Куплены билеты аэрофлота в рим коронавирус

Италия лидирует по количеству зараженных коронавирусом в Европе. По последним данным, там выявлено более 3 000 заболевших, 107 человек скончались. Российские туристы стали массово сдавать авиабилеты и отказываться от приобретенных турпакетов. Рассказываем, как вернуть деньги за билет и стоит ли сдавать путевки, забронированные на летний сезон.

Можно ли лететь в Италию, несмотря на коронавирус?


Фото: ТАСС/Сергей Бобылев

После вспышки коронавируса в Италии, Южной Корее и Иране Ростуризм рекомендовал приостановить продажу туров в эти страны. МИД России и Роспотребнадзор также посоветовали россиянам воздержаться от поездок. Ограничения по Италии вступили в силу с 27 февраля в соответствии с рекомендациями об угрозе безопасности.

Вице-президент АТОР Дмитрий Горин сообщил Москве 24 о том, что 90% туров в Италию сейчас аннулируется на март.

В АТОР сообщили, что на текущий момент в Италии находятся шесть тысяч организованных туристов и 13 тысяч самостоятельных. Рейсы в Италию не прекращены, но количество пассажиров снизилось до минимума, несмотря на пик горнолыжного сезона. Из-за низкой загрузки авиакомпании сокращают полеты в Италию в среднем на 30–40%. Также они могут объединять рейсы, предлагая пассажирам перебронирование на другой рейс в тот же день или на соседнюю дату.

Как сдать турпутевку и вернуть деньги?


Фото: ТАСС/EPA/MASSIMO PERCOSSI

Есть три способа, как можно воспользоваться не востребованной из-за коронавируса путевкой в Италию, Иран и Южную Корею.

1. Перебронировать тур в эту же страну, но на более поздние даты.
2. Перебронировать тур в другую страну (с доплатой, если путевка дороже).
3. Расторгнуть договор с турагентством и вернуть деньги.

Все эти три опции будут доступны непосредственно в том агентстве, где вы покупали тур. Если вы бронировали путешествие самостоятельно, нужно обратиться к поставщикам: в отель, авиакомпанию или сайт, где вы приобретали билеты. В АТОР подтвердили, что авиабилеты в Китай, Южную Корею и Иран уже возвращают. Информацию по Италии нужно уточнять напрямую у авиакомпаний.

Как составить заявление на возврат денег?


Фото: AP/Luca Bruno

Чтобы вернуть деньги за тур, необходимо написать заявление по месту приобретения турпакета. В заявлении нужно ссылаться на статью 14 федерального закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (№ 132).

"Также данная ситуация пересекается со статьей 451 ГК РФ об изменении и расторжении договора в связи с существенными изменениями обстоятельств", – сообщил Москве 24 президент Союза адвокатов России Игорь Трунов.

Юрист подчеркнул, что заявление нужно подавать на имя турагентства или туроператора сразу в претензионном порядке. Там необходимо указать, когда и куда вы купили тур, с просьбой вернуть средства в соответствии со статьей 14 федерального закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" и Гражданским кодексом РФ. По словам Трунова, после подачи заявления можно ждать возврата денежных средств в течение месяца. Если этого не произошло, обращайтесь в суд.

Можно ли из-за коронавируса сдать невозвратный билет?


Фото: ТАСС/Сергей Бобылев

Некоторые авиакомпании уже официально объявили о возможности сдать билеты из-за вспышки коронавируса даже по невозвратным тарифам. Компания "Ютэйр" предложила пассажирам, купившим билеты на рейс Москва – Милан по 26 февраля включительно, обменять их на другие рейсы или вернуть средства в полном объеме, включая невозвратные тарифы. Авиакомпания S7 Airlines одобрила возврат всех билетов, приобретенных в период с 5 марта по 10 апреля 2020 года, если пассажиры решат отменить запланированные поездки из-за распространения коронавируса.

Однако пассажирам не всех авиакомпаний удается вернуть деньги за неиспользованный билет по невозвратному тарифу. Общероссийское объединение пассажиров уже обратилось в Минтранс с инициативой возвратить деньги туристам, отказавшимся лететь в Италию из-за эпидемии.

С аналогичной просьбой к Минтрансу и Росавиации обратился Ростуризм. Они попросили рекомендовать авиакомпаниям вернуть туроператорам средства, поступившие к ним в качестве предоплаты. Это касается бронирования мест на маршруты, не рекомендованные к посещению россиянами. Однако пока решение по данному вопросу не принято, и тем, кому пока не вернули деньги за билет, остается только ждать.

Стоит ли сдавать билеты в Италию на более поздний период?


Из-за эпидемии коронавируса по всему миру туристы начинают паниковать и аннулировать туры даже на более поздние даты или в другие страны, помимо Италии, Китая, Южной Кореи и Ирана. В АТОР напомнили, что по всем остальным странам при аннуляции тура вам придется заплатить штраф.

При сдаче тура, который был куплен по системе раннего бронирования, вы рискуете потерять в деньгах по трем причинам:

1. Туры раннего бронирования продаются со скидками 20–40% . При повторном бронировании стоимость уже будет выше.
2. Потеря денег на курсе евро . Те, кто уже успел забронировать тур на лето, покупали его по курсу 69 рублей за один евро. Сейчас курс в среднем составляет 74 рубля.
3. Если вы бронировали путешествие самостоятельно, поставщики вправе удерживать штрафные санкции по авиабилетам и отелям.

В АТОР подчеркнули, что период действия ограничения пока не определен. И если туристы будут возвращать туры на летний сезон (с 1 апреля), они могут существенно потерять в деньгах. Поэтому в текущей ситуации остается следить за обстановкой и ждать решения по снятию рекомендации об угрозе безопасности.

Вспышка коронавируса COVID-19 была зафиксирована в китайском городе Ухань в декабре 2019 года. ВОЗ признала распространение инфекции чрезвычайной ситуацией. Согласно последним данным, число инфицированных в Китае превысило 80,4 тысячи человек. Скончались 3012, излечилось более 52 тысяч человек. Во всем мире заражено 93 090 человек.

Москва принимает все возможные профилактические меры в связи с обнаружением первого случая заражения коронавирусом в столице. Сергей Собянин сообщил о том, что все московские аэропорты работают в усиленном режиме, проверяются все прибывшие из Китая, Италии, Ирана и Южной Кореи. В детских садах и школах у детей ежедневно измеряют температуру, у пассажиров метро – выборочно с применением дистанционных технологий. Мэр попросил горожан соблюдать введенные ограничения и соблюдать профилактические меры.


Россия еще в начале февраля 2020 года резко ограничила авиасообщение с Китаем, а 11 марта сделала то же самое с рейсами в Италию, Германию, Францию и Испанию. Летать туда можно будет только через аэропорт Шереметьево. Сами авиакомпании тоже отменяют рейсы. А многие путешественники уже не хотят лететь в другие страны, хотя билеты куплены и самолеты туда продолжают летать. Вот удобная таблица о том, как устроена политика возврата билетов из-за коронавируса у крупнейших авиакомпаний.


Пассажирам с билетами, оформленными до 5 марта на рейсы в Гонконг с 8 марта по 31 марта, разрешается без доплаты изменить даты перелета или вернуть билеты с возвратом средств.

Пассажиры рейсов в Китай, Южную Корею, Иран, Израиль, Италию, Германию, Францию и Испанию с вылетом до 20 марта включительно могут вернуть и перебронировать рейсы в любой день до 30 апреля.

Для пассажиров, вылет которых был запланирован после 21 марта, обмен или возврат билетов без штрафов возможен в течение всего срока действия билета.

Билеты на отмененные рейсы можно вернуть за полную стоимость или изменить дату и направление (с доплатой при необходимости).

Отменены рейсы Москва — Гонконг — Москва. Также с 13 по 30 апреля ограничены полеты в города Италии, Испании, Франции и Германии. Подробнее можно посмотреть здесь.

Можно вернуть билет, купленный с 5 марта по 10 апреля, заплатив 1000 рублей. Но действуют ограничения.

Пассажиры отмененных рейсов смогут получить полную стоимость билета или обменять на другие направления и даты.

Остановлены рейсы в Китай и Гонконг.

С 13 марта отменены все регулярные рейсы в Италию, Испанию, Францию и Германию.

В случае возврата авиабилетов будет взиматься сбор за операцию возврата — 1000 рублей за каждый билет. Билеты на отмененные рейсы можно вернуть без сборов и штрафов.

А на билетах, купленных с 8 марта по 15 апреля, можно бесплатно изменить дату вылета и направление. Это можно сделать вплоть до конца регистрации на рейс с доплатой до доступного тарифа.

Компания отменила рейсы в Израиль и Италию.

Приостановлены полеты в Милан. Компания отмечает, что выполнит рейсы по данному маршруту 15 и 18 марта — для того чтобы у клиентов авиакомпании была возможность вернуться из поездок.

Компания ввела услугу возврата. Она стоит 499 рублей. Вернуть билет можно не позднее 48 часов до вылета.

До 12 мая закрыты рейсы в Израиль. Приостановлены рейсы в Италию, Германию и Испанию.

До 31 марта компания отменила плату за изменение даты рейса. Перенести дату можно один раз — на любой день вплоть до 31 декабря, но аэропорты вылета и прилета должны быть теми же самыми, что и в изначальной брони. Это действует на новые билеты и на те, что были куплены до 5 марта с датой вылета до 30 апреля.

Авиакомпания отменила 23 тысячи рейсов по Европе, Азии и Ближнему Востоку.

Компания позволяет бесплатно изменить дату перелета, выбрав любой день не позднее 12 месяцев от изначальной даты. Кроме этого, билет можно обменять на ваучер аналогичной стоимости и этим ваучером потом оплатить поездку с датой не позже 12 месяцев с изначальной даты. Все это действительно для билетов, купленных с 3 по 31 марта.

Отменены рейсы в Китай и Италию.

Те, кто купил билеты в Италию до 5 марта с вылетом до 3 апреля, могут без доплат изменить дату вылета на дату не позднее 30 июня. Кроме этого, можно изменить город назначения.

Отменены все рейсы из аэропорта Милана.

На сайте авиакомпании подробно расписаны условия изменения даты полета для каждой страны. Можно также получить бонус в размере цены билета.


Приостановлены рейсы в Шанхай.


KLM и Air France

Обладатели билетов авиакомпании KLM, начинающихся с 074, купленных до 31 марта с датами поездки с 4 марта по 31 мая 2020 года, независимо от пункта назначения, могут бесплатно изменить даты поездки или направление вылета. Новый билет туда должен быть куплен на дату не позже 31 мая 2020 года.

Тариф билета должен совпадать с первоначальным тарифом, за повышение класса обслуживания нужно будет доплатить.

До 3 мая 2020 года KLM приостанавливает все рейсы в материковый Китай, Чэнду, Ханчжоу и Сямынь, рейсы в Пекин и Шанхай были приостановлены до 28 марта 2020 года.

До 3 апреля 2020 года авиакомпания приостановила рейсы в Венецию, Милан и Неаполь. Кроме этого, Air France не летает в Тель-Авив до 28 марта.

Delta Air Lines

Бесплатно обменять можно все билеты, оформленные с 1 по 31 марта 2020 года. Допускается разовый обмен билетов на другой маршрут. Билет должен быть оформлен не позднее 28 февраля 2021 года. При перебронировании путешествие должно начаться не позднее 28 февраля 2021 года.

Отмена рейсов в Милан, приостановка рейсов в Китай.

Тем, кто купил билеты на дату до 31 мая и кого коснулись ограничения или отмена рейсов из-за пандемии, компания предлагает вернуть деньги, выдать на эту сумму туристический ваучер, перебронировать поездку на дату до 30 июня или изменить маршрут (если нужно, то разницу в цене придется доплатить).

Остановлены полеты в Багдад.

Компания дает возможность один раз бесплатно изменить дату бронирования для билетов, купленных с 10 по 31 марта. Новую дату можно выбрать любую - до 31 декабря 2020 года. В билетах, купленных до 9 марта с датой вылета до 31 марта, тоже можно бесплатно изменить дату поездки.

Компания отменила рейсы в Милан, Верону, Рим и Тель-Авив.


Сервисы онлайн-бронирования жилья

Из-за коронавируса сервис аренды жилья Airbnb ввел более гибкую политику бронирования. Сервис поддерживает арендодателей, которые обещают возврат денег при его отмене: Airbnb будет показывать такие предложения пользователям в первую очередь. Кроме того, до 21 июня сервис откажется от своей комиссии в 3%, которую он взимал с арендодателей. Однако комиссия, которую сервис берет с путешественника, при отмене брони вернется ему не живыми деньгами, а скидочным купоном на следующее путешествие.

Что касается бронирований жилья в Китае, Италии и Южной Корее (где особенно бушует коронавирус), то при их отмене сервис обещает пользователям полный возврат денег и комиссий.

Туристам, которые забронировали туры в Израиль с заездами после 12 марта (9 марта страна ввела обязательный карантин для всех въезжающих), туроператоры предлагают варианты: перенос тура на другие даты, аннуляцию или перебронирование на другие направления из ассортимента.

Наземные границы

Для пропуска россиян с территории Китая открыты только несколько пограничных переходов. О введении дополнительных ограничений на границе России с ЕС пока не сообщалось. Зато в связи с коронавирусом европейские страны ввели ряд ограничений на пересечение границ внутри ЕС — в исключительных обстоятельствах страны-участницы Шенгенской зоны имеют право вводить пограничный контроль.

В первую очередь, ограничения коснулись стран, граничащих с Италией.

Теперь чтобы въехать из Италии в Австрию, нужно иметь на руках сертификат с отрицательным результатом теста на коронавирус, полученный не позже, чем за четыре дня до поездки. При этом транзит в Германию по территории Австрии разрешен всем путешественникам из Италии.

Пересечь наземную границу Словении и Италии на пассажирском автобусе или поезде в данный момент невозможно. Ограничения касаются в первую очередь тех, кто собирается въехать в Словению через ее западную границу — в стране открыты только шесть пограничных переходов. Иностранцы могут попасть в страну, только имея при себе отрицательный результат теста на коронавирус не старше трех дней.

Власти Венгрии возобновили контроль на границе с Австрией и Словенией — под запретом путешественники из Италии, Китая, Ирана и Южной Кореи. Швейцария границу с Италией не закрыла, но временно приостановила работу девяти пограничных переходов между двумя странами.

Поделиться сообщением в

Внешние ссылки откроются в отдельном окне

Внешние ссылки откроются в отдельном окне

Эпидемия коронавируса ударила по российской авиации. В пятницу, 13 марта, большинство российских авиакомпаний потеряло возможность летать в страны Европы. До этого им ограничили полеты в Китай и Южную Корею. Для компаний это означает убытки в миллиарды долларов. Как это повлияет на российскую авиацию и цены на билеты?

С 13 марта Росавиация ввела временный запрет на пассажирские авиаперевозки в Германию, Францию, Испанию и Италию. Всего, по данным источника ТАСС, ограничения коснутся 700 рейсов.

Исключение составляют рейсы в несколько городов - Рим, Берлин, Мюнхен, Франкфурт-на-Майне, Мадрид, Барселону и Париж - из терминала F столичного аэропорта "Шереметьево". Это базовый аэропорт "Аэрофлота".

"Чартерные рейсы будут осуществляться при условии перевозки в указанные страны их граждан и граждан иных стран и в Российскую Федерацию граждан России (до полного вывоза указанных граждан в их страны)", - говорится в документе Росавиации. В нем не уточняется, касаются ли ограничения только российских авиакомпаний.

Некоторые иностранные перевозчики уже сами сократили свои рейсы - в том числе в Россию. Уже после введения ограничений со стороны российских властей Lufthansa объявила, что приостанавливает полеты из Франкфурта-на-Майне и Мюнхена в Москву ("Домодедово") и Санкт-Петербург.

Тем не менее российские перевозчики из-за ограничений могут потерять, по оценкам аналитиков, около 30% рынка. К осени российская авиация может попасть в "идеальный шторм", подобный тому, что случился в 2014-2015 годах.

В эти годы произошла девальвация рубля, темпы роста экономики резко замедлились, а Россия разорвала авиасообщение с Украиной, а затем приостановила авиасообщение с Египтом. Все это привело к резкому снижению спроса на авиабилеты и падению доходов компаний. К концу 2015 года серьезные сложности испытывали две крупные компании - "ЮТэйр" и "Трансаэро". "Трансаэро" прекратила полеты в сентябре 2015 года. Суды до долгам и обязательствам компании, которая была второй по размерам после "Аэрофлота", идут до сих пор.

Убытки российских компаний от ограничения полетов в Китай, Израиль, Италию, Испанию, Францию, Германию и другие страны могут составить 70-100 млрд рублей (0,9 - 1,3 млрд долларов) в 2020 году, пишет РБК.

Русская служба Би-би-си разбиралась с тем, как российская авиаотрасль переживет новый "идеальный шторм", а также с тем, как это отразится на пассажирах и стоимости билетов.

Кто уже объявил об изменении маршрутов?

Российские власти отвели для пассажиров, прибывающих из стран, опасных с точки зрения распространения коронавируса, терминал F аэропорта "Шереметьево". Сюда прилетают путешественники из Китая, Южной Кореи, а теперь и из Германии, Франции, Испании и Италии. В основном эти рейсы осуществляет "Аэрофлот".

Другие крупные российские авиакомпании уже отменили рейсы в европейские страны.

  • 11 марта S7 объявила об отмене рейсов в Италию, Испанию, Францию и Германию. Об этом же заявила авиакомпания "Россия", дочка "Аэрофлота".
  • 12 марта компания "ЮТэйр" объявила, что вслед за рейсами в Милан, которые она отменила до этого, с 13 марта прекратит полеты в Берлин. Рейсы будут приостановлены до 31 мая 2020 года.
  • Лоукостер "Победа" приостановил полеты из Москвы в Берлин, Баден-Баден, Кельн, Лейпциг, Мемминген и Жирону.

"Аэрофлот" заявил, что сокращает полетную программу в Европу, хотя и продолжает выполнять рейсы из Москвы в Рим, Париж, Мадрид, Барселону, Берлин, Мюнхен и Франкфурт - именно эти города стали исключениями в указаниях Росавиации.

По оценке ведущего эксперта НИУ ВШЭ Андрея Крамаренко, всего российские компании могут потерять от 25% до 30% рынка с учетом ограничений на полеты в азиатские страны и четыре европейские страны.

Даже "Аэрофлот" вряд ли выиграет от создавшейся ситуации. По итогам года, по мнению аналитика ВТБ Елены Сахновой, авиакомпания может недосчитаться 5 млн пассажиров.

Что будет с купленными авиабилетами?

Из-за запрета компании вынуждены возвращать деньги пассажирам и менять билеты без штрафов.

  • S7 уточнила в своем заявлении, что предложит пассажирам отмененных рейсов оформить возврат полной стоимости билетов, а также предоставит возможность без штрафов обменять их на более поздние даты или другие направления.
  • "ЮТэйр" обещает пассажирам, успевшим ранее купить билеты в Милан и Берлин, вернуть их полную стоимость без штрафных санкций. Также компания предлагает обменять их на билеты в Ригу, Вену или Минск с датой вылета до 31 мая без доплат и штрафов.

При этом у каждой компании своя процедура отмены или возврата билетов.

Как отмечала Ассоциация туроператоров, чтобы не возвращать билеты и сохранить хоть какие-то деньги, компании пытаются переоформлять максимальное количество билетов.

Каждый день новые страны закрывают границы для иностранцев или целенаправленно для граждан России. Так, 12 марта Словакия закрылась для иностранцев и остановила пассажирское сообщение. Чехия прекратила выдавать шенгенские визы. Авиакомпания "Победа" прекратила полеты в эти страны. Тем, кто не успел улететь, деньги обещают вернуть автоматически.

Что будет с ценами на билеты?

На цены на билеты помимо массовой отмены рейсов также влияют курсы валюты. Рубль уже несколько недель дешевеет к доллару и евро.

Это может привести к росту цен как на внешние, так и на внутренние перелеты:

  • Цена на авиабилет в том числе зависит от того, какой курс взаиморасчетов между сторонами используются в системах бронирования. В ночь с 11 на 12 марта этот курс вырос на 10% - вслед за изменением курса рубля от российского ЦБ. Соответственно, билеты подорожали.
  • В себестоимость билетов на внутренних направлениях заложено примерно 30% издержек в валюте в виде лизинговых платежей за самолет и техническое обслуживание, подсчитал Андрей Крамаренко. Если курс валюты растет на 10%, это прибавляет примерно 6% к издержкам за каждый перелет, полагает он.

Однако компании могут не решиться поднимать цены, несмотря на возросшие издержки. Проблема в том, что конкуренция на внутренних рейсах также вырастет, так как многие компании будут переориентироваться на внутренние направления. Для компаний это может обернуться потерями.

"Очевидно, что когда нет спроса, компании будут снижать цены. А куда им деваться? Без выручки авиакомпании существовать не могут", - отмечает эксперт.

Обычно в феврале цены самые низкие, дальше они ползут вверх в преддверии сезона. В этом году, по мнению экспертов, цены могут и не поползти вверх.

"В этом году роста не будет, потому что спроса нет. Нет весенних, нет летних бронирований, у авиакомпаний нет выручки от будущих продаж. Перевозчикам придется привлекать людей, чтобы они побороли свои страхи и полетели", - отмечает Гусаров.

12 марта "Аэрофлот" заявил, что снизит цены на некоторых международных направлениях на 10%.

Кто понесет больше издержек?

Крупным авиакомпаниям придется сложнее, чем маленьким, потому что за несколько месяцев низкого спроса и простоя могут скопиться значительные убытки, полагает Роман Гусаров. Государство, по его словам, должно быть заинтересовано поддержать перевозчиков, но в условиях масштабного кризиса дотации могут понадобиться и другим отраслям, и до авиаторов поддержка не дойдет.

По мнению Гусарова, осенью 2020 года на российском рынке может произойти банкротство кого-то из игроков - как это произошло с авиакомпанией "Трансаэро" осенью 2015-го.

Даже "Аэрофлот" - компания, которой удалось в наибольшей степени сохранить свою полетную программу, - пострадает от сложившейся ситуации. По данным Росавиации, загрузка рейсов "Аэрофлота" уже снизилась на 4%.

На китайском направлении "Аэрофлот" мог просчитаться, полагает Сахнова. Необходимость отправлять недозагруженные рейсы может оказаться более убыточной, чем отмена рейсов - даже с учетом необходимости выплачивать стоимость операционного лизинга. "Аэрофлот" может понести убытки и сейчас, даже с учетом того, что, скорее всего, останется единственной российской компанией, выполняющей рейсы в несколько европейских столиц.

"Аэрофлот", возможно, все еще надеется на билеты, купленные заранее. Но на самом деле большинство пассажиров сдадут билеты. И что хуже того, сократятся прибыльные перелеты в бизнес-классе", - отмечает Сахнова.

В то же время сценарий, при котором "Аэрофлот" останется монополистом на рынке, невыгоден регуляторам и другим участникам рынка - например, аэропортам - потому что тогда компания сможет диктовать свои условия, продолжает Крамаренко.

По словам Елены Сахновой, нынешний кризис будет проверкой менеджмента авиакомпаний - именно от них, а не от размера господдержки, будет зависеть то, сколько компаний переживут снижение спроса. Есть компании, которые вошли в кризис в сложном положении, например, "ЮТэйр". Но для всех остальных начинается нормальная бизнес-деятельность - необходимо договариваться с партнерами, в частности, с лизинговыми компаниями.

Ситуация действительно похожа на ту, что сложилась в 2014-2015 годах, считает Андрей Крамаренко - но отчасти она еще сложнее для российских авиаторов.

В последующие после кризисных для отрасли годы власти, в частности, отменили НДС на внутренних линиях, ввели возврат акциза за авиакеросин и дифференцированную ставку за обслуживание, например, за аэронавигацию. Российские компании платят за нее меньше, фактически получая преференции за счет иностранных конкурентов, которые летают над Россией.

"Огромный набор мер поддержки выбран и освоен. У государства нет [больше] ресурсов, чтобы вкладывать деньги в отрасль", - говорит эксперт.

Поможет ли государство авиаотрасли?

Заявлений о том, что правительство поможет авиакомпаниям, действительно не было. Более того, перевозчики уже не первый год несут убытки, в том числе по вине государства.

Российские перевозчики начали жаловаться на рекордные убытки в 2018 году - одной из главных причин был резкий рост цен на авиакеросин. Они просили правительство помочь компенсировать эти убытки.

В конце октября 2018 года президент России Владимир Путин поручил правительству до 1 марта 2019 года "представить в случае необходимости предложения с соответствующими обоснованиями по размеру единовременной компенсации расходов авиакомпаний в связи с ростом стоимости авиационного топлива с целью сдерживания цен на пассажирские авиационные перевозки".

В середине октября 2019 года Путин снова поручил правительству до ноября выделить из резервного фонда средства на компенсацию расходов авиакомпаний, возникших в результате роста цен на авиакеросин в 2018 году. В конце февраля 2020 ассоциация обратилась к недавно назначенному премьеру Михаилу Мишустину с просьбой решить вопрос с компенсациями. Но они так и не были выплачены.

В 2019 году российские авиавласти запретили полеты из России в Грузию. По данным "Ведомостей", потери авиаперевозчиков составили около 3,2 млрд рублей. Однако по данным на ноябрь 2019 года, компенсацию авиакомпании, среди которых "Аэрофлот", "Уральские авиалинии" и S7, так и не получили.

Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта предсказывала убытки за 2019 год в размере 40 млрд рублей против 51,7 млрд в 2018-м.


МИД России в среду, 26 февраля, призвал россиян временно отказаться от поездок в Италию. В тот же день Роспотребнадзор констатировал, что в Италии инфекцией COVID-19 заболели 283 человека и было зафиксировано семь летальных исходов. В четверг, 27 февраля, Ростуризм рекомендовал турфирмам приостановить продажу туров в Италию. На тот момент число подтвержденных случаев заболевания в Италии достигло, по информации Всемирной организации здравоохранения, уже 400, количество летальных исходов выросло до 12.

Куда еще попросили не ездить

В отличие от Италии Южная Корея — не массовое туристическое направление, но россияне едут туда с деловыми визитами, по работе, учебе и с другими целями. За прошлый год, по данным ФСБ, туда приехали 323 тыс. россиян, из них только половина (167 тыс.) — туристы. По данным Национальной организации туризма Кореи, за 11 месяцев 2019 года страну посетили 316,5 тыс. россиян.

Турпоток в Иран и вовсе незначительный: за 2019 год туда, по данным ФСБ, с целью туризма приехали всего 2,7 тыс. россиян. Всего же в Иране за прошлый год побывали с разными целями 22,9 тыс. россиян.

Что делать тем, кто запланировал поездку в страны, куда российские власти рекомендовали не ездить, но решил от нее отказаться, объясняет РБК.

Если поездку подготовила турфирма

За тур, купленный у туроператора или турагента, предусмотрен возврат 100% денежных средств, подтверждает пресс-служба Роспотребнадзора. Представитель ведомства добавляет: если в турпакет включена авиаперевозка, туроператор обязан вернуть и стоимость билета.


Важное уточнение: в ст. 14 отраслевого закона говорится, что стороны могут расторгнуть договор в судебном порядке. Туроператоры, как правило, не заинтересованы в судебных разбирательствах с клиентами, указывает руководитель правовой службы Ассоциации туроператоров России Надежда Ефремова. Для расторжения договора во внесудебном порядке турист должен написать заявление в турфирму, где приобрел тур, но это не значит, что он сразу вернет деньги за поездку, предупреждает она. По ее словам, у туроператора есть десять дней на то, чтобы рассмотреть заявление.

На практике туроператоры в таких ситуациях действуют по трем схемам: возвращают деньги за несостоявшуюся поездку, предлагают отложить поездку на более поздние даты (например, после отзыва рекомендаций властей не посещать страну) или выбрать другое направление. Председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП) Дмитрий Янин рекомендует рассмотреть второе предложение и перебронировать тур на более поздний срок, зафиксировав это в гарантийных письмах, или зарезервировать средства в счет будущих поездок.

Как россияне ездят в Италию

Италия — одно из самых популярных выездных направлений у россиян. В первом квартале 2019 года эту страну с туристическими целями посетили 200,4 тыс. человек, следует из данных погранслужбы ФСБ. Статистическая служба Италии предоставляет данные только за 2018 год: в первом квартале позапрошлого года в отелях и других объектах размещения остановились почти 312 тыс. россиян.

Если поездка подготовлена самостоятельно

МИД и Роспотребнадзор информируют граждан о наличии угрозы безопасности в той или иной стране, но не запрещают им поездки. Воздушный кодекс РФ устанавливает ограниченное количество случаев, когда пассажир может без финансовых потерь вернуть билеты, объясняют в Роспотребнадзоре. Если речь идет о невозвратных тарифах, то обстоятельства, связанные с чрезвычайными ситуациями в стране прибытия, не отнесены к числу тех, которые признаются вынужденным отказом, констатирует представитель ведомства.


В случае если пассажир покупал билет не в самой авиакомпании, а через агрегаторы или специализированные сервисы, вероятность получить отказ повышается, указывает Янин. По его словам, если сервис не очень известный и не дорожит своей репутацией, он может отказать туристу в возмещении, даже если еще не перечислил деньги авиакомпании и не понес фактических расходов.


В пресс-службе поисковика билетов Aviasales сообщили, что сами не занимаются возвратами билетов (это делают продавцы авиабилетов), а условия возврата определяют сами авиакомпании. В большинстве случаев возвраты осуществляются по тарифам билета и условиям продавца, особых изменений в связи с коронавирусом в политике возвратов пока нет, добавил представитель Aviasales.


Если в поездке турист подхватил вирус

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции