Аскарида человеческая характеристика таблица

Царство Животные
Подцарство Многоклеточные
Тип Круглые черви
Класс Нематоды

Этот тип животных объединяет червей веретенообразной формы: их тело круглое в сечении, заострено с обоих концов и не делится на членики. Длина их — обычно несколько миллиметров, редко достигает метра. На вид они все похожи. Это — один из типов, добившихся наибольшего успеха в животном царстве!


Круглые черви заселяют все мыслимые среды обитания. Они встречаются на дне морей от Северного полюса до Антарктиды, заселяют пресные водоёмы и почву. Нет такой группы организмов, на которой не паразитировали бы круглые черви. Численность их огромна, особенно в донном иле и почве. Разнообразие представителей типа оценивается учёными в миллион видов, включая ещё не описанные.

Круглые черви — это группа червей, имеющих вытянутое нечленистое, круглое в поперечном разрезе тело, первичную полость, заполненную жидкостью (в которой находятся внутренние органы) и не связанную с внешней средой. В теле у них имеется сквозная кишечная трубка, которая заканчивается анальным отверстием.

Внешнее строение

Тело круглых червей постепенно сужено к переднему и заднему концам, почти круглое на поперечном срезе, нечленистое. Снаружи тело покрыто кутикулой, под ней залегает слой эпителиальных клеток. Ниже расположены мышцы — четыре продольные однослойные ленты. Такое строение позволяет круглым червям ползать, изгибая тело. Кутикула, эпителиальные клетки и мышцы образуют кожно-мускульный мешок (стенки тела). Между ним и кишечником находится первичная полость тела. Она заполнена жидкостью, которая за счёт давления поддерживает постоянную форму тела, способствует распределению по телу животного питательных веществ, перемещению продуктов распада к органам выделения.

Эти животные первыми научились зарываться в грунт или другой субстрат, богатый пищей, например в ткани растений. Так они обрели не только новую среду обитания с её пищевыми запасами, но и укрытие от хищников — крупных ресничных червей.


При такой жизни рот у круглых червей расположен строго на переднем конце тела. Давление внутри гидроскелета мешает заглатывать пищу. Поэтому их мускулистая глотка действует как насос с клапанами: засасывает пищу, а потом проталкивает её в кишку насильно.

Внутреннее строение тела круглого червя


Ротовое отверстие находится на переднем конце тела и окружено губами. Передняя часть кишечника, глотка, имеет плотные мускулистые стенки. Свободноживущие нематоды питаются бактериями, водорослями, органическими остатками — детритом. У некоторых в глотке имеются выросты кутикулы — своеобразные зубы. С помощью их нематоды прокалывают покровы животных и растений.

Раньше питательные вещества по всему телу распределял разветвлённый кишечник. Теперь, когда кишка превратилась в прямую трубку, эту функцию взяла на себя полость тела — заполненное жидкостью пространство между кожно-мускульным мешком и кишкой.

Жидкость — не клетки, она бы вытекала, если бы не была упакована в непроницаемый эластичный чехол. Чехол этот образован слоем клеток эктодермы и покрыт кутикулой — прочной плёнкой. Кутикула не только защищает от механических повреждений и ядовитых веществ, но и сдерживает напор полостной жидкости.

В результате полость тела, окружённая кутикулой и наполненная жидкостью, приобретает упругость надутого мяча и образует гидроскелет. Именно гидроскелет придаёт круглым червям характерную форму и служит опорой для мышц. Мышцы у них только продольные. Они расположены внутри полости, вдоль стенок тела. Сокращая переменно то спинные, то брюшные мышцы, червь изгибается и движется вперёд, лёжа на одном боку.

У свободно живущих круглых червей газообмен (потребление кислорода и выделение углекислого газа) происходит через покровы тела. У паразитических нематод необходимая для жизнедеятельности энергия выделяется за счёт расщепления накопленного в теле органического вещества — гликогена. В связи с отсутствием кровеносной системы питательные вещества и продукты распада в организме переносятся жидкостью первичной полости тела.


Выделительная система состоит из двух боковых слепо замкнутых каналов. Они открываются наружу выделительным отверстием на брюшной стороне передней части тела. Стенки каналов образованы одной или несколькими очень длинными клетками (их длина может достигать 40 см). образовавшиеся в организме вредные вещества поступают в полостную жидкость, затем — в каналы выделительной системы и выводятся наружу.


Нервная система нематод представлена продольными нервными стволами, соединёнными кольцевыми перемычками. От них к мышцам и органам чувств отходят нервы.

Органы чувств у круглых червей, особенно у паразитических видов, развиты очень слабо. На передней части тела располагаются щетинки, служащие органами осязания, и обонятельные ямки. У некоторых свободно живущих есть примитивные глаза.


Нематоды — раздельнополые животные. Половые органы имеют форму трубок: у самок они парные, у самцов — непарные. У самок — парные яичники и яйцеводы, одна матка и половое отверстие, которое открывается на брюшной стороне тела.


У самца — один нитевидный семенник, постепенно переходящий в более крупный семяпровод. Он впадает в заднюю кишку перед самым анальным отверстием. У самца имеются способные выдвигаться кутикулярные иголочки, при помощи которых он вводит сперматозоиды в половое отверстие самки.


Ежесуточно одна самка аскариды человеческой способна продуцировать по 200 000 яиц. Яйца покрыты плотной оболочкой, защищающей их от воздействия неблагоприятных факторов (высыхания и т.п.) дробление яйца и развитие личинки продолжается около месяца и может происходить только во влажной среде при достаточном количестве кислорода.

Цикл развития человеческой аскариды

Заражение человека происходит при заглатывании яиц с личинками с загрязнённой водой или пищей. Яйца могут находиться на плохо вымытых ягодах (особенно на клубнике) или овощах с тех участков, для удобрения которых используются человеческие экскременты.

В кишечнике человека скорлупа яиц разрушается, выходящие личинки пробуравливают стенку кишки, попадают в кровяное русло и достигают сердца, а затем через легочную артерию — в лёгкие. В лёгких личинки дважды линяют, внедряются в альвеолы, переходят по трахеи в глотку и отсюда вместе с мокротой и слюной вторично попадают в кишечник. Только после такой миграции личинки достигают в тонких кишках половозрелой формы. Весь цикл развития происходит в одном хозяине.

Изучить особенности внешнего и внутреннего строения круглых червей на примере человеческой аскариды.

Продолжать развитие умений сравнивать и анализировать биологические объекты и на основе этих умений выявить черты усложнения круглых червей по сравнению с ранее изученными плоскими червями.

Осуществлять гигиеническое воспитание учащихся на основе изучения причин заражения аскаридозом и мер профилактики этого заболевания.


Тип Круглые черви.


  • Обучающие : изучить особенности внешнего и внутреннего строения круглых червей на примере человеческой аскариды.
  • Развивающие : продолжать развитие умений сравнивать и анализировать биологические объекты и на основе этих умений выявить черты усложнения круглых червей по сравнению с ранее изученными плоскими червями.
  • Воспитательные : осуществлять гигиеническое воспитание учащихся на основе изучения причин заражения аскаридозом и мер профилактики этого заболевания.

Самка и самец человеческой аскариды



Тип Плоские черви



Цикл развития печеночного сосальщика




ПРОМ. свинья, человек

ОКОНЧ. собака, волк, лиса

ПРОМ. человек, КРС




Константин Иванович Скрябин (1878 – 1972 г.г.)

Академик Константин Иванович Скрябин –






Общая характеристика круглых червей

  • Длинное, не разделенное на членики тело
  • В поперечном разрезе тело круглое
  • Двустороннесимметричные животные
  • Трехслойные животные
  • Есть полость тела
  • Кишечник начинается ротовым отверстием и заканчивается анальным
  • Один слой продольных мышечных волокон
  • При движении могут лишь изгибаться
  • Тело плотное, упругое, снаружи покрытое плотной оболочкой кутикулой.



Желудок свиньи, забитый аскаридами.


Нога больного слоновьей болезнью, вызываемой поселяющейся в лимфатических протоках нитчаткой Банкрофта



из кишечника ребенка


Жизненный цикл и пути заражения человеческой аскаридой

В сутки самка откладывает 200-300 тыс. яиц

Продолжительность жизни аскарид – 1 год

Объясните, какие условия необходимы для осуществления жизненного цикла человеческой аскариды.

Пути заражения человеческой аскаридой и борьба с ней


Аскаридоз – это заболевание, вызванное аскаридами.

  • Головные боли
  • Общая слабость
  • Головокружение
  • Раздражительность
  • Снижение работоспособности и памяти

Каковы причины такого состояния?


Причины нарушения состояния: выведение в кишечник человека токсичных веществ Клубки аскарид могут стать причиной непроходимости и разрыва кишечника



Жизненный цикл и пути заражения человека острицей

Острица паразитирует у детей в нижнем отделе тонкого кишечника. Самки бывают длиной около 10мм,а самцы – 3-5 мм.Заболевание – энтеробиоз.

  • Неспокойный сон
  • недосыпание
  • ухудшение самочувствия
  • понижение трудоспособ-ности и даже нервные расстройства.
  • Иногда – воспаление червеобразного отростка – аппендицит.

После оплодотворения самки продвигаются к заднему проходу человека, выползают наружу, вызывая при этом сильный зуд, и откладывают яйца в области анального отверстия. Они малы и легко рассеиваются, попадают на одежду, мебель, книги, скапливаются под ногтями.



Аскарида человеческая и трихинелла спиральная относятся к одному типу – круглых червей, паразиты.

Однако самка аскариды откладывает в сутки 200 –300 тыс. яиц, а самка трихинеллы за весь период жизни (35 – 40, максимум – 80 суток) откладывает не более 2 тыс. яиц. Объясните, почему аскарида и трихинелла столь резко различаются по числу откладываемых яиц?

Пути заражения трихинеллой спиральной и борьба с ней


Трихинелла достигла очень высокой специализации. Она ни на одной стадии своего развития не выходит во внешнюю среду, что свидетельствует о хорошо развитой приспособленности к паразитизму.

Яйца аскариды выводятся во внешнюю среду, где большая часть их погибает, а развиваются и достигают половозрелого состояния лишь немногие, попавшие в благоприятные условия.

Процент выживаемости у трихинеллы выше, так как её цикл развития не связан с внешней средой.


  • Круглые черви являются прогрессирующей группой, т.к.
  • Заселили все среды обитания
  • Многообразны
  • Появление ароморфозов:

Первичная полость, ротовое отверстие в переднем конце, анальное отверстие

  • Половой диморфизм
  • Приспособленность к паразитизму

2. Меры профилактики против гельминтоза:

  • Личная гигиена
  • Санитарный контроль за качеством воды и пищевых продуктов

Цель занятия: изучить особенности строения и процессы жизнедеятельности свободноживущего плоского червя – белой планарии и циклы индивидуального развития печеночного сосальщика и бычьего цепня в связи с их паразитическим образом жизни.

В ходе занятия на примере белой планарии рассматриваются приспособления этого червя к среде обитания в связи c активным образом жизни. При этом учащиеся в ходе объяснения нового материала наблюдают фиксированный препарат ресничного червя под микроскопом и заполняют в тетрадях таблицу.

Признаки

Представитель типа Плоские черви

Аскарида человеческая

Белая планария

Печеночный сосальщик

Бычий цепень

Аскарида человеческая

5. Органы передвижения

6. Органы прикрепления

9. Кожно-мускульный мешок

10. Пищеварительная система

11. Выделительная система

15. Систематическое положение

* Этот столбец заполняется на следующем занятии

Работа с таблицей способствует запоминанию терминов и правильному их написанию.

Начиная объяснение нового материала, преподаватель укрепляет на классной доске изготовленную из картона модель тела планарии, сообщает название червя и предлагает пояснить, почему его так назвали. Учащиеся связывают происхождение названия с формой тела животного.

В ходе беседы о внешнем строении планарии учитель отмечает двустороннюю симметрию тела, сгибая модель посередине и наблюдая полное соответствие левой половины тела правой. Демонстрируя такую модель, очень удобно показать, что у животных с двусторонней симметрией различают передний и задний концы тела, спинную и брюшную стороны, бока – в отличие от изученных ранее кишечнополостных, обладающих лучевой симметрией. Таким образом, учитель подготавливает учащихся к более четкому восприятию типа симметрии, связанного с активным образом жизни не только плоских червей, но и большинства других животных.

При рассмотрении органов передвижения следует отметить наличие ресничек и в связи с этим установить принадлежность планарии к классу Ресничные черви.

Далее учащиеся рассматривают ресничного червя под микроскопом, сравнивают с рисунком в учебнике, называют видимые под микроскопом органы.

При переходе к паразитическим плоским червям – печеночному сосальщику и бычьему цепню, основное внимание следует уделить отличительным чертам их строения в связи с паразитическим образом жизни: отсутствие органов передвижения – ресничек, органов чувств – глаз, большую плодовитость, плотный наружный покров тела, слабое развитие или отсутствие некоторых систем органов и наличие присосок. Учитель предлагает найти присоски на микропрепарате печеночного сосальщика и отметить особенности их расположения, с которым связаны их названия – брюшная и ротовая.

Характеризуя цикл развития паразитических червей, необходимо уделить внимание смене основных и промежуточных хозяев, предложив учащимся выбрать на рисунке в учебнике животных, которые являются хозяевами взрослых паразитов и их личинок, обратить внимание на места паразитирования, отразившиеся на названиях червей.

При закреплении изученного материала о приспособленности свободноживущих и паразитических плоских червей к среде обитания можно предложить семиклассникам выписать из соответствующего параграфа новые для них термины, найти в тексте их объяснение и записать их в терминологический словарь в конце тетради. Кроме того, учащиеся зарисовывают схему развития печеночного сосальщика, снабжая ее соответствующими подписями.


Затем учитель предлагает при помощи зоологического лото расставить карточки с изображением фаз развития червя на соответствующие места в схеме цикла развития и подписать названия основного и промежуточного хозяев и стадий развития паразита, сопоставляя полученную схему со схемой в учебнике. Такой прием поможет глубже закрепить понятие о сложном жизненном цикле паразитов со сменой хозяев: основного и промежуточного. Кроме того, пользуясь заданиями в конце соответствующего параграфа, можно предложить учащимся перечислить органы, входящие в состав той или иной системы органов белой планарии, и указать функции, которые они выполняют. Эти приемы способствуют закреплению анатомо-морфологических, физиологических и экологических понятий.

При проверке усвоения материала об образе жизни плоских червей можно провести биологические диктанты, направленные на повышение самостоятельности и активизации познавательной деятельности учащихся. Например, можно предложить составить из четырех характеристик понятия наиболее полное.

Печеночный сосальщик – паразит, потому что он:

1) питается за счет своих хозяев: основного – коровы и промежуточного – малого прудовика,
2) использует своих хозяев в качестве среды обитания и источника питания,
3) живет в организме своих хозяев,
4) имеет сложный цикл развития со сменой хозяев.

В конце диктанта учащиеся должны сделать следующий вывод: печеночный сосальщик как паразит характеризуется сложным жизненным циклом со сменой хозяев – основного и промежуточного.

Другим примером может служить ряд предложений, в которых учащиеся должны вставить пропущенные биологические понятия.

В конце работы учащиеся должны сделать вывод о том, что тип Плоские черви объединяет свободноживущие и паразитические формы.

Одним из требований обязательного минимума содержания образования к знаниям, умениям и навыкам учащихся является их умение сравнивать представителей различных типов животных, что подразумевает нахождение черт их сходства животных между собой и отличия. При сравнении паразитических червей типов Плоские и Круглые, гимназисты выявляют характерные признаки червей обоих типов и черты приспособления их к паразитизму, закрепляя тем самым экологические понятия.

Цель занятия: изучить особенности строения, процессы жизнедеятельности и циклы индивидуального развития бычьего цепня – представителя типа Плоские черви и человеческой аскариды – представителя типа Круглые черви в связи с их паразитическим образом жизни.

Занятие начинается с повторения материала об образе жизни плоских червей, в ходе которого преподаватель предлагает учащимся биологические диктанты, направленные на повышение их самостоятельности и активизации их познавательной деятельности.

В ходе заполнения таблицы учащиеся сравнивают форму тела названных червей и связывают ее с названием типов, к которым они принадлежат. Далее рассматриваются сходные у обоих представителей признаки: отсутствие органов передвижения и слабое развитие органов чувств, плотный покров тела и наличие приспособлений для удержания в теле хозяина (у цепня – крючков и присосок, а у аскариды – острых концов тела), позволяющих паразитам обитать в кишечнике человека. По сходству признаков учащиеся сделают вывод о том, что последние являются приспособлением для ведения паразитического образа жизни.

На следующем этапе урока учащиеся при помощи модели сравнивают строение кожно-мускульных мешков червей двух данных типов, вспоминая при этом определение термина, проговаривая вслух название мышц, составляющих эту структуру, и функции, которые они выполняют. Учитель обращает внимание на наличие у аскариды первичной полости тела, которая заполнена жидкостью, и говорит о ее назначении. При этом учащиеся отмечают сходные функции паренхимы плоских червей и первичной полости круглых червей в поддержании формы тела и участии в обмене веществ.

При рассмотрении систем органов у представителей разных типов преподаватель обращает внимание на появление в пищеварительной системе аскариды анального отверстия, более совершенную нервную систему (сетчатого типа) и раздельнополость круглых червей, что говорит об их более сложном строении по сравнению с плоскими червями.

При обсуждении циклов индивидуального развития паразитов отмечается их огромная плодовитость, связанная с попаданием яиц в неблагоприятные условия среды и действием факторов, вызывающих их массовую гибель. При этом учитель обращает внимание на смену основного и промежуточного хозяина в цикле развития бычьего цепня, отмечая, что заражение человека происходит в результате употребления в пищу плохо проваренного или прожаренного мяса крупного рогатого скота, в теле которого находятся финны цепня, демонстрирует микропрепарат зрелого членика ленточного червя и отмечает, что взрослый червь может жить в организме человека до 15 лет. После этого учащиеся делают вывод о том, что во избежание заражения этим опасным паразитом человек должен подвергать тщательной термической обработке мясо животного и не покупать продуктов у лиц, не имеющих сертификата проверки продукции на гельминтов.

Цикл развития аскариды учитель демонстрирует при помощи кодограмм, отмечая при этом, что заражение происходит в результате несоблюдения правил личной гигиены после работы с землей и при употреблении в пищу грязных овощей, выращенных в почве, где в качестве удобрения применялись человеческие фекалии. Особо отмечаются кислородные этапы в развитии этого паразита: при попадании яйца во влажную землю, где оно должно находиться не менее 10–14 дней, после чего может оставаться инвазионным на протяжении 6 лет, и при попадании личинки в легкие человека из кишечника, после чего аскарида вторично заглатывается и паразитирует в кишечнике во взрослом состоянии. После изучения жизненного цикла аскариды ученики делают вывод о необходимости тщательно мыть руки и овощи перед едой.

На следующем этапе урока учитель организует работу с систематическими карточками и вместе с учащимися определяет систематическое положение бычьего цепня и человеческой аскариды, отмечая при этом характерные признаки типов, к которым они относятся. В конце этой работы учащиеся делают вывод о том, что тип Круглые черви так же, как и тип Плоские черви, объединяет трехслойных многоклеточных животных, обладающих двусторонней симметрией тела и кожно-мускульным мешком, но в отличие от последних имеющих первичную полость тела, анус и разделение полов.

Предлагается тест, состоящий из 17 вопросов.*

1. Тело плоское, иногда состоит из члеников.
2. Тело круглое в поперечном сечении.
3. Двусторонняя симметрия тела.
4. Лучевая симметрия тела.
5. Тело состоит из экто- и энтодермы.
6. Тело состоит из трех слоев клеток.
7. Имеется кожно-мускульный мешок.
8. Имеется первичная полость тела, заполненная полостной жидкостью.
9. Имеется паренхима.
10. Полости тела нет.
11. Имеются только продольные мышцы в кожно-мускульном мешке.
12. Пищеварительная система замкнутого типа.
13. Имеется анальное отверстие.
14. Нервная система лестничного типа.
15. Гермафродиты.
16. Раздельнополые.
17. Дыхание осуществляется всей поверхностью тела.

В конце игры учащиеся перечисляют признаки, характерные для того или иного типа червей, сравнивают их и делают вывод о более сложном строении круглых червей по сравнению с плоскими.

При закреплении знаний о цикле развития аскариды учитель предлагает, используя схему ее жизненного цикла, объяснить, каким образом в кишечнике, который был предварительно освобожден от аскарид с помощью химических средств (и в дальнейшем зараженный человек соблюдал правила личной гигиены), снова через некоторое время были обнаружены аскариды. Учащиеся связывают этот факт с кислородным этапом развития личинки, проходящим в легких, откуда они не были удалены, и делают вывод о соблюдении гигиенических норм для предупреждения повторного заражения.

В конце урока учащиеся под руководством учителя отмечают приспособления паразитических червей к среде обитания: наличие органов удержания в теле хозяина, плотные покровы тела, предохраняющие червей от переваривания, большая плодовитость, сложный цикл развития и слабая развитость или отсутствие некоторых систем внутренних органов.

Таким образом, учащиеся осознанно усваивают экологические понятия о приспособлении паразитических червей к среде обитания. Кроме того, у учащихся складываются представления о необходимости соблюдения правил личной гигиены при работе с землей и перед приемом пищи.

В начале консультации следует рассказ старшеклассников о различных представителях паразитических червей с демонстрацией наглядного материала. После этого рассказчик отвечает на вопросы семиклассников и задает им вопросы.

Почему паразитические черви дышат всей поверхностью тела, а человеку для дыхания нужны специальные органы?

От каких животных произошли паразитические черви и как это можно доказать?

Какие способы борьбы с аскаридозом вы могли бы предложить?

Сколько яиц производит за свою жизнь свиной солитер?

Можно ли считать паразитических червей вымирающей группой животных? Ответ обоснуйте.

Может ли промежуточным хозяином свиного цепня быть человек?

После рассказа старшеклассников и взаимного обмена вопросами ведущие предлагают семиклассникам определить изученных паразитических червей при помощи светового микроскопа.

В конце занятия старшеклассники делают обобщающий вывод и подводят итоги тематической консультации: паразитические черви – хорошо приспособленная к паразитизму группа животных, зная жизненный цикл и образ жизни которых, можно выработать рекомендации по борьбе с ними и профилактике заражения ими.

* Молис С.С., Молис С.А. Активные формы и методы обучения биологии: Животные: Кн. для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1988, с. 23-28.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции