Патологическая анатомия коронавируса covid 19

Образовательный проект для врачей города Москвы

Рекомендации, справочные материалы


Сайт по организации профилактического применения лекарственных препаратов у сотрудников медицинских организаций


НОЦ Современных медицинских технологий

Ситуация с COVID-19 в Европейском регионе ВОЗ

Прошедшие мероприятия, анонсы, доклады

В конференции принимали участие эксперты из Германии, США, России.

В ходе мероприятия обсуждались проблемы тяжелого течения болезни, цитокинового шторма, ингибирования IL-6, новые алгоритмы ведения больных в стационаре, проблемы выбора оптимального времени для начала патогенетической терапии.

Ниже приведены ответы экспертов на наиболее важные, сложные и актуальные вопросы, поднимаемые на конференции.

Никонов Е.Л.: С момента нашей последней телеконференции произошли достаточно значимые изменения, мы больше не ориентируемся на ПЦР диагностику COVID-19. В настоящее время диагноз коронавирусной инфекции ставится на основании КТ легких, лабораторных анализов и наличия лихорадки.

Мазус А.И: В продолжение разговора в отношении цитокинового шторма. Ведется активная работа с блокаторами IL-6 и есть интересные данные для обсуждения.

Алгоритмы лечения больных COVID-19, выбор оптимального времени для начала патогенетической терапии.

Д. С. Фомина: Презентация.

Я бы хотела обратить внимание на лечение пациентов с COVID-19 Тоцилизумабом.

Данный препарат имеется у нас в клинике (протокол одобрен Департаментом здравоохранения города Москвы)

При обследовании пациентов проводилось стандартное физикальное исследование с оценкой степени тяжести состояния. Для оценки состояния использована новейшая шкала NEWS (National Early Warning Score), рекомендованная к использованию для пациентов с COVID-19.

Выполняется компьютерная томография легких для выявления пневмонии, а также проводятся лабораторные исследования (стандартные и ПЦР) для выявления хронических патологий и оценка ЧДД, ЧСС, АД, SpO2.

Для оценки поражения легких при визуализации на КТ используется 4 значимая шкала (СT-1; CT-2; CT-3; CT-4). ( Усовершенствованная 3 значимая шкала)

Для отобранных больных подбирается тактика лечения.

У пациентов со степенью поражения CT-1 без факторов риска проводится инфузионная и противовоспалительная терапия.

У пациентов с поражением легких 1 степени (CT-1) и 2 и более факторами риска, начинаем лечение с гидроксихлорохина, с возможностью дальнейшей комбинации с азитромицином.

К данной терапии можно добавить препарат Калетра (лопинавир+ритонавир). В данной ситуации мы используем азитромицин с целью иммуномодуляции, а не его бактериальных свойств.

Тактика выбранного лечения зависит от оценки состояния легких на КТ и факторов риска, согласно протоколу. Если терапия не эффективна, то стоит назначить Тоцилизумаб.

Накоплен опыт лечения 77 пациентов при помощи Тоцилизумаба.

Согласно рекомендациям, мы начинали лечение пациентов с COVID-19 Тоцилизумабом, когда они находятся на ИВЛ. Однако мы считаем, что данные сроки лечения не компетентны. Мы считаем, что данный препарат лучше использовать как можно раньше, если стандартный алгоритм лечения не эффективен. Таким образом, появляется шанс, что симптомы быстрее купируются. Преимущества раннего применения Тоцилизумаба – это снижение риска присоединения бактериальной флоры и снижение доли пациентов, которые нуждаются в ИВЛ. Необходимо проанализировать полученные результаты, мы можем набрать контроль-группу с такими же клиническими проявлениями и КТ-рисунком, но не лечившиеся Тоцилизумабом, чтобы сравнить исход.

Юрген Рокштро: у нас у всех достаточно ограниченный опыт в изучении данного вопроса, вследствие, небольшого количества пациентов.

Предвестники цитокинового шторма.

Леонид Марголис: Цитокиновый шторм это очень грозное осложнение, важно выявление его ранних предвестников, чтобы не доводить до стадии, когда необходимо серьезное медикаментозное лечение. В нашей лаборатории на протяжении многих лет изучаются цитокины и цитокиновое высвобождение следствием которого является непосредственно цитокиновый шторм.

Мы не можем не отдать должное цитокиновой сети. Мы знаем о многих цитокинах, об их способностях активировать и дезактивировать целые процессы. Мы изучали цитокиновый шторм в контексте ВИЧ-инфицированных больных и осложненной беременности. Многие цитокины взаимодействуют в первую очередь друг с другом, поэтому когда их изучат по отдельности могут быть отрицательно-положительные или отрицательно-отрицательные результаты.

При изучении преэклампсии и тяжелых родов изучались кривые цитокинового ряда, на которых отчетливо видно их взаимосвязь, а самое главное – все связи пересекались в центре (как круг). Я предлагаю выделить основные цитокины и посмотреть, может быть они и есть предвестники цитокинового шторма, чтобы начать более раннюю и адекватную лекарственную терапию.

Майкл Ледерман: Возможно, необходимо использовать таргентные схемы диагностики+лечения с определенными цитокинами. Что является предиктором - нужно изучать корреляцию между IL-6 и D-димером, ферритином, СРБ, исследовать также в плазме не только IL-6, но и IL-1, так как он более устойчивый. Это позволить более точно спрогнозировать начало цитокинового шторма.

Леонид Марголис: У нас есть мультиплекс анализов для измерения 33-36 цитокинов и небольшого количества 25 микролитров. Система действительно очень сложна, и должна быть изучена медицинскими информатиками, она может предоставить дополнительную информацию о ранних предвестниках цитокинового шторма.

Исследование предвестников цитокинового шторма.

Васильева Е.Ю.:

Мы планируем начать это испытание на базе больницы № 52 с Фоминой Д.Д. и Лысенко М.А. . Планируем запустить анализ панели на 41 цитокин, проводить исследования с первого дня госпитализации и вплоть до выписки участвующих пациентов.

О значении IL-1β

Цыганова Е.В.: Презентация

О значении IL-1β, который может принимать участие в синдроме цитокинового шторма

В патогенезе гриппа IL-1β связан с цитокиновым штормом, приводящим к тяжелым осложнениям и смерти. Также этот цитокин является медиатором воспаления легких и фиброза легких.

Здесь можно увидеть потенциальные показания для блокаторов интерлейкина-1.

Майкл Ледерман: я вижу список ингибиторов, из которых Анакинра является хорошим ингибитором IL-1, есть также Канакинумаб, который имеет более длительный период полувыделения. Оба из них являются моноклональными препаратами, которые блокируют фактически IL. Силтуксимаб является блокатором IL-6. Тоцилизумаб является блокатором рецепторов ИЛ-6. Сарилумаб - это тоже блокатор рецепторов. И Кевзара – это Сарилумаб.

Юрген Рокштро: Если говорить о лечении гиперцитокинемии ("цитокиновый шторм") - может начаться взаимодействие на различных уровнях цитокиновых путей. Эти препараты, потенциально были бы в определенной степени перспективны. Может одной из групп в исследовании давать какой-то из этих препаратов чтобы сравнить с Тоцилизумабом. Все из перечисленных препаратов выглядят многообещающе в отношении лечения гиперцитокинемии.

Майкл Ледерман: Раз уж мы не знаем, что здесь выступает движущим фактором и регулятором. Здесь перечислены на самом деле очень хорошие схемы. И при таком раскладе каждый получает что-то, и, по крайней мере, вы будете знать, какая из двух стратегий, которые вы сравниваете, более ценна.

Юрген Рокштро: Моя идея заключается в том, что вы дадите Тоцилизумаб в качестве золотого стандарта ( у вас уже есть отчеты о случаях, которые показывают улучшения ). А в контрольной группе применяется другой препарат .

Майкл Ледерман: мульти-панельные выделения цитокинов в жидкостях, таких как плазма, а также влияние на иммунные клетки, моноциты, T-клетки, натуральных киллеров, возможно, другие будут очень ценными.

Майкл Ледерман: Мне нравится, предложение взять два разных препарата, сравнивать Тоцилизумаб с одним из них, потому что можно получить гораздо больше от клинического исследования.

Майкл Ледерман: мне нравится подход, когда всё делается сразу, потому что мы находимся в чрезвычайной ситуации.

Предложение взять два разных препарата, сравнивать Тоцилизумаб с одним из них, потому что таким образом вы получите гораздо больше от клинического исследования.

Фомина Д.С.: У меня есть некоторые опасения по поводу пациентов с сопутствующими заболеваниями.

Майкл Ледерман: Вы предлагаете исключить людей с определенными сопутствующими заболеваниями.

Фомина Д.С.: Нет, я думаю, что, если мы включим пациентов с определенными сопутствующими заболеваниями, в которые также вовлечены цитокины, которые мы обсуждаем, мы не раскроем истинную картину, которая имеет место быть при COVID. Это тогда уже будет некая комбинация.

Майкл Ледерман: Я думаю, что это справедливые замечание и опасения. Но я считаю, что величина воздействия, таких как сахарный диабет на цитокины, в которых мы заинтересованы довольно скромные, в сравнение со степенью влияния у больных с COVID.

Юрген Рокштро: Позвольте мне добавить, в настоящее время здесь есть преимущество, что большинство препаратов, которые есть в вашем списке, все лекарства уже лицензированы, и у нас есть огромный опыт применения при других заболеваниях.

К счастью, мы уже имеем огромный опыт назначения (в том числе в сочетании) тех препаратов, которые Вы перечислили. Все это, безусловно, большой плюс для нас.

Материал подготовлен при содействии
Международного учебно-методического центра
Медицинского института Российского университета дружбы народов

COVID-19 пришел в Северную столицу . Тем временем эксперты советуют выдохнуть и предпринять элементарные меры предосторожности.


Александр Егоров, депутат Законодательного собрания Петербурга:


«Давайте вспомним: когда из Азии пришел птичий грипп, люди тоже паниковали. Население перемещается, инфекция распространяется, это типично. От гриппа ежегодно умирает 600 тыс. человек в мире. Да, процент смертности от COVID-19 несколько выше, но не настолько, чтобы умирали все поголовно. Погибают ослабленные и нездоровые люди, другие же выздоравливают. Так что мы уделяем коронавирусу слишком много внимания.

В городе отменили Петербургский экономический форум, который мог пройти в июне. На мой взгляд, это преждевременно и мы уже где-то к концу апреля начнем забывать о заболевании. В Китае и Южной Корее эпидемия идет на спад. В Италии, как я понимаю, также уже пик достигнут.

В России на инфекцию реагировали неправильно. Например, сертифицированные тест-системы на коронавирус отправляли в Новосибирск, там исследовали анализы пациентов со всей страны. В итоге в Боткинской больнице возник скандал, что результаты долго не объявляют. Только потом, спустя 2-3 недели, эти тесты получил Петербург. Почему сразу так нельзя было сделать? Здесь Роспотребнадзор вел себя неверно.

Лидия Сопрун, эпидемиолог, ассистент кафедры организации здравоохранения и медицинского права СПбГУ:


«Страха быть не должно. Новый коронавирус — это ОРВИ. Паника возникает потому, что с COVID-19 до сегодняшнего дня не сталкивались. Мы его только изучаем, отсюда и недопонимание. Тем более сейчас все болеют, эпидемический подъем, в частности гриппа. Люди и от него ежегодно умирают, хотя есть вакцина.

Любые ОРВИ приводят к летальным исходам, если у человека есть сложная соматическая патология — например, атеросклероз, гипертония, сахарный диабет, эндокринные заболевания. Даже простуда ускоряет их развитие.

Любая вирусная инфекция подчиняется законам эпидемического процесса. Коронавирус не исключение. Есть рост заболеваемости, затем процесс стабилизируется, а потом происходит спад. Его мы ожидаем в ближайшее время из-за теплого периода.

Избежать заражения помогут типичные рекомендации. Во-первых, правильно носите маску: не более двух-трех часов, с плотным прилеганием ко рту и носу. Можно использовать респираторы, при этом фильтры подлежат замене.

Второй момент — соблюдение правил личной гигиены. Мойте руки с мылом, желательно жидким. На твердом остаются микроорганизмы. Если же им пользоваться, то делите на индивидуальные порции, каждый кусочек используйте одноразово. В местах большого скопления людей поможет спиртосодержащий кожный антисептик. Не забывайте, что трогать глаза и нос руками нельзя.

Борис Вишневский, депутат Законодательного собрания Петербурга:


«Мне кажется, у городских служб есть две обязанности. Одна из них чисто профессиональная — бороться с угрозой коронавируса. У нас достаточно специалистов в этой области.

Вторая обязанность — разъяснительная. Вводятся не очень приятные меры, например, карантин. У жителей возникает ощущение, что от них что-то скрывают, что-то делается необоснованно, нарушаются права человека. Недовольство возникает тогда, когда молчат и просто ставят перед фактом: начальство приказало — так и будет.

Но если людям объяснить, они согласятся терпеть определенные неудобства. И эта задача так же важна, как борьба с самим вирусом. В Петербурге этого не было сделано.

  • История кафедры
  • Учебно-методическая деятельность
  • Научная деятельность
  • Клинические базы
  • Лечебная деятельность
  • Воспитательная работа
  • Материально-техническая база
  • Достижения кафедры
  • Сотрудники кафедры


Адрес: г. Уфа, ул. Лесной проезд, 3

Учебные аудитории расположены на 2-м этаже патологоанатомического корпуса

История кафедры патологической анатомии имени проф. В.А. Жухина

Кафедра патологической анатомии Башкирского медицинского института приняла первых студентов осенью 1934 года. Организатором и первым заведующим кафедрой (1934-1937гг) был профессор Захар Иосифович Моргенштерн (годы жизни 1896-1947, ассистент кафедры судебной медицины I МГУ, директор НИИ судебной медицины НКЗ РСФСР, с 1937 заведующий кафедрой патологической анатомии и судебной медицины Днепропетровского медицинского института, участник ВОВ).



Захар Иосифович Моргенштерн (1934-1937 гг.)

В последующие годы кафедру патологической анатомии временно возглавляли доценты Николай Иванович Чурбанов (1937-1938 гг, годы жизни 1887-1948, участник Первой мировой и Гражданской войн, заведующий кафедрой гистологии БМИ (1934-1948гг), заведующий кафедрой гистологии БСХИ (1943-1948гг.)



и Леонид Николаевич Попов (1938-1940гг, годы жизни 1896-1964, участник Гражданской войны и ВОВ, заведующий КПА Чкаловского медицинского института (1946-1957гг., Оренбург), Калининского медицинского института (1957-1964гг., г.Тверь).



Леонид Николаевич Попов (1938-1940гг)

В эти годы (1934-1939гг) на кафедре была налажена учебно-методическая работа, изучались амилоидоз внутренних органов, патология эндокринной системы и желудочно-кишечного тракта. В первые годы на кафедре защищена одна докторская диссертация (З.И. Моргенштерн) и две кандидатские (Н.И. Чурбанов, Л.Н.Попов). Преподавательский состав был представлен основными специалистами – В.Н. Бутиковой и А.А. Феофановой. Наше подразделение располагалось сначала на втором этаже двухэтажного корпуса дома № 10 по улице Октябрьской революции, затем переехала в учебный корпус Башкирского медицинского института по улице Фрунзе, 47 (ныне - улица Заки Валиди). В первые же годы был создан музей макропрепаратов, организованы собственные гистологическая и фотолаборатории, прозекторская, функционировал студенческий научный кружок. Сотрудниками кафедры велась активная практическая работа совместно с органами здравоохранения, когда клинической базой служило патологоанатомическое отделение республиканской клинической больницы.

В 1940 году на должность заведующего кафедрой патологической анатомии был избран Виктор Александрович Жухин (годы жизни 1902-1965, заведующий кафедрой гистологии и патологической анатомии Туркменского медицинского института (1938-1939гг, г.Ашхабад)).



Жухин Виктор Александрович (1939-1965 гг)

С 1965 по 1976 гг. кафедру возглавлял талантливый ученик В.А. Жухина профессор Тимерхан Салимьянович Сунаргулов (годы жизни 1931-1976).



Тимерхан Салимьянович Сунаргулов (1965-1976 гг)

Под его руководством учебно-методическая, научно-исследовательская и клиническая работа кафедры была продолжена в лучших традициях, заложенных его учителем. В этот период на кафедре патологической анатомии защищено 5 докторских (Т.С.Сунаргулов, А.Г.Габбасов, Н.П.Ников, А.Ф.Валиахметов, А.Х.Гиниятуллина) и 13 кандидатских диссертаций. Коллектив пополнился ассистентами А.А.Гизатуллиной (1965-2008гг.), З.И.Дашкиной (1965-1985), Р.М.Губайдуллиным (1966-2007), Р.А. Бадамшиным (1967-2000гг.), Г.Я. Наседкиным (1970-2003гг.) В.Г.Гилевым (1971-2005г.), С.Е. Гайсинской (1971-1990гг.), В.В.Пушкаревым (1972-1976). Сотрудники кафедры оказывали консультативную помощь при выполнении морфологических разделов научно-исследовательских работ в других подразделениях Башкирского медицинского института, НИИ профессиональных заболеваний, НИИ глазных болезней и других учреждений, помогали практическим врачам. В связи с открытием Централизованного патологоанатомического отделения в ГКБ №8 (ныне ГКБ №13, заведующий Видиккер Э.Д., Евдокимов Е.В.) при активном участии сотрудников кафедры патологической анатомии была открыта и работала (1973-1984гг.) дополнительная клиническая база для студентов педиатрического факультета.

Заведующим кафедрой с 1976 по 1988 гг. был профессор Ансар Фазлыахметович Валиахметов (годы жизни 1922-2007).



Ансар Фазлыахметович Валиахметов (1976-1988 гг)

Кафедра патологической анатомии продолжала научные изыскания в рамках заданной тематики. Ежегодно на кафедре обучались более 500 студентов, выделился отдельная дисциплина - секционный курс. В 1984 году кафедра патологической анатомии переехала в специально построенный корпус Централизованного патологоанатомического отделения на базе новой ГКБ №21 (заведующие Наседкин Г.Я., Гилев В.Г., Щекин С.В.). Благодаря этому, студенты получили возможность изучать предмет непосредственно в аутопсийном зале и закреплять полученные теоретические знания на практике. В коллектив были приняты молодые специалисты Г.Р. Валеева (1982г.), Л.Ш. Сафинова (1984г.), В.В. Попучиев (1986-1995гг.), И.М. Салахов (1986-1994гг.), Л.Н. Малышева (1988-1997гг.). В этом период открыта лаборатория гистохимии (1986г.), на базе которой выполнены ряд научных исследований.

С 1988 по 2000 год КПА заведовал доцент Владимир Гурьянович Гилёв (годы жизни 1937-2017 гг.), ученик профессора В.А. Жухина.



Гилёв Владимир Гурьянович (1988-2000 гг)

В эти годы, помимо профессиональной патологии, большое внимание уделялось анализу смертности населения, программе по изучению эпидемиологии ишемической болезни сердца и атеросклероза. При этом совершенствовался учебный процесс, внедрялись новые формы и методы обучения студентов, продолжались научные изыскания и помощь практическому здравоохранению. На работу приняты Р.Р. Хасанов (1999г.), Э.З. Хурматова (1999-2002гг.).

В 2000 году кафедру патологической анатомии возглавил профессор Тагир Исламнурович Мустафин.



Мустафин Тагир Исламнурович (с 2000 г)

Основными научными направлениями кафедры становятся изучение патоморфологии гнойно-воспалительных процессов органов брюшной полости и легких, диабетической стопы, сепсиса, ревматических пороков сердца, совершенствование патологоанатомических исследований с применением малотравматичной технологии. В преподавательские ряды влились А.С. Ахметзянов (2001-2008гг.), А.М. Шумкин (2001-2003гг.), А.К. Имаева (2001г.), С.В. Щекин (2001-2005гг.), Г.Д. Дивеева и Д.С. Куклин (2002г.), И.А. Шарифгалиев (2004г.), А.В. Двинских (2005г.), А.М. Латыпова (2005-2008гг.), Э.Х. Гаптракипов (2008-2011гг.), Р.Р. Кудояров (2010г.), В.Н. Ткаченко (2012-2013гг.), Н.В. Александрова (2013г.), В.С. Щекин (2015 г.), Я.И. Баязитов (2015 г.), Е.С Аширкаева (2016 г.), Е.С. Чернышева (2016 г.)



Кафедра патологической анатомии 2016 г

Значительные сдвиги произошли и в организации учебно-методической работы. Для осуществления повседневной учебной работы на кафедре созданы необходимые условия, при этом имеются 7 учебных комнат, лекционная аудитория, музей макропрепаратов, аутопсийный и биопсийный залы. Ежегодно сотрудниками кафедры патологической анатомии читается более 150 лекций на 5 факультетах с применением мультимедийных технологий, проводится более 10 000 часов практических занятий. В практическую работу внедрены утренние учебно-практические конференции, регулярно обновляется и совершенствуется демонстрационный материал, наборы тематических макро- и микропрепаратов, организован компьютерный класс. Разработаны многочисленные тестовые задания, совершенствуются ситуационные задачи, экзаменационные билеты, позволяющие объективно оценивать уровень освоения предмета студентами. Полностью обновлены учебно-методические комплексы по всем учебным дисциплинам преподаваемым на кафедре для студентов всех факультетов, изданы новые учебно-методические пособия, в том числе с грифом УМО РФ. Преподаватели кафедры патологической анатомии регулярно повышают свою квалификацию на базе ведущих медицинских ВУЗов страны.

Кафедра патологической анатомии с 2007 года имеет лицензию подготовку специалистов через аспирантуру и осуществление последипломной подготовки специалистов-патологоанатомов (интернатура, ординатура, профессиональная переподготовка, повышение квалификации). В период с 2007 по 2014 гг. подготовлено 17 врачей-патологоанатомов через интернатуру, которые пополнили ряды врачей патологоанатомической службы РБ.

За все годы работы кафедра патологической анатомии активными помощниками преподавателям были лаборанты. Помимо технического и хозяйственного обеспечения они активно участвуют в изготовлении макро- и микропрепаратов. В различные годы лаборантами работали А.В.Дубкова, К.А.Микрюкова, И.М.Шабашкина, Г.Чиркова, Е.Кашкарцева, В.Мануилова, С.Сираева, Ф.Р.Валиуллина, С.А.Побережникова, С.Булгакова, Ю.А.Петрова, С.Салахова, Г.Нургалеева, М.Гофман, Л.Г.Галина, Р.М.Губайдуллина, А.Г. Турушова, Латыпова Р.М. В течение многих лет на кафедре трудятся лаборанты Н.У.Ягудина, М.М.Коган, А.Р. Давлетова, В.Г. Идиятова. Старшими лаборантами были Т.В.Спасская, Т.И.Байкова, Г.А.Еремеева, Р.Д. Шарапова.

На протяжении всех лет сотрудники кафедры занимаются клинической морфологией, осуществляя успешную совместную деятельность с органами здравоохранения. Практическая работа осуществляется в ежедневном режиме и составляет по итогам года 8-10% объема деятельности патологоанатомического отделения (клинико-анатомические конференции, прижизненная морфологическая диагностика и аутопсии, консультативная работа).

Преподавание на кафедре патологической анатомии осуществляется по дисциплинам:

-Патологическая анатомия, клиническая патологическая анатомия по специальностям лечебное дело, педиатрия;

-Патологическая анатомия – патологическая анатомия головы и шеи по специальности стоматология;

-Патологическая анатомия, секционный курс по специальности медико-профилактическое дело;

Послевузовское профессиональное образование осуществляется по специальности патологическая анатомия в интернатуре и ординатуре.

Чтение лекций, ведение практических занятий на кафедре осуществляется с применением современных технологий в образовательном процессе: мультимедийное сопровождение, текущий контроль знаний обучающихся с использованием компьютерных тестовых программ. Активно применяется интерактивные технологии педагогической деятельности.

В обучении студентов компетентностный подход реализуется путем формирования у студентов навыков самостоятельной морфологической диагностики общепатологических процессов и органной патологии. Для этого учебный процесс на кафедре оснащен микроскопами, наборами микропрепаратов. Работает музей макропрепаратов в котором собраны и динамично обновляются макропрепараты по всем разделам патологической анатомии. Большую роль в демонстрации студентам гистологической техники, обновления наборов учебных микроперапартов играет гистологическая лаборатория кафедры.

Для повышения наглядности преподаваемых дисциплин активно используются возможности патологоанатомического отделения, на базе которого расположена кафедра: студенты посещают аутопсийный зал, вырезки операционного и биопсийного материалов.

В помощь студентам на кафедре подготовлены и изданы учебные и учебно-методические пособия:

Преподаваемые дисциплины по всем специальностям обеспечены учебно-методическими комплексами. Учебно-методические комплексы включают:

- Федеральный государственный образовательный стандарт ВПО;

- Квалификационную характеристику специалиста

- Основную образовательную программу (ООП) специалиста;

- рабочую программу дисциплины;

- аннотацию лекционного курса (методические разработки лекций);

- методические рекомендации для преподавателей;

- методические указания для студентов к практическим занятиям;

- методические указания для студентов к самостоятельной аудиторной работе;

- методические указания для студентов к самостоятельной внеаудиторной работе;

- комплект тестов по дисциплине к I этапу экзамена;

- фонд вопросов ко II этапу экзамена;

- фонд вопросов к III этапу экзамена

- комплект экзаменационных билетов;

- критерии балльно-рейтинговой оценки знаний и умений студентов по основной дисциплине

- таблицу обеспеченности дисциплины учебной литературой.

Все элементы учебно-методических комплексов представлены на учебном портале БГМУ

Преподавание на кафедре патологической анатомии осуществляется по дисциплинам:

- Патологическая анатомия, клиническая патологическая анатомия по специальностям лечебное дело, педиатрия;

- Патологическая анатомия – патологическая анатомия головы и шеи по специальности стоматология;

- Патологическая анатомия, секционный курс по специальности медико-профилактическое дело;

Послевузовское профессиональное образование осуществляется по специальности патологическая анатомия в интернатуре и ординатуре.

Чтение лекций, ведение практических занятий на кафедре осуществляется с применением современных технологий в образовательном процессе: мультимедийное сопровождение, текущий контроль знаний обучающихся с использованием компьютерных тестовых программ. Активно применяется интерактивные технологии педагогической деятельности.

В обучении студентов компетентностный подход реализуется путем формирования у студентов навыков самостоятельной морфологической диагностики общепатологических процессов и органной патологии. Для этого учебный процесс на кафедре оснащен микроскопами, наборами микропрепаратов. Работает музей макропрепаратов в котором собраны и динамично обновляются макропрепараты по всем разделам патологической анатомии. Большую роль в демонстрации студентам гистологической техники, обновления наборов учебных микроперапартов играет гистологическая лаборатория кафедры.

Для повышения наглядности преподаваемых дисциплин активно используются возможности патологоанатомического отделения, на базе которого расположена кафедра: студенты посещают аутопсийный зал, вырезки операционного и биопсийного материалов.

В помощь студентам на кафедре подготовлены и изданы учебные и учебно-методические пособия:

Преподавание дисциплин на кафедре патологической анатомии ведется на русском языке, а также с применением языка-посредника (английский).

Преподаваемые дисциплины по всем специальностям обеспечены учебно-методическими материалами. Все элементы учебно-методические материалы представлены на учебном портале БГМУ.

Научная работа кафедры патологической анатомии

Научными направлениями кафедры являются патоморфология гнойно-воспалительных процессов органов брюшной полости, забрюшинного пространства и легких, диабетической стопы, сепсиса, ревматических пороков сердца, совершенствование патологоанатомических исследований с применением малотравматичной технологии.

На кафедре патологической анатомии функционирует студенческий научный кружок. Руководят его работой с 2016 ассистенты Александрова Н.В. и Кудояров Р.Р.

Клиническая работа кафедры патологической анатомии

Преподаватели кафедры осуществляют клиническую работу (эквивалент лечебной работы других клинических кафедр) по специальности патологическая анатомия в рамках прижизненной и посмертной диагностики на базе Централизованного патологоанатомического отделения ГБУЗ РБ ГКБ №21.

Ежемесячно преподаватели кафедры выполняют по 2-3 аутопсии, участвуют в работе клинико-патологоанатомических конференций, выполняют вырезку операционного, биопсийного материалов и последов, дают патогистологическое заключение в рамках прижизненной морфологической диагностики в объеме 100-120 единиц.

Учитывая специфику этого раздела работы на кафедре разработано и внедрено Положение о клинической работе.

Преподаватели кафедры совместно с практикующими врачами выполняют научные исследования. За 2009-2013 год совместно с ними опубликовано более 40 статей в медицинских журналах и сборниках научных трудов.

Профессор кафедры патологической анатомии Мустафин Т.И. является председателем регионального отделения Российского общества патологоанатомов по РБ.

Преподаватели кафедры осуществляют клиническую работу (эквивалент лечебной работы других клинических кафедр) по специальности патологическая анатомия в рамках прижизненной и посмертной диагностики на базе Централизованного патологоанатомического отделения ГБУЗ РБ ГКБ №21.

Ежемесячно преподаватели кафедры выполняют по 2-3 аутопсии, участвуют в работе клинико-патологоанатомических конференций, выполняют вырезку операционного, биопсийного материалов и последов, дают патогистологическое заключение в рамках прижизненной морфологической диагностики в объеме 100-120 единиц.

Учитывая специфику этого раздела работы на кафедре разработано и внедрено Положение о клинической работе.

Преподаватели кафедры совместно с практикующими врачами выполняют научные исследования. За 2009-2013 год совместно с ними опубликовано более 40 статей в медицинских журналах и сборниках научных трудов.

Профессор кафедры патологической анатомии Мустафин Т.И. является председателем регионального отделения Российского общества патологоанатомов по РБ.

Воспитательная работа кафедры патологической анатомии

Среди студентов сотрудниками кафедры проводится воспитательная работа в форме инструктажа и беседы в учебных группах, общежитиях по следующим направлениям:

- Соблюдение трудовой и учебной дисциплины;

- Соблюдение техники безопасности при нахождении на кафедре и отделении патологической анатомии;

- Соблюдение пожарной безопасности;

- Влияние окружающей среды на здоровье человека;

- Профилактика вредных привычек;

- Пропаганда здорового образа жизни.

Материально-техническая база кафедры патологической анатомии

Клиническая база кафедры: Государственное бюджетное учреждение здравоохранения республики Башкотростан, Централизованное патологоанатомическое отделение;

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции