К ленточным червям относятся кошачья двуустка
Разнообразие плоских червей: сосальщики и цепни
• О плоских червях, паразитирующих в организме человека.
• Каким образом среда обитания отражается на строении и функциях паразита.
• Каковы особенности организма как среды жизни?
• Какие меры необходимо предпринимать для профилактики заболеваний, вызываемых простейшими?
Класс Сосальщики (Trematoda)
Внешнее и внутреннее строение. Сосальщики — плоские черви, паразитирующие во внутренних органах других животных (рис. 52). Например, взрослые особи печёночного сосальщика обитают в жёлчных протоках овец, коз, крупного рогатого скота, буйволов, верблюдов, свиней, лошадей, зайцев, некоторых грызунов и человека. Сосальщики произошли, вероятно, от ресничных червей, и поэтому у них много общих черт с планариями. Так, у печёночного сосальщика листовидное тело длиной до 3 см, сильно сплющенное в спинно-брюшном направлении, постепенно сужающееся к заднему концу. Окраска червя серовато-желтоватая.
Рис. 52. Паразитические плоские черви: 1 — печёночный сосальщик; 2 — пара кровяных двуусток; 3 — кошачья двуустка; 4 — парадоксальный сосальщик
Рис. 53. Пищеварительная система печёночного сосальщика: 1 — ротовая присоска; 2 — рот; 3 — брюшная присоска; 4 — кишечник
В связи с паразитическим образом жизни у печёночного сосальщика появились две присоски — ротовая на переднем конце тела и брюшная на брюшной стороне. Присоски помогают малоподвижным сосальщикам удерживаться в жёлчных протоках.
В отличие от планарии у печёночного сосальщика нет эпителия с ресничками. Покровы его тела представлены многослойной плотной оболочкой — кутикулой , которая защищает паразита от воздействия пищеварительных соков животного-хозяина.
Внутреннее строение сосальщика во многом такое же, как у планарии. Преобразования систем органов связаны с паразитическим образом жизни. Так, органы чувств у сосальщика развиты слабо и представлены в основном органами осязания, разбросанными в покровах тела. Рот находится на дне передней присоски, а не на нижней стороне тела, как у планарии. Кишечник сильно разветвлён (рис. 53). Питается сосальщик кровью и другими тканями своих хозяев, затягивая пищу сосательными движенями глотки.
Паразитические плоские черви живут в бескислородной среде. Поэтому превращения сложных органических веществ в менее сложные идут без участия кислорода. В ходе этих превращений высвобождается необходимая организму энергия.
Размножение и развитие. Сосальщики, как и планарии, являются гермафродитами. Обычно у сосальщиков, как и у планарий, происходит взаимное оплодотворение двух спаривающихся червей. Но если паразит живёт один в организме хозяина, может происходить и самооплодотворение.
Жизненный цикл у печёночного сосальщика сложный: в нём происходит чередование поколений — бесполого и полового, как у кишечнополостных. Паразит меняет хозяев: личинка, вылупившаяся из яйца, плавает в воде, потом проникает в тело улитки — малого прудовика , где даёт новое поколение личинок, а они попадают в организм овцы, коровы или человека (рис. 54).
Яйца печёночного сосальщика попадают из жёлчных протоков хозяина-млекопитающего в его кишечник, а оттуда — во внешнюю среду. Если яйцо оказывается в воде, из него выходит покрытая ресничками личинка. Она плавает, потом проникает в тело малого прудовика. Здесь личинка превращается в бесформенный неподвижный мешок, в котором происходит бесполое размножение и формируется несколько поколений зародышей.
Личинки выходят из тела прудовика в воду, сначала активно плавают, а потом оседают в прибрежной растительности, отбрасывают хвостик, выделяют вокруг себя оболочку и превращаются в цисту. В такой стадии они сохраняют жизнеспособность длительное время, перенося неблагоприятные условия.
Рис. 54. Жизненный цикл печёночного сосальщика: 1 — взрослый паразит в теле коровы (окончательного хозяина); 2 — яйца; 3 — свободноплавающая личинка; 4 — личинки в теле малого прудовика (промежуточного хозяина); 5 — свободноплавающая личинка нового поколения; 6 — циста на суше
Домашние животные, поедая прибрежную траву, заглатывают паразитов. В кишечнике циста растворяется, паразит через стенку кишечника попадает в кровь, а оттуда — в печень и в жёлчные протоки.
Человек может заразиться печёночным сосальщиком, если пьёт сырую воду из мелких водоёмов, берёт в рот травинки, сорванные в болотистых местах.
В организме млекопитающего печёночный сосальщик размножается половым путём, а в организме прудовика — бесполым путём. Организм, в теле которого происходит половое размножение паразита, называется окончательным хозяином , а организм, в теле которого половое размножение не происходит, называется промежуточным хозяином .
Класс Ленточные черви (Cestoda)
Рис. 55. Свиной цепень: 1 — общий вид (фрагмент); 2 — головка с присосками и крючьями
Внешнее и внутреннее строение. Все ленточные черви — паразиты, обитающие в кишечнике животных и человека. Приспособления к паразитическому образу жизни у них более совершенны, чем у сосальщиков. К ленточным червям относится свиной цепень (рис. 55). Тело этого червя сильно вытянутое, лентовидное, состоит из многочисленных члеников и напоминает цепь, поэтому паразита и называют цепнем. Свиные цепни бывают длиной до 3 м. Окраска тела у них белая или желтоватая. На переднем конце тела имеется маленькая головка. На ней расположены четыре присоски и хоботок с двумя рядами крючьев. Крючьями и присосками паразит закрепляется в кишечнике животного-хозяина. Новые членики образуются только за головкой, там они небольшие, а удалённые от головки — более крупные. Членики на заднем конце тела периодически отрываются и с испражнениями хозяина попадают наружу.
Изменения в строении по сравнению с белой планарией у ленточных червей связаны с приспособлением к особенностям среды жизни. Как и у сосальщиков, тело их покрыто прочной кутикулой. Опорно-двигательная система представлена кожно-мускульным мешком, пространство между внутренними органами заполнено паренхимой. Сходно с сосальщиками и строение выделительной системы. Для дыхания ленточные черви не используют кислород. Нервная система развита слабо, органы чувств отсутствуют.
В отличие от сосальщиков, пищеварительная система у цепня полностью отсутствует, и пища всасывается всей поверхностью тела через покровы.
Рис. 56. Жизненный цикл свиного цепня: 1 — человек (окончательный хозяин); 2 — вышедшие наружу членики, наполненные яйцами; 3 — яйцо; 4 — финна в свинье (промежуточном хозяине)
Размножение и развитие. У свиного цепня в каждом членике имеются женская и мужская половые системы: этот червь — гермафродит. Обычно сначала развиваются органы мужской половой системы, а затем — женской. При оплодотворении членики разных особей соприкасаются друг с другом, но может происходить и самооплодотворение.
После оплодотворения мужская половая система постепенно исчезает, а весь членик наполняется яйцами. Членики со зрелыми яйцами отрываются и выводятся из организма хозяина наружу с испражнениями. Один червь может продуцировать огромное число яиц — до сотен миллионов в год. Живут цепни несколько лет.
Окончательный хозяин свиного цепня — человек , а промежуточный хозяин — свинья .
Свиньи заражаются цепнем, поедая нечистоты и заглатывая яйца паразита (рис. 56). В кишечнике свиньи оболочка яиц разрушается, из них выходят личинки, похожие на маленький шарик с шестью крючьями. С их помощью личинка вбуравливается в стенки желудка или кишки, проникает в кровь, а оттуда в печень, сердце, лёгкие, мозг, мышцы. В этих органах личинка превращается в следующую личиночную стадию — финну. Финна растёт и становится размером с крупную горошину. Её тело напоминает пузырь, наполненный жидкостью. Для продолжения развития финна должна попасть в организм человека. Это случается, когда человек употребляет в пищу непроваренную, непрожаренную или непросоленную свинину, содержащую паразита.
Печёночный сосальщик и свиной цепень чрезвычайно плодовиты, что связано с паразитическим образом жизни. Вероятность попасть в организм окончательного хозяина очень невелика, поэтому для выживания паразиты вынуждены производить огромное число потомков. Этому же способствует и бесполое размножение в организме промежуточного хозяина.
Сосальщики и ленточные черви произошли от свободноживущих плоских червей. Преобразования внешнего и внутреннего строения этих животных обусловлены паразитическим образом жизни. Представители названных классов отличаются большой плодовитостью. Некоторые сосальщики и ленточные черви паразитируют в организме человека.
Кутикула, промежуточный хозяин, окончательный хозяин, членики.
1. Рассмотрите рисунок 54 (см. с. 79). Опишите цикл развития печёночного сосальщика.
2. Используя рисунок 55 (см. с. 80), расскажите о приспособлениях свиного цепня к паразитическому образу жизни.
3. Сформулируйте меры защиты человека от заражения паразитическими червями.
4. Объясните, как отражается влияние среды обитания на строении свободноживущих и паразитических червей.
Правительство Свердловской области
Министерство общего и профессионального образования Свердловской области
Кафедра естественнонаучного и математического образования
Ушенина Полина Владимировна,
Учитель биологии 1кв. кат.
МАОУ СОШ №16 г. Екатеринбург
ОГЭ в новой форме ориентирована на проверку достижения выпускниками уровня подготовки, предусмотренного Государственным образовательным стандартом.
Введение в практику новой модели экзамена по биологии для выпускников основной школы продиктовано необходимостью совершенствования форм итогового контроля с учётом принципа вариативности.
Введение в средней школе профильного обучения, позволяющего более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся и требующего объективных оснований (25 баллов из 34) для зачисления учащихся в различные по профилю классы.
ОГЭ в новой форме по биологии в 9 классе является подготовкой к ЕГЭ по биологии в 11 классе.
Изучить нормативные документы и учебно-методическую литературу, характеризующие ОГЭ за курс основного общего образования по биологии.
Разработать два варианта проверочной работы в формате ОГЭ.
А1. У паразитических червей покровы тела
1) покрыты ресничками
2) покрыты чешуёй
3) состоят из хитина
4) не растворяются пищеварительными соками
А2. Взаимодействие человека и бычьего цепня называется
А3. Свободноживущим видом является
2) широкий лентец
А4. Дыхание планарии происходит
1) диффузно через покровы тела
2) с помощью наружных выростов – жабр
3) с помощью внутренних жабр
4) с помощью лёгочных мешков
А5. Финна бычьего цепня обычно развивается
1) во внешней среде
2) в мышцах и внутренних органах человека
3) в мышцах и внутренних органах коровы
4) в мышцах и внутренних органах собаки
А6. Заселяет тонкий кишечник, не имеет развитой пищеварительной системы
1) белая планария
3) печёночный сосальщик
4) кошачья двуустка
В1.Выберите три верных ответа из шести. К ленточным червям относятся
Б) свиной цепень
Г) кошачья двуустка
Д) печёночный сосальщик
Е) широкий лентец
В2. Установите правильную последовательность этапов жизненного цикла печёночного сосальщика, начиная с яйца:
1) яйцо попадает во внешнюю среду и превращается в личинку.
2) личинка покидает тело моллюска и превращается в цисту.
3) половозрелая особь паразитирует в теле коровы и продуцирует яйца
4) личинка проникает в тело моллюска и паразитирует в нем
5) цисту проглатывает корова, и паразит развивается во взрослое животное
В3. Установите соответствие между представителями и систематической группой плоских червей.
В. Класс сосальщики
С. Класс ленточные черви
1. белая планария
2. печеночный сосальщик
5. дождевой червь
6. кошачья двуустка
С1. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.
Все представители типа Плоские черви ведут паразитический образ жизни.
Бычьего цепня относят к ленточным червям.
Тело бычьего цепня имеет членистое строение.
У бычьего цепня хорошо развита пищеварительная система, и он активно питается.
Основным хозяином бычьего цепня является крупный рогатый скот.
А1. Тело плоских червей состоит из:
4) не имеют клеточного строения
А2. Нервная система у плоских червей:
2) диффузного типа
3) в форме нервной трубки
4) состоит из нервных стволов и узлов
А3. Плоский червь планария способен восстанавливать утраченные части тела- это сущность процесса:
А4. Питательные вещества в организм бычьего цепня поступают через:
4) кишечную полость
А5. Тело бычьего цепня состоит из:
2) головки, шейки и члеников
3) туловища и конечностей
4) головы и брюшка
А6. Стенки тела у плоских червей образованы:
4) кожно-мускульным мешком
В1.Выберите три верных ответа из шести. К органам пищеварения планарии относятся
Е) заднепроходное отверстие
В2. Установите правильную последовательность этапов жизненного цикла бычьего цепня, начиная с яйца:
1) членики червя, наполненные яйцами, попадают во внешнюю среду.
2) финна прикрепляется к мышцам в теле быка.
3) в пищеварительном канале быка яйцо превращается в личинку.
4) финна развивается во взрослую особь в кишечнике человека.
5) человек съедает мясо зараженное финнами паразита.
В3. Соотнесите признаки, характерные для:
1 – планарии, 2 – печеночного сосальщика, 3 – бычьего цепня.
а) на голове имеются 4 присоски;
б) ведет свободный образ жизни;
г) паразитирует в кишечнике человека;
д) в теле различают головку, шейку, членики;
ж) покровы снабжены многочисленными ресничками;
з) трехслойные животные;
и) длина червя достигает 10 м;
к) двусторонне-симметричные животные;
л) есть брюшная и околоротовая присоски;
м) есть пищеварительная система;
н) нет пищеварительной системы;
С1. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.
1. Плоские черви — это трёхслойные животные.
2. К типу плоские черви относят белую планарию, человеческую аскариду и печёночного сосальщика.
3. Плоские черви имеют вытянутое уплощенное тело.
4. У них хорошо развита кровеносная система.
5. Плоские черви — раздельнополые животные, откладывают яйца.
Структура проверочной работы:
Проверочная работа по определенной теме, представлена в двух вариантах, равноценных, эквивалентных по содержанию и структуре.
Каждый вариант состоит из трех частей (А,В,С), включающих в себя 10 заданий.
Часть 1 ( А) содержит 6 заданий с выбором одного верного ответа из четырех.
Часть 2 (В) включает три задания с кратким ответом:
а) выбор 3 верных ответов из 6 предложенных;
б) установление последовательности биологических процессов, явлений, объектов;
в) установление соответствия между различными объектами и их признаками
Часть 3 (С) содержит одно задание с развернутым ответом, контролирующее сформированность умений:
а) находить и исправлять биологические ошибки в тексте;
б) формулировать развернутый ответ на поставленный вопрос;
Общее время, отведенное на выполнение работы (одного варианта), - 20 минут :
Во время выполнения проверочной работы обучающимся не разрешается использование дополнительных материалов.
Проверка и оценка результатов
Проверка правильности выполнения работы проводится учителем в соответствии с ответами и критериями их оценивания, приведенными в работе
Максимальный балл за выполнение заданий:
Часть А – 1 балл (всего 6 баллов);
Часть В – 2 балла (всего 6 баллов);
Часть С – 3 балла.
Итого – 15 баллов.
Перевод баллов в школьную отметку
ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИСЯ
На выполнение проверочной работы по теме дается 20 минут. Работа состоит из 3 частей, включающих 10 заданий.
Часть 1 содержит 6 заданий (А1 – А6). К каждому заданию приводится 4 варианта ответа, из которых только один верный. При выполнении заданий части 1 перенесите номер выбранного ответа в бланк. Если вы написали не тот номер, то зачеркните его и рядом напишите номер правильного ответа.
Часть 2 включает 3 задания с кратким ответом (В1 – В3). Для заданий части 2 ответ в форме последовательности цифр записывается в бланк. Для каждой цифры используйте отдельную ячейку. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый.
Часть 3 содержит 1 задание С1, на которое следует дать развернутый ответ. Задание выполняется в бланке ответов.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удается выполнить сразу и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у вас останется время, то можно вернуться к пропущенным заданиям.
За каждый правильный ответ в зависимости от сложности задания дается один или более баллов. Баллы, полученные вами за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать максимально возможное количество баллов.
БЛАНК ОТВЕТОВ ПРОВЕРОЧНОЙ РАБОТЫ
ФИ обучающегося ______________________Класс ______Вариант_____
К ленточным червям относится:
А) кошачья двуустка Б) бычий цепень
В) аскарида Г) конская пиявка
Кровеносная система отсутствует у:
А) пиявки медицинской Б) дождевого червя
В) нереиса Г) бычьего цепня
Слоновую болезнь вызывает:
А) ришта Б) трихинелла В) полихета Г) филярия
При помощи параподий передвигается:
А) нереида Б) пиявка медицинская
В) острица Г) широкий лентец
Дайте определение терминам:
Б) промежуточный хозяин
1. Подберите пары:
Свиной цепень а) морской червь
Планария б)пресноводная форма
Дождевой червь в)сухопутный червь
2. Подберите пары:
Живет в пресных водоемах А) планария
Живет в кишечнике человека Б) печеночный сосальщик
Живет в протоках печени КРС
Тело снаружи покрыто ресничками
Тело покрыто плотной оболочкой, на которую не действует пищеварительный сок
Наличие кожно-мускульного мешка
Питается клетками печени и кровью
Питается мелкими водными животными
Сравните плоских и кольчатых червей.
К плоским червям относят:
А) нереиду Б) дождевого червя В) акариду Г) свиного цепня
Кишечник отсутствует у:
А) белой планарии Б) бычьего цепня
В) печеночного сосальщика Г) двуустки
В подкожной клетчатке паразитирует:
А) ришта Б) филярия
В) палоло Г) пиявка медицинская
Глубоко в почве зиму проводит:
А) палоло Б) дождевой червь
В) широкий лентец Г) аскарида
Дайте определение терминам:
А) основной хозяин
Б) Раздельнополый организм
1. Подберите пары:
Планария а) малощетинковые
Острица б)плоские черви
Дождевой червь в) ресничатые черви
Печеночный сосальщик г) нематода
2. Подберите пары:
Паразитический образ жизни А) ленточные черви
Свободноживущие организмы Б) сосальщики
Всасывание через покровы тела
Поступление веществ через пищеварительную систему
Наличие кожно-мускульного мешка
Членистое строение тела
Каким образом пиявки приспособились к паразитическому образу жизни?
К круглым червям относится:
А) острица Б) трубочник
В) печеночный сосальщик Г) широкий лентец
У плоских червей впервые появились:
А) системы органов Б) полость тела
В) специализированные клетки Г) многоклеточное строение
К почвенным олигохетам относят:
А) нереиду Б) дождевого червя
В) планарию Г) бычьего цепня
К червям –паразитам относят:
А) эхинококка Б) нереиду в) трубочника Г) планарию белую
Дайте определение терминам:
Печеночный сосальщик а) малощетинковые
Острица б)круглые черви
Трубочник в) многощетинковые
Нереида г)плоские черви
2. Подберите пары:
Источник питания – живой организм А) пиявки
Обитатели почвы и водоемов Б) малощетинковые
Типично морские животные
Питаются кровью позвоночных животных
Перечислите различия между круглыми и плоскими червями.
К кольчатым червям относится:
А) планария Б) эхинококк В) пескожил Г) аскарида
Прудовик является промежуточным хозяином:
А)бычьего цепня Б) ришты В) аскариды Г) печеночного сосальщика
Чтобы не заразиться бычьим цепнем надо:
А) хорошо прожаривать и проваривать мясо
Б) мыть руки перед едой
В) бороться с мухами
Г) сделать прививку
Щетинки отсутствуют у :
А) трубочника Б) пиявки В) пескожила Г) дождевого червя
Дайте определение терминам:
Свиной цепень а) малощетинковые
Аскарида б) гельминт
Дождевой червь в) многощетинковые
Нереида г) нематода
Паразиты А) многощетинковые
Обитатели почвы и водоемов Б) малощетинковые
Питаются кровью позвоночных
Докажите, что кольчатые черви являются более совершенными животными по сравнению с круглыми червями.
Заказать рецензию на методическую разработку
можно здесь
Оказание первой помощи в образовательных учреждениях Пройти обучение
Информация о документе | |
Дата добавления: | |
Размер: | |
Доступные форматы для скачивания: |
Цель: Изучить Тип Круглые черви.
- рассмотреть особенности организации круглых червей, многообразие их видов;
- выявить черты высокой организации круглых червей по сравнению с плоскими;
- воспитывать бережное отношение к своему организму;
- продолжить формирование умения обосновывать строение паразитов и их жизнедеятельность, связанные с паразитизмом;
- развитие наблюдательности и мышления на основе сравнения плоских и круглых червей.
Тип урока: комбинированный.
Основные положения урока:
1. Особенности организации круглых червей как более сложноорганизованной группы животных по сравнению с плоскими червями.
2. Человеческая аскарида – один из представителей типа Круглые черви. Черты организации, связанные с паразитизмом.
3. Размножение, развитие, жизненный цикл человеческой аскариды.
4. Вред, наносимый здоровью человека, и меры предупреждения аскаридоза.
I .Организационный момент: Учитель напоминает тему прошлого урока.
II .Проверка знаний : Самостоятельная работа по индивидуальным
карточкам. (7 мин)
1. Обязательная (тест)
Выберите верный ответ:
1. Белую планарию по способу питания можно отнести к хищникам, т.к. она:
а) использует других животных в качестве местообитания;
б) постоянно или временно использует другое животное в качестве
в) питается растительной пищей; г) уничтожает других животных.
2. Чтобы не заразиться бычьим цепнем, надо:
а) хорошо проваривать и прожаривать мясо;
б) сделать предупредительные прививки;
в) мыть руки перед едой; г) бороться с мухами.
3. К ресничным червям относятся:
а) кошачья двуустка; б) белая планария;
в) свиной цепень; г) печеночная двуустка.
4. У плоских червей впервые появились:
а) системы органов; б) полость тела;
в) специализированные клетки; г) многоклеточное строение.
5. Дыхание у плоских червей осуществляется:
всей поверхностью тела;
с помощью лёгких;
2. Дополнительная (оценки выставляется по желанию).
Заполните пропуски: Крупный рогатый скот может проглотить ______ цепня вместе с травой. В желудке животного из яиц выходят микроскопические ______ с ______ . С их помощью личинки вбуравливаются в стенку желудка, попадают в ______ , разносятся по всему телу животного и проникают в ______ . здесь личинка превращается в ______ , пузырек величиной с горошину, внутри которого скрыта ______ цепня с шейкой.
Верны ли утверждения.
1). К типу плоских червей относятся классы ресничных червей, сосальщиков и ленточных червей.
2). Яйцо печеночного сосальщика начинает развиваться, только попав в воду.
3). Все плоские черви имеют развитые органы чувств.
4). Планарии – хищники.
5). Плоские черви – раздельнополые животные.
6). Стадия финны встречается у ленточных червей.
7). Сосальщики имеют длинное членистое тело.
8). Прудовик малый – промежуточный хозяин печеночного сосальщика.
Распределите признаки, присущие:
1–ленточным червям; 2–сосальщикам.
А. Паразитический образ жизни.
Б. Свободноживущие организмы.
В. Всасывание через покровы тела.
Г. Поступление веществ через пищеварительную систему.
Д. Наличие кожно-мускульного мешка.
Е. Наличие присосок.
Ж. Членистое строение тела.
Распределите признаки, присущие:
1-белой планарии, 2- печеночному сосальщику.
А. Живет в пресноводных водоемах.
Б. Живет в кишечнике человека.
В. Живет в протоках печени крупного рогатого скота.
Г. Тело с наружи покрыто ресничками, благодаря работе которых животное передвигается.
Д. Тело снаружи одето плотной многослойной оболочкой, на которую не действует пищеварительный сок.
Е. Наличие кожно-мускульного мешка.
Ж. Питается клетками печени и кровью.
З. Питается переваренной пищей.
И. Питается мелкими водными животными.
Дайте определение терминам:
Перечислите приспособления во внешнем и внутреннем строении червей, помогающие им паразитировать.
III . Изучение нового материала: 25 минут
Учитель объявляет тему урока, формулирует вместе с учащимися цели:
изучить строение круглых червей;
рассмотреть цикл развития круглых червей;
познакомиться с паразитическими круглыми червями и заболеваниями, которые они вызывают.
Беседа с учениками об особенностях организации круглых червей, (работа с текстом учебника). Учащиеся делают выводы об усложнении в строении круглых червей по сравнению с плоскими червями.
Учитель отмечает араморфозы:
Деление пищеварительной системы на отделы.
Ротовое отверстие перемещается на передний конец тела.
Задняя кишка открывается наружу анальным отверстием.
1 слой погруженных клеток и мембрана образуют кожно-мускульный мешок
2. Пищеварительная система
Рот, ротовая полость, глотка, пищевод, кишка, анальное отверстие. У некоторых кутикулярные выросты – зубы.
3. Выделительная система
Одноклеточные кожные железы.
Окологлоточное нервное кольцо; от кольца отходят нервные стволы (6) вперед и (6) назад.
- Осязания: щетинки или бугорки вокруг рта.
- Органы хим-го чувства: по бокам головного мозга.
- Примитивные глаза (у некоторых): пигментные пятна.
5. Половая система
Раздельнополые. Половой диморфизм (четкие внешние различия).
Представлена яичниками (у самок) и семенником (у самцов).
Откладывают яйца, есть живородящие.
6. Дыхательная и кровеносная
Отсутствуют. Газообмен и транспорт веществ – посредством диффузии.
Для учеников низкого и среднего уровня:
1 слой погруженных клеток и мембрана образуют …
2. Пищеварительная система
Рот → ротовая полость →глотка → … → …→ . У некоторых кутикулярные выросты – …
3. Выделительная система
Окологлоточное …; от кольца отходят нервные …:(6) вперед и (6) назад.
- Органы хим-го чувства: .
- Примитивные глаза (у некоторых): …
5. Половая система
Раздельнополые. … … (четкие внешние различия).
Представлена … (у самок) и … (у самцов).
6. Дыхательная и кровеносная
Отсутствуют. Газообмен и транспорт веществ – посредством ….
Для учащихся достаточного и высокого уровня:
2. Пищеварительная система
3. Выделительная система
5. Половая система
6. Дыхательная и кровеносная
Учащиеся работают с учебником, отвечают на вопрос, делают предположения, вспоминают материал прошлого урока (приспособленность плоских червей к паразитическому образу жизни):
тело покрыто плотной кутикулой;
мускулатура состоит из 4-х продольных мышечных лент и позволяет изгибать тело;
особое вещество, выделяемое клетками ее тела, защищает ее от переваривания соками хозяина;
микроскопические зубчики, окружающие рот, позволяют прикрепляться к слизистой оболочке кишечника;
очень большая плодовитость.
Цикл развития человеческой аскариды. Объяснение учителя с использованием магнитной аппликации.
Яйца с фекалиями попадают в почву (одна самка может откладывать за сутки до 200000 яиц).
В яйце развивается личинка первого возраста.
Влажная почва: температура 20˚-30˚С (10-15 дней).
В яйце личинка второго возраста может сохраняться в почве в течении 7 лет.
В двенадцатиперстной кишке вылупляется личинка; оболочка яйца растворяется при 37˚С, высокой концентрации СО 2 и рН7.
Личинка: через слизистую оболочку, вены, печень, сердце попадает в легкие.
Две линьки: 1-ая: на 5-6-й день, 2-ая: на 10-й день.
Проникает через стенку альвеол в бронхи, трахеи, вызывают воспалительные явления, сопровождающиеся кашлем.
С мокротой личинка попадает в ротовую полость и вторично проглатывается.
Проходит через пищевод.
Попадает в подвздошную кишку, в течение 65 дней развивается во взрослую аскариду, которая живет 1-2 года. (Самка откладывает за сутки до 200000 яиц)
Яйца с фекалиями попадают в почву.
Т.О. цикл развития происходит без смены хозяина.
Истощают организм хозяина;
Аскариды отравляют организм токсическими продуктами обмена;
Воздействуют механически: в большом количестве могут вызывать непроходимость или разрыв кишечника.
4. Работа в группах: класс делится на 3 группы (например, по рядам). На поиск и обсуждение – 4 минуты.
Слово предоставляется более слабым ученикам. Остальные (в т. ч. учитель) дополняют ответы.
Плохо промытые фрукты и овощи
Не пить сырую воду из рек и озер.
Вести борьбу с мухами.
Выделенных аскарид сжигать.
Не применять для удобрения огородов человеческие экскременты
- мыть руки перед едой;
- не грызть ногтей и не чистить их зубами;
- проводить уборку в домах и т.д.
1 вариант: Учитель размещает на доске карточки (Приложение 2).
IV . Домашнее задание : 3 мин.
Б) по выбору (творческое): дополнительные хорошие оценки.
подготовить сообщения о других представителях типа;
Острица: обитает в нижнем отделе тонкого кишечника. Вызывает заболевание энтеробиоз. Иногда вызывает воспаление червеобразного отростка – аппендицит.
Трихинелла: обитает в кишечнике при мышцах.
Гельминты – черви-паразиты, глисты.
Гельминтология – наука о паразитических червях.
Удаление или изгнание паразита из тела хозяина – дегельминтизация.
Большую роль в разработке способов борьбы с гельминтами и профилактике гельминтозов сыграл советский академик Константин Иванович Скрябин.
V . Закрепление материала. Заполнение кроссворда (приложение 1). 8 мин.
Читайте также: