По характеру питания вши являются


Кровососущие, они впиваются в кожу человека и своим хоботком пьют кровь, вот из-за этого, когда появляются вши голова,руки чешутся!

Другие вопросы из категории

1) хлоропластов
2) плазматической мембраны
3) оболочки из клетки
4) вакуолей с клеточным соком

Читайте также

А. Строго растительноядными
Б. Хищниками
В. Всеядными
Г. Паразитами

клетки продуктов метаболизма;

3) переваривание пищи;

Процесс почкования у гидры – это:

1) форма полового размножения

2) форма бесполого размножения

Кровеносная система впервые появилась:

1) у кольчатых червей

2) у кишечнополостных

4) только у плоских и круглых

1) только в море

2) только в пресных водоемах

3) в море, пресных водоемах и на суше

4) только на суше

1) наземные животные

2) преимущественно водные животные

3) животные, способные к полету

4) животные, обитающие только в пресных водоемах

Таежные клещи по характеру питания являются:

Мальпигиевы сосуды насекомых – это:

1) вид кровеносных сосудов

2) органы пищеварительной системы

3) сердце в виде трубочки

4) органы выделения

В. Продолжите предложение:

С. Дать развернутый ответ:

Важный продукт питания человека – мясо, однако употребляют его только после специальной кулинарной обработки. Почему необходима такая обработка мяса?

растительноядной/хищником.
 Эктодерма – это внутренний/внешний слой тела.
 Стрекательные клетки, расположенные в эктодерме, выполняют
функцию защиты/нападения.
 Кораллы/аурелия относится к сцифоидным медузам.
 Нервные клетки расположены в эктодерме/энтодерме

А)дурман Б)пастушья сумка В)осот полевой
Вопрос № 2
Какое усложнение произошло у голосеменных по сравнению с папоротниками
А)появилась проводящая ткань Б)возник фотосинтез В)образовались семена
Вопрос № 3
Грибы питаются
А)только путем фотосинтеза Б)готовыми органическими веществами В)только поселяясь на продуктах
питания
Вопрос № 4
Какие из перечисленных признаков характерны для водорослей
А)наличие стебля и листьев Б)отсутствие тканей и органов В)наличие корня, стебля, листьев
Вопрос № 5
Простейшие, обитающие в воде, дышат
А)растворенным в воде кислородом Б)растворенным в воде углекислым газом В)атмосферным кислородом
Вопрос № 6
К сапрофитам относятся
А)мхи Б)грибы В)водоросли
Вопрос № 7
Лучевую симметрию из кишечнополостных имеют
А)все представители типа Б)только гидры В) только медузы
Вопрос № 8
Какой представитель отряда паукообразных строит из паутины подводный «колокол, а затем заполняет
его воздухом:
А)сольпуга Б)тарантул В)паук-серебрянка
Вопрос № 9
Наиболее простое строение из названных простейших имеет
А)амеба Б)малярийный плазмодий В)эвглена зеленая
Вопрос № 10
Таежные клещи по характеру питания являются
А)хищниками Б)паразитами В)сапрофитами
Вопрос № 11
Зона всасывания корня
А)постоянно увеличивается в длину Б)не перемещается вслед за кончиком корня и не увеличивается в
длину (на одном и том же участке вместо отмерших корневых волосков образуются новые)
В)постоянно перемещается вслед за кончиком растущего корня и не увеличивается в длину
Вопрос № 12
Ядовитый плод картофеля называют
А)стручком Б)клубнем В)ягодой
Вопрос № 13
Кочан капусты - это
А)плод Б)почка В)сочный стебель
Вопрос № 14
Уничтожение вредных насекомых с помощью их естественных врагов называют
А)искусственным отбором Б)химическим способом борьбы В)биологическим способом борьбы

классификации, относится изображенная птица и как она называется?

Жанры

Авторы

Книги

В продаже

Серии

Форум

Захарова Наталья

Книга "Тематическое и поурочное планирование по биологии. 7 класс"

Оглавление

Читать

Помогите нам сделать Литлайф лучше

22. Взрослые поденки живут 1–3 дня (за что и получили свое название), а их личинки обитают в воде в течение:

23. По характеру питания все стрекозы и их водные личинки:

А. Кормятся растительной пищей

Б. Активные хищники

Г. Поедают мертвых животных

24. По характеру питания вши являются:

A. Наружными паразитами позвоночных животных

Б. Внутренними паразитами

Г. Потребителями мертвого органического вещества

25. Название отряда, к которому принадлежат все жуки, связано с наличием у них:

А. Прозрачных крыльев

Б. Жестких надкрыльев

В. Усиков на голове

Г. Сильных грызущих челюстей

26. Жуки – самый крупный отряд насекомых, насчитывающий более 350 тыс. видов, из которых в России живет:

Г. 200 тыс. видов

27. Опасные вредители сельскохозяйственных растений:

28. Название отряда, к которому принадлежат все клопы, связано с тем, что:

A. Обе пары крыльев недостаточно жесткие

Б. Надкрылья наполовину жесткие, а наполовину прозрачные

B. Имеется колюще-сосущий ротовой аппарат

Г. Усики короче, чем у жуков

29. Название отряда, к которому принадлежат бабочки, связано с тем, что:

A. Их крылья по форме напоминают чешуйки

Б. Их крылья покрыты крупной чешуей

B. Их прозрачные крылья покрыты мелкими разноцветными чешуйками

Г. Их окрашенные крылья покрыты мелкими бесцветными чешуйками

30. У бабочек из куколки появляется:

А. Взрослое насекомое

Б. Гусеница первого поколения

В. Гусеница второго поколения

Г. Новая кладка яиц

31. На пораженных множеством тли растениях часто можно увидеть муравьев; что их привлекает?

А. Приятный запах тли

Б. Обильная живая добыча

В. Сладкие выделения тли

Г. Красивый внешний вид тли

32. На пораженных множеством тли растениях часто можно увидеть божьих коровок; что их привлекает?

А. Приятный запах тли

Б. Обильная живая добыча

В. Сладкие выделения тли

Г. Красивый внешний вид тли

33. Блохи переносят возбудителей смертельно опасного заболевания человека:

А. Сонной болезни

Б. Брюшного тифа

34. Полезны для сельского хозяйства истребители тли:

А. Божьи коровки

35. В пчелиной и муравьиной семье только одна самка-царица имеет право на размножение, а абсолютное большинство особей представлено рабочими:

A. Половозрелыми самцами и самками

Б. Бесплодными самцами

B. Бесплодными самками

Г. Захваченными в плен насекомыми других видов

Задание 2. Найдите соответствие.

1. Распределите перечисленные ниже анатомические и морфологические признаки по классам иглокожих (М.л. – морские лилии, М.з. – морские звезды, М.е. – морские ежи, Го. – голотурии, Оф. – офиуры).

A. Жесткий панцирь покрыт иглами

Б. Тело не подразделяется на отделы

B. Ротовое отверстие на верхней стороне тела

Г. Ротовое отверстие на нижней стороне тела

Д. Ротовое отверстие на переднем конце тела

Е. Долгожители среди иглокожих

Ж. Проявляют заботу о потомстве – вынашивают икру и детенышей на собственном теле

З. Имеются сидячие формы, похожие на цветы

И. Способны быстро регенерировать внутренности, выброшенные при защите от врага наружу на съедение хищнику

К. Питаются преимущественно планктоном

Ответы. А. Жесткий панцирь покрыт иглами (М.е.); Б. Тело не подразделяется на отделы (М.л., М.з., М.е., Го., Оф.); В. Ротовое отверстие на верхней стороне тела (М.л.); Г. Ротовое отверстие на нижней стороне тела (М.з., М.е., Оф.); Д. Ротовое отверстие на переднем конце тела (Го.); Е. Долгожители среди иглокожих (М.з.); Ж. Проявляют заботу о потомстве – вынашивают икру и детенышей на собственном теле (М.е., Го.); З. Имеются сидячие формы, похожие на цветы (М.л.); И. Способны быстро регенерировать внутренности, выброшенные при защите от врага наружу на съедение хищнику (Го.); К. Питаются преимущественно планктоном (Го., Оф.).


1. Назовите насекомых, которые имеют колющий, сосущий, лижущий и грызущий ротовой аппарат. (Комар, бабочка, муха, жук.)

2. Как происходит рост насекомых, покрытых хитином? (Во время линьки.)

3. К насекомым с каким типом развития относят бабочек? (Насекомые, с полным превращением: яйцо, личинка, куколка, бабочка.)

1. Где происходит развитие личинки наездника? (В теле гусеницы.)

2. Как происходит расселение пчелиных семей? (В улье развивается молодая матка (из оплодотворенного яйца). После ее выхода, старая матка с частью рабочих особей покидает улей, вылетевший рой ищет новое место.)

3. Перечислите насекомых, являющихся вредителями сельского хозяйства. (Жук колорадский, жук-щелкун, долгоносики, бабочки: капустница, белянка, репница, тля.)

1. Опишите стадии развития майского жука, сколько лет это продолжается? (Жуки вылетают весной, объедают листву деревьев. Летают около месяца. Затем откладывают яйца, закапываясь в почву (до 70 яиц в несколько приемов), из которых через месяц выходят личинки. Они обитает в почве, и питаются сначала перегноем, а затем корнями растений, молодых сосен. Развитие длится 3–4 года. После многих линек летом образуется куколка, из которой через месяц выходит взрослое насекомое. Оно зимует в почве, а весной вылетает на поверхность.)

2. С чем связано активное расселение колорадского жука по Европе? (На территории Европы отсутствовали естественные враги этого жука.)

3. Как почвенные насекомые участвуют в процессе почвообразования? (Перерабатывают органические остатки, перемешивают почву, вентилируют и удобряют ее.)

рассмотреть особенности строения хордовых и принципы выделения подтипов (Бесчерепные и Позвоночные).

ТИП УРОКА: объяснение нового материала.

ОБОРУДОВАНИЕ: рисунки, фотографии, таблицы с представителями разных классов типа Хордовые, влажный препарат ланцетника.

Прверочная раота по теме "Насекомые"

1. По характеру питания тараканы являются:

А. Строго растительноядными
В. Всеядными
Б. Хищниками
Г. Паразитами

2. Среди прямокрылых есть виды, которые наносят серьезный урон сельскому хозяйству; наиболее опасные из них:

А. Сверчки В. Саранча
Б. Кобылки Г. Кузнечики

3. Взрослые поденки живут один—три дня (за что и получили свое название), а их личинки обитают в воде в течение:

А. Месяца В. Двух-трех лет
Б. Года Г. Свыше пяти лет

4. По характеру питания все стрекозы и их водные личинки:

A. Кормятся растительной пищей Б. Активные хищники
В. Паразиты Г. Поедают мертвых животных

5. По характеру питания вши являются:

A. Наружными паразитами млекопитающих
Б. Внутренними паразитами
В. Хищниками
Г. Потребителями мертвого органического вещества

6.Название отряда, к которому принадлежат все жуки, связано с наличием у них:

А. Прозрачных крыльев
Б. Жестких надкрыльев
В. Усиков на голове

Г. Сильных грызущих челюстей

7.Опасные вредители сельскохозяйственных растений:

А. Жуки-навозники В. Жуки-щелкуны
Б. Жужелицы Г. Майские жуки

8. Название отряда, к которому принадлежат бабочки, связано с тем, что:

А. Их крылья по форме напоминают чешуйки.
Б. Их крылья покрыты крупной чешуей.
В. Их прозрачные крылья покрыты мелкими разноцветными чешуйками.
Г. Их окрашенные крылья покрыты мелкими бесцветными чешуйками.

9. Название отряда, к которому принадлежат все клопы, связано с тем, что:

А. Обе пары крыльев недостаточно жесткие
Б. Надкрылья наполовину жесткие, а наполовину прозрачные
В. Имеется колюще-сосущий ротовой аппарат
Г. Усики короче, чем у жуков

10.На пораженных множеством тлей растениях часто можно увидеть муравьев; что их привлекает?

А. Приятный запах тлей Б. Обильная живая добыча
В. Сладкие выделения тлей Г. Красивый внешний вид тлей

11.Многие двукрылые доставляют человеку много неприятностей, потому что они (выберите неверный вариант ответа):

А. Переносят инфекционные заболевания.
Б. Питаются кровью людей и других теплокровных животных.
В. Загрязняют пищевые продукты в помещениях.
Г. Нападают на летающих насекомых.

2. Вставьте пропущенное слово.

12. Тело насекомых подразделяется на три отдела — это . . и .

13. У жуков настоящими крыльями являются _________________ крылья, которые в состоянии покоя спрятаны под ________________

14. Общественные насекомые с огромными семьями — это . . и .

15.Есть насекомые, предпочитающие жить в это…, …, и т.д., а есть
это …, …, ….
3. Дайте краткий ответ.

16. Каковы особенности развития насекомых с полным превращением?

17. Чем полезны муравьи в лесу?

18. Какие ротовые аппараты характерны для насекомых? Приведите примеры.

19. Какую роль играют прямокрылые в природе?

20. Какие двукрылые, обитающие в нашей местности , являются кровосущими?


1. К насекомым относятся:

A. Тараканы
Б. Скорпионы
B. Клещи
Г. Бабочки
Д. Мокрицы

А. Уховерток В. Поденок
Б. Медведок Г. Стрекоз

А. Емкость со 100 литрами воды
Б. Контейнер с 1 тонной груза
В. Трактор весом в 3 тонны
Г. Железнодорожный вагон с грузом в 30 тонн

4. Жуки — самый крупный отряд насекомых, насчитывающий более 350 тыс. видов, из которых в России живет:

А. 200 видов В. 20 тыс. видов
Б. 2 тыс. видов Г. 200 тыс. видов

5. Полезны для сельского хозяйства истребители тлей:

А. Божьи коровки В. Майские жуки
Б. Скарабеи Г. Долгоносики

6. С древнейших времен человеку досаждали представители полужесткокрылых:

А. Постельные клопы
Б. Водомерки
В. Клопы-гладыши
Г. Водяные скорпионы

7. У бабочек из куколки появляется:

А. Взрослое насекомое Б. Гусеница первого поколения
В.Гусеница второго поколения Г. Новая кладка яиц

8. На пораженных множеством тлей растениях часто можно увидеть божьих коровок; что их привлекает?

А. Приятный запах тлей Б. Обильная живая добыча
В. Сладкие выделения тлей Г. Красивый внешний вид тлей

9. Блохи переносят возбудителей смертельно опасного заболевания человека:

А. Сонной болезни
Б. Брюшного тифа
В. Чумы
Г. Гриппа


10. В пчелиной и муравьиной семье только одна самка-царица имеет право на размножение, а абсолютное большинство особей представлено рабочими.

А. Половозрелыми самцами и самками
Б. Бесплодными самцами
В. Бесплодными самками
Г. Захваченными в плен насекомыми других видов

11. Среди перепончатокрылых насекомых много полезных человеку видов; это (выберите неверный вариант ответа):

А. Пчелы В, Муравьи
Б. Осы Г. Наездники

2. Вставьте пропущенное слово.

12.Одомашненные насекомые — это . и .

13 . Насекомые имеют ________________ пары ходильных конечностей.

14. Насекомые хорошо освоили среды жизни: ______________, ________________, __________________.

15. Величина насекомых очень различна: самые маленькие длиной менее

Мм, а самые большие см.

3. Дайте краткий ответ.

16. Каковы особенности развития насекомых с полным превращением?

17. Как переживают зиму бабочки России и других стран с умеренным климатом?

18. Опишите органы зрения насекомых.

19. Каких жуков, встречающихся в нашей местности, вы знаете?

20. Какие особенности строения блох возникли в связи с их паразитическим образом жизни?

Обилие насекомых

Насекомые - самый многочисленный класс животных, их известно более миллиона видов. Подсчеты, произведенные учеными, показали, что на Земле одновременно живет около 10 17 экземпляров насекомых. Благодаря своему обилию насекомые играют очень важную роль в природе и в жизни людей.


Рисунок: насекомые с полным превращением - Божья коровка, колорадский жук, жук-олень, дальневосточный усач, навозник, могильщик

Кроме изученных отрядов насекомых, в природе наиболее обычны жуки , или жесткокрылые , имеющие жесткие передние крылья. По характеру питания среди них различают три основные группы. Во-первых, это хищники, питающиеся различными мелкими животными, в основном насекомыми. Таковы, например, ярко окрашенные божьи коровки. Некоторых божьих коровок разводят в лабораториях и выпускают в парники и сады для борьбы с тлями, повреждающими сельскохозяйственные растения. Во-вторых, это потребители разлагающихся растительных и животных остатков. К ним относятся, например, мертвоеды и могильщики, использующие в качестве пищи трупы животных. Такой же пищей питаются и их личинки. Они входят в число санитаров природы: без них трупы животных разлагались бы и заражали бы окружающую местность. В-третьих, это растительноядные жуки, потребляющие всевозможные части растений, в том числе и древесину. Сюда входят, например, майский жук и другие хрущи, листоеды. Листоед колорадский жук в массе поселяется на картофеле, зачастую объедая всю ботву на кустах. Он завезен в Европу из Северной Америки. На Земле известно более 300000 видов жуков.


Рисунок: насекомые с неполным превращением - певчий кузнечик, полевой сверчок, рыжий таракан, саранча огневка трескучая, постельный клоп, стрекоза красотка блестящая

Всем нам знакомы крупные стройные насекомые - стрекозы . Это дневные, очень прожорливые хищники, приспособившиеся ловить насекомых на лету. Все они уничтожают в несметном числе мух, комаров и слепней, приносят огромную пользу.

Тараканы, кузнечики, сверчки, саранчовые, клопы, вши и блохи - это тоже насекомые. Блохи являются докучливыми паразитами человека и домашних животных. Некоторые виды блох с грызунов, например крысиная блоха, являются переносчиками и хранителями возбудителей опасной болезни - чумы. Чума передается как человеку, так и грызунам через испражнения зараженных ею блох, заносимые в расчесанные места на коже.


Рисунок: Блохи человеческая и крысиная

Вши - бескрылые паразиты млекопитающих. Наиболее распространенный вид - человеческая вошь. Она переносит от больного человека здоровому возбудителей опасных болезней - сыпного и возвратного тифа. Известно около 300 видов вшей, из них 2 вида питаются кровью человека.

Насекомое - звено в цепи питания

Насекомые — важное звено в цепях питания, то есть в пищевых цепях, так как входят в состав групп организмов, связанных друг с другом отношением пища — потребитель.

Почвообразующая роль насекомых

В процессе своей жизнедеятельности насекомые обогащают почву органическими и минеральными веществами. Обитающие в почве личинки жуков, бабочек и мух принимают участие в рыхлении почвы и в перемешивании ее слоев.

Роль насекомых в опылении растений

Многие цветковые растения без опыления насекомыми не могут существовать.

Биологическое значение насекомых

Биологическое подавление членистоногих, причиняющих ущерб в хозяйственной деятельности человека, осуществляется многими насекомыми-хищниками (божьи коровки, муравьи и др.) и паразитическими насекомыми (например, наездники).

Одомашненные насекомые

Одомашненные насекомые - это тутовый шелкопряд и медоносная пчела.

Насекомые - лабораторные животные

Так, плодовая мушка дрозофила из отряда двукрылых служит объектом многих биологических исследований.

Насекомые, причиняющие ущерб человеку

Из громадного числа описанных видов насекомых (около 1000 000) лишь незначительная часть, около 1 %, прямо или косвенно причиняет вред человеку.

Эстетическое значение насекомых

Эстетическое значение насекомых заключается в том, что многие бросающиеся в глаза красивые бабочки, жуки, стрекозы, шмели и другие вызывают чувства радости и восхищения.


Рисунок: редкие виды насекомых, занесенные в красную книгу - красотел пахучий, усач большой дубовый, аполлон, шмель моховой, поликсена, переливница большая

Охрана насекомых

Подлежат охране полезные для человека насекомые, в первую очередь хищные и паразитические, уничтожающие вредных для человека членистоногих, а также опылители растений и производители полезных продуктов. Охраняются также редкие и исчезающие виды насекомых, занесенные в Красную книгу СССР, - их более 200 видов.

Общая характеристика класса насекомых

Насекомые - это шестиногие членистоногие. В их теле различают три отдела: голову с ротовыми органами, одной парой усиков; грудь, несущую три пары ног, и брюшко. Большинство насекомых имеют крылья и способны летать. Дышат они с помощью трахей. Развитие насекомых проходит со сменой двух или трех стадий. Известно примерно 1,5 млн. видов насекомых.


Первые весенние насекомые

Первые весенние насекомые: бабочка крапивница, клоп солдатик, пчёлы, божья коровка, шмели, мухи, комары.



НЕОБЫЧНЫЕ ФАКТЫ О НАСЕКОМЫХ

*Насекомые появились на нашей планете задолго до других животных - примерно за 400 миллионов лет до наших дней. Крошечные живые существа настолько выносливы, что способны пережить любые катаклизмы. Даже если человечество уничтожит само себя, сжить со свету насекомых ему вряд ли удастся.

*Насекомые очень питательны: в них содержатся необходимые человеку белки, минералы, витамины и углеводы. Так что если вы заблудились в лесу и не можете раздобыть себе обед, приглядитесь к тому, что ползает и летает вокруг.

*Если отрубить голову таракану, он способен прожить 9 дней и без нее. Но гибель одной тараканьей особи – лишь капля в море. Самки этих насекомых невероятно плодовиты: они могут производить до двух миллионов яиц ежегодно.

*Муравьи никогда не ложатся спать и не знают, что такое усталость.

*Насекомые – одни из самых неизученных животных. Энтомологи считают, что пока не открыто как минимум 5 000 000 их видов. Писатель Владимир Набоков, увлекавшийся энтомологией и, в частности, бабочками, сам обогатил науку несколькими видами крылатых красавиц.

*Муха обычно не улетает далеко от того места, где родилась. Но если подует сильный ветер, ее может занести на десятки километров.

*Люди, впервые видящие колибри, часто принимают ее за крупное насекомое. Между тем, в мире есть бабочка настолько больших размеров, что она выглядит как птица. Это Attacus Altas, ведущая активный образ жизни ночью.

*Насекомые не способны поворачивать голову. Все, за исключением богомола.

*Если вы недавно съели банан, то привлечете к себе голодного комара намного вероятнее, чем человек, который этого не делал. Ну, нравится кровопийцам, как пахнут люди, лакомившиеся бананами…

*Клещи могут прожить без пищи целых 10лет! И всё это время спокойно дожидаться своего часа…

*Если включить термитам какую-нибудь зубодробительнуюмузыку – например, хэви-металл, - они начнут вгрызаться в дерево вдвое быстрее.

Урок обобщающего повторения по теме: Тип Членистоногие

Учитель биологии Баронова Ирина Аркадьевна,

Аннотация

Раздел программы:

Цели и задачи учебного занятия:

  • обобщить и закрепить пройденный материал, восполнить пробелы в знаниях учащихся по теме членистоногие;
  • сформировать навыки индивидуальной и групповой форм деятельности, навыки сотрудничества с одноклассниками;
  • развивать умения решать ребусы и головоломки, анализировать, сопоставлять и делать выводы;
  • воспитывать познавательный интерес, потребность в знаниях, в самообразовании, стремлении к творчеству, любви и бережному отношению к природе.

Тип урока: Обобщающего повторения с применением:

  • тестового контроля;
  • игровой технологии;
  • групповой работы.

Оборудование:

Урок обобщающего повторения по теме: Тип Членистоногие

Учитель биологии Баронова Ирина Аркадьевна,

Раздел программы:

Цели и задачи учебного занятия:

  • обобщить и закрепить пройденный материал, восполнить пробелы в знаниях учащихся по теме членистоногие;
  • сформировать навыки индивидуальной и групповой форм деятельности, навыки сотрудничества с одноклассниками;
  • развивать умения решать ребусы и головоломки, анализировать, сопоставлять и делать выводы;
  • воспитывать познавательный интерес, потребность в знаниях, в самообразовании, стремлении к творчеству, любви и бережному отношению к природе.

Тип урока: Обобщающего повторения с применением:

  • тестового контроля;
  • игровой технологии;
  • групповой работы.

Оборудование:

Список литературы и интернет ресурсов:

Структура урока:

  • Организационный момент.
  • Вступительное слово учителя (значение материала изученной темы, сообщение цели и плана урока).
  • Представление групп учащихся (название и девиз).
  • Выполнение учащимися индивидуально и коллективно различного рода устных и письменных заданий обобщающего и систематизирующего характера, вырабатывающих умения, формирующих понятийные знания, на основе фактов и явлений.
  • Проверка выполнения работ, корректировка (при необходимости).
  • Формулирование выводов по изученному материалу.
  • Оценка результатов и подведение итогов урока.
  • Рефлексия.

Подготовительная работа:

  • Класс заранее делится учителем на три группы, приблизительно одинаковые по уровню знаний.
  • Группам предлагается придумать название и девиз.
  • Повторить материал по теме: Тип Членистоногие.

Ход урока:

1.Организационный момент

Акцентирование внимания учащихся на необычности данного урока.

2.Вступительное слово учителя

Фронтальная беседа учителя и учащихся. Формулирование ключевых моментов.

  • двусторонне - симметричное сегментированное тело и членистые конечности;
  • плотный хитиновый покров (роль наружного скелета);
  • различают головной, грудной и брюшной отделы;
  • дыхание лёгочное, трахейное или жаберное;
  • нервная система представлена головным мозгом и брюшной нервной цепочкой;
  • сложные фасеточные глаза, органы слуха;
  • подавляющее большинство – раздельнополые животные, развитие часто с метаморфозом;
  • рост возможен только путём периодических линек;
  • кровеносная система незамкнутая, с сердцем над кишечником.

3. Представление групп учащихся (название и девиз)

4. Загадки о членистоногих.

Учащимся предлагается не просто отгадать загадки, а назвать класс (отряд) животного. За правильно отгаданное животное – 1 балл. За правильно названный класс (отряд) – 1балл (Слайды 1-6).

Все мои друзья – на суше,

Ну а я – живу в пруду.

Когда надо, дом воздушный

Под водою возведу. (Паук серебрянка)

Муравьев тепло встречая

Под высоким сосняком,

Мы всегда их угощаем

Очень вкусным молочком. (Тля)

На своем паучьем свете

Неумейка, так сказать.

Не вязал ни разу сети

И не думаю вязать. (Паук-волк)

Солнце светлое приметив,

В поле выбрались с утра.

Только мы на белом свете

Опыляем клевера. (Шмели)

Не брожу в полях и рощах,

Не топчу земных дорог,

Хоть имею, между прочим,

Тридцать восемь цепких ног. (Рак)

Над цветком на миг замрет

На былинке посидит –

Вдруг вспорхнет и улетит (Стрекоза)

Не зверь, не птица,

А нос, как спица

Летит – кричит, сидит – молчит.

Свою кровь прольет. (Комар)

Круглый панцирь сбит добротно,

В глазках - злобные огни,

По бокам прижались плотно

Две тяжелые клешни. (Краб)

Неприметный в чаще леса

Я – малыш, но в нужный час

Больше собственного веса

Поднял груз в сто девять раз. (Муравей)

Черен, да не ворон,

Рогат, да не бык,

Шесть ног без копыт,

Падает – землю роет. (Жук)

5. Работа с текстом

В каждой группе на столе лежит текст, в котором необходимо вставить пропущенные слова. За каждое правильно вставленное слово команда получает -1 балл (Слайды 7-9).

Задание для первой группы "Ракообразные".

Тело ракообразных разделено на _________ и__________. На голове расположены сложные ____________и две пары__________. Ракообразные имеют ________ходильных ног. Дыхание ракообразных обеспечивают _________. Растут ракообразные только в период __________. Развитие у раков _________.

Задание для второй группы "Паукообразные".

Тело пауков разделено на_________и _______. На голове расположены_______глаза. Все пауки имеют___________. Паутина используется для строительства________и_______. Пищеварение у пауков осуществляется_____________. Дыхание пауков обеспечивают__________и________. У пауков _______пары ног. Развитие _________.

Задание для третьей группы "Насекомые".

Тело насекомых разделено на _________, ___________и ___________. На голове у насекомых расположены________глаза и ________усиков. Насекомые имеют ______или _______пары крыльев и _______ног. Взависимости от характера пищи насекомые имеют ротовые органы:_________. Функцию дыхания у насекомых осуществляют ________.Развитие у насекомых 2х типов с________и с не __________ превращением.

6. Ребусы

Учащимся предлагается разгадать ребусы. За каждый правильно отгаданный ребус, команда получает -1 балл (Слайды 10-13)

7. Исключите лишнее

На слайдах представлены три животных, нужно определить какое из них лишнее и объяснить почему. За правильно выполненное задание команда получает – 2 балла (Слайды 14-17)

1) Тарантул, крестовик, омар. Омар – ракообразное, а тарантул и крестовик – паукообразные;

2) Вши, блохи, пчела. Пчела – общественное насекомое, а первые два – паразиты;

3) Колорадский жук, бабочка капустница, божья коровка. Божья коровка – регулирует численность вредителей; колорадский жук, бабочка капустница – вредители огородных культур;

4) Таежный клещ, чесоточный клещ, скорпион. Скорпион - свободно живущее животное; таежный и чесоточный клещи – переносчики возбудителей болезней человека относятся к группе клещей.

8. Биологические задачи

Учащимся предлагаются задачи, на которые по возможности они должны дать полный ответ. За каждую правильно объясненную задачу группа получает – 2 балла (Слайды – 18,19).

2) В 1877 году этот небольшой жук был завезён из Америки в Германию, постепенно он распространился по всей Европе. Личинки и жуки питаются листьями паслёновых растений. Они страшно прожорливы и стали подлинным несчастьем наших огородов. (Колорадский жук);

3) Представьте себя врачом- анестезиологом (дающим пациенту наркоз). Вам необходимо усыпить пчелу, как вы это сделаете, если у вас есть вата и медицинский эфир?(так как у насекомых трахейное дыхание, то, смоченную в эфире вату, нужно подносить не ко рту, а обмотать ей брюшко насекомого);

4) Прогуливаясь в лесу, вы обнаружили, что на ноге находится присосавшийся клещ. Какими будут последовательность ваших действий? Какие меры предосторожности вы предпримите во время следующей прогулки?

9. Кроссворд

(Слайд №20. Чтобы открыть слово, необходимо щелкнуть мышью на номер нужного слова).

Учащиеся группами разгадывают кроссворд. Учитель обращает их внимание на то, что после разгадывания, в выделенных клетках, должно получиться название паука с характерным рисунком на брюшке. Затем проверяют по картинке на слайде. За каждое правильно отгаданное слово – 1 балл. За угадывания ключевого слова – 1 балл дополнительно. (Слайд 20)

  1. Оболочка, в которой гусеница превращается в куколку.
  2. Орган дыхательной системы у майского жука.
  3. Родственник пчелы.
  4. Личинка бабочек.
  5. Заболевание, передающееся через вшей и блох.
  6. Вылетевшая из улья семья пчел.
  7. Наружные паразиты волосяных покровов человека.
  8. Взрослое насекомое.
  9. Парящие на поверхности воды мелкие ракообразные и другие организмы.

Ключевое слово: крестовик.

10. Тестовая работа

Индивидуальная работа с тестами.

1 вариант

Часть 1. Из четырех вариантов выберите только один верный.

1.К какому классу относят членистоногих, имеющих простые глаза, четыре пары ходильных ног?

а) головоногих; б) ракообразных;

в) паукообразных; г) насекомых.

2. Линька у членистоногих происходит в связи с тем, что хитиновый покров по мере роста животного:

а) изнашивается; б) теряет свою окраску;

в) становится нерастяжимым; г) пропускает воду.

3. Какой клещ прогрызает ходы в коже человека?

а) таежный; б) собачий; в) чесоточный; г) паутинный.

4. По характеру питания вши являются:

а) наружными паразитами; б) внутренними паразитами;

в) хищниками; г) потребителями мертвого органического вещества.

5. Какую роль играют наездники в хозяйственной деятельности человека?

а) опыляют культурные растения; б) обогащают почву перегноем;

в) регулируют численность членистоногих; г) разрыхляют почву.

Часть 2. Выберите три верных ответа из шести

В1. Чем членистоногие отличаются от других беспозвоночных?

1) тело состоит из неодинаковых члеников

2) система опоры и движения образована хитиновым покровом и мышцами

3) передвигаются с помощью лопастевидных выростов

4) кровеносная система замкнутая

5) покровы тела и мышцы образуют кожно-мускульный мешок

6) конечности расчлененные

В2. Установите соответствие между насекомым и типом его развития.

Насекомое Тип развития

а) азиатская саранча 1) неполное превращение

б) комнатная муха 2) полное превращение

в) капустная белянка

г) колорадский жук

д) постельный клоп

В3. Установите соответствие между членистоногим животным и классом, к которому его относят.

а) медоносная пчела 1) Ракообразные

б) майский жук 2) Паукообразные

в) чесоточный зудень 3) Насекомые

е) черный таракан

2 вариант

Часть 1. Из четырех вариантов выберите только один верный.

1. К какому классу относят животных, имеющих три пары ног, три отдела тела (голову, грудь, брюшко), органы дыхания – трахеи.

а) насекомых; б) ракообразных; в) сосальщиков; г) паукообразных.

2. Жук-навозник по характеру питания

а) хищник; б) паразит; в) растительноядное животное;

г) разрушитель органических веществ.

3. Человек заражается чесоткой:

а) при охлаждении тела; б) при рукопожатии;

в) через укусы клещей; г) через воздух.

4. Какую роль играют божьи коровки в хозяйственной деятельности человека:

а) опыляют растения; б) обогащают почву перегноем;

в) разрыхляют почву; г) регулируют численность членистоногих.

5. По характеру питания все стрекозы и их водные личинки:

а) кормятся растительной пищей; б) активные хищники;

в) паразиты; г) поедают мертвых животных.

Часть 2. Выберите три верных ответа из шести:

В1. Какие признаки характерны для насекомых

1. одна пара усиков

2. органы дыхания – трахеи

3. тело состоит из головогруди и брюшка

4. четыре пары ног

5. функцию газообмена у большинства выполняют жабры

6. у большинства развиты крылья

В2. Установите соответствие между признаком развития насекомого и типом его развития.

Признак Тип развития

а) три стадии развития 1) неполное превращение

б) личинка превращается во 2) полное превращение

в) за стадией личинки следует стадия куколки

г) личинка внешне напоминает взрослое насекомое

д) личинка, как правило, червеобразная

В3. Установите соответствие между членистоногим животным и классом, к которому его относят.

а) камчатский краб 1) Ракообразные

б) комнатная муха 2) Паукообразные

в) таежный клещ 3) Насекомые

д) обыкновенный комар

11. Подведение итогов

12. Рефлексия

Эмоциональная оценка работы с обозначением перспективы успеха.

Вот забавная таблица. На таблице только лица. Повнимательней взгляни… и для себя лицо найди…

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции