Постановление о реализации программы ликвидации кори

Регистрационный N 21979

Я, Главный государственный санитарный врач Российской Федерации Г.Г. Онищенко, проанализировав результаты реализации мероприятий по ликвидации кори на территории Российской Федерации и эпидемиологическую ситуацию по кори в 2011 году, отмечаю следующее.

Вакцинопрофилактика и эффективный эпидемиологический надзор за корью, предусматривающий активное выявление клинических случаев кори с обязательным лабораторным подтверждением диагноза, существенно повлияли на уровень заболеваемости и характер эпидемического процесса кори в Российской Федерации.

На большинстве территорий страны достигнут и удерживается на протяжении ряда лет показатель заболеваемости корью на уровне менее 1,0 на миллион населения, соответствующий критерию элиминации кори, определенному Всемирной организацией здравоохранения.

Проводимые в стране молекулярно-генетические исследования свидетельствуют об отсутствии циркуляции в последние годы эндемичного для России штамма кори D6.

Данная ситуация позволила начать процедуру сертификации - документального подтверждения статуса субъектов Российской Федерации как территорий, свободных от эндемичной кори 1 .

Вместе с тем, по предварительным результатам рассмотрения представленных в 2011 году субъектами Российской Федерации документов, Национальной Сертификационной Комиссией выявлен ряд недостатков в организации профилактических и противоэпидемических мероприятий, а также подготовке отчетной документации.

В Оренбургской, Пензенской областях, республиках Башкортостан, Ингушетия, Хабаровском крае требуется уточнить данные охвата профилактическими прививками против кори взрослого населения в возрасте 18 - 35 лет.

Отмечен недостаточный охват прививками взрослых (менее 95%) в некоторых районах и медицинских организациях в Чукотском, Ямало-Ненецком, Ханты-Мансийском и Ненецком автономных округах, в Тюменской и Томской областях, Республике Карелия.

Имеются недостатки в планировании профилактических прививок взрослому населению в возрасте 18 - 35 лет в Республике Чувашия, Нижегородской, Ивановской и Владимирской областях.

Отсутствуют или требуют уточнения данные охвата прививками мигрантов в Оренбургской и Сахалинской областях, Республике Башкортостан и в Приморском крае.

В Ханты-Мансийском автономном округе, Ленинградской, Мурманской областях, Чеченской Республике, Чукотском автономном округе в отдельные годы не достигнут расчетный критерий обследования больных с экзантемными заболеваниями, что свидетельствует о недостатках в организации активного выявления случаев кори.

В Красноярском крае, республиках Хакасия и Бурятия, Иркутской и Амурской областях, г. Москве заболеваемость корью превысила рекомендуемый уровень в связи с регистрацией групповых заболеваний.

Изложенное выше свидетельствует о необходимости дополнительного углубленного анализа сложившейся эпидситуации в указанных субъектах Российской Федерации, а также оценки эффективности проведенных в них профилактических и противоэпидемических мероприятий в 2010 - 2011 годах.

Осложнение эпидситуации в 2010 - 2011 годах в некоторых субъектах Российской Федерации связано с завозными случаями кори из ряда стран Европейского и Азиатского регионов, где были зарегистрированы крупные вспышки кори. Всего по данным ВОЗ заболеваемость корью в 2011 году регистрировалась в 38 странах Европы и Азии, суммарно выявлено более 21 000 случаев.

Около 90% случаев заболеваний выявлены во Франции, Германии, Италии, Испании, Румынии, Бельгии, Швейцарии, Соединенном Королевстве и Узбекистане. Согласно опубликованным ВОЗ данным, вспышки кори были связаны с циркуляцией вируса генотипа D4 (в Бельгии, Болгарии, Франции, Сербии), генотипа В3 (в Испании), генотипа D9 (в Турции).

Учитывая развивающиеся международные связи, прежде всего туристические, а также значительный поток мигрантов из стран СНГ, риск завоза кори на территорию России ежегодно увеличивается.

Так, удельный вес завозных случаев кори с 2003 года по 2010 год возрос с 1% до 21,7%. Только за первую половину 2011 года в России выявлено 33 завозных случая кори, тогда как за весь 2010 год было зарегистрировано 28 таких случаев. Наибольшее число импортированных случаев наблюдалось с территории Франции (11 случаев) и Узбекистана (9). Установлен завоз инфекции также из Англии, Германии, Италии, Латвии, Украины, Таджикистана, Индии, Индонезии, КНР и Испании.

По данным формы федерального статистического наблюдения N 1 "Сведения об инфекционных и паразитарных заболеваниях" за 7 месяцев 2011 года в Российской Федерации зарегистрировано 167 случаев кори в 18 субъектах страны. Еще 3 случая заболевания корью выявлены среди служащих различных ведомств. Показатель заболеваемости корью по сравнению с аналогичным периодом прошлого года вырос в 1,6 раза - с 0,07 до 0,12 на 100 тыс. населения. Наибольшее число случаев кори зарегистрировано в г. Москве (59 случаев), Астраханской области (26 случаев), Красноярском крае (20 случаев), Томской области (14 случаев) и Ставропольском крае (17 случаев).

Рост заболеваемости корью в 2011 году обусловлен ростом числа заболевших взрослых, которые в структуре общей заболеваемости составили 78,4%. При этом из числа заболевших взрослых в возрасте 18 - 35 лет свыше 53% не были привиты или не имели сведений о прививках против кори, более 11% - были привиты однократно.

По результатам эпидрасследования вспышечной заболеваемости в некоторых субъектах Российской Федерации выявлены серьезные недостатки в работе по иммунизации населения против кори, включая дефекты планирования и отчетности, недостаточный охват прививками населения, прежде всего из числа групп риска (работников медицинских и образовательных организаций, работников торговли, мигрантов и других).

По отчетным данным, представленным в Роспотребнадзор по итогам за 7 месяцев 2011 года, в целом по стране привито против кори лиц в возрасте 18 - 35 лет всего 31,1% от числа подлежащих прививкам в 2011 году, а по Воронежской, Ростовской, Саратовской, Ульяновской, Амурской, Магаданской областям, Алтайскому краю, Удмуртской Республике - менее 10%.

Не начата иммунизация в Орловской, Смоленской, Вологодской, Новосибирской, Сахалинской областях, республиках Калмыкия, Башкортостан, Хакасия, Чувашия, Кабардино-Балкарской, Карачаево-Черкесской и Чеченской республиках.

В целях обеспечения готовности субъектов Российской Федерации к сертификации территорий, свободных от эндемичной кори, и поддержания данного статуса, в соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1650; 2002, N 1 (ч. 1), ст. 2; 2003, N 2, ст. 167; N 27 (ч. 1), ст. 2700; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 19, ст. 1752; 2006, N 1, ст. 10; N 52 (ч. 1), ст. 5498; 2007, N 1 (ч. 1), ст. 21; N 1 (ч. 1), ст. 29; N 27, ст. 3213; N 46, ст. 5554; N 49, ст. 6070; 2008, N 24, ст. 2801; N 29 (ч. 1), ст. 3418; N 30 (ч. 2), ст.3616; N 44, ст. 4984; N 52 (ч. 1), ст. 6223; 2009, N 1, ст. 17; 2010, N 40, ст.4969; 2011, N 1, ст.6; N 30 (ч. 1), ст.4563; N 30 (ч. 1), ст.4591) постановляю:

1. Руководителям органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовать:

1.1. Обсудить результаты рассмотрения документов, представленных в Национальную Сертификационную Комиссию для подтверждения статуса субъекта Российской Федерации как территории, свободной от эндемичной кори с принятием при необходимости дополнительных мер по устранению выявленных недостатков.

1.2. Предусмотреть выделение ассигнований на закупку вакцины против кори для иммунизации населения по эпидемическим показаниям, а также для групп риска (работников медицинских и образовательных организаций, торговли, социальных работников, студентов, мигрантов, труднодоступного населения и других) 2 .

2. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны здоровья граждан рекомендовать обеспечить:

2.1. Поддержание высоких (не менее 95%) уровней охватов профилактическими прививками против кори населения в рамках национального календаря профилактических прививок, а также лиц из числа контингентов групп риска (работников медицинских и образовательных организаций, работников торговли, социальных работников, мигрантов, студентов и других).

2.2. Представление медицинскими организациями достоверных данных о выполненных профилактических прививках против кори для формирования федеральных государственных статистических форм.

3. Руководителям органов исполнительной власти в области охраны здоровья граждан Воронежской, Ростовской, Саратовской, Ульяновской, Амурской, Магаданской, Орловской, Смоленской, Вологодской, Новосибирской, Сахалинской областей, Алтайского края, республик Калмыкия, Башкортостан, Хакасия, Чувашия, Удмуртия, Кабардино-Балкарской, Карачаево-Черкесской и Чеченской республик принять меры по увеличению темпов иммунизации контингентов, подлежащих прививкам против кори в 2011 году.

4. Руководителям управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны здоровья граждан:

4.1. Провести расчет потребности в вакцине против кори для иммунизации групп риска и населения по эпидемическим показаниям и представить его в органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в целях выделения ассигнований на закупку вакцины.

4.2. Обеспечить своевременное и в полном объеме проведение противоэпидемических и профилактических мероприятий в очагах кори согласно требованиям санитарного законодательства.

4.3. Обеспечить повсеместно достижение расчетного критерия обследования больных с экзантемными заболеваниями.

4.4. Информировать туроператоров, турагентов и туристов, выезжающих в страны, где зарегистрированы вспышки кори, об угрозе инфицирования и необходимости иммунизации лиц, не привитых против кори.

4.5. Организовать обучение медицинских работников по вопросам эпиднадзора, диагностики и профилактики коревой инфекции.

4.6. Проводить систематическую информационно-разъяснительную работу с населением по вопросам профилактики кори.

4.7. Обеспечить взаимодействие с медицинскими организациями ведомственного подчинения в части организации и проведения профилактических и противоэпидемических мероприятий при выявлении случаев заболевания корью.

5. Руководителям управлений Роспотребнадзора по г. Москве, Республике Бурятия, Красноярскому краю, Томской и Амурской областям, Чукотскому автономному округу совместно с органами исполнительной власти в области охраны здоровья граждан указанных субъектов Российской Федерации принять меры по достижению критериев готовности субъекта Российской Федерации к сертификации территории, свободной от эндемичной кори.

6. Руководителям управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации проводить контроль за планированием иммунизации населения против кори в рамках национального календаря профилактических прививок, а также контингентов из групп риска, организацией и проведением иммунизации населения, достоверностью представляемых отчетных сведений о прививках против кори, безопасными условиями иммунизации населения - в соответствии с требованиями санитарного законодательства.

7. Руководителю ФБУН "Московский научно-исследовательский институт эпидемиологии и микробиологии им. Г.Н.Габричевского" Роспотребнадзора (В.А. Алешкин):

7.1. Обеспечить оказание консультативной помощи региональным центрам по надзору за корью и краснухой, управлениям Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации, органам управления здравоохранением субъектов Российской Федерации по вопросам организации эпидемиологического надзора и иммунизации населения.

7.2. В срок до 01.11.2011 представить в Роспотребнадзор проект Национального плана мероприятий по поддержанию статуса территорий Российской Федерации, свободных от эндемичной кори на 2012 - 2015 годы.

8. Контроль за выполнением настоящего постановления оставляю за собой.

1 Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 12.04.2010 N 23 "О реализации Программы ликвидации кори в Российской Федерации к 2010 году в рамках стратегического плана Европейского региона ВОЗ 2005-2010" (зарегистрировано Минюстом России 13.08.2010, регистрационный N18149).

2 Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 08.02.2011 N 12 "О дополнительных мероприятиях по реализации "Программы ликвидации кори на территории Российской Федерации" (зарегистрировано Минюстом России 10.03.2011, регистрационный N 20044).

Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 28.08.2007 г. №63

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ

ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА

ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

28 августа 2007 г.

N 63

ОБ УСИЛЕНИИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

ЛИКВИДАЦИИ КОРИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ К 2010 ГОДУ

Я, Главный государственный санитарный врач Российской Федерации, Г.Г.Онищенко, проанализировав эпидемическую обстановку по кори и эффективность проводимой работы по профилактике этой инфекции, установил следующее.

В Российской Федерации проводится комплекс организационных и практических мероприятий, направленных на реализацию Программы ликвидации кори к 2010 году.

Активно осуществляется деятельность Национального научно-методического центра и региональных центров по надзору за корью.

Повысилась эффективность эпидемиологического надзора за коревой инфекцией, возрос объем серологических и вирусологических исследований материала от больных.

Охват детей вакцинацией против кори в установленные национальным календарем профилактических прививок сроки достиг 99,7%, ревакцинацией -96,7%.

Приняты меры по организации и проведению дополнительной иммунизации лиц в возрасте до 35 лет, не привитых ранее живой коревой вакциной или с неизвестным прививочным анамнезом.

Оценка динамики заболеваемости корью в стране за последнее десятилетие свидетельствует о четко выраженной тенденции к ее снижению. Почти в половине регионов страны случаи кори не регистрируются.

Вместе с тем, при реализации указанной Программы имеют место определенные недостатки и нерешенные вопросы.

В 2006 году в стране произошел рост заболеваемости корью в 2,5 раза. Показатель заболеваемости на 100 тыс. населения составил 0,8 против 0,32 в 2005 году.

Наиболее высокая заболеваемость отмечалась в Курской области (показатель составил 13,1 на 100 тыс. населения), Республике Бурятия (6,3 на 100 тыс.). Рост заболеваемости корью в значительной степени был обусловлен активизацией эпидемического процесса кори в приграничных государствах, прежде всего на Украине, где в 2006 году зарегистрировано более 44,5 тыс. больных корью.

В Курской, Белгородской, Смоленской, Орловской областях, г. Москве, а также в воинских коллективах имели место вспышки кори, которые нередко формировалась за счет завозных случаев.

В воинских коллективах значительное увеличение заболеваемости корью отмечалось, в основном, за счет лиц с неизвестным прививочным анамнезом.

В 2006 году рост заболеваемости корью произошел во всех возрастных группах населения. Вместе с тем, заболеваемость корью определялась, в основном, взрослым населением, удельный вес которого в общей структуре заболевших составил 82,4%, причем, на возрастную группу 20-29 лет приходится 38,2% от числа заболевших взрослых.

Из числа заболевших корью взрослых (882 чел.) на долю профессиональных групп риска приходится 42% (350 чел.). Из них военнослужащие составляют 15,1%, медицинские работники - 8,8%, студенты - 9%, педагоги - 2,3%, работники торговли - 6,8%.

При этом медицинские работники нередко являлись источником инфекции для пациентов и формировали в учреждениях очаги кори разной степени интенсивности.

Наличие среди заболевших вакцинированных и ревакцинированных лиц, в том числе получивших прививку 1-2 года назад, может быть связано с нарушением условий транспортирования и хранения вакцины, неудовлетворительной организацией работы прививочных кабинетов, ослаблением контроля за их деятельностью, а также за ведением прививочной документации.

В настоящее время более половины заболевших корью составили лица, не имеющие сведений о прививках против кори или о заболевании корью в анамнезе. Практически четверть всех заболевших корью приходится на не привитых против кори. Среди заболевших корью детей 62,9% не получили прививки в декретированные сроки.

При общем высоком по стране охвате детей ревакцинацией, в Белгородской, Московской, Калужской, Нижегородской областях, Ямало-Ненецком, Эвенкийском автономных округах до настоящего времени не достигнут рекомендуемый 95% уровень, а в Чеченской Республике он составляет лишь 83,3%.

Недостаточными темпами осуществляется иммунизация лиц в возрастной группе 18-35 лет. В целом по стране вакцинировано против кори 22,1%, ревакцинировано 60% от численности данной возрастной группы. Около 5 млн. человек все еще остаются не привитыми.

Неудовлетворительно эта работа проводится в республиках Тыва, Северная Осетия, Карелия, Ставропольском и Приморском краях, Псковской (40,27%), Волгоградской (39,9%), Нижегородской (41,3%), Новгородской (65,48%), Пензенской (52,26%) областях, где доля лиц 18-35 лет, не имеющих ни одной прививки против кори и не болевших ранее, составляет 32-65%, а в Московской области - 26%.

Во многих субъектах Российской Федерации не принимаются действенные меры по выявлению и проведению дополнительной иммунизации групп высокого риска - студентов высших и средних учебных заведений, призывников, медицинских работников, педагогов, военнослужащих, работников торговли, мигрантов и др.

В гг. Москве и Санкт-Петербурге, Приморском крае, Республике Башкортостан и др. в последнее время возросло число отказов населения от проведения прививок, что свидетельствует об ослаблении просветительной работы по информированию населения о негативных последствиях отказа от иммунизации.

В результате проведения в Российской Федерации трехлетнего пилотного проекта (на 11-ти территориях со спорадическим уровнем заболеваемости) по активному поиску возможных случаев кори среди больных с другими экзантемными заболеваниями, были выявлены больные корью даже на территориях, где случаи заболевания этой инфекцией не регистрировались в течение последних нескольких лет, что свидетельствует о наличии восприимчивого населения и пропущенных случаях кори в связи с недостаточным вниманием медицинских работников к этой инфекции.

Итоги данного проекта позволили установить, что необходимо обследовать лиц с экзантемными заболеваниями исходя из расчета 2 больных на 100 тыс. населения в каждом субъекте Российской Федерации.

Данный метод активного эпиднадзора будет служить критерием оценки субъектов Российской Федерации при их сертификации как территорий, свободных от кори.

Сохраняющиеся условия накопления восприимчивых к кори контингентов населения, поздняя диагностика случаев и несвоевременное проведение противоэпидемических мероприятий способствуют формированию крупных очагов кори при заносе инфекции.

В минувшем году зарегистрировано 700 очагов кори, из них 18,5% - очаги с различной степенью распространения инфекции.

В целях усиления мероприятий по реализации Программы ликвидации кори к 2010 году в Российской Федерации и в соответствии со ст. 51 Федерального закона Российской Федерации от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, N 14, 5 апреля 1999 г., ст. 1650), ст. 10 Федерального закона от 17.09.1998 г. N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 38 ст. 4736) постановляю:

1. Рекомендовать руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

1.1. Рассмотреть на заседании межведомственных противоэпидемических комиссий вопрос о ходе реализации Программы ликвидации кори к 2010 году, внести необходимые изменения и дополнения в планы мероприятий по реализации данной программы.

1.2. Оказывать содействие органам управления здравоохранением субъектов Российской Федерации в организации и проведении иммунизации против кори подлежащих контингентов.

1.3. Рассмотреть вопрос о введении обязательного наличия сертификатов профилактических прививок с приоритетным обеспечением ими всех детей в возрасте до 18 лет, учащихся средних учебных заведений и студентов высших учебных заведений.

2. Министерству обороны Российской Федерации рекомендовать рассмотреть вопрос о закупке вакцины против кори для проведения иммунизации военнослужащих в возрасте до 35 лет, не привитых, не болевших корью, не имеющих сведений о прививках, с обеспечением охвата не менее 95%.

3. Министерству образования Российской Федерации рекомендовать рассмотреть вопрос о внесении в перечень документов, необходимых для поступления в среднее или высшее учебное заведение, документов о профилактических прививках.

4. Федеральному агентству по здравоохранению и социальному развитию рекомендовать обеспечить своевременные поставки живой коревой вакцины в субъекты Российской Федерации с соблюдением условий транспортирования, регламентируемых санитарно-эпидемиологическими правилами СП 3.3.2.1248-03 "Условия транспортирования и хранения медицинских иммунобиологических препаратов" (зарегистрированы Министерством юстиции Российской Федерации 11 апреля 2003 г., регистрационный N 4410).

5. Руководителям средств массовой информации рекомендовать регулярное освещение вопросов профилактики кори и реализации Программы ликвидации кори в Российской Федерации.

6. Руководителям органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации, руководителям управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации:

6.1. Провести анализ привитости детей в декретированных возрастах и лиц в возрасте до 35 лет, в том числе групп риска (студентов высших и средних учебных заведений, призывников, медицинских работников, педагогов, работников торговли и др.).

6.2. Завершить в 2007-2008 гг. вакцинацию взрослых до 35 лет, не привитых, не болевших, не имеющих сведений о прививках с первоочередной вакцинацией студентов высших и средних учебных заведений, призывников, мигрантов, других труднодоступных групп населения (цыган, вынужденных переселенцев, религиозных общин и др.), а также лиц из групп риска - медицинских работников, педагогов, работников торговли и др. с охватом не менее 95% от числа подлежащих.

6.3. Обеспечить повсеместное поддержание высокого уровня (не менее 95%) охвата детей вакцинацией и ревакцинацией против кори в разрезе муниципальных образований субъекта Российской Федерации и региона в целом строго в сроки, установленные национальным календарем профилактических прививок.

6.4. Систематически осуществлять активное выявление случаев кори среди больных другими экзантемными заболеваниями (независимо от первичного клинического диагноза) в целях активного надзора за коревой инфекцией, исходя из критерия не менее 2-х лабораторно обследованных больных на 100 тыс. населения (ежегодно).

6.5. Повысить эффективность противоэпидемических мероприятий в очагах коревой инфекции, прежде всего за счет максимального расширения их границ и своевременного выявления источников инфекции. Прививки против кори по эпидпоказаниям проводить (не зависимо от возраста) всем не привитым, не болевшим корью ранее, а также не имеющим сведений о прививках.

6.6. Активизировать работу по широкому информированию населения о ходе реализации Программы ликвидации кори и негативных последствиях отказов от проведения профилактических прививок.

6.7. Обеспечить систематический оперативный обмен информацией с учреждениями ведомственного подчинения о возникновении случаев заболевания корью и проводимых профилактических и противоэпидемических мероприятиях.

7. Руководителям органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации:

7.1. Организовать и проводить серологическое обследование больных экзантемными заболеваниями (независимо от первичного клинического диагноза) в целях активного надзора за коревой инфекцией, исходя из критерия не менее 2 обследованных на 100 тыс. населения (ежегодно).

7.2. Принять необходимые меры по обеспечению требований холодовой цепи на всех этапах транспортирования и хранения коревой вакцины в каждом районе, на каждом педиатрическом участке.

8. Главным государственным санитарным врачам по субъектам Российской Федерации:

8.1. Обеспечить действенный надзор за состоянием и достоверностью привитости против кори детей в декретированных возрастах и взрослых до 35 лет, в том числе персонала детских домов и домов ребенка, учащихся средних и высших учебных заведений, работников лечебно-профилактических учреждений, приезжих специалистов (в том числе строителей) и работников торговли.

8.2. Осуществлять постоянный контроль за соблюдением условий транспортирования и хранения коревой вакцины на всех этапах холодовой цепи, прежде всего, в участковых больницах и пунктах.

8.3. Доложить о выполнении настоящего постановления к 1 июля 2008 г.

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека сообщает, что в 2004году согласно плану мероприятий по реализации Национальной программы ликвидации кори в Российской Федерации завершился первый этап работы, целью которой было достижение повсеместной стабилизации показателей заболеваемости корью на спорадическом уровне на всех территориях России.

Следует отметить, что в 2004 году в Российской Федерации наметилась тенденция к снижению заболеваемости корью: зарегистрировано 2558 случаев кори, что на 734 случаев меньше, чем в 2003 году. Интенсивный показатель заболеваемости корью снизился на 25% и составил 1,69 на 100 тыс. населения (в 2003году- 2,3 на 100 тыс.).

В 2004 году 46 территорий оставались свободными от кори (по сравнению с 2003годом число таких территорий увеличилось на 13), а на 24 территориях интенсивный показатель не превышал 1,0 , на 8 территориях – от 1,0 до 3,0 на 100 тыс.населения.

Заболеваемость корью в анализируемом году в основном определялась случаями кори, зарегистрированными на территориях Южного, Дальневосточного, Центрального и Сибирского Федеральных округов.

Наиболее неблагополучным по заболеваемости корью продолжает оставаться Южный Федеральный округ (ЮФО). Несмотря на то, что показатель заболеваемости корью в ЮФО снизился по сравнению с 2003годом в 1,7 раза, он по- прежнему остается самым высоким (6,69 на 100 тыс.), превышая средний по России в 3,7 раза. Максимальное число заболевших в ЮФО приходится на Республику Дагестан (50%) и Чеченскую Республику (15,6%), где наиболее высокие показатели заболеваемости - 32,8 и 35,8 на 100 тыс. населения соответственно. Причем, заболеваемость корью по сравнению с 2003 годом в Республике Дагестан выросла более чем в 2 раза, а в Чеченской Республике - снизилась в 6,4 раза.

Высокая заболеваемость корью зарегистрирована также в Республике Северная Осетия (Алания) (16,83), в Кабардино-Балкарской Республике (13,44) и Ставропольском крае (6,33). На остальных территориях ЮФО заболеваемость корью имела спорадический характер. В Республике Адыгея корь не регистрировалась.

Заболеваемость корью в Дальневосточном Федеральном округе в 2004 году выросла с 0,61 до 4,12 и была определена вспышечной заболеваемостью в учебных заведениях г. Благовещенска (Амурская область), где зарегистрировано 266 случаев кори, 54% которых лабораторно не подтверждены. После полного отсутствия заболеваний корью в 2003году, в минувшем году было зарегистрировано 19 случаев кори (3,27 на 100 тыс.) в Сахалинской области.

Случаи заболевания корью на большинстве территорий Центрального Федерального округа (ЦФО) не регистрировались, либо заболеваемость носила спорадический характер. Как и в прошлые годы, основное число заболевших приходится на г. Москву (303случая - показатель 3,54 на 100 тыс.). В целом по ЦФО показатель заболеваемости корью составил 1,12 на 100 тыс.населения.

Показатель заболеваемости корью по Сибирскому Федеральному округу (СФО) в целом не превышает единицы и составляет 0,92 на 100 тысяч населения, однако, по сравнению с 2003годом он вырос на 29,6%. 70% заболеваний корью зарегистрированы на территории Красноярского края, где сохраняется выраженная цикличность заболеваемости и отсутствует тенденция к снижению показателей заболеваемости.

В 2004 году активизировалась работа Национального центра по надзору за корью с ведомственными службами (Минобороны, МВД, ФСБ, Минюстом, Федеральным медико-биологическим агентством) по выявлению и в ряде случаев серологическому подтверждению кори. В 2004 году по ведомственным службам зарегистрировано 113 случаев кори, только часть, из которых подтверждена лабораторно.

Анализ сезонного распределения случаев кори показал, что, как и в предыдущем году, наибольшее количество заболевших корью (73,5%) регистрировалось в феврале - мае.

Существенно в 2004году изменилась возрастная структура заболевших корью: доля подростков и взрослых возросла с 42,2% до 68,9%.

В структуре заболевших взрослых по-прежнему преобладают лица 20-29 лет (36%). Интенсивные показатели заболеваемости корью наиболее высокие в возрастной группе 18-19лет (5,55 на 100 тысяч данной возрастной группы).

Динамика интенсивных показателей заболеваемости корью у детей также свидетельствует о заметном снижении их участия в эпидемическом процессе. Так, интенсивный показатель заболеваемости корью детей до 14 лет в среднем снизился с 8,23 в 2003 году до 3,45 на 100 тыс. детей в 2004 году. Снижение показателей произошло во всех возрастных группах. Высоким остается лишь показатель заболеваемости детей в возрасте до года не привитых против кори - 14,4 на 100 тыс. детей этого возраста.

Случаи заболевания корью регистрировались как среди не привитых, так и привитых детей.

Анализ заболеваемости не привитых детей, достигших прививочного возраста, показал, что в структуре заболевших не привитых преобладают дети 1-2лет, на долю которых приходится 51,7% заболеваний.

Однократно привитые дети, напротив, чаще болеют в более старших возрастах: 3-6 лет- 37,8%, 7-14лет – 37,7%.

Абсолютное большинство детей (95,3%), заболевших после ревакцинации против кори, относится к возрастной группе 7-14 лет.

Среди заболевших взрослых превалируют лица с не установленным коревым анамнезом (59,4%) и не получившие прививки против кори (9,9%). Однако, процент двукратно привитых заболевших достаточно высок (22,4%), а среди них 40,6% заболевших приходится на возрастную группу 15-17 лет.

В 2004 году в Российской Федерации было зарегистрировано 1822 очага кори, 1600 (87,8%) из которых не имели распространения инфекции.

Очаги с двумя и более случаями кори отмечались в Южном, Центральном, Дальневосточном и Сибирском Федеральных округах. Наибольшее число заболевших в очагах с распространением отмечено в Южном (413чел.) и Дальневосточном (215чел.) Федеральных округах. Самые крупные очаги кори сформировались в с. Благодатное Ставропольского края – 32 человека и трех ВУЗах г. Благовещенска: политехникуме - 29 человек, медицинской академии и госуниверситете - по 28 человек.

К распространению инфекции в ряде случаев приводило позднее проведение противоэпидемических мероприятий в очагах, необоснованное сужение границ очагов, отсутствие достаточного количества вакцины для иммунизации контактных лиц. Эпидемиологическое расследование очагов позволило установить, что нередко источниками инфекции являлись лица, приезжающие (или выезжающие) из стран ближнего зарубежья (Казахстана, Грузии, Украины и др.), а также Турции и Сирии.

Картина клинического проявления инфекции у больных корью как правило была типичной. У большинства детей (86,0%) и лиц старшего возраста (92,0%) корь протекала в средне-тяжелой форме. Легкая форма кори также имела место у 12,0% детей и у 5,2% взрослых. Диагноз кори у больных только в 75% случаев подтверждался данными лабораторного обследования. Остальным диагноз "корь" поставлен по клиническим и эпидемиологическим данным.

Анализируя ситуацию по заболеваемости корью в целом по Российской Федерации в 2004 году, следует отметить, что, несмотря на низкий показатель заболеваемости корью (1,69 на 100 тысяч населения), задача первого этапа (2002-2004гг.) программы ликвидации кори в России к 2010 году в полном объеме не выполнена. Достичь стабилизации показателей заболеваемости корью на спорадическом уровне удалось лишь на 59 из 89 территорий. На 5 территориях регистрировался высокий показатель заболеваемости - более 10,0 на 100 тысяч населения. При этом в эпидпроцесс были вовлечены как не привитые против кори, так и привитые, в т.ч. ревакцинированные. На ряде территорий продолжает регистрироваться вспышечная заболеваемость. Все это свидетельствует о необходимости усиленного внимания к проведению профилактических и противоэпидемических мероприятий в борьбе с корью.

Необходимым элементом эпиднадзора за корью является серодиагностика, которая осуществлялась с помощью IgM -ИФА тест-систем фирмы " Dade Behring " (Германия) в вирусологических лабораториях региональных центров.

Для получения корректных лабораторных результатов и правильной их интерпретации большое значение имеет своевременность забора и качество сыворотки крови от больного, в значительной степени зависящее от времени и условий доставки образца в лабораторию.

В 2004 году процент сывороток, доставленных в неудовлетворительном состоянии (гемолиз, очень небольшой объем сыворотки, не позволяющей провести исследование, бактериальный пророст), несколько снизился - с 8,8% до 6,96%. Наибольший процент сывороток, поступивших в лабораторию в неудовлетворительном состоянии, был зарегистрирован в Московском региональном центре (РЦ)-18,3% (в основном за счет сывороток из Москвы), в Новосибирском РЦ (9,7%), в Ростовском РЦ (6,7%) и в Санкт-Петербургском РЦ (6,2%).

Процент образцов, поступивших в лаборатории региональных центров для исследования позже 72 часов с момента взятия материала, в целом снизился с 23,45% до 19,01%. Однако, в РЦ Республики Башкортостан он составил 82%, в Нижегородском РЦ – 48%, в Санкт-Петербургском РЦ – 21,5%.

В нарушение приказа Минздрава России от 23.03.2003г. №117 "О реализации "Программы ликвидации кори к 2010году" в 2004году 11,7% сывороток отобраны на 1-3 день с момента появления у больного сыпи, что не позволяет получить достоверные результаты и требует повторного лабораторного обследования. В то же время Ростовский и Нижегородский РЦ в отчете отмечают, что в 2004 году качество проб, доставляемых с большинства территорий, прикрепленных к этим центрам, существенно улучшилось. Весьма важно, что сыворотки доставляются в транспортировочных контейнерах с соблюдением условий "холодовой цепи".

В 2004 году по сравнению с 2003 годом число поступивших для исследования сывороток увеличилось в 1,6 раза, что является свидетельством улучшения качества эпиднадзора. Всего для диагностического подтверждения поступило 4180 сывороток (от 4143 больных), из которых положительными на корь оказались 1964, что составило 46,98%.

Лабораторное подтверждение кори получено у 58,5% больных с первичным диагнозом "корь" (против 79,6% в 2003 году), у 51,8% обследованных больных с диагнозом "корь?" (против 26% в 2003 году), у 3,4% и 4,7% больных с диагнозом "краснуха" и "краснуха?" соответственно. Среди "других инфекций" корь была выявлена в 10,7% , а краснуха в 18,5%.

Результаты лабораторного подтверждения клинических диагнозов еще раз свидетельствуют о важности серологического обследования всех больных корью и с подозрением на эту инфекцию.

Согласно рекомендациям ВОЗ, в лаборатории Национального центра было проведено повторное исследование 285 сывороток (как положительных, так и отрицательных), поступивших из разных региональных центров, что составило 6,8% от общего числа обследованных лиц. О результатах ретестирования было сообщено в региональные центры для корректировки диагноза и дополнительного обследования пациентов. В целом, по региональным центрам показатель серологического подтверждения составил - 98,5% что подтверждает высокий профессиональный уровень лабораторной сети.

В рамках пилотного проекта на базе двух российских региональных центров - Московского и Санкт-Петербургского проводились лабораторные исследования по серомониторингу с использованием IgG -ИФА тест-систем фирмы " Dade Behring " (Германия) в индикаторных группах населения для выявления истинной защищенности от кори на территориях со спорадическим уровнем заболеваемости.

При проведении серомониторинга в индикаторных группах населения (исследовано 3349 сывороток) обращает на себя внимание большой процент серонегативных лиц практически на всех территориях. Вызывает настороженность высокий (15-18,9%) процент детей в возрасте 9-10 лет, получивших ревакцинацию против кори 2-3 года назад и не имеющих в сыворотке крови противокоревых антител.

Среди подростков (15-17 лет) самые большое число серонегативных к вирусу кори лиц было выявлено в Смоленской (26,0%) и Калининградской (24%) областях. Высокий процент серонегативных выявлен также среди взрослых 23-25 лет (исключение составляет Тамбовская область, где этот показатель составил в среднем 9,6%).

В то же время на ряде изучаемых территорий (Тамбовская, Смоленская, Калининградская области) от 3 до 8% лиц имеют высокий показатель противокоревых антител, что говорит об их недавнем контакте с вирусом кори, свидетельствует о циркуляции вируса и, возможно, о не выявленных случаях заболеваний корью на некоторых пилотных территориях.

В 2003- 2004 годах на базе лаборатории кори в Центре по контролю и предотвращению болезней ( CDC , Атланта, США) и региональной референс - лаборатории ВОЗ по надзору за корью и краснухой (Люксембург) проводилось изучение молекулярно-генетической характеристики штаммов вируса кори, циркулирующих на территории России. Были проанализированы 97 образцов, полученных от 51 больного с подтвержденной корью.

Как показали результаты генотипирования, в г. Москве до середины 2003года циркулировал генотип D4, широко распространенный в Кении, Эфиопии, Индии, Пакистане и Иране. При исследовании 8 образцов из Москвы, полученных от больных корью в 2004 году, генотип D 4 выявить не удалось.

Большинство исследованных образцов, собранных в 2003 и 2004 годах, принадлежало к генотипу D6. Данный генотип обнаружен в г.г.Москве, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Новокузнецке (Кемерово), Красноярске, Южно-Сахалинске и Республике Северной Осетии. Ранее генотип D6 был зафиксирован в Западной Сибири в 1997году и определялся в Дагестане и Москве в 2003г.

Изоляты, полученные в апреле 2004 года во время вспышки в Благовещенске от двух человек, были идентифицированы как генотип H 1, широко распространенный в Китае и Монголии. Возможно, что эти штаммы были импортированы в Благовещенск с сопредельных территорий.

Таким образом, штаммы генотипов D4 и D6 являются эндемичными для России. Единичные случаи изоляции вируса, принадлежащего к генотипу HI , по-видимому, являются следствием заноса возбудителя из других стран.

Вместе с тем, впервые на территории России был выделен штамм вируса кори, принадлежащий к генотипу С2, близкий по генетическому древу к ранее изолированным в Марокко и Западной Европе.

В целях реализации программы ликвидации кори в Российской Федерации, в соответствии с Национальным планом мероприятий на 2004 год, а также региональными программами (концепциями) ликвидации кори и комплексными планами реализации первого этапа программы во всех субъектах Российской Федерации выполнена большая организационная работа: проводились заседания санитарно-противоэпидемических комиссий, коллегии, совещания и семинары с руководителями лечебно-профилактических учреждений, педиатрами, терапевтами, эпидемиологами, во многих регионах вопросы организации эпиднадзора за корью включены в программы обучения медицинских работников. В Северной Осетии вопрос ликвидации кори выносился на рассмотрение Совета Правительства республики.

На многих территориях регулярно издавались информационные письма, бюллетени об эпидемиологической ситуации по кори и мерах по ее стабилизации (Пермская, Смоленская, Рязанская, Тверская и другие области), готовились публикации и выступления в средствах массовой информации.

В соответствии с постановлением Главного государственного санитарного врача от 09.03.2004 № 13 "Об усилении мероприятий по профилактике кори" в 2004 году начата дополнительная иммунизация населения против кори, которую планируется завершить в 2005году.

В 2004 году совместно с ЕРБ ВОЗ в г.Перми было проведено рабочее совещание по вопросам реализации программы ликвидации кори, где было подчеркнуто, что и сегодня наиболее важными задачами в стране продолжают оставаться достижение уровня охвата прививками против кори детей в декретированные сроки 95-98% на всех территориях Российской Федерации и обязательная вакцинация всех не болевших корью, не привитых и лиц с неясным коревым анамнезом в возрасте до 35 лет.

С целью достижения повсеместной стабилизации показателей заболеваемости корью, реализации программы ликвидации кори в Российской Федерации и во исполнение Постановления Главного государственного санитарного врача от 09.03.2004 № 13 "Об усилении мероприятий по профилактике кори" руководителям территориальных управлений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека необходимо:

  1. Подготовить и реализовать план мероприятий по выполнению 2-го этапа (2005-2007 гг.) программы ликвидации кори в Российской Федерации к 2010 году;
  2. Обеспечить высокий уровень вакцинации против кори детей в декретированные сроки (не менее 95-98%);
  3. Закончить в 2005году иммунизацию подростков и взрослых до 35 лет, не болевших этой инфекцией, не привитых и не имеющих сведений о прививках.
  4. Обеспечить полное лабораторное обследование всех больных корью и с подозрением на это заболевание.
  5. Провести выборочный контроль достоверности данных о проведенной вакцинации и ревакцинации в группе детей и подростков 3-4лет, 6-7лет и 14-17 лет на территориях с высокими показателями заболеваемости на фоне высокого уровня охвата прививками детей и значительного числа серонегативных среди привитых.
  6. Систематизировать работу Национального и регионального центров по надзору за корью с ведомственными службами и предусмотреть их участие в совещаниях по актуальным вопросам элиминации кори.

(c) Федеральное бюджетное учреждение науки "Научно-исследовательский институт дезинфектологии" Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, 2006-2020 г.

Адрес: 117246, Российская Федерация, Москва, Научный проезд, д. 18

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции