Божья коровка и тля росянка и муха человек и аскарида

Разделы: Экология

Цель:

  • ознакомление учащихся с основными типами взаимоотношений живых организмов;
  • обучение самостоятельному приобретению знаний;
  • развитие познавательного интереса;
  • воспитание экологической грамотности и нравственных качеств школьника.

Методы обучения:

  • словесный (эвристическая беседа с элементами самостоятельной работы);
  • частично-поисковый (выполнение самостоятельных исследований), наглядно-образный (изучение таблицы и иллюстраций).

План урока

  1. Вступительное слово учителя.
  2. Изучение нового материала.
  3. Заключение. Использование человеком взаимоотношений организмов.
  4. Проверка усвоения нового материала.

Основные типы взаимоотношений

В любой среде обитания живут разнообразные организмы. В лесах, например, растут березы, осины, дубы, сосны, различные кустарники; живут зайцы, белки, лисицы, волки, дятлы, жуки-короеды и многие другие животные. При этом жизнь одних организмов зависит от жизни других. Между организмами, обитающими в одних и тех же местах, образовались различные взаимоотношения.

Существует 3 типа взаимоотношений:

1. Симбиотические (полезные)

2. Антисимбиотические (вредные)

3. Нейтрализм (очень редок в природе)

Взаимовыгодные отношения. Мутуализм (++) от латинского мутуус – взаимный.

Форма симбиоза, при котором оба из партнеров не могут существовать без другого.

Птица медоуказчик, разыскав осиное гнездо, приводит к нему своего партнера канского медведя. Тот разрывает гнездо и поедает мед и личинки пчел, а медоуказчик довольствуется остатками. Выгода обоим.

Кедровая сосна (кедровка)

Комменсализм (+0) от франц. комменсал – сотрапезник и менс – стол. “Нахлебничество”, “квартиранство”.

Совместное существование особей разных видов, при котором один из них извлекает из другого пользу, не нанося вреда своему партнеру.

Собаки служат разносчиками семян и плодов.

Тропическая рыбка амфиприона использует как убежище актинию рода дискосома, в случае опасности скрывается среди щупалец.

“нахлебничество”: лев (гиена), акула (рыба-лоцман)

“квартиранство”: рыба (медуза), горчак (раковина беззубки)

Способ добывания пищи, при котором один организм ловит, умерщвляет и поедает другой организм. Животных, которые питаются другими животными и имеют приспособления к их поимке, называют хищниками, а их добычу – жертвами.

Божья коровка (тля)

Форма биотических отношений, при которых организмы одного вида (паразита) живут за счет питательных веществ или тканей другого вида (хозяина). Паразит не убивает хозяина. Некоторые паразиты имеют не одного хозяина.

Отношения организмов, сходных по своим потребностям в питании или в пользовании мест для постройки гнезд, нор и других укрытий.

Под защитой светолюбивых деревьев (сосны) хорошо развиваются всходы ели, т.к. на открытых местах они вымерзают. Подросшие теневыносливые ели своими густыми ветвями сильно затеняют молодые деревца сосны, отчего многие из них гибнут.

Большие дубы (мелкие дубы)

Использование человеком взаимоотношений организмов.

Между живыми организмами в природе сложились сложные взаимоотношения. Одни и те же организмы служат для некоторых из них жертвами, для других хозяевами или “квартирантами”, “нахлебниками”, “конкурентами”. Сложные взаимоотношения организмов помогают им сохраниться в природе. Человек издавна использует знания о взаимоотношениях организмов при разведении сельскохозяйственных животных и растений, добыче диких животных и использовании дикорастущих растений.

Взаимодействие между видами (по Ю.Одуму, 1986 )

Тип взаимодействий 1 2 Общий характер взаимодействия
Мутуализм + + Облигатное (обязательное) взаимодействие, полезное

для обоих популяций.

Комменсализм + 0 Популяция комменсала (1) получает пользу от объединения с популяцией хозяина (2), для которого это объединение безразлично.
Хищничество + - Особи хищника обычно больше особей добычи.
Паразитизм + - Популяция паразита обычно меньше, чем популяция хозяина.
Конкуренция (непосредственное взаимодействие) - - Прямое взаимное подавление видов.
Конкуренция (взаимодействие из-за ресурсов) - - Опосредованное подавление, возникающее, когда появляется недостаток в каком-либо факторе, используемом обоими видами.

Проверка усвоения нового материала

Лист самооценки учащегося

Вопросы Оценка
1 Удовлетворены ли вы результатом своей познавательной деятельности на уроке?

2 Осознаете ли важность полученных на сегодняшнем уроке знаний?


Данный тест содержит 84 вопроса разного уровня сложностии поможет учащимся в подготовке к ОГЭ по биологии

Скачать:

Вложение Размер
trenirovochnye_testy_fipi_oge_ekologiya.docx 477.33 КБ

Предварительный просмотр:

Какие организмы являются паразитами? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

2) божья коровка

6) малярийный плазмодий

Факторы, снижающие жизнеспособность организмов, называют

1) ограничивающими 2) экологическими 3) сезонными 4) стихийными

Примером действия какого экологического фактора является поедание животными молодых побегов лиственных деревьев в лесу?

1) абиотического 2) антропогенного 3) сезонного 4) биотического

Сигналом к наступлению листопада у растений умеренной зоны служит

1) понижение температуры воздуха 3) уменьшение количества кислорода в почве

2) выпадение обильных осадков 4) сокращение длины светового дня

Что из перечисленного является приспособлением у китов к водному образу жизни?

1) жаберное дыхание 2) плавательный пузырь 3) обтекаемая форма тела 4) млечные железы

Для лягушки биотическим фактором является

1) понижение уровня воды в водоёме 3) температура воды

2) концентрация кислорода в воздухе 4) наличие насекомых

Клубеньковые бактерии играют важную роль в круговороте

1) азота 2) углерода 3) кислорода 4) серы

Воздействие друг на друга организмов одного или разных видов относят к факторам

1) биотическим 2) абиотическим 3) антропогенным 4) ограничивающим

Изображенный организм в пищевой цепи является:

1) только производителем органических веществ

2) только потребителем органических веществ

3) потребителем и разрушителем органических веществ

4) производителем и потребителем органических веществ

Любой компонент среды, воздействующий на обитающие в сообществе организмы, называют фактором

1) ограничивающим 2) экологическим 3) сезонным 4) антропогенным

Между какими парами организмов складываются симбиотические отношения в природе?

1) акула и рыба-прилипало 3) берёза и гриб трутовик

2) берёза и гриб подберёзовик 4) паук и муха

Какова роль редуцентов в сообществах?

1) поедают растительные организмы

2) синтезируют органические вещества из неорганических

3) обеспечивают производителей минеральным питанием, тем самым поддерживают круговорот элементов

4) поставляют в экосистему органическое вещество и энергию

Какой характер имеют взаимоотношения клеща и волка в лесу?

1) симбиоз 2) хищник – жертва 3) паразит – хозяин 4) конкуренция

Фактор, который ограничивает распространение земноводных, – это

1) атмосферное давление 3) концентрация кислорода в воздухе

2) освещённость 4) влажность воздуха

Какая из приведённых пищевых цепей составлена правильно?

1) злаки → полевая мышь → степной хорёк → сокол балобан

2) полевая мышь → злаки → степной хорёк → сокол балобан

3) злаки → сокол балобан → полевая мышь → степной хорёк

4) сокол балобан → злаки → полевая мышь → степной хорёк

Комплекс взаимосвязанных видов, обитающих на определённой территории с одинаковыми природными условиями, называют 1) биоценозом 2) агроценозом 3) популяцией 4) ареалом

Установите последовательность появления организмов при формировании биоценоза на первично свободной территории. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1) лишайники 2) травы 3) мхи 4) кустарники 5) деревья

Какие организмы в экосистеме смешанного леса являются производителями? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) лось 2) снегирь 3) осина 4) лещина 5) крот 6) ель

Какую роль в биогеоценозах играют автотрофные организмы?

1) разрушителей и потребителей органических веществ

2) только производителей органических веществ

3) потребителей органических веществ

4) только разрушителей органических веществ

Укажите, какой из организмов пропущен в цепи питания:

… → карась → окунь → цапля.

1) водоросль2) малёк пескаря3) личинка стрекозы4) улитка

Какая из приведённых пищевых цепей составлена правильно?

1) ястреб-перепелятник → славка черноголовка → листорез → листья дуба

2) славка черноголовка → листорез → листья дуба → ястреб-перепелятник

3) листорез → листья дуба → славка черноголовка → ястреб-перепелятник

4) листья дуба → листорез → славка черноголовка → ястреб-перепелятник

Какая пищевая цепь составлена правильно?

1) опавшая листва → дождевой червь → скворец → пустельга

2) дождевой червь → опавшая листва → скворец → пустельга

3) скворец → опавшая листва → дождевой червь → пустельга

4) пустельга → скворец → канюк обыкновенный → дождевой червь

Какой экологический фактор служит сигналом к отлёту у насекомоядных птиц?

1) низкие температуры

2) выпадение осадков

3) изменение окраски листьев

4) укорочение светового дня

БИОТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В ПРИРОДЕ

В течение длительной эволюции сформировались различные взаимоотношения организмов в природе. Так, полезные для одновременно двух видов взаимодействия называют __________(А). Примером являются отношения между цветковыми растениями и некоторыми __________(Б). Отношения нападающего и объекта охоты – это пример __________(В). В других случаях возможны косвенные взаимодействия. Они возникают тогда, когда виды используют одинаковые для жизни ресурсы, количество которых ограничено. Такие взаимодействия получили название __________(Г).

Тип взаимоотношений, который возникает между видами со сходными экологическими потребностями, – это

Какой метод борьбы с вредителями относят к биологическим?

1) внесение удобрений

2) опрыскивание растений ядовитыми веществами

3) привлечение насекомоядных и хищных птиц

4) обработка семян марганцовкой

Сожительство двух организмов, из которого оба извлекают пользу, – это

Установите соответствие между признаком и видом сообщества, для которого этот признак характерен. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

А) естественное происхождение

Б) богатое видовое разнообразие

В) источник энергии – только Солнце

Г) регулируются человеком

Д) действие искусственного отбора

Какие процессы у высокоорганизованных животных активизируются при осеннем сокращении продолжительности светового дня? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

2) выбор гнездовых территорий

3) запасание пищи

4) накопление запасных жиров

5) поиск партнёра для размножения

6) снижение интенсивности обмена веществ

Какие факторы относят к абиотическим? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

2) осушение болот

3) вечная мерзлота

4) состав растительности

6) атмосферное давление

ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ БИОГЕОЦЕНОЗА

Однородный участок земной поверхности с определённым составом организмов и комплексом неживых компонентов называют __________(А). Организмы образуют в них три функциональные группы. __________(Б) – это главным образом зелёные растения, так они образуют органические вещества из неорганических в процессе фотосинтеза. Животные выполняют роль __________(В), так как питаются готовыми органическими веществами. Третья функциональная группа – это __________(Г). Она представлена бактериями и грибами.

Установите соответствие между организмом и его ролью в сообществе. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

А) берёза повислая

Д) ландыш майский

Е) бабочка берёзовая пяденица

РОЛЬ В СООБЩЕСТВЕ

Для белки обыкновенной абиотическим фактором является

1) урожай семян ели 3) численность куниц

2) наличие в лесу старых деревьев с дуплами 4) высота снежного покрова

Рассмотрите пищевую цепь. Какой организм в данной цепи является производителем органических веществ?

Какая из приведённых пищевых цепей составлена правильно?

1) опавшая листва → дождевой червь → ёж → лиса

2) ёж → дождевой червь → лиса → опавшая листва

3) дождевой червь → опавшая листва → ёж → лиса

4) лиса → ёж → дождевой червь → опавшая листва

Установите соответствие между организмами и типом их отношений. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

А) божья коровка и тля

Б) росянка и муха

В) человек и аскарида

Г) собака и блоха

Д) щука и плотва

Е) корова и овод

Какая из приведённых пищевых цепей составлена правильно?

1) злаки → горностай → ястреб → полёвка

2) злаки → горностай → полёвка → ястреб

3) злаки → полёвка → горностай → ястреб

4) злаки → ястреб → полёвка → горностай

Какие приведённые примеры поведения являются ненаследственными? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) катание подростка на велосипеде

2) движение амёбы от яркого света

3) сужение зрачка при ярком свете

4) пеленание грудного ребёнка матерью

6) поворот головы на крик

Какие изменения произошли в головном мозге человека в связи с трудовой деятельностью? Укажите два изменения.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Это обобщающий урок в форме занимательного путешествия, который можно провести в конце изучения темы "Опора и движение" в 8 классе.

Инерактивные тесты по шаблону.

Файл содержит задания по биологии для подготовки к ЕГЭ. Тема: "Клетка".

Тренировочные задания ГИА для обучающихся, освоивших общеобразовательные программы основного общего образования по биологии.

Презентация состоит из 17 красочных слайдов, которых показаны особенности организменной среды.

Урок посвящен изучению природы Белгородской области.

Данная методическая разработка урока предназначена в помощь преподавателям среднего профессионального образования. По типу урок – урок применения знаний на практике по теме «Приспособленно.

14.Установите соответствие между организмом и его ролью в сообществе. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

бабочка берёзовая пяденица




15.Рассмотрите пищевую цепь.


16.Какой организм в данной цепи является производителем органических веществ?




17.Какая из приведённых пищевых цепей составлена правильно?

опавшая листва → дождевой червь → ёж → лиса

ёж → дождевой червь → лиса → опавшая листва

дождевой червь → опавшая листва → ёж → лиса

лиса → ёж → дождевой червь → опавшая листва




18.Какую роль в биогеоценозах играют автотрофные организмы?

разрушителей и потребителей органических веществ

только производителей органических веществ

потребителей органических веществ

только разрушителей органических веществ




19.Сигналом к наступлению листопада у растений умеренной зоны служит

понижение температуры воздуха

уменьшение количества кислорода в почве

выпадение обильных осадков

сокращение длины светового дня




20.Какая пищевая цепь составлена правильно?

опавшая листва → дождевой червь → скворец → пустельга

дождевой червь → опавшая листва → скворец → пустельга

скворец → опавшая листва → дождевой червь → пустельга

пустельга → скворец → канюк обыкновенный → дождевой червь




21.Какой экологический фактор служит сигналом к отлёту у насекомоядных птиц?

изменение окраски листьев

укорочение светового дня

22.Какие факторы относят к абиотическим? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.




23.Клубеньковые бактерии играют важную роль в круговороте




24.Факторы, снижающие жизнеспособность организмов, называют




25.Установите соответствие между организмами и типом их отношений. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

Изображённый организм в пищевой цепи является

только производителем органических веществ

только потребителем органических веществ

потребителем и разрушителем органических веществ

производителем и потребителем органических веществ

Тип взаимоотношений, который возникает между видами со сходными экологическими потребностями, – это

ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ БИОГЕОЦЕНОЗА

Однородный участок земной поверхности с определённым составом организмов и комплексом неживых компонентов называют __________ (А). Организмы образуют в них три функциональные группы. __________ (Б) – это главным образом зелёные растения, так они образуют органические вещества из неорганических в процессе фотосинтеза. Животные выполняют роль __________ (В), так как питаются готовыми органическими веществами. Третья функциональная группа – это __________ (Г). Она представлена бактериями и грибами.

Установите соответствие между организмом и его ролью в сообществе: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

бабочка берёзовая пяденица

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Установите соответствие между организмами и типом их отношений: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

божья коровка и тля

человек и аскарида

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Какие организмы в экосистеме смешанного леса являются производителями? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. лось

С каким из перечисленных организмов у берёзы могут сложиться симбиотические отношения?

бабочка берёзовая пяденица

Какие приведены примеры искусственных экосистем? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

К какому типу относят взаимоотношения клубеньковых бактерий и бобовых растений?

Как называют отношения, которые складываются между акулой и рыбой-прилипало в природе?

Что из перечисленного является примером искусственной экосистемы? тайга

Какие из приведённых организмов являются потребителями органического вещества в сообществе соснового леса? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

почвенные зелёные водоросли

Установите соответствие между характеристикой организма и функциональной группой: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

образуют органические вещества
из неорганических

усваивают готовые органические вещества

используют солнечную энергию для синтеза органических веществ

принадлежат к растительноядным животным

являются первым звеном цепи питания

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Установите соответствие между организмами и типом биотических отношений, который между ними существует: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

жук-плавунец и малёк рыбы

чесоточный зудень и человек

свиной цепень и свинья

бактериофаг и бактерия

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Начало формы Конкуренция в искусственных сообществах возникает между хищниками и жертвами

паразитами и хозяевами

видами со сходными потребностями

видами, извлекающими пользу из связи друг с другом

Начало формы КОНКУРЕНЦИЯ И ПАРАЗИТИЗМ

Между организмами разных видов, составляющими тот или иной биоценоз, складываются взаимовредные, взаимовыгодные, выгодные для одной и невыгодные или безразличные для другой стороны и другие взаимоотношения.

Одной из форм взаимовредных биотических взаимоотношений между организмами является конкуренция. Она возникает между особями одного или разных видов вследствие ограниченности ресурсов среды. Учёные различают межвидовую и внутривидовую конкуренцию.

Межвидовая конкуренция происходит в том случае, когда разные виды организмов обитают на одной территории и имеют похожие потребности в ресурсах среды. Это приводит к постепенному вытеснению одного вида организмов другим, имеющим преимущества в использовании ресурсов. Например, два вида тараканов – рыжий и чёрный – конкурируют друг с другом за место обитания – жилище человека. Это ведёт к постепенному вытеснению чёрного таракана рыжим, так как у последнего более короткий жизненный цикл, он быстрее размножается и лучше использует ресурсы.

Внутривидовая конкуренция имеет более острый характер, чем межвидовая, так как у особей одного вида потребности в ресурсах всегда одинаковы. В результате такой конкуренции особи ослабляют друг друга, что ведёт к гибели менее приспособленных, то есть к естественному отбору. Внутривидовая конкуренция, возникающая между особями одного вида за одинаковые ресурсы среды, отрицательно сказывается на них. Например, берёзы в одном лесу конкурируют друг с другом за свет, влагу и минеральные вещества почвы, что приводит к их взаимному угнетению
и самоизреживанию.

Одной из форм полезно-вредных биотических взаимоотношений между организмами является паразитизм, когда один вид – паразит – использует другой – хозяина – в качестве среды обитания и источника пищи, нанося ему вред.

Организмы-паразиты в процессе эволюции выработали приспособления к паразитическому образу жизни. Например, многие виды обладают органами прикрепления – присосками, крючочками, шипиками – и имеют высокую плодовитость. В процессе приспособления к паразитическому образу жизни некоторые паразиты утратили ряд органов или приобрели более простое их строение. Например, у паразитических плоских червей, живущих во внутренних органах позвоночных животных, плохо развиты органы чувств и нервная система, а у некоторых червей-паразитов отсутствуют органы пищеварения.

Отношения между паразитом и хозяином подчинены определённым закономерностям. Паразиты принимают участие в регуляции численности хозяев, тем самым обеспечивая действие естественного отбора. Негативные отношения между паразитом и хозяином в процессе эволюции могут перейти в нейтральные. В этом случае преимущество среди паразитов получают те виды, которые способны длительно использовать организм хозяина, не приводя его к гибели. В свою очередь, в процессе естественного отбора растёт сопротивляемость организма хозяина паразитам, в результате чего приносимый ими вред становится менее ощутимым.

1) Почему возникают конкурентные отношения в природе?

2) Почему отношения берёз одного возраста в лесу нельзя назвать паразитизмом?

3) Какую биологическую роль играют паразиты в отношении своих хозяев?

1) Почему отношения рыжего и чёрного тараканов нельзя назвать паразитизмом?

2) Как паразит влияет на организм хозяина?

3) Какую биологическую роль играют паразиты в отношении своих хозяев?

1) Почему отношения печёночного сосальщика и коровы нельзя назвать конкуренцией?

2) Какой пример из текста иллюстрирует внутривидовую конкуренцию?

3) Какие виды паразитов получают преимущество в процессе эволюции?

Начало формы НАХЛЕБНИЧЕСТВО, КВАРТИРАНТСТВО И КООПЕРАЦИЯ

Между организмами разных видов, составляющих ту или иную экосистему, складываются взаимовредные, взаимовыгодные, выгодные для одной и невыгодные или безразличные для другой стороны и другие, более тонкие взаимоотношения.

Среди биотических отношений между организмами в природных сообществах встречаются выгодные для одной и безразличные для другой стороны взаимодействия: нахлебничество и квартирантство. При таких взаимоотношениях одни организмы, используя особенности образа жизни или строения других организмов, извлекают для себя одностороннюю пользу, не причиняя им при этом никакого вреда .

При нахлебничестве организмы-нахлебники потребляют остатки пищи организмов-хозяев. Например, песцы, живущие в тундре, могут питаться остатками пищи белых медведей; гиены в африканских саваннах – остатками пищи львов; рыбы-прилипалы и лоцманы обыкновенно сопровождают акул, охотно поедая остатки добычи хищников. При квартирантстве организмы-квартиранты извлекают одностороннюю для себя выгоду от организмов-хозяев в виде мест, пригодных для обитания. Например, на коре деревьев поселяется лишайник пармелия, использующий деревья в качестве места жительства; мелкие соколы – пустельга и кобчик – нередко селятся в старых гнёздах серых ворон. Некоторые насекомые поселяются в гнёздах птиц и норах грызунов, то есть находят в них для себя убежище.

Нахлебничество и квартирантство содействуют совместному существованию разных видов организмов в природных сообществах и способствуют более полному использованию ими ресурсов среды.
В процессе эволюции нахлебничество и квартирантство могут переходить
в более тесные взаимовыгодные отношения между организмами.

В природных сообществах встречается и взаимовыгодное сожительство. Оно построено, как правило, на пищевых и пространственных связях, когда два или более видов организмов совместно используют для своей жизнедеятельности различные ресурсы среды. Взаимовыгодные связи возникают в процессе эволюции на основе предшествующего паразитизма или других форм биотических взаимоотношений. Степень взаимовыгодного сожительства между организмами бывает различной – от врéменных контактов (кооперация) до такого состояния, когда присутствие партнёра становится обязательным условием жизни каждого из них (симбиоз).

Кооперация наблюдается между раком-отшельником и актинией, прикрепившейся к его убежищу – раковине, оставшейся от моллюска. Рак переносит актинию и подкармливает её остатками пищи, а она защищает его стрекательными клетками, которыми вооружены её щупальца.

1) Какую пользу извлекает организм-квартирант от хозяина?

2) Каков характер отношений между организмами в нахлебничестве?

3) Какое преимущество получает рак-отшельник в кооперации с актинией?

Начало формы ПАРАЗИТИЗМ, КООПЕРАЦИЯ И СИМБИОЗ

Между организмами разных видов, составляющими ту или иную экосистему, складываются взаимовредные, взаимовыгодные, выгодные для одной и невыгодные или безразличные для другой стороны и другие, более тонкие, взаимоотношения.

Одной из форм полезно-вредных биотических взаимоотношений между организмами является паразитизм, когда один вид – паразит – использует другой – хозяина – в качестве среды обитания и источника пищи, нанося ему вред.

Организмы-паразиты в процессе эволюции выработали приспособления к паразитическому образу жизни. Например, многие виды обладают органами прикрепления – присосками, крючочками, шипиками –
и имеют высокую плодовитость. В процессе паразитического образа жизни некоторые паразиты утратили ряд органов или приобрели более простое их строение. Например, у паразитических плоских червей, живущих во внутренних органах позвоночных животных, плохо развиты органы чувств и нервная система, а у некоторых червей-паразитов отсутствуют органы пищеварения.

Отношения между паразитом и хозяином подчинены определённым закономерностям. Паразиты принимают участие в регуляции численности хозяев, тем самым обеспечивая действие естественного отбора. Негативные отношения между паразитом и хозяином в процессе эволюции могут перейти в нейтральные. В этом случае преимущество среди паразитов получают те виды, которые способны длительно использовать организм хозяина, не приводя его к гибели. В свою очередь, в процессе естественного отбора растёт сопротивляемость организма хозяина паразитам, в результате чего приносимый ими вред становится менее ощутимым.

В природных сообществах встречается и взаимовыгодное сожительство. Оно построено, как правило, на пищевых и пространственных связях, когда два или более видов организмов совместно используют для своей жизнедеятельности различные ресурсы среды. Взаимовыгодные связи возникают в процессе эволюции на основе предшествующего паразитизма или других форм биотических взаимоотношений. Степень взаимовыгодного сожительства между организмами бывает различной – от врéменных контактов (кооперация) до такого состояния, когда присутствие партнёра становится обязательным условием жизни каждого из них (симбиоз).

Кооперация наблюдается между раком-отшельником и актинией, прикрепившейся к его убежищу – раковине, оставшейся от моллюска. Рак переносит актинию и подкармливает её остатками пищи, а она защищает его стрекательными клетками, которыми вооружены её щупальца.

Пример симбиоза – взаимоотношения между деревьями леса и шляпочными грибами – подберезовиками, белыми и др. Шляпочные грибы оплетают нитями грибницы корни деревьев и благодаря образующейся при этом микоризе получают из растений органические вещества. Микориза усиливает способность корневых систем деревьев к всасыванию воды из почвы. Кроме того, деревья получают при помощи микоризы от шляпочных грибов необходимые минеральные вещества.

1) Какие изменения в строении тела возникли в процессе эволюции у паразитических животных?

2) Что партнёры извлекают (получают) из отношений в симбиозе?

3) В какие отношения между организмами в процессе эволюции может перейти паразитизм?

КОНКУРЕНЦИЯ, КООПЕРАЦИЯ И СИМБИОЗ

Между организмами разных видов, составляющими тот или иной биоценоз, складываются взаимовредные, взаимовыгодные, выгодные для одной и невыгодные или безразличные для другой стороны и другие, более тонкие взаимоотношения.

Одной из форм взаимовредных биотических взаимоотношений между организмами является конкуренция. Она возникает между особями одного или разных видов вследствие ограниченности ресурсов среды. Учёные различают межвидовую и внутривидовую конкуренцию.

Межвидовая конкуренция происходит в том случае, когда разные виды организмов обитают на одной территории и имеют похожие потребности в ресурсах среды. Это приводит к постепенному вытеснению одного вида организмов другим, имеющим преимущества в использовании ресурсов. Например, два вида тараканов – рыжий и чёрный – конкурируют друг с другом за место обитания – жилище человека. Это ведёт к постепенному вытеснению чёрного таракана рыжим, так как у последнего более короткий жизненный цикл, он быстрее размножается и лучше использует ресурсы.

Внутривидовая конкуренция имеет более острый характер, чем межвидовая, так как у особей одного вида потребности в ресурсах всегда одинаковы. В результате такой конкуренции особи ослабляют друг друга, что ведёт к гибели менее приспособленных, то есть к естественному отбору. Внутривидовая конкуренция, возникающая между особями одного вида за одинаковые ресурсы среды, отрицательно сказывается на них. Например, берёзы в одном лесу конкурируют друг с другом за свет, влагу и минеральные вещества почвы, что приводит к их взаимному угнетению
и самоизреживанию.

Среди биотических отношений между организмами в природных сообществах встречается взаимовыгодное сожительство. Оно построено, как правило, на пищевых и пространственных связях, когда два или более видов организмов совместно используют для своей жизнедеятельности различные ресурсы среды. Степень взаимовыгодного сожительства между организмами бывает различной – от врéменных контактов (кооперация) до такого состояния, когда присутствие партнёра становится обязательным условием жизни каждого из них (симбиоз).

Кооперация наблюдается между раком-отшельником и актинией, прикрепившейся к его убежищу – раковине, оставшейся от моллюска. Рак переносит актинию и подкармливает её остатками пищи, а она защищает его стрекательными клетками, которыми вооружены её щупальца.

Пример симбиоза – взаимоотношения между деревьями леса и шляпочными грибами: подберёзовиками, белыми и др. Шляпочные грибы оплетают нитями грибницы корни деревьев и благодаря образующейся при этом микоризе получают из растений органические вещества. Микориза усиливает способность корневых систем у деревьев к всасыванию воды из почвы. Кроме того, деревья получают при помощи микоризы от шляпочных грибов необходимые минеральные вещества.

1) Почему внутривидовая конкуренция имеет более ожесточённый характер?

2) Что партнёры извлекают (получают) из взаимовыгодных отношений? Объясните на конкретном примере.

3) К чему приводит вытеснение одних особей другими в результате конкуренции?

1) Почему межвидовая конкуренция чаще всего имеет более мягкий характер, чем внутривидовая?

2) Чем характер контактов между партнёрами в кооперации отличается от контактов в симбиозе?

3) Какое влияние на деревья оказывает их сожительство с шляпочными грибами?

1) Что, согласно учению Ч. Дарвина, предшествует естественному отбору
в природе?

2) Чем характер контактов между партнёрами в симбиозе отличается от контактов в кооперации?

3) Какое влияние на шляпочные грибы оказывает их сожительство
с деревьями?

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции