К ленточным червям относятся кошачья двуустка


Разнообразие плоских червей: сосальщики и цепни


• О плоских червях, паразитирующих в организме человека.

• Каким образом среда обитания отражается на строении и функциях паразита.


• Каковы особенности организма как среды жизни?

• Какие меры необходимо предпринимать для профилактики заболеваний, вызываемых простейшими?

Класс Сосальщики (Trematoda)

Внешнее и внутреннее строение. Сосальщики — плоские черви, паразитирующие во внутренних органах других животных (рис. 52). Например, взрослые особи печёночного сосальщика обитают в жёлчных протоках овец, коз, крупного рогатого скота, буйволов, верблюдов, свиней, лошадей, зайцев, некоторых грызунов и человека. Сосальщики произошли, вероятно, от ресничных червей, и поэтому у них много общих черт с планариями. Так, у печёночного сосальщика листовидное тело длиной до 3 см, сильно сплющенное в спинно-брюшном направлении, постепенно сужающееся к заднему концу. Окраска червя серовато-желтоватая.





Рис. 52. Паразитические плоские черви: 1 — печёночный сосальщик; 2 — пара кровяных двуусток; 3 — кошачья двуустка; 4 — парадоксальный сосальщик


Рис. 53. Пищеварительная система печёночного сосальщика: 1 — ротовая присоска; 2 — рот; 3 — брюшная присоска; 4 — кишечник

В связи с паразитическим образом жизни у печёночного сосальщика появились две присоски — ротовая на переднем конце тела и брюшная на брюшной стороне. Присоски помогают малоподвижным сосальщикам удерживаться в жёлчных протоках.

В отличие от планарии у печёночного сосальщика нет эпителия с ресничками. Покровы его тела представлены многослойной плотной оболочкой — кутикулой , которая защищает паразита от воздействия пищеварительных соков животного-хозяина.

Внутреннее строение сосальщика во многом такое же, как у планарии. Преобразования систем органов связаны с паразитическим образом жизни. Так, органы чувств у сосальщика развиты слабо и представлены в основном органами осязания, разбросанными в покровах тела. Рот находится на дне передней присоски, а не на нижней стороне тела, как у планарии. Кишечник сильно разветвлён (рис. 53). Питается сосальщик кровью и другими тканями своих хозяев, затягивая пищу сосательными движенями глотки.


Паразитические плоские черви живут в бескислородной среде. Поэтому превращения сложных органических веществ в менее сложные идут без участия кислорода. В ходе этих превращений высвобождается необходимая организму энергия.

Размножение и развитие. Сосальщики, как и планарии, являются гермафродитами. Обычно у сосальщиков, как и у планарий, происходит взаимное оплодотворение двух спаривающихся червей. Но если паразит живёт один в организме хозяина, может происходить и самооплодотворение.

Жизненный цикл у печёночного сосальщика сложный: в нём происходит чередование поколений — бесполого и полового, как у кишечнополостных. Паразит меняет хозяев: личинка, вылупившаяся из яйца, плавает в воде, потом проникает в тело улитки — малого прудовика , где даёт новое поколение личинок, а они попадают в организм овцы, коровы или человека (рис. 54).


Яйца печёночного сосальщика попадают из жёлчных протоков хозяина-млекопитающего в его кишечник, а оттуда — во внешнюю среду. Если яйцо оказывается в воде, из него выходит покрытая ресничками личинка. Она плавает, потом проникает в тело малого прудовика. Здесь личинка превращается в бесформенный неподвижный мешок, в котором происходит бесполое размножение и формируется несколько поколений зародышей.

Личинки выходят из тела прудовика в воду, сначала активно плавают, а потом оседают в прибрежной растительности, отбрасывают хвостик, выделяют вокруг себя оболочку и превращаются в цисту. В такой стадии они сохраняют жизнеспособность длительное время, перенося неблагоприятные условия.


Рис. 54. Жизненный цикл печёночного сосальщика: 1 — взрослый паразит в теле коровы (окончательного хозяина); 2 — яйца; 3 — свободноплавающая личинка; 4 — личинки в теле малого прудовика (промежуточного хозяина); 5 — свободноплавающая личинка нового поколения; 6 — циста на суше

Домашние животные, поедая прибрежную траву, заглатывают паразитов. В кишечнике циста растворяется, паразит через стенку кишечника попадает в кровь, а оттуда — в печень и в жёлчные протоки.

Человек может заразиться печёночным сосальщиком, если пьёт сырую воду из мелких водоёмов, берёт в рот травинки, сорванные в болотистых местах.

В организме млекопитающего печёночный сосальщик размножается половым путём, а в организме прудовика — бесполым путём. Организм, в теле которого происходит половое размножение паразита, называется окончательным хозяином , а организм, в теле которого половое размножение не происходит, называется промежуточным хозяином .

Класс Ленточные черви (Cestoda)


Рис. 55. Свиной цепень: 1 — общий вид (фрагмент); 2 — головка с присосками и крючьями

Внешнее и внутреннее строение. Все ленточные черви — паразиты, обитающие в кишечнике животных и человека. Приспособления к паразитическому образу жизни у них более совершенны, чем у сосальщиков. К ленточным червям относится свиной цепень (рис. 55). Тело этого червя сильно вытянутое, лентовидное, состоит из многочисленных члеников и напоминает цепь, поэтому паразита и называют цепнем. Свиные цепни бывают длиной до 3 м. Окраска тела у них белая или желтоватая. На переднем конце тела имеется маленькая головка. На ней расположены четыре присоски и хоботок с двумя рядами крючьев. Крючьями и присосками паразит закрепляется в кишечнике животного-хозяина. Новые членики образуются только за головкой, там они небольшие, а удалённые от головки — более крупные. Членики на заднем конце тела периодически отрываются и с испражнениями хозяина попадают наружу.

Изменения в строении по сравнению с белой планарией у ленточных червей связаны с приспособлением к особенностям среды жизни. Как и у сосальщиков, тело их покрыто прочной кутикулой. Опорно-двигательная система представлена кожно-мускульным мешком, пространство между внутренними органами заполнено паренхимой. Сходно с сосальщиками и строение выделительной системы. Для дыхания ленточные черви не используют кислород. Нервная система развита слабо, органы чувств отсутствуют.

В отличие от сосальщиков, пищеварительная система у цепня полностью отсутствует, и пища всасывается всей поверхностью тела через покровы.


Рис. 56. Жизненный цикл свиного цепня: 1 — человек (окончательный хозяин); 2 — вышедшие наружу членики, наполненные яйцами; 3 — яйцо; 4 — финна в свинье (промежуточном хозяине)

Размножение и развитие. У свиного цепня в каждом членике имеются женская и мужская половые системы: этот червь — гермафродит. Обычно сначала развиваются органы мужской половой системы, а затем — женской. При оплодотворении членики разных особей соприкасаются друг с другом, но может происходить и самооплодотворение.

После оплодотворения мужская половая система постепенно исчезает, а весь членик наполняется яйцами. Членики со зрелыми яйцами отрываются и выводятся из организма хозяина наружу с испражнениями. Один червь может продуцировать огромное число яиц — до сотен миллионов в год. Живут цепни несколько лет.

Окончательный хозяин свиного цепня — человек , а промежуточный хозяин — свинья .


Свиньи заражаются цепнем, поедая нечистоты и заглатывая яйца паразита (рис. 56). В кишечнике свиньи оболочка яиц разрушается, из них выходят личинки, похожие на маленький шарик с шестью крючьями. С их помощью личинка вбуравливается в стенки желудка или кишки, проникает в кровь, а оттуда в печень, сердце, лёгкие, мозг, мышцы. В этих органах личинка превращается в следующую личиночную стадию — финну. Финна растёт и становится размером с крупную горошину. Её тело напоминает пузырь, наполненный жидкостью. Для продолжения развития финна должна попасть в организм человека. Это случается, когда человек употребляет в пищу непроваренную, непрожаренную или непросоленную свинину, содержащую паразита.

Печёночный сосальщик и свиной цепень чрезвычайно плодовиты, что связано с паразитическим образом жизни. Вероятность попасть в организм окончательного хозяина очень невелика, поэтому для выживания паразиты вынуждены производить огромное число потомков. Этому же способствует и бесполое размножение в организме промежуточного хозяина.

Сосальщики и ленточные черви произошли от свободноживущих плоских червей. Преобразования внешнего и внутреннего строения этих животных обусловлены паразитическим образом жизни. Представители названных классов отличаются большой плодовитостью. Некоторые сосальщики и ленточные черви паразитируют в организме человека.

Кутикула, промежуточный хозяин, окончательный хозяин, членики.


1. Рассмотрите рисунок 54 (см. с. 79). Опишите цикл развития печёночного сосальщика.

2. Используя рисунок 55 (см. с. 80), расскажите о приспособлениях свиного цепня к паразитическому образу жизни.

3. Сформулируйте меры защиты человека от заражения паразитическими червями.

4. Объясните, как отражается влияние среды обитания на строении свободноживущих и паразитических червей.

Правительство Свердловской области

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

Кафедра естественнонаучного и математического образования

Ушенина Полина Владимировна,

Учитель биологии 1кв. кат.

МАОУ СОШ №16 г. Екатеринбург

ОГЭ в новой форме ориентирована на проверку достижения выпускниками уровня подготовки, предусмотренного Государственным образовательным стандартом.

Введение в практику новой модели экзамена по биологии для выпускников основной школы продиктовано необходимостью совершенствования форм итогового контроля с учётом принципа вариативности.

Введение в средней школе профильного обучения, позволяющего более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся и требующего объективных оснований (25 баллов из 34) для зачисления учащихся в различные по профилю классы.

ОГЭ в новой форме по биологии в 9 классе является подготовкой к ЕГЭ по биологии в 11 классе.

Изучить нормативные документы и учебно-методическую литературу, характеризующие ОГЭ за курс основного общего образования по биологии.

Разработать два варианта проверочной работы в формате ОГЭ.

А1. У паразитических червей покровы тела

1) покрыты ресничками

2) покрыты чешуёй

3) состоят из хитина

4) не растворяются пищеварительными соками

А2. Взаимодействие человека и бычьего цепня называется

А3. Свободноживущим видом является

2) широкий лентец

А4. Дыхание планарии происходит

1) диффузно через покровы тела

2) с помощью наружных выростов – жабр

3) с помощью внутренних жабр

4) с помощью лёгочных мешков

А5. Финна бычьего цепня обычно развивается

1) во внешней среде

2) в мышцах и внутренних органах человека

3) в мышцах и внутренних органах коровы

4) в мышцах и внутренних органах собаки

А6. Заселяет тонкий кишечник, не имеет развитой пищеварительной системы

1) белая планария

3) печёночный сосальщик

4) кошачья двуустка

В1.Выберите три верных ответа из шести. К ленточным червям относятся

Б) свиной цепень

Г) кошачья двуустка

Д) печёночный сосальщик

Е) широкий лентец

В2. Установите правильную последовательность этапов жизненного цикла печёночного сосальщика, начиная с яйца:

1) яйцо попадает во внешнюю среду и превращается в личинку.

2) личинка покидает тело моллюска и превращается в цисту.

3) половозрелая особь паразитирует в теле коровы и продуцирует яйца

4) личинка проникает в тело моллюска и паразитирует в нем

5) цисту проглатывает корова, и паразит развивается во взрослое животное

В3. Установите соответствие между представителями и систематической группой плоских червей.

В. Класс сосальщики

С. Класс ленточные черви

1. белая планария

2. печеночный сосальщик

5. дождевой червь

6. кошачья двуустка

С1. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.

Все представители типа Плоские черви ведут паразитический образ жизни.

Бычьего цепня относят к ленточным червям.

Тело бычьего цепня имеет членистое строение.

У бычьего цепня хорошо развита пищеварительная система, и он активно питается.

Основным хозяином бычьего цепня является крупный рогатый скот.

А1. Тело плоских червей состоит из:

4) не имеют клеточного строения

А2. Нервная система у плоских червей:

2) диффузного типа

3) в форме нервной трубки

4) состоит из нервных стволов и узлов

А3. Плоский червь планария способен восстанавливать утраченные части тела- это сущность процесса:

А4. Питательные вещества в организм бычьего цепня поступают через:

4) кишечную полость

А5. Тело бычьего цепня состоит из:

2) головки, шейки и члеников

3) туловища и конечностей

4) головы и брюшка

А6. Стенки тела у плоских червей образованы:

4) кожно-мускульным мешком

В1.Выберите три верных ответа из шести. К органам пищеварения планарии относятся

Е) заднепроходное отверстие

В2. Установите правильную последовательность этапов жизненного цикла бычьего цепня, начиная с яйца:

1) членики червя, наполненные яйцами, попадают во внешнюю среду.

2) финна прикрепляется к мышцам в теле быка.

3) в пищеварительном канале быка яйцо превращается в личинку.

4) финна развивается во взрослую особь в кишечнике человека.

5) человек съедает мясо зараженное финнами паразита.

В3. Соотнесите признаки, характерные для:

1 – планарии, 2 – печеночного сосальщика, 3 – бычьего цепня.

а) на голове имеются 4 присоски;

б) ведет свободный образ жизни;

г) паразитирует в кишечнике человека;

д) в теле различают головку, шейку, членики;

ж) покровы снабжены многочисленными ресничками;

з) трехслойные животные;

и) длина червя достигает 10 м;

к) двусторонне-симметричные животные;

л) есть брюшная и околоротовая присоски;

м) есть пищеварительная система;

н) нет пищеварительной системы;

С1. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.

1. Плоские черви — это трёхслойные животные.

2. К типу плоские черви относят белую планарию, человеческую аскариду и печёночного сосальщика.

3. Плоские черви имеют вытянутое уплощенное тело.

4. У них хорошо развита кровеносная система.

5. Плоские черви — раздельнополые животные, откладывают яйца.

Структура проверочной работы:

Проверочная работа по определенной теме, представлена в двух вариантах, равноценных, эквивалентных по содержанию и структуре.

Каждый вариант состоит из трех частей (А,В,С), включающих в себя 10 заданий.

Часть 1 ( А) содержит 6 заданий с выбором одного верного ответа из четырех.

Часть 2 (В) включает три задания с кратким ответом:

а) выбор 3 верных ответов из 6 предложенных;

б) установление последовательности биологических процессов, явлений, объектов;

в) установление соответствия между различными объектами и их признаками

Часть 3 (С) содержит одно задание с развернутым ответом, контролирующее сформированность умений:

а) находить и исправлять биологические ошибки в тексте;

б) формулировать развернутый ответ на поставленный вопрос;

Общее время, отведенное на выполнение работы (одного варианта), - 20 минут :

Во время выполнения проверочной работы обучающимся не разрешается использование дополнительных материалов.

Проверка и оценка результатов

Проверка правильности выполнения работы проводится учителем в соответствии с ответами и критериями их оценивания, приведенными в работе

Максимальный балл за выполнение заданий:

Часть А – 1 балл (всего 6 баллов);

Часть В – 2 балла (всего 6 баллов);

Часть С – 3 балла.

Итого – 15 баллов.

Перевод баллов в школьную отметку

ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИСЯ

На выполнение проверочной работы по теме дается 20 минут. Работа состоит из 3 частей, включающих 10 заданий.

Часть 1 содержит 6 заданий (А1 – А6). К каждому заданию приводится 4 варианта ответа, из которых только один верный. При выполнении заданий части 1 перенесите номер выбранного ответа в бланк. Если вы написали не тот номер, то зачеркните его и рядом напишите номер правильного ответа.

Часть 2 включает 3 задания с кратким ответом (В1 – В3). Для заданий части 2 ответ в форме последовательности цифр записывается в бланк. Для каждой цифры используйте отдельную ячейку. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый.

Часть 3 содержит 1 задание С1, на которое следует дать развернутый ответ. Задание выполняется в бланке ответов.

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удается выполнить сразу и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у вас останется время, то можно вернуться к пропущенным заданиям.

За каждый правильный ответ в зависимости от сложности задания дается один или более баллов. Баллы, полученные вами за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать максимально возможное количество баллов.

БЛАНК ОТВЕТОВ ПРОВЕРОЧНОЙ РАБОТЫ

ФИ обучающегося ______________________Класс ______Вариант_____

К ленточным червям относится:

А) кошачья двуустка Б) бычий цепень

В) аскарида Г) конская пиявка

Кровеносная система отсутствует у:

А) пиявки медицинской Б) дождевого червя

В) нереиса Г) бычьего цепня

Слоновую болезнь вызывает:

А) ришта Б) трихинелла В) полихета Г) филярия

При помощи параподий передвигается:

А) нереида Б) пиявка медицинская

В) острица Г) широкий лентец

Дайте определение терминам:

Б) промежуточный хозяин

1. Подберите пары:

Свиной цепень а) морской червь

Планария б)пресноводная форма

Дождевой червь в)сухопутный червь

2. Подберите пары:

Живет в пресных водоемах А) планария

Живет в кишечнике человека Б) печеночный сосальщик

Живет в протоках печени КРС

Тело снаружи покрыто ресничками

Тело покрыто плотной оболочкой, на которую не действует пищеварительный сок

Наличие кожно-мускульного мешка

Питается клетками печени и кровью

Питается мелкими водными животными

Сравните плоских и кольчатых червей.

К плоским червям относят:

А) нереиду Б) дождевого червя В) акариду Г) свиного цепня

Кишечник отсутствует у:

А) белой планарии Б) бычьего цепня

В) печеночного сосальщика Г) двуустки

В подкожной клетчатке паразитирует:

А) ришта Б) филярия

В) палоло Г) пиявка медицинская

Глубоко в почве зиму проводит:

А) палоло Б) дождевой червь

В) широкий лентец Г) аскарида

Дайте определение терминам:

А) основной хозяин

Б) Раздельнополый организм

1. Подберите пары:

Планария а) малощетинковые

Острица б)плоские черви

Дождевой червь в) ресничатые черви

Печеночный сосальщик г) нематода

2. Подберите пары:

Паразитический образ жизни А) ленточные черви

Свободноживущие организмы Б) сосальщики

Всасывание через покровы тела

Поступление веществ через пищеварительную систему

Наличие кожно-мускульного мешка

Членистое строение тела

Каким образом пиявки приспособились к паразитическому образу жизни?

К круглым червям относится:

А) острица Б) трубочник

В) печеночный сосальщик Г) широкий лентец

У плоских червей впервые появились:

А) системы органов Б) полость тела

В) специализированные клетки Г) многоклеточное строение

К почвенным олигохетам относят:

А) нереиду Б) дождевого червя

В) планарию Г) бычьего цепня

К червям –паразитам относят:

А) эхинококка Б) нереиду в) трубочника Г) планарию белую

Дайте определение терминам:

Печеночный сосальщик а) малощетинковые

Острица б)круглые черви

Трубочник в) многощетинковые

Нереида г)плоские черви

2. Подберите пары:

Источник питания – живой организм А) пиявки

Обитатели почвы и водоемов Б) малощетинковые

Типично морские животные

Питаются кровью позвоночных животных

Перечислите различия между круглыми и плоскими червями.

К кольчатым червям относится:

А) планария Б) эхинококк В) пескожил Г) аскарида

Прудовик является промежуточным хозяином:

А)бычьего цепня Б) ришты В) аскариды Г) печеночного сосальщика

Чтобы не заразиться бычьим цепнем надо:

А) хорошо прожаривать и проваривать мясо

Б) мыть руки перед едой

В) бороться с мухами

Г) сделать прививку

Щетинки отсутствуют у :

А) трубочника Б) пиявки В) пескожила Г) дождевого червя

Дайте определение терминам:

Свиной цепень а) малощетинковые

Аскарида б) гельминт

Дождевой червь в) многощетинковые

Нереида г) нематода

Паразиты А) многощетинковые

Обитатели почвы и водоемов Б) малощетинковые

Питаются кровью позвоночных

Докажите, что кольчатые черви являются более совершенными животными по сравнению с круглыми червями.



Заказать рецензию на методическую разработку
можно здесь


Оказание первой помощи в образовательных учреждениях Пройти обучение

Информация о документе
Дата добавления:
Размер:
Доступные форматы для скачивания:

Цель: Изучить Тип Круглые черви.

- рассмотреть особенности организации круглых червей, многообразие их видов;

- выявить черты высокой организации круглых червей по сравнению с плоскими;

- воспитывать бережное отношение к своему организму;

- продолжить формирование умения обосновывать строение паразитов и их жизнедеятельность, связанные с паразитизмом;

- развитие наблюдательности и мышления на основе сравнения плоских и круглых червей.

Тип урока: комбинированный.

Основные положения урока:

1. Особенности организации круглых червей как более сложноорганизованной группы животных по сравнению с плоскими червями.

2. Человеческая аскарида – один из представителей типа Круглые черви. Черты организации, связанные с паразитизмом.

3. Размножение, развитие, жизненный цикл человеческой аскариды.

4. Вред, наносимый здоровью человека, и меры предупреждения аскаридоза.

I .Организационный момент: Учитель напоминает тему прошлого урока.

II .Проверка знаний : Самостоятельная работа по индивидуальным

карточкам. (7 мин)

1. Обязательная (тест)

Выберите верный ответ:

1. Белую планарию по способу питания можно отнести к хищникам, т.к. она:

а) использует других животных в качестве местообитания;

б) постоянно или временно использует другое животное в качестве

в) питается растительной пищей; г) уничтожает других животных.

2. Чтобы не заразиться бычьим цепнем, надо:

а) хорошо проваривать и прожаривать мясо;

б) сделать предупредительные прививки;

в) мыть руки перед едой; г) бороться с мухами.

3. К ресничным червям относятся:

а) кошачья двуустка; б) белая планария;

в) свиной цепень; г) печеночная двуустка.

4. У плоских червей впервые появились:

а) системы органов; б) полость тела;

в) специализированные клетки; г) многоклеточное строение.

5. Дыхание у плоских червей осуществляется:

всей поверхностью тела;

с помощью лёгких;

2. Дополнительная (оценки выставляется по желанию).

Заполните пропуски: Крупный рогатый скот может проглотить ______ цепня вместе с травой. В желудке животного из яиц выходят микроскопические ______ с ______ . С их помощью личинки вбуравливаются в стенку желудка, попадают в ______ , разносятся по всему телу животного и проникают в ______ . здесь личинка превращается в ______ , пузырек величиной с горошину, внутри которого скрыта ______ цепня с шейкой.

Верны ли утверждения.

1). К типу плоских червей относятся классы ресничных червей, сосальщиков и ленточных червей.

2). Яйцо печеночного сосальщика начинает развиваться, только попав в воду.

3). Все плоские черви имеют развитые органы чувств.

4). Планарии – хищники.

5). Плоские черви – раздельнополые животные.

6). Стадия финны встречается у ленточных червей.

7). Сосальщики имеют длинное членистое тело.

8). Прудовик малый – промежуточный хозяин печеночного сосальщика.

Распределите признаки, присущие:

1–ленточным червям; 2–сосальщикам.

А. Паразитический образ жизни.

Б. Свободноживущие организмы.

В. Всасывание через покровы тела.

Г. Поступление веществ через пищеварительную систему.

Д. Наличие кожно-мускульного мешка.

Е. Наличие присосок.

Ж. Членистое строение тела.

Распределите признаки, присущие:

1-белой планарии, 2- печеночному сосальщику.

А. Живет в пресноводных водоемах.

Б. Живет в кишечнике человека.

В. Живет в протоках печени крупного рогатого скота.

Г. Тело с наружи покрыто ресничками, благодаря работе которых животное передвигается.

Д. Тело снаружи одето плотной многослойной оболочкой, на которую не действует пищеварительный сок.

Е. Наличие кожно-мускульного мешка.

Ж. Питается клетками печени и кровью.

З. Питается переваренной пищей.

И. Питается мелкими водными животными.

Дайте определение терминам:

Перечислите приспособления во внешнем и внутреннем строении червей, помогающие им паразитировать.

III . Изучение нового материала: 25 минут

Учитель объявляет тему урока, формулирует вместе с учащимися цели:

изучить строение круглых червей;

рассмотреть цикл развития круглых червей;

познакомиться с паразитическими круглыми червями и заболеваниями, которые они вызывают.

Беседа с учениками об особенностях организации круглых червей, (работа с текстом учебника). Учащиеся делают выводы об усложнении в строении круглых червей по сравнению с плоскими червями.

Учитель отмечает араморфозы:

Деление пищеварительной системы на отделы.

Ротовое отверстие перемещается на передний конец тела.

Задняя кишка открывается наружу анальным отверстием.

1 слой погруженных клеток и мембрана образуют кожно-мускульный мешок

2. Пищеварительная система

Рот, ротовая полость, глотка, пищевод, кишка, анальное отверстие. У некоторых кутикулярные выросты – зубы.

3. Выделительная система

Одноклеточные кожные железы.

Окологлоточное нервное кольцо; от кольца отходят нервные стволы (6) вперед и (6) назад.

- Осязания: щетинки или бугорки вокруг рта.

- Органы хим-го чувства: по бокам головного мозга.

- Примитивные глаза (у некоторых): пигментные пятна.

5. Половая система

Раздельнополые. Половой диморфизм (четкие внешние различия).

Представлена яичниками (у самок) и семенником (у самцов).

Откладывают яйца, есть живородящие.

6. Дыхательная и кровеносная

Отсутствуют. Газообмен и транспорт веществ – посредством диффузии.

Для учеников низкого и среднего уровня:

1 слой погруженных клеток и мембрана образуют …

2. Пищеварительная система

Рот → ротовая полость →глотка → … → …→ . У некоторых кутикулярные выросты – …

3. Выделительная система

Окологлоточное …; от кольца отходят нервные …:(6) вперед и (6) назад.

- Органы хим-го чувства: .

- Примитивные глаза (у некоторых): …

5. Половая система

Раздельнополые. … … (четкие внешние различия).

Представлена … (у самок) и … (у самцов).

6. Дыхательная и кровеносная

Отсутствуют. Газообмен и транспорт веществ – посредством ….

Для учащихся достаточного и высокого уровня:

2. Пищеварительная система

3. Выделительная система

5. Половая система

6. Дыхательная и кровеносная

Учащиеся работают с учебником, отвечают на вопрос, делают предположения, вспоминают материал прошлого урока (приспособленность плоских червей к паразитическому образу жизни):

тело покрыто плотной кутикулой;

мускулатура состоит из 4-х продольных мышечных лент и позволяет изгибать тело;

особое вещество, выделяемое клетками ее тела, защищает ее от переваривания соками хозяина;

микроскопические зубчики, окружающие рот, позволяют прикрепляться к слизистой оболочке кишечника;

очень большая плодовитость.

Цикл развития человеческой аскариды. Объяснение учителя с использованием магнитной аппликации.

Яйца с фекалиями попадают в почву (одна самка может откладывать за сутки до 200000 яиц).

В яйце развивается личинка первого возраста.

Влажная почва: температура 20˚-30˚С (10-15 дней).

В яйце личинка второго возраста может сохраняться в почве в течении 7 лет.

В двенадцатиперстной кишке вылупляется личинка; оболочка яйца растворяется при 37˚С, высокой концентрации СО 2 и рН7.

Личинка: через слизистую оболочку, вены, печень, сердце попадает в легкие.

Две линьки: 1-ая: на 5-6-й день, 2-ая: на 10-й день.

Проникает через стенку альвеол в бронхи, трахеи, вызывают воспалительные явления, сопровождающиеся кашлем.

С мокротой личинка попадает в ротовую полость и вторично проглатывается.

Проходит через пищевод.

Попадает в подвздошную кишку, в течение 65 дней развивается во взрослую аскариду, которая живет 1-2 года. (Самка откладывает за сутки до 200000 яиц)

Яйца с фекалиями попадают в почву.

Т.О. цикл развития происходит без смены хозяина.

Истощают организм хозяина;

Аскариды отравляют организм токсическими продуктами обмена;

Воздействуют механически: в большом количестве могут вызывать непроходимость или разрыв кишечника.

4. Работа в группах: класс делится на 3 группы (например, по рядам). На поиск и обсуждение – 4 минуты.

Слово предоставляется более слабым ученикам. Остальные (в т. ч. учитель) дополняют ответы.

Плохо промытые фрукты и овощи

Не пить сырую воду из рек и озер.

Вести борьбу с мухами.

Выделенных аскарид сжигать.

Не применять для удобрения огородов человеческие экскременты

- мыть руки перед едой;

- не грызть ногтей и не чистить их зубами;

- проводить уборку в домах и т.д.

1 вариант: Учитель размещает на доске карточки (Приложение 2).

IV . Домашнее задание : 3 мин.

Б) по выбору (творческое): дополнительные хорошие оценки.

подготовить сообщения о других представителях типа;

Острица: обитает в нижнем отделе тонкого кишечника. Вызывает заболевание энтеробиоз. Иногда вызывает воспаление червеобразного отростка – аппендицит.

Трихинелла: обитает в кишечнике при мышцах.

Гельминты – черви-паразиты, глисты.

Гельминтология – наука о паразитических червях.

Удаление или изгнание паразита из тела хозяина – дегельминтизация.

Большую роль в разработке способов борьбы с гельминтами и профилактике гельминтозов сыграл советский академик Константин Иванович Скрябин.

V . Закрепление материала. Заполнение кроссворда (приложение 1). 8 мин.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции