Официальные заявления узбекистана о коронавирусе

Рекомендации ВОЗ для населения

Мифы и ложные представления

В каких случаях следует носить маску

Сходства и различия возбудителей COVID‑19 и гриппа

Вопросы и ответы

Меры для охраны здоровья медработников

Часто задаваемые вопросы

Следите за новейшей информацией о вспышке COVID-19, которую можно найти на веб-сайте ВОЗ, а также получить от органов общественного здравоохранения вашей страны и населенного пункта. Наибольшее число случаев COVID-19 по-прежнему выявлено в Китае, тогда как в других странах отмечаются вспышки локального характера. В большинстве случаев заболевание характеризуется легким течением и заканчивается выздоровлением, хотя встречаются осложнения. Защитить свое здоровье и здоровье окружающих можно, соблюдая следующие правила:

Регулярно обрабатывайте руки спиртосодержащим средством или мойте их с мылом.

Зачем это нужно? Если на поверхности рук присутствует вирус, то обработка рук спиртосодержащим средством или мытье их с мылом убьет его.

Держитесь от людей на расстоянии как минимум 1 метра, особенно если у них кашель, насморк и повышенная температура.

Зачем это нужно? Кашляя или чихая, человек, болеющий респираторной инфекцией, такой как 2019-nCoV, распространяет вокруг себя мельчайшие капли, содержащие вирус. Если вы находитесь слишком близко к такому человеку, то можете заразиться вирусом при вдыхании воздуха.

Зачем это нужно? Руки касаются многих поверхностей, на которых может присутствовать вирус. Прикасаясь содержащими инфекцию руками к глазам, носу или рту, можно перенести вирус с кожи рук в организм.

При кашле и чихании прикрывайте рот и нос салфеткой или сгибом локтя; сразу выкидывайте салфетку в контейнер для мусора с крышкой и обрабатывайте руки спиртосодержащим антисептиком или мойте их водой с мылом.

Зачем это нужно? Прикрывание рта и носа при кашле и чихании позволяет предотвратить распространение вирусов и других болезнетворных микроорганизмов. Если при кашле или чихании прикрывать нос и рот рукой, микробы могут попасть на ваши руки, а затем на предметы или людей, к которым вы прикасаетесь.

Если вы посещали районы Китая, где регистрируется 2019-nCoV, или тесно общались с кем-то, у кого после поездки из Китая наблюдаются симптомы респираторного заболевания, сообщите об этом медицинскому работнику.

Зачем это нужно? Повышение температуры, кашель и затруднение дыхания требуют незамедлительного обращения за медицинской помощью, поскольку могут быть вызваны респираторной инфекцией или другим серьезным заболеванием. Симптомы поражения органов дыхания в сочетании с повышением температуры могут иметь самые различные причины, среди которых в зависимости от совершенных пациентом поездок и его контактов может быть 2019-nCoV.

Следите за новейшей информацией о COVID-19. Выполняйте рекомендации специалистов, центральных и местных органов общественного здравоохранения, а также организации, в которой вы работаете, по защите себя и окружающих от COVID-19.

Зачем это нужно? У центральных и местных органов здравоохранения имеется самая актуальная информация о динамике заболеваемости COVID-19 в вашем районе. Они могут выдать наиболее подходящие рекомендации о мерах индивидуальной защиты для жителей вашего района.

Меры индивидуальной защиты для тех, кто недавно (в последние 14 дней) посещал районы распространения COVID-19

  • Следуйте рекомендациям, представленным выше.
  • Если вы почувствовали себя плохо, оставайтесь дома до выздоровления, даже если у вас легкие симптомы заболевания, например, головная боль или небольшой насморк. Зачем это нужно? Воздерживаясь от контакта с окружающими и не посещая лечебные учреждения, вы помогаете этим учреждениям работать эффективнее и защищаете себя и окружающих от возможного заражения COVID-19 или другими вирусными инфекциями.
  • Если у вас повышенная температура тела, кашель и затруднение дыхания, не откладывайте обращение за медицинской помощью, так как эти симптомы могут быть вызваны респираторной инфекцией или другим серьезным заболеванием. Сначала позвоните в медицинское учреждение и сообщите обо всех последних поездках или контактах с путешествующими людьми. Зачем это нужно? Обращение за медицинской помощью по телефону позволит специалистам оперативно направить вас в подходящее лечебное учреждение. Кроме того, это поможет избежать возможного распространения COVID-19 и других вирусных инфекций.

Задайте вопрос ВОЗ

Вопрос: Учитывая новый коронавирус, нужно ли воздерживаться от рукопожатий?

Ответ: Да. Вирусы, вызывающие респираторные заболевания, могут передаваться при рукопожатии и прикосновении к глазам, носу и рту. В знак приветствия машите рукой, делайте кивок или поклон.

Вопрос: Каким образом следует приветствовать людей, не рискуя при этом заразиться новым коронавирусом?

Ответ: Способ приветствия, исключающий физический контакт, является самым безопасным с точки зрения профилактики COVID 19. Когда вы машете рукой, делаете кивок или поклон, вы приветствуете людей безопасным способом.

Вопрос: Эффективно ли ношение резиновых перчаток в общественных местах в качестве меры профилактики новой коронавирусной инфекции?

Ответ: Нет. Вы в большей степени защищены от COVID 19, когда не пользуетесь резиновыми перчатками, но моете руки, чем когда носите перчатки. Возбудитель коронавирусной инфекции COVID 19 может загрязнить резиновые перчатки. Прикасаясь после этого к лицу, вы перенесете вирус с поверхности перчаток на лицо и подвергнете себя риску заражения.

Последние данные о коронавирусе в Узбекистане

  • Заразилось 1627
  • Умерло 5
  • Выздоровело 261
  • В тяжелом состоянии 8
  • Болеют сейчас 1361
  • Протестировано 136 000
  • Летальность 0.31% около 3 чел. на 1000 заболевших

В Узбекистане находится 0.07% (1627 человек) от всех протестированных заболевших коронавирусом в мире. Из них 8 человек в тяжелом или критическом состоянии, 5 умерло, 261 выздоровел, а всего болеющих по последней информации 1361 человек

По данным 21 апреля 2020 года, всего в мире заразились 2 482 044 человека, выздоровело 652 150, умерло 170 456, болеющих 1 659 438

Сколько заболевших коронавирусом в Узбекистане

График показывает статистику заболевших коронавирусом в регионе, можно проследить за ежедневными изменениями, в том числе по летальным исходам и выздоровлениям. Помните, что некоторые страны предоставляют данные за вчерашний день, то есть график будет показывать не заболевших в этот день, а за предыдущий. Жёлтая линия показывает текущих больных в Узбекистане, это важный параметр, чтобы определить идёт ли болезнь на убыль или наоборот в рост.

Карта распространения коронавируса в Узбекистане и мире в реальном времени

На данный момент летальность во всём мире составляет 6.87%. При этом большая часть это пожилые и люди имеющие хронические заболевания. Именно их призывают оградить от болезни в первую очередь, но чтобы это сделать, все остальные люди так же не должны быть переносчиками и относится к своему здоровью с большой ответственностью.

Сколько человек заразилось, выздоровело и умерло в Узбекистане от коронавируса по дням

В данном графике можно проследить за изменениями по дням. Показываются значения, либо произошедшие в это день, либо присланные в это день за предыдущий. Более подробные числа можно посмотреть в таблице ниже.

Статистика в таблице по зараженным на территории Узбекистана по дням

В данной таблице показана динамика активных заражений, спад и убыль по дням. Нужно учитывать, что цифры указанные по дням, не всегда означают произошедшее именно в этот день, это лишь показывает подтвержденные значения в эту дату, а само событие могло быть вчера или даже ранее. В столбиках указано общее количество случев с момента ведения статистики, плюс изменения с прошлыми данными.

Дата Зараженных Умерших Выздоровевших Осталось зараженных Проведеных тестов
21 апр 2020 1627 5 261 — 1361 136 000
20 апр 2020 1627 +62 +4% 5 261 +36 +16% ▲ 1361 +26 136 000
19 апр 2020 1565 +75 +5% 5 225 +31 +16% ▲ 1335 +44 136 000
18 апр 2020 1490 +85 +6% 5 +1 +25% 194 +38 +24% ▲ 1291 +46 136 000
17 апр 2020 1405 +56 +4% 4 156 +27 +21% ▲ 1245 +29 136 000 +36000
16 апр 2020 1349 +47 +4% 4 129 +22 +21% ▲ 1216 +25 100 000 +30000
15 апр 2020 1302 +137 +12% 4 107 +8 +8% ▲ 1191 +129 70 000
14 апр 2020 1165 +167 +17% 4 99 +14 +16% ▲ 1062 +153 70 000
13 апр 2020 998 +133 +15% 4 85 +19 +29% ▲ 909 +114 70 000
12 апр 2020 865 +98 +13% 4 66 +24 +57% ▲ 795 +74 70 000
11 апр 2020 767 +143 +23% 4 +1 +33% 42 ▲ 721 +142 70 000
10 апр 2020 624 +42 +7% 3 42 +4 +11% ▲ 579 +38 70 000
9 апр 2020 582 +37 +7% 3 38 +8 +27% ▲ 541 +29 70 000 +70000
8 апр 2020 545 +25 +5% 3 +1 +50% 30 ▲ 512 +24
7 апр 2020 520 +63 +14% 2 30 ▲ 488 +63
6 апр 2020 457 +115 +34% 2 30 ▲ 425 +115
5 апр 2020 342 +76 +29% 2 30 +5 +20% ▲ 310 +71
4 апр 2020 266 +39 +17% 2 25 ▲ 239 +39
3 апр 2020 227 +22 +11% 2 25 ▲ 200 +22
2 апр 2020 205 +24 +13% 2 25 +13 +108% ▲ 178 +11
1 апр 2020 181 +9 +5% 2 12 +5 +71% ▲ 167 +4
31 мар 2020 172 +23 +15% 2 7 ▲ 163 +23
30 мар 2020 149 +5 +3% 2 7 ▲ 140 +5
29 мар 2020 144 +40 +38% 2 7 +2 +40% ▲ 135 +38
28 мар 2020 104 +16 +18% 2 +1 +100% 5 ▲ 97 +15
27 мар 2020 88 +13 +17% 1 +1 5 +5 ▲ 82 +7
26 мар 2020 75 +15 +25% 0 0 ▲ 75 +15
25 мар 2020 60 +10 +20% 0 0 ▲ 60 +10
24 мар 2020 50 +4 +9% 0 0 ▲ 50 +4
23 мар 2020 46 +3 +7% 0 0 ▲ 46 +3
21 мар 2020 43 +10 +30% 0 0 ▲ 43 +10
20 мар 2020 33 +10 +43% 0 0 ▲ 33 +10
19 мар 2020 23 +8 +53% 0 0 ▲ 23 +8
18 мар 2020 15 +5 +50% 0 0 ▲ 15 +5
17 мар 2020 10 +4 +67% 0 0 ▲ 10 +4
16 мар 2020 6 +5 +500% 0 0 ▲ 6 +5
15 мар 2020 1 +1 0 0 ▲ 1 +1
22 янв 2020 0 0 0 — 0

* "0" или "—", могут означать, что данных нет

Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы


К.и.н., руководитель аналитической группы Центра изучения Центральной Азии и Кавказа Института Востоковедения РАН, эксперт РСМД

Узбекистан, занимая ключевое геостратегическое положение в центре Евразии, во многом определяет характер межрегиональных отношений в Центральной Азии. В 2016 г., после транзита власти республика стремительно перестроилась с закрытой и даже изоляционной внешнеполитической модели на проактивную, что сразу же принесло свои результаты. С одной стороны, резко улучшилась атмосфера регионального диалога и характер сотрудничества между центральноазиатскими странами. С другой, Узбекистан за счет углубления внешних связей с внерегиональными крупными игроками заметно увеличил приток инвестиций и активизировал внешнюю торговлю.

Если на первом этапе перестройки внешней политики Узбекистана могло возникнуть впечатление, что Ташкент склоняется к более близким стратегическим отношениям с Москвой, то сегодня можно говорить о том, что Узбекистан ищет для своей внешней политики такой формат, который позволял бы развивать тесные политические и экономические контакты со всеми мировыми центрами силы. Ключевым драйвером внешней политики Республики представляется прагматизм, поиск выгодных и взаимовыгодных проектов с внешними игроками. Ташкент готов развивать сотрудничество со всеми, с кем взаимодействие принесет инвестиции, взаимовыгодные проекты. Узбекское руководство старается проводить свою внешнюю политику максимально корректно, чтобы не испортить отношения и никого не испугать своим проактивным курсом. Так, глядя на формирование центральноазиатского диалога, можно заметить, как Ташкент (как главный вдохновитель процесса) всячески избегает любой институционализации, чтобы не создавать дублирующий функционал с уже существующими интеграционными объединениями (как СНГ и ЕАЭС) и почву для конкуренции и конфликтов.

Вместе с тем можно выделить и риски для внешней политики республики. Во-первых, речь идет о политике многовекторности и попытке дружить одинаково тесно со всеми в условиях глобальной турбулентности, что в перспективе может поставить вопрос о геополитическом выборе, более близком политическом и экономическом сотрудничестве с одной из ведущих мировых держав. Для узбекской политики сегодня характерно отсутствие какой-либо идеологии, если прагматизм не рассматривать в качестве таковой. Существует риск замедления динамики торговли и сотрудничества. Для поддержания кратного роста торговли и инвестиций нужно будет проводить более глубинные изменения, идти на стратегические решения на международной арене. Еще один серьезный риск — проактивность Узбекистана, которая уже сегодня вызывает опасения Таджикистана и Киргизии и страх обострения конкуренции в соседнем Казахстане. В перспективе экономический рост и амбиции Узбекистана могут стать источником конфликтов и торговых войн в регионе.

Узбекистан, занимая ключевое геостратегическое положение в центре Евразии, во многом определяет характер межрегиональных отношений в Центральной Азии. В 2016 г., после транзита власти республика стремительно перестроилась с закрытой и даже изоляционной внешнеполитической модели на проактивную, что сразу же принесло свои результаты. С одной стороны, резко улучшилась атмосфера регионального диалога и характер сотрудничества между центральноазиатскими странами. С другой, Узбекистан за счет углубления внешних связей с внерегиональными крупными игроками заметно увеличил приток инвестиций и активизировал внешнюю торговлю.

Первый транзит и его итоги


Точкой отчета для формирования внешней политики Узбекистана на современном этапе является 2016 г. В конце августа Ташкент наполнили слухи о тяжелой болезни первого и единственного президента республики Ислама Каримова. 2 сентября официально было объявлено о его смерти. Республика впервые в своей истории вcтупила в этап транзита власти. Главным кандидатом от партии власти стал многолетний премьер-министр Узбекистана Шавкат Мирзиёев. Примечательно, что уже во время своего первого официального выступления в качестве и.о. президента в сентябре 2016 г. он заявил о смене внешнеполитической модели. Самым же ярким моментом его речи стало обозначение в качестве главного приоритета на международной арене соседей по Центральной Азии.

Важность такой трансформации трудно переоценить. Узбекистан к этому моменту проводил довольно изоляционистскую политику — вышел из ОДКБ и ЕврАзЭС, практически заморозил отношения с соседним Таджикистаном, заминировав границу, закрыв авиа- и железнодорожное сообщение с Душанбе. Отношения с другими соседями были не на таком низком уровне, но все еще далеки от добрососедских.

Еще до президентских выборов, состоявшихся 4 декабря 2016 г. (Шавкат Мирзиёев уверенно и предсказуемо победил, набрав наибольшее количество голосов — 88,61%), будущий лидер страны предпринял шаги по скорейшей нормализации отношений с соседями. Так, спустя несколько недель начались обмены делегациями местных властей с Киргизией и Таджикистаном, восстановлены контакты на официальном уровне, заново запущены переговоры по делимитации с соседями.

Реформы прежде всего

Официально победив на выборах, Ш. Мирзиёев обозначил приоритеты своего пятилетнего срока, и некоторые из них выглядят совершенно революционными — например, введение прямых выборов хокимов (глав областей), реформирование госслужбы, реформа валютной сферы.

Стратегия включила в себя пять основных направлений. Одним из них стала либерализация экономической жизни, включающая комплекс мер по усилению защиты частной собственности, укреплению свободы экономической деятельности, сокращения государственного регулирования экономики, модернизации финансово-банковской системы, а также расширению внешнеэкономических связей. Центр перспективных управленческих решений в феврале 2020 г. провел анализ реформ МИД ряда стран, включая Узбекистан. Выводы исследователей раскрывают некоторые аспекты реформы внешнеполитического ведомства.

Во внешнеполитической части Стратегия, в частности, содержала следующие направления:

  • укрепление международного имиджа Республики Узбекистан, доведение до мирового сообщества объективной информации о проводимых в стране реформах;
  • совершенствование нормативно-правовой базы внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности Республики Узбекистан, а также договорно-правовой основы международного сотрудничества;
  • урегулирование вопросов делимитации и демаркации государственной границы Республики Узбекистан (Узбекистан так и не окончил размежевание государственных границ. Если с Туркменистаном и Казахстаном подписание документов о демаркации ожидается в 2020 г., то с Таджикистаном и Киргизией процесс находится в стадии интенсивных переговоров — прим. авт.).


Среди других важных направлений работы — совершенствование защиты прав граждан Узбекистана за рубежом, формирование политики в отношении соотечественников, также разработка мер по улучшению международного имиджа страны.

По оценке авторов исследования, внутренним драйвером реформы стала смена политического руководства и разработка новой стратегии социально-экономического развития страны. Основным же глобальным драйвером реформы можно назвать стремление получить выгоды за счет большей вовлеченности в мировую экономику и притока иностранных инвестиций.

Проактивная многовекторность

За короткий промежуток времени после избрания второй президент осуществил несколько важных внешнеполитических визитов в ключевые для Узбекистана страны. При этом соседние государства были выделены в качестве приоритета внешней политики. Первый государственный визит в качестве официально избранного президента Шавкат Мирзиёев совершил в Туркменистан, где в начале марта 2017 г. провел переговоры с его лидером Гурбангулы Бердымухамедовым и подписал Договор о стратегическом партнерстве.

Спустя две недели, в важный для региона праздник Наурыз, новый глава Узбекистана уже прилетел в Нур-Султан (Казахстан), где провел переговоры с казахстанским коллегой Нурсултаном Назарбаевым и подписал целый комплект двухсторонних соглашений, нацеленных на развитие сотрудничества.

После того как Шавкат Мирзиеев перезапустил отношения с ключевыми соседями и сверил часы, пришло время для крупных внерегиональных игроков. В апреле узбекский президент посетил Россию, а в мае — Китай. При этом интересно, что в рамках подготовки почти каждого подобного визита президент имел встречи с тогда еще президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым. Перед визитом в Москву они встретились в Нур-Султане, а перед тем как отправится в Пекин, узбекский президент посетил своего казахстанского коллегу в ходе неформального визита на юг Казахстана.

Визиты в Москву и Пекин под стать друг другу были организованы максимально насыщенно с сопутствующими культурными мероприятиями. Практическим итогом переговоров стало подписание целого пакета межправительственных соглашений и инвестиционных проектов с обеими странами на несколько миллиардов долларов.

Запад, в первую очередь США, стал следующим важным партнером, с которым Узбекистан перезапустил отношения после 2016 г. Шавкат Мирзиёев в качестве президента посетил США в сентябре 2017 г. для участия в 72-й сессии Генеральной ассамблеи ООН. Тогда он провел несколько встреч с президентом США Дональдом Трампом, руководителями крупных американских компаний и заключил пакет соглашений на 2,6 млрд долл.

Торговля с Россией в 2016 г. была на уровне 2,7 млрд долл., из чего можно сделать вывод, что экономические связи между Ташкентом и Москвой растут быстрее, чем внешняя торговля Узбекистана в целом. Дальнейшему росту экономических связей двух стран в среднесрочной перспективе будут способствовать крупные проекты — например, строительство первой АЭС в Центральной Азии, договоренность о которой Росатом и правительство Узбекистана договорились в 2018 г.

Региональная повестка


Первый неформальный саммит глав государств Центральной Азии состоялся в Казахстане в марте 2019 г. Это был пробный шар, который запустили через 13 лет после последней встречи лидеров стран региона. Примечательно, что инициатором возобновления диалога выступил Узбекистан, но сразу после появления идеи Казахстан предложил свои услуги как площадки для проведения первой встречи. Узбекское руководство сразу же поддержало идею казахстанских коллег, исключив тем самым разговоры о возможной политической конкуренции двух крупнейших государств региона.

Таким образом, Узбекистан, с одной стороны, выступил полноценным региональным лидером, предлагающим соседям самим обсуждать и решать вопросы взаимодействия. При этом, благодаря гибкому подходу, Ташкент пытается избежать конкуренции и любых опасений его соседей о возросших амбициях страны. Пока ему это, судя по всему, удается.

ЕАЭС — быть или не вступать?

В рамках обозначенных долгосрочных стратегий развития внешней политики значительная роль обеспечению условий для экономического роста и развития за счет проактивной, прагматичной дипломатии. Для достижения этой цели, особенно в условиях низкой базы, могут использоваться такие механизмы как наращивание торговли с партнерами по всему миру, привлечение инвестиций, развитие транспортных цепочек. И здесь, как мы можем судить по первым результатам изменений внешней политики Узбекистана, достигнут серьезный прогресс. Положительная динамика по товарообороту наблюдается практически со всеми торговыми партнерами, но дальнейшее поддержание динамики требует более серьезных шагов.


Предложенные руководством Узбекистана фонды поддержки импортеров узбекских товаров в Киргизии и Таджикистане так и не смогли привести к достижению заявленных целей. Выделенные Ташкентом гранты по 100 млн долл. оказались неподъемными для региональных банковских структур соседних стран.

Другим важным направлением продвижения на мировых рынках стала активизация переговоров о вступлении Узбекистана в ВТО. Присоединение к самой глобальной торговой организации Ташкент рассматривает как способ получения признания его полноправным игроком на международной арене. Другой вопрос, что ВТО сегодня переживает серьезный кризис. Так, с конца 2019 г. из-за нежелания США одобрять кандидатуры новых судей перестал действовать ключевой институт в рамках организации — арбитражный суд, отвечавший за разрешение торговых споров. В таких условиях, если ничего не изменится в самой организации, Узбекистан, затратив колоссальное количество усилий на переговоры со всеми государствами-участниками, станет членом клуба, но не получит серьезные механизмы защиты собственных интересов на мировых рынках.

В условиях серьезного тренда на регионализацию в мировой экономике логичным шагом и возможной альтернативой обеспечению долгосрочных условий для торговли с основными торговыми партнерами для Ташкента могло бы стать присоединение к Евразийскому экономическому союзу. На членов ЕАЭС (Россию, Казахстан, Киргизию) приходится свыше 30% внешнеторгового оборота республики. Дискуссии о возможной интеграции Узбекистана велись в Республике и за ее пределами всю осень 2019 г. и были спровоцированы заявлением спикера сената РФ Валентины Матвиенко во время визита в Ташкент, в котором она намекнула на обсуждения вопроса интеграции на официальном уровне.

Вступление Узбекистана с его 33-миллионным населением, важным геостратегическим положением и масштабными планами по модернизации сделало бы ЕАЭС еще более значимым игроком с объединенным рынком, превышающим отметку 210 млн человек. А Ташкенту это позволило бы создать полноценную зону свободной торговли с ключевыми для него торговыми партнерами в регионе.

Несколько месяцев активных дискуссий (которые, объективно говоря, часто были далеки от предметного и содержательного обсуждения плюсов и минусов интеграции) в Республике и за ее пределами в конечном итоге ни к чему не привели.

В своем выступлении на первом заседании вновь избранного парламента президент Ш. Мирзиёев в начале января 2020 г., согласно информации оппозиционных узбекских СМИ, заявил, что Узбекистан жертвовать своим суверенитетом не будет и вступать в этот союз не станет. Однако ни само заявление президента, ни даже упоминание ЕАЭС в выступлении лидера государства официально подтверждены не были.

Таким образом, сегодня, вероятнее всего, у руководства Республики нет четкого видения Узбекистана как полноправного члена ЕАЭС. Но при этом, учитывая важность России, Казахстана и Киргизии как экономических и политических партнеров, а также многомиллионную армию трудовых узбекских мигрантов за рубежом, Ташкент не может оставаться в стороне от объединения и будет рассматривать альтернативные механизмы ассоциации — статус наблюдателя или партнера по свободной экономической зоне с ЕАЭС.


Подводя итоги, можно отметить следующие основные характеристики современной внешней политики Узбекистана. Первая — многовекторность. Если на первом этапе перестройки внешней политики Узбекистана могло возникнуть впечатление, что Ташкент склоняется к более близким стратегическим отношениям с Москвой, то сегодня можно говорить о том, что Узбекистан ищет для своей внешней политики такой формат, который позволял бы развивать тесные политические и экономические контакты со всеми мировыми центрами силы.

Вторая — прагматизм. Ключевым драйвером внешней политики Республики представляется прагматизм, поиск выгодных и взаимовыгодных проектов с внешними игроками. Ташкент готов развивать сотрудничество со всеми, с кем взаимодействие принесет инвестиции, взаимовыгодные проекты.

Третья — низкая конфликтность. Узбекское руководство старается проводить свою внешнюю политику максимально корректно, чтобы не испортить отношения и никого не испугать своим проактивным курсом. Так, глядя на формирование центральноазиатского диалога, можно заметить, как Ташкент (как главный вдохновитель процесса) всячески избегает любой институционализации, чтобы не создавать дублирующий функционал с уже существующими интеграционными объединениями (как СНГ и ЕАЭС) и почву для конкуренции и конфликтов.

Вместе с тем можно выделить и риски для внешней политики республики. Во-первых, речь идет о политике многовекторности и попытке дружить одинаково тесно со всеми в условиях глобальной турбулентности, что в перспективе может поставить вопрос о геополитическом выборе, более близком политическом и экономическом сотрудничестве с одной из ведущих мировых держав.

Для узбекской политики сегодня характерно отсутствие какой-либо идеологии, если прагматизм не рассматривать в качестве таковой. В условиях значимости Узбекистана для региональной экономики и геополитики отсутствие внешнеполитической доктрины, понимания места и роли страны может быть источником конфликтов и неопределенности не только для Узбекистана, но и для региона в целом.

Существует риск замедления динамики торговли и сотрудничества. Так, нынешний стремительный рост контактов и торговли Узбекистана с зарубежными партнерами обеспечен эффектом низкой базы и накопленным потенциалом для сотрудничества. В дальнейшем для поддержания кратного роста торговли и инвестиций нужно будет проводить более глубинные изменения, идти на стратегические решения на международной арене.

Наконец, еще один серьезный риск — проактивность Узбекистана, которая уже сегодня вызывает опасения Таджикистана и Киргизии и страх обострения конкуренции в соседнем Казахстане. В перспективе экономический рост и амбиции Узбекистана могут стать источником конфликтов и торговых войн в регионе.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции