Каким ядом отравился сократ

Сократ был приговорен к смертной казни по официальному обвинению за "введение новых божеств и за развращение молодежи в новом духе", то есть за то, что мы сейчас называем инакомыслием. В процессе над философом приняло участие около 600 судей. За смертную казнь проголосовали 300 человек, против 250. Сократ должен был выпить "государственный яд" - цикуту (Conium maculatum, болиголов пятнистый). Ядовитым началом в нем является алкалоид конин. Этот яд вызывает паралич окончаний двигательных нервов, очевидно, мало затрагивающий полушария головного мозга. Смерть наступает из-за судорог, приводящих к удушью. Некоторые специалисты, правда, считают, что цикутой называли не болиголов, а вех ядовитый (Cicuta Virosa), в котором содержится ядовитый алкалоид цикутотоксин. Впрочем, сути дела это не меняет.

По некоторым причинам казнь Сократа была отложена на 30 дней. Друзья уговаривали философа бежать, но он отказался.

Как повествует ученик и друг Сократа Платон, последний день философа прошел в просветленных беседах о бессмертии души. Причем Сократ так оживленно обсуждал эту проблему с Федоном, Симмием, Кебетом, Критоном и Аполлодором, что тюремный прислужник несколько раз просил собеседников успокоиться: оживленный разговор, дескать, горячит, а всего, что горячит, Сократу следует избегать, иначе положенная порция яда не подействует и ему придется пить отраву дважды и даже трижды.

Собственно говоря, весь месяц со дня вынесения приговора до дня казни был для Сократа сплошным монологом в диалогах о сущности смерти. Зачин был дан на суде, когда после вынесения приговора Сократ сказал: ". Похоже, в самом деле, что все произошло к моему благу, и быть этого не может, чтобы мы правильно понимали дело, полагая, что смерть есть зло.

Умереть, говоря по правде, значит одно из двух: или перестать быть чем бы то ни было, так что умерший не испытывает никакого ощущения от чего бы то ни было, или же это есть для души какой-то переход, переселение ее отсюда в другое место. И если бы это было отсутствием всякого ощущения, все равно что сон, когда спят так, что даже ничего не видят во сне, то смерть была бы удивительным приобретением. Мне думается, в самом деле, что если бы кто-нибудь должен был взять ту ночь, в которую он спал так, что даже не видел сна, сравнить эту ночь с остальными ночами и днями своей жизни и, подумавши, сказать, сколько дней и ночей прожил он в своей жизни лучше и приятнее, чем ту ночь, то, я думаю, не только всякий простой человек, но и сам Великий царь нашел бы, что сосчитать такие дни и ночи сравнительно с остальными ничего не стоит. Так если смерть такова, я со своей стороны назову ее приобретением, потому что таким-то образом выходит, что вся жизнь ничем не лучше одной ночи".

Накануне казни-самоубийства Сократ признался своим друзьям в том, что он полон радостной надежды,- ведь умерших, как гласят старинные предания, ждет некое будущее. Сократ твердо надеялся, что за свою справедливую жизнь он после смерти попадет в общество мудрых богов и знаменитых людей. Смерть и то, что за ней последует, представляют собой награду за муки жизни. Как надлежащая подготовка к смерти, жизнь - трудное и мучительное дело.

"Те, кто подлинно предан философии,- говорил Сократ,- заняты, по сути вещей, только одним - умиранием и смертью. Люди, как правило, это не замечают, но если это все же так, было бы, разумеется, нелепо всю жизнь стремиться к одной цели, а потом, когда она оказывается рядом, негодовать на то, в чем так долго и с таким рвением упражнялся".

Комментируя идеи великого грека, исследователь античной философии В. Нерсесянц пишет: "Подобные суждения Сократа опираются на величественное и очень глубокое, по его оценке, сокровенное учение пифагорейцев, гласившее, что "мы, люди, находимся как бы под стражей и не следует ни избавляться от нее своими силами, ни бежать". Смысл пифагорейского учения о таинстве жизни и смерти состоит, в частности, в том, что тело - темница души (эта идея принадлежит Филолаю) и что освобождение души от оков тела наступает лишь со смертью.

Поэтому смерть - освобождение, однако самому произвольно лишать себя жизни нечестиво, поскольку люди - часть божественного достояния, и боги сами укажут человеку, когда и как угодна им его смерть. Закрывая таким образом лазейку для самоубийства как произвольного пути к освобождению, пифагорейское учение придает жизни напряженный и драматический смысл ожидания смерти и подготовки к ней.

Рассуждая в духе пифагорейского учения, Сократ считал, что он заслужил свою смерть, поскольку боги, без воли которых ничего не происходит, допустили его осуждение. Все это бросает дополнительный свет на непримиримую позицию Сократа, на его постоянную готовность ценой жизни отстоять справедливость, как он ее понимал. Подлинный философ должен провести земную жизнь не как попало, а в напряженной заботе о дарованной ему бессмертной душе.

Сократовская версия жизни в ожидании смерти была не безразличием к жизни, но, скорее, сознательной установкой на ее достойное проведение и завершение. Ясно поэтому, как трудно приходилось его противникам, которые, столкнувшись с ним, видели, что обычные аргументы силы и приемы устрашения не действуют на их оппонента. Его готовность к смерти, придававшая невиданную прочность и стойкость его позиции, не могла не сбить с толку всех тех, с кем он сталкивался в опасных стычках по поводу полисных (городских, в смысле: государственных) и божественных дел. И смертный приговор, так логично завершивший жизненный путь Сократа, был в значительной мере желанным и спровоцированным им самим исходом. Смерть Сократа придала его словам и делам, всему, что с ним связано, ту монолитную гармоничную целостность, которая уже не подвержена коррозии времени.

. Сократовский случай преступления позволяет проследить трудные перипетии истины, которая входит в мир как преступница, чтобы затем стать законодательницей. То, что в исторической ретроспективе очевидно для нас, было - в перспективе - видео и понятно самому Сократу: мудрость, несправедливо осужденная в его лице на смерть, еще станет судьей над несправедливостью. И, услышав от кого-то фразу: "Афиняне осудили тебя, Сократ, к смерти", - он спокойно ответил: "А их к смерти осудила природа".

Свой последний день философ провел так же спокойно, как и предшествующие. На закате, оставив друзей, Сократ удалился на предсмертное омовение. Согласно орфико-пифагорейским представлениям, омовений это имело ритуальный смысл и символизировало очищение тела от грехов земной жизни. Совершив омовение, Сократ вернулся к друзьям и родным. Наступил момент прощания. Родные получили от философа последние наставления, после чего он попросил их вернуться домой. Друзья остались с Сократом до конца. Когда принесли цикуту в кубке, философ спросил у тюремного служителя: - Ну, милый друг, что мне следует делать? Служитель сказал, что содержимое кубка надо испить, затем ходить, пока не возникнет чувства тяжести в бедрах. После этого нужно лечь. Мысленно совершив воздаяние богам за удачное переселение души в иной мир, Сократ спокойно и легко выпил чашу до дна. Друзья его заплакали, но Сократ попросил их успокоиться, напомнив, что умирать должно в благоговейном молчании.

Он походил немного, как велел служитель, а когда отяжелели ноги, лег на тюремный топчан на спину и закутался. Тюремщик время от времени подходил к философу и трогал его ноги. Он сильно сжал стопу Сократа и спросил, чувствует ли тот боль? Сократ ответил отрицательно. Надавливая на ногу все выше и выше, служитель добрался до бедер. Он показал друзьям Сократа, что тело его холодеет и цепенеет, и сказал, что смерть наступит, когда яд дойдет до сердца. Внезапно Сократ откинул одеяние и сказал, обращаясь к одному из друзей: "Критон, мы должны Акслепию петуха. Так отдайте же, не забудьте". Это были последние слова философа. Критон спросил, не хочет ли он сказать еще что- нибудь, но Сократ промолчал, а вскоре тело его вздрогнуло в последний раз.

Любопытный комментарий к последним словам греческого мыслителя принадлежит Ницше: "Я восхищаюсь храбростью и мудростью Сократа во всем, что он делал, говорил - и не говорил. Этот насмешливый и влюбленный афинский урод и крысолов, заставлявший трепетать и заливаться слезами заносчивых юношей, был не только мудрейшим болтуном из когда-либо живших: он был столь же велик в молчании. Я хотел бы, чтобы он и в последнее мгновение жизни был молчаливый,- возможно, он принадлежал бы тогда к еще более высокому порядку умов. Было ли то смертью или ядом, благочестием или злобой - что-то такое развязало ему в это мгновение язык, и он сказал: "О, Критон, я должен Асклепию петуха".

Это смешное и страшное последнее слово значит для имеющего уши: "О, Критон, жизнь-это болезнь!" Возможно ли! Такой человек, как он, проживший неким солдатом весело и на глазах у всех,- был пессимист! Он только сделал жизни хорошую мину и всю жизнь скрывал свое последнее суждение, свое сокровеннейшее чувство! Сократ, Сократ страдал от жизни! И он отомстил еще ей за это - тем таинственным, ужасным, благочестивым и кощунственным словом !"

Академик РАМН С. ГОЛИКОВ и доктор медицинскихнаук Г. ГУРЬЯНОВ (Институт токсикологии Минздрава России, С.-Петербург).

Кто не знает известное изречение Сократа, давно уже ставшее афоризмом, - "Познай самого себя". О нем вспоминаешь всякий раз, когда смотришь на изображение древнегреческого философа - будь то скульптура или картина: высокий лоб, умный, проницательный взгляд, во всем его облике - сила и простота мудрого человека. Но о чем думал Сократ в трагический момент своей жизни, когда в 399 году до н. э. по приговору суда в афинской тюрьме выпил кубок с ядом? Каких глубин самопознания достигло в эти минуты мышление великого философа? Известно, что его последними словами были: "Мы должны принести Асклепию в жертву петуха, сделайте это немедленно". В них явно звучит сократовская ирония: Асклепий, бог врачевания в Древней Греции, не должен быть причастен к отравлению.

Обстоятельства смерти Сократа описаны в нескольких исторических источниках. Все, как известно, началось с того, что Мелит, слывший в Афинах поэтом, предъявил обвинения Сократу, будто бы нарушившему закон, пытаясь исследовать то, что под землей, и то, что в небесах, "выдавая ложь за правду и научая тому же других". Обвинили его и в нарушении благочестия, и в отрицании признаваемых афинянами богов и введении новых, и даже в том, что он приемлет демонические знамения. Об этом было сказано во всеуслышание, скрытый же мотив обвинений заключался в ином: умные, резкие и ироничные высказывания Сократа подрывали афинскую рабовладельческую демократию.

Это доказывает и ход голосования в суде. Когда судьи в первый раз решали вопрос о виновности Сократа, то лишь незначительное число голосов было подано против него. Однако вторая речь Сократа - о мере наказания, полная насмешек над традициями афинского полиса (а Афины тогда были городом-государством) и не выражавшая раскаяния, привела судей в негодование, и подавляющим большинством голосов Сократа приговорили к смерти.

Философ встретил приговор с поразительным спокойствием. В тюрьме он держался мужественно, вел свои последние беседы с учениками. Через месяц после заключения он получил кубок с ядом, который должен был выпить. Смерть своего учителя философ Платон описывает следующим образом:

"Ну, милый друг, что я должен делать с этим кубком?" - спросил Сократ у тюремщика. Тот ответил: "Ты должен только испить его, затем ходить взад и вперед до тех пор, пока у тебя не отяжелеют бедра, а потом лечь и тогда яд будет продолжать свое действие. " Сократ опорожнил кубок и стал ходить, пока не почувствовал тяжесть в ногах, затем лег на спину. Служитель сжал ему стопу и спросил, чувствует ли он что-либо при этом. Сократ отвечал: "Нет". Служитель надавливал все выше и выше и показал, что тело становится холодным и оцепенелым. После этого он сказал, что как только действие яда дойдет до сердца, то наступит смерть. Когда живот сделался совершенно холодным, Сократ произнес свои последние слова о жертве богу врачевания Асклепию.

По свидетельству учеников Сократа, его отравили цикутой - довольно распространенным в Греции ядовитым растением (так говорится о смерти древнегреческого философа и в современных энциклопедиях и справочниках). Цикута в те далекие времена относилась к ядам, которым широко пользовались в злонамеренных целях. Жертва, принявшая этот яд, испытывала чувство смятения и страха. Но ею травились и нечаянно, от нее, случалось, погибал домашний скот.

Известны слова римского философа-стоика и политического деятеля Сенеки, жившего четыре века спустя: "Цикута сделала Сократа великим". Вряд ли это справедливо. Во всяком случае сегодня мы вспоминаем о цикуте лишь в связи с именем одного из величайших мыслителей античного мира. Не цикута сделала Сократа великим, а Сократ обессмертил "кубок с цикутой", которым, кстати, в Древней Греции пользовались и до, и после. По иронии судьбы и сам Сенека погиб от яда этого растения. О цикуте, как орудии мести, упоминают в своих сочинениях античные авторы - Гомер, Гораций, Аристофан. Аристофан сравнивает отравление цикутой с дорогой, "ведущей в ад через замерзание".

Итак, казалось бы, все исторические свидетельства указывают на цикуту. И тем не менее по поводу яда, который принял Сократ, у специалистов-токсикологов до сих пор есть большие сомнения. Ядовитый настой был приготовлен не из цикуты, считают они, а из болиголова (ботаники, относя и цикуту, и болиголов к одному семейству зонтичных, считают их самостоятельными видами растений). Такую точку зрения высказывают токсикологи, которые хорошо знают, каким действием обладает содержащийся в болиголове кониин (от латинского названия болиголова - кониум).

Об этом же говорят и симптомы отравления, о которых вспоминают современники Сократа, тот же Платон. Скорость развития интоксикации, потеря чувствительности, мышечные параличи - неоспоримо свидетельствуют: причиной смерти Сократа стал болиголов, точнее - содержащийся в нем алкалоид кониин. Цикутотоксин - действующее начало цикуты - проявляется по-иному, он вызывает сильные судороги. О них же никто не упоминает, говоря о последних минутах великого мыслителя.

Но почему тогда античные источники прямо указывают на цикуту, погубившую Сократа? По-видимому, в те далекие времена цикутой называли оба вида ядовитых растений. Это предположение подтверждает и тот факт, что в период возникновения токсикологии как науки, получившей наибольшее развитие в Германии, эти два растения были объединены общим названием - цикута, хотя болиголов был определен как пятнистая цикута, а вех ядовитый как водяная цикута. Это, кстати, привело к неточностям даже в специальной литературе. Так, например, Н. П. Кравков в своем широко известном "Курсе фармакологии", приводя правильное латинское название "цикута вироза", называет ее болиголовом. Во избежание путаницы в современных книгах по токсикологии сделаны соответствующие оговорки (например, в справочнике "Острые отравления" 1970 года при описании цикутотоксина, получаемого из водяной цикуты, сделано очень важное предупреждение: не путать с пятнистой цикутой, содержащей кониин).

Болиголов, как уже говорилось, относится к семейству зонтичных подкласса розидов. Активное токсическое начало в наибольшем количестве содержится в корнях - до пяти процентов. А поскольку время суда над Сократом - "Посейдон" - соответствует осенне-зимнему периоду, можно предположить, что для приготовления содержимого кубка пользовались либо засушенными плодами, либо корнями болиголова. Следовательно, концентрация яда в том количестве растения, которое было растерто в ступке, соответствовало примерно пяти процентам. Современная клиническая токсикология может сказать, сколько потребовалось растения и какого размера был кубок, предназначенный Сократу: для получения достаточно крепкого настоя было необходимо добавить не менее полулитра воды. "Кубок Сократа" был довольно внушительным.

Содержащийся в болиголове кониин обладает курареподобным действием, однако, в отличие от кураре, спектр токсических эффектов кониина значительно шире. Ему, например, присущи некоторые свойства никотина и кокаина. С никотиноподобным действием кониина связаны такие симптомы, как депрессия, сонливость, нарушение зрения и слуха, повышенное слюноотделение. Однако главная особенность кониина - сильное воздействие на нервно-мышечную передачу, ее блокировка. Об этом и писал Платон, рассказывая о смерти своего учителя. Кстати, кониин - первый в мире алкалоид, полученный синтетическим путем химиком Ладенбургом в 1886 году.

Что заинтересовало современных фармакологов и токсикологов в легенде о "кубке Сократа"? Прежде всего, стремление внести ясность в вопрос о том, чем же был на самом деле отравлен Сократ? И второе. В конце XIX - начале ХХ века кониин использовался в медицине как анестезирующее вещество местного действия. В настоящее время в целях терапии он уже не применяется. Почему же тем не менее кониин до сих пор представляет интерес для токсикологов? А дело в том, что самые ядовитые вещества - токсин ботулинуса, батрахиотоксин, ингибиторы холинэстераз - оказывают воздействие на области нервно-мышечного соединения, синапсы. Иначе говоря, у них та же точка приложения, что и у кониина. Но чем объяснить, что нервно-мышечный синапс оказался самой уязвимой мишенью для действия ядов - загадка для современной науки, хотя и ведет она свое начало с легендарного "кубка Сократа".


В русской народной медицине корни и корневища цикуты применяли наружно при некоторых кожных заболеваниях, ревматизме, подагре.

Содержание

Продик впоследствии, сделавшись гнусным сребролюбцем, свои уроки продавал подобно столовым запасам. Всякой слушатель за каждое из риторических творений должен был платить ему пятьдесят драхм. Наконец он уморён афинянами цикутою за мнимое развращение малолетних; и таким образом, будучи Учителем Сократа, был его предшественником и в смерти. Жил, по свидетельству Евсевия, около 85-й Олимпиады т. е. в 436 году пред Рождеством Христовым. [2]

Здесь персидский царь гоняет море сквозь строй, так же мало понимая нелепость поступка, как его враги афиняне, которые цикутой хотели лечить от разума и сознания. А что это за белая горячка была, вследствие которой императоры гнали христианство! Разве трудно было рассудить, что эти средства палачества, тюрем, крови, истязаний ничего не могли сделать против сильных убеждений, а удовлетворяли только животной свирепости гонителей?

Тучи комаров и гнуса. Болотные топи вокруг посёлка. Заросли ядовитого тростника. Антон говорил, что в этом тростнике содержится страшный яд ― цикута. [комм. 2] Теперь все мои мысли рвались в Магадан. В столицу! В центр колымской цивилизации. [3]

Картина отравления . Через 15-20 минут после попадания яда в пищеварительный тракт развивается головная боль, тошнота, рвота, боли в животе. Характерно чувство холода во всём теле, нарушении равновесия, понижение кожной чувствительности. По мере развития отравления отмечаются клонико-тонические судороги, обильное выделение густой слюны. Смерть может наступить от остановки дыхания на фоне острой сердечно-сосудистой недостаточности. [4]

Цикута — всем смерть, одному — бессмертие.

Отравления цикутой чаще всего наблюдаются весной, когда ещё мало зелени. В это время зелёные побеги растения и мясистое, выступающее из земли корневище легко привлекают к себе внимание. Чаще всего отравления встречаются у детей, однако взрослые тоже подчас становятся жертвами этого растения.
Цикута привлекает к себе внимание совокупностью таких факторов, как естественное весной желание полакомиться свежей зеленью, своеобразный запах растения, напоминающий запах таких привычных суповых приправ, как петрушка и сельдерей, и, наконец, неосведомлённость о ядовитых свойствах растения. Для развития отравления необязательно попадание цикуты в желудок. Описаны два закончившихся смертью случая, когда отравление возникло после нанесения сока растения на оцарапанную кожу в качестве лечебного средства. Ядовиты все части растения. Тот факт, что причиной отравления обычно являются корневища, связан с их довольно аппетитным внешним видом и запахом, кроме того, содержание яда в них особенно высоко.
Действие цикуты развивается очень быстро. Через 5-10 минут после того, как был проглочен первый кусок корневища (не важно, сырой он был, печёный или варёный), человеку уже становится не по себе.
После очень короткого недомогания быстро развиваются основные признаки отравления: появляются головная боль, головокружение, общая слабость, обильное выделение слюны, тошнота, рвота. Вскоре сознание утрачивается, и начинаются судорожные припадки, частота возникновения которых зависит от количества попавшего в организм яда. Обычно во время судорог можно заметить выделение изо рта густой слюны и пены. Распознать отравление помогают сведения, полученные от очевидцев, либо осмотр места происшествия. [5]

Сократ сперва ходил, потом сказал, что ноги тяжелеют, и лёг на спину: так велел тот человек. Когда Сократ лёг, он ощупал ему ступни и голени и немного погодя — ещё раз. Потом сильно стиснул ему ступню спросил, чувствует ли он. Сократ отвечал, что нет. После этого он снова ощупал ему голени и, понемногу ведя руку вверх, показывал нам, как тело стынет и коченеет. Наконец прикоснулся в последний раз и сказал, что когда холод подступит к сердцу, он отойдёт.
Холод добрался уже до живота, и тут Сократ раскрылся — он лежал, закутавшись, — и сказал (это были его последние слова):
— Критон, мы должны Асклепию петуха. Так отдайте же, не забудьте.
— Непременно, — отозвался Критон. — Не хочешь ли ещё что-нибудь сказать?
Но на этот вопрос ответа уже не следовало. Немного спустя он вздрогнул, и служитель открыл ему лицо: взгляд Сократа остановился. Увидев это, Критон закрыл ему рот и глаза. [комм. 3]
Таков, Эхекрат, был конец нашего друга, человека — мы вправе это сказать — самого лучшего из всех, кого нам довелось узнать на нашем веку, да и вообще самого разумного и самого справедливого. [6]

Явственно, холодно, с спокойной отчётливостью прозвучали эти простые слова в моих ушах и, подобно расплавленному свинцу, шипя, проникли в мой мозг. Пройдут годы, но память об этом мгновении никогда не изгладится. Хотя я и не позабыл цветы и вино, но цикута и кипарис покрывали меня денно и нощно своей тенью.

— Но ведь и та постель, на которой я умер, тоже находилась в моём временном владении. Её дал мне на время добрый Протис, тюремный сторож.
— А! если б я знал, к чему ты склоняешь речь, я не стал бы отвечать на твои коварные вопросы. Ну, слыхано ли, о Геракл, подобное нечестие: он равняет себя со мною! Но ведь я мог бы уничтожить тебя, если на то пошло, двумя словами…
— Произноси их, Елпидий, произноси без страха. Едва ли можно уничтожить меня словами больше, чем это сделала цикута…
— Ну вот! Это-то я и хотел сказать. Несчастный, ты умер по приговору суда, от цикуты!
— Друг! Я это знал с самого дня смерти и даже значительно ранее. А ты, о счастливый Елпидий, скажи мне, отчего ты умер?
— О, я совсем другое дело! У меня, видишь ли, сделалась водянка в животе.
— Скажи же мне: смерть от водянки доставила тебе большое наслаждение?
— О, злой Сократ, не смейся надо мной! Говорю же тебе: она принималась душить меня три раза… Я кричал, как бык под ножом мясника, и молил Парку поскорее перерезать нить, связывающую меня с жизнью…
— Это меня не удивляет. Но тогда, добрый Елпидий, откуда ты заключаешь, что водянка сделала своё дело лучше, чем цикута, которая покончила со мной в один раз? [7]

Травы росли, колыхались, тянулись к чему-то бессознательно и неуклонно. Вот скерда, — на сухом песке взошла, и всё тянется. Вот шелковисто-серый астрагал с лиловыми цветками лепится на песчаном обрыве. Вот ядовитый вех, томясь на болоте, раскинул свой белый зонтик. Из цветов любее всех стали Саше в эти дни одуванчики, хрупкие да чуткие, как и он. Уже когда созревали их круглые серенькие корзиночки, ему нравилось, лёжа в траве, развеивать их, не срывая, лёгким дыханием, и следить за их неторопливым полётом.

Сограждане приговорили Сократа к смерти. Ученики советовали маститому философу отправиться лучше путешествовать. Но тот отказался за старостью лет и стал пить цикуту, пока не умер.
Многие уверяют, что Сократа нельзя ни в чём винить, потому-де, что он весь целиком был выдуман своим учеником Платоном. Другие замешивают в эту историю и жену его Ксантиппу (398 г. до Р. Х.)

У самого подножия каменной ограды, разделявшей наши участки, подлая ведьма насадила целую плантацию петрушки. О, как прекрасна, развесиста и кучерява была петрушка у мерзейшей старухи! Кажется, никогда прежде за всю свою жизнь — я не видывал такой славной петрушки (разве что сельдерей).
И вот, словно вечный сеятель плевел (подобно великому Сократу), десятками щедрых горстей я закидывал её вылизанные грядки семенами цикуты — смертельно ядовитого сорняка, внешний вид которого почти невозможно отличить от петрушки, но зато вкус. Ох, что за дивный это был вкус, мой бедный друг Сократ! — и я заранее преклоняю голову, если этот вкус оказался — дороже истины! [8]



Красавка

Атропин (221,5 мг/кг) // Алкалоид, C17H23N03

Источник: красавка (Atropa belladonna), белена (Hyoscyamus niger), дурман (Datura stramonium).

Чаще всего отравление случается после поедания ягод красавки, белены или дурмана.

Противоядие: специфического антидота не существует. Лечение симптоматическое.


Вёх ядовитый

Цикутоксин (50 мг/кг) // Спирт, C17H22O2

Источник: вёх ядовитый (цикута, Cicuta virosa).

Механизм: яд центрального действия, нейротоксин, является антагонистом одного из важнейших нейромедиаторов — гамма-аминомасляной кислоты (ГАМК). Симптомы отравления развиваются через 5−10 минут. Сначала появляются боль в животе, головная боль, головокружение, общая слабость, тошнота, рвота, затруднение дыхания, бледность кожных покровов. Позже добавляются судороги, которые и остаются ведущими в клинической картине. Смерть может наступить на фоне непрекращающихся судорог из-за удушья.

Противоядие: специфического антидота не существует. Лечение симптоматическое, направленное в первую очередь на купирование судорог


Строчок обыкновенный

Гиромитрин (10 мг/кг) // Производное гидразина, C4H8N2O

Источник: грибы рода строчок, чаще всего встречается строчок обыкновенный (Gугоmitra esculenta).

Противоядие: специфический антидот — пиридоксин (витамин В6), который вводят внутривенно


Бледная поганка

Альфа-аманитин (1 мг/кг) // Белок, C39H54N10O14S

Источник: бледная поганка (Amanita phalloides).

Блокирует транскрипцию ДНК в мРНК.

Механизм: в клетке останавливается синтез белков, и она разрушается. Симптомы: понос и судороги возникают через 10−24 часа и быстро проходят, но в это время развивается почечная и печеночная недостаточность, достигающая максимума к 7−10-му дню, когда уже невозможно помочь и наступает смерть.

Противоядие: антидотом могут быть антибиотики пенициллинового ряда.


Клещевина

Рицин (0,3 мг/кг) // Белок

Источник: клещевина (Ricinus communis).

Отравиться можно, съев слишком много бобов клещевины.

Противоядие: антидота не существует, лечение сводится к облегчению страданий.


Аконит

Аконитин (0,25 мг/кг) // Алкалоид, C34H47NO11

Источник: растения рода борец, он же аконит (AconТtum).

Ядовиты более чем 25 видов растения.

Механизм: аконитин парализует окончания чувствительных нервов. Cимптомы: почти сразу начинается зуд, меняется ритм дыхания, снижается температура, появляются обильный пот и боли в области сердца. Позже добавляются судороги, развивается паралич. Смерть наступает от удушья.

Противоядие: специфического антидота не существует. Лечение симптоматическое.


Красный мухомор

Мускарин (0,2 мг/кг) // Алкалоид, C9H20NO2+

Источник: красный мухомор (Amanita muscaria).

Механизм: возбуждает М-холинорецепторы. Cимптомы: слюнотечение, повышенное потоотделение, урежение пульса, сужение зрачков и снижение артериального давления, кома. При тяжелых отравлениях возможно развитие отека легких. Смерть может наступить как логическое продолжение комы.

Противоядие: инъекция атропина.


Чилибуха

Стрихнин (0,12 мг/кг) // Алкалоид, C21H22N2O2

Источник: чилибуха (Strychnos nux-vomica).

Отравления редки — горький стрихнин обычно вызывает рвотный рефлекс.

Механизм: блокирует действие тормозящих нейромедиаторов типа глицина. Симптомы: тянущие боли во всех мышцах тела, перерастающие в болезненные судороги. Стрихнин настолько усиливает рефлексы, что судороги могут возникнуть в ответ на малейший раздражитель. Смерть наступает от удушья.

Противоядие: в качестве антидота могут сработать курареподобные средства.


Черемица

Вератрин (0,003 мг/кг) // Алкалоид, C32H49O9N

Источник: в чемерице белой (Veratrum album L.) и черной (Veratrum nigrum L.).

Вератрин действует как нейротоксин.

Механизм: открывает натриевые каналы в клеточных мембранах. Симптомы: головокружение, неровный пульс, слюнотечение, рвота, понос. Затем падает температура тела, затрудняется дыхание, развиваются судороги. Смерть может наступить от остановки сердца или паралича дыхательного центра.

Противоядие: специфического антидота не существует. Лечение симптоматическое.


Болиголов пятнистый

Кониин (0,002 мг/кг) // Алкалоид, C8H17N

Источник: болиголов пятнистый (Conium maculatum)

Случайные отравления возникают при поедании корневища растения, которое путают с хреном, а дети могут спутать с белой морковью. Реже — при использовании листьев, которые путают с петрушкой. Есть мнение, что ядом именно этого растения казнили в Древней Греции и именно он стал причиной смерти Сократа.

Противоядие: специфического антидота не существует. Лечение симптоматическое, в том числе перевод пациента на искусственную вентиляцию легких (ИВЛ).

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции