Моцарт и сальери отравление сальери

Мест не хватало, помещение было заполнено до отказа. И хоть обычно научная конференция проходила практически не замеченной широкой публикой, на этот раз было проявлено особое внимание. Обстановка, царившая в зале, была весьма интригующей – среди публики можно было увидеть несколько полицейских, пришедших, разумеется, не из желания выслушать доклад. Хотя возбуждённость, охватившая участников последовавшей за докладом дискуссии, и не достигла той степени, которая оправдывала бы присутствие полиции, атмосфера была всё же достаточно накалённой.

Автор доклада – известный своими работами о Моцарте и Шуберте престарелый венский профессор Отто Эрих Дойч. По причине далко не лучшего здоровья доклад был зачитан другим лицом. Собрав и проанализировав все дошедшие до этого времени документальные свидетельства по данному вопросу, Дойч наглядно показал, что вообще не существует ни одного документа, подтверждающего гипотезу об отравлении.

И этого оказалось достаточно, чтобы породить легенду об отравлении, подхваченную бесцеремонными авторами многочисленных публикаций, и связать её прежде всего с именем Сальери, а позже – с масонами. В ХХ веке тема приобретает политическую окраску, нацисты используют её для возбуждения антисемитизма, предположения возводятся в ранг доказательства; как снежный ком эта сомнительная история обрастает всё новыми и новыми домыслами и превращается в конце концов в злостную клевету.

Но и в наши дни это весьма печальное заблуждение не сходит со страниц многотиражных изданий сенсационного толка. И лишь одно остаётся неизменным: сторонники гипотезы отравления не могут привести в её защиту ни единого документа.

Вы думаете, речь идёт только о Сальери? Ан, нет! Основных подозреваемых, как выяснилось, не менее трёх. Но. по порядку.

Сначала поговорим о Сальери. Антонио Сальери, придворный композитор австрийского императора Иосифа II. Он любимец императора и придворной знати, он ведущий музыкант Вены, автор множества отличных опер. Кроме всего прочего, он станет учителем Бетховена, Шуберта и Листа. Да, Сальери и Моцарт не слишком любили друг друга.

Но скорее у Моцарта были причины отравить Сальери, чтобы, например, занять его место при дворе. Можно предположить, что Сальери завидовал гениальности Моцарта, но ведь её нельзя ни отнять, ни тем более наследовать. Это дар Божий! Боялся ли Сальери потерять тёпленькое местечко? Вряд ли. Должность придворного композитора – это не столько поле деятельности для проявления гениальности, сколько очень хлопотный участок дворцовой службы, требующий многих качеств, отсутствующих у гениального Моцарта: всю жизнь он оставался ребёнком в решении практических вопросов. Это понимали все окружающие, включая императора.

Но. Осенью 1823 года Сальери, пребывая в одной из клиник по причине тяжёлого нервного расстройства, якобы сделал заявление о том, что это он отравил Моцарта. Через месяц после этого заявления он пытался покончить жизнь самоубийством. Перед смертью Сальери часто бредил своей виной в смерти Моцарта, но чем этот бред отличался бы от признаний в убийстве Юлия Цезаря?

Легенда о том, что Сальери отравил Моцарта широко распространилась в 1824 году. Достигла она и ушей, вернее, разговорных тетрадей Бетховена. Композитор, бывший в пору своей молодости учеником Сальери, занял более правильную позицию, чем его легковерные друзья.

Серию записей о Сальери начинает племянник Бетховена Карл, который 25 января 1824 года( в канун дня рождения Моцарта) приносит домой сенсационную новость: Сальери утверждает, что он отравил Моцарта. Вскоре после этого Бетховена навещает Антон Шиндлер( музыкант, друг и первый биограф Бетховена). Он также слышал новость: Сальери опять очень плох. Он совсем не в себе. Ему всё время мерещится, что он виноват в смерти Моцарта, будто бы отравив его ядом. Бетховен решительно возражает другу, а Шиндлер в свою очередь пытается переубедить Бетховена: Это правда, ибо он намерен всё это повторить на исповеди; так подтверждается истина, гласящая, что за всё нас ждёт расплата.

Но спустя четыре недели Шиндлер уже не столь уверен в своей неправоте. Очевидно, Бетховен не преминул ему напомнить о том, что подобные сенсационные слухи слишком быстро овладевают умами легковерных людей и распространяются скорее, чем истина. Шиндлер как бы подводит итог словам Бетховена: То же можно утверждать и о тех, кто принимает на веру признание Сальери. Это вовсе не доказателсьство. Но оно впечатляет. Кому как не Шиндлеру, не только музыканту, но и юристу по образованию, это очевидно?! И только падкий на сенсации, горячий спорщик редактор Иоганн Шик не поддаётся убеждению:" Ставлю 100 против 1-го, что признания Сальери – чистая правда!" И снова Бетховен отказывается верить слухам, а Шик с горячностью заявляет: "Обстоятельства смерти Моцарта подтверждают это признание!" Шиндлер становится в разговоре на сторону Бетховена и возражает Шику:"Ещё живы многие из тех, кто мог бы дать показания относительно обстоятельств смерти Моцарта и о том, были ли симптомы отравления".

Второй подозреваемый – любимый ученик Моцарта Франц Зюсмайер. Именно ему умирающий Моцарт поручил, дав соответствующие указания, завершить изложение трёх хоров в незаконченной рукописи Реквиема и выполнить оркестровку, намеченную лишь эскизно. О Зюсмайере говорили не только как об ученике Моцарта; предполагали, что он – любовник Констанцы, жены гения. Но вряд ли ученик Моцарта и даже гипотетический любовник его жены мог иметь намерение убить своего патрона. Финансовый мотив исключается сразу: композитор едва сводил концы с концами; он не оставил никакого материального наследства и был похоронен по третьему разряду, то есть в могиле для бедняков. Чем Зюсмайер мог завладеть вследствие устранения Моцарта? Если болтовня насчёт адюльтера – правда, то телом его жены он и так владел. Но брать на себя заботы о содержании её и детей в варианте женитьбы на бедной вдове? Неразумно. Для него Моцарт был курицей, несущей золотые яйца, так что подобное подозрение просто несостоятельно.

Третий подозреваемый – юрист Франц Хофдемель, с женой которого у Моцарта якобы был роман. Его молодая красавица-жена брала у Моцарта уроки игры на фортепиано. Когда она вернулась домой после панихиды по Моцарту, муж набросился на неё, нанёс глубокие раны на шее, на лице и на руках, а затем заперся в спальне и перерезал себе горло. Красавица Магдалена выжила и спустя пять месяцев родила ребёнка, отцом которого, по слухам, был Моцарт. Опять же слухи!

Итак, нет никаких непосредственных свидетельств в подтверждение легенды об отравлении композитора. А не располагает ли какими-либо доказательствами медицина? Заболевания выдающихся людей, в особенности если они приводили их к смерти, издавна привлекали внимание медиков. Однако выводы, к которым приходят медики в своих исследованиях о смерти Моцарта, далеко не одинаковы по своей научной ценности. Среди авторов ещё и сегодня есть ярые защитники гипотезы отравления, манипулирующие произвольными числовыми построениями, которые они наделяют неким символическим смыслом, и опирающиеся на им одним понятные доводы, а не убедительные научные доказательства.

Среди исследований, которые были проведены в ХХ веке, и заслуживают серьёзного отношения, выделяются работы двух врачей – дерматолога, доктора медицинских наук профессора Алоиса Грайтера из Штутгарта и цюрихского стоматолога доктора Карла Бера. Оба они рассмотрели, проанализировали и критически оценили практически все многочисленные свидетельства лечащих врачей Моцарта. Были привлечены письма композитора и его родственников, а также дошедшие до наших дней устные сообщения, проливающие свет на эту проблему. Оба исследователя единодушны в том, что в истории болезни Моцарта нет ни единого указания на симптомы, которые позволили бы сделать вывод об отравлении.

Ранняя смерть артиста, всегда напряжённо работавшего, всегда перегруженного, имевшего слабое здоровье и часто болевшего, объясняется естественными причинами. Следут учесть и наследственность: Моцарт был седьмым ребёнком в семье. Почти все его братья и сёстры умерли в младенческом возрасте. В живых оставалась лишь одна сестра Мария-Анна, которая была старше брата на четыре с половиной года. У обоих детей оказались прекрасные музыкальные способности и очень слабое здоровье.

С детских лет они успешно выступали в концертах. Однако на здоровье детей переезды с места на место и частые публичные выступления отражались плохо: тяжёлый, изнурительный труд был слишком непосильным для хрупкого детского организма. Силы детей расходовались беспощадно, к тому же брат и сестра часто болели. Рано умерла мать Моцарта. Не миновала детей страшная эпидемия оспы, случившаяся в Вене, когда Вольфгангу было 11 лет. У мальчика были поражены глаза, ему грозила слепота. К счастью, через некоторое время зрение стало восстанавливаться.

Профессор Грайтер предположил, что Моцарт страдал хроническим заболеванием почек (гломерулонефритом). Заболевание, незаметно прогрессируя, в конце концов перешло в уремию (самоотравление организма вследствие накопления в крови ядовитых веществ). Доктор Бер доказывал, что причиной смерти был хронический ревматизм; возможно этому способствовали и часто применявшиеся в качестве лечебной процедуры в ХУIII веке кровопускания. Ни одна из гипотез полностью не доказана, но обе они опираются на документально засвидетельстванные факты. Во всяком случае, они исключают исключают возможность отравления как причину смерти. В более позднее время исследования, проведенные специалистами, показали, что умер Моцарт от стрептоккоковой инфекции, кровоизлияния в мозг и бронхопневмонии.

Конечно, на здоровье композитора отразились и интриги своих собратьев –музыкантов, что юный гений начал испытывать с 12 лет. До того времени выступлениям юного композитора сопутствовали удачи. Все восхищались им как забавной игрушкой. Но. скоро он стал опасным соперником для взрослых композиторов. И те самые из них, которые восхищались чудо-ребёнком, сочинявшим музыку практически с пяти лет, теперь пустили в ход сложный механизм закулисной интриги. Ссылаясь на мнение приезжих итальянских маэстро, они утверждали, что маленький Моцарт пишет музыку не сам. И сколько ещё тревог и волнений пришлось испытать Моцарту , не понимавшему для чего нужны тайные хитрослетения!

Лишь в 1856 году, то есть через 65 лет после смерти композитора, все эти события были описаны несколько более подробно, что вновь породило новые легенды. Между тем церемония похорон и погребения Моцарта вполне соответствовала трезвым, рационалистическим традициям Австрии эпохи императора Иосифа II. Композитор умирает 5 декабря 1791 года. В доме не было ни гроша, поэтому расходы на погребение взял на себя барон ван Свитен – известный в то время покровитель музыкантов. 7 декабря останки композитора были в сопровождении траурного кортежа перевезены в знаменитый в Вене Собор Св. Стефана,- здесь состоялся обряд освящения. Затем присутствующие простились с умершим. А гроб был доставлен носильщиками в часовню, примыкавшую к одной из наружных стен собора. Оттуда тело вечером перевезли на кладбище Св. Марка.

Бер установил, что обычай провожать гроб тогда ещё не существовал, хотя никому и не возбранялось это делать. Из-за сильного ветра немногим собравшимся друзьям не удалось проследовать на кладбище, расположенное далеко за чертой города. Погребение в могиле для пяти или шести человек в те времена ни у кого не вызывало удивления, так как было скорее правилом, чем исключением. К тому же в 1791 году австрийцы ещё не знали обычая ухаживать за могилами, не принято было также отмечать место захоронения надмогильным камнем. Всё произошло в соответствии с традициями того времени, которые однако столь быстро изменились, что десятью годами позже Моцарт был бы похоронен с большей торжественностью и тело его покоилось бы в отдельной могиле. И, может быть, преждевременный уход из жизни гениального комзитора, вызвавший потрясение современников, тоже способствовал появлению традиции торжественных похорон.

Но даже в 1823 году церемония похорон Моцарта никому, в том числе и Бетховену, не казалась необычной. Возможно, что в конце сентября он из Бадена съездил со своим племянником на кладбище, об этом говорит краткая запись Карла в тетради: Могилу Моцарта нужно искать здесь.

Моцарт умер естественной смертью и был похоронен в соответствии с обычаями своего времени. И Бетховен не склонен был доверять зарождавшимся сенсационным историям, слишком дорога была ему память о личной встрече с великим гением, слишком велико было его восхищение творчеством лучезарного Моцарта.

Увы! Легенды о причинах ранней смерти Моцарта, о его похоронах и таинственных обстоятельствах, связанных с заказом на сочинение Реквиема, давали и дают поныне пышные всходы – ведь сенсации приносят тем, кто безнаказанно их распространяет, больше прибыли, чем неприкрашенная правда.

Один из самых распространенных литературных мифов в нашей стране — Сальери отравил Моцарта. Имя Сальери без преувеличения многие знают благодаря маленькой трагедии Пушкина и именно в таком контексте. Но в Европе, а затем и у нас появился миф о том, что Моцарт желал смерти Сальери. Попробуем разобраться…


Антонио Сальери (Antonio Salieri) родился 18 августа 1750 года в итальянском местечке Леньяго (Legnago) недалеко от Венеции. Обычно утверждают, что будущий композитор происходил из семьи состоятельного торговца, но иногда можно встретить информацию о том, что его отец торговал колбасами. Примирить оба утверждения можно наверняка тем, что главе семьи Сальери просто-напросто удалось разбогатеть. Первые уроки музыки Антонио преподал его брат Франческо, который был на девять лет старше. Четырнадцатилетним подростком Сальери стал круглым сиротой.

Некоторое время он учился в Венеции, пока им не заинтересовался венский композитор Флориан Леопольд Гассман (Florian Leopold Gassmann). В начале лета 1766 года этот придворный композитор и капельмейстер при дворе императора Священной Римской империи германской нации Иосифа II предложил юноше переехать в Вену. Столица Габсбургов станет для Сальери родным городом, а его самого нарекут там Антоном. Хотя немецким языком Сальери так толком и не овладел, предпочитая общаться на своеобразной смеси итальянского и французского.

В 21 год Сальери написал оперу "Армида" (Armida) — свое первое полностью опубликованное музыкальное произведение, пользовавшееся большим успехом на сценах многих европейских городов, включая Вену, Берлин и Санкт-Петербург. Через несколько месяцев Антон написал комедийную оперу "Венецианская ярмарка" (La Fiera di Venezia), которая при жизни автора выдержала 30 постановок и многим также пришлась по вкусу. Многим, но не всем. Среди ее критиков оказался Леопольд Моцарт. Некоторые биографы Сальери утверждают, что причиной тому было не качество музыкального товара, а наличие у Леопольда сына — Вольфганга Амадея.


Писатель Сергей Нечаев объясняет это амбициями Леопольда Моцарта, который "одно время был четвертой скрипкой в оркестре архиепископского двора своего родного города Зальцбурга", но "все свои несбывшиеся надежды он перенес на сына, росшего не без его участия "чудо-ребенком". Не раз автор будет называть юного Моцарта вундеркиндом в кавычках, словно бы отказывая ему в таланте и приписывая достижения лишь интригам отца.

Российский биограф Сальери цитирует статью австрийского музыковеда Леопольда Кантнера "Сальери: соперник Моцарта или образец для подражания?". О взаимоотношениях двух композиторов там сказано следующее: "В чем состояли претензии Моцарта к Сальери? Например, он пишет, что в глазах императора Сальери имел больший вес, а сам он, Моцарт, никакого. Не надо, однако, думать при этом, будто дело обстояло так, что Сальери втерся в доверие к императору, оттеснив Моцарта. Было как раз наоборот. Это Моцарт пытался оттеснить Сальери, чего ему не удалось. От своего отца унаследовал Моцарт вот эту фобию — "итальяшки", все валил на этих самых "итальяшек".

Действительно, итальянцы были очень влиятельны в Вене, и это представлялось Моцарту препятствием для собственного успеха. Это обстоятельство, конечно же, не имеет никакого отношения к качеству произведений Моцарта. Безусловно, они заслуживают самой высокой оценки. И все же именно Моцарт пытался оттеснить от императора итальянцев ради собственного преуспеяния. Скорее, это он пытался делать карьеру за счет итальянцев. И это ему не удалось. Затем он переворачивает картину и представляет себя жертвой какой-то камарильи, которой, собственно говоря, и не было".

Наверное, никакого "заговора" против австрийской партии не было, однако первым капельмейстером императорского двора был все-таки итальянец Сальери, что не могло не породить зависти. Впрочем, в написанной по-французски книге Marie-Thérèse impératrice ("Императрица Мария-Терезия") Ольга Вормсер (Olga Wormser) обращает внимание на тот факт, что "Моцарт не получил места преподавателя музыки у Елизаветы Вюртембергской, жены племянника Иосифа. Тот предпочел Сальери, который не был масоном". Добавим, вопрос о принадлежности Сальери к обществу вольных каменщиков историками не решен окончательно, да и так ли уж это важно.

Жизнь все расставила по своим местам: Моцарт — признанный гений музыки, Сальери тоже не забыт, но все-таки в бэкграунде. И настроение коренного австрийца к итальянскому "гастарбайтеру" тоже можно понять и простить. Моцарт хотя и не скончался в нищете, но его талант явно не был оценен по достоинству при жизни. Давайте на минуту отойдем от сравнения талантов двух выдающихся композиторов-соперников и посмотрим, откуда вообще возникла тема отравления. Ведь, судя по высказыванию биографа Моцарта Марселя Бриона (Marcel Brion), "личные отношения двух композиторов вовсе не носили характера ни воинственной враждебности, ни даже злобной зависти". На дружеские взаимоотношения Моцарта и Сальери указывают большинство пишущих биографов, и нам нет нужды переворачивать все с ног на голову.

Одним из источников слухов об отравлении Моцарта Антоном Сальери оказываются так называемые "Разговорные тетради" Бетховена, кстати, одного из великих учеников Сальери. Из-за глухоты Бетховен вынужден был общаться с друзьями посредством записей в специальные тетради. В одной из таких тетрадей содержится следующая запись, сделанная в то время, когда старый Антон сильно болел: "Сальери снова очень плохо. У него полностью помутился рассудок. Он не прекращает говорить, что виновен в смерти Моцарта, что он дал ему яд".

Несмотря на аналогичные свидетельства о признании (или самооговоре) самого придворного капельмейстера, которые встречаются в многочисленных источниках, санитары больницы, где Сальери провел свои последние дни, категорически отрицали подобного рода признание. Об этом сохранилась официальная бумага, подписанная двумя санитарами и лечащим врачом маэстро. Все время множатся свидетельства, как подтверждающие версию отравления, так и отрицающие ее. Одна партия авторов вступается за честь Сальери, другая продолжает настаивать на обвинении. Количество этих утверждений не в состоянии доказать чью-либо правоту. Окончательно прояснить вопрос об отравлении Моцарта (не обязательно масонами, Сальери или кем-то иным) или о его смерти в результате болезни и ненадлежащего ухода мог бы помочь анализ останков композитора, но, на беду, гения музыки схоронили в общей могиле и даже череп его пропал.

В мае 1997 года по инициативе Миланской консерватории состоялся курьезный процесс по обвинению Сальери в убийстве Моцарта. Заслушав свидетелей обвинения и защиты, в роли которых выступили исследователи жизни и творчества обоих композиторов, а также медики, суд оправдал Антонио Сальери "за отсутствием состава преступления".


5 декабря 1791 в Вене скончался Вольфганг Амадей Моцарт. Что могло стать причиной кончины величайшего композитора, историки спорят до сих пор.

— Вкус смерти у меня на губах, я чувствую что-то не на этой земле, — такие слова сказал Моцарт, оставляя жену и двоих детей, а также недописанный "Реквием". По самому себе.

Вокруг смерти композитора сразу поползли слухи. Ну не мог гений сам умереть в 35 лет. Точно — отравили! В пользу этой версии было и то, что тело композитора раздулось и посинело. Но обо всём по порядку.

В течение двух столетий эта версия была, пожалуй, самой популярной. Это преступление приписывали в первую очередь придворному капельмейстеру Антонио Сальери. Сторонники этой версии приводят четыре основных аргумента.


1. Сальери завидовал более талантливому коллеге.

2. Композитор Людвиг ван Бетховен, который был учеником Сальери, под конец жизни педагога писал: "Сальери снова очень плохо. У него полностью помутился рассудок. Он не прекращает говорить, что виновен в смерти Моцарта, что он дал ему яд".

3. Сальери сам во всеуслышание в 1823 году сказал, что отравил Моцарта.

4. Об этом писал ещё Пушкин.

Чему мог завидовать Антонио Сальери, который занимал тогда один из самых престижных постов в Европе, — остаётся загадкой. Игнац Мозель, ученик Сальери и один из первых его биографов, уверяет, что ситуация была обратной.

По поводу "признания". В начале 1820-х у Сальери, как свидетельствовали медики, были проблемы с рассудком. А в моменты просветлений он говорил, что никого не убивал. Так, в 1823 году композитор сказал Мозелю:

— Говорят, что я якобы отравил Моцарта. Но нет. Это — злобная клевета, одна только злобная клевета. Скажите миру, дорогой Мозель, что старый Сальери на краю смерти сам вам это сказал, — заявил ему Сальери.

Через несколько дней итальянский композитор пытался перерезать себе горло бритвой, но его спасли.

Что касается произведения "Моцарт и Сальери" Александра Пушкина, оно вполне могло быть написано из мести. Дело в том, что итальянец при дворе представлял оперу, где якобы очернял Петра I. А так как Пушкин к личности первого русского императора относился с трепетом, не мог не отомстить. Первые наброски "Моцарта и Сальери", кстати, появились уже через год после смерти композитора, в 1826 году.


Ну и ещё один аргумент, который скорее в пользу Сальери: вдова Моцарта, Констанца, отправила к нему учиться своего сына Карла Томаса. Разве она бы стала прибегать к услугам убийцы?

— Сальери не убивал отца, но поистине отравил его жизнь интригами, — писал Карл Томас.

В 1997 году в Милане прошёл суд над Сальери. В качестве сторон обвинения и защиты были биографы каждого композитора. В итоге итальянца оправдали в связи с отсутствием состава преступления.

Первым, кто распространил версию об отравлении, был "Берлинский музыкальный еженедельник". Так, 31 декабря в издании написали: "Поскольку после смерти тело его вздулось, полагают даже, что он был отравлен". Версия с отравлением, впрочем, вполне вероятна.

Помимо Сальери называлось ещё две кандидатуры, кто мог подмешать Моцарту ртуть или сильнейший яд без вкуса, цвета и запаха под названием "аква тофана". Для отравления было достаточно пяти-шести капель. Причём смерть не была внезапной: человек угасал постепенно, худел и терял аппетит.


Ближайший ученик Моцарта Франц Зюсмайер считался подозреваемым номер два. Буквально вся Вена шепталась о якобы его романе с Констанцей. Ну и в июле, за пять месяцев до смерти композитора, она родила сына Франца. Отцовство мальчика приписывали Зюсмайеру.

Вариант третий — Франц Хофдемель, муж любимой ученицы Моцарта, Магдалены. Изучающие биографию композитора до сих пор спорят, была ли 23-летняя девушка любовницей 35-летнего музыкального гения. Но если да, то мотив у Хофдемеля был.

Когда Магдалена вернулась домой с панихиды по композитору, муж в состоянии аффекта набросился на неё и годовалого ребёнка с бритвой. Когда они потеряли сознание, он покончил с собой. Как позже оказалось, раны у матери и ребенка были неглубокими, поэтому они выжили. Мужчина же скончался. Так вот, по одной из версий, Хофдемель якобы хотел застать смерть Моцарта, а после расправиться с женщиной и ребёнком.

Ну и последний вариант. Ртуть могла попасть в организм композитора в качестве лекарства. Дело в том, что за несколько месяцев до смерти он страдал страшной депрессией. Лекарством от неё служил хлорид ртути. Не исключается, что композитор мог в прямом смысле залечить себя до смерти.

Сам же Моцарт незадолго до смерти говорил своей жене Констанце, что заказчик "Реквиема" якобы его и отравил. "Реквием" заказал граф Франц фон Вальзегг в память о своей супруге, которая скончалась в феврале 1791 года. Он не поехал к композитору сам, желая остаться неузнанным. А послал своего управляющего Лойтгеба, который в дождь надел плащ. Управляющий не выяснил у своего хозяина, стоит ли раскрывать имя заказчика, поэтому не ответил на соответствующий вопрос.


Поэтому общая картина выглядела зловеще: человек в длинном плаще приходит к Моцарту, заказывает "Реквием" и оставляет деньги. На вопрос, для кого, говорит, что скоро станет известно.

Нехватка солнечного света

В 2011 году американские и австрийские учёные выдвинули новую версию смерти композитора. Якобы все болезни Моцарта были из-за нехватки витамина D, который вырабатывается только на солнце. В качестве основного аргумента исследователи приводят версию, что Моцарт любил работать ночами, допоздна засиживаться с приятелями за карточным столом. Музыкальный гений часто возвращался домой на рассвете, а затем спал весь или большую часть светового дня.

Дефицит витамина D губителен для иммунитета. В качестве доказательств также приводились заключения терапевтов о том, что у композитора наблюдались повторные ангины, лихорадочные состояния, а позднее — депрессия, которая также могла стать следствием в том числе отсутствия солнечного света.

Австрийские исследователи по дневникам самого Вольфганга Амадея Моцарта, его вдовы и сына, Карла Томаса, установили, что у него могло быть серьёзное заболевание печени, ставшее смертельным.

Так, за шесть недель до трагедии композитор упоминает, что ел свиные котлеты (которые могли стать источником инфекции). Через полтора месяца после у него наблюдаются повышенная температура, отёки и боли в руках и ногах. Всё это является симптомами трихинеллёза.

Тайна смерти композитора была бы давно разгадана по анализу его скелета. Но Моцарта похоронили не в отдельной могиле, поэтому исследователи не могут найти его останки. В начале XIX века могильщик достал череп, который, как он уверял, принадлежал композитору. Однако последние исследования, проведённые уже в XXI веке, показали, что или череп не Моцарта, или все люди, с которыми сравнивали его ДНК — не родственники. И первое значительно вероятнее.

Когда в 1990 году на гастроли в Италию приехал английский театр с пьесой Шеффера, постановка повергла эмоциональную публику в шок. Миланская консерватория тут же инициировала судебный процесс, оспорив не столько трактовку Пушкиным, Шеффером, Форманом и другими истории смерти Моцарта, а сколько всеобщее и огульное обвинение великого итальянца Сальери в отравлении австрийского композитора.

С. Бунтман: Все было по-взрослому.

А. Кузнецов: Да. Но прежде чем мы перейдем к процессу, интересно узнать, откуда вообще появилось обвинение в том, что Моцарта отравил Сальери?



Посмертный портрет Вольфганга Амадея Моцарта кисти Барбары Крафт, 1819 год

С. Бунтман: Так. Но при чем здесь Сальери?

С. Бунтман: И все же, возвращаясь к миланскому процессу, чем апеллировала защита?

А. Кузнецов: Защита, в частности Рудольф Ангермюллер, выдвинула несколько аргументов общего порядка. Во-первых, Антонио Сальери был человеком, чья жизнь на момент смерти Моцарта несравненно более удалась в обычных, скажем так, человеческих категориях. Это был признанный в Европе композитор, очень плодовитый, прекрасный педагог, который вырастил целую плеяду блестящих музыкантов, среди которых три несомненных гения: Бетховен, Лист и Шуберт. Последнего, кстати говоря, (это к вопросу о человеческих качествах Сальери) он обучал абсолютно бесплатно, зная, что тот из очень бедной семьи.



Портрет Антонио Сальери работы Джозефа Виллиброрда Мейлера, 1815 год

И Шуберт не остался в долгу. На 50-летний юбилей он посвятил своему учителю кантату на собственный текст:

Лучший, добрейший!
Славный, мудрейший!
Пока во мне есть чувство,
Пока люблю искусство,
Тебе с любовью принесу
И вдохновенье, и слезу.
Подобен Богу ты во всем,
Велик и сердцем, и умом.
Ты в ангелы мне дан судьбой.
Тревожу Бога я мольбой,
Чтоб жил на свете сотни лет
На радость всем наш общий дед!

С. Бунтман: Получается, что зависть земная — это точно не сюжет Сальери.

С. Бунтман: А вот зависть пушкинская…

А. Кузнецов: Она метафизическая.

А. Кузнецов: Да. Но не будем строги к Александру Сергеевичу, поскольку он, видимо, действительно был заворожен этой историей, судя по высочайшего уровня результату…



Моцарт и Сальери слушают игру слепого скрипача. Михаил Врубель, 1884 год

Итак, пушкинский Сальери мрачный, порицающий небо за высшую несправедливость:

О небо!
Где ж правота, когда священный дар,
Когда бессмертный гений — не в награду
Любви горящей, самоотверженья,
Трудов, усердия, молений послан —
А озаряет голову безумца,
Гуляки праздного?

А. Кузнецов: Настоящий Сальери, хоть и не был человеком простым, в отличие от того же Моцарта, который у Пушкина изображен легкомысленным, щедрым, никогда не занимался интригами.

Что такое Вена в конце XVIII века? Безусловно, музыкальная столица Европы, но и настоящий, простите за сравнение, клубок змей. Две партии: условно итальянская и условно немецкая. И Сальери, поскольку он по рождению итальянец, записывают в условно итальянскую партию, хотя практически все музыковеды отмечают, что его произведения гораздо ближе к классической, австрийской манере.

С. Бунтман: То есть Моцарт и Сальери не были друзьями?

А. Кузнецов: Нет. Это, кстати говоря, еще одна выдумка Пушкина. Хотя Сальери для Моцарта сделал немало. Когда он (Сальери) стал придворным композитором и капельмейстером, то дал свет некоторым музыкальным произведениям Моцарта: они вернулись в репертуар придворной оперы.

С. Бунтман: То есть говорить о том, что Сальери отравил Моцарта из зависти, нет оснований?

А. Кузнецов: Совершенно верно. Скорее, наоборот, Сальери относился к Моцарту как эксперт, прекрасно понимающий, с кем он имеет дело.

С. Бунтман: И все-таки, возвращаясь к процессу, каков приговор?

С. Бунтман: То есть вопрос о том, какой смертью умер Вольфганг Амадей Моцарт, суд не решал?

А. Кузнецов: Да. Когда эксперты со стороны обвинения приводили свои основания в пользу того, что, возможно, Моцарт был отравлен, один из защитников сказал, что да, все возможно, но это никоим образом не дает основания обвинять Сальери. Так что вопрос о причинах смерти гениального композитора остается открытым.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции