оболочка на теле аскариды выполняет защитную функцию.

    7. Все круглые черви - паразиты.

    8. Личинки аскариды внедряются в стенки кишечника и проникают в кровь.

    9. Под кутикулой у круглых червей располагаются кольцевые и продольные мышцы.

    10. Болезни, вызываемые паразитическими червями, называются гельминтозами.

    Выберите номера правильных утверждений.

    1. Заразиться аскаридозом можно употребив в пищу мясо свинины или говядины.

    2. Аскариды раздельнополые животные.

    3. Внутри кожно - мускульного мешка у нематод находится обширная полость тела.

    4. Все нематоды имеют кровеносную систему.

    5. Органы чувств у круглых червей развиты слабо.

    6. Аскариды не имеют пищеварительной системы.

    7. Встречаются нематоды - паразиты растений.

    8. Аскариды имеют основного и промежуточного хозяина.

    9. У аскариды есть специальные органы прикрепления.

    10. Внешние различия между особями разного пола называются половым диморфизмом.

    Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования

    Учебно – методическая разработка

    Тема: Живой организм как среда обитания. Паразитизм .

    Технологическая карта занятия

    - развивающие: способствовать развитию навыков самостоятельной работы, коммуникативных способностей студентов;

    - воспитательные: воспитывать у студентов понимание практической значимости знаний о паразитах и ответственности за своё здоровье и здоровье окружающих людей.

    Вид занятия: комбинированное занятие 90минут (лекция с элементами беседы и самостоятельной работы).

    Раздаточный материал : тесты.

    Студент должен знать:

    в чём сущность паразитизма и какие вредоносные действия оказывает паразит на организм хозяина;

    каковы пути проникновения паразита в организм хозяина;

    формы профилактики паразитарных болезней

    Студент должен уметь:

    выявлять приспособления организмов паразитов к среде обитания;

    применять на практике знания о паразитах для профилактики заражения паразитарными болезнями.

    В результате освоения темы студент должен овладеть общими (базовыми) и профессиональными компетенциями:

    1. Общие (базовые компетенции):

    - умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем;

    - способность к сотрудничеству с другими людьми, диалогу, умение работать в группе;

    - демонстрировать глубину полученных знаний и применять их в профессиональной деятельности;

    2. Профессиональные компетенции:

    - понимать сущность и социальную значимость своей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

    - осознание себя как профессионала;

    - умение разрабатывать и анализировать основные направления организации своей жизненной позиции, образа жизни, реализовывать мероприятия по развитию самого себя и окружающих;

    - быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.

    - вести здоровый образ жизни и участвовать в санитарно-гигиеническом просвещении населения.

    При составлении разработки использовались материалы учебника:

    I . Объяснение нового материала.

    Паразитология. Паразитизм. Классификация паразитов.

    Адаптации к паразитическому образу жизни.

    Жизненные циклы паразитов.

    Природно - очаговые заболевания.

    Паразитология - биологическая наука, изучающая паразитов, их взаимоотношения с хозяевами и окружающей средой и разрабатывающая методы борьбы с паразитами и паразитарными болезнями . Общие закономерности паразитизма изучает общая паразитология, в которой выделяют самостоятельные разделы — экологическую, популяционную, медицинскую паразитологию (изучает паразитарные болезни человека и паразитов, вызывающих их).

    Основные задачи медицинской паразитологии:

    1) изучение особенностей строения паразита на всех стадиях развития,

    определение видовой принадлежности;

    2) изучение систематики паразита;

    3) определение особенностей цикла развития паразита, путей циркуляции в

    4) изучение взаимоотношений в системе паразит - хозяин;

    5) диагностика, лечение, профилактика и ликвидация паразитов.

    Паразитизм - одна из форм взаимоотношений между особями разных видов.

    Один (паразит) использует другого (хозяина) как источник питания и очень часто как место обитания. Первая попытка охарактеризовать паразитизм принадлежит И. И. Мечникову (1874).

    Паразитизм широко распространен в природе. Приблизительно 6 - 7% общего числа видов животных - паразиты.

    Формы проявления паразитизма разнообразны. Паразиты могут обитать в

    различных органах и тканях хозяина временно или постоянно. Паразитов

    называют временными , нападающими на хозяина только для питания

    (кровососущие насекомые, клещи) или постоянными ,

    обитающими в теле человека и покровах хозяина большую часть жизненного цикла. Различают паразитизм истинный и ложный . При истинном паразитизме взаимоотношения паразита и хозяина закономерны и эволюционно закреплены.

    Например, половозрелый бычий цепень обитает в кишечнике человека.

    Ложный паразитизм связан с тем, что некоторые свободноживущие организмы временно могут стать паразитами. Например, свободноживущая Acantamoeba может случайно попасть через носоглотку в мозг и вызвать тяжелое заболевание у человека. По степени зависимости от хозяина паразиты подразделяются на факультативных и облигатных .

    Факультативные паразиты способны жить и размножаться самостоятельно,

    независимо от хозяина. Облигатные паразиты не могут размножаться вне хозяина, т.е. без питания за счет хозяина (например, аскарида)

    В зависимости от локализации в организме хозяина различают наружных

    (эктопаразитов) и внутренних (эндопаразитов) паразитов.

    Эктопаразиты находятся на поверхности тела хозяина (блохи, вши, клещи и

    др.) У них имеются специализированные приспособления, позволяющие удержаться на теле хозяина. Эндопаразиты приспособились к обитанию внутри организма хозяина, в его органах, тканях, клетках. Микропаразиты (вирусы, бактерии, некоторые грибы) способны обитать внутри клеток хозяина. Макропаразиты, некоторые гельминты (аскарида, трематоды, цестоды) приспособились к обитанию в бескислородных условиях. Для этих паразитов характерна редукция некоторых систем органов, наличие защитных покровов, органов прикрепления, большая плодовитость. Например, самки аскариды откладывают до 200 тыс. яиц в сутки

    Организм хозяина представляет собой среду обитания для паразита. Воздействия паразита на хозяина разнообразны.

    1. Механические воздействия связаны с повреждениями тканей,

    возникающими при контакте с органами прикрепления паразитов (присоски, крючья у цепней, ротовой аппарат у клещей и т.д.). Большое скопление паразитов (аскарид) в кишечнике может вызвать закупорку и непроходимость.

    2. Токсическое влияние связано с воздействием продуктов жизнедеятельности паразитов. Например, действие слюны и других пищеварительных соков

    эктопаразитов, выделяемых во время питания на хозяине. Пребывание гельминтов в кишечнике человека вызывает потерю аппетита, тошноту, рвоту и другие явления, связанные с интоксикацией организма продуктами жизнедеятельности паразитов. Приступы лихорадки при малярии возникают вследствие разрыва эритроцитов и поступления в кровь продуктов диссимиляции паразитов.

    3. Отнятие пищи - питание паразитов происходит за счет хозяев. Паразиты, в зависимости от вида и локализации, способны поглощать тканевую жидкость, кровь, нанося вред здоровью хозяина. Например, анкилостома, питаясь кровью, вызывает у человека малокровие.

    4. Нарушение целостности тканей хозяина органами прикрепления или ротовым аппаратом паразита.

    Паразиты, как правило, не приводят к гибели хозяина, чтобы не погибнуть

    самим. Воздействие хозяина на паразита ослабляет его жизнедеятельность.

    Ответные реакции хозяина могут быть общего характера (гуморальные) и местные (клеточные и тканевые). Гуморальные реакции представляют собой иммунные реакции, связанные с выработкой антител в ответ на поступление антигенов паразита. При некоторых паразитарных заболеваниях вырабатывается стойкий иммунитет (например, при лейшманиозе, трипаносомозе). При гельминтозах (например, аскаридозе, энтеробиозе) иммунитет относительный и потому возможны повторные заражения.

    Клеточные реакции проявляются в увеличении размеров клетки. Эритроциты, пораженные малярийным плазмодием крупнее не пораженных.

    Тканевая реакция связана с образованием соединительной капсулы вокруг

    паразита, изолирующей его от окружающих тканей.

    Процесс взаимодействия паразита и хозяина происходит в определенных

    условиях среды. Переутомление, голод, перегревание и т.д. ослабляют защитные силы организма. Это приводит к усилению отрицательного воздействия паразита на организм хозяина и может вызвать даже его гибель.

    Адаптации к паразитическому образу жизни.

    Переход к паразитическому образу жизни связан с возникновением различных способов адаптации у паразитов.

    Для паразитов характерна хорошо развития половая система, высокая

    плодовитость: например, аскарида способна откладывать 200 000 яиц в сутки. Некоторые простейшие могут размножаться множественным делением.

    У большинства паразитов имеются органы прикрепления к телу хозяина

    (присоски, крючья и т.д.).

    Для кровососущих характерно наличие колюще - сосущего ротового аппарата, антикоагулянтов в слюне, увеличение вместимости пищеварительной системы (например, у клещей).

    У некоторых паразитов происходит редукция ряда систем органов. Например, у ленточных червей отсутствует пищеварительная система.

    Жизненные циклы паразитов.

    Для эффективной борьбы с паразитами большое значение имеет изучение их

    Жизненный цикл - совокупность последовательных стадий развития данного

    паразита от исходной стадии (яйцо, циста) до конечной стадии (половозрелая

    стадия). В процессе жизненного цикла изменяется среда обитания (например,

    личинки комара обитают в воде, а взрослые особи в воздушной среде), способы питания, локализация в организме хозяина (плазмодий у человека сначала обитает в клетках печени, а затем в эритроцитах).

    Личинки паразитов могут вести паразитический образ жизни или быть

    свободноживущими. Некоторые паразиты в период жизненного цикла способны менять хозяев. Хозяина, в котором паразит находится в личиночной стадии или размножается бесполым путем, называют промежуточным . Например, человек в цикле развития малярийного плазмодия - промежуточный хозяин. Окончательным (основным или дефинитивным) хозяином называют организм, в котором паразиты находятся в половозрелой форме или размножаются половым путем. Например, малярийный комар, в цикле развития малярийного плазмодия – окончательный хозяин.

    Некоторые паразиты для завершения жизненного цикла используют двух и

    более хозяев различных видов. Это связано с тем, что каждая стадия завершает цикл развития в организме определенного вида. Например, в цикле развития лентеца широкого два промежуточных хозяина (циклоп и рыбы) и один окончательный (человек).

    Хозяев, в организме которых паразит может размножаться, накапливаться,

    долго сохранять жизнеспособность и расселяться, называют резервуарными .

    Например, таежный клещ может быть резервуарным хозяином для вируса весенне-летнего энцефалита.

    Характерная особенность паразитизма - высокая специфичность паразита,

    способного обитать в организме определенного хозяина. Например, аскарида

    человеческая становится половозрелой только в тонком кишечнике человека.

    Расселение паразитов осуществляется на разных стадиях жизненного цикла.

    Обычно это происходит покоящимися стадиями (цистами) у простейших или яйцами и личинками у гельминтов. Иногда при перемещениях в расселении принимают участие промежуточные, окончательные или резервуарные хозяева, имеющие яйца или личинки в своем организме.

    Способы передачи возбудителя различны. Некоторыми гельминтами можно

    заражаться через промежуточных хозяев. Например, съев рыбу, плохо

    обработанную термически, можно заразиться описторхозом.

    Паразит может проникать в организм хозяина через переносчиков (насекомые,

    клещи). Этот способ называют трансмиссивным. Например, лейшманиозом

    заражаются при укусе человека москитом.

    Заболевания человека в зависимости от того, к какому типу животных или

    растений относится возбудитель, делят на инфекционные (бактериальные,

    вирусные) и инвазионные (паразитарные). В распространении инвазионных и

    инфекционных болезней принимают участие кровососущие насекомые. Такие заболевания называют трансмиссивными. Различают облигатно-трансмиссивные и факультативно-трансмиссивные заболевания.

    Облигатно-трансмиссивные заболевания передаются только через переносчика. Например, малярию передает малярийный комар. Факультативно-трансмиссивные заболевания могут передаваться как через переносчика, так и без него. Например, чумой можно заразиться не только через укус блох, но при контакте и воздушно - капельным путем.

    Выделяют три группы трансмиссивных заболеваний.

    Антропонозы - болезни, свойственные только человеку (амебиаз).

    Антропозоонозы - болезни, возбудители которых могут поражать как человека, так и животных. Например, таежный клещ передает вирус весенне-летнего энцефалита от животных человеку и наоборот.

    Зоонозы - болезни, свойственные только животным (например, малярия птиц).

    Природно - очаговые заболевания.

    Большинство трансмиссивных заболеваний связаны с определенными

    районами, где распространены дикие животные - носители этих заболеваний.

    Переносчики и носители трансмиссивных заболеваний обитают среди животных, населяющих данную территорию и находятся в сложных взаимоотношениях между собой и с условиями окружающей среды. Они хорошо приспособлены к месту обитания. Природные очаги трансмиссивных заболеваний возникли в процессе эволюции и существуют независимо от человека. Попадая на территорию природного очага человек может заразиться трансмиссивной болезнью при укусах переносчиками.

    Учение о природной очаговости трансмиссивных заболеваний было

    разработано Е.Н. Павловским (1884 - 1965). Он внес большой вклад в развитие науки паразитологии. Трансмиссивные заболевания с природной очаговостью характеризуются следующими особенностями:

    • циркулируют в природе независимо от человека;

    • резервуаром являются дикие животные, составляющие с возбудителями и

    переносчиками биоценотический комплекс;

    • распространены на территории с определенным ландшафтом, климатом и

    биоценозом. Компоненты природного очага:

    • комплекс природных условий;

    • наличие переносчика, если трансмиссивное.

    Примером трансмиссивного заболевания с природной очаговостью может

    быть клещевой возвратный тиф. Очаги обнаружены в пустынях и полупустынях.

    Резервуарные хозяева - дикобразы, песчанки и др. Переносчики - поселковые клещи, обитающие в норах, пещерах, заброшенных жилищах. Питаясь кровью резервуарных животных, клещи поддерживают очаг в течение многих лет. К трансмиссивным заболеваниям с природной очаговостью относят чуму, лейшманиоз, клещевой весенне - летний энцефалит и др.

    К природно-очаговым заболеваниям можно отнести некоторые гельминтозы

    (дифиллоботриоз, описторхоз, трихинеллез и др.).

    II . Задания для закрепления и проверки полученных знаний.

    Фронтальная беседа по вопросам :

    В чём сущность паразитизма и каковы его главные критерии?

    Какая наука изучает паразитов?

    Каковы основные задачи медицинской паразитологии?

    Какие вредоносные действия оказывает паразит на организм хозяина?

    На какие виды делятся паразиты?

    Что значит ложный и истинный паразитизм?

    Каких паразитов называют облигатными, а каких факультативными?

    Что значит промежуточный, окончательный и резервуарный хозяин?

    Кто является основоположником учения о природной очаговости трансмиссивных заболеваний?

    Самостоятельная работа с учебником.

    Б) Составьте перечень мер общественной и личной профилактики паразитарных болезней.

    4 . Работа с тестом по вариантам.

    а) биологическая наука, изучающая явления паразитизма, жизнь паразита и вызываемые ими заболевания

    б) биологическая наука, изучающая явления, происходящие с паразитами в результате антропогенного действия

    в) наука, изучающая особенности строения и жизни паразитических червей

    2. Первая попытка охарактеризовать паразитизм принадлежит:

    в) И. И. Мечникову.

    3. Жизненным циклом паразита называется:

    а) собственно жизнь паразита в хозяине

    б) переход от одного хозяина к другому

    в) совокупность всех стадий развития паразита и путей передачи от одного хозяина к другому

    4. Промежуточным хозяином называется хозяин:

    а) в котором обитают взрослые паразиты.

    б) в котором обитают личинки.

    в) в котором могут обитать как взрослые, так и личинки.

    5. У многих паразитов утрачены такие органы как?

    а) органы чувств, ядро, жгутики.

    б) органы слуха, дыхания, зрения.

    в) органы размножения и выделения.

    6. Болезни, которые вызывают паразиты только у человека?

    7. Что изучает медицинская паразитология?

    а) паразитов животных

    б) паразитов человека

    8. Что является предметом клинической паразитологии?

    а) возбудители болезней

    б) иммунобиологические взаимоотношения паразитов

    в) болезни, вызываемые паразитами

    9. Гельминты - это:

    б) паразитические черви

    в) простейшие паразиты

    10. Протозоозы - это:

    а) болезни, вызванные одноклеточными паразитами

    б) паразитические черви

    в) болезни вызываемые червями

    1. У паразитов тип питания?

    б) днем ведет себя как автотроф, а ночью как гетеротроф.

    2. Патогенез- это:

    а) стадии протекания болезни

    б) профилактика болезни

    3. В каком веке сформировалась медицинская паразитология, изучающая паразитов человека?

    4. Как называются паразиты, поражающие только один биологический вид?

    5. Какие вредоносные действия оказывает паразит на организм хозяина?

    в) оба ответа верны

    б) Павловскому Е.Н.

    7. Зараженный паразитами организм живет по принципу:

    а) паразит использует хозяина

    б) хозяин использует паразита

    в) живут в сотрудничестве

    8. Причины и условия возникновения болезни?

    9.Сдавление тканей хозяина паразитом называется:

    а) токсическое воздействие

    б) нарушение целостности тканей

    в) механическое воздействие

    10. Кто является основоположником учения о природной очаговости трансмиссивных болезней:

    б) Е. Н. Павловский

    III . Домашнее задание: изучить материал лекции, подготовить презентацию о паразитах.

    Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

    Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 10200 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

    Читайте также:

    Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
    При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

    Copyright © Иммунитет и инфекции