Грибы паразиты растений животных человека 7 класс

Паразитные грибы – неотъемлемая часть природы. Живут такие грибы за счет растений и живых организмов, иногда не просто повреждает жертву, но и полностью уничтожает её.

Классификация грибов

  • Облигатные
  • Факультативные (сапротрофы)
  • Микропаразиты
  • Макропаразиты

Одними из самых известных являются: головня, ржавчинный, ботритис, кордицепс, септобазидиум.

Головня

Паразитирующий гриб, который поражает дикорастущие растения, а также злаковые культуры. Головневых грибов насчитывают около 1000 разновидностей. Гриб поражает стебли, листья, соцветия растения, иногда вред наносит и корневой системе. Растения, которые поразила головня появляется пепельный налет. Обитают головневые грибы-паразиты практически по всему миру, не бояться ни холода, ни жары.

Ржавчинный

Гриб представляет собой полосы или пятна рыже-коричневого цвета на листьях и плодах деревьев, кустов и любых других растений. Ржавичнный гриб имеет более 4000 видов, которые размножаются и распространяются спорами. Споры, проникшие в растение, начинают прорастать и развиваться до грибницы.

Ботритис

Гриб ботритис представляет собой серую гниль, которая поражает листья и плоды растений. Сначала на пораженных участках появляются пятна бурого цвета. В дальнейшем можно увидеть небольшой серый пушок, это значит, что споры скоро начнут летать в воздухе и будут поражать другие растения.

Гриб пагубно влияет и на человеческий организм. Бывают случаи, когда съеденный зараженный виноград провоцирует заболевания лёгких у человека.

Кордицепс

Гриб в основном живет внутри гусениц. При попадании гриба в тело гусеницы, он сначала образует грибницу и начинает пожирать внутренности. Затем он прорастает наружу через ротовое и анальное отверстия. После прорастания гриб развивается и образует полноценное плодовое тело, которое производит споры.

Септобазидиум

Насчитывается около 180 видов группы септобазидиумных грибов.
Гриб представляет собой дом для червей щитовки. В грибе есть тоннели, что позволяет червям без труда перемещаться по шапке и ножке.
Черви сами лезут в гриб и живут в нем до того времени, пока он их не съест.

Грибы-паразиты опасны для человеческого организма, с ними нужно быть аккуратными.

Вариант 2

Что представляют собой паразитические грибы и какова их роль на Земле.

Грибы считаются отдельным царством в живой природе нашей планеты. У них свои свойства, функции и строение. Но больше они схожи с растительным миром, нежели с животным. У грибов свои классы, чем – то отличающиеся друг от друга. Также, грибы бывают разными в плане образа жизни. Например, растут грибы – паразиты, имеющие различия со своими сородичами. Так что же такое грибы – паразиты и как они выживают?

Уже было сказано ранее, что грибы – это ни растения, ни животные, при этом грибы имеют схожести и с первыми, и со вторыми. С растительным миром грибы объединяет схожее строение: нити, расположенные под землей - мицелий, и плодовое тело – аналогия стеблю с листьями, цветками или почками, а также корневой системе. Но и разница тоже есть.

Грибы не имеют хлорофилла и потому не способны питаться за счет солнечного света. Подобно животным, грибы питаются другими организмами, причем и живыми, и мертвыми. Размножение происходит спорами, которые образуются на шляпках споровых тел. Вопрос о продолжительности жизни может слегка сбить с толку. Дело в том, что плодовое тело живет всего несколько недель. Только вот есть еще и подземная часть. Она способна существовать 100 лет.

Стоит уточнить, что такое паразитизм, чтобы сразу стало ясно, о каких грибах идет речь. Так вот, паразитизм – это вид взаимоотношений двух живых организмов, когда один использует другого как источник пищи и в качестве своего обитания. Обычно такие грибы очень маленьких размеров, но встречаются и представители, соразмерные простым грибам. И дураку понятно, что грибы – паразиты приносят один лишь вред. В основном, удар идет на сельское хозяйство и урожаи. Какие же грибы являются паразитическими и в чем их конкретный вред для других?

Примеры грибов – паразитов.

• Гриб – трутовик. Как раз тот случай, когда паразит равен обычному грибу. Встретить его можно везде, скажу больше, люди видят такие виды грибов постоянно. Где? На деревьях. Споры проникают через трещины в древесной коре, основываются в самой древесине и паразитируют на дереве, заметно сокращая срок жизни бедного растения. Это не единственная проблема для деревьев. Еще кора становится очень хрупкой.

• Мелкие грибы – паразиты. Перечислю нескольких и кратко скажу о том, как наносят вред. Фитофтора паразитирует на плодах картофеля, вызывая этим заболевания. Парша мешает жить яблокам, вследствие чего на фруктах появляются пятна. Исход один - плоды портятся.

Грибы паразиты

Интересные ответы

Джек Лондон – известный американский писатель, который в своих произведениях изображал мужественных, сильных духом людей, высоко ценящих дружбу, любовь, преданность.

В энергоснабжении. Как известно, атмосфера является газовой геосферой Земли, содержащей огромное количество кислорода, без которого жизнь на нашей планете была б невозможной

Причины, спровоцировавшие эту революцию, носили политический, экономический и идеологический характер.

Среди известных ученых Древней Греции IV столетия на века закрепилось имя философа, естествоиспытателя, родившегося в городе Эреза – Теофраста. По некоторым источникам, дошедшим до нас, наставниками Теофраста были Платон

Морского ежа можно встретить на глубине до 10 тысяч метров, в водорослях, на камнях, грунте, рифах. Размеры животного колеблются от 2 сантиметров до 21 сантиметров


Как паразитируют грибы?

Грибные споры попадают на тело жертвы и прорастают. Образуется мицелий. Всей поверхностью мицелия паразит впитывает воду из клеток и межклеточного пространства организма хозяина. Со временем на мицелии образуются новые споры и заражаются новые организмы.

Низшие одноклеточные грибы являются внутриклеточными паразитами. Их клетки развиваются внутри клеток хозяина и питаются их содержимым.

Грибы паразиты по-разному воздействуют на организм жертвы:

  • сначала убивают ткани хозяина, а затем питаются ими;
  • питаются живыми тканями, но вызывают их быструю гибель;
  • долго питаются живыми тканями хозяина, не вызывая их гибели.

На каких организмах паразитируют грибы?

Большинство грибов-паразитов развивается на растениях.


Рис. 1. Мучнистая роса на огурцах.

Немало грибов является паразитами животных и человека. Также грибы паразитируют на других грибах.

В группу грибов-паразитов собраны не родственные организмы. Их объединяет только способ питания за счёт других живых существ.

Рассмотрим примеры грибов паразитов.

За этим названием скрывается около 70 видов грибов. В наших широтах распространены виды, поражающие картофель, томаты и другие овощи.


Рис. 2. Фитофтора на томатах.

Поражённые мицелием участки быстро отмирают и на листьях появляются бурые пятна. Есть виды фитофторы, паразитирующие на тропических растениях (какао, пальмы, папайя, хлебное дерево и т. д.).

  • Головнёвые грибы – паразиты многих растений. Поражают колосья хлебных злаков, цветки, листья, стебли, корни. Зерно в колосе разрушается и превращается в пыль из спор.
  • Трутовиковые грибы паразитируют на деревьях. Заметно сокращают срок жизни дерева.
  • Часто на яблоне можно увидеть среди зелёных плодов чёрный. Это плодовая гниль. Гниение растущих и хранящихся овощей, фруктов и ягод – это результат жизнедеятельности грибов.


Рис. 3. Плодовая гниль яблок.

  • Спорыньяпоражает хлебные злаки. Она незначительно снижает урожай, но отравляет муку в случае попадания заражённых зёрен в общую массу.

Спорынья выделяет капли сладких веществ, которые привлекают насекомых. Насекомые собирают жидкость вместе со спорами и способствуют распространению спорыньи.

Значение грибов для человека

Можно сказать, что человек находится в состоянии постоянной войны с грибами. Для спасения урожая люди используют специальные вещества – фунгициды.

Личная гигиена – основной метод борьбы с кожными и ногтевыми грибками. Чтоб не заразиться грибком надо пользоваться только личными расчёской, обувью, одеждой и постельным бельём.

Хотя грибы-паразиты приносят много вреда, человек нашёл, как извлекать пользу и из этих организмов. Из грибов, паразитирующих на насекомых и других грибах, получают препараты для борьбы с вредителями растений. Из трутовиков получают вещества, используемые в медицине.

Таблица “Грибы паразиты”

Группа паразитов

Что поражает

Характер поражения

Методы борьбы

Овощи, тропические деревья

Пятна на отмерших участках

Обработка фунгицидами, применение устойчивых сортов, укрывание посадок в мокрую погоду

Ослабленные и пораненные деревья

Внутри ствола развивается мицелий, со временем образующий дупла

Сжигание заражённых остатков деревьев и плодовых тел гриба

Различные цветковые растения

Опухоли, вздутия, разрушение семян

Обработка семян и применение устойчивых сортов

Крыжовник, смородина, хлебные злаки, виноград, дуб и др.

Белый и тёмный налёт на плодах и листьях

Обработка растений фунгицидами

Что мы узнали?

Изучив по биологии (5 класс) паразитические грибы, мы узнали, что паразиты не могут развиваться без организма хозяина. Грибы паразиты очень многочисленны и приносят большой вред человеку и его хозяйству. От них страдает: здоровье человека, пчеловодство, рыбное хозяйство, лесное хозяйство, растениеводство, животноводство.

Конспект урока направлен на изучение грибов - паразитов, их жизнедеятельности и значении.

Цель. Создать условия для активной познавательной деятельности учащихся с целью изучения особенностей жизнедеятельности грибов- паразитов.

образовательная: раскрыть общие особенности организации грибов – паразитов, вызывающих болезни растений, животных, человека, и способами борьбы с ними;

развивающая: развивать умения анализировать, синтезировать, обобщать, делать выводы, сравнивать;

воспитательная: прививать навыки коммуникативного общения, любовь к природе.

Планируемые результаты обучения.

Учащиеся должны знать:

- строение и основные процессы жизнедеятельности грибов;

- разнообразие и распространение грибов;

- роль грибов в природе и жизни человека.

Учащиеся должны уметь:

- давать общую характеристику грибам;

- отличать грибы от других живых организмов;

- объяснять роль грибов в природе и жизни человека.

Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений.

Сформировать умение преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст в таблицу и пр.).

Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре.

Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Сформировать умение работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;

Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

Оценивать собственный вклад в работу;

Формирование познавательного мотива на основе интереса, направленного на изучение живой природы.

Овладеют интеллектуальными умениями: доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы.

Повторение изученного материала.

С какими плесневыми грибами мы с вами познакомились на прошлом уроке?

Какое строение имеет мукор?

Есть ли сходство между мукором и шляпочными грибами?

Что получают из пеницилла?

Как человек использует антибиотики?

Как размножаются дрожжи?

Этот гриб часто появляется на хлебе, овощах, конском навозе и имеет вид пушистого белого налета. Рассмотреть его удается только под микроскопом. О каком грибе идет речь?

Собрали плоды малины и земляники и оставили их в стеклянной банке. Вскоре плоды дали сок, а через несколько дней сок забродил. Что могло вызвать брожение сока?

В тесто для выпечки хлеба добавляют пекарские дрожжи. Каким бы получился хлеб без дрожжей? Почему?

В годы войны препарат гриба пеницилла спас от смерти многих раненых и больных воспалением легких. Каким свойством он обладает?

Слайд 2. Письменное задание.

Установите соответствие между особенностями строения и организмом, для которого они характерны.

А. Мукор Б. Дрожжи В. Подберезовик

1. Образует плодовое тело из пенька и шляпки

2. Состоит из одной многоядерной клетки

3. Тело состоит из одной или несколько клеток

4. Размножается почкованием

5. Грибница с корнями растений образует микоризу

6. На гифах, поднимающихся вверх, находятся спорангии

7. Появляется в виде плесени

8. Споры созревают в шляпке

9. Спороносный слой имеет трубчатое строение

Ответы по щелчку.

Мотивация учебной деятельности.

Слайд 3. Демонстрация картинок с грибами- паразитами. Встречались ли вам такие растения? Где и в какое время года?

Это тоже грибы. Их называют грибы- паразиты. Скажите, какую группу грибов мы будем с вами изучать на сегодняшнем уроке?

Какие вопросы мы с вами изучаем при рассмотрении определенной группы грибов?

Слайд 4. На данном уроке мы с вами познакомимся с грибами- паразитами.

Слайд 5. В ходе урока должны найти ответы на следующие вопросы:

- Где обитают данные грибы?

- Какое строение имеют грибы- паразиты?

- Какой способ питания данной группы грибов?

- Как размножаются и распространяются грибы – паразиты?

- Какое значение имеют данные грибы в природе и жизни человека?

Изучение новой темы.

Чтобы определить основные признаки грибов – паразитов, давайте познакомимся с многообразием грибов – паразитов.

Самостоятельная работа с учебником. Стр. 82. Зад. 55 стр. 35 в раб.тетради.

Названия грибов - паразитов

Головня Слайд 6.

Хлебные злаки: пшеница, овёс, ячмень, просо, кукуруза.

Наносит ущерб сельскому зерновому хозяйству. Снижает урожайность злаков или практически полностью уничтожает его.

Спорынья Слайд 7.

Луговые и хлебные злаки.

Снижает урожайность зерна. Споры гриба ядовиты и могут вызвать отравление.

Трутовик Слайд 8.

Сокращают сроки жизни деревьев, разрушая древесину. Разрушают деревянные постройки.

Фитофтора Слайд 9

Листья и клубни картофеля, томата.

Наносит ущерб сельскому хозяйству. Вызывает порчу или гибель урожая.

Слайд 12. Хлебная ржавчина может полностью уничтожить урожай. Гриб хлебная ржавчина поражает листья и стебли злаков. При этом колосья совсем не образуются или не содержат полноценных зёрен. Наиболее перспективный способ борьбы с грибом – выведение устойчивых к ржавчине сортов. Ржавчиной поражаются плодовые и садово-декоративные культуры.

Слайд 13. Серая гниль паразитирует на растительных остатках, которые остаются в почве. Попадая на отмершие части растений, гриб поражает живые клетки токсичными выделениями, поражая все новые участки тканей. Активность серой гнили приходится на сырую и холодную весну. Во время завязывания бутонов, болезнь поражает верхнюю часть растений: бутоны, стебли, листья.

Слайд 14. Парша вызывает заболевания, связанные с сильным поражением и деформацией поверхностных тканей. Сильное развитие парши почти никогда не бывает губительным для яблони, но может заметно снизить урожайность (уменьшается количество и вес плодов) и качество плодов. Плоды мельчают, становятся непривлекательными, уродливой формы, со сниженным содержанием витаминов.

Слайд 15. Микозы – заболевания, вызываемые грибами- паразитами. Эти грибы являются возбудителями тяжелых кожных заболеваний, заболеваний волосяного покрова, ногтей у человека и когтей у животных – дерматитов, стригущего лишая, парши и др. болезней.

Ответим на поставленные вопросы в начале урока. слайд 16

- Где обитают данные грибы? - живые организмы

- Какое строение имеют грибы- паразиты? - разросшаяся грибница внутри живого организма, очень редко образуют плодовые тела

- Какой способ питания данной группы грибов? – паразиты

- Как размножаются и распространяются грибы – паразиты? - спорами, распространяются ветром

- Какое значение имеют данные грибы в природе и жизни человека? – вызывают заболевания, порчу продуктов и др. предметов.

Первичное закрепление изученного материала.

- Предлагаю применить ваши знания о грибах:

Задание первое: отгадать загадки и расположить по группам: Паразиты или Плесневые грибы.

Слайд 16. Весь грибок с пчелиный бок

А растет на весу и совсем не в лесу (спорынья, паразит)

Слайд 17. Конское копыто – к дереву привито (трутовик, паразит)

Слайд 18. Пока молод, он седой

А постареет – весь почернеет (мукор, плесневый)

Слайд 19. Это что за дело: просо обгорело.

И в метелках сажа,

И на листьях даже (головня, паразит)

Слайд 20. Выросли на палочке

Лекари хваленые (пеницилл, плесневый)

Слайд 21. Есть грибы и не в лесу:

В тесте, пиве и квасу… (дрожжи, плесневый)

1. Головня – это гриб, поражающий клубни картофеля (-)

2. Плодовое тело трутовика имеет форму рожка (-)

3. Грибные заболевания распространяются ветром, насекомыми (+)

4. Мукор – это гриб – паразит(-)

5. Фитофтора - это гриб, поражающий клубни картофеля, томат (+)

6. Спорынья – это плесневый гриб (-)

Слайд 23. Ответы на тест.

Слайд 24. Оцените свою работу на уроке.

На этом уроке мы поговорим о паразитических грибах – об их роли в природе и жизни человека.

Вступление

Экология – наука об отношениях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой. Экологическая группа, соответственно, объединяет неродственные виды со сходными потребностями и образом жизни.

Паразитические грибы друг другу не родственны. Они объединены только сходным образом жизни. Чёткой границы между паразитическими и сапротрофными грибами провести нельзя. Так, паразитирующий на дереве трутовик со временем его убивает и продолжает разрушать уже мертвую древесину, как сапротроф (Рис. 1).


Грибы могут быть обязательными или условными паразитами. Обязательные питаются только за счет живых тканей и, как правило, не растут на искусственных питательных средах (Рис. 2).


Условные паразиты могут питаться органическими веществами разлагающихся тканей (т. е. как сапрофиты) или паразитировать и на живых тканях.

Известно свыше 10 тыс. грибов-паразитов. Паразитировать они могут на растениях, животных, других грибах и даже некоторых простейших.

Грибы – паразиты растений

Хозяевами паразитических грибов чаще всего являются высшие растения. Такие паразитические грибы называют ещё фитопатогенными.

Головня

Разные виды этого гриба могут поражать различные хлебные злаки. Чаще всего споры головни попадают на здоровые зерновки во время уборки урожая и сохраняются на них до посева. Вместе с зерном споры попадают в землю и прорастают в нити грибницы. Грибница проникает в проростки зерновых растений и растет внутри стебля, питаясь его соками (Рис. 3).


Ко времени цветения злаков грибница головневого гриба достигает колоса. Здесь она сильно разрастается, образует массу спор, разрушает зерновки и превращает их в черную пыль. Колоски становятся похожи на обуглившиеся головешки.

Чтобы уничтожить споры головни, зерно перед посевом необходимо обрабатывать специальными препаратами. Препараты, предназначенные для уничтожения грибов, называются фунгицидами. Головня может поражать не только злаки, но и другие растения (Рис. 4).


Спорынья

На некоторых зерновых культурах поселяется гриб спорынья (Рис. 5). У пораженных растений здоровые зерновки превращаются в ядовитые черно-фиолетовые рожки, плотные сплетения нитей грибницы спорыньи.


Попав с мукой в пищу, они могут вызвать тяжелое отравление.

Антониев огонь

В Средние века, в годы сильного развития спорыньи, возникали эпидемии так называемого антониева огня. Возникали они из-за употребления хлеба из зерна, поражённого спорыньёй. По сути антониев огонь – пищевое отравление ядами спорыньи.

Такое отравление вызывало судороги и спазмы, расстройства психики и нарушения зрения. Большие дозы ядов спорыньи смертельны.

Однако в малых дозах они, наоборот, могут быть использованы как лекарство. Для этих целей выращивается вид спорыньи, паразитирующий на ржи.

Грибы трутовики

Эти грибы разрушают древесину деревьев, нанося большой вред лесному хозяйству, садам и паркам (Рис. 6).


Их споры проникают в дерево через раны, появляющиеся в коре при поломке ветвей, морозобоинах, солнечных ожогах и других повреждениях. Споры прорастают в грибницу, которая распространяется по древесине, разрушает её, делает трухлявой.

Обычно они появляются на коре дерева через несколько лет после заражения, располагаясь на стволах друг над другом в виде полочек. На нижней стороне плодового тела в мелких трубочках созревают споры. У большинства трутовиков плодовые тела многолетние.

В стволах пораженных трутовиками деревьев появляются дупла, они становятся хрупкими и легко ломаются. Срок жизни дерева сильно сокращается.

Мучнисторосяные грибы


Мицелий располагается пятнами чаще всего на листьях и молодых побегах. Инфекция начинается обычно с расположенных ближе к земле листьев и постепенно распространяется на всё растение. Заражение плодов приводит к их растрескиванию и загниванию.

Развитие мучнистой росы можно подавить при помощи фунгицидов. Однако эти грибы настолько широко распространены, что основной мерой профилактической борьбы с ними является использование устойчивых сортов растений. Остатки поражённых растений, например опавшие листья, сжигают.

Грибы вызывают множество болезней сельскохозяйственных культур. Жителям России хорошо известны такие примеры, как черная гниль картофеля и парша яблок (Рис. 8, 9).



Грибы-паразиты снижают урожай сельскохозяйственных растений, делают продукты из них непригодными в пищу.

Небольшое домашнее задание

Обследуйте посевы сельскохозяйственных культур. Найдите растения, поражённые различными грибами-паразитами. Составьте из них коллекцию.

Все грибные заболевания распространяются очень быстро, потому что ветер, осадки и насекомые легко переносят мельчайшие споры с больных растений на здоровые. Заражение растений грибами-паразитами наносит большой ущерб сельскому хозяйству. Поэтому очень важно принимать профилактические меры, а в случае появления заболеваний как можно быстрее начинать борьбу с ними.

Голландская болезнь вяза

Голландская болезнь вяза происходит, скорее всего, из Восточной Азии. В начале XX века была занесена в Голландию, а затем распространилась по значительной территории Европы и занесена в Северную Америку. Вызывает массовое отмирание вязов в лесах и парках, иногда вплоть до полного уничтожения (Рис. 10).


При заражении гифы гриба забивают проводящую систему дерева. На срезе ветвей и ствола поражённые сосуды заметны в виде бурых пятен. Вдобавок к закупориванию сосудов гриб выделяет яд. Дерево в результате гибнет – голландская болезнь неизлечима.

Переносчиками являются жуки-короеды(Рис. 11). Споры покрыты слизью и легко прилипают к телу жука, а время спороношения (весной) совпадает со временем лёта жуков. Подсыхая, споры могут также разноситься ветром и распространяться вместе с заражённой древесиной. Заражение в этом случае происходит при попадании спор на свежие повреждения.


Грибы – паразиты животных

Около тысячи видов грибов паразитируют на различных животных. У человека грибы вызывают различные заболевания кожи, ногтей и волос (стригущий лишай (Рис. 12), паршу, эпидермофитию стоп и др.).


Грибы, паразитирующие на животных, называют зоопатогенными. Широко распространены грибы – паразиты насекомых – энтомопатогенные грибы. Некоторые из них даже используются как биологическое оружие против вредителей. Известны грибы рода Эмпуза, поражающие мух и прямокрылых. Гриб боверия поражает многие виды насекомых (Рис. 13).


Дрожжи рода Кандида, как правило, – безобидные нахлебники различных животных. Однако при подходящих условиях определённые виды могут вызывать болезни.

Список литературы

1. Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / В.В. Пасечник. – 14-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2011. – 304 с.: ил.

2. Тихонова Е.Т., Романова Н.И. Биология 6. – М.: Русское слово.

3. Исаева Т.А., Романова Н.И. Биология 6. – М.: Русское слово.

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

1. Энциклопедия по биологии (Источник).

3. Сайт учителей биологии МБОУ Лицей №2 г. Воронежа (Источник).

Домашнее задание

1. Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / В.В. Пасечник. – 14-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2011. – 304 с.: ил. – с. 51, задания и вопрос 1, 4.

2. Как головня влияет на растения?

3. Перечислите грибы-паразиты животных.

4. * Подготовьте сообщение об использовании паразитических грибов человеком.

Если вы нашли ошибку или неработающую ссылку, пожалуйста, сообщите нам – сделайте свой вклад в развитие проекта.

Цель. Создать условия для активной познавательной деятельности учащихся с целью изучения особенностей жизнедеятельности грибов- паразитов.

образовательная: раскрыть общие особенности организации грибов – паразитов, вызывающих болезни растений, животных, человека, и способами борьбы с ними;

развивающая: развивать умения анализировать, синтезировать, обобщать, делать выводы, сравнивать;

воспитательная: прививать навыки коммуникативного общения, любовь к природе.

Планируемые результаты обучения.

Учащиеся должны знать:

- строение и основные процессы жизнедеятельности грибов;

- разнообразие и распространение грибов;

- роль грибов в природе и жизни человека.

Учащиеся должны уметь:

- давать общую характеристику грибам;

- отличать грибы от других живых организмов;

- объяснять роль грибов в природе и жизни человека.

Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений.

Сформировать умение преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст в таблицу и пр.).

Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре .

Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Сформировать умение работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;

Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

Оценивать собственный вклад в работу;

Формирование познавательного мотива на основе интереса, направленного на изучение живой природы.

Овладеют интеллектуальными умениями: доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы.

Повторение изученного материала.

С какими плесневыми грибами мы с вами познакомились на прошлом уроке?

Какое строение имеет мукор?

Есть ли сходство между мукором и шляпочными грибами?

Что получают из пеницилла?

Как человек использует антибиотики?

Как размножаются дрожжи?

Этот гриб часто появляется на хлебе, овощах, конском навозе и имеет вид пушистого белого налета. Рассмотреть его удается только под микроскопом. О каком грибе идет речь?

Собрали плоды малины и земляники и оставили их в стеклянной банке. Вскоре плоды дали сок, а через несколько дней сок забродил. Что могло вызвать брожение сока?

В тесто для выпечки хлеба добавляют пекарские дрожжи. Каким бы получился хлеб без дрожжей? Почему?

В годы войны препарат гриба пеницилла спас от смерти многих раненых и больных воспалением легких. Каким свойством он обладает?

Слайд 2 . Письменное задание.

Установите соответствие между особенностями строения и организмом, для которого они характерны .

А. Мукор Б. Дрожжи В. Подберезовик

1. Образует плодовое тело из пенька и шляпки

2. Состоит из одной многоядерной клетки

3. Тело состоит из одной или несколько клеток

4. Размножается почкованием

5. Грибница с корнями растений образует микоризу

6. На гифах, поднимающихся вверх, находятся спорангии

7. Появляется в виде плесени

8. Споры созревают в шляпке

9. Спороносный слой имеет трубчатое строение

Ответы по щелчку.

Мотивация учебной деятельности.

Слайд 3. Демонстрация картинок с грибами- паразитами. Встречались ли вам такие растения? Где и в какое время года?

Это тоже грибы. Их называют грибы- паразиты. Скажите, какую группу грибов мы будем с вами изучать на сегодняшнем уроке?

Какие вопросы мы с вами изучаем при рассмотрении определенной группы грибов?

Слайд 4. На данном уроке мы с вами познакомимся с грибами- паразитами.

Слайд 5. В ходе урока должны найти ответы на следующие вопросы:

- Где обитают данные грибы?

- Какое строение имеют грибы- паразиты?

- Какой способ питания данной группы грибов?

- Как размножаются и распространяются грибы – паразиты?

- Какое значение имеют данные грибы в природе и жизни человека?

Изучение новой темы.

Чтобы определить основные признаки грибов – паразитов, давайте познакомимся с многообразием грибов – паразитов.

Самостоятельная работа с учебником. Стр. 82. Зад. 55 стр. 35 в раб.тетради.

Названия грибов - паразитов

Головня Слайд 6.

Хлебные злаки: пшеница, овёс, ячмень, просо, кукуруза.

Наносит ущерб сельскому зерновому хозяйству. Снижает урожайность злаков или практически полностью уничтожает его.

Спорынья Слайд 7.

Луговые и хлебные злаки.

Снижает урожайность зерна. Споры гриба ядовиты и могут вызвать отравление.

Трутовик Слайд 8.

Сокращают сроки жизни деревьев, разрушая древесину. Разрушают деревянные постройки.

Фитофтора Слайд 9

Листья и клубни картофеля, томата.

Наносит ущерб сельскому хозяйству. Вызывает порчу или гибель урожая.

Слайд 12 . Хлебная ржавчина может полностью уничтожить урожай. Гриб хлебная ржавчина поражает листья и стебли злаков. При этом колосья совсем не образуются или не содержат полноценных зёрен. Наиболее перспективный способ борьбы с грибом – выведение устойчивых к ржавчине сортов. Ржавчиной поражаются плодовые и садово-декоративные культуры.

Слайд 13. Серая гниль паразитирует на растительных остатках, которые остаются в почве. Попадая на отмершие части растений, гриб поражает живые клетки токсичными выделениями, поражая все новые участки тканей. Активность серой гнили приходится на сырую и холодную весну. Во время завязывания бутонов, болезнь поражает верхнюю часть растений: бутоны, стебли, листья.

Слайд 14. Парша вызывает заболевания, связанные с сильным поражением и деформацией поверхностных тканей. Сильное развитие парши почти никогда не бывает губительным для яблони, но может заметно снизить урожайность (уменьшается количество и вес плодов) и качество плодов. Плоды мельчают, становятся непривлекательными, уродливой формы, со сниженным содержанием витаминов .

Слайд 15 . Микозы – заболевания, вызываемые грибами- паразитами. Эти грибы являются возбудителями тяжелых кожных заболеваний, заболеваний волосяного покрова, ногтей у человека и когтей у животных – дерматитов, стригущего лишая, парши и др. болезней.

Ответим на поставленные вопросы в начале урока. слайд 16

- Где обитают данные грибы? - живые организмы

- Какое строение имеют грибы- паразиты? - разросшаяся грибница внутри живого организма, очень редко образуют плодовые тела

- Какой способ питания данной группы грибов? – парази ты

- Как размножаются и распространяются грибы – паразиты? - спорами, распространяются ветром

- Какое значение имеют данные грибы в природе и жизни человека? – вызывают заболевания, порчу продуктов и др. предметов.

Первичное закрепление изученного материала.

- Предлагаю применить ваши знания о грибах:

Задание первое: отгадать загадки и расположить по группам: Паразиты или Плесневые грибы.

Слайд 16 . Весь грибок с пчелиный бок

А растет на весу и совсем не в лесу (спорынья, паразит)

Слайд 17. Конское копыто – к дереву привито (трутовик, паразит)

Слайд 18 . Пока молод, он седой

А постареет – весь почернеет (мукор, плесневый)

Слайд 19 . Это что за дело: просо обгорело.

И в метелках сажа,

И на листьях даже (головня, паразит)

Слайд 20 . Выросли на палочке

Лекари хваленые (пеницилл, плесневый)

Слайд 21. Есть грибы и не в лесу:

В тесте, пиве и квасу… (дрожжи, плесневый)

1. Головня – это гриб, поражающий клубни картофеля (-)

2. Плодовое тело трутовика имеет форму рожка (-)

3. Грибные заболевания распространяются ветром, насекомыми (+)

4. Мукор – это гриб – паразит(-)

5. Фитофтора - это гриб, поражающий клубни картофеля, томат (+)

6. Спорынья – это плесневый гриб (-)

Слайд 23. Ответы на тест.

Слайд 24. Оцените свою работу на уроке.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции