Как избавлялись от вшей в 19 веке

В аптеках Монако продаются детские резинки для волос с пропиткой против вшей. Никакое материальное благополучие и регулярность мытья волос страховкой не являются, даже наоборот. Специалисты говорят, что чистая голова для насекомых привлекательнее, так как вымытую, а поэтому более тонкую кожу легче прокусить. Простой шампунь кровососущим нипочем. Хорошая новость только в том, что в мирное время вши редко переносят болезни. Это касается и головной, и платяной формы (последняя живет сейчас в основном у бездомных).


Жительница Берлина Камилла фон Будденброк — по рождению настоящая баронесса. Но и ей пришлось встретиться со вшами. Камилла работает преподавателем в школе и говорит, что ученики, да и ее собственные дети приносят домой кровососущих, поэтому проверка чистоты головы стала регулярной.

Недавно в Италии местная жительница устроила скандал, обнаружив в купленной на уличном рынке футболке сразу 26 вшей. Местные ученые даже написали, что в стране такого не было с 1945 года. Московские санитарные врачи говорят, что у нас среди паразитарных заболеваний педикулез входит в тройку лидеров.

История совместного сосуществования вшей и человека насчитывает порядка 6 миллионов лет. Энтомолог Юлия Лопатина объясняет, как перемещаются вши. Заблуждение думать, что заразиться ими можно, например, от бродячих животных. У них свои паразиты, а человеческие переползают только от других людей и питаются нашей кровью. Каждый день самки откладывают от 3 до 7 яиц, которые еще называют гнидами. Заметить вшей сразу сложно, и они быстро размножаются, легко перебираясь на других людей.


Подцепить вшей можно в толкучке в транспорте, через общую экипировку для спорта или развлечений. Фехтовальные маски, пейнтбольные шлемы представляют опасность. Дети могут подцепить кровососущих на танцевальных занятиях.

Распространяться вшам сейчас помогает и любовь подростков к совместным селфи и обнимашкам.


Избавляться от вшей необходимо, ведь они повреждают и ослабляют кожу головы, а это чревато инфекцией.

Насекомые быстро адаптируются к отравляющим веществам, некоторые старые из них зачастую уже не помогают, а часть может быть даже опасна.

В XXI веке наилучшими против вшей ученые считают препараты на основе перметринов, диметиконов и бензилбензоата. Именно эти компоненты стоит искать на упаковках аптечных лекарств. Впрочем, как и любые химические соединения, они могут вызывать аллергию. Это стоит проверить, попробовав сначала небольшое количество.

В продаже появились электронные и механические устройства от педикулеза. Гребень-пылесос австралийского бренда за 3800 рублей; устройство, убивающее вшей микроразрядами тока, за 2400 рублей; и бюджетный вариант — гребень с засечками на зубчиках для эффективного вычесывания насекомых и их яиц (1000 рублей). Но работают ли они?


А еще устройство неудобно держать в руке. На удаление настоящих насекомых из волос у профессионала ушло бы не меньше пары часов. Причем никакой гарантии. Следующий гаджет, убивающий током, проверить не удалось. Крупа не проводит электричество. Но эксперт такое устройство тоже не рекомендует.

Яйца — главная проблема. Дмитрий Козлов говорит, что чаще всего к услугам его центра прибегают те, кто не может справиться с этой мелкой напастью. Взрослых насекомых несложно вытравить аптечными шампунями или спреями, а вот личинок надо долго и методично вычесывать, даже если на упаковке средства написано обратное.

В домашних условиях лучшее средство — это применяемый вместе с особыми шампунями или спреями специальный гребень с частыми зубчиками. Он и стоит недорого, и его почти всегда производители кладут в упаковку со средствами. Хотя вычесывание, конечно, требует изрядного терпения.

Резинки для волос против вшей, продающиеся по 200 рублей за 4 штуки, пропитаны, как написано, эфирными маслами герани и эвкалипта, чей резкий запах провоцирует удушье у насекомых. Энтомолог Юлия Лопатина считает, что рекламные обещания явно преувеличены. Чтобы эфирные масла работали, их нужно наносить на голову, а один только аромат вряд ли чему-то поможет.

Избавиться от вшей при наличии упорства и правильных препаратов с гребешком можно самим за несколько дней, хотя придется еще перестирать все постельное белье при высокой температуре, сменить верхнюю одежду и шапки на чистые, а прежние либо отправить на три недели в карантин, либо выставить на мороз на сутки или двое, чтобы и насекомые, и яйца погибли от недостатка крови и тепла.

Не стоит забывать о профилактике. Детей надо убедить не пользоваться чужими расческами и заколками. Девочкам в школу следует заплетать косы, чтобы волосы не развевались. Не забывать регулярно осматривать голову ребенка и не стесняться говорить другим родителям, если вдруг обнаружилось нежелательное шевеление. Тема вшей не должна быть стыдной — это общая беда, которую надо и обсуждать, и побеждать вместе.




Пудреница


У моды на парики были авторитетные законодатели — пожилая Елизавета I с редкими седыми волосами и пожизненно страдающий венерическими хворями лысеющий Людовик XIII. Есть несколько версий, почему пудреные накладные волосы стали столь широко распространенным элементом гардероба. Одну из них связывают с запретом носить светловолосые парики не членам королевского дома. Как следствие, аристократы придумали белить накладки из темных волос: красить их или пудрить.

Шляпа для окрашивания волос


С античных времен золотистые женские локоны были желанны и для женщин, и для мужчин. Стоит вспомнить римский закон, обязывающий проституток красить волосы в рыжий или блонд, который породил моду на светлые волосы, как ни странно, и среди семейных женщин. Эта мода существовала и через тысячу лет после падения Рима. В Венеции XVI века даже появилось особое название для цвета, в который красились большинство местных модниц, — biondo veneziano. Также были разработаны десятки рецептов краски на основе трав, химикатов и даже грецкого ореха. Для окрашивания волос в Венеции использовались широкополые соломенные шляпы без верха (есть упоминания о таких же в Риме), на поля которых надо было выкладывать покрытые красящим веществом волосы, для того чтобы они выгорели на солнце. Такая шляпа называлась solana.

Ловушка для блох


Костяная блохоловка XVIII века. Блохи, вши и другие насекомые заползали в нее, влекомые запахом меда или крови, и прилипали к липкой субстанции внутри

В условиях минимальной гигиены зачастую зарождалась новая жизнь: блохи, клопы и другая мошкара селились в прическах, на телах, в одеждах и спальнях аристократов. Для борьбы с ними использовали блохоловки, которые носили в волосах, на шее, в карманах и в паховой зоне — такие ловушки для блох назывались стационарными. Существовали и дистанционные приспособления, которые просто подносили к месту обитания блох.

Ведьмина бутыль


Солнечный камень


Аптека в Риме, XVIII век

Среди уникальных средств долгожительства из области алхимии и мистики — солнечные камни, которые можно было приобрести во многих европейских аптеках XVIII–XIX веков. Чудесным образом они избавляли от мигреней, бессонницы, кровотечений и других болезней. В разных случаях камень надо было помещать либо на больное место, либо под подушку или под кровать. Иногда его нагревали и прикладывали к сердцу — это спасало от душевных томлений. Но главным назначением таких камней была защита от сглаза.

Дымная клизма


Американские индейцы и африканские аборигены использовали клизму из табачного дыма, чтобы оживить утопленника. Для этого они вдували ему в задний проход дым. Перечень болезней претерпел изменения при адаптации к европейским реалиям. В Европе считалось, что табачная клизма помогает при простуде и болезнях желудка, ведь она сушит организм. Интересно узнать, сколько людей действительно вернулось к жизни после таких клизм, а сколько отправилось в мир иной.

Слезница


Еще одна древнеримская вещица, которая, выдержав испытание Средними веками, эпохой Возрождения и Новым временем, оказалась в арсенале людей XIX века с совсем небольшим изменением в аннотации. В Древнем Риме в слезницах скапливались слезы нанятых плакальщиц, для того чтобы оставить наполненные сосуды в склепе как своеобразную дань умершему. Спустя два тысячелетия склянку со слезами наполняли скорбящие женщины из числа самых близких: матери, вдовы, любовницы, сестры или дочери. Раз в год слезы выливали на могилу умершего.

Некоторые уподоблялись персидским собирательницам слез и сохраняли сосуды в качестве символа горького ожидания мужа из военного похода. Другие оставляли открытым наполненный флакончик со слезами и ждали, когда они испарятся: это означало, что и траур можно завершить.

Осенью вероятность заразиться педикулезом увеличивается в разы

19.09.2013 в 16:16, просмотров: 7909

Пролетели летние каникулы. И вот наши дети вновь приступили к занятиям — отдохнувшие и набравшиеся новых впечатлений.


Головная боль

Педикулез известен на протяжении многих тысячелетий: первые упоминания о нем встречаются еще в произведениях античных авторов. Ежегодно в нашей стране регистрируется порядка 312 тысяч случаев этого заболевания. Но, по оценкам экспертов, реальное количество больных — как минимум в 3–4 раза больше. Ведь говорить об этой проблеме многим как-то неловко, к тому же сегодня в аптеке представлен довольно широкий выбор средств, которые с тем или иным успехом помогают от нее избавиться. То, что фактические показатели заболеваемости куда как выше официальных, косвенно доказывают показатели розничных продаж педикулицидных средств, которые фиксируют ежегодную продажу более 2 млн упаковок.

С каждым годом вшей у нас становится все больше. Это связано в том числе и с открытостью границ. В такие большие города, как Москва, каждый день прибывает огромное количество людей. Некоторые мигранты, потеряв работу, становятся бездомными и попадая в группу риска по платяному и головному педикулезу.

Но вши — это не только наша головная боль. Они стремительно распространились по всему миру. В странах Латинской Америки и Азии зараженность школьников головными вшами колеблется от 13% до 44%. Даже в значительно более благополучных в социально-экономическом отношении странах (США и Европа) доля зараженных детей при массовых осмотрах достигает относительно высокого уровня: в Германии — 7%, Греции — 12% , Чехии — 14%. В России, по данным Федерального центра Госсанэпиднадзора (ФЦГСЭН), в течение последнего десятилетия зараженность вшами колеблется в промежутке от 220 до 300 случаев на 100 тысяч населения.

СПРАВКА "МК"

Головной педикулез — паразитарное заболевание волосяного покрова головы, вызываемое мелкими кровососущими насекомыми — вшами. Эти бескрылые насекомые предпочитают такие места, как виски, область ушей и затылок. Там же они откладывают яйца (гниды), прикрепляя их в герметичном защитном коконе к волосу.

Вши не щадят ни бедных, ни богатых

Основные симптомы педикулеза — кожный зуд, который обычно появляется в месте укусов вшей, локальные покраснения кожи головы, расчесы. Можно обнаружить в волосах серо-коричневых насекомых и/или их яйца (гниды).

Ребятам — о насекомых

Пик заболеваемости головным педикулезом обычно приходится на август–сентябрь — время, когда дети приезжают домой после летнего отдыха. Чаще всего заболевание выявляется при проведении плановых осмотров в начале нового учебного года.

По статистике около трети больных педикулезом — дети в возрасте от 5 до 12 лет. Например, среди школьников этот показатель обычно составляет 1–3%, а в некоторых странах — и больше: в Израиле эта величина достигает 57%. Это не удивительно: дети много контактируют друг с другом, что увеличивает риск распространения педикулеза внутри детского коллектива. Особенно часто заражение происходит во время каникул, в детских лагерях и в других местах летнего отдыха. Взрослые, как правило, заражаются педикулезом от своих детей.

Лечимся, а не калечимся

Испокон веков от паразитов избавлялись разными способами: при помощи керосина, уксуса, травяных сборов, вычесыванием, бритьем головы и просто травлей различными химическими средствами (инсектицидами). Сегодня лечение стало более гуманным (вреда здоровью меньше, эффект — лучше), однако и современные вши куда хитрее своих предшественников. Например, нынешние насекомые уже освоились с химическим веществом перметрином и веществами из группы пиретроидов, которые есть в составе многих средств для борьбы с ними. В итоге после обработки подобными лекарствами головы пострадавшего половина вшей отделается лишь легким испугом. И по сей день у народа популярны такие небезопасные народные средства, как керосин, — о чем свидетельствуют форумы в Интернете. Так, одна дама сожгла себе им всю кожу. А ее собрат по несчастью с горя пытался вылечиться шампунем от блох!

Перед покупкой средства не мешает прочесть инструкцию к нему. Далеко не все препараты действуют на гниды, многие убивают только взрослых особей. С яйцами бороться сложнее: гниды окружены клейкой оболочкой, которая защищает зародышей вшей от неблагоприятных внешних воздействий. Если же вы подобрали эффективное лечение, то от проблемы можно избавиться на раз. Сильно завшивленных детей следует обработать повторно.

В Москве есть специальные санпропускники — если родители не могут справиться с педикулезом в домашних условиях, можно воспользоваться услугами таких учреждений.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26338 от 20 сентября 2013

Для славян омовения имели не столько гигиенический, сколько сакральный смысл. Баня — это вообще наш национальный проект. Она и мыла, и согревала, и грехи отпускала. Но на Руси не было проблем с дровами. Не то что в Европе. Чего там, даже для инквизиторских костров дров не хватало. А это святое, не то что ваша гигиена.

Не кради, не убий, не мойся



И ладно бы только дрова. Католическая церковь запрещала любые омовения кроме тех, что происходят во время крещения (которое должно было омыть христианина раз и навсегда) и перед свадьбой. Никакого отношения к гигиене все это, разумеется, не имело. А еще считалось, что при погружении тела в воду, особенно в горячую, открываются поры, через которые в организм проникает вода, которая потом не найдет выхода. Поэтому якобы тело становится уязвимым для инфекций. Это и понятно, ведь в одной и той же воде мылись все — от кардинала до кухарки. Так что после водных процедур европейцы действительно болели. И сильно.

Церковь предписывала заботиться не о теле, а о душе, поэтому для отшельников грязь была добродетелью, а нагота — стыдом (видеть тело, не только чужое, но и собственное, — грех). Поэтому если и мылись, то в рубахах (эта привычка сохранится до конца XIX века).

Дама с собачкой





Народное единство





В 1911 году археологи откопали древние постройки из обожженного кирпича. Это были стены крепости Мохенджо-Даро — древнейшего города долины Инда, возникшего примерно в 2600 году до н. э. Странные отверстия по периметру зданий оказались сортирами. Древнейшими из найденных.

В Средневековой Европе туалетов не было вообще. Только у высшей знати. И то очень редко и самые примитивные. Говорят, что французский королевский двор периодически переезжал из замка в замок, потому что в старом буквально нечем было дышать. Отходы человеческой жизнедеятельности были повсюду: у дверей, на балконах, во дворах, под окнами. При качестве средневековой пищи и антисанитарии диарея была делом обычным — до туалета просто не добежишь.


Битва Масленицы и Поста — картина Питера Брейгеля Старшего (1559)

Первый общественный туалет в Париже появился лишь в XIX веке. Но предназначен он был исключительно… для мужчин. В России общественные уборные появились при Петре I. Но тоже только для придворных. Правда, обоего пола.

И зубной порошок, и густой гребешок


Припомните, как часто ваши знакомые просили у вас воспользоваться вашей расческой? Или примерить шапку? На время одолжить шарф, чтобы не замёрзнуть? Наверняка и вы порой просите друзей о таком одолжении. Только вряд ли в этот момент вам приходит в голову, что педикулёз (а проще говоря – вшивость) умеет стремительно атаковать не только бомжей, грязнуль и беспризорников, а вообще всех подряд. В том числе и вас, и ваших вполне благополучных товарищей.

С начала 2018 года сообщения о вспышках педикулёза стали поступать из Иркутска, Набережных Челнов, Среднеуральска, Новгородской области и других регионов России. Всего сотни новых случаев.

— Заплетаешь же ребёнка. А там — ой, ой, ой. У девочки косы были длинные. Пришлось остричь, — жалуется жительница Иркутска, которая на днях обнаружила у своей дочери-школьницы вшей.

Пока об эпидемии речь не идёт, но родители в шоке: даже одного ребёнка с педикулёзом в школе или детском саду, где ежедневно контактируют сотни детей, достаточно, чтобы вши перепрыгнули на всех остальных.

— Дети и взрослые заражаются в основном при общении со сверстниками, в больших коллективах, от болеющих родственников, при купании в стоячих водоёмах — прудах или мелких речках. Возможно заражение, если спать в чужой постели, пользоваться общей ванной или общими предметами гигиены с заражённым, — рассказала Наталья Фёдорова, врач-инфекционист клиники "Медицина". — Заболеваемость может носить характер вспышек в детских коллективах. Особенно при замалчивании родителями проблемы.

За 2017 год, по данным Роспотребнадзора, вшей подцепили примерно 200 тысяч человек. Заражаются чаще всего дети до 15 лет, но и взрослые для вшей могут стать лакомым кусочком. Но обо всём по порядку.


Педикулёз (в простонародье — вшивость) — печально известная болезнь с очень давних времен. Раньше с гигиеной вообще была беда (не было мыла, не все расчёсывались, нечасто меняли бельё). Ситуацию периодически усугубляли войны и природные катаклизмы, во время которых любая болезнь развивается стремительно и превращается в эпидемию. От вшей в сочетании с инфекцией гибли миллионы людей.

— Один из известных примеров повальной заболеваемость педикулёзом — Первая мировая война. Тогда вспышка этого заболевания сопровождалась ещё и сыпным тифом, отчего погибли тысячи людей, как среди военных, так и среди мирного населения), — говорит Константин Борисов, врач медцентра "Медскан". — А, например, сейчас в Европе (вполне развитый регион) большой наплыв мигрантов, они живут все вместе в палаточных лагерях, у них имеются проблемы с гигиеной, и не исключено, что могут возникнуть проблемы с вшами. Не стоит забывать, что педикулёзом могут заболеть все, а не только люди из неблагополучных слоев общества.

Вши — кровососущие паразиты, которые распространены по всему миру. Они не умеют летать, в отличие от комаров, но зато быстро ползают, а некоторые виды этих насекомых могут даже подпрыгивать. Излюбленное место их обитания — кожа человека, покрытая волосами. Там они прочно закрепляются и откладывают гниды (яйца). Кстати, вши разделили зоны влияния: людей и животных атакуют разные виды этих паразитов, то есть человек не может заразиться педикулёзом от животного.

Вшей непросто увидеть без лупы — это слишком маленькие коричневые жучки, которые постоянно перемещаются. Быстрее получится обнаружить скопление гнид — это светлые шарики, которые прочно закрепляются у корней волос. Их можно спутать с перхотью, но есть способ удостовериться наверняка — если попробовать сильно зажать гниду или вошь, то можно услышать характерный щелчок (они лопаются). Перхоть никаких звуков не издаёт.

С головы до паха


Педикулёз бывает разный. Самый распространённый — головной. Заразиться (и, соответственно, заразить других) может человек, который редко моет голову, не стирает головной убор и не причёсывается (длинные спутанные волосы — прекрасная среда обитания для вшей). Причём не мыться нужно достаточно долго — если вдруг на вас случайно перепрыгнула вошь, но вы каждый день моете голову и причёсываетесь, то, скорее всего, насекомое просто смоется.

Если же болезнь уже развилась (то есть вшей стало много и они активно откладывают гниды), то в день на голове могут рождаться до 10 новых паразитов, которые будут кусаться и вызывать ужасный нестерпимый зуд. Ещё один симптом педикулёза — характерные красные пятна на коже головы и шее (следы от укусов). При совсем запущенных случаях могут воспаляться лимфатические узлы на шее (это уже будет говорить о наличии инфекции в организме).

Но вши могут быть не только на голове — эти гады умеют заползать и в более интимные места. Лобковый педикулёз развивается, когда вши проникают на кожу лобка и половые органы (иногда — подмышки). Лобковые вши несколько отличаются от тех, что обитают в волосах на голове, — у них особые маленькие клешни (похожи на те, что у краба). Для заражения лобковым педикулёзом просто обнимашек будет недостаточно — заболевание чаще всего передаётся при половом контакте, при носке грязного нижнего белья и слишком редкой смене средств личной гигиене (например, прокладок, памперсов и т.п.).

Есть и ещё одна разновидность вшивости — платяной педикулез. Им можно заразиться от… одежды и постельного белья. Дело в том, что сами вши без своего хозяина (то есть без человека, чью кровь они пьют) могут жить недолго — около 10 дней. Но в это время они могут спрятаться в швах и складках одежды. Там они откладывают яйца, которые при носке заражённой одежды перемещаются на человека. При платяном педикулёзе вши чаще всего осваиваются в паху, на животе, в области поясницы и подмышками.


Не так страшен педикулёз, как его осложнения. Вши оставляют на теле укусы, которые безумно чешутся, — человек их расчёсывает и появляются маленькие открытые ранки, в которые спокойно может проникнуть инфекция. Если своевременно не выводить вшей, то к педикулёзу может присоединиться фурункулёз (гнойное воспаление волосяного фолликула), аллергический дерматит (кожное воспаление) и даже сепсис (заражение крови). Кроме того, вши — это переносчики такого страшного заболевания, как тиф (смертельная инфекция, которая поражает нервную и сердечную систему организма).

Если же вы вовремя обнаружили вшей на теле (пока ещё не появились гнойные воспаления и гниды не покрыли волосы по всей длине), то нужно сразу же обращаться к врачу. Для начала вам устроят карантин — буквально изолируют от окружающих. Сейчас придумано огромное количество различных спреев, мазей, масел для уничтожения вшей и гнид — смело ими обрабатывайте поражённые участки тела и одежды. Нужно регулярно вычёсывать гадов специальной расчёской, а если гнид слишком много — увы, придётся побриться налысо, чтобы побыстрее от них избавиться.

В крайних случаях обязательно уничтожать одежду и постельное белье, чтобы вывести вшей и оттуда (но можно и прокипятить). Обычно уже через две недели (если лечиться правильно и под присмотром дерматолога) педикулёз отступает.

Расчёска и мыло в помощь


Всех этих неприятных процедур можно избежать, если знать о профилактике педикулеза. Во-первых (и самых главных), гигиена превыше всего. Мыться нужно не реже раза в неделю, стараться ежедневно расчёсывать волосы, менять постельное бельё хотя бы раз в неделю и не пользоваться одними расчёсками, шапками, заколками, полотенцами и прочими вещами с другими людьми (даже самыми близкими).

В детских садах, школах, бассейнах, банях, фитнес-клубах (да, там тоже есть шанс заразиться) в обязательном порядке должны ежедневно проводить санитарную обработку.

А вообще — доверяй, но проверяй. На всякий случай лучше регулярно осматривать голову и другие части тела, покрытые волосами, на наличие маленьких паразитов. Можете начинать прямо сейчас.

Почитайте, те кто мечтал жить в “красивые“ века и носить “красивые“ платья.
О ГИГИЕНЕ В СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЕ.
(Речь преимущественно о Европе, но в России смрада тоже хватало!)
________________________________________
Европейцы во все времена считали Россию варварской страной. И мы сами нередко выражаемся о ней в том же духе. О нынешних временах говорить не буду, но можно с уверенность сказать, что вплоть до 19 века Россия, несмотря на все недостатки, была самым цивилизованным из европейских государств.
Многие с тоской представляют себе старую Европу с благородными рыцарями (ха-ха), готовыми на подвиги во имя прекрасных дам (хо-хо), с прекрасными дворцами
и галантными мушкетерами (ну-ну), с пышными королевскими приемами и благоухающими садами Версаля. Многие думают: ну почему я не родился (родилась) в те
красивые времена? Почему мне приходится жить в эти скучные годы, когда о чести и красоте забыли?
Поверьте - вам очень повезло.
До 19 века в Европе царила ужасающая дикость. Забудьте о том, что вам показывали в фильмах и фэнтезийных романах. Правда - она гораздо менее. хм. благоуханна.
Причем это относится не только к мрачному Средневековью. В воспеваемых эпохах Возрождения и Ренессанса принципиально ничего не изменилось.
Кстати, как ни прискорбно, но почти за все отрицательные стороны жизни в той Европе ответственна христианская церковь. Католическая, в первую очередь.
Теперь я понимаю князя Мышкина, который говорил, что “католичество - еще хуже, чем атеизм“.
Античный мир возвел гигиенические процедуры в одно из главных удовольствий, достаточно вспомнить знаменитые римские термы. До победы христианства только
в одном Риме действовало более тысячи бань. Христиане первым делом, придя к власти, закрыли все бани.
К мытью тела тогдашний люд относился подозрительно: нагота - грех, да и холодно - простудиться можно. Горячая же ванна нереальна - дровишки стоили уж очень
дорого, основному потребителю - Святой Инквизиции - и то с трудом хватало, иногда любимое сожжение приходилось заменять четвертованием, а позже - колесованием.
Королева Испании Изабелла Кастильская (конец XV в.) признавалась, что за всю жизнь мылась всего два раза - при рождении и в день свадьбы. Дочь одного из
французских королей погибла от вшивости. Папа Климент V погибает от дизентерии, а Папа Климент VII мучительно умирает от чесотки (как и король Филипп II).
Герцог Норфолк отказывался мыться из религиозных убеждений. Его тело покрылось гнойниками. Тогда слуги дождались, когда его светлость напьется мертвецки
пьяным, и еле-еле отмыли.
Русские послы при дворе Людовика XIV писали, что их величество “смердит аки дикий зверь“. Самих же русских по всей Европе считали извращенцами за то, что
те ходили в баню раз в месяц - безобразно часто.
Если в ХV - ХVI веках богатые горожане мылись хотя бы раз в полгода, в ХVII - ХVIII веках они вообще перестали принимать ванну. Правда, иногда приходилось
ею пользоваться - но только в лечебных целях. К процедуре тщательно готовились и накануне ставили клизму. Французский король Людовик ХIV мылся всего два
раза в жизни - и то по совету врачей. Мытье привело монарха в такой ужас, что он зарекся когда-либо принимать водные процедуры.
В те смутные времена уход за телом считался грехом. Христианские проповедники призывали ходить буквально в рванье и никогда не мыться, так как именно таким
образом можно было достичь духовного очищения. Мыться нельзя было еще и потому, что так можно было смыть с себя святую воду, к которой прикоснулся при
крещении. В итоге люди не мылись годами или не знали воды вообще. Грязь и вши считались особыми признаками святости. Монахи и монашки подавали остальным
христианам соответствующий пример служения Господу.
На чистоту смотрели с отвращением. Вшей называли “Божьими жемчужинами“ и считали признаком святости. Святые, как мужского, так и женского пола, обычно
кичились тем, что вода никогда не касалась их ног, за исключением тех случаев, когда им приходилось переходить вброд реки.
Люди настолько отвыкли от водных процедур, что доктору Ф.Е. Бильцу в популярномучебнике медицины конца XIX(!) века приходилось уговаривать народ мыться.
“Есть люди, которые, по правде говоря, не отваживаются купаться в реке или в ванне, ибо с самого детства никогда не входили в воду. Боязнь эта безосновательна,
- писал Бильц в книге “Новое природное лечение“, - После пятой или шестой ванны к этому можно привыкнуть. “. Доктору мало кто верил.
Духи - важное европейское изобретение - появились на свет именно как реакция на отсутствие бань. Первоначальная задача знаменитой французской парфюмерии
была одна - маскировать страшный смрад годами немытого тела резкими и стойкими духами.
Король-Солнце, проснувшись однажды утром в плохом настроении (а это было его обычное состояние по утрам, ибо, как известно, Людовик XIV страдал бессонницей
из-за клопов), повелел всем придворным душиться. Речь идет об эдикте Людовика XIV, в котором говорилось, что при посещении двора следует не жалеть крепких
духов, чтобы их аромат заглушал зловоние от тел и одежд.
Первоначально эти “пахучие смеси“ были вполне естественными. Дамы европейского средневековья, зная о возбуждающем действии естественного запаха тела, смазывали
своими соками, как духами, участки кожи за ушами и на шее, чтобы привлечь внимание желанного объекта.
С приходом христианства будущие поколения европейцев забыли о туалетах со смывом на полторы тысячи лет, повернувшись лицом к ночным вазам. Роль забытой
канализации выполняли канавки на улицах, где струились зловонные ручьи помоев. Забывшие об античных благах цивилизации люди справляли теперь нужду где
придется. Например, на парадной лестнице дворца или замка. Французский королевский двор периодически переезжал из замка в замок из-за того, что в старом
буквально нечем было дышать. Ночные горшки стояли под кроватями дни и ночи напролет.
После того, как французский король Людовик IX (ХIII в.) был облит дерьмом из окна, жителям Парижа было разрешено удалять бытовые отходы через окно, лишь
трижды предварительно крикнув: “Берегись!“ Примерно в 17 веке для защиты голов от фекалий были придуманы широкополые шляпы.
Изначально реверанс имел своей целью всего лишь убрать обосранную вонючую шляпу подальше от чувствительного носа дамы.
В Лувре, дворце французских королей, не было ни одного туалета. Опорожнялись во дворе, на лестницах, на балконах. При “нужде“ гости, придворные и короли
либо приседали на широкий подоконник у открытого окна, либо им приносили “ночные вазы“, содержимое которых затем выливалось у задних дверей дворца.
То же творилось и в Версале, например во время Людовика XIV, быт при котором хорошо известен благодаря мемуарам герцога де Сен Симона. Придворные дамы
Версальского дворца, прямо посреди разговора (а иногда даже и во время мессы в капелле или соборе), вставали и непринужденно так, в уголочке, справляли
малую (и не очень) нужду.
Король-Солнце, как и все остальные короли, разрешал придворным использовать в качестве туалетов любые уголки Версаля и других замков. Стены замков оборудовались
тяжелыми портьерами, в коридорах делались глухие ниши. Но не проще ли было оборудовать какие-нибудь туалеты во дворе или просто бегать в парк? Нет, такое
даже в голову никому не приходило, ибо на страже Традиции стояла . диарея. Беспощадная, неумолимая, способная застигнуть врасплох кого угодно и где угодно.
При соответствующем качестве средневековой пищи понос был перманентным. Эта же причина прослеживается в моде тех лет на мужские штаны-панталоны, состоящие
из одних вертикальных ленточек в несколько слоев. Парижская мода на большие широкие юбки, очевидно, вызвана теми же причинами. Хотя юбки использовались
также и с другой целью - чтобы скрыть под ними собачку, которая была призвана защищать Прекрасных Дам от блох.
Естественно, набожные люди предпочитали испражняться лишь с Божией помощью - венгерский историк Иштван Рат-Вег в “Комедии книги“ приводит виды молитв из
молитвенника под названием: “Нескромные пожелания богобоязненной и готовой к покаянию души на каждый день и по разным случаям“, в число которых входит
“Молитва при отправлении естественных потребностей“.
Не имевшие канализации средневековые города Европы зато имели крепостную стену и оборонительный ров, заполненный водой. Он роль “канализации“ и выполнял.
Со стен в ров сбрасывалось дерьмо. Во Франции кучи дерьма за городскими стенами разрастались до такой высоты, что стены приходилось надстраивать, как случилось
в том же Париже - куча разрослась настолько, что говно стало обратно переваливаться, да и опасно это показалось - вдруг еще враг проникнет в город, забравшись
на стену по куче экскрементов.
Улицы утопали в грязи и дерьме настолько, что в распутицу не было никакой возможности по ним пройти. Именно тогда, согласно дошедшим до нас летописям,
во многих немецких городах появились ходули, “весенняя обувь“ горожанина, без которых передвигаться по улицам было просто невозможно.
Вот как, по данным европейских археологов, выглядел настоящий французский рыцарь на рубеже XIV-XV вв: средний рост этого средневекового “сердцееда“ редко
превышал один метр шестьдесят (с небольшим) сантиметров (население тогда вообще было низкорослым). Небритое и немытое лицо этого “красавца“ было обезображено
оспой (ею тогда в Европе болели практически все). Под рыцарским шлемом, в свалявшихся грязных волосах аристократа, и в складках его одежды во множестве
копошились вши и блохи.
Изо рта рыцаря так сильно пахло, что для современных дам было бы ужасным испытанием не только целоваться с ним, но даже стоять рядом (увы, зубы тогда никто
не чистил). А ели средневековые рыцари все подряд, запивая все это кислым пивом и закусывая чесноком - для дезинфекции.

Кроме того, во время очередного похода рыцарь сутками был закован в латы, которые он при всем своем желании не мог снять без посторонней помощи. Процедура
надевания и снимания лат по времени занимала около часа, а иногда и дольше. Разумеется, всю свою нужду благородный рыцарь справлял. прямо в латы.
Некоторые историки были удивлены, почему солдаты Саллах-ад-Дина так легко находили христианские лагеря. Ответ пришел очень скоро - по запаху.
Если в начале средневековья в Европе одним из основных продуктов питания были желуди, которые ели не только простолюдины, но и знать, то впоследствии (в
те редкие года, когда не было голода) стол бывал более разнообразным. Модные и дорогие специи использовались не только для демонстрации богатства, они
также перекрывали запах, источаемый мясом и другими продуктами.
В Испании в средние века женщины, чтобы не завелись вши, часто натирали волосы чесноком.
Чтобы выглядеть томно-бледной, дамы пили уксус. Собачки, кроме работы живыми блохоловками, еще одним способом пособничали дамской красоте: в средневековье
собачьей мочой обесцвечивали волосы.
Сифилис ХVII -XVIII веков стал законодателем мод. Гезер писал, что из-за сифилиса исчезала всяческая растительность на голове и лице. И вот кавалеры, дабы
показать дамам, что они вполне безопасны и ничем таким не страдают, стали отращивать длиннющие волосы и усы. Ну, а те, у кого это по каким-либо причинам
не получалось, придумали парики, которые при достаточно большом количестве сифилитиков в высших слоях общества быстро вошли в моду и в Европе и в Северной
Америке. Сократовские же лысины мудрецов перестали быть в почете до наших дней.
Благодаря уничтожению христианами кошек расплодившиеся крысы разнесли по всей Европе чумную блоху, отчего пол-Европы погибло. Спонтанно появилась новая
и столь необходимая в тех условиях профессия крысолова. Власть этих людей над крысами объясняли не иначе как данной дьяволом, и потому церковь и инквизиция
при каждом удобном случае расправлялись с крысоловами, способствуя таким образом дальнейшему вымиранию своей паствы от голода и чумы.
Методы борьбы с блохами были пассивными, как например палочки-чесалочки. Знать с насекомыми борется по своему - во время обедов Людовика XIV в Версале
и Лувре присутствует специальный паж для ловли блох короля. Состоятельные дамы, чтобы не разводить “зоопарк“, носят шелковые нижние рубашки, полагая, что
вошь за шелк не уцепится, ибо скользко. Так появилось шелковое нижнее белье, к шелку блохи и вши действительно не прилипают.
Влюбленные трубадуры собирали с себя блох и пересаживали на даму, чтоб кровь смешалась в блохе.
Кровати, представляющие собой рамы на точеных ножках, окруженные низкой решеткой и обязательно с балдахином в средние века приобретают большое значение.
Столь широко распространенные балдахины служили вполне утилитарной цели - чтобы клопы и прочие симпатичные насекомые с потолка не сыпались.
Считается, что мебель из красного дерева стала столь популярна потому, что на ней не было видно клопов.
Кормить собой вшей, как и клопов, считалось “христианским подвигом“. Последователи святого Фомы, даже наименее посвященные, готовы были превозносить его
грязь и вшей, которых он носил на себе. Искать вшей друг на друге (точно, как обезьяны - этологические корни налицо) - значило высказывать свое расположение.
Средневековые вши даже активно участвовали в политике - в городе Гурденбурге (Швеция) обыкновенная вошь (Pediculus) была активным участником выборов мэра
города. Претендентами на высокий пост могли быть в то время только люди с окладистыми бородами. Выборы происходили следующим образом. Кандидаты в мэры
садились вокруг стола и выкладывали на него свои бороды. Затем специально назначенный человек вбрасывал на середину стола вошь. Избранным мэром считался
тот, в чью бороду заползало насекомое.
Пренебрежение гигиеной обошлось Европе очень дорого: в XIV веке от чумы (“черной смерти“) Франция потеряла треть населения, а Англия и Италия - до половины.
Медицинские методы оказания помощи в то время были примитивными и жестокими. Особенно в хирургии. Например, для того, чтобы ампутировать конечность, в
качестве “обезболивающего средства“ использовался тяжелый деревянный молоток, “киянка“, удар которого по голове приводил к потере сознания больного, с
другими непредсказуемыми последствиями. Раны прижигали каленым железом, или поливали крутым кипятком или кипящей смолой. Повезло тому, у кого всего лишь
геморрой. В средние века его лечили прижиганием раскаленным железом. Это значит - получи огненный штырь в задницу - и свободен. Здоров.

Сифилис обычно лечили ртутью, что, само собой, к благоприятным поледствиям привести не могло.
Кроме клизм и ртути основным универсальным методом, которым лечили всех подряд, являлось кровопускание. Болезни считались насланными дьяволом и подлежали
изгнанию - “зло должно выйти наружу“. У истоков кровавого поверья стояли монахи - “отворители крови“. Кровь пускали всем - для лечения, как средство борьбы
с половым влечением, и вообще без повода - по календарю. “Монахи чувствовали себя знатоками в искусстве врачевания и с полным правом давали рекомендации“.
Основная проблема была в самой порочной логике такого лечения - если улучшение у больного не наступало, то вывод делался только один - крови выпустили
слишком мало. И выпускали еще и еще, пока больной от потери крови не умирал. Кровопускание, как излюбленный метод лечения всех болезней, унесло, вероятно,
жизней не менее, чем чума.
Была в средневековой европе и хирургия. Даже если хирург научился резать быстро - а к этому они и стремились, памятуя Гиппократа: “Причиняющее боль должно
быть в них наиболее короткое время, а это будет, когда сечение выполняется скоро“ - то из-за отсутствия обезболивания даже виртуозная техника хирурга выручала
лишь в редких случаях. В Древнем Египте попытки обезболивания делались уже в V-III тысячелетиях до н.э. Анестезия в Древней Греции и Риме, в Древнем Китае
и Индии осуществлялась с использованием настоек мандрагоры, белладонны, опия и т.п., в ХV-ХIII веках до н.э. для этой цели был впервые применен алкоголь.
Но в христианской Европе обо всем этом позабыли.
Широко распространяются в средневековье лекарства из трупов и размолотых костей. Гарманн приводит также рецепт “божественной воды“, названной так за свои
чудесные свойства: берется целиком труп человека, отличавшегося при жизни добрым здоровьем, но умершего насильственной смертью; мясо, кости и внутренности
разрезаются на мелкие кусочки; все смешивается и с помощью перегонки превращается в жидкость.
Нарочитое пренебрежение к смерти и презрение к земной жизни проявилось в таком явлении, как мода на человеческие черепа. Историк Рат-Вег поражался такому
обычаю, широко распространенном в Европе еще в 18-ом веке:
“Трудно представить, что человеческий череп когда-то был предметом моды. Ненормальная мода родилась в Париже в 1751 году. Знатные дамы устанавливали череп
на туалетный столик, украшали его разноцветными лентами, устанавливали в него горящую свечу и временами погружались в благоговейное созерцание“. Но удивляться
тут особенно нечему - у такого отношения к человеческим останкам глубокие корни. Христиане тысячелетие насаждали культ поклонения мощам. Как известно,
первые христиане жили в катакомбах в окружении трупов.
Для языческой культуры это было неприемлемым явлением. Евнапий из Сард в IV веке описывал осквернение христианами языческого храма Сераписа: “они привели
в это священное место так называемых монахов, которые имеют хотя человеческий образ, но . собирают кости и черепа людей, уличенных в преступлениях и
казненных по приговору суда, выдают их за богов и повергаются ниц перед ними“. Этим культом мертвых тел, а также культом евхаристии, Церковь добилась того,
что народ в Европе еще в 17-ом веке свято верил, что истертые в порошок черепа и костяшки пальцев очень полезны для здоровья. Из обожженных костей счастливых
супругов или страстных любовников приготовляли возбуждающий любовный напиток.
Великий инквизитор Испании Томас де Торквемада (1420-1498), широко прославившийся своей священной борьбой с еретиками, стал своеобразным “лицом Инквизиции“,
наряду с Крамером и Шпренгером. Торквемада с истинно христианским человеколюбием сжег на кострах 10 220 человек. Гораздо меньше известно другое - сколько
человеческого материала “врагов народа“ было использовано более рационально. Сжигание заживо эмоционально заслоняет от нас куда большее количество “общественно
полезных“ приговоров образовавшейся в Испании “экономической инквизиции“. Например, тем же Торквемадой к ссылке на галеры было приговорено 97 371 человек.
Именно на галерах должны были эти еретики искупать свою вину перед Господом. Томас Торквемада был духовником инфанты Изабеллы Кастильской (той самой, которая
гордилась тем, что мылась два раза в жизни).
В отношении “истинных“ врагов Церкви (то есть, например, тех кто отказывался признать свою вину или посмел не “заложить“ свою семью, родственников и друзей)
Инквизиция была непримирима - только костер. У остальных еретиков всегда был выбор: быстрая смерть в огне (тогда еще быстрая - сожжение на сырых дровах
христиане придумают позже) или галеры. Ссылка на галеры фактически являлась той же смертной казнью, только отложенной - большинство приговоренных к пожизненной
каторге не доживало даже до окончания второго года заключения.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции