В китае еще до новой эры применялись предупредительные меры против оспы

Сайт СТУДОПЕДИЯ проводит ОПРОС! Прими участие :) - нам важно ваше мнение.

В первобытнообщинный строй (до 14 в. до н.э.) на территории северного Китая, где зародилась китайская цивилизация, археологическими раскопками обнаружены остатки ранних первобытных культур. Люди культуры Ян-шао (примерно с середины 3-го тысячелетия до середины 2-го тысячелетия до н.э.) уже знали земледелие и скотоводство, но занимались также охотой и рыболовством. Луншаньскую культуру сменила культура бронзы эпохи Шан (или Инь) (16-11 в.в. до н.э.). Обе эти культуры имеют много общих черт. По преданиям, приводимым более поздними литературными источниками можно проследить в общих чертах развитие первобытнообщинного строя и его разложение, начавшееся в неолитический период и закончившееся в эпоху бронзы становлением классового общества.

Рабовладельческое общество (14 в. до н.э. – первые века н.э.)О характере раннего классового общества в эпоху Шан (Инь) можно судить по по иньским надписям на панцирях черепах и костях животных, самые ранние из которых относятся к концу 14 – началу 13 в. до н.э.

Во главе государства, представлявшего интересы землевладельческой аристократии, стоял наследственный монарх – Ван. Угнетённые классы состояли из общинников-земледельцев, ремесленников, а также из рабов, главным образом военнопленных. Труд рабов в основном использовали в скотоводстве. В иньском обществе сохранялись значительные пережитки первобытнообщинных отношений. Государство Инь вело длительные завоевательные войны с соседними племенами, в результате чего его территория расширилась и к 11 в. до н. э. охватывала современные провинции Хэнань, Шаньси, частично Шэньси, Хэбэй. В иньскую эпоху развивалась культура, положившая начало китайской цивилизации времён достоверной истории. Появились зачатки лунного календаря, возникла письменность – прообраз современного иероглифического китайского письма.

Классовые противоречия и обострившаяся политическая борьба между различными царствами нашли своё отражение в области идеологии. В 6-3 в. до н.э. сформировались основные философские школы. Между ними велась острая борьба.

Войны между государствами закончились победой царства Цинь и созданием первой в Китае централизованной империи Цинь (221 - 207 до н.э.). Её основатель и первый император Цинь Ши-хуанди осуществил ряд реформ, объединивших и укрепивших страну. При нём были соединены стены северных царств и создана Великая китайская стена.

Многие китайские авторы относят начало феодализма в Китае к 3 веку до н.э. – 1 веку н.э.

Свыше 100 лет продолжалась борьба на Севере Китая между некитайскими царствами, в ходе которой наиболее сильное из них государство Тоба Вэй, созданное сяньбийским племенем тоба, уничтожило соперников и объединило под своей властью весь северный Китай. Период до конца 6 века известен в истории под названием Нань бэй чао, он характеризовался войнами между северными и южными царствами, а также междоусобной борьбой феодалов внутри царств. В 4 – 6 веке развивается церковное (буддийское) землевладение, главным образом на Севере Китая, где к началу 6 века было около 30 тысяч буддийских монастырей с 2 млн. монахов (буддизм проник в Китай из Индии в 1 в. н.э.).

Итак, в Ки­тае ра­бо­вла­дель­че­ский строй ук­ре­пил­ся в кон­це 3 - го и на­ча­ле 2 - го ты­ся­че­ле­тия до нашей эры. В этот пе­ри­од ра­бо­вла­де­ния в Ки­тае воз­ник­ла ие­рог­ли­фи­че­ская пись­мен­ность, удер­жав­шая­ся в те­че­ние ты­ся­че­ле­тий.

Слож­ность этой пись­мен­но­сти де­ла­ла гра­мот­ность и об­ра­зо­ва­ние труд­но­дос­туп­ны­ми и пре­вра­ти­ла их в мо­но­по­лию не­боль­шой груп­пы жре­цов и ари­сто­кра­тов.

Во 2-ом веке до н.э. в Древнем Китае была начата выработка бумаги, а овладение техникой ее производства произошло во 2 веке н.э. Поэтому большая часть древних книг вырезана на деревянных бамбуковых дощечках, черепашьих панцирях, каменных барабанах или написана на шелке.

В Древнем Китае были известны порох, бумага и компас. Больших успехов достигли точные науки. Лекарствоведение занимала особое место в культуре Древнего Китая. Ее история начинает свои корни более чем 4 тысячелетия назад.

Основными ис­точ­ник­ами све­де­ний о ме­ди­ци­не (фар­ма­ции) Древ­не­го Ки­тая являются:

Ø Памятники медицинской письменности:

Ø Данных археологии, этнографии;

Ø Памятники материальной культуры.

Ø Ве­дий­ский пе­ри­од:

· Неядовитые лекарства (омолаживающие) – около 120 лекарств, прием которых не ограничивался ни сроком, ни дозировкой.

· Тонизирующие лекарства – около 120 лекарств, употребление которых требовало соблюдения определенных правил.

· Токсические лекарства – около 125 лекарств, которые оказывают благотворное действие на организм при применении определенных количеств непродолжительное время.

В травнике упоминаются такие лекарственные формы, как порошки, пилюли, отвары, настойки, пластыри и т.п.

При императоре Шэнь Нуне был составлен самый древний в мире гербарий, в котором было представлено более 100 растений, обладающих целебными свойствами.

Во 2-ом веке н.э. в Древнем Китае впервые в мировой практике были введены записи течения хода болезни и назначения, которые делались больному. В наше время данные записи носят названия – истории болезни.

Позже Сунь сы Мяо написал еще 30-ти томное продолжение к своему труду, что в совокупности составило медицинскую энциклопедию для Китая, которой долгое время пользовались не только китайские врачеватели, но и также японские, корейские и многие другие.

Особенностью развития китайской медицины в 7 веке было появление сочинений, посвященных отдельным медицинским специальностям, отдельным заболеваниям и способам их лечения. В этот период медицина Китая разделилась на 7 отраслей:

· Глазные и ушные болезни;

· Болезни зубов и полости рта;

Специальностей у врачевателей было меньше:

· Глазные и ушные болезни;

· Болезни зубов и полости рта;

Все про­цес­сы в ор­га­низ­ме сво­ди­лись к взаи­мо­дей­ст­вию этих 2-х жиз­нен­ных на­чал и уча­стию 5 пер­во­эле­мен­тов (кос­ми­че­ских эле­мен­тов) ме­талл, во­да, огонь, де­ре­во, зем­ля.

Пред­став­ле­ние о жизненных началах при­ве­ло к трем но­вым те­ра­пев­ти­че­ским прие­мам, при­дав­шим ки­тай­ской ме­ди­ци­не осо­бый ко­ло­рит.

Это мок­са, мас­саж, аку­пунк­ту­ра. Итак, пра­виль­ное со­от­но­ше­ние этих на­чал обу­слав­ли­ва­ет здо­ро­вье, не­пра­виль­ное - ве­дет к за­бо­ле­ва­ни­ям. Для вос­ста­нов­ле­ния на­ру­шен­но­го со­от­но­ше­ния ки­тай­цы при­ду­ма­ли три на­зван­ных прие­ма.

Древнекитайские врачи считали, что пульс составляет продукт непрерывного прилива и отлива крови и жизненных духов. Всякое изменение в механизме движения крови и воздуха приводит к соответствующим изменением в пульсе, по которому врач узнает состояние крови и воздуха и, следовательно, состояние организма. Посредством пульса врачи диагностировали болезни от истощения, недостатка крови и жизненных духов или же от накопления испорченных соков.

Правила для исследования пульса были изложены с величайшей подробностью.

При исследовании женщин между врачом и пациенткой ставилась ширма.

Рука больного должна покоиться на подушке, а врач кладет пальцы на пульсирующий сосуд с правой или с левой стороны кисти, производя при этом пальцами усиливаемое надавливание.

Китайские врачи говорили о существовании 7 наружных и 8 внутренних пульсов. Средний пульс у взрослого человека считался 80 ударов в минуту, у стариков – 76, у детей – 96.

На основании пульса китайцы проводили различные методы лечения, которые состояли в очищении крови и соков, укреплении желудка, удалении газов. Для этого применялись в больших количествах слабительные, рвотные, противоглистные лекарства.

Болезни, происходившие от холода – лечились теплом, а от перегревания – холодом. Кровопускание использовалось редко, чаще применялись пиявки. Особое внимание уделялось строгой диете, водным процедурам, солнечным ваннам, лечебной гимнастике.

В Ки­тае за 1000 лет до н.э. при­ме­ня­ли пре­ду­пре­ди­тель­ные ме­ры про­тив ос­пы, для этого в ноз­д­ри вкла­ды­ва­ли ва­ту, про­пи­тан­ную со­дер­жи­мым че­ло­ве­че­ско­го ос­пен­но­го стру­па.

Как ме­ра пре­ду­пре­ж­де­ния чу­мо­по­доб­ных бо­лез­ней при­ме­ня­лась са­мо­изо­ля­ция, по­ки­да­ние че­ло­ве­ком на­си­жен­ных мест при эпи­зо­отии гры­зу­нов (крыс и мы­шей).

Лекарствоведение Древнего Китая было самым обширнейшим в мире. В объяснении действия лекарств большую роль играли отношение цвета, вкуса препаратов к пяти элементам и к органам.

Рас­ти­тель­ные сред­ст­ва, применялись со­об­раз­но с де­ле­ни­ем те­ла на 3 поя­са: го­лов­ки и верх­ние час­ти рас­те­ний упот­реб­ля­ют­ся при бо­лез­нях верх­не­го поя­са, стеб­ли рас­те­ний - при бо­лез­нях сред­не­го, а кор­ни - при бо­лез­нях нижнего пояса. Серд­це­ви­на использовалась при бо­лез­нях внут­рен­но­стей, ветви растений употреблялись при болезнях конечностей, а кора – при заболеваниях кожи.

Лекарственные средства животного происхождения включали в себя коконы шелкопряда, сушеные пауки, панцирь черепахи, а также зубы, ногти, уши, языки, сердце, печень, костный мозг большинства животных.

Китайцы считали, что кровь и кости льва придают мужество, слоновая кость в виде порошка использовалась при проблемах мочеиспускания, верблюжье мясо использовали для укрепления нервной системы, верблюжье молоко для лечения геморроя, свежая печень рыб применялась при куриной слепоте, вытяжки из пантов молодого оленя применялись как стимулирующее средство.

Как лекарственные сред­ст­ва минерального происхождения использовали железо, свинец, мышьяк, олово, медь, золото, серебро и их соединения – сульфат железа, ацетат меди, сульфат меди, а также буру, квасцы, морскую соль, едкий натр, нашатырь (впервые обнаружен в Египте), соединения серы – противочесоточное средство и соединения ртути – для лечения сифилиса..

Все лекарственные средства делились на:

К тоническим средствам относилось: женьшень, чай, табак, мясо из различных животных и др.

Чай, как целебное растение, упоминается еще в старинной энциклопедии Бань Цяо. Чай излечивает все недуги, прогоняет сонливость и т.д.

К вяжущим средствам относилось: чернильные орехи, семена лотоса, мускатный орех, опий, семена фиников, айва, кислая слива, железные опилки, листовое золото.

К разрешающим средствам относилось: кассия, мимоза, мускус, имбирь, камфара, белая чемерица, семена и корень репы, сандаловое дерево, семена горчицы, гвоздика.

Мус­кус - про­дукт вы­де­ле­ния мус­кус­но­го, же­ле­зи­сто­го меш­ка, на­хо­дя­ще­го­ся у сам­ца ка­бар­ги пе­ред по­ло­вы­ми ор­га­на­ми. При­ме­ня­ли в ви­де мус­кус­ной на­стой­ки по не­сколь­ко ка­пель как воз­бу­ж­даю­щее и уси­ли­ваю­щее сред­ст­во.

К слабительным средствам относилось: семена подорожника, шалфей, красные бобы, ревень, сернокислый натр, снежная вода

Китайская медицина продолжительное время развивалась изолировано. В Европу сведения о ней проникли только в XIII веке. В современном мире традиционная китайская медицина играет большую роль. Изучение ее наследий имеет важное значение для развития научной медицины.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Вопрос 1.

Врачебные знания передавались из поколения в поколение. Основной формой подготовки врачей в Древнем Китае считались

медицинские школы придворных императоров

высшие медицинские школы

Крупный вклад в развитие китайской медицины внес Цан Гун (267-215 гг. до н.э.). Он ввел

первые истории болезни

оплату работы врача

классификацию внутренних болезней

Входными воротами для инфекции китайские врачи считали

все естественные отверстия человеческого тела

В Китае еще до новой эры применялись предупредительные меры против оспы

Важнейшими лечебно-предупредительными мероприятиями в Древнем Китае были

Для китайцев настоящий врач не тот, кто лечит заболевшего, а тот, кто

назначает физические упражнения

владеет операционной техникой

Характерной особенностью традиционной китайской медицины является

Вершиной искусства диагностики в Древнем Китае стало учение

Медицина Древнего Рима.

Врачи императорского Рима

пользовались внешним почетом

защищались законом от оскорблений

имели возможность получать большие гонорары

не платили налоги

привилегий не имели

В царский период истории древнего Рима

не было врачей-профессионалов

лечили дома народными средствами

лечили в больницах

лечили в асклепионах

Первые шаги по пути к будущей патологической анатомии, вскрывая трупы умерших больных, сделал

Наиболее важными достижениями в развитии хирургии в Александрийский период были

применение раскаленного железа

применение гипсовой повязки

Врачи в Древнем Риме

не освобождались от воинской повинности

имели право на альтернативную службу

совмещали работу с воинской повинностью

освобождались от воинской повинности

Больных в царский период лечили

народными средствами при помощи магических заговоров

травами, кореньями, плодами

отварами и настоями

Акведуки не являются изобретением римлян, они заимствовали эту идею в

Наиболее ранним свидетельством граждан города Рима к мероприятиям санитарного характера является

Закон об эксплуатации санитарно-технических сооружений

Закон жителей города Рима

Закон XII таблиц

В области медицины период республики (конец VI в. до н.э.) знаменует

развитие санитарного законодательства

строительством санитарно-технических сооружений

становление и развитием медицинского дела

государственной регламентацией медицинского дела и формированием его материалистического направления

В период Римской Империи в городах и отдельных провинциях Государственные власти стали утверждать должности врачей

Для этого ученого характерно, что описанную им анатомию наружных частей организма предназначал для хирургов, в то время как анатомию внутренних органов - для всех врачей

Большое количество иностранных врачей в Риме привело к

отказу от работы

Впервые разработанный и примененный в медицине метод исследования, включавший в себя вивисекции и различные опыты на животных, принадлежит

Самое обширное во всей древней литературе сочинение по родовспоможении, гинекологии и детским болезням составил

Гален из Пергама

Асклепиад из Прусы

Диоскорид Педаний из Киликии

Превращение греческой медицины в Римскую и дальнейшее развитие врачебного искусства у римлян тесным образом связано с медицинской школой основанной

История римской медицины, в собственном смысле слова, начинается с указа Цезаря (46 г. до н.э.), давшего право

свободным иностранцам заниматься врачебной практикой в Риме

свободным иностранцам, занимавшимся врачебной практикой в Риме, право римского гражданства

заниматься врачебной практикой

римляне, желавшие посвятить себя этой профессии, получали возможность

На территории Китая человек жил уже в эпоху палеолита – давнекаменного возраста. Скелет человека, откопанный к югу от Пекина (пекинский синантроп), принадлежит к самым давним выявленным на земле остаткам человека. Рабовладельческий строй сложился в Китае к началу II тыс. к н. е. прежде всего в Северном Китае, в бассейне Желтой реки (Хуанхэ). К этому же периоду принадлежит создание китайской письменности, сначала пиктографической, потом иероглифической, что удержалась в течение тысячелетий. Исключительная сложность этой письменности, которая вошла в пословицу ("китайская грамота"), обусловила труднодоступность грамотности и образования и монополию относительно ее небольшой привилегированной группы жрецов и аристократов. Самые давние достопримечательности китайской письменности, среди которых первый в истории человечества календарь и первая карта звездного неба, записаны на черепашьих панцирях, на пластинках из прессуемого бамбука, на каменных и бронзовых ритуальных сосудах. Позже, в I тыс. до н. е. китайские тексты писали на шелке и бумаге, которую впервые начали производить в Китае.

В Древнем Китае был изобретен также порох, компас (магнитная игла), кисть для письма. Эти и некоторые другие изобретения проникли из Китая в другие страны, позже их иногда приписывали другим народам. Изделия китайских промыслов - шелка, гончарни, из костей, впоследствии фаянс и фарфор - широко известные в течение тысячелетий.

Китайцы, как и другие древние народы, рассматривали организм человека как уменьшенный мир, что в нем осуществляется постоянный взаимообмен между пятью основными элементами, из которых состоит мир: огнем, землей, водой, деревом и металлом. Силы этих процессов концентрируются в двух противоположных началах - полюсах, от взаимоотношения которых и зависит равновесие или нарушение ее как во всем мире, так и в жизни организма. Одно из этих противоположных начал рассматривалось как мужское (янь) и считалось активным, светлым, второе - как женское (инь) - пассивное, темное. Все болезни разделялись соответственно на две группы: с преимуществом начала янь, что проявляется симптомами возбуждения функций организма, и с преимуществом инь - с признаками притеснения всех функций.

В Китайской империи в период ее наибольшего усиления существовало государственное медицинское учреждение - медицинский приказ. Основным его назначением было обслуживание потребностей императорского двора и прежде всего лично императора. Но в функции его входили также некоторые аспекты медицинского дела, которые были в компетенции государственной власти (например, при эпидемиях).

Врач Цан Гунн (III ст. к н. е.) первый начал вести записи течения заболевания исследуемых больных (дать обзору их, помеченные изменения в симптомах, назначенное лечение, результаты лечения).

Анатомические и физиологичные сведения китайских ученых были недостаточны, поскольку за всеми распространенными в Китае религиями (конфуцианство, даосизм, буддизм) запрещалось производить вскрытия человеческих трупов. Анатомические описания и рисунки неполные, а иногда и искаженные. Китайские ученые знали, что сердце предопределяет движение крови. В одном из трактатов времен "Нуци-Кинг" отмечается, что "кровь течет без перерыва в закрытом кругу, никогда не останавливается", но объяснений относительно механизма этого движения не подается.

В диагностике заболеваний большого значения предоставляли анамнезу, общему виду больного. Пристально исследовали глаза, ноздри, рот и другие отверстия тела, рассматривая их как окна, сквозь которые входят болезни, изменения в которых дают представление о том, которое есть внутри тела. Особенное внимание уделяли исследованию пульса, которое длилось нередко часами. Изучению пульса в китайской медицинской литературе посвящено с древних времен много капитальных трудов. Изучали частоту, ритм пульса, учитывая времена года, часа дня. Думали, что за пульсом можно узнать, как функционирует не только сердце, но и все органы, а также о состоянии психики больного. Обращали внимание на характер выделений больного. Мочу исследовали на вид и вкус в разные часы дня и ночи.

Организм рассматривался как единое целое: "Избегай лечить только голову, если болит голова, и лечить только ноги, если болят ноги". Считали, что большое значение для здоровья имеет регулярный сон: "Одну ночь без сна не наверстаешь десятками ночей сна".

Общим правилом для врачей было "лечить лишь то, что поддается лечению; если болезнь неизлечима - пытайся облегчить страдания умирающего".

Основным положением терапии было лечение противоположным. Терапевтические средства китайской медицины очень разнообразны. Большинство медикаментов представляют лекарства растительного происхождения. Фармакопея XVI ст. состоит из 52 томов. Наилучшим из растительных лекарств считается корень женьшеня, которому приписывалось чудодейственное действие при разных заболеваниях. Современными опытами доказано, что он содержит алкалоиды тонизирующего характера. Из лекарств животного происхождения применялись панти - рога молодых пятнистых оленей; мускус - для лечения заболеваний сердца, печенки; костный мозг - для лечения гемералопии. В особенном почете были кровь и внутренности тигра. Из минеральных веществ использовались ртуть - от сифилиса, серка - от чесотки и др.

Особенностью сугубо китайской медицины есть метод лечения уколами - чжень-цзю (акупунктура) и прижиганиями - моксами. В древние времена эффективность этих методов объясняли тем, что прижигание и уколы создают "отверстия для выделения нечистоты" из больного тела. Показание для назначения их и описание применения даются уже в "Трактате" Бянь Цио. Китайские ученые определили на теле человека около 600 точек, в которые надлежит делать уколы при тех или других заболеваниях. Использовались модели человеческого тела с точечными отверстиями в определенных местах, в которые ученикам надо было ощупью попадать иглой. В этих самых "жизненных точках" делали прижигание, зажигая щепотки клочьев или сухую полынь. В дальнейшем, с развитием метода они были заменены специально изготовленными сигаретами из того же материала. При этом воспаленные комочки или сигареты не наносили ожогов, их держали на как можно более близком расстоянии от тела - то есть фактически выходила местная тепловая процедура. Таким прижиганием приписывали не только местное, но и общее действие, включая долголетие. Достаточно обстоятельно теория и практика чжень-цзю-терапії изложена в трактате "Ней-цзинь", что не раз дополнялся и переделывался.

Чжень-цзю является самым распространенным методом лечения и в современном Китае применяется в поликлиниках и в стационарах. Этот метод лечения в наше время достаточно распространен в странах Европы и Америки, изучается во многих лабораториях и клиниках, в частности и в нашей стране. Лечебный эффект его теперь рассматривают как следствие сенсорно-висцерального рефлексу.

Особенную трудность для китайских врачей представляло лечения женщин, которых по обыкновению они не могли исследовать непосредственно, освободив от одежды. Врач, идя к больной женщине, всегда имел при себе куклу женского пола, на которой женщина показывала врачу больные места. Этим да еще определением пульса и обзором мочи ограничивалось все объективное исследование больных женщин.

Древняя медицина Китая знала много средств лечения ран, переломов, вывихов, изготовлялись протезы для ампутированных. Уже в V ст. к н. е. в военных частях были штатные врачи. Из древних хирургов особенно известен был Хуа Ту (V ст. к н. е.), который делал полостные операции с обезболиванием, используя для этого вино, опий, сок конопли.

В Китае до нашей эры уже применялись предупредительные меры против оспы: чтобы искусственно вызывать заболевание, сохлые струпья оспенных пустул вкладывали в ноздри детей. В древних письменных достопримечательностях ("Чжоуськие ритуалы", XI - V ст. к н. е.) советуют обмывать все тело через каждых 5 дней, мыть голову через Из дни, а руки ?- 5 раз на день. Рекомендовались для здоровья разные виды спорта, разработана была своеобразная система пластичной гимнастики, призванная отворачивать внимание больного от грустных мыслей, болезненных стражданий, создавать жизнерадостное настроение.

В "Шицзин" подчеркивалось, насколько важно поддерживать в жилье чистоту.

Большинство достижений китайской народной медицины были доступны только состоятельным слоям населения. Чрезвычайная сложность иероглифического письма очень ограничивала распространение грамоты и достижений науки среди широких масс населения. Положение не улучшилось даже с развитием капитализма в Китае (начало XX ст.), когда в страну начали проникать достижения европейской науки.

Традиционная китайская медицина

Центральные теоретические положения китайской медицины выдержали испытание временем и в основных чертах сохраняются без изменений в течение трех тысячелетий.

Знания о строении человеческого тела начали накапливаться ещё в глубокой древности, задолго до запрета на вскрытие тел умерших (это произошло около II в. до н. э.), связаного с утверждением конфуцианства в качестве официальной религии. Об, этом свидетельствуют сохранившиеся анатомические таблицы более позднего периода (VI—VII вв.).

Здоровье воспринималось как результат равновесия начал инь и ян и пяти стихий, а болезнь — как нарушение их правильного взаимодействия. Различные соотношения этих нарушений объединялись в несколько синдромов, которые подразделялись на две группы: синдром избытка — ян и синдром недостатка — инь.
Многообразие заболеваний объяснялось широтой взаимодействия организма с окружающим миром и природой, особенностями самого организма, длительным пребыванием в одном из эмоциональных состояний и другими естественными причинами.

Искусство диагностики в древнем Китае основывалось на таких методах обследования больного как осмотр кожи, глаз, слизистых и языка, определении общего состояния и настроения больного, определении его запахов, конечно же подробном опросе больного, исследовании пульса и давлении на активные точки.

Согласно преданию, эти методы были введены легендарным врачевателем, жившим в XI в. до н.э. и известным под псевдонимом Вянь Цюе (Маленькая сорока), его подлинное имя — Цинь Юэжэнь.
Исторические хроники Ханьской династии повествуют о чудесных исцелениях, которые осуществляли Бянь Цюе и его ученики, искусно применяя иглоукалывание и прижигание, массаж и местные лекарственные средства.

Врачеватели древнего Китая пришли к этим выводам эмпирическим путем (в Европе теория кровообращения была сформулирована в 1628.г. У. Гарвеем). Обследуя больного, они изучали пульс не менее чем в девяти точках и различали до 28 видов пульса из которых основными считались десять: поверхностный, глубокий, редкий, частый, тонкий, чрезмерный, свободный, вязкий, напряженный, постепенный.

Чжэнь-цзю — иглоукалывание и прижигание

Характерной особенностью традиционной китайской медицины является чжэнь-цзю терапия (кит. чжэнь —иглоукалывание, лат. acupunctura, кит. цзю — прижигание).
Эмпирические корни этого метода уходят в глубокую древность, когда было замечено, что уколы, порезы или ранения в определенных точках тела приводят к исцелению некоторых недугов.

Первые иглы для акупунктуры были каменными. Они имели тончайшее отверстие (подобно игле шприца), по которому, как полагали, движется начало ян. Впоследствии иглы стали изготовлять не только из кремния или яшмы, но также из кости, бамбука, а позднее и из металлов: бронзы, серебра, золота, платины и нержавеющей стали. С развитием этого метода наметилась специализация игл я их деление на виды.

В древнем Китае существовало несколько методов прижигания. Прямое прижигание проводилось при непосредственной близости горящей сигареты от тела. При методе непрямого прижигания сигарета была на некотором расстоянии от точки воздействия, а между сигаретой и телом могли помещаться лекарственные вещества.
Прижигание теплыми иглами сочетало в себе и иглотерапию, и прижигание: сигарета закручивалась вокруг иглы и зажигалась, когда игла находилась в тканях, таким образом достигался комбинированный эффект.

Лекарственное врачевание в древнем Китае

Лекарственное врачевание в древнем Китае достигло высокого совершенства. Из народной китайской медицины вошли в мировую практику: из растений —жэньшень, лимонник, камфора, чай, ревень, смола, из продуктов животного происхождения— панты оленя, печень, желатина, из минеральных веществ — железо, ртуть, сера и т.д.

В 502 г. была создана первая из известных в мире китайская фармакопея, в семи книгах которой дано описание 730 видов лекарственных растений. В древнем Китае существовали учреждения, которые сегодня называются аптеками.

Однако не смотря на столь давние медицинские традиции, почти все дошедшие до нас труды о лекарственных средствах были составлены не в древнем, а в средневековом, феодальном Китае — времени бурного расцвета традиционной китайской культуры и медицины.
Первые специальные медицинские школы появились в Китае также лишь в средние века (с VI в.). До этого времени знания о традиционном врачевании передавались по наследству или в узком кругу посвященных.

Развитие хирургии в средневековом Китае

Развитие хирургии в древнем Китае (как и вскрытие человеческих трупов) было стеснено религиозными запретами, которые возникли в последние века до н. э. в связи с утверждением конфуцианства.

Крупнейшим хирургом древнего Китая считается Хуа Го (141—208), который прославился как искусный диагност и знаток чжэнь-цзю терапии. Он успешно лечил переломы, производил операции на черепе, грудной и брюшной полостях.
В одной из древних китайских книг описан случай выздоровления больного, которому Хуа То удалил часть селезенки. Для обезболивания во время операций Хуа То применял мафусан, мандрагору, а также метод иглоукалывания, достигая желаемого результата введением одной или двух игл.

Гигиена и предупреждение болезней в Древнем Китае

В китайских хрониках сообщается о благоустройстве древних городов с середины I тысячелетия до н.э. (мостовые, канализация, водоснабжение). Имеются данные о большом объеме предупредительных мер направленых на борьбу с оспой.
Так, по преданию в XII в. до н. э. во время эпидемии оспы китайские врачеватели пытались предотвратить распространение заболевания втиранием в ноздри здоровых детей корочек оспенных пустул.

студент, лечебный факультет, Южно-Уральский Государственный Медицинский Университет,


Что мы знаем о традиционной китайской медицине? О великом мастерстве врачей? В настоящее время мы все больше уделяем внимание в диагностике технологиям, забывая о умениях, которые были у нас раньше.

В Китае еще до нашей эры применялись предупредительные меры против оспы: сухие струпья вкладывали в ноздри детей, чтобы искусственно вызвать заболевание. В данной стране была высоко развита гигиена, ей уделялось много внимания: тело обмывали каждые 5 дней, а руки – 5 раз на дню. Также была разработана система пластичной гимнастики, призванная отвлечь больного от грустных мыслей, страданий и создать жизнерадостное настроение. Одной из трудностей для китайских врачей было лечение женщин, ведь они не могли исследовать их тело без одежды. Поэтому врач, направляясь к больной женщине, брал с собой куклу женского пола, на которой пациентка показывала больные места. Таким образом, обследование женщин ограничивалось этим, определением пульса и обзором мочи.

В начале приема пациента, врач изучал внутренние органы, отмечал внешний вид, осматривал конечности; во время общения с больным доктор выявлял симптомы, проводил диагностику пульса(именно этот показатель был для них наиболее важным). Китайские врачи различали более 20 видов пульса. Они считали, что по изменению пульса в нескольких точках можно не только определить болезнь человека, но и предсказать ее исход. Нормальный пульс равнялся 4 или 5 ударам за одно дыхание, либо от 60 до 80 ударов за 1 минуту. На становление этого направления в медицине ушли тысячелетия, и за это время стало понятно, что самые точные сведения можно получить только с лучевой артерии, расположенной на запястье(пульсация на шее считается излишне амплитудной, а пульс на ноге слишком удален от сердца). Для такой диагностики нужны очень чувствительные подушечки пальцев(верхняя часть подушечки использовалась для диагностики плотных органов, а нижняя – для полых). На окончательный диагноз также влияла фаза заболевания, время суток, погода. Поэтому только после долгих тренировок врач мог овладеть этим сложным мастерством.

Существует легенда о пульсовой диагностике.

«Однажды заболела дочь одного знатного мандарина. Придворные лекари ничего не могли сделать для облегчения страданий принцессы.

В это время правителю донесли об одном удивительном медике, который определяет любые болезни, только подержав человека за руку, не видя его и не разговаривая с ним. Этот врач немедленно был доставлен во дворец. Его звали Бянь Цюе.

Сложность была в том, что видеть знатную особу и дотрагиваться до нее врачу запретили. Невозмутимый Бянь Цюе попросил тонкую бечевку. Затем предложил привязать другой конец шнура на запястье принцессы, находящейся за ширмой.

Но подозрительность и скепсис коллег были настолько велики, что было решено подшутить над выскочкой и заодно проверить незнакомую методику. Для этого один конец шнура привязали к лапе собачки принцессы, а второй подали Бянь Цюе. Шнур легонько натянулся, и три пальца врача осторожно легли на гибкую поверхность. Несколько мгновений пальцы перебирали на месте разные точки. И можно представить ошеломление присутствующих, когда врач заявил, что это пульс не человека, а какого-то животного и что эта животинка мается глистами, а лечить их надо так-то и так-то.

После этого сомнений в могуществе методики не было, а искусность врача вызывала восхищение. С полным доверием шнур перенесли на запястье принцессы, после чего было определено заболевание и назначено лечение.

Питание в соответствии с сезонами и индивидуальной конституцией считалось в Китае главным секретом крепкого здоровья. Сбалансированная диета включает в себя все пять вкусов, представленных в равных пропорциях, благодаря чему оказывает гармонизирующее влияние на работу внутренних органов. Продукты должны быть как можно более свежими и употреблять их следует вскоре после приготовления, пока они не утратили вкус и аромат. Следует избегать голода и жажды, злоупотребления пищей. Желательно питаться в одно и то же время суток в спокойной обстановке.

Одним из самых распространенных и эффективных методов лечения является фитотерапия. Для этого использовались отвары, настои, где сохранялся весь комплекс активных веществ. Растительное сырье обычно продавалось в сухом виде. В их состав входило от 4 до 20 природных ингредиентов. В этом еще одно отличие от западной фитотерапии, где главное внимание придается свойствам одного растения. Такие отвары иногда имели неприятный запах и вкус, из-за чего потом стали использоваться лекарства, которые хранились в виде порошков, паст, бальзамов, таблеток и др. Они формировались из порошка трав, внутрь которого вносилось склеивающее вещество, чаще всего мёд. Также используются продукты животного происхождения (прополис, мумиё, мёд, рога оленя) и минералы. Древние алхимики верили, что особые растительные препараты способны замедлять процесс старения и обеспечивать долголетие.

Широко известен в практической китайской медицине массаж. Различные техники применяются как для стимуляции кровообращения, так и для снятия напряженности в мышцах и вправления костей. Для лица и других чувствительных областей массаж выполняется пальцами и ладонями, могут применяться травы и масла.

Используется акупунктура - иглоукалывание и тепловое воздействие на определенные точки кожи, стимулирующее потоки в организме. Ранее использовались каменные иглы, после золотые и серебряные, сейчас – стерильные одноразовые иглы из нержавеющей стали высокого качества. Эта методика воздействует на определенные точки, блокируя болевые рецепторы и стимулируя нервную систему, кровообращение и выработку эндорфинов. Иглы используются различной длины и толщины, подбираются в соответствии с частью тела, на которую нужно оказать воздействие, характером заболевания и возрастом пациента: над кистью используют короткие иглы, вводя под углом, на мясистых частях - более длинные и вводят глубже; для детей и пожилых людей используются короткие и очень тонкие иглы. Существует 365 основных точек для акупунктуры. Игла вводится, как правило, быстро и безболезненно.

Бесполезно спорить о том, какая медицина лучше – китайская или европейская, ведь в каждой есть пробелы. В Китае существуют лекарства против курения, разработана методика лечения последствий инсульта. Врач может применить 30 различных видов массажа и воздействовать на сотни энергетических точек, что кажется невероятным. Например, массажист способен увеличить количество антител в иммунной системе, укрепить её защитную систему, чтобы человек смог противостоять инфекционным заболеваниям, для лечения дегенеративных заболеваний и психических расстройств. Ни один критик не может сказать, что такая медицинская система примитивна. Они не зависят от диагностического оборудования так, как мы. Секрет успеха китайской медицины в способности ученого видеть проблемы и их возможные решения под разными углами, убеждать спонсоров и коллег принять смелые проекты.

Список литературы:

  1. Жаклин Янг. Секреты восточной медицины, 2006. – 177 с.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции