У осетин мифический властелин оспы

Страницы

пятница, 14 июня 2013 г.

Мифология осетин, народа относящегося к индоиранской группе индоевропейских народов. В формировании мифологии участвовали скифы, сарматы, аланы, а также племена оставившие памятники кобанской культуры. Позже влияние оказывали и тюркские народы. Одним из основных источников по мифологии осетин является эпос о нартах, мифических богатырях.

Авд дзуары ("семь святых") - собирательное божество из 7 общих (Аларды, Уацилла и др.) и местных божеств. Может показываеться в образе ярко светящейся птицы с большими крыльями, освещающей путь. Покровительствуют урожаю, домашним животным, здоровью людей.

Аларды - властелин оспы. Согласно мифам, Аларды живёт на небе, откуда
спускается по золотой лестнице. Он изображается красным или светлым крылатым чудовищем, Чтобы умилостивить, его называли "золотым" и т.п. прозвищами, приносили жертвы.

Аминон - существо женского рода, грозный страж, охраняющий ворота, ведущие в царство мёртвых.

Анигал — в осетинской мифологии и нартском эпосе божество пчёл, покровитель пчеловодства.

Артавыз, в осетинской мифологии злой дух. Согласно мифу, Артавыз был сотворён богом, чтобы принести людям добро, но стал учить их противоположному. Тогда бог велел богу-громовнику Уацилле втащить Артавызы к себе. Уацилла навёл на небо тучу, ударил цепью и поднял Артавызы наверх. Здесь Артавыз был пригвождён внутрь луны и находился под охраной часовых.

Архурон , в осетинской мифологии божество, насылающее накожные болезни. Но Архурон может просить верховное божество о ниспослании людям богатства и всякого благополучия.

Атынаг - божество урожая, в частности обильных трав и полевых работ. Перед началом сенокоса в честь А. устраивали пиршество, на котором не было мясных блюд

Афсати - божество диких зверей, покровитель охотников. В качестве жертвы ему охотники брали с собой три пирога в лес, а в случае удачной охоты делали благодарственный шашлык.

Барастыр - правитель загробного мира

Бынаты Хицау - покровитель жилищ. Бынаты Хицау живёт в кладовой и часто изображается в виде старухи. Может напускать болезни на жителей дома и домашних животных.

Галагон - хозяин ветров, дух плодородия

Дауаги, духи - покровители людей, зверей, лесов, вод, ветров.

Джеры́ дзуарр - божество, которое исцеляет душевнобольных.
Считалось, что Джеры дзуар обитает на горе возле селения Джер в Южной Осетии. Для исцеления от имени больного жертвовали мясо, а его самого подвешивали на веревке над пропастью, угрожая сбросить, если он не назовет вселившихся в него злых духов. Названные имена записывали и сжигали.

Дзанат - рай, находящийся в центре загробного мира. Представляет собой сад с накрытыми столами.

Донбеттыр ("водяной Петр") — в осетинском нартском эпосе повелитель воды, морской стихии. Образ связан с апостолов Петром после принятия христианства осетинами в 6-11 веке. Донбеттыр считался покровителем рыбаков. Ему поклонялись они, соблюдая в момент промысла определенные обряды (подобно тому, как было с Афсати). У Донбеттыра много дочерей (соответствующих русским русалкам), обитающих в речках и озёрах, они распоряжаются питьевой водой.

Зальский змей (осет. Залиаг калм) — в осетинской мифологии и нартском эпосе мифологическое существо, которое изображается в виде змеи.

Зендон - ад, находится в загробном мире, закрыт на замок, ключ от которого у Барастыра

Карчикалой, в осетинской мифологии покровитель птиц

Кафтысар-хуандон-алдар - в нартском эпосе хозяин рыб

Курдалагон, Курд-Ала-Уаргон — божество покровитель кузнецов. К нему обращаются с просьбой сделать подковы для лошади умершего, чтобы он мог путешествовать в стране мёртвых.

Мыкалгабырта - божество плодородия, одно из трёх, кроме Реком и Таранджелоз, осетинских святилищ.К Мыгалгабырта обращались с просьбой послать богатый урожай хлебов, увеличить стада и избавить людей от бед и болезней.

Никкола - осетинской мифологии божество урожая, один из самых влиятельных и благожелательных к людям небожителей. Имя этого божества произошло от имени христианского святого Николая Чудотворца.

Реком - божество плодородия. К Реком обращались с просьбой послать богатый урожай, удачный сенокос и охоту. Реком являлся многофункциональным божеством, кроме просьб, связанных с сельским хозяйством, к нему обращались для исцеления от болезней и защиты от злых сил.

Руймон - чудовище в виде змеи. Было рождено от оленя слепым, но может стать зрячим и убить людей. Чтобы этого не произошло небесных духи отрубают от него куски и дают умершим людям, которые от этого молодеют, становясь того возраста, в котором они умерли.

Саниба - дух, которого просили послать дождь, тепло, урожай хлебов, уберечь людей и скот от болезней

Сау бараджы дзуар - покровитель разбойников. Обитает в пещере и едет на вороном коне впереди воров и грабителей.

Сау дзуар (буквально "черный святой") - считалось, что от него зависит урожай злаков, особенно пшеницы черного сорта

Сафа - создатель и покровитель надочажной цепи, мог наслать кожные болезни, если трогать цепь грязными руками. Сафу призывали во время грозы, а также его имя входило в текст клятвы.

Таранджелоз - божество плодородия.

Тутыр - хозяин волков. Разгневавшись на волков, Тутыр затыкает им глотки каменьями и таким образом морит их голодом.

Уастырджи - покровитель мужчин, путников и воинов, враг мошенников, воров и клятвопреступников. Соответствует святому Георгию. Изображался на белом коне, в белой бурке. Интересуется тем, помогают ли люди друг другу в нужде. Может появляться в облике нищего. В празднествах в честь Уастырджи не могли участвовать женщины

Уацилла (уац, "божество", "божественный"; Илла, имя Ильи-пророка), бог-громовержец, покровитель хлебных злаков и плодородия.

Фалвара покровитель мелкого рогатого скота; изображался без левого глаза, т.к. считалось что Тутыр в мирной беседе с Фалварой. выбил ему глаз, чтобы дать возможность своим волкам подкрадываться к стадам с левой стороны.

Хетаджи дзуар - божество урожая хлебных злаков, покровитель путников и воинов.

Хоралдар - божество хлебов, покровитель урожая,.

Хохы дзуар - покровитель гор, также посылает урожай хлебных злаков, охраняет домашних животных от болезней, насылает непогоду.

Хуцау
единый великий бог, творец земли, мать земли, небожитель, невидимое божество которое всё видит, всё замечает, всё знает о происходящем на земле. О нуждах и заботах людей ему доносят зэды, дауаги, Уацилла и особенно часто наиболее любимый им Уастырджи.


Источники: Мифы народов мира, под ред. С.А. Токарева.

ААРРА — Бог в древнеарабской мифологии - покровитель города Босра

ААХ — В египетской мифологии - божество луны, почиталось в Фивах

АБАНТ — В греч.миф.:сын Посейдона и Аретусы; сын Мелампа

АБАРИД — Житель мифической страны гипербореев в древнегреческой мифологии

АБАРИС — В греческой мифологии житель Гипербореи, прорицатель и жрец Аполлона

АБДЕР — В греческой мифологии сын Гермеса, любимец Геракла

АБЗУ — (Апсу) мировой океан пресн.вод в шумеро-аккадск.мифологии

АБЗУ — Мировой океан пресной воды в шумеро-аккадской мифологии

АБНАУАЮ — Миф-й персонаж у абхазов, "лесной человек"

АБУНДАНЦИЯ — Богиня изобилия, спутница Цереры в римской мифологии

АБХИРАТИ — В буддийской мифологии махаяны рай

АБХИРАТИ — В буддизме рай, мифический счастливый край на востоке, которым управляет будда Акшобхья

АВАДДОН — Погибель,в иудаистск.миф.яма могилы и преисподней

АВАЛЛОН — В кельтской мифологии - остров блаженных на далеких западных островах, где в стеклянной башне женщины предлагают яблоки, дарующие бессмертие

АВАЛЛОН — В кельтск.мифологии "остров блаженных",потусторонний мир

АВАЛОКИТЕШВАРА — Один из главных бодхисатв в буддийской мифологии

АВГА — (ауга) в греч.миф-гии жрица Афины,дочь царя Аркадии Алея

АВГА — В греческой мифологии - жрица Афины, дочь царя Аркадии Алея

АВГИЙ — Царь, мифологический персонаж в древнегреческой мифологии

АВГИЙ — В греч. мифологии царь Элиды, чьи конюшни очистил Геракл

АВКСЕСИЯ — В греч.миф.местное божество в Трезене,Эпидавре,Эгине

АВОНАВИЛОНА — В мифах зуньи бог-создатель и первопричина всего сущего

АВРААМ — Мифич. родоначальник евреев, отец Исаака

АВРОРА — В древнеримской мифологии богиня утренней зари

АВРОРА — Богиня утренней зари в древнеримской мифологии

АВСЕНЬ — Персонификация урожая в Новом году в славянской мифологии

АВСЕНЬ — Покровитель лошадей и пчел в восточнославянской мифологии

АВСОН — В греч.мифологии сын Одиссея и Калипсо

АВТОЛИК — В греч.миф. дед Одиссея, научивший Геракла искусству борьбы

АВТОМЕДОНТ — В греческой мифологии возница Ахилла

АВТОМЕДОНТ — В греческой мифологии (у Гомера) возничий Ахилла

АВТОНОЙ — В древнегреческой мифологии: отец Анфа, Схойнея

АВТОНОЙ — В греч.миф.:отец Анфа,Схойнея; дельфийский герой

АВТОНОЙ — В греческой мифологии:отец Анфа, Схойнея; дельфийский герой

АВТОНОЯ — В греч. мифологии дочь царя-основателя Фив Кадма

АВТОНОЯ — В древнегреческой мифологии: дочь царя-основателя Фив Кадма и Гармонии

АГАВА — Дочь Кадма и Гармонии, сестра Семелы, мать Пенфея в древнегреческой мифологии

АГАМЕД — В греч.миф.беотийский герой,сын Эргина

АГАМЕМНОН — Миф. герой Др. Греции; часть трилогии Эсхила

АГАМЕМНОН — Отец Ореста (миф.)

АГАНИППА — В греч.миф. нимфа одноименного источника на Геликоне

АГАПЕНОР — В греч.миф.предводитель 7 аркадск.кораблей в Троян.войне

АГАСТЬЯ — В др.-индийск.миф.божественный риши,сын Митры и Варуны

АГАСФЕР — Вечный жид. человек, не давший Христу отдохнуть на крестном пути к Голгофе и осужденный Богом на вечную жизнь и скитания (христ. миф.)

АГБЕ — В мифах фон глава пантеона божеств моря

АГБЕ — В мифах фон - глава пантеона божеств моря

АГДОАДА — Восемь изначальных космических богов города Гермополя, из которых возник мир в египетской мифологии

АГДЫ — В мифах эвенков,орочей хозяин грома и молнии

АГДЫ — В мифах эвенков, орочей - хозяин грома и молнии

АГЕЛАСТ — В греч.миф.скала в Элевсине (Аттика)

АГЕНОР — В греческой мифологии царь Финикии, сын Посейдона и Ливии, отец Европы, Кадма и Феникса

АГИЛА — Дочь плотника-кораблестроителя Наглиса (миф.)

АГЛАВРА — В греческой мифологии супруга Кекропа - афинского царя; дочь предыдущей

АГЛАВРА — (миф.)супруга Кекропа - афинского царя; дочь предыдущей

АГЛАВРА — В древнегреческой мифологии: одна из дочерей Кекропа, которую наказала Афина, внушив ей страсть к Гермесу

АГЛАВРА — В древнегреческой мифологии: супруга Кекропа - афинского царя

АГЛАВРА — В греческой мифологии одна из дочерей Кекропа, которую наказала Афина, внушив ей страсть к Гермесу

АГЛАОПА — Сирена, злая морская нимфа, полуптица-полуженщина в древнегреческой мифологии

АГЛАЯ — Харита в древнегреческой мифологии

АГЛАЯ — В римской мифологии одна из трех граций - богинь красоты

АГЛИБОЛ — В западносемитской мифологии бог луны

АГЛИБОЛ — В западносемитск.мифологии бог луны

АГНИ — Бог огня в ведической мифологии

АГНИ — Бог огня в славянской мифологии

АГНИ — Бог огня в индийской мифологии

АГРОН — Миф. персонаж, превращенный в ржанку

АГУНУА — В меланезийской мифологии о.Сан-Кристобаль главный дух, огромный змей

АГЫЗМАЛ — В абхазской низшей мифологии оборотень

АДАД — В др.-вост. миф. бог грозы, ветра и дождя

АДАД — В восточной мифологии - бог грозы, ветра и дождя

АДАПА — В аккадской миф.герой,один из "семи мудрецов"

АДДХАЛОКА — В джайнской мифологии один из царей вселенной

АДЖИНА — В мифологии таджиков, узбеков и др. злой дух

АДЖНЫШ — У абхазов миф.персонаж,дьявол

АДИТИ — В древнеиндийской мифологии - мать богов

АДИТЬИ — В др.-инд.мифологии особая группа небесных богов

АДИТЬЯ — В ведийской и индуистской мифологии одно из имен божества Солнца, сын Адити

АДИТЬЯ — В др.-инд.мифологии сын Адити

АДМЕТ — Участник похода аргонавтов в древнегреческой мифологии

АДОНИС — Бог плодородия в древнефиникийской мифологии

АДОНИС — Бог плодородия, любимец Афродиты в древнегреческой мифологии

АДОНИС — Бог плодородия в древнегреческой мифологии

АДРАН — В италийск.миф.хтоническое божество сикулов

АДРАСТ — Царь Аргоса в древнегреческой мифологии

АДРАСТЕЯ — Богиня кары и возмездия в греческой мифологии

АДРАСТЕЯ — В греч.миф.божество фригийского происх-я; спутник Юпитера

АДХИДЕВАТА — В др.-инд.миф.высшее божество,творец мира вещей

АДХЬЯТМАН — В др.-инд.мифологии высший дух

АЕЛЛО — ("бурная") в греч.миф. одна из гарпий

АЖДАРХА — Злой демон в мифологии тюркоязычн.народов

АЖДАХАК — Миф.дракон, царь маров (мидян)

АЖЕ — В мифах он - божество охоты, 4-й сын Маву-Лиза

АЗА — Богиня в чеченских, ингушских мифах, дочь Солнца

АЗА — Богиня в чеченских мифах, дочь солнца

АИД — В греческой мифологии - сын титана Кроноса и Реи, бог подземного царства мертвых

АИД — Владыка царства теней усопших в греческой мифологии

АИД — Подземное царство, куда спустился Орфей за Эвридикой (миф.)

АИД — Царство мертвых в древнегреческой мифологии

АИД — Владыка царства теней усопших в др.-греч. мифологии

АИД — В др.-греч. мифологии бог подземн. царства мертвых

АИД — В древнегреческой мифологии-бог подземного мира и царства мертвых

АИЙАНАР — В дравидск.миф.бог земледелия и плодородия

АИРМЕД — В ирландской мифологии богиня врачевания, дочь бога-целителя Диана Кехта

АИТА — В этрусской мифологии богиня царства мертвых

АИТА — Божество в этрусской мифологии, отождествлявшееся с греческим Аидом

АИТА — В этрусской мифологии - владыка подземного царства

АЙВЕ — Королева-воительница из ирландских мифов

АЙДИЕ — В мифах эдэ Вьетнама местопребывание божеств

АЙЙЮБ — В мусульм.миф.один из пророков (Айюб)

АЙК — Мифический прародитель армян

АЙЛИЛЬ — В ирландской мифологии супруг королевы Медб, поспоривший с ней о том, чей род древнее и богаче

АЙРАВАТА — В ведийской и индуистской мифологии слон, появившийся в начале творения, выступает также как принадлежность Индры

АЙРАВАТА — В др.-инд.мифологии прародитель слонов

АЙРЬЯМАН — В иранской мифологии благое божество

АЙТВАРАС — В литовской мифологии огненный змей, приносящий людям богатство

АЙТВАРАС — В лит. мифологии летучий дух, огнен. змей, инкуб

АЙФЕ — Королева-воительница в ирландской мифологии

АЙШМА — В иранской мифологии один из дэвов

АКАДЕМ — В греческой мифологии афинский герой

АКАЛАНФИДА — В греч. миф. одна из девяти пиэрид,состязавшихся с музами

АКАЛЛА — В греч.миф. дочь Миноса и Пасифаи, возлюбленная Апполона

АКАМАНТ — В греческой мифологии сын Тесея и Федры

АКАМАС — (акамант) в греч. миф. сын Тесея и Федры

АКАРНАН — В древнегреческой мифологии: сын Каллирои и Алкмены, внук Амфиарая

АКАРНАН — В греч.мифологии сын Каллирои и Алкмены,внук Амфиарая

АКАСТ — Сын Пелия, царя Иолка, участник похода аргонавтов в древнегреческой мифологии

АКАСТ — В греч.миф.фессалийский герой, сын Пелия

АКАСТА — В греч. миф. одна из океанид

АКВИЛОН — Бог северного ветра в римской мифологии

АКВИЛОН — В древнеримской мифологии:бог северного ветра

АКЕЛ — В греч.мифологии сын Геракла и Малиды

АКЕЛ — В греческой мифологии - сын Геракла и Малиды

АКЕР — В египетской мифологии - бог земли, покровитель мертвых

АКЕР — В египетск.мифологии бог земли, покровитель мертвых

АКЕСИЙ — Знаменитый врач, близкий Асклепию в древнегреческой мифологии

АКЕСТ — Сын речного бога Кримниса и троянки Эгесты в древнеримской мифологии

АКИД — Пастух, сын Фавна в древнеримской мифологии

АККО — В греческой мифологии страшилище, которым пугали детей

АККО — В греческой мифологии - страшилище, которым пугали детей

АКМЕНЫ — В греч.мифологии нимфы в Олимпии

АКОНТЕЙ — В греч.мифологии товарищ Персея

АКОНТЕЙ — В древнегреческой мифологии: товарищ Персея

АКОНТИЙ — Красивый юноша с острова Кеос в древнегреческой мифологии

АКОНТИЙ — В греч.мифологии прекрасный юноша с о.Кеос

АКРАТОПОТ — В греч.мифологии демон несмешанного вина

АКРИСИЙ — Царь Аргоса в древнегреческой мифологии

АКСИОХА — В древнегреческой мифологии: нимфа, мать Лисиппа, возлюбленная Пелома

АКТЕОН — В греческой мифологии - внук Аполлона, превращённый Артемидой в оленя

АКТЕОН — Охотник в древнегреческой мифологии

АКТОР — В греч.миф.сын Мирмидона и Песидики; отец Астиохи

АКУАКУ — В миф.рапануйцев (о.Пасхи) добр.и злые духи

АКХИТ — В зап.-семитск.мифологии богатырь-охотник

АЛАД — Демон в шумерской мифологии

АЛАЛКОМЕН — В греч.мифологии беотиец, вскормивший Афину

АЛАНГСАР — В мифах калмыков великан

АЛАРДЫ — У осетин миф.властелин оспы

АЛАТЕ — Персонификация лжи в древнегреческой мифологии

АЛЕ — Богиня земли и плодородия в мифах игбо, её символ черепаха

АЛЕ — Богиня земли и плодородия в мифах игбо,ее символ черепаха

АЛЕЗ — В италийск.миф.:основатель г.Фалерии; сын Нептуна

АЛЕЗ — В италийской мифологии основатель г. Фалерии, сын Нептуна

АЛЕКСОТА — В литовск. миф. богиня любви

АЛЕКТРИОН — В греч.мифологии слуга Ареса

АЛЕКТРИОН — В греческой мифологии юноша - слуга Ареса

АЛКАФОЙ — В греческой мифологии мегарский герой, сын Пелопа и Гипподамии

АЛКЕСТА — Жена аргонавта Адмета в древнегреческой мифологии

АЛКИМЕДОНТ — В греческой мифологии аркадский герой

АЛКИНОЙ — В греческой мифологии (у Гомера) мудрый царь феаков, внук Посейдона, супруг Ареты, отец Навсикаи

АЛКИОНА — Царица из древнегреческих мифов, превращенная в зимородка

АЛКИОНА — Дочь Эола, жена Кеика в древнегреческой мифологии

АЛКИОНЕЙ — В греческой мифологии один из гигантов - участников гигантомахии

АЛКМЕНА — Дочь Электриона, жена Амфитриона в древнегреческой мифологии

АЛКМЕОН — Эпигон, сын Амфиарая и Эрифилы в древнегреческой мифологии

АЛОАД — Сын морского бога Посейдона в древнегреческой мифологии

АЛОПА — В др.-греч. миф. дочь Керкиона, царя Элевсина

АЛПАМЫШ — Народный герой в среднеазиатской мифологии

АЛПАН — У лезгин,лакцев божество огня; в этрусск.миф.богиня любви

АЛСВИДР — В скандинавской мифологии божественный конь, несущий колесницу солнца

АЛФЕМЕН — Сын Катрея в древнегреческой мифологии

АЛЫ — В мифах армян злые духи

АЛЫШКЕНТЫР — В абхазских мифах божество собак

АЛЬВИС — В скандинавской мифологии карлик, сватавшийся к дочери бога Тора

АМАЛЬТЕЯ — Спутник Юпитера, названный по имени мифической козы

АМАТ — В египетской мифологии чудовище, обитающее в Дуате и пожирающее грешников

АМАЦУМАРА — В японской мифологии божество, изготовившее магическое зеркало - одну из реликвий японских императоров

АМБА — В мифах нанайцев, орочей злой дух

АМБА — В мифах нанайцев, орочей - злой дух

АМЗА — В абхазских мифах персонификация луны

АМЗА — В абхазских мифах - персонификация Луны

АМИК — В греческой мифологии великан, сын Посейдона

АМИК — На могиле этого героя греческой мифологии - мастера кулачного боя - выросло дерево, плоды которого внушали отведавшим их страсть к кулачному бою

АМИК — В греческой мифологии - великан, сын Посейдона

АМИМОНА — В древнегреческой мифологии: одна из 50 дочерей аргосского царя Даная

АМИНТОР — В древнегреческой мифологии: царь города Ормения, отец Феникса

АМИФАОН — В древнегреческой мифологии: сын Кретея и Тиро, брат Ферета

АММ — В йеменской мифологии бог луны, бог-предок

Статьи на букву "Б" (часть 1, "БА"-"БАР")

Лит.: Юань Кэ, Мифы древнего Китая, М., 1965, с. 123-24.


"Книга мертвых" Ани: глава 89. Около 1250 г. до н.э.

БААЛ (b’l), в западносемитской мифологии прозвище богов, производное от Балу.

БААЛАТ

БААЛ-ХАММОН

БААЛШАМЕМ

БАБА-ЯГА

В. В. Иванов. В. Н. Топоров.

БАВКИДА

БАВО - мифический родоначальник хауса (Западный Судан), змееборец. Согласно одному из вариантов мифа, в страну хауса, где правила великая охотница Даура, явился чужеземец из страны Борну. Даура согласилась на брак с ним при условии, что муж не будет спать с нею. Она дала мужу в наложницы свою рабыню, которая, родив сына, стала презирать госпожу. Разгневанная Даура сняла свою охотничью мужскую одежду, надела украшения и женские одежды, пошла к мужу и спала с ним. Вскоре она родила сына Б. Шесть сыновей Б. стали царями - эпонимами городов хауса. Кано и Рано (цари индиго) занимались изготовлением и окраской тканей, двое других (цари рынка) - торговлей, Гобир (царь войны) защищал братьев, а Зегзег (царь рабов) обеспечивал их рабочей силой.

По другим версиям, Б. получил согласие Дауры стать его женой за то, что убил змея, жившего в колодце её города. В более поздних исламизированных версиях мифов вместо Б. фигурирует багдадский царевич Баяджида (Баяджида, по-видимому, является видоизменением имени Абу Язида, предводителя восстания Ю в. берберов-хариджитов против североафриканской династии Фатимидов).

Лит.: Ольдерогге Д. А., Западный Судан в XV-XIX в., М-Л.. 1960; A selection of Hausa stories, ed by Н. A. S. Johnston, Oxf., 1966; Mischlich A.. Über Sitten und Gebräuche in Hausa, «Mitteilungen des Seminars für orientalische Sprachen., 1907, Bd 10, Abt. 3: Palmer Н. R., Sudanese memoirs. L., 1967.

БА ГУА


Восемь диаграмм Фу-си.


БАДНЯК

Лит.: Топоров В. Н., Ahi budhnуа. БаднСљäк и др., в сб.: Этимология. 1974, М.. 1976.

БАЙ БАЙАНАЙ

БАЙ-ДИ

БАЙ-ХУ


Китайская лубочная картина.

Конец XIX — начало XX вв.

Музей истории религии и атеизма.

Коллекция академика В. М. Алексеева.


Рельеф на западной стороне каменного саркофага.

Рубеж нашей эры.

БАЙЦЗЭ

БАКАБЫ

БАКАБЫ - в мифологии майя боги - братья Хобниль, Кан-Цик-Наль, Сак-Кими и Хосан-Эк, которые стоят в четырёх углах вселенной и поддерживают небо, чтобы оно не упало на землю. Б. были связаны с цветовой и календарной символикой стран света. Так, Хобниль ассоциировался с востоком и красным цветом и был покровителем годов, начинавшихся с дня Кан; Кан-Цик-Наль - с севером, белым цветом и годами Мулук; Сак-Кими - с западом, чёрным цветом и годами Хищ; Хосан-Эк - с югом, жёлтым цветом и годами Кавак. Б. имели антропоморфный облик, но ряд изображений и письменных источников даёт возможность предполагать, что в древности они мыслились в виде животных (игуаны, опоссума, черепахи, улитки) или насекомых (паука, пчёл). Хобниль был покровителем пчеловодства. В 10- 16 вв. Б. в значительной степени слились с богами ветра - павахтунами и богами дождя - чаками. В этот период существовали представления и о подземных Б., поддерживавших своды преисподней.

БАКАРОРО И ИТУБОРИ

БАКАРОРО И ИТУБОРИ - в мифологии индейцев бороро братья-близнецы, культурные герои. Согласно мифу, Б. и И. дети от женщины и ягуара. Вскоре после рождения они убили сокола, съевшего их мать. Затем Бакароро предписывает всем животным и птицам, до того питавшимся человечиной, больше не делать этого и определяет, кто чем будет питаться. По представлениям бороро, Бакароро живёт на западе, а Итубори на востоке, к одному из них отправляются души умерших.

БАКБАК-ДЭВИ

БАКБАК-ДЭВИ - в грузинской мифологии лесной человек, один из дэвов. Б.-д., воплощающий злое начало (но всегда побеждаемый положительным героем), представляется многоголовым существом, тяжесть которого с трудом выдерживает земля, людоедом, вместе со своими пособниками пожирающим людей.

БАЛАМ

БАЛАМ-АКАБ

БАЛАРАМА

БАЛИ (др.-инд. Bali), в индуистской мифологии царь дайтьев, сын Вирочаны и внук Прахлады. Пуранический миф о Б. и Вишну явился переосмыслением ведийского - о трёх шагах Вишну (РВ I 22, 17; I 154, 1-4 и др.) и брахманического - о Вишну-карлике (Шат.-бр. I 2,5,5; Тайт.-самх. II 1,3,1). Согласно этому мифу (Ваю-пур. II 36, 74-86; Рам. I 29; Мбх. Ill 270; XII 343 и др.), Б. благодаря своему благочестию и подвижничеству победил Индру и добился власти над тремя мирами - небом, землёй и подземным миром. Тогда Вишну, воплотившись в карлика (см. Аватара ), пришёл к Б. и попросил у него в дар столько пространства, сколько он, карлик, сможет отмерить тремя своими шагами. Не подозревая обмана, Б. согласился, и Вишну, приняв свой истинный облик, первым шагом покрыл всё небо, вторым - землю, а третий шаг сделал коротким и оставил Б. во владение подземный мир - паталу.

БАЛИЙСКАЯ МИФОЛОГИЯ

БАЛИЙСКАЯ МИФОЛОГИЯ - комплекс мифологических представлений балийцев (остров Бали, Индонезия). Как и у других развитых земледельческих народов Индонезийского архипелага, у балийцев мифологическая традиция во многом восходит к представлениям древнего аустронезийского населения. Наиболее архаичный субстрат, прослеживаемый в религиозно-мифологической системе балийцев, вобрал в себя различные компоненты мифологии времени сложения племенных культов, отсюда устойчивость и самобытность собственно Б. м. в атмосфере влияния индуистской культуры. В формировании Б. м. большую роль сыграли культурно-этническая близость и длительные контакты с соседними феодальными государствами Явы (особенно в 11 -15 вв.) и относительная изоляция балийской культуры в условиях мусульманской экспансии начиная с 16 в.

В Б. м. прослеживается образ мироздания, сочетающего вертикальное (нижний - подземный, средний - наземный и верхний - небесный миры) и горизонтальное (четыре страны света и центр) членение, закрепившееся под воздействием индуистской и буддийской мифологий. Однако имеются традиционные мифологические мотивы, связанные с древней двоичной и четвертичной классификацией. В них присутствует идея космического дуализма. Образ верха - каджа соответствует представлениям о тонком духовном, небесном начале, а также северному и восточному направлениям и правосторонней ориентации; образ низа-келод-представлениям о грубом телесном, земном начале, южному и западному направлениям и левосторонней ориентации. Каджа и келод олицетворяются как космическая брачная пара (лухмувахи) мужского и женского начал. В центре мироздания, по Б. м., находится мировая гора Гунунг Агунг, которая как бы соединяет подземный и небесный миры и служит пристанищем богов.

Для Б. м. характерно широкое развитие демонологического круга, тератоморфных образов. Наиболее популярен сюжет о борьбе двух чудовищ - Рангда и Баронг, передаваемый в народных мистериях.

На Бали с его длительной государственной историей и сильно развитой ритуально-культовой стороной религии большое распространение получили генеалогические мифы и разного рода культовые мифы, в которых объясняется происхождение династий и правящей верхушки, а также обрядов и святынь. В ряде таких мифов своеобразно синтезировались сравнительно поздняя легендарная основа (прежде всего относящаяся к связям с яванской империей Маджапахит в 13-15 вв.) и древний местный мифологический субстрат (элементы близнечного мифа, тотемного мифа), например миф о происхождении государей княжества Педженг после победы божества Батара Индры над демоном Майя Данава, который был низвергнут и воплотился в цветке кокоса; из цветка вышли близнецы, разнополая двойня Месула-Месули, давшая начало поколениям правителей.

Образы и сюжеты Б. м. получили отражение в старинной и современной балийской живописи и деревянной скульптуре, в куклах театра ваянг.



Фрагмент стенной росписи.

Музей восточноазиатского искусства.


Злой демон Равана.

Злой демон Равана.

Музей антропологии и этнографии.


БАЛТИЙСКАЯ МИФОЛОГИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

В борьбе богов младшего поколения за власть над миром и богами он фактический властелин вселенной, оттеснивший Илу на задний план. Владыка земли и плодородия, Б. вместе с Анат противостоит хтоническим и связанным с морской стихией разрушительным силам и предстаёт как умирающий и воскресающий бог. Главный враг Б. - бог смерти и подземного мира Муту. Согласно мифу, Муту, пожелавший отнять у Б. власть над миром и богами, требует, чтобы тот явился к нему на пир в подземное царство. Устрашённый, Б. оказывает Муту почтение и, по-видимому, является к нему, признавая, таким образом, его власть над собой; впоследствии Б. гибнет, по-видимому, убитый Муту. Илу, Анат и другие добрые боги оплакивают его; Анат с помощью богини солнца Шапаш находит тело Б. и, совершив оплакивание, погребает его на горе Цапану. Анат обвиняет Асират в том, что та враждебна Б. По настоянию Асират Илу назначает владыкой богов Астара. Анат требует от Муту вернуть Б. и, получив отказ, уничтожает Муту, разрубает, сжигает, размалывает в муку его тело и рассеивает по полю. Б. воскресает и возвращает себе власть. Муту появляется на седьмой год после своей гибели и вновь борется с Б.; Шапаш угрожает Муту наказанием Илу; борьба заканчивается победой Б. Схватка между Б. и Муту постоянно возобновляется; гибель Б. приводит к увяданию и засухе, а его воскресение влечёт за собой расцвет в природе.

Б. борется и с богом морской стихии Йамму, который требует, чтобы Б. стал его рабом. Б. побеждает Йамму, используя в качестве оружия чудесные палицы, сделанные Кусар-и-Хусасом (в другом мифе победительницей Йамму выступает также Анат). Врагами Б. являются Латану (Левиафан) и другие хищные чудовища. Известен миф о создании для Б. дворца (символ власти и могущества): Анат с помощью Асират добивается разрешения Илу на постройку дворца, который строит на горе Цапану Кусар-и-Хусас, покрывая его золотом и серебром. При этом после долгих споров с Б. он делает во дворце окно (ср.: через окно в дом проникает смерть, Иерем. 9, 21).

Сказания о громовержце Б. известны и по хеттским источникам: согласно мифу, Асират (Ашерту) пытается соблазнить Б., он, по указанию Илу (Элькунирши), выполняет её желания и унижает её, между ними начинается вражда. В Египте Б. отождествлялся с Сетом. В мифах, очевидно, палестинского происхождения, он снимает печать, наложенную Гором (Астаром?) на лоно Анат и Астарты; Ра отдаёт их ему в жёны; рассказывалось о священном соитии Сета и Анат. По египетским источникам известен также палестинский миф о борьбе Сета и Йамму, посредницей в которой выступает Астарта; побеждает Сет.


Балу, поражающий землю молнией.

Балу, поражающий землю молнией.

Первая половина 2 тысячелетия до н. э.

БАЛЬДР

Отчётливых следов мифа о Б. у континентальных германцев нет. Попытка немецкого учёного Ф. Генцмера усмотреть намёки на миф о Б. в т. н. Втором мерзебургском заклинании недоказательна. Имеется гипотеза немецкого исследователя О. Хёфлера об изображении Б. в южноскандинавских наскальных рисунках эпохи бронзы. Однако явно отражённый в скандинавском мифе о Б. обычай сожжения мертвеца в ладье относится к позднему железному веку.

Миф о смерти Б. является своеобразным введением к скандинавскому эсхатологическому циклу - смерть его служит как бы предвестием гибели богов и всего мира (см. Рагнарёк ). В обновлённом мире, который возникнет после гибели старого, вернувшийся к жизни Б. примиряется со своим убийцей Хёдом, тоже ожившим ("Прорицание вёльвы ").

Vries Ian de, Der Mythos von Balders Tod. «Arkiv för nordisk filologi., 1955, v. 70.

E. М. Мелетинский.

БАМБАРА МИФОЛОГИЯ

БАМБАРА МИФОЛОГИЯ - комплекс мифологических представлений бамбара (самоназвание - банмана или бамана), одного из крупнейших народов языковой группы манде, населяющего юго-западный район Мали.

Общность мифологических взглядов бамбара и догонов сказывается в аналогичности символики: чисел (напр., семь - символ человека; три воплощает мужское начало, четыре - женское), цвета (красный - символ крови, жизни, любви, белый - цвет предков, чистоты и т. п.), животных и растений и т. п.; в сходстве представлений: о первоначальной роли в сотворении мира вибрации, спиралеобразного движения; о принципе парности, лежащем в основе образования вселенной; о порождении растений и животных от союза небесного божества (Пемба - у бамбара, Амма - у догонов) с землёй; о роли в сотворении мира божеств, воплощающих дух воды (Фаро - у бамбара, Номмо - у догонов); о созидающем значении творческого слова; о классификации элементов вселенной; о множественности миров (семь не- бес и семь земель - у бамбара, семь верхних и семь нижних миров - у догонов) и др.

БАНГПУТИС

БАННИК


С рисунка И. Я. Билибина.

БАН ТАУ ПУНГ

БАО-ГУН

Лит.: Рифтин Б., Сказитель Ши Юй-кунь и его истории о мудром судье Бао и храбрых защитниках справедливости, в кн.: Ши Юй-кунь. Трое храбрых, пятеро справедливых, пер. с кит., М., 1974; Китайские народные сказки, пер. с кит., М., 1972, с. 258-62; Чжао Цзин-шэнь, Бао-гун чуаньшо (Легенды о Бао-гуне), в его кн.: Сяошо сяньхуа (Беседы о прозе), Шанхай, 1937, с. 104-37; Sung biographies, ed. by Н. Franke, Wiesbaden, 1976, Bd 16, 2, с. 823-832; Ma Yau-woon, The Pao-kun tradition in Chinese popular literature, Ph. D. Thesis, New Haven, 1971.

БАРАСТЫР

БАРБАЛЕ

БАРБАЛЕ - в грузинской мифологии богиня, олицетворяющая солнце. В основном почиталась как покровительница женского плодоносящего начала. По народным представлениям, Б. обеспечивает изобилие продуктов земледелия и скотоводства, способствует оплодотворению как крупного рогатого скота и домашней птицы, так и человека. Ей посвящались различные праздники, главный из которых совпадал с днём зимнего солнцестояния. В ритуалах и обрядах, посвящённых Б., употреблялись предметы, являющиеся символами солнца. Само имя Б. (известны также другие варианты этого имени - общегрузинское - Барбаре/Бабале и сванские - Бабар/Барбал/Барбол) находит лингвистические параллели в грузинских названиях круга, колеса, сверкающего пламени; в имени В. проявляется также формальное и семантическое сходство с шумеро-аккадским словом-эпитетом bibbirru - сверкающий луч, сияние.

В. почиталась и как целительница, дарующая людям зрение и излечивающая их от головной боли, оспы и др. болезней. Б. могла также насылать на людей бедствия, недуги, смерть.

БАРГ - в мифологии лакцев, аварцев (Б а к), лезгин (Р а г), даргинцев (Берхи) божество, персонификация солнца. Имеет облик прекрасного юноши, излучающего ослепительный свет. Б. выходит из моря и заходит в него. Его заглатывает морское чудовище Куртма; спасает и возвращает на небо бог Зал.

БАРДОЙТС

БАРЗ - в мифологии лакцев, лезгин (Варз), даргинцев (Бадз), аварцев (М о ц) божество, персонификация луны. Имеет облик прекрасноликой девушки. Распространён сюжет о пятнах на луне: луна и солнце (см. Барг ) были влюблены друг в друга. Но луна стала хвастаться тем, что красивее солнца и на неё смотрят больше, чем на него. Тогда солнце бросило на лик луны комья несмываемой грязи, отсюда - пятна. Обидевшись, луна убежала от солнца, которое поняло свою вину и тщетно пытается догнать луну.

Согласно мифологическим представлениям рутульцев, луна и солнце раньше были людьми - братом и сестрой, славившейся невиданной красотой. Брат влюбился в сестру, и она превратилась в солнце, а он - в луну.

БАРЗДУКИ (БАРДЗУКИ)

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции