Куда запрещено летать россиянам из за коронавируса


Сюрприз из Поднебесной продолжает атаковать страны мира, заражая все больше и больше людей коронавирусом. По данным на 10 марта, им инфицированы 113 739 человек. Вирус зафиксирован, по информации ВОЗ, в 108 странах.

Правительство Китая все же рассматривает возможность вскоре открыть страну для туристов. Как сообщает ourdom.ru, ситуация с коронавирусом становится лучше: многие уже побороли болезнь, новых зараженных нет.

Но все же паника среди туристов, которые планировали поехать в отпуск и не смогли этого сделать из-за инфекции, есть. Куда пока нельзя летать россиянам и какие есть альтернативы – в материале amic.ru.

В какие страны россиянам не рекомендуют летать из-за коронавируса?

Ростуризм не рекомендует россиянам летать в Китай, Южную Корею, Италию и Иран в связи с распространением коронавируса.

Власти стран мониторят ситуацию с вирусом, а также делают все возможное, чтобы быстрее восстановить авиасообщение с Китаем.

Купили тур, а там коронавирус: вернут ли деньги?

По ст. 14 Федерального закона от 24 ноября 1996 года № 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" компании должны вернуть людям деньги. Если вы, например, купили тур в Италию или Корею и передумали лететь, то можете требовать расторжения договора и возврата полной суммы, уплаченной за тур. Если вы успели вылететь в одну из этих стран по путевке, то тоже можете расторгнуть договор и потребовать возврата части денег.

Не нужно бояться, впадать в панику и аннулировать летние брони, так как нет никакого финансового риска.

Акция распространяется на туры, забронированные c 3.03.20 до 31.03.20.

Где сейчас можно отдохнуть, не боясь коронавируса?

Зачем жертвовать отпуском и откладывать поездку на море из-за китайского вируса. Можно просто отправиться в другую страну. Например, сейчас "Авиафлот" предлагает по сниженным ценам и абсолютно безопасно полететь в Таиланд или другие азиатские государства. Также можно отдохнуть в Турции, Египте, Болгарии, Тунисе, Греции, России и на Кубе.

Например, "Авиафлот" предлагает слетать на шесть ночей в Арабские Эмираты за 29 950 рублей. Вылет из Новосибирска 14 марта, отель BM Acacia Hotel & Apartments 4*. В стоимость входит: авиаперелет, проживание в отеле, питание (завтраки), трансфер групповой (аэропорт – отель – аэропорт), медицинская страховка.

Отдохнуть на Бали в Индонезии в отеле Legian Village Hotel 3* можно за 68500 рублей. Вылет из Новосибирска 3 сентября, тур 14 ночей. В стоимость входит: авиаперелет (ч/з Гонконг), проживание в отеле, питание (завтраки), трансфер групповой (аэропорт – отель – аэропорт), медицинская страховка.

Десять ночей в Греции, на острове Крит, обойдутся в 42 700 рублей. Вылет из Новосибирска 30 сентября. В стоимость входит: авиаперелет, проживание в отеле, питание (завтраки), трансфер групповой (аэропорт – отель – аэропорт), медицинская страховка, дополнительно – виза. Отель Malia Princess Studios 3*.

"Авиафлот" предлагает также слетать в Турцию со скидками от 6%, в Таиланд – от 13%, или в Абхазию – от 10%.

"Авиафлот" предлагает сэкономить до 50 тысяч рублей на двоих. Это возможно, если арендовать квартиру или апартаменты у собственников (возможно, это дешевле, чем на популярных сайтах бронирования). Такой вариант проживания позволит больше денег выделить на развлечения, иметь в своем распоряжении квартиру большей площадью, чем номера в отеле, и увеличить время отдыха до 30 дней.

Например, жилой комплекс "Семь Морей" площадью 25000 кв.м представляет собой семь корпусов высотой в восемь этажей. Водная лагуна занимает площадь чуть больше 6000 кв.м с тематическими бассейнами для каждого здания, соответствуя названию. В комплексе есть ресторан, спортзал, хаммам, игровая комната, прачечная, салон массажа, охрана и видеонаблюдение. Расстояние до пляжа Джомтьен примерно 700 метров, куда каждые 30 минут ходит электрошатл от лобби. Стоимость – от 800 рублей в сутки. Такая же цена аренды и жилого комплекса "Амазон Резиденс". Он состоит из четырех корпусов, каждый высотой восемь этажей, общей площадью 13500 кв.м. Здания окружает трехуровневый бассейн, занимающий пространство в 2000 кв.м, что напоминает тропические амазонские джунгли со всей своей природной многогранностью.

Чтобы не заболеть китайским вирусом, Всемирная организация здравоохранения рекомендует придерживаться некоторых правил.

Во-первых, чаще мыть лицо и руки с мылом. Особенно это важно делать после посещения общественных мест. Во-вторых, носить медицинскую маску и менять ее каждые два часа. В-третьих, есть только пищу, обработанную термически. А также стараться избегать мест скопления людей, не трогать слизистую глаз, носа и рта грязными руками, обходить стороной тех, кто кашляет и чихает, содержать дом в чистоте, использовать только чистую посуду и чаще протирать гаджеты. И, конечно, на время отказаться от поездок в страны, где зафиксирован коронавирус.

Турагенты рассказали, нужно ли лететь за впечатлениями или лучше остаться дома.


Пока ВОЗ объявляет пандемию коронавируса в мире, курсы доллара и евро стремительно меняются, воронежские турфирмы теряют миллионы рублей – спрос на туры упал как минимум в 10 раз. С марта горожане практически перестали не только покупать, но и бронировать путёвки на лето. При этом многие агенты сами рекомендуют не спешить с отдыхом и дождаться, пока ситуация стабилизируется.

Даже самые смелые туристы не смогут посетить закрытые из-за коронавируса Китай, Италию, Индию, Южную Корею, Иран и Филиппины, с 15 марта запретят въезд в Чехию и Польшу, также ограничено авиасообщение с Францией и Германией. Нет смысла лететь в Израиль и Словакию – там ввели двухнедельный карантин.

А вот Шри-Ланку или Таиланд посетить можно – эти страны лишь приостановили выдачу виз по прибытии, но не виз в целом. Поэтому в первом случае нужно позаботиться о получении разрешения на въезд заранее, а во втором – оно и вовсе не нужно, если не планируете оставаться в Таиланде более 30 дней.


Сейчас нет стран, куда можно улететь и быть на 100% уверенным, что не вернёшься оттуда с коронавирусом, – он может появиться там, где его раньше не было, предупреждают турагенты. Можно заразиться даже не на курорте, а в аэропорту. Поэтому если есть возможность отложить отпуск, лучше сделать это – хотя бы для того, чтобы не застрять в одной из стран, если там внезапно объявят карантин. События развиваются стремительно, и ситуация меняется с каждым днём.

Директор воронежского турагентства ANEX Tour Ирина Саранчукова рекомендует выбирать страны, где сейчас больше 30 градусов – по одной из версий, при жаркой погоде коронавирус не выживает.

– Это Доминикана, Куба, Мексика и Таиланд. Многие боятся лететь в Азию, но у меня туристы уже второй раз семьёй с двумя детьми отправились в Таиланд. Говорят, там всё хорошо, в масках никто не ходит, – отметила Саранчукова.

Если уже билеты куплены, воронежцы практически не отказываются от поездок – в основном, это Турция, Эмираты, Тунис, а также Иордания, Вьетнам, Кипр, Доминикана и Куба, говорит директор турагентства Bombay travel Виктория.


Курс доллара и евро резко вырос, поэтому путёвки тоже подорожали – и тем, кто сразу не оплатил бронь, придётся готовить на 15-20 тыс. рублей больше, чем изначально.

В то же время стало больше горящих туров, в том числе и из Воронежа, а цены на них стали ещё привлекательнее. Поэтому для тех, кто не боится коронавируса и хочет отдохнуть, лучше делать это именно сейчас – пока туроператоры сильно снизили цены, чтобы их путёвки раскупили, а авиакомпании оставались на плаву.

Конечно, можно, но деньги за них вернут только в том случае, если Ростуризм запретил продажу путёвок по этому направлению. Но если воронежцы решили отказаться от поездки в страну, которая официально не закрыта, то претендовать на возмещение денег можно на общем основании – сумма зависит от оставшегося времени для поездки.


Те туристы, которые в последнее время отдавали предпочтения зарубежным направлениям, на российские их не променяют – они проигрывает в соотношении цены и качества.

Кроме того, на российский юг часто добираются самостоятельно – без помощи турагентов.

– Спрос на путёвки сильно упал. В прошлом году январь и февраль очень продуктивными, а число броней было даже больше, чем в мае и июне, но сейчас провал у всех – спрос упал в десять раз, а то и больше. Если до коронавируса мы не успевали обрабатывать заявки, то сейчас их практически нет, – резюмировала директор турагентства ANEX Tour Ирина Саранчукова.


В Воронежской области нет ни одного заболевшего коронавирсом, однако в связи с приближением инфекции к границам региона власти дополнительно усилили меры безопасности. Планируется проведение дезинфекций в маршрутках, а водителей могут обязать работать в масках. Кроме того, в Воронеже из-за коронавируса уже отменили концерт в честь присоединения Крыма.

В соседних Воронежской Липецкой и Белгородской областях уже зафиксировали случаи заражения коронавирусом. В Липецкой и Курской области ввели режим повышенной готовности из-за угрозы распространения инфекции.


Из-за распространения коронавируса 2019-nCoV, которое Всемирная организация здравоохранения признала пандемией, десятки популярных у россиян туристических направлений оказались под запретом. Авиакомпании отменили основную часть рейсов в Италию, Испанию, Францию, Германию, Израиль. По-прежнему ограничено авиасообщение с Китаем, Южной Кореей и Ираном. Затрудняет перемещения и введение отдельными странами домашнего карантина для приезжающих — на такие меры, в частности, пошел Израиль (все прибывающие в страну с 20:00 12 марта должны будут пройти 14-дневный карантин). С полуночи 13 марта вступит в силу 30-дневный запрет на въезд для граждан ЕС в США (россиян он не касается).

Еще до массовой отмены европейских направлений Ассоциация туроператоров России (АТОР) дала неутешительный для российского бизнеса прогноз: к концу летнего сезона 2020-го российский рынок может не досчитаться около 30% работающих в регионах маленьких и средних туркомпаний.

РБК разбирался, как с учетом введения новых ограничений изменятся российская туристическая отрасль и бизнес крупнейших перевозчиков.

О каком масштабе проблемы идет речь

Закрытые для авиасообщения направления входят в число популярных у российских туристов. Из 34,6 млн туристических поездок, которые россияне, согласно данным Росстата, совершили в январе—сентябре 2019-го за рубеж, 15,6%, или 5,4 млн, приходилось на долю Китая, Италии, Германии, Испании, Франции, Израиля и Южной Кореи (турпоток в Иран, с которым также закрыто авиасообщение, незначительный). Эта цифра сопоставима с потоком в Турцию — самую популярную у россиян страну отдыха: за девять месяцев 2019 года они совершили туда 5,7 млн турпоездок.

Согласно данным погранслужбы ФСБ за весь 2019-й (фиксирует количество выехавших за рубеж граждан России и цели их выезда, включая туристические, частные, деловые и иные), за границу выехали 48 млн человек:

  • в Китай — 2,6 млн, в том числе 929,9 тыс. с туристическими целями;
  • в Италию — 1,3 млн (966,9 тыс. туристов);
  • в Германию — 1,4 млн (755 тыс. туристов);
  • в Испанию — 1 млн (821 тыс. туристов);
  • во Францию — 579,3 тыс. (407,6 тыс. туристов);
  • в Израиль — 392,6 тыс. (238 тыс. туристов);
  • в Южную Корею — 323,7 тыс. (167 тыс. туристов).

Весной европейские страны менее востребованы у туристов, особой популярностью традиционно пользуется отдых в Азии — Таиланде, Вьетнаме, Шри-Ланке и Индии, отмечает руководитель отдела по связям с общественностью Anex Tour Алена Хитрова. Основной спрос на отдых в Италии у Anex Tour приходился на экскурсионный или пляжный преимущественно с мая по сентябрь: в марте 2019 года на его долю приходилось 0,5% продаж туроператора. В Испании экскурсионные поездки и высокий пляжный сезон начинаются со второй половины мая, а в марте востребованы горнолыжные туры в Андорру с перелетом до Барселоны (доля Испании в марте 2019 года составляла 1% продаж, а в целом по году 4%), уточнила Хитрова.

По оценкам сервиса для покупки авиабилетов Biletix.ru, в 2019 году оборот от продажи авиабилетов на европейском направлении — в Италию, Германию, Испанию и Францию — составил около 101,6 млрд руб. В прошлом году Италия занимала второе место среди популярных зарубежных направлений: туда было продано 1,22% от всего числа реализованных билетов, сообщил директор по маркетингу сервиса для планирования путешествий OneTwoTrip Алексей Теплов. Германия, по его словам, располагалась на четвертом месте с долей продаж 0,95%, Испания с долей продаж 0,85% занимала шестую строчку, а Франция — 12-е место с долей 0,68%. По данным поисковика билетов Aviasales.ru, в 2019 году на долю Италии приходилось 5% от всех зарубежных бронирований, Германии — 4%, Испании и Франции — 3%. Спрос на авиабилеты уже сократился из-за коронавируса, констатирует представитель поисковика, не уточняя уровня снижения.

Что происходит с ценами на авиабилеты

Пока ограничения на полеты на стоимость билетов по другим направлениям не повлияли. Но 11 марта средняя стоимость авиабилетов по международным направлениям выросла по сравнению с предыдущим днем, 10 марта, на 6%, до 15,2 тыс. руб., указывает Теплов из OneTwoTrip. По данным Biletix.ru, средний чек по международным направлениям авиабилетов туда-обратно 11 марта вырос на 3,6% по сравнению с предыдущим днем, до 16,6 тыс. руб. Билеты, например, в Прагу, которые 11 марта стоили 6,5 тыс. руб., 12 марта подорожали на 28%, билеты в Анталью — на 20%, в Тиват — на 11%. Но это произошло из-за ослабления рубля к доллару и евро: речь идет о перерасчете внутреннего курса Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), который проводится каждую неделю в ночь со среды на четверг.

Цены на внутрироссийских направлениях, по словам Алексея Теплова и представителя Biletix.ru, пока не изменились.


Как запреты на полеты повлияют на авиакомпании

Будут ли помогать перевозчикам и туротрасли

РБК направил запрос в Минфин, Минэкономразвития и правительство с вопросом, будет ли правительство пересматривать свою позицию в связи с расширением числа ограничений и ростом потенциальных проблем для туристической отрасли и перевозчиков.


Вырастет ли популярность российских курортов

Согласно предварительным данным АТОР, в 2019-м было совершено более 50 млн туристических поездок по России. В Крыму в прошлом году отдохнули более 6 млн российских туристов, в Краснодарском крае — около 16 млн человек, что больше, чем выехало за год по 15 ведущим массовым зарубежным направлениям, приводила данные ассоциация в декабре 2019-го.

По данным Onlinetours.ru, в марте есть небольшое снижение продаж туров по России — на 5–10%. Но в Ростуризме не видят спада бронирований на российских курортах на летний период, сообщил РБК представитель ведомства. На фоне общей ситуации в мире, связанной с коронавирусом, в агентстве считают, что российские курорты в этом году могут быть более востребованы уже с ранней весны, и советуют туроператорам обратить внимание на формирование новых туров в российские регионы.

По данным OneTwoTrip, количество поисков билетов на внутрироссийских направлениях незначительно выросло с 1 по 11 марта только для Сочи (около 5% к аналогичному периоду прошлого года) и Калининграда (менее 5%), по другим направлениям изменений не наблюдается. Аналитики Aviasales фиксируют, что на этой неделе спрос по внутренним направлениям (Сочи, Краснодар и Симферополь) вырос вдвое. Из зарубежных направлений на 50% вырос спрос на билеты в Армению и Турцию.

В Anex Tour роста бронирований по России не отмечают, поскольку туристы, которые в итоге отказываются от поездок, опасаются путешествовать в принципе, а не только за пределы России, указывает Хитрова. Те, кто купил туры в страны, с которыми ограничено авиасообщение, и кто хочет сохранить отпуск, в основном перебронируют поездку в Таиланд, Вьетнам, Доминикану, на лето — на Кипр и греческие острова.



В России уже начались акции раннего бронирования на лето - это дает возможность сэкономить на покупке тура до 40%. Об этом на брифинге в пресс-центре ТАСС рассказала исполнительный директор Ассоциации туроператоров (АТОР) Майя Ломидзе. По наблюдениям аналитиков АТОР, уровень заболеваемости коронавирусом в той или иной стране пока практически не влияет на выбор российских туристов. А Юго-Восточная Азия по-прежнему остается популярным направлением.

"Тем не менее мы видим, что туристы тщательно мониторят ситуацию, делая сейчас выбор преимущественно в пользу направлений, где шансов столкнуться с гостями из Китая минимален", - пояснила Майя Ломидзе.

Страхи, связанные с коронавирусом, по данным туроператоров, несколько притормозили темпы раннего бронирования летних направлений.



Если в середине января объемы приобретаемых по акции раннего бронирования туров у ведущих туроператоров на 20-30%, а то и на 50% превышали прошлогодние значения, то уже к концу февраля столь динамичного взлета продаж участники рынка не видят, хотя объемы ранних продаж по-прежнему больше, чем в начале 2019 года.

В целом прогноз на будущее сдержанно-оптимистичный. Куда же едут отдыхать россияне? В прошлом году, по данным АТОР, больше 80% российских туристов для отдыха выбирали пляжные направления, поэтому неожиданностей в вопросе лидерства не было: направлением номер один в российском выездном туризме оставалась Турция. За ней с большим отрывом шли Таиланд, Италия, Испания, Греция, Кипр, Тунис. Среди стран СНГ лидировала Беларусь, и это при том, что моря в республике нет.

С большой охотой в 2019 году россияне отдыхали и дома. Лидерами среди массовых пляжных направлений внутреннего туризма оставались Краснодарский край (особенно Сочи) и Южный берег Крыма. Средняя стоимость недельного тура на двоих в трехзвездочный отель с завтраками в высокий сезон на юг России составила 70-75 тысяч рублей. В топ экскурсионных направлений в целом по году вошли Санкт-Петербург, Москва, Казань, Золотое кольцо и Калининград.

В Беларуси тоже растет число путешествующих. Рейтинги и тенденции в этой сфере прокомментировал замдиректора Департамента по туризму Министерства спорта и туризма Беларуси Виталий Грицевич:

- Лидером топ-5 является Египет. Это направление показывает стремительный рост с 2017 года. Популярность египетских курортов обусловлена возможностью по сути круглогодичного отдыха на морских курортах и невысокой ценой. Второе место занимает Турция, чей берег привлекателен для 150 тысяч белорусов.

Развивается и украинское направление. Ближайшее расстояние до теплого моря - пляжи Одесской области, где белорусы проводят летом выходные. Близко, недорого, не требуется оформление визы. Даже без учета потока самостоятельных туристов, которые ездят в соседнюю страну на собственных авто, украинское направление занимает стабильное третье место. Если в 2017 году в Украине побывала 91 тысяча организованных туристов, то в последние два года - более сотни тысяч. Одесские курорты стали выбирать многие туристы, прежде предпочитавшие отдыхать в Болгарии. Отчасти поэтому прежде очень популярная у белорусов Болгария начала сдавать позиции. Если в 2017 году из Беларуси туда выехали 62 тысячи туристов, то в 2018-м - уже 50 тысяч. И такая тенденция сохраняется.



Пятерку лидеров в предпочтениях белорусов замыкает Россия. Опять же - по организованным турам. В последние два года количество организованных туристов, выехавших в РФ, составляет около 47-48 тысяч. Хотя еще в 2015-м их было 130 тысяч. Эксперты подчеркивают: потребность в организованных турах в Россию с развитием технологий, повышения грамотности туристов снижается. Тому способствуют отсутствие языкового барьера, возможность недорогих перелетов. И если отправиться, к примеру, на осмотр природных красот Карелии большинство путешественников все же предпочитают с сопровождающим, то посмотреть Москву или Питер, а также отдохнуть на курортах Краснодарского края туристы хотят самостоятельно, забронировав через интернет гостиницы, оплатив услуги экскурсовода, строя программу поездки исходя из собственных желаний. Точно такие же самостоятельные путешествия белорусы в последние годы выбирают по другим соседним странам - Польше и Литве.

Из новых тенденций, характерных для туристических предпочтений жителей Беларуси, эксперты называют интерес к Албании, пляжи которой не уступают популярным пляжам Черногории и заметно поднявшей качество услуг за счет вложений в инфраструктуру, а также открытие курортов Юго-Восточной Азии. Последние пока нельзя назвать массовым направлением - Таиланд, как и Вьетнам, ежегодно посещают не более 5-6 тысяч туристов из Беларуси. К тому же нынешняя ситуация с коронавирусом отобьет охоту у многих желающих отправиться по этому направлению. С другой стороны, похоже, стоит ожидать роста внутреннего туризма.

Как российские авиаперевозчики переживут пандемию коронавируса

Фото: Сергей Бобылев / ТАСС


  • В России с 16 марта ограничили авиасообщение со всеми странами Евросоюза, Норвегией и Швейцарией. В начале февраля отечественные перевозчики почти перестали летать в Китай, часть авиакомпаний пока не планирует активное посещение некоторых стран Ближнего Востока. РФ также приостановила авиасообщение с Южной Кореей, США, Великобританией и другими государствами. Хотя Россия и пытается оказать посильную поддержку, уже очевидно, что отрасль понесет серьезные потери, вплоть до банкротств игроков. Из чего формируются траты авиакомпаний, есть ли дополнительные возможные формы поддержки, каковы перспективы рынка и что о них думают авиаэксперты и действующие пилоты?

    О том, что ситуация с закрытием международных полетов из России может привести к банкротству ряда авиакомпаний, первый замминистра транспорта, глава Росавиации Александр Нерадько заявил на этой неделе. Он отметил, что к значительным убыткам и трудностям в работе организаций гражданской авиации также может привести снижение курса рубля.

    Минфин до 20 марта должен будет внести в правительство необходимый для налоговых каникул проект федерального закона. Минэкономразвития до 1 апреля должно внести в правительство законопроект, дающий возможность моратория на подачу для представителей отрасли заявлений о банкротстве. Также министерству предписано ускорить согласование и внесение в правительство проекта федерального закона, вводящего процедуру реструктуризации долгов организаций.


    Происходящее — это худший кризис в мировой гражданской авиации за все годы как минимум после войны. Происходят события, которых мы не отмечали ранее, а именно — закрытие международных границ, то есть принудительное ограничение авиасообщения.

    Раньше были подобные только локальные ограничения, например в Ираке на использование воздушного пространства. Такого, чтобы европейские страны, тем более США, вводили запрет на международные полеты, не было. Ключевые рынки для авиакомпаний разных регионов практически сворачиваются. Мы видели, как развивалась ситуация после закрытия Китая: только лишь за одну-две недели в самом начале февраля количество выставленных провозных емкостей, то есть кресел в самолетах, летающих на международных направлениях, сократилось примерно на две трети.

    Часть европейских авиакомпаний уже сейчас вынуждены припарковать свои самолеты. Такие компании, как, например, Lufthansa, останавливают как минимум 80 % своих самолетов. Четыре из пяти самолетов встают к забору, возникает проблема даже с тем, где парковать их, аэропортов недостаточно.

    На этом фоне в России введены масштабные ограничения на полеты. Но при этом у авиакомпаний остаются возможности на выполнение полетов на те рейсы, которые хоть как-то их поддерживают. Это туристические направления в Юго-Восточной Азии, ну и главное — никаких нет ограничений на полеты по внутрироссийским линиям. Почти половина рынка у них остается.

    Если сравнивать ситуацию в Китае и России, в Европе и России, то Россия за счет большого внутреннего рынка выглядит привлекательнее, подобная же ситуация пока и в США.

    Если мы посмотрим на расходы авиакомпаний, то на первых местах — в зависимости от курса доллара эта пара может меняться местами — расходы на авиатопливо (по миру цена сейчас снизилась, а в России пока не успела скорректироваться сильно) и владение воздушными судами (либо лизинг, либо, что менее актуально для России, выплаты процентов по кредитам, привлеченным на приобретение самолетов). Далее идет обслуживание в аэропортах, техническое обслуживание и ремонт, оплата труда, аэронавигационное обслуживание и так далее. Посмотрим, как эти затраты соотносятся, делятся на постоянные и переменные, лизинговые платежи — это постоянные расходы, вне зависимости от того, стоит самолет или летает. И именно с этим связаны проблемы авиакомпаний номер один, особенно после девальвации рубля.

    Мы считаем, что потери для российских авиакомпаний составят порядка 40–50 % при не самом худшем сценарии. Часть самолетов направят на внутрироссийский рынок, но, чтобы они не летали пустыми, надо снижать тарифы — больше чем на 10 %.

    С учетом того, что даже в метро стало меньше пассажиров, серьезные потери будут гарантированы, и ничего с этим поделать нельзя.

    Что будет дальше? На выходе из низкого сезона (февраль-март) у ряда авиакомпаний просто нет оборотных средств. На майские праздники ничего не улучшится. Есть возвраты. Где взять оборотные средства для выплат по лизингу и заработных плат? Кассовый разрыв — это то, что неизбежно будет останавливать полеты некоторых компаний. Есть надежда на летний сезон, авиакомпании держатся, а кредиторы ворчат, но терпят. Потом пойдут судебные разбирательства, но это тоже не очень быстро. Так что какой-то запас по времени у авиакомпаний есть.

    Есть ли такая возможность у большинства других? Наверное, нет.

    Спрос в одночасье не восстановится, и это проблема. Часть проблем будет сохраняться и в 2021 году, но со следующего года ситуация точно начнет улучшаться, если не будет новых мировых потрясений.


    Думаю, нормальное авиасообщение совершенно точно восстановится до конца года. Коронавирус — штука неприятная и заразная, но это не чума и не сибирская язва. У гражданской авиации вообще было много кризисов. Сейчас ситуация действительно сложная, а для нас она еще усугубляется тем, что нефть падает, и вслед за ней падает и рубль. А даже на внутреннем рынке не менее 30 % стоимости — это валютные издержки.

    Читайте также


    Полностью останавливаться российским авиакомпаниям не придется ни на месяц, ни на два, потому что есть внутренние перевозки. Сейчас появится более активный спрос на это, потому что, если вам запретили летать вообще куда бы то ни было, даже в Белоруссию, то вы начнете думать, а не провести ли мне на майские несколько дней, например, в Нижнем Новгороде или Сочи.

    Ограничение внутреннего рынка — это последнее, на что пойдут власти.

    Что касается мер поддержки от государства, то это сложный вопрос. Все, что можно было дать, дали после предыдущего экономического кризиса. Российские авиакомпании получили довольно много различных льгот: нулевые ставки НДС на часть маршрутов на Дальнем Востоке, в Крым, в Калининград, на всех региональных маршрутах не из Москвы; повышен возврат акциза на керосин; дифференциация портовых навигационных сборов между российскими и иностранными авиакомпаниями и так далее. Инструментарий для прямых или непрямых мер поддержки невелик.

    Выручка отрасли в прошлом году была около 1,5 трлн рублей, а всех хором субсидий я насчитал примерно на 300 млрд. То есть отрасль и так уже очень прочно сидит на субсидиях. Остается немного: это обнулить НДС на тех направлениях из Москвы, по которым еще не действует нулевая ставка. Но это уже противоречит целям и задачам госполитики. Кризис рублевый не менее неприятный, чем коронавирус. Кризис международных перевозок — краткосрочный, а кризис рубля — долгосрочный. На полное обнуление НДС пойдут в самую последнюю очередь.

    когда коронавирус закончится, европейские авиакомпании снова будут летать в Россию, у них возникнет вопрос, почему они должны платить больше и не попросить ли им европейского регулятора пересмотреть ставки для российских авиакомпаний за рубежом.

    Сами авиакомпании сделать уже ничего не могут, только в крестный ход пойти. Инструментов для снижения издержек у них уже не осталось.

    Скорее всего, правительство в ближайший месяц попросит всех поставщиков и кредиторов работать в долг, потому что ситуация пока не особо управляема. Потом уже будут решать, что с этим делать.


    Зарплата пилота на 90 % зависит от налета. Я не очень силен в этом вопросе и не знаю конкретных цифр, за 6 лет всего пару раз открывал свой расчетный листок, но мой оклад как второго пилота составляет около 50 тысяч рублей. Эти деньги (-13 %) я получу, даже если ни разу не взлечу за месяц. Остальная оплата зависит от того, сколько я налетаю, и это будет дополнительно к окладу чуть более двух тысяч за час налета или за вычетом налога около 1900. Средний налет до вируса был 65–70 часов в месяц, половину рейсов компания летала за границу, соответственно, налет будет примерно в два раза меньше, часов 35, можете посчитать, сколько я получу на руки спустя месяц, после того как закончится карантин. На больничном же оплата идет в размере 30 % от среднедневной зарплаты за предыдущий год, в моем случае за 14 дней я получу, наверное, около 25 тысяч (то есть из этих цифр вы можете высчитать мою среднемесячную зарплату за прошедший год, не буду вас утруждать — это менее 180 тысяч на руки, а не 350 тысяч, про которые говорят Владимиру Путину).

    Согласно ФАП-128 тренажер необходимо проходить дважды в течение года с интервалом не более 120 дней. Проблема с прохождением тренажера после закрытия границ существует, поскольку компания заключает договоры сильно заранее, за несколько месяцев. Мы ездили в Германию, Чехию, Нидерланды, Азербайджан. Поэтому некоторые сейчас в карантине. В России тренажеры есть, но их катастрофически мало, и они все уже давно расписаны.

    Какие еще издержки, не знаю. Мне, например, нравится ходить на работу, и я страдаю, когда меня этого лишают по любой причине. Некоторые страдают от уменьшения дохода, такие люди очень щепетильны к вопросам денег, считают каждую недополученную копейку и постоянно в курсе, что у него написано в расчетном листке. Мне в этом плане немного легче, я получаю неплохую пенсию от Минобороны.

    Борьба за оставшиеся рейсы в открытую никакая не идет, пилотам запрещено контактировать с отделом планирования. По идее, они обязаны выравнивать налет всем, но на практике иногда это не получается, по моим наблюдениям, да это и не всегда возможно, всякие форс-мажоры, кто-то заболел и так далее, но отклонения бывают небольшие.

    Авиакомпании сами несут большие убытки, ибо самолеты находятся в лизинге, и, когда они стоят на земле, они начинают выкачивать из компании деньги. Пилотам ничего никто не компенсирует, компанией руководят менеджеры, ее цель — зарабатывание денег, а не забота о работниках, профсоюз своей роли не выполняет, поскольку он поставлен в такие условия, что не может влиять на решения работодателя через коллективный договор, который не может быть заключен в силу того, что невозможно охватить членством 50 % работников из-за разобщенности филиалов компании по нескольким городам. Помимо запрещения рейсов за границу, люди меньше летают и внутри России, за счет чего компаниям компенсировать потери, непонятно.

    Поддержку пилоты оказывают друг другу, общаясь в корпоративных чатах, главным образом высмеивая все, что творится вокруг, и всех, кто сходит с ума.

    Читайте также:

    Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
    При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

    Copyright © Иммунитет и инфекции