Слова с двумя корями

Сложные слова в русском языке

Корень — это глав­ная мор­фе­ма в сло­ве. В нем заклю­ча­ет­ся лек­си­че­ское зна­че­ние всех род­ствен­ных слов. В сло­ве может быть не один корень, а два, и даже три, напри­мер:

  1. золот-о, золот-ко, золот-це, золот-ник, золот-ой;
  2. золот-о-нос-ный, золот-о-кудр-ый, золот-о-крыл-ый, золот-о-промышл-енник;
  3. золот-о-хлор-ист-о-водород-н-ый.

Примеры сложных слов

  • мусор о про вод
  • молок о воз
  • музык о вед
  • хлеб о роб
  • звезд о лёт
  • тайн о пись
  • счет о вод
  • снег о ход
  • лес о воз
  • машин о пись
  • верх о лаз
  • тих о ход
  • смол о кур
  • лес о про­мышл енн ик
  • мух о лов к а
  • золот о иск а тель
  • сок о вар к а
  • власт о люб и[й ‘ э ]
  • плод о жор к а
  • град о началь ник
  • мед о вар н я
  • перв о курс ник
  • масл о бой н я
  • плод о род и[й’ э]
  • плоск о дон к а
  • плод о ягод н ый
  • смол о нос н ый
  • черн о волос ый
  • мук о моль н ый
  • счет о вод н ый
  • шар о образ н ый
  • план о мер н ый
  • равн о цен н ый
  • розов о щек ий
  • сер о глаз ый
  • пив о вар енн ый
  • овц е вод
  • нефт е про вод
  • жизн е люб
  • пол е вод
  • леж е бок а
  • пищ е вод
  • овощ е вод
  • солнц е пёк
  • пт иц е вод
  • солнц е ворот
  • ча е вод
  • пт иц е ед
  • солнц е цвет
  • пт иц ел ов
  • плам е вид н ый
  • корабл е стро и тель н ый
  • плат ёж е спо­соб н ый
  • пт иц е вод ческ ий
  • муж е подоб н ый
  • паль ц е вид н ый
  • овощ е кон­серв н ый
  • жи зн е люб ив ый
  • мор е ход н ый
  • солнц е защит н ый
  • пеш е ход н ый

Cлова c двумя корнями без соединительной гласной

В мор­фем­ном соста­ве слож­но­го сло­ва может не быть интер­фик­са. Такие лек­се­мы обра­зу­ют­ся спо­со­бом сло­же­ния без соеди­ни­тель­ной глас­ной. Чаще это сло­ва, при­над­ле­жа­щие к неоду­шев­лен­ным суще­стви­тель­ным, или при­ла­га­тель­ные, обра­зо­ван­ные от них суф­фик­саль­ным спо­со­бом.

Приведем при­ме­ры слож­ных суще­стви­тель­ных без соеди­ни­тель­ной глас­ной. Как пра­ви­ло, они пишут­ся с дефи­сом, кро­ме неко­то­рых слов, в соста­ве кото­рых пер­вая часть явля­ет­ся заим­ство­ван­ным неиз­ме­ня­е­мым суще­стви­тель­ным.

  • плащ — палатк а
  • машин а — авто­мат
  • плать е — халат
  • с чёт — фак­тур а
  • кресл о — кро­вать
  • авто мобиль — цистерн а
  • школ а — интер­нат
  • салон — ате­лье
  • плуг — се я л к а
  • биб­ли о тек а — хран и л ищ е
  • каноэ — дв ой к а
  • кафе — ресто­ран
  • роман — эпо­пе я
  • ваку­ум — камер а
  • вы ши в к а — пан­но
  • мага­зин — ате­лье
  • пись м о — заяв к а
  • кофе мол к а
  • мело драм а
  • кофе машин а
  • кофе вар к а

При упо­треб­ле­нии в пись­мен­ной речи слож­ных суще­стви­тель­ных без соеди­ни­тель­ной глас­ной все­гда вызы­ва­ет затруд­не­ние согла­со­ва­ние их с при­ла­га­тель­ны­ми. Какой вари­ант явля­ет­ся пра­виль­ным:

  • кра­сив ое кресло-кровать или кра­сив ая кресло-кровать;
  • уютн ое кафе-клуб или уютн ый кафе-клуб?

В рус­ском язы­ке род неоду­шев­лен­ных слож­ных суще­стви­тель­ных, пишу­щих­ся через дефис, обыч­но опре­де­ля­ет­ся:

1. по пер­вой части, если изме­ня­ют­ся обе части сло­ва:

  • кра­си­вое крес­ло -кро­вать (ср. р.);
  • дале­кая шко­ла -интер­нат (ж. р. );
  • сталь­ной плуг -сеял­ка (м. р.);

2. по изме­ня­е­мой части, если дру­гая явля­ет­ся неиз­ме­ня­е­мой:

Цель урока: научить детей правильно писать сложные слова с соединительной гласной о и е, показать взаимосвязь между разделами русского языка.

Формирование предметных универсальных учебных действий: формирование умения образовывать сложные слова и объяснять их лексическое значение; сравнивать, находить и правильно писать в сложных словах корни и соединительные гласные, обогащение словарного запаса; развивать умения наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

Формирование личностных универсальных учебных действий: расширение познавательного интереса детей в области лингвистики, воспитание интереса к языку, к слову; воспитание чувства взаимовыручки, сопереживания, формирование уважительного отношения к иному мнению, развитие навыков сотрудничества со сверстниками в разных учебных ситуациях,

Формирование метапредметных универсальных учебных действий: умения работать в группе и паре, умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,

Тип урока: урок объяснения нового материала.

Оборудование и учебные материалы: ПК, мультимедийный проектор, Смарт доска, учебник русского языка для 3 класса, автор – С.В.Иванов, рабочая тетрадь “Пишем грамотно” ч. 1, карточки, макет дерева.

1. Эмоциональный настрой на урок. (Слайд 1). Презентация

- Добрый день!
- Дети, вам тепло? (Да!)
В классе светло? (Да!)
Прозвенел уже звонок? (Да!)
Уже закончился урок? (Нет!)—
Только начался урок? (Да!)
А хотите ли вы учиться? (Да!)
Значит можно всем садиться!

- Начинаем урок русского языка.
- Рассказать секреты слова
Я для вас всегда готова.
Но сегодня будь готов
Сам раскрыть секреты слов.

2. Определение темы урока. (Слайд 2)

Чтобы определить сегодняшнюю тему урока, мы запишем с вами на листочке 4 слова под мою диктовку. Если случится так, что вы сомневаетесь, что писать, поставьте на месте данной буквы точку, т.е. пропустите её. К доске пойдёт Таня, и напишет нам эти слова на оборотной стороне доски, чтобы мы их не видели пока.

Учитель диктует слова с провокацией: (книгалюп, виздихот, сталивар, звералоф)

книголюб, вездеход, сталевар, зверолов.

- Были ли в словах места, где вы пропустили буквы?

- Поднимите руку, кто из вас сомневался, что надо писать?

- А в каких словах вы сомневались?

- А есть ли такие у нас ребята, кто не сомневался?

Это значит, что мы ещё с вами не всё знаем или недостаточно хорошо, чтобы уверенно и правильно написать данные слова.

Поэтому сегодня на уроке каждый из вас должен получить те знания, которых ему не хватает, для решения данного задания или для его проверки.

В конце урока мы вернёмся с вами к этим словам и посмотрим, верно ли вы думали?

- Прочитайте ещё раз эти слова и подумайте, как назвать их общим словом?

- На какую тему мы сегодня будем говорить?

Итак, тема сегодняшнего урока “Сложные слова”. (Слайд 3)

3. Актуализация знаний. Связь разделов русского языка с темой урока. Приём “Дерево предсказаний”.

- Какие разделы русского языка вы знаете? (Лексика, синтаксис, фонетика, морфология, правописание, словообразование, орфоэпия, этимология - На доске карточки).

Сейчас мы с вами составим “Дерево предсказаний”. (Слайд 4)

Стволом нашего дерева будет тема сегодняшнего урока “Сложные слова”.

Веточками будут наши предположения о том, какие разделы русского языка сегодня нам помогут узнать что-то новое о сложных словах.

А листочками будут обоснования, доводы, доказательства, аргументы верности или неверности наших предположений.

- Назовите, какие разделы очень тесно связаны с темой урока? Предположите. Начинайте свой ответ так…

(Возможно, нам пригодятся знания из раздела Лексика. Мы будем говорить о лексическом значении слов).

Вероятно, нам нужно будет вспомнить что-то из Словообразования. Мы должны понять, как получаются сложные слова, как они образовываются

Возможно, нам нужны будут знания из раздела Правописание. Как пишутся данные слова.

Все ли согласны с этими идеями? Есть ли другое мнение?

Вероятно, нам пригодятся знания из Фонетики. Правописание ведь часто связано со звуками.

А могут ли сложные слова быть связаны с Этимологией? Возможно.

(На доске появилось дерево. Учитель на нём крепит карточки с названиями разделов о языке и тему урока)

4. Раздел словообразования. Способы образования слов. Способ сложения

- Какие вы знаете способы образования новых слов? (Уч-ся называют способ и приводят пример)

    Приставочный, например: ходить – переходить.
  1. Суффиксальный, например: сад – садовый,
  2. Приставочно-суффиксальный, например: море – приморский.

- Может ли новое слово образовываться из двух слов?

- Как называется такой способ образования?

d. сложение (корней, основ, слов, частей слов), например: луна + ходить = луноход

5. Поиск слов с двумя корнями.

1) Исправление ошибок в нахождение сложных слов. Проблемная ситуация.

- Дети получили задание: найти слова с двумя корнями, отметить в них корни и объяснить значение. Петя сделал такое объяснение словам и решил, что там 2 корня:

На СМАРТ доске неверно выполненное задание.

Пароход – ходить парой.

Сероватый – серая вата.

Мышеловка – ловкая мышка.

Величайший – великий чай.

- Согласны ли вы с Петей?

- Какой совет вы бы ему дали?

- Какой приём мы можем ему предложить, чтобы правильно выполнить работу или проверить её.

(Дать развёрнутое толкование слов, с подбором однокоренных слов, которое позволяет проверить, верно ли в слове 2 корня.)

Я думаю, что сейчас вы сами воспользуетесь этим советом и исправите его ошибки.(дети получают карточки и работают парами) Приложение 1.

2) Определение лексического значения слов. Разбор по составу

- Во втором столбике на карточке в данных словах выделите корни, запишите лексическое значение сложных слов. (Слайд 6)

Проверяем на СМАРТ доске: (на данной доске можно сразу писать и рисовать. Если такой функции нет, то работают слайды 7, 8, 9, 10 )

- Какое первое сложное слово встретилось? Что такое пароход?

(Пароход – судно, которое ходит на пару)

- Какие корни у этого слова?

- Какое ещё слово с двумя корнями вы нашли? В чём не прав Петя? Второй корень лов – от слова ловить.

- Как вы объяснили слово мышеловка?

(Мышеловка – ловушка для мышей)

- Есть ли ещё слово с двумя корнями? (Нет)

- Тогда как вы объясните слово сероватый, почему оно не является таким?

(Сероватый – неполнота признака, слегка серый)

- Что такое ОВАТ? (Суффикс)

- И последнее слово: Что оно означает?

(Величайший – очень великий)

- Сколько здесь корней?

3) Тренировочное упражнение в нахождении сложных слов

Работа в тетради “Пишем грамотно” (№ 1) с. 26

- А теперь потренируемся сами находить слова с двумя корнями.

Упражнение 1 (отработка умения находить слова с двумя корнями)

- Подчеркните сложные слова, выделите корни. Работу выполняете в парах.

Проверяем: лесоруб, лесополоса, самолёт, самосвал, самовар, пылесос.

- Докажите, что это сложные слова.

(Имеют 2 корня и образованы сложением от слов …

Самосвал = корень сам + корень вал – валить + приставка С)

Физкультминутка “Как живёшь?” (Слайд 11)

Напоминаю: я задаю вопрос, вы отвечаете словом “Вот так” и показываете движения на счёт 1, 2, 3, 4.

Как живёшь? Вот так! (Большой палец показывают вверх)

Как идёшь? Вот так! (Шагают)

Как поёшь? Вот так! (Поют)

Как молчишь? Вот так! (Приложили палец к губам)

Как бежишь? Вот так! (Бегут)

Как дудишь? Вот так! (Остановились)

Как скачешь? Вот так! (Прыгают)

Как плачешь Вот так! (Нарочно плачут)

Как дерёшься? Вот так! (Машут кулаками)

Как смеёшься? Вот так! (Смеются)

Как танцуешь? Вот так! (Танцуют)

Как рисуешь? Вот так! (Рисуют в воздухе)

Как спишь? Вот так! (Ручки под щёчку)

Как сидишь? Вот так! (Садятся)

6. Правила написания соединительных гласных

Работа в тетради “Пишем грамотно” (№ 1) с. 28.

Упражнение 2 — орфографический тренинг написания сложных слов. Работа в парах.

- Отгадайте кроссворд. Картинки являются для вас подсказками. (Слайд 12)

Проверка на доске 1 учеником.

2) Происхождение слова САМОЛЁТ

- Какое первое слово вы вписали? (Самолёт)

А знаете ли вы, что слово САМОЛЁТ имело 3 значения со времён Петра 1: (Слайд 13)

1) В армии Петра 1 называли особый самоходный паром, который движется силой речной струи, на котором пересекали реки.

2) Ручной ткацкий станок с приспособлением для челнока. (Слайд 14)

3) Всё то, что может само летать по воздуху (волшебный ковёр-самолёт) (Слайд 15)

Когда же в 19 веке появилась новоизобретённая воздушная машина, (Слайд 16) сначала её назвали аэроплан (это заимствованное слово из греческого и французского языков – парить по воздуху). Потом люди вспомнили, что для этой машины уже есть название в русском языке. И заменили его на слово, самолёт

3) Словарная работа и лексическая. (Слайд 17)

- А знаете ли вы значение данных слов? (Устно)

Пылесос: Машина для удаления пыли посредством засасывания ее струей воздуха.

Носорог: Крупное млекопитающее южных стран с одним или двумя рогами на передней части морды.

Самосвал: Грузовой автомобиль с механически опрокидывающимся кузовом.

Самокат: В начале 20 века: армейское название велосипеда, механической повозки.

Самокат: Сейчас: У детей: планка для катания со стоячей ручкой на колесиках или роликах.

Вертолет: Летательный аппарат тяжелее воздуха с вертикальным взлетом и посадкой, с горизонтальным несущим воздушным винтом ”винтами”.

Самолёт: Летательный аппарат тяжелее воздуха с силовой установкой и крылом, создающим подъемную силу.

(Толкование взято из Толкового словаря Ожегова)

4) Подведение к выводу

После выполнения работы учитель просит зелёной ручкой обвести четвёртый вертикальный столбец с соединительными гласными в сложных словах. (Слайд 17 – последний щелчок – выпрыгивает красная рамочка)

- Обведите зелёной ручкой четвёртый вертикальный столбик в сложных словах.

- Что увидели интересного? В чём особенность слов? (Везде буквы О, и в 1 слове – Е)

- Как называются эти буквы в сложных словах и почему? (Соединительные гласные, они соединяют 2 корня)

- Бывают ли другие соединительные гласные? (Нет)

5) Правила написания соединительных гласных (Слайд 18)

- Попробуйте сделать вывод, вывести правило о правописания сложных слов. (Вывод о том, что cоединительные гласные в сложных словах обозначаются только буквами о или е, не зависимо от того, какие слышим звуки)

6) Тренировочное упражнение в написании соединительных гласных.

Работа в тетради “Пишем грамотно” (№ 1) с. 27 (Слайд 19)

- Готовы ли вы проверить свои знания?

- Выполните самостоятельно упражнение 2, потом мы его проверим (ученики четко читают вслух слова и называют соединительную гласную).

- Проверяем: прочитайте слова, в которых вы вставили гласную Е.

- Назовите слова, в которых была пропущена гласная О.

- А гласные О и Е можно писать где угодно?

- Понаблюдайте за корнями этих слов? Что заметили?

- Когда пишется О, а когда Е ? (После мягких согласных, шипящих написано Е, после тв. Согл напишем О)

Прочитайте стихотворение и запомните его. (Слайд 20)

После мягких, шипящих и Ц
В сложных словах пусть будет Е.
А после твердых пусть будет О –
Не перепутает их никто!

7) Проверка написания своих 4 слов

- А теперь давайте вернёмся к 4 нашим первым словам и проверим их написание или заполним пропуски. Таня покажет нам у доски.

[книгалюп], Чтобы проверить, как пишется слово, определим его значение. Кто это? Тот, кто любит книги. Сложное слово, в нём 2 корня: КНИГ и ЛЮБ. Парный согласный проверяется – любить. Между корнями пишется соединительная гласная О. – КНИГОЛЮБ

[виздихот], - Что это? Машина, для передвижения по труднопроходимой местности, по бездорожью, по снегу. Сложное слово, в нём 2 корня ВЕЗД и ХОД. Парный согласный проверяется – ходить. Безударный гласный проверим нельзя. Между корнями пишется соединительная гласная Е. – ВЕЗДЕХОД

[сталивар], - Кто это? Человек, который варит сталь. Сложное слово, в нём 2 корня: СТАЛ и ВАР. Между корнями пишется соединительная гласная Е. – СТАЛЕВАР

[звералоф] - Кто это? Человек, который ловит зверей. Сложное слово, в нём 2 корня: ЗВЕР и ЛОВ. Парный согласный проверяется – ловить. Между корнями пишется соединительная гласная О. – ЗВЕРОЛОВ

7. Составление сложных слов. Обогащение словарного запаса. Работа в группах или парах. Кто больше составит слов. (Слайд 21)

Работа в тетради “Пишем грамотно” (№ 1) с. 28 (Приложение 2)

Упражнение 1 (обогащение словарного запаса учащихся, отработка написания сложных слов).

- Составьте на карточках сложные слова. Цветными карандашами соедините части слова. Получившиеся слова запишите в нужный столбик: с гласной О – Е в таблицу в упр. 1.

Проверка таблиц по группам (Слайд 22, 23, 24, 25, 26, 27)

У вас уже есть абонемент? Войти


Какие слова называются сложными

В русском языке слово самолёт появилось очень давно. Сначала был ковёр-самолёт в сказках. Потом в армии при царе Петре 1 применялись самолёты. Так называли паромы (плоты) для перевозки через реку людей и грузов. Они двигались силой речной струи. Потом люди придумали машину, которая сама летала по воздуху. А название для неё в языке уже было – самолёт.

Что общего в этих сложных словах: самолёт, самовар, самокат, самоделка, самолюбие?

Самовар сам варит, второй корень вар-.

Самокат сам катает, катит, второй корень кат-.

Самоделка – сам делает, дело, второй корень дел-.

Самолюбие – чувство собственного достоинства – сам, любит, корень люб-.

Сам – первая часть сложных слов.

Какие гласные соединяют два корня в сложных словах

Понаблюдаем, какие буквы гласных соединяют два корня в сложных словах.

мореход (ходит в море, корни мор-, ход-),

пароход (ходит на пару, корни пар-, ход-)

камнепад (падают камни, корни камн-, пад-),

звездопад (падают звёзды, корни звезд-, пад-)

В словах мореход и камнепад первый корень оканчивается на мягкий согласный звук р' и н' , корни соединяет буква Е.

В словах пароход и звездопад первый корень оканчивается на твёрдый согласный звук р и д , корни соединяет буква О.

Буквы гласных о, е в сложных словах – это орфограмма: буква безударного гласного.

Чаще всего корни в сложных словах соединяют буквы гласных о или е. Эти буквы называют буквами соединительных гласных.

Как нужно действовать, чтобы правильно написать букву соединительной гласной в сложных словах?

1. Убедись, что слово сложное: найди корни и устно подбери к каждому однокоренные слова.

2. Если слово сложное, послушай, на какой согласный звук оканчивается первый корень. Если на твёрдый – надо писать О, если на мягкий – Е.

Буква Е бывает после непарных твёрдых: ж, ш, ц .

Определите, какую букву надо писать на месте пропуска.

Многолетний – много лет, корни мног-, лет-, буква соединительной гласной О,

путеводитель – путь, водить, корни пут-, вод-, буква соединительной гласной Е,

древнерусский –древний, Русь, корни древн-, рус-, буква соединительной гласной Е,

водоплавающие – вода, плавать, корни вод-, плав-, буква соединительной гласной О.

Образовываем сложные слова

Какими сложными словами можно заменить эти предложения?

1) Поток воды, который падает с большой высоты.

2) Человек, который пашет землю.

3) Зверьки, похожие на мышей, которые роют землю.

4) Жук, который ест кору.

5) Человек, идущий пешком.

Проверь себя: водопад (корни вод-, пад-), землепашец (корни земл-, паш-), землеройка (корни земл-, рой-), короед (корни кор-, ед-), пешеход (корни пеш-, ход-).

Как называются эти сказочные предметы?

Сапоги - самоходы, скатерть - самобранка, гусли – самогуды.

Какой общий корень есть в этих словах? Корень сам-.

Почему так называются именно сказочные волшебные предметы? Сапоги сами ходят. Скатерть сама собирает еду (брать в значении доставать еду). Гусли сами играют, гудят.

Находим сложные слова в стихотворных строках

Спозаранок скачут птицы

По заснеженным ветвям –

Прилетели в гости к нам.

Пришла весна! Весна-красна

С зелёной травкой у окна.

По оврагам, по обрывам,

Через пальцы ивняка

Льётся тихо и пугливо

Школьный дом одноэтажный

Грач по нивам бродит важно,

Словно сельский агроном.

Лес осенний конопат.

Стали рыжими опушки.

желтогрудые – с жёлтыми грудками, корни желт-, груд-;

белоножка – с белой ножкой, ногой, корни бел-, нож-;

листопад – падают листья, корни лист-, пад-;

желтолистая – с жёлтыми листьями, корни желт-, лист-;

одноэтажный – с одним этажом, корни одн-, этаж-.

Объясняем слова, которые называют черты характера человека

О каком человеке можно так сказать?

Лежебока – любит лежать на боку, корни леж-, бок-, первый корень оканчивается на ж , пишем букву е;

сладкоежка – в качестве еды любит сладости, корни слад-, еж-;

пустослов – говорит пустые слова, корни пуст-, слов-.

Эти слова называют черты характера человека. Объясним значение слов.

Трудолюбивый – любит труд, корни труд-, люб-;

слабовольный – слабая воля, корни слаб-, вол-;

милосердный – милое сердце, корни мил-, серд-;

добродушный – добрая душа, корни добр-, душ-;

благородный – благо роду, корни благ-, род-.

Как ты назовёшь человека, у которого великая душа, острый ум, ясные глаза, тёмные волосы?

Великая душа – великодушный (корни велик-, душ-),

острый ум – остроумный (корни остр-, ум-),

ясные глаза – ясноглазый (корни ясн-, глаз-),

тёмные волосы – темноволосый (корни темн-, волос-).

Прочитаем фамилии, подумаем, сложные ли это слова.

Добролюбов – любить добро, корни добр-, люб-. Николай Добролюбов – русский писатель. (см. Рис. 1)

Добронравов – добрый нрав, корни добр-, нрав-. Николай Добронравов - поэт-песенник. (см. Рис.2)

Боголюбов – любящий бога, корни бог-, люб-.

Краснощёкова – красные щёки, корни красн-, щёк-.


Рис. 1. Николай Добролюбов (Источник)


Рис. 2. Николай Добронравов (Источник)

Объясняем слова, которые называют людей по профессии

Сложные слова называют людей по профессии.

Полководец – водит за собой полки, корни полк-, вод-,

баснописец – пишет басни, корни басн-, пис-,

пчеловод – разводит пчёл, корни пчел-, вод-,

водопроводчик - проводит воду, корни вод-, вод-, приставка про-,

сталевар – варит сталь, корни стал-, вар-,

птицелов – ловит птиц, корни птиц-, лов-, первый корень оканчивается на ц, пишем е.

Находим сложные слова в тексте

Послушайте текст, определите, сколько сложных слов встретилось.

Москву основал князь Юрий Долгорукий. Москва сначала была деревянной крепостью, огороженной частоколом из брёвен. Дубовые стены Кремля сменились белокаменными. Тогда-то Москва и получила имя на все времена – белокаменная. А ещё златоглавая, с золотыми головами, куполами храмов. Чистопрудный бульвар – одна из старых улиц в центре Москвы.

Долгорукий – долгие руки, корни долг-, рук-,

частокол - забор из тесно вбитых кольев, корни част-, кол-,

белокаменная – построена из белого камня, корни бел-, камен-,

златоглавая – с золотыми головами, корни злат-, глав-,

Чистопрудный – чистые пруды, корни чист-, пруд-.

Транскрипции сложных слов

Вот так составили транскрипции сложных слов:


На месте букв соединительных гласных О, Е орфограмма: буква на месте безударного гласного звука.

Почему так называются животные и растения?

Почему так называется птичка? Горихвостка так названа за свой хвост. Он рыжего цвета и всё время дрожит. Поэтому кажется, что хвост вспыхивает огоньком, как будто горит. (см. Рис.3)


Рис. 3. Горихвостка (Источник)

Рыба краснопёрка очень красива. Спина у неё зелёная, на боках золотистая чешуя с коричневой каёмкой по бокам. Глаза оранжевые, губы жёлтые. Прозвище своё рыбка получила за окраску плавников. (По Н. Осипову) (см. Рис.4)


Рис. 4. Краснопёрка (Источник)

Растёт травинка, прямая, крепкая, а на конце её зелёная щёточка вверх торчит. Так выглядит лисохвост. Конечно, такой хвостик даже для лисёнка маловат, а всё ж на хвостик похож. (см. Рис.5)


Водомерка – так назвали насекомое, которое быстро бегает по воде, как будто хочет измерить расстояние. (см. Рис.6)


Горихвостка – сложное слово, состоящее из двух корней гор- и хвост-. Однокоренные слова: гореть, хвостик.

Краснопёрка – сложное слово, состоит из двух корней: красн- и пёр-. Однокоренные слова: красный, перья.

Лисохвост – корни лис-, хвост-. Родственные слова: лиса, хвостик.

Водомерка – корни вод-, мер-. Вода, измерить.

Заключение

На уроке вы узнали, что слова, имеющие два корня, называются сложными. Чаще всего корни в сложных словах соединяют буквы гласных о или е. Эти буквы называются буквами соединительных гласных. Буква о пишется после твёрдых согласных, е – после мягких согласных и непарных твёрдых: ж, ш, ц. Например, лежебока, пешеход, птицелов.

Список рекомендованной литературы

Рекомендованные ссылки на ресурсы интернет

Рекомендованное домашнее задание

  • Реши орфографические задачи.

Пар_возный, лист_пад, каш_вар, сыр_ежка, одн_коренные, посуд_мойка, бел_гривые, кос_лапый, сам_дельный, земл_трясение.

  • Найди сложные слова, покажи их строение.

…Летают и пляшут стрекозы,

Весёлый ведут хоровод.

Знают люди с давних пор:

  • Прочитай отрывок из рассказа В. Астафьева. Найди сложные слова, дай описание их значения и выдели корни.

Мухтар был мастью и статью вылитый Трезор, но характером от него отличался. Если Трезор хитроват и увалень, то брат его был трудолюбив, строг, сердит и потому сидел на цепи. И горька была ему, вольному, стремительному, быстроногому, такая жизнь.

Если вы нашли ошибку или неработающую ссылку, пожалуйста, сообщите нам – сделайте свой вклад в развитие проекта.


"Учимся писать слова с двумя корнями"

Образовательные:
познакомить со способом образования сложных слов; расширять знания о составе слова; формировать умение писать в сложных словах соединительные гласные; продолжить формирование учебно- информационных умений учащихся.
Развивающие:
развивать орфографическую зоркость, развивать навыки исследовательской деятельности, развивать коммуникативные умения и творческие способности через исследовательскую деятельность, обогащать письменную и устную речь учащихся, формировать навыки самоконтроля и самопроверки.
Воспитывающие:
формировать умения учащихся работать индивидуально, в парах, малых группах; формировать коммуникативные умения учащихся (включение в беседу, умение слушать и слышать друг друга, сопоставлять свою точку зрения с другой, умение формулировать и задавать вопрос); воспитывать интерес к языку, слову.
Формировать УУД:

Технологическая карта урока

деятельности
Цель: создание условий для осознанного вхождения учащихся в в пространство учебной деятельности - Запишите дату, классная работа. Отметьте орфограммы. Записывают дату, классная работа, отмечают орфограммы. Следят за посадкой при письме. Уметь оформлять записи в тетради.
Коммуникативные УУД:
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
Регулятивные УУД:
Целеполагание
Личностные УУД:
Самоопределение
II.Актуализация

знаний.
Цель: повторение изученного материала необходимого для усвоения нового знания
а) чистописание/ словарная

СЛАЙД
- Посмотрите на слайд. Что можете сказать про эти слова? Что их объединяет? - Назовите орфограмму. - Какое задание нужно выполнить? - Вставьте и пропишите только пропущенные буквы, уделяя особое внимание каллиграфии. М . ЛОКО, П . ТУХ, . РЕХ, ИНЖ . НЕР, Б . ЛОТО, - Это словарные слова (слова с безударной гласной в корне) - Вставить пропущенные буквы. Дети работают самостоятельно - Уметь называть орфограмм ы .
Коммуникативные УУД:
умение вступать в сотрудничество, согласовывать действия с партнёром
Регулятивные УУД:
Уметь проговаривать последовательность действий на уроке
Познавательные УУД:
Уметь преобразовывать информацию из одной
М . ТРО, Д . РОГА, СЕВ . Р, , П . МИДОР
б) взаимопроверка, оценка
- Назовите буквы, которые вы записали, проверьте работу у друг друга. Оцените.
СЛАЙД

в ) самоконтроль и

самооценка
- Обведите зелёной пастой красивые буквы. - Буквы
е
и
о
сегодня окажутся нашими помощницами, мы не раз на уроке с ними встретимся. - Они нам помогут в изучении новой темы. А какая тема урока, вы сейчас узнаете. вставляют пропущенные буквы и прописывают её. Оценивают работу соседа по парте.
(

ошибки)
Оценивают свою работу. . формы в другую
III. Постановка

учебных задач
Цель: мотивация к пробному учебному действию выявление
а)выполнение задания,

подводящего к теме урока

СЛАЙД
- Прочитайте слова. - По какому признаку их можно распределить на группы? Дети самостоятельно записывают слова, разделив их на группы:
Регулятивные УУД:
1. формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
и фиксация затруднения в индивидуальной деятельности - Запишите слова, распределяя их в два столбика. Можете обсудить своё решение с соседом по парте. листья, лиственный, упаду, падать, листопад, листочек, падение
б)проверка и самооценка
– Я увидела в тетрадях учеников следующее… или - Какое затруднение у вас возникло? - Давайте решать нашу проблему. - Что можете сказать об этом слове? Что оно означает? Как оно образовалось? – Какое явление мы называем листопадом? В какое время года он бывает? – Так сколько корней в слове листопад? - В какие столбики мы запишем.
СЛАЙД
1) с корнем -лист- 2) с корнем -пад- Фронтальная проверка с последующим обсуждением. Слово листопад или не записали вообще, либо записали в оба столбика. Листопад - листья падают. - В слове листопад два корня. Пишут слово листопад в обе группы. . 2.формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; 3. формируем умение прогнозировать
Познавательные УУД:
Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя
РегулятивныеУУД:
планирование, прогнозирование; познавательные: моделирование, логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование;
КоммуникативныеУУД:
инициативное
- Мы встречались с такими словами раньше? - Назовите примеры данных слов.
СЛАЙД

(картинки- сложные слова)
- Явления природы, которые не уступают в своей красоте листопаду. - В какой столбик мы бы записали эти три слова? - Как они образовались? Что произошло с корнями в этих словах?
СЛАЙД

+
- Какое название дадим таким словам?
в) формулирование темы

нового знания.
Цель: усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач
а) работа с учебником/

«Как распознать сложные

:
- формируем умение слушать и понимать других; - формируем умение строить речевое
слова. - Обсудите в парах. Подчеркните только сложные слова.
б) проверка и оценка
- Прочтите слова, которые вы выбрали. Обоснуйте свой выбор. - Какие знания вам помогли выполнить задание? - Запишите эти слова. Не забудьте выделить корни.
в) «Что соединяет два

пад-.
Получилось ли у меня но- вое слово? - Как можно решить эту пробле- му? - Понаблюдайте за словами, ко- 2) записывают, 3) выделяют корни Пароход, самолёт, лесоруб, мышеловка, пылесос, водолаз, землетрясение - Умение выделять корень в слове, объяснять значение слова. - Нет. - Как соединить два корня, чтобы получилось сложное слово) - Понаблюдать. ать свои ошибки. высказывание в соответствии с поставленными задачами. Развиваем умение работать с информацией, формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь
торые вы записали. На какие две группы мы можем их разде- лить? - В словах подчеркните соединительные гласные. Назовите их. - Сделайте вывод. Какое ещё знание для себя открыли? - Слова с соединительными гласными О и Е. Дети подчёркивают соединительные гласные О и Е. - В сложных словах корни соединяют гласные О и Е
Динамическая

минутка
Цель: улучшать речемыслительные способности; способствовать усвоению знаний
МУЗЫКА

в) Динамическая пауза

г) «Составление сложных

:
- формируем умение слушать и понимать других; - формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами
V. Закрепление

нового понятия
Цель: умение применять знания в стандартной и изменённой ситуации - Русский язык – не мертвый язык. Постоянно происходит его обогащение. Как вы думаете, почему в русском языке стали появляться сложные слова?
а) работа в группе
-Сейчас вам предстоит работа в группах. Я предлагаю вам - Прогресс, сложные бытовые приборы, имеющие две функции… Уметь образовыват ь новые слова путем слияния двух основ.
РегулятивныеУУД:
планирование, прогнозирование; познавательные: моделирование, логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство,
отправиться в различные отрасли производства. И открыть для себя новые сложные слова.
1. Животноводство.

6. Машиностроение.
- Обратите внимание, что название каждой отрасли – это тоже сложное слово. Задания для групп (см. приложение) - Работаем дружно, прислушиваемся друг к другу. Постарайтесь прийти к единому мнению. - Во время защиты один участник должен прочитать все сложные слова. - Повторим правила работы в группе.
б)проверка выполнения

заданий- защита работы
Делятся на 6 групп. По очереди называют требования к работе в группе Работают в группах Группа у доски защищает свой мини-проект, делает выдвижение гипотез и их обоснование;
КоммуникативныеУУД:
аргументирование своей позиции и координирование её с позицией партнёров, презентование способов рассуждения; осуществление диалога в группе в поиске информации, способов выполнения задачи.
Коммуникативные УУД:
управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
- Какую цель мы преследовали, выполняя задание? - Я надеюсь, ваш словарный запас обогатился. оценку всем участникам группы - Знакомство со сложными словами.
VI.Cамостоятель

ная работа
Цель: выработка умений самостоятельного применения знаний, осуществление переноса их в новых условиях
а) самостоятельная работа
- Оцените свои силы и возьмите для самостоятельной работы карточку: розовую – задание на на изученную тему, зелёную – задание повышенного уровня сложности.
I уровень
Спишите в тетрадь слова, вста- вив соединительную гласную. Выделите основу, корень. Скал:лаз, камн:пад, вод:лаз, скор..ходы, мор:ход.
II уровень
Из данных слов составьте и запишите в тетрадь как можно больше сложных слов голый, лёд, ход, луна, звезда, падает Выделите корни.
б) самопроверка и самооценка
Выбирают карточку, оценивая свои силы. Выполняют задание. Уметь применять полученные знания
Коммуникативные

:
Развиваем умение работать с информацией , формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности ; Развиваем умение работать с информацией , формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности ;

выполнения заданий
-Тот, то справился с заданием возьмёт у меня лист контроля, и взяв ручку с зеленой пастой, проверит и оценит свой труд. Не забудьте исправить неточности, если они у вас появятся. - Встаньте те, кто справился без ошибок. - Кто допустил ошибки? - Что себе посоветуете, чтобы их избежать? Ребята сверяют свой вариант выполнения с вариантом на карточке самоконтроля. Оценивают свою работу.
I уровень
Скалолаз, камнепад, водо- лаз, скороходы, мореход.
II уровень
Гололёд, ледоход, луноход, звездопад
VII.Рефлексия

деятельности.
Цель: осознаний учащимися своей учебной деятельности, самооценка деятельности
а) фиксирование нового

содержания.
Подведём итог. - Какая тема урока? -Скажите, какова была цель нашего урока? -Достигли ли мы этой цели? -Что мы узнали нового на уроке? Отвечают несколько учеников Уметь проводить самооценку деятельност и, подводить итог.
Регулятивные УУД:
Уметь проговаривать последовательность действий на уроке Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной
-Что знаем теперь хорошо? -Что смогли сделать сами? - Что оказалось трудным?
б) самооценка работы на

уроке в целом
- Оцените свою работу на уроке. –Как вы работали на уроке? –За что вы можете себя похвалить? - Что не удалось?
СЛАЙД

в) вставьте в стихотворение

подходящие по смыслу

Плодотворная
работа Увлекла сегодня нас.
Любознательность
детишек Удивит, возможно, вас.
Трудновыполнимые
задания Всем нам по плечу! С
трудолюбием
и старанием Учиться дальше я хочу!
СЛАЙД
- Спасибо за
цел
еу
стремл
ённость и
плод
о
твор
ную работу! Дети и гости совместно вставляют сложные слова в стихотворение ретроспективной оценки.
Личностные УУД:
способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности
VIII. Домашнее
- Завтра мы продолжим работу Записывают домашнее Комментиро

задание
по данной теме и, поэтому предлагаю вам дома провести ещё одно исследование. Выполняя задание (вставить соед. гласные в сложные слова), проследите, а нет ли закономерности, когда пишется О, а когда Е. задание ПТ с. 27 №2 вание домашнего задания.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции