Проблема валютного контроля из за коронавируса


Дата публикации: 03.12.2017 2017-12-03

Статья просмотрена: 3460 раз

Статья посвящена правовым вопросам, касающимся незаконного вывоза капитала за рубеж. Рассмотрены возможности применения различных мер валютного регулирования и валютного контроля в предотвращении оттока денежных средств.

Ключевые слова: валютное регулирование, валютный контроль, валютная выручка, отток капитала, экспортно-импортные операции, национальный валютный рынок.

Противодействие незаконному оттоку денежных средств за рубеж — основная задача института валютного регулирования и валютного контроля.

Как отмечается в учебной и научной литературе, все это составляющие валютной политики государства, которая направлена на укрепление финансового положения страны, создание режима устойчивости национальной валюты, обеспечение поступления валюты из-за рубежа по внешнеэкономическому обороту [1]. В данной сфере мероприятия осуществляются путем непосредственного воздействия на национальную валюту, валютный курс и валютные операции [2].

Отметим следующие взаимообусловленные причины, способствующие вывозу капитала.

1. Проблемы репатриации валютной выручки от экспорта товаров и оказания услуг отечественными предприятиями и организациями.

На счетах в иностранных банках находится огромное количество валютных средств, которые не были возвращены в Российскую Федерацию.

На сегодняшний день мы может констатировать явно недостаточное количество законодательных механизмов, позволяющих обеспечить возврат денежных средств.

Данная проблема наносит значительный ущерб экономической безопасности страны, поскольку вывоз капитала приводит к оттоку значительных ресурсов из экономического оборота государства и включению их в производственный процесс других стран.

Но в то же время, очевидно, что нормы, регламентирующие деятельность органов валютного регулирования и валютного контроля, нуждаются в дополнение с целью повышения эффективности мер, которые регулируют проведение экспортно-импортных операций.

2. Второй причиной создавшейся ситуации являются переводы валюты (без товара) и сделки по фиктивным импортным контрактам.

На практике российский покупатель переводит иностранному контрагенту валюту под заведомую не поставку товаров (предоплата без поставки товара или неэквивалентное поступление).

Широко также практика авансовых платежей, означающая по сути, предоставление российскими резидентами беспроцентного кредита иностранным фирмам.

3. Третья причина — осуществление расчетов между российскими участниками и иностранными контрагентами за пределами России (оффшорные зоны).

Осуществление расчетов между российскими и иностранными участниками внешнеторговой деятельности позволяет выводить денежные средства за пределы российской налоговой системы.

Мы также наблюдаем открытие за рубежом денежных счетов компаниями крупного и среднего бизнеса, что способствует утечке капитала.

Безусловно, российский финансовый рынок нуждается в защите. Средства реализации валютной политики призваны исключить валютную зависимость Российской Федерации и обеспечить выполнение при осуществление внешнеторговой деятельности требований российского валютного законодательства, а также обоснованность платежей в иностранной валюте, полноту и объективность учета и отчетности по валютным операциям и рублевым сделкам нерезидентов.

В этой связи государство принимает меры для активизации валютного регулирования.

Положения данного законодательного акта обязывают резидентов отчитываться о конкретных сроках получения на свои счета валютной выручки в целях исполнения требования о репатриации иностранной валюты и валюты Российской Федерации в договорах (контрактах), заключенных между резидентами и нерезидентами при осуществлении внешнеторговой деятельности.

Отметим, что на сегодняшний день резиденты обязаны представлять уполномоченным банкам информацию об ожидаемых максимальных сроках получения от нерезидентов на свои счета иностранной валюты или валюты Российской Федерации и исполнения обязательств по таким контрактам.

Также закон расширил перечень оснований, при наличии которых уполномоченные банки отказывают в осуществлении валютной операции (например, совершение запрещенных валютных операций между резидентами, нарушение любых актов валютного законодательства Российской Федерации).

Кроме того, с 1 января 2018 г. вступает в силу обновленная Инструкция Банка России от 16.08.2017 № 181-И о порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов при осуществлении валютных операции. Указанным нормативным актом для резидентов-экспортеров введен порядок постановки контрактов на учет в банках с присвоением им уникальных номеров, устанавливается упрощенный порядок постановки на учет контрактов — в течение одного рабочего дня [6].

Определенной особенностью России является то, что иностранная валюта имеет обращение параллельно с национальной. Чтобы в таких условиях национальная валюта могла удержать позиции и полноценно выполнять функции денег, национальный валютный рынок должен быть стабилен и предсказуем.

Для этого контролирующие органы должны быть наделены соответствующими полномочиями, позволяющими своевременно устанавливать факты нарушения валютного законодательства.

Основные целями валютного регулирования в Российской Федерации должны быть:

  1. Стабильный курс национальной валюты, то есть повышение степени ее конвертируемости, и уменьшение инфляционного давления;
  2. Обеспечение притока иностранной валюты и усовершенствование контроля за возвратом валютной выручки экспортерам;
  3. Действенный контроль за участниками внешнеэкономической деятельности.

Иллюстрацией к сказанному является инициатива Минфина России о необходимости наделения банков полномочиями по передаче в Федеральную налоговую службу России в электронном виде информации о проводимых резидентами валютных операций в рамках даже тех договоров с нерезидентами, которые не предусматривают пересечения товарами территории Российской Федерации [8].

Интересный факт приводит Т. В. Камалова: в законодательстве Италии установлено 150 признаков, свидетельствующих о возможной принадлежности банковской операции к разряду криминальных акций. Информация о таких операциях банками передается в специальное Валютное бюро для проверки и, в случае подтверждения подозрения в попытке осуществления преступной финансовой акции, направляется в следственный департамент по борьбе с мафией Министерства внутренних дел и службу валютной полиции Финансовой гвардии с целью проведения ими следственных мероприятий [9].

Таким образом, в практике ведущих стран на смену валютному контролю пришли системы государственного контроля за финансовыми операциями.

В Российской Федерации валютное регулирование и контроль на сегодняшний день являются единственным инструментом, способным противодействовать утечке капитала и отмыванию преступных доходов, однако соответствующая правовая база нуждается в совершенствовании.



Миссия РЭЦ и кадровый вопрос

— Вы работаете в РЭЦ ровно месяц. В чем видите свою миссию в новой должности и какие цели ставите на 2020 год?

— Я пришла в РЭЦ в период, когда сошлись вместе три фактора. Первый — это внешние вызовы, с которыми сталкивается международная торговля: рост протекционизма, ослабление ВТО и антиконкурентные торговые сделки, наконец, эпидемия коронавируса в мире. Второй фактор — необходимость перенастройки многих процессов внутри РЭЦ. Экспортный центр был создан пять лет назад и накопил серьезную практику работы, которую сейчас надо проанализировать и отточить. И, наконец, третий фактор — это смена правительства, которая влечет за собой пересмотр многих принятых решений, в том числе в сфере государственной поддержки экспорта.

Учитывая такой бэкграунд, одна из главных задач, которые я вижу для себя, — сформировать стабильную среду господдержки экспорта. Правила предоставления субсидий и их набор не должны постоянно меняться, бизнесу нужно дать привыкнуть к существующим инструментам, дать возможность встроить их в среднесрочное планирование экономической деятельности. Это повысит эффективность господдержки. Кроме того, безусловным моим приоритетом выступает цифровизация. Например, сейчас для отчетности по многим субсидиям экспортеры должны привозить десятки килограммов бумаг — я не преувеличиваю. Необходимо ввести цифровую обработку документов, и это будет огромным плюсом как для экспортеров, так и для государства в целом.


— Планируется ли обновление команды РЭЦ в связи с вашим приходом?

Коронавирус и нацпроекты

— Чем грозит коронавирус российским экспортерам ННЭ?

— Китай — основной потребитель наших несырьевых неэнергетических товаров, в 2019 году объем поставок составил $14,5 млрд. Поэтому неудивительно, что распространение коронавируса приведет к сложностям для российских поставщиков. Эпидемия уже усложнила транспортировку, а также процесс заключения сделок, поскольку люди привыкли вести переговоры лично, а сейчас вынуждены отдавать предпочтение видеосвязи. Кроме того, из соображений безопасности уже отменили по всему миру около 400 коммерческих выставок, в десяти из которых участие российских экспортеров должен был организовывать РЭЦ.

По нашим расчетам, коронавирус может повлиять на физические объемы ННЭ этого года, однако полноценно оценить его влияние на экспорт мы сможем немного позднее, когда получим и проанализируем первые данные за начало 2020 года. Нашей задачей не является корректировка экспортных планов. Мы нацелены на максимизацию экспортных результатов за счет эффективной работы и стараемся смотреть в будущее с оптимизмом. Очень надеемся, что вирус как минимум позволит взглянуть на многие сложившиеся деловые практики по-новому, распространить самые эффективные, дешевые и быстрые из них.

— Нужно понимать, что $154,5 млрд — на 0,2% больше, чем в 2018 году, который до сих пор был рекордным по объемам ННЭ в новейшей истории России. И этот показатель действительно был достигнут в непростых условиях. Более того, физические объемы выросли на 2,7%: позитивная динамика наблюдалась практически во всех отраслях промышленности, кроме продукции машиностроения и нефтехимической отрасли. В 2020 году мы приложим все усилия, чтобы вновь выйти на высокие темпы роста, заложенные нацпроектом.


Однако на конечный результат влияет множество факторов. Помимо коронавируса это конъюнктура рынка: например, в прошлом году мы наблюдали существенное снижение цен на продукцию важных для экспорта России отраслей, таких как черная металлургия, ЛПК, нефтехимия. Низкие цены привели к тому, что многие производители не отправляли товары на экспорт, а придерживали на складах в ожидании улучшения конъюнктуры. Сейчас ценовая конъюнктура также не является благоприятной, но мы еще находимся в начале календарного года и ситуация вполне может измениться.

— Влияет ли ситуация внутри страны на динамику ННЭ?

Впрочем, есть и положительные тенденции — в частности, последние шаги властей по смягчению валютного контроля. Недавно Госдума в первом чтении приняла законопроект, который призван либерализировать уголовную ответственность за невозврат валютной выручки. Кроме того, уже вступил в силу закон, который отменяет с 1 января 2020 года требование о репатриации несырьевыми экспортерами денежных средств и предусматривает поэтапную отмену этого требования в отношении поставок сырьевых товаров. Сейчас на рассмотрении Госдумы также находятся поправки, которые существенно снижают штрафы и устанавливают отсрочку по возврату валютной выручки.

Все эти меры позволят решить основные проблемы экспортеров, возникающие в связи с валютным контролем.


— Размер предприятия не имеет значения, равно как и количество заключенных экспортных сделок: потенциальные поставщики за границу не менее важны для нас, чем действующие. Отмечу, что 80% поставщиков, воспользовавшихся услугами РЭЦ в прошлом году, являются представителями МСП. С момента своего создания РЭЦ оказывает им разнообразные меры поддержки.

МСП-экспортерам доступны множество нефинансовых инструментов: аналитика, помощь в продвижении на внешние рынки, сертификация, образовательные услуги школы экспорта РЭЦ, наши акселерационные программы. ЭКСАР и Росэксимбанк, входящие в группу РЭЦ, ежегодно наращивают объемы финансовой поддержки. И мы активно развиваем наш инструментарий именно с фокусом на потребности экспортеров сегмента МСП: финансирование поставок, предоставление внешнеторговых гарантий, страхование контрактов. Все эти меры привели к тому, что в денежном выражении доля малого и среднего бизнеса в общем объеме несырьевого экспорта в 2019 году возросла до 8,5%. В 2024 году показатель должен достичь 10%, и над решением этой задачи мы активно работаем.

Москва. 5 октября. INTERFAX.RU - Минфин РФ подготовил очередной проект поправок в закон "О валютном регулировании и валютном контроле", посвященный освобождению резидентов, попавших под санкции, от обязанности репатриировать экспортную выручку и использовать счета в уполномоченных банках для расчетов с нерезидентами.

В июле уже был принят закон, которым отменялись штрафы за нерепатриацию выручки для компаний-экспортеров, которые попали под западные санкции. Как пояснял тогда замминистра финансов РФ Алексей Моисеев, проблема коснулась компаний под санкциями, которые не могли вернуть валютную выручку, за что могли быть оштрафованы по действовавшему на тот момент законодательству. По словам замминистра, правительство разрабатывало отдельный законопроект, касающийся либерализации валютного законодательства для санкционных компаний, однако он не успел бы пройти три чтения в Госдуме в весеннюю сессию, поэтому было решено внести поправки относительно отмены штрафов в уже находящийся на рассмотрении во втором чтении законопроект.

В принятых тогда поправках устанавливалось, что компания освобождается от обязанности репатриировать валютную выручку в случае, если она включена в специальный перечень резидентов, попавших под санкции. Данный перечень утверждает Федеральная налоговая служба по согласованию с Минфином после подачи резидентом соответствующего заявления. Перечень должен быть размещен на официальном сайте ФНС.

В опубликованном в пятницу на федеральном портале проектов нормативных правовых актов законопроекте уточняется норма, принятая летом текущего года относительно включения резидентов, попавших под санкции, в этот специальный перечень.

Круг таких резидентов расширяется. Если раньше речь шла только о тех, кто сам попал под меры ограничительного характера иностранных государств, гособъединений или учреждений, то теперь в него предлагается также включить резидентов, в капитале которых на 50% и более прямо или косвенно участвуют лица, попавшие под санкции.

Кроме того, теперь такие компании смогут не только не получать на свои счета в уполномоченных банках иностранную валюту или рубли по внешнеторговым договорам, но и не возвращать в РФ средства, уплаченные нерезидентами за не ввезенные в РФ товары, невыполненные работы, неоказанные услуги, непереданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них. Предлагается считать такие компании при попадании в перечень выполнившими два этих обязательства.

Как отмечается в материалах к законопроекту, с которыми ознакомился "Интерфакс", в основе законопроекта - предложения ПАО "Силовые машины" по минимизации последствий санкций, введенных в отношении отдельных резидентов РФ. Подконтрольная Алексею Мордашову компания попала под американские санкции в январе этого года, и вскоре столкнулась с серьезными проблемами при исполнении зарубежных контрактов. В частности, в мае стало известно, что компания не может получить экспортную выручку в размере $102,3 млн (более 6 млрд рублей) по контракту на сооружение ТЭС "Лонг Фу-1". Банки-нерезиденты отказываются проводить платежи в адрес подсанкционного лица, а у вьетнамского заказчика - государственной компании - нет полномочий от органов власти на изменение контракта, а также валюты и банков, задействованных в расчетах, отмечал "Силмаш".

В настоящее время в Госдуме также находится проект поправок в КоАП о снижении штрафов за нерепатриацию валютной выручки и введении 30-дневного периода для всех российских экспортеров, в течение которого не применяются штрафы за нарушение сроков репатриации выручки. При этом в тексте законопроекта упоминается перечень профессиональных участников внешнеэкономической деятельности (должен утверждаться в порядке, который устанавливает правительство РФ), к которым за эти нарушения применяется либо предупреждение, либо штраф от 3% до 5% от суммы, не зачисленной на счета в уполномоченных банках. В первом чтении документ планируется рассмотреть в ноябре.

О необходимости существенной либерализации валютного контроля Минфин РФ начал заявлять еще в 2017 году. В январе 2018 года министерство подготовило поправки в закон "О валютном регулировании и валютном контроле", которыми предусматривалась отмена обязательной репатриации экспортной выручки как в рублях, так и в иностранной валюте, для всех экспортеров-резидентов, отмена запрета на операции между резидентами РФ за рубежом, а также снятие ограничений на операции резидентов по счетам в иностранных банках. Однако законопроект не был поддержан - правительство приняло сторону Банка России, выступавшего против предложения Минфина и углядевшего в нем увеличение риска проведения резидентами сомнительных операций по выводу денежных средств за рубеж.

В конце апреля Минфин вновь заявлял, что считает оптимальным способом реагирования на санкции США и их союзников предоставление бизнесу максимальной свободы действий на международных рынках, что предполагает отмену требования о репатриации экспортной выручки в страну. Такая позиция содержалась в письме Минфина, направленном в Минэкономразвития и аппарат правительства РФ.


С точки зрения государственной власти, к основным проблемам, которые заставляют принимать жесткие меры валютного контроля, относятся:

Банк – агент валютного контроля, имеющий право заявить в правоохранительные органы о правонарушении в случае, если заподозрит вас в незаконном выводе денег за границу. Чтобы избежать штрафа (размер которого составляет от ¾ до 1 полного размера отправленной контрагенту суммы) и административного преследования, необходимо предпринять ряд мер.

В случае, если ваш контрагент не поставил оплаченный товар в установленный контрактом срок и при этом не вернул денежные средства, рекомендуем незамедлительно выслать контрагенту претензию о невыполнении обязательств по договору. Данный документ будет свидетельствовать о вашей невиновности вкупе с другими мероприятиями по возвращению денег.

Далее есть два основных варианта развития событий:

В случае возникновения второй ситуации могут возникнуть сложности. Не всегда при заключении контракта российская сторона (импортер) проявляет должную осмотрительность и предлагает включить в контракт более приемлемые для себя условия о рассмотрении споров. Как правило, международные контракты предусматривают условия о подаче в суд по месту нахождения поставщика и применимое право – право страны поставщика.

  1. Получение предусмотренных международным договором денег от контрагента-нерезидента за услуги, работы или товары, которые такой контрагент получил. Денежные средства должны быть перечислены на банковский счет резидента в банке РФ.
  2. Возвращение в Россию денег, которые ранее были перечислены резидентом своему контрагенту, являющемуся нерезидентом, за определенные соответствующим договором услуги, товары, работы, если контрагент не исполнил свои обязательства, то есть не ввез в РФ товар, не оказал на территории РФ услуги, не произвел работы, которые должен был сделать в соответствии с условиями заключенного договора.

Новая редакция закона, вступающая в силу с 14.05.2018, устанавливает обязанность в целях исполнения требования о репатриации иностранной валюты и валюты Российской Федерации в договорах (контрактах), заключенных между резидентами и нерезидентами при осуществлении внешнеторговой деятельности, указания сроков исполнения сторонами обязательств по договорам (контрактам).

  1. Проверить контрагента на благонадежность.
  2. Составить контракт на двух языках.
  3. Предусмотреть в контракте условия судопроизводства: в какой суд обращаться, на каком языке и т.п.
  4. Указать сроки исполнения обязательств в договоре.
  5. Предусмотреть в заключаемом договоре санкции к контрагенту за задержку в поставке товара (неустойку, штраф и т.п.).

Данные меры будут свидетельствовать о стремлении принять разумные и достаточные меры для побуждения контрагента к исполнению обязанностей.

Помощь в составлении всех вышеназванных документов можно получить в Центрально-Сибирской торгово-промышленной палате. Кроме того, в ряде случаев в ТПП можно обратиться за сертификатом, подтверждающим невозможность репатриации в связи с введением ограничительных мер иностранным государством. В этом случае организация также может быть признана невиновной в невозврате валютной выручки (см. письмо Минфина России от 12.08.2015 № 07-05-08/46382).

Тезисно о том, что изменилось:

  • паспорта сделки отменили;
  • международные контракты ставятся на учет в банк с присвоением уникальных номеров (для контрактов с обязательствами на сумму от 3 млн рублей для импортных и от 6 млн рублей для экспортных);
  • постановка на учет осуществляется банками в течение одного дня;
  • банк не имеет права отказать в постановке контракта на учет;
  • справка о валютных операциях как форма учета упраздняется, однако сохраняется требование о предоставлении документов, являющихся основанием для проведения валютных операций;
  • резиденты, заключающие договоры с обязательствами на сумму менее 200 тысяч рублей, не обязаны предоставлять документы, связанные с проведением валютных операций – только информацию о коде вида операции в уполномоченный банк.


Многие страны из-за коронавируса вводят карантинные меры, закрывают границы, и Россия не исключение. Как в таких условиях экспортерам доставлять свои товары?

Нужно понимать, что ограничения на пересечение границы не касаются грузового автотранспорта, а также грузовых поездов. Это, конечно, не значит, что коронавирус никак не сказался на каналах доставки. Есть существенные особенности, которые экспортерам надо учитывать. Например, автотранспорт в условиях пандемии можно назвать самым рискованным видом доставки. Тут могут быть проблемы с пропуском грузовиков через границы, а сами водители автотранспорта, возвращающиеся в Россию, подпадают под требование 14-дневного карантина.

Непросто складывается ситуация с авиатранспортом. Компании часто отправляли товары в грузовом отделении пассажирских самолетов, но их полеты временно прекращены с 27 марта. Остаются грузовые и почтовые авиаперевозки, но тарифы и расписание рейсов постоянно меняются. Цены определяются перевозчиками в момент бронирования и не могут быть гарантированы надолго.

Бюджет РЭЦ как оператора господдержки предусматривает помощь экспортерам и в части выставок, и по другим направлениям. Вы пересматривали меры и объемы поддержки на этот год из-за коронавируса?

Нет. Мы не отказываемся от взятых на себя обязательств перед экспортерами и бесперебойно их выполняем. Это касается как нефинансовых, так и финансовых продуктов, а также субсидий. РЭЦ готов активно привлекать и новых клиентов, которые хотят воспользоваться нашей помощью.

Или инструменты по финансированию сделок. Экспортер заключил контракт, но у покупателя нет денег, чтобы рассчитаться в момент поставки. В таком случае Росэксимбанк может профинансировать эти поставки, предоставив прямые кредиты иностранным покупателям или их банкам. Или можно дать зарубежному покупателю отсрочку платежа, застраховав в ЭКСАР риск неоплаты по контракту. В этом случае экспортер также может воспользоваться инструментом факторинга, ускорив тем самым получение денег за товар. Как бы то ни было, ни в том, ни в другом случае экспортеру не надо заключать кредитное соглашение с банком. А значит, обязательств по возврату кредита у экспортера не будет.

Для РЭЦ важно поддерживать всех экспортеров, в частности, малые и средние предприятия. Они самые уязвимые для кризисных явлений. Тут очень кстати, что мы входим в периметр группы ВЭБ, потому что она также активно участвует в борьбе с экономическими последствиями кризиса. 100 миллиардов рублей решено направить в крупнейшие наши системообразующие банки и входящий в группу МСП Банк для гарантийного покрытия кредитов малым и средним предприятиям. Эти кредиты будут выдаваться сроком на шесть месяцев с нулевой ставкой для выплат зарплаты сотрудникам. Сам ВЭБ предоставляет поручительства по этим кредитам, Минэкономразвития субсидирует ставку, ЦБ рефинансирует. Такая командная работа получается.

Параллельно в регионах действуют местные Центры поддержки экспортеров. Их никто не отменял и не приостанавливал. Мы знаем, что в некоторых субъектах идет подготовка планов первоочередных мер для устойчивого развития экономики, несмотря на распространение коронавируса. Они затронут и внешнюю торговлю.

Единая сеть продвижения экспорта работает по всей стране. И входящие в нее Центры поддержки экспорта, а также территориальные управления РЭЦ постоянно мониторят ситуацию и готовы в ручном режиме поддерживать экспортные бизнес-процессы.

Мониторинг нужен для консультации экспортеров?

Не только. В разгар пандемии мы запустили оперативный Штаб. Его главная цель, конечно, онлайн-консультация и поддержка экспортеров. Но, кроме того, Штаб также выявляет самые актуальные для наших компаний проблемы и готовит антикризисные предложения для правительства России.

Половина мира сидит на карантине, не работают службы и компании. У экспортеров нет проблем с оформлением сделок, документов?

Пандемия действительно создала для бизнеса целый ряд дополнительных юридических проблем. Например, из-за ограничений на поездки усложнилась подготовка экспортных сделок. Партнеры не могут собраться в одном месте, чтобы подписать контракт. А в работе почтовых и курьерских служб возникают сбои и задержки, что замедляет документооборот. Для упрощения и ускорения процесса можно использовать механизмы дистанционного заключения контракта. Но это нужно учесть при составлении текста договора.

К тому же возникает вопрос: что делать экспортеру, если из-за сбоев, вызванных коронавирусом, он не сможет выполнить свои контрактные обязательства? По закону он не будет нести за это ответственность, если докажет, что исполнение невозможно из-за форс-мажора. По внешнеторговым контрактам наступление обстоятельств непреодолимой силы подтверждается сертификатом Торгово-промышленной палаты. Такой сертификат российские суды считают достаточным доказательством. В свою очередь, ТПП РФ заявила о намерении признавать ограничения, связанные с COVID-19, форс-мажором. Вместе с тем мы рекомендуем в первую очередь стремиться договориться с контрагентом об урегулировании возникающих задержек с поставкой в порядке взаимного соглашения. В экспорте, как и в любой другой коммерческой деятельности, поддержание хорошей репутации надежного и кооперабельного поставщика должно быть в приоритете.

Сильно ли страдает экономика России в целом и российские экспортеры в частности из-за ограничений, вводимых рядом стран на ввоз и вывоз товаров?

Сами ограничительные меры оказывают не такое большое влияние, как может показаться. На экспорте больше сказывается глобальное замедление экономики и торговли, которое не зависит от вводимых правительствами разных стран запретов. Если, например, российские власти вводят какие-то точечные ограничения (на вывоз круп или медицинских масок) для бизнеса, это не означает остановку производства. Просто в условиях повышенного внутреннего спроса эти товары продаются внутри страны. А запреты на ввоз продукции, которые практикуют те или иные страны, российских экспортеров практически не затрагивают.

Многие государства, наоборот, открывают свои рынки. Чтобы справиться с дефицитом отдельных товарных групп, страны снижают или вовсе отменяют таможенные пошлины на них. Я бы сказала, что меры торгового регулирования, которые принимаются сейчас в мире, открывают нашим экспортерам новые возможности.

Мы стараемся мониторить цены и следить за потребностями в той или иной стране, работаем в этой части вместе с торгпредствами. Сейчас нам уже понятен список российских товаров, к которым кратно возрос интерес зарубежных покупателей на отдельных рынках.

Но оценка рыночной конъюнктуры, актуализация экспортной стратегии и подготовка коммерческих предложений — функции, скорее, экспортера, чем наши. Наша задача заключается в том, чтобы предоставлять решения, благодаря которым стратегия отдельно взятого экспортера сработает. В текущих непростых условиях мы ждем от наших экспортеров мобилизации: активная позиция вместе с возрастающим внешним спросом на фоне выигрышной для российских экспортеров ситуации на валютном рынке создают все возможности для наращивания прибыли.

Мы со своей стороны будем делать все для того, чтобы наши компании, которые хотят экспортировать, нарастили свое присутствие в глобальной торговле. В этих целях мы уже сформулировали наши антикризисные инициативы и направили их в правительство. Надеемся, что наши предложения будут внедрены.

Облегчит ли жизнь компаниям смягчение административной ответственности за нерепатриацию валютной выручки? И когда отменят уголовную ответственность?

Что касается облегчения жизни экспортеров - очень на это надеемся. Теперь у компаний, допустивших небольшие нарушения, есть шанс избежать штрафа. Установлено также, что уголовная ответственность будет наступать только за повторно совершенное правонарушение, то есть только в том случае, если ранее бизнесмен уже подвергался административному наказанию за аналогичное деяние.

Требования валютного контроля заключаются в том, что государство хочет от экспортера абсолютной пунктуальности в вопросах получения валютной выручки. Оно хочет, чтобы экспортер получил всю сумму полностью точно в срок, определенный контрактом. Это требование фактически ставит экспортера в зависимость от контрагента. А в современных условиях это крайне болезненно и непредсказуемо для экспортеров. Изменения вступают в силу 10 апреля и будут распространяться на нарушения порядка репатриации выручки, возникшие с этой даты.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции