Чем объяснить большую плодовитость паразитических червей

Цель занятия: изучить особенности строения и процессы жизнедеятельности свободноживущего плоского червя – белой планарии и циклы индивидуального развития печеночного сосальщика и бычьего цепня в связи с их паразитическим образом жизни.

В ходе занятия на примере белой планарии рассматриваются приспособления этого червя к среде обитания в связи c активным образом жизни. При этом учащиеся в ходе объяснения нового материала наблюдают фиксированный препарат ресничного червя под микроскопом и заполняют в тетрадях таблицу.

Признаки

Представитель типа Плоские черви

Аскарида человеческая

Белая планария

Печеночный сосальщик

Бычий цепень

Аскарида человеческая

5. Органы передвижения

6. Органы прикрепления

9. Кожно-мускульный мешок

10. Пищеварительная система

11. Выделительная система

15. Систематическое положение

* Этот столбец заполняется на следующем занятии

Работа с таблицей способствует запоминанию терминов и правильному их написанию.

Начиная объяснение нового материала, преподаватель укрепляет на классной доске изготовленную из картона модель тела планарии, сообщает название червя и предлагает пояснить, почему его так назвали. Учащиеся связывают происхождение названия с формой тела животного.

В ходе беседы о внешнем строении планарии учитель отмечает двустороннюю симметрию тела, сгибая модель посередине и наблюдая полное соответствие левой половины тела правой. Демонстрируя такую модель, очень удобно показать, что у животных с двусторонней симметрией различают передний и задний концы тела, спинную и брюшную стороны, бока – в отличие от изученных ранее кишечнополостных, обладающих лучевой симметрией. Таким образом, учитель подготавливает учащихся к более четкому восприятию типа симметрии, связанного с активным образом жизни не только плоских червей, но и большинства других животных.

При рассмотрении органов передвижения следует отметить наличие ресничек и в связи с этим установить принадлежность планарии к классу Ресничные черви.

Далее учащиеся рассматривают ресничного червя под микроскопом, сравнивают с рисунком в учебнике, называют видимые под микроскопом органы.

При переходе к паразитическим плоским червям – печеночному сосальщику и бычьему цепню, основное внимание следует уделить отличительным чертам их строения в связи с паразитическим образом жизни: отсутствие органов передвижения – ресничек, органов чувств – глаз, большую плодовитость, плотный наружный покров тела, слабое развитие или отсутствие некоторых систем органов и наличие присосок. Учитель предлагает найти присоски на микропрепарате печеночного сосальщика и отметить особенности их расположения, с которым связаны их названия – брюшная и ротовая.

Характеризуя цикл развития паразитических червей, необходимо уделить внимание смене основных и промежуточных хозяев, предложив учащимся выбрать на рисунке в учебнике животных, которые являются хозяевами взрослых паразитов и их личинок, обратить внимание на места паразитирования, отразившиеся на названиях червей.

При закреплении изученного материала о приспособленности свободноживущих и паразитических плоских червей к среде обитания можно предложить семиклассникам выписать из соответствующего параграфа новые для них термины, найти в тексте их объяснение и записать их в терминологический словарь в конце тетради. Кроме того, учащиеся зарисовывают схему развития печеночного сосальщика, снабжая ее соответствующими подписями.


Затем учитель предлагает при помощи зоологического лото расставить карточки с изображением фаз развития червя на соответствующие места в схеме цикла развития и подписать названия основного и промежуточного хозяев и стадий развития паразита, сопоставляя полученную схему со схемой в учебнике. Такой прием поможет глубже закрепить понятие о сложном жизненном цикле паразитов со сменой хозяев: основного и промежуточного. Кроме того, пользуясь заданиями в конце соответствующего параграфа, можно предложить учащимся перечислить органы, входящие в состав той или иной системы органов белой планарии, и указать функции, которые они выполняют. Эти приемы способствуют закреплению анатомо-морфологических, физиологических и экологических понятий.

При проверке усвоения материала об образе жизни плоских червей можно провести биологические диктанты, направленные на повышение самостоятельности и активизации познавательной деятельности учащихся. Например, можно предложить составить из четырех характеристик понятия наиболее полное.

Печеночный сосальщик – паразит, потому что он:

1) питается за счет своих хозяев: основного – коровы и промежуточного – малого прудовика,
2) использует своих хозяев в качестве среды обитания и источника питания,
3) живет в организме своих хозяев,
4) имеет сложный цикл развития со сменой хозяев.

В конце диктанта учащиеся должны сделать следующий вывод: печеночный сосальщик как паразит характеризуется сложным жизненным циклом со сменой хозяев – основного и промежуточного.

Другим примером может служить ряд предложений, в которых учащиеся должны вставить пропущенные биологические понятия.

В конце работы учащиеся должны сделать вывод о том, что тип Плоские черви объединяет свободноживущие и паразитические формы.

Одним из требований обязательного минимума содержания образования к знаниям, умениям и навыкам учащихся является их умение сравнивать представителей различных типов животных, что подразумевает нахождение черт их сходства животных между собой и отличия. При сравнении паразитических червей типов Плоские и Круглые, гимназисты выявляют характерные признаки червей обоих типов и черты приспособления их к паразитизму, закрепляя тем самым экологические понятия.

Цель занятия: изучить особенности строения, процессы жизнедеятельности и циклы индивидуального развития бычьего цепня – представителя типа Плоские черви и человеческой аскариды – представителя типа Круглые черви в связи с их паразитическим образом жизни.

Занятие начинается с повторения материала об образе жизни плоских червей, в ходе которого преподаватель предлагает учащимся биологические диктанты, направленные на повышение их самостоятельности и активизации их познавательной деятельности.

В ходе заполнения таблицы учащиеся сравнивают форму тела названных червей и связывают ее с названием типов, к которым они принадлежат. Далее рассматриваются сходные у обоих представителей признаки: отсутствие органов передвижения и слабое развитие органов чувств, плотный покров тела и наличие приспособлений для удержания в теле хозяина (у цепня – крючков и присосок, а у аскариды – острых концов тела), позволяющих паразитам обитать в кишечнике человека. По сходству признаков учащиеся сделают вывод о том, что последние являются приспособлением для ведения паразитического образа жизни.

На следующем этапе урока учащиеся при помощи модели сравнивают строение кожно-мускульных мешков червей двух данных типов, вспоминая при этом определение термина, проговаривая вслух название мышц, составляющих эту структуру, и функции, которые они выполняют. Учитель обращает внимание на наличие у аскариды первичной полости тела, которая заполнена жидкостью, и говорит о ее назначении. При этом учащиеся отмечают сходные функции паренхимы плоских червей и первичной полости круглых червей в поддержании формы тела и участии в обмене веществ.

При рассмотрении систем органов у представителей разных типов преподаватель обращает внимание на появление в пищеварительной системе аскариды анального отверстия, более совершенную нервную систему (сетчатого типа) и раздельнополость круглых червей, что говорит об их более сложном строении по сравнению с плоскими червями.

При обсуждении циклов индивидуального развития паразитов отмечается их огромная плодовитость, связанная с попаданием яиц в неблагоприятные условия среды и действием факторов, вызывающих их массовую гибель. При этом учитель обращает внимание на смену основного и промежуточного хозяина в цикле развития бычьего цепня, отмечая, что заражение человека происходит в результате употребления в пищу плохо проваренного или прожаренного мяса крупного рогатого скота, в теле которого находятся финны цепня, демонстрирует микропрепарат зрелого членика ленточного червя и отмечает, что взрослый червь может жить в организме человека до 15 лет. После этого учащиеся делают вывод о том, что во избежание заражения этим опасным паразитом человек должен подвергать тщательной термической обработке мясо животного и не покупать продуктов у лиц, не имеющих сертификата проверки продукции на гельминтов.

Цикл развития аскариды учитель демонстрирует при помощи кодограмм, отмечая при этом, что заражение происходит в результате несоблюдения правил личной гигиены после работы с землей и при употреблении в пищу грязных овощей, выращенных в почве, где в качестве удобрения применялись человеческие фекалии. Особо отмечаются кислородные этапы в развитии этого паразита: при попадании яйца во влажную землю, где оно должно находиться не менее 10–14 дней, после чего может оставаться инвазионным на протяжении 6 лет, и при попадании личинки в легкие человека из кишечника, после чего аскарида вторично заглатывается и паразитирует в кишечнике во взрослом состоянии. После изучения жизненного цикла аскариды ученики делают вывод о необходимости тщательно мыть руки и овощи перед едой.

На следующем этапе урока учитель организует работу с систематическими карточками и вместе с учащимися определяет систематическое положение бычьего цепня и человеческой аскариды, отмечая при этом характерные признаки типов, к которым они относятся. В конце этой работы учащиеся делают вывод о том, что тип Круглые черви так же, как и тип Плоские черви, объединяет трехслойных многоклеточных животных, обладающих двусторонней симметрией тела и кожно-мускульным мешком, но в отличие от последних имеющих первичную полость тела, анус и разделение полов.

Предлагается тест, состоящий из 17 вопросов.*

1. Тело плоское, иногда состоит из члеников.
2. Тело круглое в поперечном сечении.
3. Двусторонняя симметрия тела.
4. Лучевая симметрия тела.
5. Тело состоит из экто- и энтодермы.
6. Тело состоит из трех слоев клеток.
7. Имеется кожно-мускульный мешок.
8. Имеется первичная полость тела, заполненная полостной жидкостью.
9. Имеется паренхима.
10. Полости тела нет.
11. Имеются только продольные мышцы в кожно-мускульном мешке.
12. Пищеварительная система замкнутого типа.
13. Имеется анальное отверстие.
14. Нервная система лестничного типа.
15. Гермафродиты.
16. Раздельнополые.
17. Дыхание осуществляется всей поверхностью тела.

В конце игры учащиеся перечисляют признаки, характерные для того или иного типа червей, сравнивают их и делают вывод о более сложном строении круглых червей по сравнению с плоскими.

При закреплении знаний о цикле развития аскариды учитель предлагает, используя схему ее жизненного цикла, объяснить, каким образом в кишечнике, который был предварительно освобожден от аскарид с помощью химических средств (и в дальнейшем зараженный человек соблюдал правила личной гигиены), снова через некоторое время были обнаружены аскариды. Учащиеся связывают этот факт с кислородным этапом развития личинки, проходящим в легких, откуда они не были удалены, и делают вывод о соблюдении гигиенических норм для предупреждения повторного заражения.

В конце урока учащиеся под руководством учителя отмечают приспособления паразитических червей к среде обитания: наличие органов удержания в теле хозяина, плотные покровы тела, предохраняющие червей от переваривания, большая плодовитость, сложный цикл развития и слабая развитость или отсутствие некоторых систем внутренних органов.

Таким образом, учащиеся осознанно усваивают экологические понятия о приспособлении паразитических червей к среде обитания. Кроме того, у учащихся складываются представления о необходимости соблюдения правил личной гигиены при работе с землей и перед приемом пищи.

В начале консультации следует рассказ старшеклассников о различных представителях паразитических червей с демонстрацией наглядного материала. После этого рассказчик отвечает на вопросы семиклассников и задает им вопросы.

Почему паразитические черви дышат всей поверхностью тела, а человеку для дыхания нужны специальные органы?

От каких животных произошли паразитические черви и как это можно доказать?

Какие способы борьбы с аскаридозом вы могли бы предложить?

Сколько яиц производит за свою жизнь свиной солитер?

Можно ли считать паразитических червей вымирающей группой животных? Ответ обоснуйте.

Может ли промежуточным хозяином свиного цепня быть человек?

После рассказа старшеклассников и взаимного обмена вопросами ведущие предлагают семиклассникам определить изученных паразитических червей при помощи светового микроскопа.

В конце занятия старшеклассники делают обобщающий вывод и подводят итоги тематической консультации: паразитические черви – хорошо приспособленная к паразитизму группа животных, зная жизненный цикл и образ жизни которых, можно выработать рекомендации по борьбе с ними и профилактике заражения ими.

* Молис С.С., Молис С.А. Активные формы и методы обучения биологии: Животные: Кн. для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1988, с. 23-28.

Покров. Наружный слой тела — эктодерма, состоящая из покровных, стрекательных, кожно-мышечных, нервных клеток. Под эктодермой находится неклеточная мезоглея. Полость тела отсутствует.

Пищеварительная система. Представлена кишечной полостью, начинающейся ротовым отверстием и замкнутой на заднем конце. Полость выстлана энтодермой, клетки которой способны к фагоцитозу. Пищеварение как полостное, так и внутриклеточное (пищеварительные вакуоли). Непереваренные остатки выбрасываются через рот.

Дыхание. Кислород, растворенный в воде, поглощается всей поверхностью тела.

Выделение. Конечные продукты диссимиляции выводятся через эктодерму.

Нервная система. Имеет вид звездчатых нервных клеток, соединенных своими отростками. Активно реагирует на пищу и раздражения.

Органы чувств. He развиты. Осязание всей поверхностью, особенно чувствительны щупальца (чувствительные волоски), выбрасывающие стрекательные нити, убивающие добычу.

Размножение. Преобладает бесполое — почкование. Животные обоеполые (гермафродиты), в эктодерме развиваются яйцеклетки и сперматозоиды. Оплодотворение перекрестное, осуществляется чужими сперматозоидами, плавающими в воде.

Развитие. Из зиготы образуется двухслойная личинка с зачатком кишечной полости — планула, которая передвигается в воде и зимует на дне водоема. Взрослые гидры осенью погибают.

Регенерация хорошо развита.

Первые двухслойные древние животные, имеющие радиальную симметрию, кишечную (гастральную) полость и ротовое отверстие. Обитают в воде. Встречаются сидячие формы (бентос) и плавающие (планктон), что особенно хорошо выражено у медуз. Хищники, питающиеся мелкими рачками, мальками рыб, водными насекомыми. Значительную роль в биологии южных морей играют коралловые полипы, образующие рифы и атоллы, которые служат убежищами и нерестилищами для рыб; в то же время они создают опасность для кораблей. Крупные медузы употребляются в пищу людьми, но они же наносят серьезные ожоги купающимся. Известняк рифов используют для украшений и как строительный материал. Однако, разрушая рифы, человек уменьшает рыбные богатства.

Наиболее известные рифы в южных морях — вдоль берегов Австралии, у Зондских островов, в Полинезии.

151
ТЕМА. ТИП ПЛОСКИЕ ЧЕРВИ

Общая характеристика типа. Класс ресничные черви. Белая планария — представитель свободноживущих червей. Внешнее строение. Двусторонняя симметрия. Мускулатура. Питание. Дыхание. Выделение. Нервная система. Размножение. Регенерация. Класс ленточные черви. Бычий цепень. Паразитический образ жизни. Особенности внешнего и внутреннего строения. Цикл развития и смена хозяев. Меры по предупреждению заражения.

Задание 28. Повторить учебный материал. Ответить на вопросы для самоконтроля. Выполнить контрольную работу № 30. Проанализировать конспект.

Вопросы для самоконтроля

По каким признакам выделен тип плоские черви?

Чем отличается симметрия тела плоских червей от симметрии тела кишечнополостных?

На какие классы делят тип плоские черви?

Каких животных называют паразитическими?

Кто считается окончательным и кто — промежуточным хозяином в цикле развития паразитических животных?

Каковы признаки более высокой организации (ароморфоз) у планарий по сравнению с кишечнополостными?

Какими клетками представлена мезодерма у плоских червей; почему их называют паренхиматозными червями?

Каковы признаки дегенерации у паразитических червей? Какие признаки приспособления к паразитизму (идиоадапта-ции) характерны для бычьего цепня?

Какова особенность дыхательного процесса у бычьего цепня? Какие отрицательные воздействия оказывает бычий цепень на организм человека?

На каком этапе жизненного цикла целесообразнее проводить борьбу с бычьим цепнем?

Каков цикл развития у печеночного сосальщика?

Какую роль в жизни сосальщика играет улитка прудовик малый?

Почему плоских червей называют гермафродитными животными?

Как объяснить большую плодовитость паразитических червей? Какие существуют меры борьбы с паразитическими червями?

Контрольная работа № 30

1. Какая симметрия характерна для тела плоских червей (радиальная, двусторонняя)?

152
2. Из какого зародышевого листка плоских червей образуется паренхима (эктодерма, мезодерма, энтодерма)?

3. Какова роль паренхимы в теле плоских червей (защита, движение, запасание воды и питательных веществ)?

4. Какая полость тела имеется у плоских червей (первичная, вторичная)?

5. Как выводятся из организма планарии продукты метаболизма (поверхность тела, рот, анальное отверстие)?

6. Какие органы выделения имеются у бычьего цепня (выделительные трубочки, почка, кожа; органы выделения отсутствуют)?

7. Что служит источником заражения человека бычьим цепнем (яйца, финна, личинка)?

8. Что служит источником заражения животного бычьим цепнем (яйца, финна, личинка)?

9. Как объяснить отсутствие пищеварительных органов у паразитических ленточных червей (ароморфоз, дегенерация, идиоадаптация)?

Общая характеристика типа. Класс Ресничные черви. Белая планария — представитель свободноживущих червей. Внешнее строение. Двусторонняя симметрия. Мускулатура. Питание. Дыхание. Выделение. Нервная система. Размножение. Регенерация. Класс Ленточные черви. Бычий цепень. Паразитический образ жизни. Особенности внешнего и внутреннего строения. Цикл развития и смена хозяев. Меры по предупреждению заражения.

• Повторить учебный материал.

• Ответить на вопросы для самоконтроля.

• Выполнить контрольную работу № 39.

• Проанализировать конспект, таблицу 83, схемы 49, 50.

• Изучить рисунки 71,72.

Вопросы для самоконтроля

• По каким признакам выделен тип плоские черви?

• Чем отличается симметрия тела плоских червей от симметрии тела кишечнополостных?

• На какие классы делят тип плоские черви?

• Каких животных называют паразитическими?

• Кто считается окончательным и, кто — промежуточным хозяином в цикле развития паразитических животных?

• Каковы признаки более высокой организации (ароморфоз) у планарий по сравнению с кишечнополостными?

• Какими клетками представлена мезодерма у плоских червей; почему их называют паренхиматозными червями?

• Каковы признаки дегенерации у паразитических червей?

• Какие признаки приспособления к паразитизму (идиоадаптации) характерны для бычьего цепня?

• Какова особенность дыхательного процесса у бычьего цепня?

• Какие отрицательные воздействия оказывает бычий цепень на организм человека?

• На каком этапе жизненного цикла целесообразнее проводить борьбу с бычьим цепнем?

• Каков цикл развития у печеночного сосальщика?

• Какую роль в жизни сосальщика играет улитка прудовик малый?

• Почему плоских червей называют гермафродитными животными?

• Как объяснить большую плодовитость паразитических червей?

• Какие существуют меры борьбы с паразитическими червями?

Контрольная работа № 39

1. Какая симметрия характерна для тела плоских червей (радиальная, двусторонняя)?

2. Из какого зародышевого листка плоских червей образуется паренхима (эктодерма, мезодерма, энтодерма)?

3. Какова роль паренхимы в теле плоских червей (защита, движение, запасание воды и питательных веществ)?

4. Какая полость тела имеется у плоских червей (первичная, вторичная, не выражена)?

5. Как выводятся из организма планарии конечные продукты пищеварения (поверхность тела, рот, анальное отверстие)?

6. Какие органы выделения имеются у бычьего цепня (выделительные трубочки, почка, кожа; органы выделения отсутствуют)?

7. Что служит источником заражения человека бычьим цепнем (яйца, финна, личинка)?

8. Что служит источником заражения животного бычьим цепнем (яйца, финна, личинка)?

9. Как объяснить отсутствие пищеварительных органов у паразитических ленточных червей (ароморфоз, дегенерация, идиоадаптация)?

10. Какой этап диссимиляции является конечным у паразитических червей (подготовительный, бескислородный, кислородный)?

11. Какие части тела имеются у финны (головка с четырьмя присосками, шея, членики тела)?

12. На какой стадии развития бычьего цепня образуются три пары крючков (финна, личинка, взрослый цепень)?

13. Какого типа нервная система у бычьего цепня (диффузная, нервная цепочка, нервные стволы, нервная трубка)?

Класс Ресничные черви. Белая планария

Строение тела. Свободноплавающие с помощью ресничек водные животные. Симметрия двусторонняя. Тело листовидное, уплощенное, длиной до 2 см. Имеется передний и задний концы тела, спинная и брюшная стороны. Тело трехслойное: эктодерма, мезодерма и энтодерма.

Покров. Ресничный эпителий, образованный эктодермой, к которому прикреплены мышцы — продольные, кольцевые и косые, вместе образующие кожно-мускульный мешок. Мышцы образуются из мезодермы.

Полость тела. Отсутствует. Пространство между энтодермой и эктодермой заполнено паренхимой. Паренхима служит прокладкой между всеми внутренними органами.

Пищеварительная система. Рот на брюшной стороне тела; глотка свободно выбрасывается наружу; кишка с тремя ответвлениями. Пищеварение внутриклеточное, частично в полости кишечника. Кишечник слепо замкнут. Непереваренные остатки пищи удаляются через рот. Хищное животное.

Дыхание. Кожное; поглощает кислород, растворенный в воде.

Выделительная система. Две выделительные трубочки с многочисленными ответвлениями заканчиваются выделительными порами. По ним движется полостная жидкость и выводятся конечные продукты жизнедеятельности. Элементарная единица выделительной системы протонефридии.

Нервная система. Головной нервный узел, от которого отходят два основных нервных ствола с многочисленными нервами.

Органы чувств. Два глаза на переднем конце тела, осязательные головные лопасти.

Размножение. Половое. Гермафродит. Имеются два яичника и 200-300 семенников. Оплодотворение внутреннее, перекрестное.

Развитие. Оплодотворенные яйца откладываются в плотной оболочке — коконе, где развиваются маленькие планарии. Через разрыв в стенке они выходят наружу.

Регенерация. Хорошо развита.


Рис. 71. Плоский червь на поперечном срезе:

1 — половые клетки, 2 — энтодерма, 3 — эктодерма, 4 — продольные и косые мышцы, 5 — кольцевые мышцы, 6 — паренхима, 7 — продольные нервные стволы,

8 — половое отверстие, 9 — выделительная пора, 10 — протонефридий, 11 — полость кишки


Рис. 72. Белая планария:

1 — внешний вид планарии (увеличена), 2 — пищеварительная система, 3 — нервная система, 4 — половая система,

5 — выделительная система, 6 — протонефридий с пламенной клеткой (в центре пучок ресничек)

Класс Ленточные черви. Бычий цепень

Строение тела. Тело трехслойное, лентовидной формы, членистое. Симметрия двусторонняя. Голова с четырьмя присосками, узкая шейка и членики тела (до нескольких тысяч). Длина червя 4-10 м. Цвет бело-желтый.

Покров. Кожа с кутикулой, к которым прицеплены продольные и кольцевые мышцы, вместе образующие кожно-мускульный мешок.

Полость тела. Отсутствует, она заполнена паренхимой.

Пищеварительная система. Отсутствует в связи с паразитизмом в кишечнике хозяина — человека или животного. Цепень всасывает переваренную пищу всей поверхностью тела.

Дыхательная система. Отсутствует, так как среда обитания — кишечник человека или животного, где нет кислорода. Конечный этап расщепления органических веществ бескислородный.

Выделительная система. Выделительные трубочки, соединяющиеся в два канала, открываются наружу на последнем членике. Через протонефридии выводятся жирные кислоты, мочевина, соли мочевой кислоты (ядовитые для человека).

Нервная система. Менее развита, чем у планарии. Головной нервный узел, от которого отходят два нервных ствола и нервы.

Органы чувств. Отдельные осязательные и хемочувствительные клетки.

Размножение. Половое. Гермафродит. В каждом членике семенники, яичники и матка, в которой развиваются оплодотворенные яйца. Оплодотворение или между члениками, или самооплодотворение. Оплодотворенные яйца выводятся наружу с последним члеником цепня.

Развитие: яйцо (на траве) — желудок животного — личинка — кишечник — кровь — мышцы — финна (в мясе) — желудок человека — кишечник — цепень (см. схему 49).

















Описание презентации по отдельным слайдам:

Плоские черви 7 класс

Класс ресничные черви

Строение белой планарии

Строение белой планарии

Класс сосальщики (двуустки)

Класс ленточные черви Свиной цепень Бычий цепень

Подумайте Объясните почему паразитический образ жизни ленточных червей привел их к утрате органов пищеварения

Подумайте Чем можно объяснить большую плодовитость паразитических червей ?

Подумайте На основании полученных знаний о строении и размножении паразитических червей, предложите меры профилактики от заражения этими червями.

Какие утверждения верны ? 1. Под покровной тканью у плоских червей располагается кожно-мускульный мешок. 2. У плоских червей нет полости тела. 3. У плоских червей хорошо развиты пищеварительная, нервная, дыхательная, выделительная и половая системы органов. 4. Плоские черви гермафродиты. 5. Организм, в котором живет и размножается взрослый червь, называется промежуточным хозяином.

Какие утверждения верны ? 6. Многие ресничные черви – хищники. 7. Бычий цепень относится к классу Сосальщики. 8. Паразитические черви обладают большой плодовитостью. 9. В организм человека ленточные черви попадают через грязные руки.

Выберите книгу со скидкой:


Подарочный набор "Кисти и краски(4 по цене 2)"

350 руб. 297.00 руб.


Рисование головы и рук

350 руб. 1087.00 руб.


3D-рисование. Гиперреализм Рисунки, которые оживают

350 руб. 553.00 руб.


Изобразительное искусство.3 класс. Рабочий альбом

350 руб. 148.00 руб.


История цвета. Как краски изменили наш мир (новое оформление)

350 руб. 1025.00 руб.


350 руб. 1087.00 руб.


Радиевые девушки. Скандальное дело работниц фабрик, получивших дозу радиации от новомодной светящейся краски

350 руб. 427.00 руб.


Совушки. Раскраски, поднимающие настроение (ПР)

350 руб. 96.00 руб.


350 руб. 1087.00 руб.


Совушки. Раскраски, поднимающие настроение

350 руб. 283.00 руб.


Котики. Раскраски, поднимающие настроение

350 руб. 283.00 руб.


В цветочном вальсе. Открытки-раскраски

350 руб. 225.00 руб.

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА




  • Тюменцева Елена АнатольевнаНаписать 0 30.09.2015

Номер материала: ДВ-021751

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р


Спикер: Анна Быкова (#лениваямама)

    30.09.2015 9696
    30.09.2015 1380
    30.09.2015 1040
    30.09.2015 2504
    30.09.2015 1120
    30.09.2015 518
    30.09.2015 950

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции