Кто такие вши краткое содержание

Педикулез или вшивость – специфическое паразитирование на человеке вшей, питающихся его кровью.

Возбудителем болезни являются кровососущие паразиты (вши), которые после проникновения на кожу или волосы человека быстро размножаются. Болезнь довольно распространена среди населения проживающих в антисанитарных условиях.

Различают три вида вшей: платяные, головные и лобковые.

Продолжительность жизни вшей, в зависимость от вида, колеблется от 25 до 45 дней (в среднем около месяца).

Ежедневно вошь откладывает яйца (гниды), прикрепляя их к волосам или ворсинкам одежды. Из яиц через 7 – 10 дней появляются личинки, которые питаясь кровью человека через 15 – 17 дней превращаются во взрослых насекомых. Одна вошь за свою жизнь может отложить от 100 до 300 яиц, ежедневно 7 – 10 яиц. Места кладки яиц головных вшей – у корней волос головы; платяных – в складках и швах одежды; лобковых – на волосах лобка, половых органах, покрытых волосами.

Основными симптомами педикулеза являются: зуд, сопровождающийся расчесами, иногда аллергия, пигментация кожи за счет воспалительного процесса и кровоизлияний в ткани, в редких случаях колтун -–запутывание волос, склеенных гнойно-серозными выделениями и образующими корку на голове. Расчесы часто способствуют возникновению вторичных кожных заболеваний: дерматитов, экземы, гнойничковых заболеваний и т. д.

Основным источником педикулеза является больной человек. Причиной развития недуга считается пренебрежение правилами личной гигиены, тесный контакт с больным человеком или его вещами. Чаще всего здоровые люди заражаются вшами при использовании совместных вещей личной гигиены, через головной убор, расчески, полотенца или постельное белье. Очагом заражения для детей становятся детские сады, школы, общественные места, бассейны или другие коллективы, где наблюдается большое скопление детей или людей.

Учитывая, что педикулез довольно распространенное заболевание, каждый человек, в том числе родитель должен знать симптомы данного недуга. Диагностировать педикулез совсем не сложно. Достаточно больше внимания уделять ребенку и наблюдать за его поведением. К основным признакам педикулеза относятся:

  • при осмотре головы, одежды или в области гениталий можно заметить гниды вши;
  • сильный зуд кожи, который возникает как ответная реакция организма на укус паразита;
  • наличие следов в области укуса;
  • присутствие коконов гнид или сами яйца чаще локализуются в основании волос;
  • при раздавливании паразита ощущается характерный хруст.

При обнаружении педикулеза (вшей, гнид) необходимо срочно обратиться в медицинское учреждение, где дадут необходимые рекомендации по ликвидации завшивленности.

При головном педикулезе можно провести санитарную обработку своими силами в домашних условиях. Для этого необходимо в аптечной сети приобрести противопедикулезное средство и четко исполняя инструкцию провести обработку головы. Одновременно с обработкой от педикулеза проводят смену нательного и постельного белья больного, осуществляют уборку помещения, верхние вещи проглаживают утюгом. При необходимости обработку педикулицидами повторяют через 7-10 дней. Обработку людей и вещей при платяном и смешанном педикулезе проводят в дезинфекционных камерах санпропускников Дезстанций №1,2,6.

В целях предотвращения появления вшей и их распространения в семье, коллективе осуществляют профилактические (гигиенические) мероприятия :регулярное мытье тела и головы ( не реже одного раза в 7-10 дней), смену нательного и постельного белья, ежедневное расчесывание волос, содержание в чистоте верхней одежды, предметов обстановки.

Обращаем внимание, что в период летнего отдыха, во время активной миграции населения возрастает риск заражения педикулезом. Необходимо быть предельно внимательными и нацеленными на своевременное выявление педикулеза и особенно при появлении характерных признаков.

При возвращении детей из детских оздоровительных лагерей обязательно проводить профилактический осмотр головы и нательного белья ребенка.


Рюноскэ Акутагава - Вши краткое содержание

"Библиотека мировой литературы" предлагает читателям прозу признанного классика литературы XX века Акутагавы Рюноскэ (1892 - 1927). Акутагава по праву считается лучшим японским новеллистом. Его рассказы и повести глубоко философичны и психологичны вне зависимости от того, саркастичен ли их тон или возвышенно серьезен.

Вши - читать онлайн бесплатно полную версию (весь текст целиком)

В конце одиннадцатой луны первого года Гэндзи из устья реки Адзи, протекающей через город Осака, вышли корабли карательной экспедиции против княжества Тесю. На них находились войска княжеств, взявших на себя оборону столицы Киото, и командовал ими крупный феодал Суми-но-ками.

Во главе двух отрядов стояли Цукуда Кюдаю и Ямадзаси Сандзюро. Над кораблем Цукуды развевались белые, а над кораблем Ямадзаси – красные знамена. Полоскавшиеся на ветру знамена придавали выходящим в открытое море судам геройский вид.

А вот у людей на этих судах вид был далеко не геройский. Во-первых, на каждом судне находились по тридцать четыре самурая и экипаж из четырех человек – итого по тридцать восемь душ. Из-за тесноты даже свободно передвигаться было невозможно. Люди оказались прижатыми друг к другу, словно сельди в бочке. От непривычного запаха потных тел всех слегка подташнивало. Стояла поздняя осень, и с моря дул ветер, который пронизывал до мозга костей. Небо было затянуто тучами, волны трепали суда, и даже у тех молодых самураев, которые были родом из северных провинций, зуб на зуб не попадал от холода.

Во-вторых, на судах было полным-полно вшей. И это были не просто вши, которых, случается, обнаруживаешь в складках одежды, нет, они были абсолютно повсюду. Они ползали по знаменам, ползали по мачтам, ползали даже по якорям. Было даже трудно понять, кто же плывет на этих судах: люди или насекомые? И разумеется, эта мерзость десятками ползала по одежде. И стоило этим мерзким тварям добраться до человеческого тела, как они приходили в благодушное настроение и принимались безжалостно кусаться. Будь их десяток-другой, с этим еще как-то можно было бы смириться, но вшей имелось такое изобилие, что они напоминали рассыпанные семена кунжута. И речи не могло быть о том, чтобы окончательно от них избавиться. Самураи из отрядов Цукуды и Ямадзаси были настолько искусаны вшами, что стали похожи на больных корью. На теле у них живого места не оставалось; они распухли и покраснели.

Итак, голые самураи, сами похожие на больших вшей, целыми днями страдали и усердно давили вшей на дощатой палубе.

Лишь один человек на судне Цукуды вел себя весьма странно. Это был самурай по имени Мори Гонносин, пехотинец с рисовым пайком в семьдесят мешков риса, глава семьи из пяти человек. Странность же его поведения заключалась в том, что только он не занимался ловлей вшей. Поэтому, естественно, они на нем кишмя кишели. Одни карабкались по пучку волос на макушке, другие перебирались через край хакама, но это его ничуть не беспокоило.

Думаете, вши его не кусали? Ничуть не бывало! Как и все прочие, он с головы до ног был усыпан красными пятнами размером с монету. А кроме того, все тело его зудело, отчего он непрестанно чесался. Однако при этом он не только сохранял спокойствие, но и, поглядывая на остальных, занятых ловлей вшей, бормотал:

– Ладно, ловите, но только не убивайте их. Собирайте их живьем в чайники и приносите мне.

– Зачем они тебе? – удивленно спросил кто-то.

– Зачем? Я буду их кормить, – невозмутимо отвечал Мори.

– Ну что? Наловили? Тогда подавайте их сюда!

Все удивились его упрямству.

– Запускайте! – спокойно приказал Мори и раскрыл ворот кимоно.

– Долго не выдержишь – взвоешь, – увещевали его спутники, но он не обращал на них ни малейшего внимания.

Они поочередно переворачивали чайники и, словно бы засыпая рис в амбары, ссыпали вшей ему за шиворот. Подбирая сваливающихся на палубу вшей, Мори с ухмылкой приговаривал:

– Огромное вам спасибо, наконец-то как следует высплюсь. Со вшами не замерзнешь.

Изумленные самураи переглядывались, но никто не вымолвил ни слова.

После того как все вши оказались у него за шиворотом, Мори изящно застегнул ворот кимоно и, высокомерно осмотревшись, произнес:

– Тем, кто в такую холодрыгу не хочет схватить простуду, рекомендую последовать моему примеру. Тогда вы даже ни разу не чихнете. Даже насморка не будет. А про холод сразу забудете. И, как вы думаете, благодаря чему? Благодаря вшам!

Мори рассуждал следующим образом: если на теле имеются вши, они непременно начнут кусаться. А укушенное место будет зудеть. Когда же все тело будет искусано вшами, оно начнет чесаться. Разумеется, человек начнет чесать зудящее место, и таким образом его тело разогреется. А когда станет тепло, можно будет и заснуть. Во сне же от зуда и воспоминания не останется. Следовательно, когда на теле много вшей, можно спать и при этом не простудиться. Поэтому-то вшей нужно кормить своим телом, а не уничтожать.

– Возможно, он и прав, – согласились некоторые, с интересом выслушав соображения Мори по поводу вшей.

Вскоре на судне образовалась особая группа, которая по примеру Мори начала кормить собой вшей. Они, как и все остальные, с чайниками в руках собирали вшей. Разница была лишь в том, что пойманных вшей они пускали себе за пазуху.

Впрочем, в любой стране, в любой части света редко бывает, чтобы все в равной степени внимали проповедям пророка. Поэтому и на судне нашлось немало фарисеев, не принявших проповедь Мори о вшах. Первым в списке фарисеев был пехотинец по имени Иноуэ Тэцудзо. У него была своя странность: пойманных вшей он съедал. Приступая к ужину, он ставил перед собой чайник, а с аппетитом сожрав всех вшей, приподнимал чайник и заглядывал в него со словами:

– Неужели я сегодня так мало их наловил?

Когда его спрашивали, каковы вши на вкус, он отвечал:



Вши — мелкие кровососущие насекомые, которые легко переходят от человека к человеку.

Несмотря на то, что в природе имеется до 150 видов вшей, они являются строго специфичными паразитами и паразитируют только на определенных видах животных. Человек может заразиться педикулезом только от других людей, но не от больной кошки или морской свинки.

Существует три разновидности вшей, вызывающих педикулез у человека — головные, лобковые и платяные вши.

Головные вши – это насекомые серовато-белого цвета, размером 2-4 мм. Как правило, они обитают на волосистой части головы, но могут поражать также брови и ресницы.

Платяные вши напоминают головных, но немного превосходят их размерами (2-5 мм). Эти вши могут обитать на теле человека, в складках одежды и постельном белье. При заражении платяными вшами наиболее часто поражаются места соприкосновения кожи со складками и швами одежды.

Лобковая вошь — это крохотный (всего 1-1,5 мм) желто-серый паразит, который под микроскопом напоминает маленького крабика. Впрочем, лобковую вошь можно увидеть и невооруженным глазом — маленькая крупинка у основания волоса. Чаще всего она селится в волосистых участках кожи вокруг половых органов, но иногда может обитать и подмышками, на усах, бороде, бровях и ресницах.

Вши очень подвижны, размножаются путем откладывания яиц-гнид желто-белесоватого цвета. Гниды плотно прикрепляются к волосам или ворсинкам ткани секретом клеевых желез, вырабатываемым самкой.

Питаются вши исключительно человеческой кровью, выпивая за один прием до 0,003 мл. Средняя продолжительность их жизни составляет 27-46 дней.

Причины

Вши не прыгают и не летают, а бегают. Поэтому заражение чаще всего происходит при прямом контакте между людьми. Головные вши могут перебегать от человека к человеку по волосам, особенно, длинным. Дети, как правило, заражаются педикулезом в больших коллективах: в школах, детских садах, летних лагерях, когда причесываются чужими расческами, меняются шапками, спят на чужих подушках. Кроме того, педикулезом можно заразиться в парикмахерской, гостинице, поезде, больнице, а также в бане и бассейне.

Платяные вши попадают к здоровому человеку при тесном бытовом контакте. Они поселяются в складках одежды, из которых переползают на кожные покровы. Заражение может произойти при использовании грязных вещей и постельного белья.

Лобковые вши обычно передаются при половых контактах, когда насекомые с одного партнера переползают на другого. Но если вдруг оказалось, что ваш замечательный супруг (или супруга) принес домой эту нечисть, не стоит торопиться обвинять его в измене. Известно, что лобковая вошь, отцепившись от человека, живет не более суток, а вот ее яйца сохраняют жизнеспособность почти неделю. Так что перенос вшей мог запросто произойти через полотенце, постельное белье и одежду.

Что при этом происходит?

От момента заражения до первых признаков болезни может пройти несколько недель. Перебравшись к новому хозяину, вошь клешнями-лапками прочно прикрепляется к волосу и начинает обустраивать свой быт. Для того, чтобы добыть пропитание, она хоботком прокалывает кожу хозяина. Слюнные железы вши вырабатывают специальный фермент, который переваривает кровь и одновременно не дает ей свернуться. На месте укусов лобковых вшей остаются синюшные следы, которые зудят и чешутся.

Отложенные яйца-гниды самка укрепляет на волосах так, что смыть их водой невозможно. Спустя некоторое время из этих яиц вылупятся новые вши.

Диагностика

Взрослых платяных вшей и их яйцы находят не только на волосах, но и в швах одежды. Наличие головной вши определяют по беловатым гнидам, прикрепленным к волосам головы.

Если внимательно присмотреться к коже вокруг гениталий, то на ней можно заметить серовато-синюшные пятна, которые не исчезают от надавливания. Это следы укусов лобковой вши. А если взять лупу, то можно увидеть и самих паразитов — буроватые точки у основания волоса. Там же располагаются беловатые гниды.

Наиболее явный признак заражения вшами — зуд. Завшивевший человек начинает постоянно чесаться, и на месте укусов появляются ранки-расчесы.

Самое важное — не перепутать лобковый педикулез с другими, намного более серьезными половыми инфекциями. Правильнее всего поставит диагноз врач-дерматовенеролог.

Лечение

Для того, чтобы вылечиться, конечно, желательно обратиться за профессиональной помощью к доктору. Однако, если вы на 100% уверены, что вас беспокоят именно вши, можете избавиться от нее сами. Это очень просто. Раньше этих насекомых травили керосином, а зараженные волосы выбривали.

После окончания лечения все нательное и постельное белье нужно замочить с отбеливателем или прокипятить, затем прогладить горячим утюгом. Помните, что при лобковом педикулезе лечить нужно всех половых партнеров одновременно.

Повесть о преужасной жизни великого Гаргантюа, отца Пантагрюэля, некогда сочинённая магистром Алькофрибасом Назье, извлекателем квинтэссенции. Книга, полная пантагрюэлизма

Книги первая и вторая

Обращаясь к достославным пьяницам и досточтимым венерикам, автор приглашает их развлекаться и веселиться, читая его книгу, и просит не забыть за него выпить.

Ребёнок был весьма смышлёным и, когда ему шёл шестой год, уже знал, что лучшая в мире подтирка — пушистый гусёнок. Мальчика стали учить грамоте. Его наставниками были Тубал Олоферн, затем Дурако Простофиль, а потом Понократ. Продолжать образование Гаргантюа отправился в Париж, где ему приглянулись колокола собора Богоматери; он унёс их к себе, чтобы повесить на шею своей кобыле, и его с трудом удалось уговорить вернуть их на место. Понократ позаботился о том, чтобы Гаргантюа не терял времени даром и занимался с ним даже тогда, когда Гаргантюа умывался, ходил в отхожее место и ел. Однажды лернейские пекари везли в город лепёшки. Пастухи Гаргантюа попросили продать им часть лепёшек, но пекари не захотели, тогда пастухи отобрали у них лепёшки силой. Пекари пожаловались своему королю Пикрохолу, и Пикрохолово воинство напало на пастухов. Грангузье пытался уладить дело миром, но безуспешно, поэтому он призвал на помощь Гаргантюа. По пути домой Гаргантюа и его друзья разрушили вражеский замок на берегу речки Вед, и весь остаток пути Гаргантюа вычёсывал из волос ядра Пикрохоловых пушек, оборонявших замок.

Когда Гаргантюа прибыл в замок отца, в его честь был устроен пир. Повара Оближи, Обглодай и Обсоси показали своё искусство, и угощение было таким вкусным, что Гаргантюа вместе с салатом невзначай проглотил шестерых паломников — по счастью, они застряли у него во рту, и он выковырял их зубочисткой. Грангузье рассказал о своей войне с Пикрохолом и очень хвалил брата Жана Зубодробителя — монаха, одержавшего победу при защите монастырского виноградника. Брат Жан оказался весёлым собутыльником, и Гаргантюа с ним сразу подружился. Доблестные воины снарядились в поход. В лесу они наткнулись на разведку Пикрохола под командой графа Улепета. Брат Жан наголову разбил ее и освободил паломников, которых разведчики успели взять в плен. Брат Жан захватил военачальника Пикрохолова войска Фанфарона, но Грангузье отпустил его, Вернувшись к Пикрохолу, Фанфарон стал склонять короля к миру с Грангузье, которого считал теперь самым порядочным человеком на свете, и заколол шпагой Бедокура, назвавшего его предателем. За это Пикрохол велел своим лучникам разорвать Фанфарона на части. Тогда Гаргантюа осадил Пикрохола в Ларош-Клермо и разбил его армию. Самому Пикрохолу удалось бежать, и по дороге старая колдунья нагадала ему, что он снова станет королём, когда рак свистнет. Говорят, теперь он живёт в Лионе и всех спрашивает, не слыхать ли, чтобы где-нибудь свистнул рак, — видно, все надеется вернуть своё королевство. Гаргантюа был милостив с побеждёнными и щедро одарил соратников. Для брата Жана он построил Телемское аббатство, не похожее ни на какое другое. Туда допускали и мужчин и женщин — желательно молодых и красивых. Брат Жан отменил обет целомудрия, бедности и послушания и провозгласил, что каждый имеет право сочетаться браком, быть богатым и пользоваться полной свободой. Устав телемитов состоял из единственного правила: делай что хочешь.

Пантагрюэль, король дипсодов, показанный в его доподлинном виде, со всеми его ужасающими деяниями и подвигами, сочинение покойного магистра Алькофрибаса, извлекателя квинтэссенции

Великий английский учёный Таумаст прибыл в Париж, чтобы повидать Пантагрюэля и подвергнуть испытанию его учёность. Он предложил вести диспут так, как это намеревался сделать в Риме Пико делла Мирандола, — молча, знаками. Пантагрюэль согласился и всю ночь готовился к диспуту, читая Беду, Прокла, Плотина и других авторов, но Панург, видя его волнение, предложил заменить его на диспуте. Представившись учеником Пантагрюэля, Панург отвечал англичанину так лихо — вынимал из гульфика то бычье ребро, то апельсин, свистел, пыхтел, стучал зубами, выделывал руками разные фортели, — что без труда одолел Таумаста, который сказал, что слава Пантагрюэля недостаточна, ибо не соответствует и тысячной доле того, что есть в действительности. Получив известие о том, что Гаргантюа унесён в страну фей, и о том, что, проведав об этом, дипсоды перешли границу и опустошили утопию, Пантагрюэль срочно покинул Париж.

Книга третья

Третья книга героических деяний и речений доброго Пантагрюэля, сочинение мэтра Франсуа Рабле, доктора медицины

Книга четвёртая

Корабли вышли в море. На пятый день они встретили судно, плывшее из Фонарии. На борту его были французы, и Панург повздорил с купцом по прозвищу Индюшонок. Чтобы проучить забияку купца, Панург за три турских ливра купил у него одного барана из стада на выбор; выбрав вожака, Панург бросил его за борт. Все бараны стали прыгать в море вслед за вожаком, купец старался помешать им, и в результате один из баранов увлёк его за собой в воду и купец утонул. В Прокурации — на земле прокуроров и ябедников — путешественникам не предложили ни поесть, ни попить. Жители этой страны добывали себе деньги на пропитание диковинным способом: они оскорбляли какого-нибудь дворянина до тех пор, пока он не выйдет из терпения и не изобьёт их, — тогда они требовали с него кучу денег под страхом тюремного заключения.

Посетив остров Руах, жители которого ничего не ели и не пили, кроме ветра, Пантагрюэль и его спутники высадились на острове папефигов, порабощённых папоманами за то, что один из его обитателей показал фигу портрету папы. В часовне этого острова в купели лежал человек, а три священника стояли вокруг и заклинали бесов. Они рассказали, что этот человек пахарь. Однажды он вспахал поле и засеял его полбой, но на поле пришёл чертёнок и потребовал свою долю. Пахарь договорился поделить с ним урожай пополам: чертёнку — то, что под землёй, а крестьянину — то, что сверху. Когда пришло время собирать урожай, пахарю достались колосья, а чертёнку — солома. На следующий год чертёнок выбрал то, что сверху, но пахарь посеял репу, и чертёнок вновь остался с носом. Тогда чертёнок решил царапаться с пахарем с условием, что побеждённый теряет свою часть поля. Но когда чертёнок пришёл к пахарю, его жена с рыданиями рассказала ему, как пахарь для тренировки царапнул ее мизинцем и всю разодрал. В доказательство она задрала юбку и показала рану между ног, так что чертёнок почёл за лучшее убраться восвояси. Покинув остров папефигов, путешественники прибыли на остров папоманов, жители которого, узнав, что они видели живого папу, приняли их как дорогих гостей и долго расхваливали им изданные папой Священные Декреталии. Отплыв от острова папоманов, Пантагрюэль и его спутники услышали голоса, конское ржание и другие звуки, но, сколько они ни озирались по сторонам, никого не увидели. Лоцман объяснил им, что на границе Ледовитого моря, где они плыли, минувшей зимой произошло сражение. Слова и крики, звон оружия и конское ржание замёрзли в воздухе, а теперь, когда зима прошла, оттаяли и стали слышны. Пантагрюэль бросал на палубу пригоршни разноцветных слов, среди которых оказались даже ругательства. Вскоре Пантагрюэлева флотилия прибыла на остров, которым правил всемогущий мессер Гастер. Жители острова, приносили в жертву своему богу всякую снедь, начиная от хлеба и кончая артишоками. Пантагрюэль выяснил, что не кто иной, как Гастер, изобрёл все науки и искусства: земледелие — для того, чтобы растить зерно, военное искусство и оружие — чтобы защищать зерно, медицину, астрологию и математику — чтобы хранить зерно. Когда путешественники проплыли мимо острова воров и разбойников, Панург спрятался в трюме, где принял пушистого котищу Салоеда за черта и обмарался от страха. Потом он утверждал, что ничуть не испугался и что он такой молодец против овец, каких свет не видел.

Книга пятая


Главные герои

Роман, Демьян, Лука, братья Губины Иван и Митродор, Пахом, Пров — семеро крестьян, отправившихся искать счастливого человека.

Другие персонажи

Савелий — дед мужа Матрёны Корчагиной. Столетний старец.

Князь Утятин (Последыш) — старый помещик, самодур, которому его семья по сговору с крестьянами не говорит об отмене крепостного права.

Влас — крестьянин, бурмистр деревни, когда-то принадлежащей Утятину.

Гриша Добросклонов — семинарист, сын дьяка, мечтающий об освобождении русского народа; прототипом был революционный демократ Н. Добролюбов.

А ещё у нас есть:

Краткое содержание

Мужики сошлись и заспорили:
Кому живется весело,
Вольготно на Руси?

Роман тузит Пахомушку,
Демьян тузит Луку.

Драка переполошила весь лес, проснулось эхо, забеспокоились звери и птицы, мычит корова, кукует кукушка, пищат галчата, лисица, подслушивавшая мужиков, решает убежать подальше.

А тут еще у пеночки
С испугу птенчик крохотный
Из гнездышка упал.

Пока мужики толкуют подобным образом, к ним подлетает пеночка, и просит отпустить ее птенчика на волю. За него она даст царский выкуп: все, желаемое мужиками.

И раз и два – исполнится
По вашему желанию,
А в третий быть беде!

Так начинается их путешествие.

Священник надолго задумывается, а затем отвечает, что, поскольку роптать на Бога грех, он просто опишет мужикам свою жизнь, а они уже сами смекнут, хороша ли она.

Ничем не лучше обстоит дело и с почетом: поп служит объектом для острот простого народа, про него сочиняются непристойные сказки, анекдоты и небылицы, которые не щадят не только его самого, но и жену-попадью, и детей.

Крестьянин сам нуждается,
И рад бы дать, да нечего…

Закончив свою речь, священник уезжает, а спорщики накидываются на Луку с упреками. Они дружно обвиняют его в глупости, в том, что это только с виду показалось ему поповское жилье привольным, а глубже разобраться он не смог.

Мужики продолжают путь, и дорога их идет через пустые деревни. Наконец они встречают седока и интересуются у него, куда пропали жители.

Ушли в село Кузьминское,
Сегодня там и ярмонка…

Ой жажда православная,
Куда ты велика!

Белинского и Гоголя
С базара понесет?

К вечеру все напиваются так, что даже церковь с колокольней, кажется, шатается, и мужики покидают село.

Возражающего зовут Яким Нагой. Его историю Павлуша тоже записывает в книжечку. Еще в молодости Яким накупил сыну лубочных картинок и сам не меньше ребенка любил на них глядеть. Когда в избе случился пожар, он первым делом бросился срывать со стен картинки, и так сгорели все его сбережения, тридцать пять целковых. За сплавленный комок теперь ему дают 11 рублей.

Наслушавшись историй, странники усаживаются подкрепиться, затем один из них, Роман, остается у ведра водки за караульного, а остальные вновь смешиваются с толпой в поисках счастливого.

Странники ходят в толпе и просят явиться счастливого. Если такой появится и расскажет им о своем счастье, то его на славу угостят водкой.

Очередь к странникам не становится меньше. Белорусский крестьянин счастлив тем, что здесь он ест досыта ржаного хлеба, ведь на родине хлеб пекли только с мякиной, и это вызывало страшные рези в животе. Мужик со скулой свороченной, охотник, счастлив, что выжил в схватке с медведем, в то время как остальных его товарищей медведи убили. Приходят даже нищие: они счастливы, что есть подаяние, которым они кормятся.

Наконец, ведро пустеет, и странники понимают, что так они счастья не доищутся.

Эй, счастие мужицкое!
Дырявое, с заплатами,
Горбатое с мозолями,
Проваливай домой!

Но тут в разговор вмешивается поп: все это так, но идти к Ермиле Гирину бесполезно. Он сидит в остроге. Священник начинает рассказывать, как было дело: взбунтовалась деревня Столбняки, и власти решили позвать Ермилу: его народ послушает.

На своем дальнейшем пути мужики встречают помещика Гаврилу Афанасьича Оболта-Оболдуева. Помещик сначала пугается, заподозрив в них разбойников, но, разобравшись, в чем дело, смеется и начинает рассказывать свою историю. Свой дворянский род он ведет от татарина Оболдуя, которого на потеху императрице ободрал медведь. Она же за это пожаловала татарину сукна. Такими были благородные предки помещика…

Дальше Оболт-Оболдуев печалится о прежнем, привольном житье барина, когда все вокруг принадлежало ему, крестьяне преклонялись, он один был судьей и владыкой.

Закон – мое желание!
Кулак – моя полиция!

Проснись, помещик заспанный!
Вставай! – учись! трудись.

Помещик зарыдал, вместе с ним чуть не заплакали добродушные крестьяне, подумав:

Порвалась цепь великая,
Порвалась – расскочилася:
Одним концом по барину,
Другим по мужику.

На следующий день мужики выходят на берег Волги, на огромный сенокосный луг. Едва они разговорились с местными, как раздалась музыка и к берегу причалили три лодочки. В них дворянская семья: два барина с женами, маленькие барчата, прислуга и седой старичок-барин. Старик осматривает покос, а все кланяются ему чуть не до земли. В одном месте он останавливается и велит разметать сухой стог: сено еще сыровато. Вздорный приказ тотчас исполняют.

Странники дивятся:
Дедушка!
Что за чудной старик?

Ипат сказал: “Балуйтесь вы!
А я князей Утятиных
Холоп – и весь тут сказ!”

А вот Агап Петров не может смириться с тем, что и на воле им будет кто-то помыкать. Однажды он высказал барину все прямо, и того хватил удар. Очнувшись, он велел высечь Агапа, и крестьяне, чтобы не раскрыть обмана, повели его на конюшню, где поставили перед ним штоф вина: пей и кричи погромче! Агап в ту же ночь умер: тяжело было ему склониться…

Странники присутствуют на пиру Последыша, где он говорит речь о пользе крепостного права, а после ложится в лодку и под песни засыпает в ней вечным сном. Деревня Вахлаки вздыхает с искренним облегчением, но лугов им никто не отдает – суд длится до сегодняшнего дня.

“Не всё между мужчинами
Отыскивать счастливого,
Пощупаем-ка баб!”

С этими словами странники отправляются к Корчагиной Матрене Тимофеевне, губернаторше, красивой женщине 38 лет от роду, которая, однако, уже именует себя старухой. Она рассказывает о своей жизни. Тогда только и счастлива была, как росла в родительском дому. Но быстро промчалось девичество, и вот Матрену уже сватают. Суженым ее становится Филипп, пригожий, румяный и сильный. Он любит жену (по ее словам, всего один раз поколотил), но вскоре отправляется на заработки, а ее оставляет со своей большой, но чужой Матрене, семьей.

Матрена работает и на старшую золовку, и на строгую свекровь, и на свекра. Не было у нее в жизни радости, пока не родился старший сын, Демушка.

Свекровь запрещает Матрене брать Демушку в поле: с ним она мало работает. За ребенком смотрит дед, но однажды он засыпает, и ребенка съедают свиньи. Через некоторое время Матрена встречает на могиле Демушки Савелия, ушедшего на покаяние в Песочный монастырь. Она прощает его и забирает домой, где старик вскоре умирает.

Так говорит странникам Матренушка и добавляет: счастливую среди женщин они не найдут никогда, ключи от женского счастья потеряны, и где их найти, не знает даже Бог.

Ты и убогая,
Ты и обильная,
Ты и могучая,
Ты и бессильная,
Матушка Русь!

Заключение

На этом обрываются недописанные Некрасовым главы поэмы. Однако уже и из сохранившихся частей перед читателем предстает широкомасштабная картина послереформенной Руси, которая с мучениями учится жить по-новому. Спектр проблем, поднимаемых автором в поэме, очень широк: проблемы повсеместного пьянства, губящего русского человека (недаром в награду счастливому предлагается ведро водки!) проблемы женщин, неискоренимой рабской психологии (раскрывается на примере Якова, Ипата) и главной проблемы – народного счастья. Большинство этих проблем, к сожалению, в той или иной мере и сегодня сохраняют свою актуальность, именно поэтому произведение пользуется большой популярностью, а ряд цитат из поэмы вошли в обиходную речь. Композиционный прием странствия главных героев приближает поэму к приключенческому роману, благодаря чему она читается легко и с большим интересом.

После прочтения краткого содержания вы можете проверить свои знания, пройдя этот тест.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции