Эволюционный переход от паразитического к
Паразитизм как одна из форм биотических связей организмов разных видов возник на том этапе эволюции, когда на Земле появились достаточно разнообразные живые организмы, отличающиеся размерами тела и образом питания. С появлением разнообразных форм жизни возникли первые биоценозы. Укрепление и расширение экологических связей в биоценозах, в первую очередь, пищевых и пространственных, привели к возникновению симбиозов. Симбиоз - любое совместное существование особей разных видов. Различают следующие виды симбиозов: синойкия, комменсализм, мутуализм, паразитизм. Таким образом, паразитизм как разновидность симбиоза возник в ходе эволюции от свободноживущих организмов и от других форм симбиоза. Переходу к паразитическому образу жизни способствовали следующие факторы: удлинение сроков контактов; уменьшение подвижности организмов; изменение размеров и формы тела; переход от полифагии к монофаги; изменение инстинкта откладывания яиц.
Паразиты человека эволюционировали совместно с эволюцией своего хозяина. Некоторые паразиты сохранили связи с прежними хозяевами - животными (токсоплазмоз, лейшманиозы, трипаносомозы и др.), однако многие стали строго специфичными только для человека (энтеробиоз, аскаридоз, педикулез и др.). О паразитах человека сущестуют многочисленные упоминания в письменных источниках, начиная с самого раннего периода цивилизации.
III. Классификация паразитов
В основу классификации могут быть положены несколько принципов:
1. Особенность жизненного цикла (облигатные, факультативные паразиты).
Облигатные паразиты - это такие организмы, которые часть своей жизни или всю жизнь являются паразитами. Значит, в жизненном цикле такого организма стадия паразитирования обязательна (дизентерийная амеба, сосальщики, аскарида, кровососущие насекомые).
Факультативные паразиты - обычно свободноживущие организмы, но при случайном проникновении в восприимчивый организм они могут переходить к паразитическому образу жизни (амебы группы Limax).
2. Локализация паразита (эктопаразиты, эндопаразиты).
Эктопаразиты - паразитирующие на покровах тела хозяина (кровососущие членистоногие).
Эндопаразиты - паразитирующие внутри организма хозяина. Они делятся на внутриклеточных (лейшмании, токсоплазма, малярийный плазмодий), тканевых (финны ленточных червей, личинки трихинеллы, f. magna дизентерийной амебы) и полостных (кишечные паразиты, легочный сосальщик).
3. Длительность контакта паразита с хозяином (постоянные, временные). Эта классификация касается эктопаразитов.
Постоянный паразит - это паразит, все стадии жизненного цикла которого проходят на хозяине (вши).
Временные паразиты - это паразиты, которые находятся в тесном контакте с хозяином только во время питания (блохи, комары, иксодовые клещи и др.).
4. Видовая специфичность паразитов. В зависимости от числа хозяев паразитов раднляют на моноксенных и эвриксенных.
Моноксенные паразиты - строго специфичны, имеют хозяев тольк одного вида (аскарида человеческая, вошь человеческая головная и др.).
Эвриксенные парзиты - могут паразитировать у широкого круга хозяев (токсоплазмы, трихинеллы, аргасовые и иксодовые клещи и др.)
Возбудители - являются непосредственной причиной заболевания (например, чесоточный клещ - возбудитель чесотки)
Переносчики - сами не являются непосредственной причиной заболевния, но могут передовать возбудителей от одного хозяина к другому.
Существуют специфические и неспецифические переносчики (например, иксодовые клещи - специфические переносчики вируса клещевого энцефалита). Специфические переносчики представляют гораздо большую эпидемиологическую опасность.
Пути паразитизма. Классификация
Пути возникновения паразитизма.
1. Переход свободноживущих форм к эктопаразитизму при увеличении времени возможного существования без пищи и времени контакта с жертвой.
2. Переход от комменсализма к эндопаразитизму в случае использования комменсалами не только отходов, части пищевого рациона и даже его тканей.
3. Первичный эндопаразитизм в результате заноса в пищеварительную систему хозяина яиц и цист паразитов.
Особенности среды обитания паразитов.
1. Постоянный и благоприятный уровень температуры и влажности.
3. Защита от неблагоприятных факторов.
4. Агрессивный химический состав среды обитания (пищеварительные соки).
1. Наличие двух сред обитания: организм хозяина и внешняя среда.
2. Паразит имеет меньшие размеры тела и меньшую продолжительность жизни по сравнению с хозяином.
3. Высокая способность к размножению, обусловленной обилием пищи.
4. Количество паразитов в организме хозяина может быть очень велико.
5. Паразитический образ жизни — их видовая особенность.
В зависимости от времени, проводимом на хозяине, паразиты могут быть постоянные.
По обязательности паразитического образа жизни паразиты бывают облигатные, ведущие паразитический образ жизни, и факультативные, ведущие непаразитический образ жизни. По месту обитания паразиты делятся на эктопаразитов, внутрикожных паразитов, полостных паразитов, и эндопаразитов. биологический паразит экологический болезнь
Особенности жизнедеятельности паразитов
Жизненный цикл паразитов может быть простым и сложным. Простой цикл развития происходит без участия промежуточного хозяина. Сложный жизненный цикл характерен для паразитов, имеющих не менее чем одного промежуточного хозяина.
Один и тот же вид хозяина может быть местообитанием питания для нескольких видов паразитов.
Для паразитов характерна смена хозяев. У многих паразитов имеется несколько хозяев. Окончательный (дефинитивный) хозяин — это вид, в котором паразит находится во взрослом состоянии и размножается половым путем и промежуточных — бесполым.
Резервуарный хозяин — это хозяин, в организме которого паразит сохраняет свою жизнеспособность, и происходит его накопление.
Наиболее часто встречающимися у человека паразитами являются разнообразные черви — гельминты, вызывающие заболевания группы гельминтозов. Различают био-, геогельминтозы и контактные гельминтозы.
Принципы взаимодействия паразита и хозяина на уровне особей. Пути морфофизиологической адаптации паразитов.
Между паразитом и хозяином на уровне организма возникают тесные взаимоотношения. Но для хозяина присутствие паразита не безразлично. Если паразиты не вызывают заболевания, то возникают защитные реакции. Так, вокруг тканевых паразитов формируются соединительно-тканные капсулы, изолирующие паразита. Возникают также иммунные реакции у хозяина. Тем не менее ни паразит, ни хозяин не погибают. На видовом уровне между паразитом и хозяином имеет место взаимная адаптация, обеспечивающая существование паразита и хозяина как биологических видов.
Морфологическая адаптации паразитов:
Находясь в организме хозяина, постоянный паразит обеспечен пищей. Связь с внешней средой, особенно эндопаразитов, опосредована через организм хозяина.
Упрощение организма. Утрата органов чувств и пищеварения. Нередко упрощение организма сопровождается уменьшением размера паразита, что способствует проникновению паразита в организм хозяина.
У паразитов хорошо развиты органы прикрепления – присоски, крючья, ботрии.
Возникают специальные приспособления для процессов жизнедеятельности в условиях безкислородной среды обитания.
Приспособления, защищающие от переваривания гельминтов.
Сильно развитые органы размножения и колоссальная плодовитость.
Пути циркуляции возбудителей заболеваний в природе. Жизненные циклы паразитов.
Разделы: Биология
Класс: 11
Цель урока: Активизация познавательной активности учащихся.
Задачи:
Образовательные:
- конкретизировать и обобщить знания учащихся о главных направлениях и путях эволюционного процесса по основным понятиям темы: биологический прогресс, биологический регресс, макроэволюция, ароморфоз, идиоадаптация.
Развивающие:
- продолжить развитие умений правильно определять направления и пути эволюции;
- определять гомологичные и аналогичные органы;
- продолжить формирование умений раскрывать причинно-следственные связи между путями и направлениями и результатами эволюции.
Воспитательные:
- формирование убеждения учащихся в теоретической и практической значимости биологических знаний.
Тип урока: обобщающий.
Методы организации учебно-познавательной деятельности:
- словесные (рассуждение, беседа);
- практические (работа с тестами, рисунками, текстами, таблицами, карточками);
- репродуктивные (воспроизведение полученных знаний);
- частично-поисковые (установление причинно-следственных связей)
Формы организации учебной деятельности:
- фронтальная беседа;
- наглядные;
- работа в группах;
- практические;
- словесные.
Оборудование:
- карточки с заданиями
- проектор
- презентация
Структура урока
Здравствуйте, садитесь. Сегодня мы работаем группами, на столах у каждой группы находится кейсы с заданиями к уроку, лист самоконтроля. Выберите, пожалуйста, куратора своей группы, который будет заполнять лист самоконтроля.
Посмотрите, пожалуйста, внимательно на доску, на ней размещены понятия, о которых пойдёт сегодня речь. Весь урок вы будете работать с тем запасом знаний, который вы получили при изучении данной темы.
С какой темой связаны данные понятия? (Макроэволюция)
Как вы думаете, какие основные задачи нашего урока (учащиеся высказывают своё мнение)
Вами будут выполнены различные задания, а оценка будет выведена по результатам всего урока. Будьте внимательны к каждому моменту урока, это вам поможет при подготовке к контрольной работе и решению материалом ЕГЭ.
Эпиграфом к нашему уроку будут слова Аристотеля:
Какое направление эволюции можно проследить в следующих высказываниях?
1. Увеличение численности кроликов после заселения их в Австралию.
(Биологический прогресс)
Дайте характеристику биологическому прогрессу?
- высокая численность
- широкий ареал
- большое количество подчиненных групп
Вывод: биологический прогресс - это результат успеха в борьбе за существование.
2. Снижение численности лишайников в густонаселенных районах
(Биологический регресс)
Дайте характеристику биологического регресса?
- уменьшение численности.
- сокращение ареала.
- снижение числа систематических групп более низкого ранга.
Вывод: биологический регресс - отсутствие необходимого уровня приспособленности.
3. Чем опасен биологический регресс? (Приводит к вымиранию живых организмов)
4. Может ли деятельность человека способствовать биологическому регрессу? Какие примеры вы можете привести?
Вывод: Эволюция имеет необратимый характер, вот почему для сохранения видов созданы и создаётся Красная книга, охраняемые территории: заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы.
1. Установите соответствие между видами организмов и направлениями эволюции, по которым в настоящее время происходит их развитие — (1) биологический прогресс либо (2) биологический регресс:
А) серая крыса
Б) зубр
В) уссурийский тигр
Г) пырей ползучий
Д) лошадь Пржевальского
Е) одуванчик обыкновенный
2. Установите соответствие между направлениями эволюции систематических групп — (1) Биологический прогресс либо (2) Биологический регресс — и их признаками.
А) Многообразие видов.
Б) Ограниченный ареал.
В) Небольшое число видов.
Г) Широкие экологические адаптации.
Д) Широкий ареал.
Е) Уменьшение числа популяций.
3. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Биологический прогресс характеризуется
1) увеличением количества популяций и подвидов
2) повышением приспособленности к условиям среды
3) сужением ареалов
4) увеличением числа особей
5) редукцией органов
6) популяционными волнами
4.
5. Задание 5. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания биологического прогресса некоторых организмов. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
(1) Эволюционный процесс направлен на выработку приспособлений организмов к условиям окружающей среды. (2) Смена условий часто приводит к появлению новых признаков. (3) Так, например появление лёгких, как универсального органа газообмена, позволило позвоночным освоить сушу. (4) В определенных условиях окружающей среды наблюдается резкое упрощение в строении организмов. (5) Так, например, плоские черви утратили некоторые свои органы, но отлично приспособились к паразитическому образу жизни. (6) В результате естественного отбора случайных мутаций могут возникать различные адаптивные признаки, например разнообразные ротовые аппараты насекомых, способствующие увеличению численности организмов.
Задание 6. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны примеры биологического регресса некоторых видов. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
(1) Если условия окружающей среды меняются достаточно быстро, то некоторые виды не успевают адаптироваться к новым условиям. (2) Признаки, полезные организмам в прежних условиях, оказываются вредными в новых условиях среды. (3) Так, слишком большие рога торфяного оленя стали мешать ему в борьбе с новыми хищниками. (4) В условиях похолодания вымерли древние пресмыкающиеся и саблезубые тигры. (5) Вероятность выживания организмов определяется не только сменой природных условий среды, но и антропогенным фактором. (6) Так, например, резко сократилась численность осетровых рыб в результате браконьерства.
Проверка выполнения заданий
Мы повторили направления эволюционного процесса. Какими путями достигается биологический прогресс. Чтобы ответить на данный вопрос необходимо разгадать кроссворд.
1. Признак животного |