Пауки как вши и блохи бескрылые насекомые

8-й класс


Учащиеся предупреждаются о зачете за неделю до урока. Класс (под руководством учителя, но с учетом пожеланий учеников) делится на 2–3 команды, каждая из которых выбирает капитана. Каждой команде предлагается придумать название, девиз, стенгазету, кроссворд.

Зачет проходит в несколько туров.

Решите, правильно или неправильно то или иное предложенное суждение. (Каждая команда получает 10 вопросов.)

1. К насекомым относятся все трахейнодышащие членистоногие, имеющие по 3 пары ног. (Да.)
2. У всех насекомых тело состоит из головы, груди и брюшка. (Да.)
3. Ноги у насекомых находятся на груди и на брюшке. (Нет.)
4. Насекомые едят все, что содержит органические вещества, некоторые из них – даже перья, шерсть, древесину и пластмассу. (Да.)
5. У насекомых, как и у ракообразных, по 2 пары усиков. (Нет.)
6. Усики насекомых могут быть нитевидными, перистыми, веерообразными и другими. (Да.)
7. У взрослых насекомых, живущих в воде, развито жаберное дыхание. (Нет.)
8. Органы выделения насекомых – мальпигиевы сосуды. (Да.)
9. Кровь насекомых течет только по кровеносным сосудам. (Нет.)
10. У большинства насекомых сердце трубчатое. (Да.)
11. Вышедшие из куколок насекомые растут и несколько раз линяют. (Нет.)
12. У всех насекомых самца и самку по внешнему виду различить нельзя. (Нет.)
13. Мухи и бабочки могут лапками передних ног пробовать раствор на вкус. (Да.)
14. У жуков наружные жесткие крылья не участвуют в полете. (Да.)
15. Развитие всех насекомых, имеющих по две пары крыльев, проходит с полным превращением. (Нет.)

1. Пауки – бескрылые насекомые. (Нет.)
2. Насекомые живут не только на суше, но и в воде. (Да.)
3. У всех летающих насекомых имеется по две пары крыльев. (Нет.)
4. Наряду со сложными глазами у многих хорошо летающих насекомых имеется по 2 или 3 простых глазка. (Да.)
5. Усики насекомых – органы обоняния. (Да.)
6. Основные органы дыхания насекомых – трахеи. (Да.)
7. Среди беспозвоночных только насекомые имеют жировое тело. (Да.)
8. Мальпигиевы сосуды открываются наружу рядом с анальным отверстием. (Нет.)
9. Кровяная жидкость насекомых (гемолимфа) бесцветная. (Да.)
10. Все насекомые, развившиеся из яиц, проходят стадию личинки и куколки. (Нет.)
11. Взрослые насекомые дышат атмосферным воздухом. (Да.)
12. Насекомые, за редким исключением, раздельнополые животные. (Да.)
13. У жуков ротовые органы грызущие, а у комаров – колюще-сосущие. (Да.)
14. Бабочка-капустница питается нектаром цветков. (Да.)
15. Окраска тела у божьей коровки защитная (предупреждающая). (Да.)

При выполнении задания каждая команда разбивается на группы.

Какие из перечисленных насекомых являются представителями отрядов Перепончатокрылые, Чешуекрылые, Прямокрылые, Двукрылые?

Майский жук; капустная белянка; комар; муха; пчела; муравей; кузнечик; таракан.

(Перепончатокрылые – пчела, муравей; Чешуекрылые – капустная белянка; Прямокрылые – кузнечик; Двукрылые – комар, муха.)

Выберите определения, соответствующие понятиям.

А. Метаморфоз.
Б. Трахеи.
В. Фасетка.
Г. Жало.
Д. Хоботок.
Е. Яйцо.
Ж. Дыхальца.
З. Куколка.

1. Неподвижная стадия в развитии насекомых с полным превращением.
2. Органы дыхания насекомых.
3. Видоизмененный яйцеклад.
4. Превращение.
5. Часть сложного глаза насекомого.
6. Первая стадия развития насекомых.
7. Сосущий или колюще-сосущий ротовой орган.
8. Дыхательные отверстия легких или трахей.

(А – 4; Б – 2; В – 5; Г – 3; Д – 7; Е – 6; Ж – 8; З – 1.)

К какому отряду относятся насекомые?

1. Платяная моль. (Чешуекрылые.)
2. Наездник. (Перепончатокрылые.)
3. Саранча. (Прямокрылые.)
4. Колорадский жук. (Жесткокрылые.)
5. Тутовый шелкопряд. (Чешуекрылые.)
6. Овод. (Двукрылые.)
7. Божья коровка. (Жесткокрылые.)
8. Рогохвост. (Перепончатокрылые.)
9. Шершень. (Перепончатокрылые.)
10. Каминный сверчок. (Прямокрылые.)

Проводится как конкурс капитанов. Участники должны узнать насекомое по рассказу. Каждое насекомое рассказывает о себе тремя предложениями. Если капитан узнает насекомое по первой фразе – он получает 3 очка, по второй – 2, по третьей – 1. Для удобства контроля после каждого предложения капитаны пишут название насекомого на листочке и передают учителю.

Рассказ капустной белянки

1. Обожаю растения семейства крестоцветных, от их запаха просто теряю голову.
2. За это меня недолюбливает человек.
3. Все норовит уничтожить кладки моих яиц и моих личинок – гусениц.

Рассказ черного таракана

1. Я – красавец! Да еще и лекарственный. В старину из меня и моих собратьев готовили отличное мочегонное средство.
2. В те добрые старые времена меня частенько можно было видеть в цирке: еще бы, ведь я самый сообразительный и отлично поддаюсь дрессировке.
3. Даже если вы не пригласите меня к обеду – я не замедлю явиться, мне достаточно немного хлебных крошек или плохо вымытых тарелок, на худой конец могу обойтись и бумагой.

Рассказ майского жука

1. Наш отряд – один из отрядов-гигантов, насчитывает 280 тыс. видов.
2. Лично я предпочитаю березу, хотя мои личинки неравнодушны к соснам.
3. Мы одеты в тяжелые доспехи – латы.

1. Я живу 3–4 года.
2. Я – самое сильное животное на Земле!
3. Вот только крылья у меня не сохранились, да это не беда, они мне только мешали бы трудиться.

Решение кроссвордов, которые каждая команда заранее составляет для команды соперников.
В качестве примера – кроссворд, составленный нашими учениками.

3. Как можно одним словом назвать вшей, блох и клопов по отношению к человеку и животным? (Паразиты.) 4. Превращение у насекомых. (Метаморфоз.) 5. Как называется взрослое насекомое? (Имаго.) 8. Как называется личинка? (Гусеница.) 10. Хищные жуки, живущие в воде. (Плавунцы.) 11. Как называется последовательная цепь рефлексов в сложном поведении насекомых или других животных? (Инстинкт.) 12. Как называются небольшие отверстия по бокам брюшка насекомых? (Дыхальца.) 14. К какому отряду относится божья коровка? (Жесткокрылые.)

1. Отряд, к которому относится тля. (Равнокрылые.) 2. Назовите вещества, которые выделяют самки для привлечения самцов. (Феромоны.) 6. Красящее вещество, придающее окраску бабочке. (Пигмент.) 7. Органы дыхания насекомых. (Трахеи.) 8. Какой ротовой аппарат у кузнечиков? (Грызущий.) 9. Стадия развития насекомого после личинки. (Куколка.) 13. Что происходит с гусеницей бабочки-капустницы перед окукливанием. (Линька.)

1. Каких насекомых из увиденных вами можно отнести к вредителям?
2. Каким образом они вредят растениям?
3. Как в природе происходит саморегуляция?
4. Как использует человек этот метод защиты?


В конце зачетного урока каждая команда оценивает своих участников по четырехбалльной системе. В жюри могут быть приглашены старшеклассники и учителя. Выигравшая команда получает дополнительный балл к оценке.

8-й класс*

Выберите правильные утверждения

1. Членистоногие – самый крупный по количеству видов тип животных. (+)
2. Тело речного рака делится на 3 отдела: голову, грудь и брюшко.
3. У ракообразных 3 пары ног.
4. Тело ракообразных покрыто хитиновым покровом, который выполняет функцию наружного скелета. (+)
5. Кровеносная система ракообразных замкнутая.
6. Сердце ракообразных многокамерное.
7. Все ракообразные ведут водный образ жизни.

Укажите правильные ответы

1. К классу ракообразных относятся:

а – крабы; (+)
б – нереиды;
в – осы;
г – дождевые черви;
д – комары;
е – слизни;
ж – креветки; (+)
з – омары; (+)
и – кальмары.

2. Кровеносная система ракообразных:

а – замкнутая;
б – незамкнутая. (+)

3. Нервная система ракообразных:

а – диффузного типа;
б – лестничного типа;
в – узловая. (+)

4. Желудок речного рака состоит:

а – из одного отдела;
б – из двух отделов. (+)

1. Хитиновый покров членистоногих не пропускает ни газы, ни воду. Каким образом осуществляется при таких условиях газообмен между организмом и внешней средой?

2. У речного рака, омара, лангуста по 5 пар ходильных ног. Какие другие типы ног имеются у этих животных? Какие функции они выполняют?

3. Любое членистоногое животное линяет. Речной рак, например, на первом году жизни линяет 6–10 раз, на втором – 5 раз, на третьем – 3–4 раза. Взрослый рак самец линяет обычно 2 раза в год, а самка – 1 раз. Дафнии линяют 8 раз в течение 17 суток. С чем связано большое количество линек у молодых раков?

4. Нервная система у членистоногих, как и у кольчатых червей, состоит из надглоточного и подглоточного нервных узлов, образующих окологлоточное нервное кольцо, и из узлов брюшной нервной цепочки. Имеются ли различия в нервной системе членистоногих и кольчатых червей? Если имеются, то какие и с чем они связаны?

5. При ловле речных раков и крабов попадаются особи, у которых одна клешня значительно меньше другой. Как можно объяснить такое явление?

6. Засушенные для коллекции раки сохраняют свою форму и размеры тела. Засушенные пауки и насекомые сморщиваются, уменьшаются в размере. Чем это можно объяснить?

Выберите правильные утверждения

1. Тело паука поделено на три отдела: голову, грудь и брюшко.
2. Органами дыхания пауков являются мальпигиевы сосуды.
3. Пауки – только наземные обитатели.
4. Все пауки дышат атмосферным воздухом. (+)
5. Все пауки плетут ловчую сеть.
6. Все пауки – хищники. (+)
7. Все клещи – паразиты животных и вредители растений.

Укажите правильные ответы

1. К паукообразным относятся:

а – дафния;
б – каракурт; (+)
в – креветка;
г – чесоточный зудень; (+)
д – бычий слепень;
е – собачий клещ; (+)
ж – паук-серебрянка; (+)
з – скорпион; (+)
и – бычий цепень.

2. Развитие у пауков происходит:

а – с превращением;
б – без превращения; (+)

3. Кровеносная система паукообразных:

а – замкнутая;
б – незамкнутая; (+)
в – отсутствует.

4. Пищеварение у паукообразных происходит:

а – в желудке;
б – во внешней среде;
в – во внешней среде и в желудке. (+)

1. Наблюдение за поведением паука показывает, что он выскакивает из своего укрытия и стремительно направляется к мухе, запутавшейся в паутине, только в том случае, если муха средней величины. Если же муха попадается маленькая, то паук часто не обращает на нее внимания. Каким образом паук узнает о величине своей жертвы?

3. На головогруди паука 6 пар конечностей. Из них 4 пары служат ходильными ногами. Каковы функции других конечностей, как они называются?

4. Среди паукообразных имеются животные, с которыми имеет дело и агроном, и врач, и ветеринар. Какие это паукообразные? Почему к ним проявляют интерес люди разных специальностей?

5. Осенью часто можно видеть в воздухе летящих паучат. Как и куда летят паучата?

6. Пауки имеют простые глаза, а многие клещи их лишены. В связи с чем у большого числа клещей исчезли глаза?

Выберите правильные утверждения

1. Пауки, как вши и блохи, – бескрылые насекомые.
2. Насекомые живут не только на суше, но и в воде. (+)
3. У всех летающих насекомых имеется две пары крыльев.
4. Наряду со сложными глазами у ряда насекомых имеются и простые. (+)
5. У насекомых, как и у ракообразных, есть 2 пары усиков.
6. Усики насекомых могут быть перистыми, веерообразными, нитевидными и др. (+)
7. У насекомых, живущих в воде, развито жаберное дыхание.
8. Органы выделения насекомых – мальпигиевы сосуды. (+)
9. Кровь насекомых течет только по кровеносным сосудам.
10. Все насекомые, развившиеся из яиц, проходят стадию личинки и куколки.
11. Вышедшие из куколки насекомые растут и несколько раз линяют.
12. Класс насекомых – самый многочисленный из всех классов животных. (+)

Распределите названных представителей класса насекомых по отрядам

Насекомые: медоносная пчела; бычий овод; тля; водомерка; бычий слепень; адмирал; саранча; кузнечик; оса; яблонный цветоед; яблоневая плодожорка; клоп лесной; обыкновенный комар; медведка; трихограмма; капустная белянка; белянковый наездник; жужелица; большое коромысло.

Отряды: Жесткокрылые, Двукрылые, Чешуекрылые, Прямокрылые, Перепончатокрылые, Полужесткокрылые, Равнокрылые.

Укажите правильные ответы

1. Тело насекомых состоит из:

а – головогруди и брюшка;
б – головы, груди и брюшка. (+)

2. Насекомые имеют:

а – 4 пары ног;
б – 3 пары ног. (+)

3. У большинства насекомых имеются крылья. Их количество:

а – две пары;
б – одна или две пары; (+)
в – одна пара.

4. Крылья насекомых прикреплены к:

а – груди и брюшку;
б – груди; (+)
в – головогруди и брюшку;
г – головогруди.

5. Насекомые с полным превращением линяют:

а – на личиночных стадиях развития; (+)
б – на стадиях личинки и взрослого насекомого.

6. Кровеносная система насекомых:

а – замкнутая;
б – незамкнутая. (+)

7. Сердце у насекомых располагается:

а – в спинной стороне тела над кишечником; (+)
б – в брюшной стороне тела под кишечником;
в – под подглоточным нервным узлом.

8. Органы выделения у насекомых:

а – мальпигиевы сосуды;
б – почки;
в – легочные мешки;
г – мальпигиевы сосуды и жировое тело. (+)

9. Самка майского жука откладывает яйца:

а – в почву; (+)
б – на листьях березы;
в – в трухлявые пни;
г – в листовой опад.

10. Развитие майского жука от яйца до взрослого жука длится:

а – 1 год (с мая по май);
б – 2 года;
в – 4–5 лет. (+)

11. Взрослые майские жуки живут:

а – с мая по сентябрь-октябрь;
б – примерно месяц; (+)
в – несколько лет.

12. Взрослые майские жуки появляются из куколок:

а – осенью, а затем зимуют в почве до весны; (+)
б – весной с появлением листьев на березах.

1. Семиточечная божья коровка, колорадский жук и некоторые другие насекомые имеют яркую окраску. Каково ее значение? Всегда ли данная окраска помогает им?

2. Хороший огородник до высадки капусты тщательно выпалывает дикорастущие растения семейства крестоцветных, хотя их с удовольствием поедают гусеницы капустной белянки. Обоснуйте правильность его действий.

3. Одна самка комнатной мухи откладывает до 120 яиц, и в течение лета появляются 7 поколений мух, половина из которых – самки. За начало первой кладки примем 15 апреля и будем считать, что муха-самка за 20 суток развивается настолько, что сама откладывает яйца. Подсчитайте, сколько мух народится за 7 поколений (15 апреля, 5 мая, 14 июня, 5 июля, 25 июля, 13 августа, 1 сентября).

4. Десять колорадских жуков в течение 30 суток объедают 2000 см2 листьев картофеля. За свое развитие одна личинка съедает приблизительно 50 см2 листьев картофеля. Подсчитайте, какую площадь листьев съедят 1000 колорадских жуков? Сколько личинок колорадского жука могут уничтожить такую площадь листьев картофеля?

5. Блоха длиной 3 мм может подпрыгнуть на высоту 20 см, а расстояние от места старта до места приземления бывает до 35 см. Подсчитайте, на какую высоту мог бы подпрыгнуть человек, рост которого 170 см, и какое расстояние он мог бы преодолеть в прыжке, если бы был таким же хорошим прыгуном, как блоха?

Выберите правильные утверждения

1. Все рыбы имеют обтекаемую форму тела.
2. Тело большинства рыб покрыто чешуей. (+)
3. Кожа рыб имеет железы, выделяющие слизь. (+)
4. Грудными плавниками рыба при передвижении пользуется как веслами.
5. Глаза у рыб не имеют век. Рыбы спят с открытыми глазами. (+)
6. Имеются рыбы, у которых в течение всей жизни сохраняется хорда. (+)
7. Кровеносная система рыб незамкнутая.
8. Сердце рыб состоит из двух отделов: предсердия и желудочка. (+)
9. Кровь у рыб в предсердии венозная, а в желудочке артериальная.
10. У всех рыб имеется плавательный пузырь.
11. Органы выделения рыб – почки. (+)

Укажите правильные ответы

1. Рыбы относятся к типу:

а – бесхордовые;
б – полухордовые;
в – хордовые. (+)

2. Большинство рыб относится к классу:

а – костных рыб; (+)
б – хрящевых рыб;
в – ланцетников.

3. К парным плавникам относятся:

а – только грудные;
б – только брюшные;
в – грудные и брюшные. (+)

4. Спинной плавник у речного окуня выполняет функции:

а – создание устойчивости тела при движении;
б – защита от хищников;
в – то и другое. (+)

1. Тело рыб очень разнообразное по форме: у лещей оно высокое, сильно сжатое с боков; у скатов – сплюснутое в спинно-брюшном направлении; у акул – торпедообразное; у рыб-игл – иглообразное. В связи с чем могли развиться у рыб такие особенности строения?

2. У большинства современных рыб кожа покрыта чешуей. Каковы преимущества такого покрова по сравнению с покровами тела известных вам беспозвоночных животных?

3. Для борьбы с малярией в 30-е годы в нашу страну была завезена и выпущена в водоемы небольшая рыбка гамбузия. Почему внимание ученых-зоологов привлекла именно эта рыба?

Выберите правильные утверждения

1. У самцов лягушек во время кваканья сильно раздуваются барабанные перепонки.
2. Кожа у жаб частично ороговевает. (+)
3. Тритоны живут в воде, а размножаются на суше.
4. Среди земноводных самое крупное животное – нильский крокодил.
5. В скелете земноводных отсутствует грудная клетка. (+)
6. Глаза земноводных имеют подвижные веки. (+)
8. У всех земноводных между пальцами задних ног имеются плавательные перепонки.
9. Выпуклые глаза и ноздри у амфибий находятся на возвышенности, что помогает им, не выходя из воды, дышать и ориентироваться в окружающем пространстве. (+)
10. Глаза у многих земноводных помогают проталкивать к глотке захваченную пищу. (+)
11. Сердце у бесхвостых амфибий трехкамерное, а у хвостатых – двухкамерное.
12. Сердце у головастиков лягушек и жаб двухкамерное, кровь у них течет по одному кругу кровообращения. (+)

Укажите правильные ответы

1. В шейном отделе позвоночника земноводных:

а – 3 позвонка;
б – 2 позвонка;
в – 1 позвонок. (+)

2. Передний мозг земноводных по сравнению с таким же рыб:

а – более крупный, разделен на два полушария; (+)
б – более крупный, но без разделения на полушария;
в – не претерпел изменений.

3. Орган слуха амфибий состоит из:

а – внутреннего уха;
б – внутреннего и среднего уха; (+)
в – внутреннего, среднего и наружного уха.

1. Лягушка на суше передвигается прыжками. Почему тритон не может так передвигаться?

2. Зеленые и бурые лягушки имеют покровительственную окраску тела. Квакши меняют свою окраску: на листьях деревьев они зеленые, на стволах деревьев – бурые. Как можно объяснить, что саламандры, жерлянки и тропические древолазы имеют яркую окраску (или контрастные пятна), которая хорошо заметна?

3. У зеленой лягушки 49% кислорода поступает через легкие. Каким образом в ее организм поступает еще 51% кислорода?

Выберите правильные утверждения

1. Тело пресмыкающихся покрыто роговой чешуей или роговыми пластинками. (+)
2. Все пресмыкающиеся, за исключением змей – четвероногие животные.
3. Пресмыкающиеся откладывают яйца, покрытые кожистой оболочкой или известковой скорлупой. (+)
4. Оплодотворение у пресмыкающихся наружное.
5. Язык ящериц и змей выполняет функцию жала.
7. Все пресмыкающиеся заглатывают пищу целиком.
8. Предки змей имели ноги. (+)
9. У всех пресмыкающихся верхнее и нижнее веки подвижные.
10. Панцирь черепахи сращен с позвоночником и ребрами. (+)
11. Сердце пресмыкающихся, кроме крокодилов, четырехкамерное.
12. Среди пресмыкающихся имеются живородящие виды. (+)

Укажите правильные ответы

1. По сравнению с земноводными пресмыкающиеся:

а – менее многочисленный и распространенный класс позвоночных;
б – более многочисленный и широко распространенный класс позвоночных животных; (+)
в – в количестве видов и широте распространения особых различий нет.

2. Кожа у пресмыкающихся:

а – имеет сальные железы;
б – сухая (без желез); (+)
в – имеет железы, выделяющие слизь.

3. Сердце у пресмыкающихся:

а – трехкамерное;
б – четырехкамерное;
в – трехкамерное, кроме крокодилов (у них – четырехкамерное). (+)

4. У пресмыкающихся:

а – один круг кровобращения;
б – у большинства один круг кровобращения, у крокодилов – два.
в – два круга кровообращения. (+)

5. Веретеница и желтопузик – это:

а – ящерицы; (+)
б – неядовитые змеи;
в – ядовитые змеи.

1. Кожа пресмыкающихся сухая, имеет сплошной роговой покров. Какое предположение можно сделать об органах дыхания этих животных и почему?

2. Желтопузик спит с закрытыми глазами, а ужи и гадюки – с открытыми. Как можно это объяснить?

3. У хамелеонов левый и правый глаз двигаются независимо друг от друга и могут поворачиваться на 180° по горизонтали и на 90° по вертикали. В связи с чем развились у хамелеонов такие особенности органов зрения?

4. Однажды школьники нашли мертвую ящерицу, взяли ее в руки и стали тянуть ее за хвост. Однако хвост не обломился. Почему?

5. Область распространения живородящей ящерицы заходит дальше на север по сравнению с областью распространения прыткой ящерицы. С чем это связано?

Выберите правильные утверждения

1. Все птицы способны к полету.
2. Киль, как вырост грудины, способствует рассеканию воздуха во время полета.
3. У птиц обычно на ногах 4 пальца: 3 направлены вперед, а один – назад. (+)
4. Пища из пищевода поступает в мускульный, а затем в железистый желудок.
5. Пух и пуховое перо это одно и тоже.
6. Улетающих птиц больше развиты мышцы, поднимающие крыло.
7. Кожа птиц тонкая, сухая, практически лишенная желез. (+)
8. У пингвинов, хотя они и не летают, тоже имеется киль. (+)
9. Основное значение воздушных мешков – уменьшение трения между внутренними органами во время полета.
10. Сердце у птиц четырехкамерное. (+)
11. Оплодотворение у птиц происходит в яйцеводе самки. (+)
12. У всех птиц птенцы появляются слепые и беспомощные.

Укажите правильные ответы

1. Только птицы из позвоночных животных:

а – приспособились к полету;
б – имеют перьевой покров; (+)
в – откладывают яйца в известковой скорлупе.

2. В скелете кисти птиц сохранились остатки:

а – трех пальцев; (+)
б – двух пальцев;
в – одного пальца.

3. Длина шеи у птиц зависит от:

а – длины тел позвоночников;
б – количества позвонков;
в – количества позвонков и их длины. (+)

4. Спящая птица не падает с ветки дерева, потому что:

а – чутко спит и при изменении равновесия тела сильно сжимает пальцы ног;
б – чем ниже опускается тело птицы (под его тяжестью), тем больше сгибаются колени и сильно натягиваются сухожилия, проходящие через колено к пальцам; (+)
в – сохраняет равновесие изменением положения крыльев.

5. Птенцы появляются зрячими, покрытыми пухом, способными бегать у:

а – тетеревов, рябчиков, глухарей, уток; (+)
б – орлов, ястребов, соколов;
в – у всех названных птиц.

6. Основным сигналом, вызывающим у птиц начало перелета, является:

а – недостаток или отсутствие корма;
б – низкая температура воздуха;
в – уменьшение длины дня. (+)

1. Крылья у птиц опускают большие грудные мышцы, достигающие 20% общей массы ее тела, а поднимают крылья мышцы меньших размеров. Почему не наоборот?

2. Любой лишний груз был бы помехой при полете. Какие изменения в пищеварительной системе в связи с этим произошли у птиц?

3. У пресмыкающихся масса головного мозга составляет до 0,4% массы тела, у летающих птиц – до 8%. Передний мозг у пресмыкающихся составляет 42–45% общей массы головного мозга, а у птиц – до 70%. В связи с чем наблюдаются такие различия между мозгом птиц и пресмыкающихся?

4. К местам гнездования стрижи прилетают последними, а улетают на зимовку первыми. Грачи весной прилетают первыми, а улетают на места зимовок последними. Как можно объяснить различия в сроках прилета и отлета птиц?

5. Птицы, как правило, делают гнезда и выводят птенцов весной и летом. Исключение составляют клесты. Они могут выводить птенцов зимой в трескучие морозы. Объясните, что является определяющим в сроках выведения птенцов у разных видов птиц.

7. Известковая скорлупа свежеотложенного яйца гораздо толще и прочнее скорлупы яйца с развившимся в нем птенцом. С чем это связано?

8. Чем можно объяснить, что стаи гусей, журавлей и других крупных птиц во время перелета выстраиваются углом (клином)?

Класс насекомые

Решите, правильно или неправильно то или иное предложенное суждение. Выпишите номера правильных суждений.
1. К насекомым относятся все трахейно-дышащие членистоногие, имеющие по 3 пары ног.

2. Пауки, как вши и блохи, - бескрылые насекомые.

3. У всех насекомых тело состоит из головы, груди и брюшка.

4. Насекомые живут не только на суше, но и в воде.

5. Ноги у насекомых находятся на груди и брюшке.

6. У всех летающих насекомых имеется две пары крыльев.

7. На ряду со сложными глазами у многих хорошо летающих насекомых имеется по 3 или 2 простых глаза.

8. У насекомых, как и у ракообразных по 2 пары усиков.

9. Усики насекомых - органы обоняния.

10. Усики насекомых могут быть перистыми, веерообразными, нитевидными и др.

11. У насекомых, живущих в воде развито жаберное дыхание.

12. Среди беспозвоночных только насекомые имеют жировое тело.

13. Органы выделения насекомых - мальпигиевы сосуды.

14. Кровь насекомых течет только по кровеносным сосудам.

15. У большинства насекомых сердце трубчатое.

16. Все насекомые, развившиеся из яиц, проходят стадию личинки и куколки.

17. Вышедшие из куколки насекомые растут и несколько раз линяют.

18. Личинки комаров и личинки других насекомых, развивающиеся в воде, дышат растворенным в воде кислородом.

19. Насекомые, за редким исключением, раздельнополые.

20. Самца от самки у насекомых по внешнему виду отличить нельзя.

21. У жуков наружные жесткие крылья не участвуют в полете.

22. У некоторых насекомых тело поделено на 2 отдела: головогрудь и брюшко.

23. Класс насекомых самый многочисленный из всех классов животных.

Выбери правильные ответы.
1. Тело насекомых состоит из:

а - головогруди и брюшка; б - головы, груди и брюшка;

2. Насекомые имеют:

3. У насекомых усики в числе:

а - 2 пары; б - одной пары; в - 1-2 пары.

4. Ноги у большинства насекомых находятся на брюшной стороне:

5. У большинства насекомых имеются крылья. Их:

а - две пары; б - одна или две пары; в - одна пара.

6. Крылья находятся на спинной стороне:

а- груди и брюшка; б - груди; в- головогруди и брюшка; г- головогруди.

7. Насекомые с полным превращением линяют:

а - на личиночных стадиях развития; б - на личиночных и кукольных стадиях развития; в - на стадиях личинки, куколки и взрослого насекомого.

8. У насекомых с неполным превращением линька происходит:

а - на стадии личинки; б - на стадии личинки и взрослого насекомого; в - на стадии личинки и один раз на стадии взрослого насекомого.

9. Взрослые насекомые дышат при помощи:

а - легочных мешков и трахей; б - легочных мешков; в - трахей; г - трахей и жабр (обитатели водоемов).

10. Кровеносная система насекомых:

а - замкнутая; б - незамкнутая.

11. Сердце у насекомых располагается:

а - в спинной стороне тела над кишечником; б - в брюшной стороне тела под кишечником; в - под подглоточным нервным узлом.

12. Органы выделения у насекомых:

г - мальпигиевы сосуды и жировое тело.

13. Насекомые бывают:

а - раздельнополыми; б - гермафродитами; в - в большинстве раздельнополыми; г - в большинстве гермафродитами.

14. Самка майского жука откладывает яйца:

а - в почву; 6 - на листьях березы; в - в трухлявые пни;

г - в листовой опад.

15. Развитие майского жука от яйца до взрослого жука длится:

а - 1 год (с мая по май); б - 2 года; в- 3 года; г - 4-5 лет.

16. Взрослые жуки живут:

а - 2-3 недели; б - примерно месяц; в - несколько лет; г - с мая по сентябрь-октябрь.

17. Взрослые майские жуки появляются из куколок:

а - осенью, а затем зимуют до весны; б - весной с появлением листьев на березах; в - зимой и "спят" до весны.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции