Закон рф о отравлении животных

Закон РФ от 14 мая 1993 г. N 4979-I "О ветеринарии"

30 декабря 2001 г., 29 июня, 22 августа 2004 г., 9 мая, 31 декабря 2005 г., 18, 30 декабря 2006 г., 21 июля 2007 г., 12 июня, 30 декабря 2008 г., 10, 28 декабря 2010 г., 18 июля 2011 г., 13 июля 2015 г., 3 июля 2016 г., 23 апреля, 27 декабря 2018 г., 2 августа, 27 декабря 2019 г.

См. комментарий к настоящему Закону

Президент Российской Федерации

Москва, Дом Советов России.

14 мая 1993 года.

Регулируются отношения в области ветеринарии в целях защиты животных от болезней, выпуска безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиты населения от болезней, общих для человека и животных. Право на занятие ветеринарной деятельностью имеют специалисты в области ветеринарии с высшим или средним ветеринарным образованием.

Задачами Государственной ветеринарной службы Российской Федерации являются предупреждение и ликвидация заразных и массовых незаразных болезней животных, обеспечение безопасности продуктов животноводства в ветеринарно-санитарном отношении, защита населения от болезней, общих для человека и животных, охрана территории Российской Федерации от заноса заразных болезней животных из иностранных государств.

Устанавливается система государственной ветеринарной службы Российской Федерации.

Закон РФ от 14 мая 1993 г. N 4979-I "О ветеринарии"

Настоящий Закон вводится в действие со дня его опубликования

Текст Закона опубликован в Ведомостях Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ от 17 июня 1993 г., N 24, ст. 857

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. N 447-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2020 г.

Федеральный закон от 2 августа 2019 г. N 297-ФЗ

Изменения вступают в силу с 13 августа 2019 г.

Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 524-ФЗ

Изменения вступают в силу с 8 января 2019 г.

Федеральный закон от 23 апреля 2018 г. N 101-ФЗ

Изменения вступают в силу с 21 октября 2018 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 227-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 243-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 233-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 213-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 августа 2011 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 394-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 10 декабря 2010 г. N 356-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2011 г.

Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 313-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 309-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 12 июня 2008 г. N 88-ФЗ (в редакции Федерального закона от 22 июля 2010 г. N 163-ФЗ)

Положения статьи 21 настоящего Закона в части молочных продуктов промышленного изготовления не применяются со дня вступления в силу Федерального закона от 12 июня 2008 г. N 88-ФЗ

Федеральный закон от 21 июля 2007 г. N 191-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2006 г. N 266-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2007 г.

Федеральный закон от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2007 г.

Федеральный закон от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2006 г.

Федеральный закон от 9 мая 2005 г. N 45-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. N 196-ФЗ

С 1 января 2019 года вступил в силу закон об ответственном обращении с животными, принятия которого в России ждали 8 лет. Новый закон предусматривает меры по защите животных от жестокого обращения и обеспечению безопасности граждан при взаимодействии с ними. Он фактически запрещает организацию контактных зоопарков, а также опыты над животными и содержание дома диких животных. О том, какие требования к содержанию домашних и бездомных животных вступили в силу, как должен осуществляться отлов последних и их помещение в приют и других положениях закона, читайте в материале портала mosreg.ru.

Какие положения вступят в силу в 2020 году


Источник: РИАМО

Федеральный закон о защите животных вступил в силу с момента его опубликования - 29 декабря 2018 года. Кроме отдельных частей, которые вступают в силу с 1 января 2020 года:

- часть 6 статьи 13 о запрете на выгул потенциально опасных собак,

- статья 15 о требованиях к использованию животных в культурно-зрелищных целях;

- статья 16 о приютах для животных;

- статья 18, которая касается организации мероприятий по обращению с животными без владельцев;

- статьи 19-20 о государственном надзоре и общественном контроле в области обращения с животными;

- статья 22 о конфискации диких животных в условиях неволи.

За нарушение требований закона владельцы животных и иные лица несут административную, уголовную и иную ответственность в установленном порядке.

Жестокое обращение с животными

При обращении с животными не допускаются:

- проведение на животных без применения обезболивающих лекарств ветеринарных процедур, которые могут вызвать у животных непереносимую боль;

- натравливание животных (кроме служебных животных) на других животных;

- отказ владельцев животных от исполнения ими обязанностей по содержанию животных до их определения в приюты для животных;

- торговля животными в местах, специально не отведенных для этого;

- организация и проведение зрелищных мероприятий, влекущих за собой нанесение травм и увечий животным, умерщвление животных.

Также вводится запрет на производство, показ и распространение аудио-, фото- и видеоматериалов с демонстрацией жестокого обращения с животными везде, в том числе в Интернете.

Потенциально опасные животные


Источник: Фотобанк Московской области, Татьяна Коробейник

Выгул потенциально опасной собаки без намордника и поводка запрещается. Если такая собака содержится на огороженной территории собственника, об должна быть сделана предупреждающая надпись при входе. Предусматривается, что животные, включенные в перечень запрещенных для содержания животных и приобретенные до 1 января 2020 года, могут находиться на содержании их владельцев до наступления их естественной смерти.

Уход за домашними животными


Источник: Фотобанк Московской области, Татьяна Коробейник

Владельцы должны добросовестно ухаживать за животными и своевременное оказывать им ветеринарную помощь. Также владельцы питомцев должны контролировать передвижение животных при пересечении проезжей части дорог, в лифтах и помещениях общего пользования многоквартирных домов, а также во дворах таких домов, на детских и спортивных площадках.

По новому закону владельцы домашних животных должны убирать за ними продукты жизнедеятельности на территориях общего пользования. Кроме того, запрещено выгуливать питомца вне мест, разрешенных органом местного самоуправления.

Приюты для бездомных животных


Источник: Фотобанк Московской области, Владислав Башкиров

Закон категорически запрещает убийство животных под любым предлогом
и предусматривает создание специальных приютов. Кроме того, запрещены бои с участием животных, установлен запрет на избавление от животных без передачи их новому владельцу или помещения в приют.

Закон содержит требования к приютам для животных – они могут быть государственными, муниципальными и частными. Владельцами частных приютов могут быть индивидуальные предприниматели или юридические лица.

Приюты не позднее чем в течение трех дней со дня поступления животного обязаны размещать в Интернете информацию о нем, а также вести учет поступления и выбытия животных.

В приютах животные могут содержаться до естественной смерти либо возврата таких животных на прежние места обитания или передачи таких животных новым владельцам. Животных запрещено передавать для использования в лабораторных целях, а при необходимости усыпления питомца сама эта процедура может проводиться лишь ветеринаром гуманными методами, гарантирующими быструю и безболезненную смерть.

Животные, имеющие на ошейниках или иных предметах сведения об их владельцах, передаются владельцам.

Отлов животных


Источник: Фотобанк Московской области, Владислав Башкиров

Не подлежат отлову животные, имеющие ошейник и контакты хозяина, а также животные без владельцев, имеющие неснимаемые или несмываемые метки, за исключением агрессивных.

При этом собственники объектов обязаны сообщать о нахождении на их территории животных без владельцев, не имеющих неснимаемых и несмываемых меток, а также обеспечивать доступ на указанные объекты представителям организации отлова.

Запрет на содержание диких животных в квартирах


Источник: РИАМО, Александр Манзюк

Специалисты отмечают, что некоторые положения нового закона нуждаются в доработке. Например, правительством пока не утвержден список диких животных, которых полностью запретят содержать в квартирах. Исключением станет использование таких животных в зоопарках, цирках, дельфинариях и океанариумах, а также в качестве служебных.
Запрет будет распространяться на животных, приобретенных владельцами после 1 января 2020 года. Закон также легализует существование центров, где животные содержатся в полувольной или искусственно воссозданной среде обитания, подразумевающей их дальнейший выпуск на волю.

Лицензирование деятельности цирков и зоопарков


Источник: Фотобанк Московской области, Сергей Гордеев

Закон запрещает использовать животных в культурно-зрелищных целях, когда возможен физический контакт посетителей с животными.

Нельзя содержать животных в торговых центрах, барах, кафе и ресторанах и кормить хищников другими живыми существами в публичных местах.

До наступления 2022 года все российские цирки, зоопарки, дельфинарии и океанариумы должны будут получить лицензию на осуществление своей деятельности.


  • Животные
  • Контекст
  • Репортаж
    19. 06. 2019

Когда в полицию поступает заявление о жестоком обращении с животными, оттуда, как правило, приходят постановления об отказе в возбуждении уголовного дела и заявления об отсутствии состава преступления. Почему же принятие новых зоозащитных законов никак не повлияло на ситуацию?

14 трупов и очень занятой участковый

— У кошек были выпучены глаза, а изо рта текла розовая слюна. Несколько кошек лежали во дворе, а другие — в подвале. По-видимому, это был быстродействующий яд, потому что они недалеко ушли от чашек с отравой. Такого массового отравления никогда еще не было! Как теперь жить спокойно? Остальных ведь тоже могут отравить! Вышла утром — как на Прохоровском поле после фашистов — кругом трупы! Зову, зову, а их нет! — плачет Татьяна Николаевна.


Яд, смешанный с рыбой, нашли в общем дворе домов на улицах Конева и Буденного Фото: Татьяна Григорьева

— Я предложила участковому взять банку на исследование, но он отказался, — рассказывает женщина. — Я ее так и храню как вещественное доказательство. Надо ведь и трупы на исследование отправить, и яд. А если он и для людей опасен?! Яркая смесь в банках могла привлечь внимание детей! Почему нет такого же расследования, как в случае с убийством людей? Почему участковый не вызвал следственную группу с экспертами-криминалистами? Что толку от его опроса жильцов? Я работала в правоохранительных органах и знаю, как должно проводиться следствие, но в случае с убийством кошек и собак приходит только участковый. А что участковый? Его дело только пьяниц разнимать!


Постановление полиции об отказе Фото: Татьяна Григорьева

— Так это полиция должна была найти отравителей! Я буду жаловаться на участкового! Что до принятия закона, что сейчас получаю одни и те же послания от тех, кто должен работать и искать преступников!


Когда надежды на полицию иссякли, остается надеяться только на высшие силы Фото: Татьяна Григорьева

Спасите Матрешку!


Виктория Полежаева написала заявления о жестоком обращении с животными и о бездействии полиции в ОВД Яковлевского района Фото: Татьяна Григорьева

Что стало с Матрешкой, волонтерам неизвестно. По словам Андросова, хозяйка куда-то увезла собаку.

Неадекватные волонтеры, тупорылые животные и многодетная мать

В феврале 2019-го жительница Прохоровского района, назвавшаяся Яной Персияновой, попросила белгородских волонтеров привезти к ней на хутор кошку. Зоозащитники обрадовались, что наконец-то удалось пристроить одну из подопечных, и повезли ее аж за 70 километров, не жалея ни бензина, ни времени. Яна пообещала заботиться о животном, но вскоре написала волонтеру Евгении Мирчук, что кошка ведет себя агрессивно, и пообещала выкинуть ее, если она поцарапает детей. Через несколько минут Яна написала, что кошка сбежала. Зоозащитники помчались на хутор и попытались разыскать кошку. Поведение Яны показалось им подозрительным, и они вызвали участкового, заявив, что та, скорее всего, выбросила животное зимой на мороз. К сожалению, найти кошку не удалось.


Комментарии многодетной матери Яны Персияновой, которую волонтеры обвинили в выбрасывании кошки на мороз Фото: скриншот из одной из групп в соцсети

Попытки найти кошку, оказавшуюся на улице в февральские морозы, не увенчались успехом. Ответа от участкового волонтеры так и не получили.

Закон на бумаге

Сейчас волонтеры намерены писать жалобы в надзорные органы. Татьяна Кирьянова, которая тоже не дождалась ответа от участкового по поводу отравления 14 кошек, уже обратилась в городскую прокуратуру и к депутату горсовета Белгорода от фракции КПРФ Игорю Цевменко. Коммунист заявил, что отправил в прокуратуру депутатский запрос с жалобой жителей на бездействие полиции. Депутат надеется, что совместными усилиями им удастся создать общественный резонанс и добиться исполнения зоозащитных законов.


Депутат горсовета Белгорода, коммунист Игорь Цевменко Фото: из личного архива

Правозащитник Евгений Соколов также выразил сомнения в эффективности новых зоозащитных законов.


Постановление об отказе в выделении средств на строительство приюта Фото: Татьяна Григорьева

В этом же законе указано, что нужно принимать меры по предупреждению нежелательного потомства у животных, но кто и как может это сделать, если нет учета количества домашних животных, не определен государственный орган, который обязан вести учет? Собаки и кошки по-прежнему бесконтрольно плодятся, а нерадивые хозяева выкидывают ненужный приплод в соседние дворы. В европейских странах проще — чуть ли не каждый ваш шаг можно отследить. И при наличии видеокамер во дворе, как мы видим на примере ситуации с дворами на Конева и Буденного, тоже ничего не меняется, потому что стражи порядка не просматривают эти записи даже после заявлений жильцов и массовых отравлений животных. Что уж говорить о поисках людей, которые подкинули кошек?! Закон есть, но я еще не слышал о случаях, когда полицейские поймали хотя бы одного противника стерилизации, который подкинул котят от своей Мурки к соседнему подъезду. Ради принятия данных законов зоозащитникам пришлось митинговать и писать петиции. Теперь, наверное, придется голодать, чтобы эти законы исполнялись.

Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране. Мы уверены, что их можно преодолеть, только рассказывая о том, что происходит на самом деле. Поэтому мы посылаем корреспондентов в командировки, публикуем репортажи и интервью, фотоистории и экспертные мнения. Мы собираем деньги для множества фондов — и не берем из них никакого процента на свою работу.

Пожалуйста, подпишитесь на любое пожертвование в нашу пользу. Спасибо.

  • Новое
  • Поднажмем












Коштэ Аца/Комсомольская Правда/PhotoXPress



Яд, смешанный с рыбой, нашли в общем дворе домов на улицах Конева и Буденного


Постановление полиции об отказе


Когда надежды на полицию иссякли, остается надеяться только на высшие силы


Виктория Полежаева написала заявления о жестоком обращении с животными и о бездействии полиции в ОВД Яковлевского района


Комментарии многодетной матери Яны Персияновой, которую волонтеры обвинили в выбрасывании кошки на мороз


Депутат горсовета Белгорода, коммунист Игорь Цевменко


Постановление об отказе в выделении средств на строительство приюта

Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в стране. Мы уверены, что их можно преодолеть, только рассказывая о том, что происходит на самом деле. Поэтому мы посылаем корреспондентов в командировки, публикуем репортажи и фотоистории. Мы собираем деньги для множества фондов — и не берем никакого процента на свою работу.

Пожалуйста, подпишитесь на любое пожертвование в нашу пользу. Спасибо.

На Ваш почтовый ящик отправлено сообщение, содержащее ссылку для подтверждения правильности адреса. Пожалуйста, перейдите по ссылке для завершения подписки.

Исключительные права на фото- и иные материалы принадлежат авторам. Любое размещение материалов на сторонних ресурсах необходимо согласовывать с правообладателями.

По всем вопросам обращайтесь на mne@nuzhnapomosh.ru

Нашли опечатку? Выделите слово и нажмите Ctrl+Enter

  • ВКонтакте
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • Instagram
  • Youtube
  • Flipboard
  • Дзен

Нашли опечатку? Выделите слово и нажмите Ctrl+Enter

(Протокол № 1 от 20.01.2020 г.)

Благотворительный фонд помощи социально-незащищенным гражданам "Нужна помощь"

Адрес: 119270, г. Москва, Лужнецкая набережная, д. 2/4, стр. 16, помещение 405
ИНН: 9710001171
КПП: 770401001
ОГРН: 1157700014053
Номер счета получателя платежа: 40703810238000002575
Номер корр. счета банка получателя платежа: 30101810400000000225
Наименование банка получателя платежа: ПАО СБЕРБАНК РОССИИ г. Москва
БИК: 044525225

Персональные данные обрабатываются Фондом для целей исполнения договора пожертвования, заключенного между Вами и Фондом, для целей направления Вам информационных сообщений в виде рассылки по электронной почте, СМС-сообщений. В том числе (но не ограничиваясь) Фонд может направлять Вам уведомления о пожертвованиях, новости и отчеты о работе Фонда. Также Персональные данные могут обрабатываться для целей корректной работы Личного кабинета пользователя Сайта по адресу my.nuzhnapomosh.ru.

Персональные данные будут обрабатываться Фондом путем сбора Персональных данных, их записи, систематизации, накопления, хранения, уточнения (обновления, изменения), извлечения, использования, удаления и уничтожения (как с использованием средств автоматизации, так и без их использования).

Передача Персональных данных третьим лицам может быть осуществлена исключительно по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

Персональные данные будут обрабатываться Фондом до достижения цели обработки, указанной выше, а после будут обезличены или уничтожены, как того требует применимое законодательство Российской Федерации.

Новая редакция Ст. 236 УК РФ

1. Нарушение санитарно-эпидемиологических правил, повлекшее по неосторожности массовое заболевание или отравление людей, -

наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до одного года.

2. То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, -

наказывается обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок от шести месяцев до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок.

Комментарий к Статье 236 УК РФ

1. Огромные объемы рынка продукции и услуг, резкое увеличение потоков экспортно-импортных операций с продуктами питания и предметами первой необходимости наряду с позитивными изменениями создали почву для ухудшения санитарно-эпидемиологической обстановки в стране. Несоблюдение субъектами экономической деятельности санитарных правил и норм, вызванное их нежеланием нести дополнительные материальные затраты, ненадлежащая сертификация пищевой продукции и услуг, халатное отношение местных властей к наведению санитарного порядка на предприятиях торговли и общественного питания, улицах, в парках и других общественных местах, обеспечению санитарно-эпидемиологического кордона источников жизнеобеспечения населения, прямое нарушение санитарного законодательства со стороны отдельных граждан (землепользователей, владельцев домашних животных и др.) снижает уровень санитарно-эпидемиологической защиты людей, особенно в густонаселенных территориальных образованиях, приводит к вспышкам инфекционных заболеваний, нередко заканчивающихся смертельными исходами.

2. Основной объект преступного посягательства - общественные отношения, обеспечивающие санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, т.е. такое состояние общественного здоровья и среды обитания людей, при котором отсутствует опасное и вредное влияние ее факторов на организм человека и имеются благоприятные условия для его жизнедеятельности. Дополнительный объект - здоровье человека, факультативный - жизнь человека.

Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения является необходимым условием реализации прав и интересов граждан и общества в сохранении и укреплении здоровья, физического и духовного развития и долголетней активной жизни людей.

3. Объективная сторона состава преступления (ч. 1) включает: а) нарушение санитарно-эпидемиологических правил; б) наступление массового заболевания или отравления людей; в) причинную связь между санитарным правонарушением и наступившими последствиями.

4. Санитарно-эпидемиологические правила - это нормативные акты, устанавливающие критерии безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды его обитания и требования к обеспечению благоприятных условий его жизнедеятельности. Согласно Положению о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утв. Постановлением Правительства РФ от 24.07.2000 N 554 (в ред. от 15.09.2005) , к санитарно-эпидемиологическим правилам относятся: а) санитарные правила, устанавливающие гигиенические и противоэпидемические требования по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний человека, благоприятных условий его проживания, труда, быта, отдыха, обучения и питания, а также сохранения и укрепления его здоровья; б) санитарные нормы, устанавливающие оптимальные и предельно допустимые уровни влияния комплекса факторов среды обитания человека на его организм; в) гигиенические нормативы, устанавливающие гигиенические и эпидемиологические критерии безопасности и безвредности отдельных факторов среды обитания человека для его здоровья.
--------------------------------
СЗ РФ. 2000. N 31. Ст. 3295; 2004. N 47. Ст. 4666; РГ. N 208. 2004; N 213. 2005.

4.1. Санитарно-эпидемиологические правила действуют в различных отраслях народного хозяйства и сферах жизнедеятельности человека (при планировке и застройке населенных пунктов, разработке генеральных планов городов, размещении объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения, производстве и внедрении новых технологий, материалов, веществ и изделий для народно-хозяйственного и бытового использования, в процессе изготовления, хранения, транспортировки и реализации населению продовольственного сырья и пищевых продуктов, закупки продукции за рубежом, хозяйственно-питьевого водоснабжения населения, при захоронении и переработке отходов, эксплуатации источников водопользования населения, жилых, производственных, общественных помещений, в детских дошкольных и оздоровительных учреждениях, учебных заведениях и т.д.). Санитарное законодательство подразделяется на федеральное, республиканское и местное. Основным нормативным актом в этой сфере является ФЗ от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (в ред. от 29.12.2006) . Большая часть санитарно-эпидемиологических правил разрабатывается и принимается органами государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ.
--------------------------------
СЗ РФ. 1999. N 14. Ст. 1650; 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 2; 2003. N 2. Ст. 167, N 27 (ч. 1). Ст. 2700; 2004. N 35. Ст. 3607; 2005. N 19. Ст. 1752; 2006. N 1. Ст. 10; РГ. N 290. 2006.

4.2. Нарушением санитарно-эпидемиологических правил (санитарным правонарушением) признается посягающее на права граждан и интересы общества противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) деяние (действие или бездействие), связанное с несоблюдением санитарного законодательства РФ, в том числе действующих санитарных правил, невыполнением гигиенических и противоэпидемических мероприятий, заключений, постановлений, распоряжений и предписаний должностных лиц органов и учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ (ст. 27 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").

4.3. Круг санитарных правонарушений достаточно широк. Они могут совершаться как в форме действия (реализация продовольственного сырья и продуктов питания, инфицированных болезнетворными микроорганизмами; подача населению воды с повышенным содержанием вредных примесей; захоронение трупов людей и животных в не отведенных для этого местах; заражение воздуха, питьевой воды болезнетворными микробами; использование непродезинфицированной посуды, продуктов на предприятиях общественного питания и т.п.), так и путем бездействия (уклонение от прохождения обязательных медицинских осмотров или профилактических прививок; уклонение больных инфекционными заболеваниями от обязательного обследования, лечения или госпитализации; невыполнение официальных предписаний по забою домашних животных, зараженных опасными для человека заболеваниями, или уничтожению зараженных продуктов; непроведение или проведение не в полном объеме гигиенических и противоэпидемических мероприятий и т.п.).

4.4. Диспозиция статьи имеет бланкетный характер, поэтому для правильной квалификации необходимо установить, какую конкретно санитарную норму, какой гигиенический норматив или пункт санитарных правил лицо нарушило. Если санитарное правонарушение отсутствует либо имеется нарушение иных специальных правил (лесных санитарных правил, ветеринарных, медицинского обслуживания, охраны труда и пр.), то квалификация по ст. 236 исключается.

5. Массовое заболевание людей - это заболевание значительного количества населения на определенной территории (на предприятии, в учреждении, населенном пункте, районе, стране), при этом уровень заболеваемости данной болезнью превышает среднестатистический в несколько раз. Критерии массовости заболевания определяются эпидемиологическими нормами. Характер заболевания (инфекционное, неинфекционное, профессиональное) на квалификацию не влияет. Однако чаще всего это: туберкулез, трихинеллез, бруцеллез, холера, сибирская язва, сальмонеллез, туляремия, гриппоподобные инфекции, острые кишечные заболевания, дифтерия, корь, педикулез, чесотка и др.

6. Отравление - это химическая травма, развивающаяся вследствие внедрения в организм чужеродного химического вещества в токсической дозе. Оно может быть острым или хроническим, профессиональным или бытовым, вызванным ядовитыми веществами животного, растительного или синтетического происхождения. По смыслу закона для квалификации по коммент. статье отравление людей, как и заболевание, должно быть массовым.

7. По степени тяжести массовое заболевание или отравление может быть легким, средней тяжести либо тяжким вредом для здоровья. Дополнительной квалификации по ст. 118 не требуется.

8. Состав преступления (ч. 1) признается оконченным в момент, когда распространившееся заболевание или отравление людей приобрело массовый характер.

9. Нарушение санитарно-эпидемиологических правил, не повлекшее массового заболевания или массового отравления людей, не может быть квалифицировано по коммент. статье и в зависимости от обстоятельств рассматривается либо как административное правонарушение по ст. 6.3 - 6.7 КоАП, либо как преступление по ст. 118 УК РФ (в случае причинения по неосторожности тяжкого вреда здоровью малому количеству людей) или по ст. 238 УК РФ (если нарушение санитарно-эпидемиологических правил выразилось в обороте товаров и продукции, работ или услуг, не отвечающих санитарным требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей).

9.1. Квалификация по ст. 236 исключается и тогда, когда наступившее по неосторожности массовое заболевание или отравление людей в виде тяжкого вреда здоровью или приведшее к смерти явилось следствием оборота товаров и продукции, работ или услуг, не отвечающих санитарным требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей. В таком случае содеянное квалифицируется по п. "г" ч. 2 или 3 ст. 238, которая в этой части выступает специальной нормой по отношению к ст. 236.

10. Установление причинной связи предполагает выяснение того, что именно нарушение санитарно-эпидемиологических правил явилось необходимой и главной причиной массового заболевания или отравления людей.

11. При расследовании преступления в целях правильного разрешения вопросов, требующих специальных познаний в области санитарии и эпидемиологии, помимо судебно-медицинской экспертизы по делу должны быть проведены экспертизы с привлечением специалистов: врачей-бактериологов, вирусологов, эпидемиологов, санитарных врачей и др.

12. Субъект преступного посягательства общий - физическое вменяемое лицо, достигшее возраста 16 лет. Санитарные правила обязательны для соблюдения всеми государственными органами и общественными объединениями, предприятиями и иными хозяйствующими субъектами, организациями и учреждениями независимо от их подчиненности и форм собственности, должностными лицами и гражданами (см. ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").

12.1. Если нарушение санитарно-эпидемиологических правил совершается должностным лицом (главным государственным санитарным врачом, специалистом госсанэпидемнадзора, представителем органа сертификации, заведующим отделением медучреждения, руководителем административного округа и др.) или лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации (руководителем предприятия торговли или общественного питания, заведующим хранилищем, экспедитором и др.), в связи с занимаемым служебным положением, то следует вести речь о совокупности общеуголовного и служебного преступлений.

13. Субъективная сторона составов преступления характеризуется виной в форме неосторожности в виде легкомысленного либо небрежного отношения к массовому заболеванию или отравлению людей (ч. 1) либо смерти человека (ч. 2).

Вместе с тем виновность в данном преступлении является смешанной (не путать с двумя формами вины в одном преступлении) в том смысле, что само по себе нарушение санитарно-эпидемиологических правил образует административный или дисциплинарный проступок и должно совершаться виновно (умышленно или по неосторожности). Ввиду этого квалификация по субъективной стороне складывается из двух этапов: а) установления умышленного или неосторожного нарушения санитарно-эпидемиологических правил; б) установления неосторожного отношения к наступлению указанных в статье последствий.

14. Если субъект, нарушая санитарно-эпидемиологические правила, относился к последствиям, указанным в коммент. статье, с прямым или косвенным умыслом, то содеянное в зависимости от обстоятельств квалифицируется как преступление против жизни или здоровья либо по ст. 205, 281 или 357.

15. В ч. 2 коммент. статьи предусмотрен квалифицированный состав по признаку лишения жизни по неосторожности. Преступление окончено (составом) в момент, когда в результате нарушения санитарно-эпидемиологических правил скончался от болезни или отравления хотя бы один человек независимо от наступления последствий, предусмотренных ч. 1.

16. Деяния, предусмотренные ч. 1, относятся к категории преступлений небольшой тяжести, а ч. 2 - средней тяжести.

Другой комментарий к Ст. 236 Уголовного кодекса Российской Федерации

1. Объективная сторона характеризуется действиями или бездействием, нарушающими санитарно-эпидемиологические правила, установленные действующим законодательством (например, Федеральным законом от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Федеральным законом от 2 января 2000 г. N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов", Федеральным законом от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней", Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 января 2008 г. N 3 "Об утверждении Санитарно-эпидемиологических правил" и др.).

2. Преступление окончено с момента наступления общественно опасного последствия в виде массового заболевания или отравления людей.

Под массовым заболеванием людей понимается заболевание, вызванное воздействием на человека биологических факторов среды обитания, когда уровень его распространенности значительно превышает среднестатистический на данной территории.

Массовое отравление людей означает заболевания человека, возникновение которых обусловлено воздействием физических, и (или) химических, и (или) социальных факторов среды обитания.

3. Субъективная сторона характеризуется легкомыслием или небрежностью.

4. Субъект специальный - лицо, обязанное соблюдать или обеспечивать соблюдение санитарно-эпидемиологических правил.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции