Коронавирус пересечение границы калининградской области


Польша и Литва закрыли государственные границы из-за коронавируса. Калининградская область оказалась во временной изоляции. Корреспондент Север.Реалии едва успел пересечь границу вместе с последними туристами.


С 15 марта Польша закрыла государственную границу из-за коронавируса. Накануне там умер третий заболевший, всего в стране подтверждено 103 случая заболевания. В Калининградской области официально зарегистрировано три случая коронавируса. С 17 марта в регионе вводится режим повышенной готовности.

Движение транспорта через погранпереходы было остановлено в ночь с субботы на воскресенье – сначала на 10 дней. Но потом, возможно, запрет будет продлен на 20 дней, а далее – на месяц.

14 марта правительство России также сообщило о том, что закрывает сухопутные участки государственной границы с Польшей и Норвегией. С 16 марта закрывается и Литва, где зафиксировано семь случаев заражения коронавирусом. Сколько продлится запрет на въезд, пока не известно.

Дезинфекция на АЗС

Для Калининградской области закрытие границ – тема особая. Бизнес, туризм, партнерские отношения – все это тесно завязано на Европу. Многие жители региона не так часто бывают в Москве или Петербурге, как в польском Гданьске или курортной литовской Ниде. В Европу калининградцы ездят отдыхать и отовариваться в приграничных магазинах.


Причина – в особом географическом положении Калининграда: это российский эксклав внутри Евросоюза. На севере и востоке область граничит с Литвой, а на юге – с Польшей. В Калининграде привыкли чувствовать себя "на острове", а поездки "на материк", то есть в Российскую Федерацию, называют путешествиями "в большую Россию". В основную часть страны можно добраться на самолете или же поехать поездом, по загранпаспорту, транзитом через Литву. Пока российские поезда могут беспрепятственно пересекать территорию Литвы – на них запрет не распространяется.

Вроде бы ничего пока не грозит и бизнесу – правительства и Польши, и Литвы сообщили, что движение грузов будет осуществляться через госграницу в прежнем режиме. Но об автомобильных поездках гражданам пока придется забыть.

– Мы на закуп в Польшу ездим, раз в неделю. Мне даже ближе поехать в Голдап за 10 км в магазины, чем в Гусев за 30 км. По солярке это выгодней. В последние месяцы появились очереди на границе, связанные с политикой. А раньше было так: полчаса – и ты в Польше. Цены – что-то дешевле, но главное – качество товаров выше, – рассказывает Наталья, жительница востока области.

Новые времена наступят теперь не только у россиян, но и у польских "бензовозов" – жителей приграничных районов Польши, которые зарабатывают на ввозе топлива из России. Бензин на калининградской стороне значительно дешевле, чем в Евросоюзе, вот и везут его полными баками через госграницу в Польшу. Но в последние дни перед закрытием границы на АЗС наблюдалась необычная тишина.

– Да, обычно они у нас все заправляются. Но в последние дни их мало. Сменщица рассказывает, что вчера было всего пять машин – такого у нас никогда не было! – говорит Татьяна, сотрудница автозаправочной станции перед погранпереходом "Мамоново-2 Гжехотки".

Поляков, у которых в одночасье рухнул их нехитрый бизнес, конечно, жалко, но все-таки коронавирус лучше переждать, считает она:

– Нам реально страшно. После каждого поляка мы дезинфицируем тут все, протираем столы, дверные ручки, полы. Ведь уже в Эльблонге (польский город в 50 км от российско-польской границы. – СР) есть заболевшие, нам такого не нужно.

Успеть до полуночи

Еще три-четыре дня назад калининградцы стойко стояли в очередях на польской границе. Ожидание растягивалось на 5–10 часов, писали люди в соцсетях. А кое-кто сообщал о 15-часовом ожидании.

В субботу, в последний день перед закрытием российско-польской границы, на погранпереходе "Мамоново-2 Гжехотки" десятки автомобилей. Через российских пограничников машины проезжают практически не задерживаясь, но застревают перед шлагбаумом на нейтральной полосе, перед въездом на польскую часть погранперехода. С 10 марта у поляков начал работать санитарный контроль.


Медики в респираторах и в специальных костюмах измеряют у водителей температуру тепловизорами. И раздают анкеты, где необходимо заполнить личные данные и оставить контакты – свои и еще кого-нибудь, на случай форс-мажора.

– Напишите телефон кого-нибудь, кому мы сможем позвонить, если вы заболеете на польской стороне, – поясняют сотрудники корреспонденту Север.Реалии.

Санитарный контроль проходит быстро. Но перед шлагбаумом на нейтральной полосе приходится простоять два часа в ожидании, пока начнут запускать на погранпереход в одной очереди. С 11 марта поляки изменили схему движения на границе. Раньше водители с паспортами Евросоюза оформлялись отдельно, а для россиян было предусмотрено несколько очередей. Теперь же отдельно едут только фуры и автобусы, а водители всех легковушек, не важно, с какими паспортами, стоят в одной "колейке".


В 11 утра в субботу здесь ждет около 20 автомобилей. Гораздо больше, чем обычно, автомобилей из Германии.

– Мы не калининградцы, мы немцы. Нам нужно сегодня успеть выехать через Польшу в Германию, иначе на месяц завязнем тут. Они же объявили: 10 дней, а потом и 20. Скорей всего, продлят сроки, – говорит водитель Штефан. Вместе с семьей он возвращается на родину.

– Мы стоим с девяти утра, вот, уже четыре часа. Обычно все идет быстрее, ведь обычно работает две очереди. Если была отдельная очередь для Евросоюза, мы бы уже ехали, – говорит другой автомобилист из Германии, Лев.

Его спутницы Инна и Валерия русские, но живут в Берлине. В Калининград они приезжали на учебу, а теперь вынуждены срочно возвращаться.

– Из-за всех этих нововведений пришлось все бросить, иначе границу закроют, и мы не попадем, – говорит Инна. – Из Москвы в Калининград приехал супермассажист с мастер-классами. Мы приехали к нему на учебу, забронировали отель. Но случился форс-мажор, в итоге только половину курса смогли пройти. Потеряли деньги за курс, плюс деньги за отель. Жалко, конечно – и денег, и потерянной возможности учиться.

По словам Валерии, если в Калининграде все более-менее спокойно, то в Германии ажиотаж из-за коронавируса.

– Со вторника закрываются школы, детские сады, музеи. Люди все сметают с полок – макарон в магазинах нет. Нет ни масок марлевых, ни спиртовой жидкости дезинфицирующей. Люди скупают все подряд, тащат туалетную бумагу, – говорит Валерия.


Куда возвращаются немцы, понятно. Но куда едут калининградцы в последний день перед закрытием границы – учитывая, что вернуться нужно успеть до полуночи – вопрос. У каждого свои дела – кому-то нужно забрать срочный груз, кто-то хочет повидать друзей в Польше.

Калининградец Станислав в Польшу едет буквально на пару часов – за посылкой с документами.

– Человек ждет документы. Иначе я бы не поехал, страшновато все-таки. Но я до Бранево и обратно. Думаю, часа три еще постоим, впереди 10 машин. Но сегодня все не как обычно – наших мало, поляков почти нет, зато очень много немцев возвращается, – говорит Станислав.

– Вы какие-то меры будете предпринимать против вируса после возвращения домой?

– Конечно! Я даже здесь боюсь до чего-то дотрагиваться, в туалете тут на погранпереходе локтем кран, двери открываю. Это такие мелочи, которые лучше делать – чем черт не шутит. Я понимаю, что сейчас все нагнетается очень сильно, но береженого бог бережет. По мне – очень хорошо, что сейчас отрабатываются мероприятия на случай жуткой пандемии. У меня сейчас друзья вернулись из Европы, я не встречался с ними, сказал: "Спасибо, но нет". И вообще, они бы о своих родителях подумали. Мы-то, молодые, переживем, а вот пожилые.


В субботу ожидание в очереди на польском погранпереходе составило 4–5 часов. Зато возвращение в Россию, как и предполагал Станислав, прошло куда быстрее – проезд и польского, и российского пунктов пропуска занял всего 10 минут. Несколько машин здесь оформлялись одновременно. И такого на российско-польской границе не было, наверное, никогда. Правда, и температуру на въезде в Россию уже никто не измерял.

По данным на 14 марта, от коронавируса скончались за сутки 390 человек. Больше всего смертей в Италии – 175, на втором месте Иран – 97. Общее число смертей со времени начала пандемии – 5819. Всего зарегистрированных случаев заболевания коронавирусом – более 156 тысяч.


Во Франции, где заболели больше 16 тысяч человек и 674 погибли, на два месяца введено чрезвычайное санитарное положение.


Во Франции, где заболели больше 16 тысяч человек и 674 погибли, на два месяца введено чрезвычайное санитарное положение.

В стране действуют строгие ограничения на передвижение людей. Каждый раз, когда нужно выйти на улицу, требуется заполнить специальный документ.


В стране действуют строгие ограничения на передвижение людей. Каждый раз, когда нужно выйти на улицу, требуется заполнить специальный документ.

Работают лишь аптеки, продуктовые лавки, банки, автозаправки и табачные киоски. Все остальные магазины и учреждения закрыты.


Работают лишь аптеки, продуктовые лавки, банки, автозаправки и табачные киоски. Все остальные магазины и учреждения закрыты.

В Грузии инфицированы 54 человека, под наблюдением находятся более 290, на карантине — около трех тысяч.


В Грузии инфицированы 54 человека, под наблюдением находятся более 290, на карантине — около трех тысяч.

Из-за распространения коронавируса грузинские власти объявили чрезвычайное положение. Скопление более десяти человек карается санкциями.


Из-за распространения коронавируса грузинские власти объявили чрезвычайное положение. Скопление более десяти человек карается санкциями.

В минувшие выходные почти 200 человек, нарушивших правила самоизоляции, принудительно отправили на карантин.


В минувшие выходные почти 200 человек, нарушивших правила самоизоляции, принудительно отправили на карантин.

В России число пациентов с COVID-19 достигло 438 человек, 262 из них — в Москве.


В России число пациентов с COVID-19 достигло 438 человек, 262 из них — в Москве.

В российской столице действует режим повышенной готовности. Метрополитен закупает тепловизоры, дезинфицирует поезда и тоннели и отключает кнопки открытия дверей.


В российской столице действует режим повышенной готовности. Метрополитен закупает тепловизоры, дезинфицирует поезда и тоннели и отключает кнопки открытия дверей.

Запрещены любые досуговые мероприятия с числом участников больше 50 человек. Музеи и библиотеки закрылись до 10 апреля.


Запрещены любые досуговые мероприятия с числом участников больше 50 человек. Музеи и библиотеки закрылись до 10 апреля.

В Татарстане, где от COVID-19 лечатся шесть человек, действует особый санитарно-эпидемиологический режим.


В Татарстане, где от COVID-19 лечатся шесть человек, действует особый санитарно-эпидемиологический режим.

В Чехии число заболевших коронавирусом превысило 1100 человек, зафиксирован один смертельный случай.


В Чехии число заболевших коронавирусом превысило 1100 человек, зафиксирован один смертельный случай.

По всей стране ввели общенациональный карантин. Жителям рекомендовано не выходить без острой необходимости из дома, а на улице обязательно носить маску.


По всей стране ввели общенациональный карантин. Жителям рекомендовано не выходить без острой необходимости из дома, а на улице обязательно носить маску.

Людей, вышедших из дома без защитной маски, ждет штраф до трех миллионов крон (около 130 тысяч долларов).


Людей, вышедших из дома без защитной маски, ждет штраф до трех миллионов крон (около 130 тысяч долларов).

В США COVID-19 больны больше 35 тысяч человек. По числу заражений страна занимает третье место в мире после Китая и Италии. Около трети американцев находятся на карантине.


В США COVID-19 больны больше 35 тысяч человек. По числу заражений страна занимает третье место в мире после Китая и Италии. Около трети американцев находятся на карантине.

Власти Нью-Йорка, где число заболевших составляет треть от всех случаев по всей стране, призвали семьи долго не находиться в парках и не переполнять детские площадки.


Власти Нью-Йорка, где число заболевших составляет треть от всех случаев по всей стране, призвали семьи долго не находиться в парках и не переполнять детские площадки.

Президент США Дональд Трамп разрешил задействовать Нацгвардию для борьбы с коронавирусом в штатах Нью-Йорк, Калифорния и Вашингтон, где ситуация с заболеваемостью самая сложная.


Президент США Дональд Трамп разрешил задействовать Нацгвардию для борьбы с коронавирусом в штатах Нью-Йорк, Калифорния и Вашингтон, где ситуация с заболеваемостью самая сложная.

Алеся Корженевская, Минск

В стране борются не с вирусом, а с паникой вокруг него

Белоруссия продолжает оставаться одним из немногих островков спокойствия на фоне мировой пандемии нового коронавируса. Во всяком случае, такое впечатление складывается у иностранцев. Здесь открыты границы для туристов и не введен карантин для местных. Власть и Минздрав уверены: в этом нет необходимости. Между тем количество подхвативших коронавирус растет в стране с каждым днем.


Спроса пока, судя по всему, нет. Ни у немцев, ни у кого-либо другого. Вообще, пока все государства мира закрывают свои границы, стараются максимально прогнать людей с улиц и минимизировать любые контакты между ними, белорусы предпочитают не нагнетать обстановку и живут практически так же, как и до появления злосчастного коронавируса.

Первый же заболевший новым вирусом на территории Белоруссии — студент-иранец Парса — записывал аудиосообщения, находясь в инфекционной больнице Минска, и выкладывал их в Сеть. От камер случайных очевидцев не ускользнули очереди из десятков машин скорой помощи у той же инфекционки. Кое-кто умудряется вести прямые трансляции из специальных боксов для пациентов с подозрением на COVID-19. Вмиг становятся достоянием общественности истории о дальнобойщиках, вернувшихся из рейсов по Европе, которые убегают прямо из медицинских лабораторий, потому что боятся узнать результаты тестов. Им же снова на работу — не до вирусов! Так и прячутся по квартирам.

Как ни странно, на простых людей особого страху такие картинки не нагоняют.

В стране упорно продолжают игнорировать массовый карантин. Учреждения образования, офисы и производства за редким исключением работают в штатном режиме. Закрываются или переходят на дистанционку только в случае выявления заболевшего в коллективе и то с большой неохотой.


Нельзя сказать, что такое положение устраивает всех. Студенты Минска (в белорусской столице около 30 вузов) на прошлой неделе собрали 16 тысяч подписей под петицией с требованием перейти на дистанционное обучение. Естественно, получили отказ.

Любопытную меру пресечения паники предлагает Министерство антимонопольного регулирования. Пока во всем мире торговые сети переживают золотое время благодаря паникующим, которые закупаются туалетной бумагой, гречкой и солью, ведомство настоятельно рекомендует торговцам попридержать коней — отменить стимулирование продаж и рекламные акции для товаров длительного хранения, в том числе бакалеи, социально значимых товаров и товаров критического импорта. А когда в начале марта в интернете появилась информация о белорусской семье, которая по собственному желанию решила запереться дома на карантин на месяц-другой, ее буквально засмеяли и закидали нелестными комментариями, пришедшими со всей страны.


Все это вызывало улыбку и казалось здравым оптимизмом ровно до того момента, пока абсолютно все страны-соседки Белоруссии не ввели запрет на въезд для ее граждан. Новости на этот счет, правда, в стране встречали по-разному. Закрытие границ с западной стороны, например, никакого ажиотажа не вызвало, хотя очереди из грузовых автомобилей со стороны Польши растянулись на десятки километров. Желание украинцев отгородиться кордоном многих белорусов даже порадовало: наверное, потому что там не особо активно проверяют народ на наличие нового вируса. А вот в то, что белорусско-российскую границу все-таки закроют, большинство жителей республики не верили до последнего.

В ночь с 17 на 18 марта десятки легковых машин с белорусскими номерами ехали к переходам между странами с надеждой проскочить, как обычно. Но уже к утру журналисты выдали разочарованные репортажи: белорусов действительно впервые за четверть века не пускают в Россию! Грозные сотрудники ФСБ разворачивали народ даже там, где раньше и в помине не было шлагбаумов и КПП…

Планируется, что запрет на въезд продлится до 1 мая. Чем он аукнется для обеих стран, пока не знает никто. Правда, российское правительство поспешило заверить: на экономике нововведения никак не отразятся. Зеленый свет на пересечение границы по-прежнему дан дипломатам, сотрудникам международных организаций, дальнобойщикам, машинистам и пилотам, которые управляют транспортными средствами, следующими по международному маршруту. Будут впускать на территорию и тех, у кого есть временный вид на жительство.



С началом пандемии коронавируса правительство шаг за шагом принимало меры, чтобы исключить бесконтрольное проникновение заболевания на территорию страны. До сих пор они касались запрета на въезд для иностранцев и закрытия международного пассажирского авиасообщения. При этом россиянам формально ничто не мешало отправиться, например, на машине в какое-нибудь соседнее государство, если оно еще не успело ввести такие ограничения. Исключением разве что была граница с Китаем и Монголией, где осуществляется особый режим работы пунктов пропуска. Но теперь Россия изолируется от внешнего мира практически полностью.



В понедельник в полночь вступило в силу распоряжение правительства о временном ограничении движения через автомобильные, железнодорожные, пешеходные, речные и смешанные пункты пропуска, в том числе через сухопутный участок границы с Беларусью. Исключение сделано для граждан России, являющихся дипломатическими работниками и сотрудниками официальных представительств, водителями грузовиков, экипажами речных судов и поездов, членами официальных делегаций; для россиян, выезжающих в связи со смертью близкого родственника при условии предъявления копии свидетельства либо справки о смерти, а также документа, подтверждающего степень родства; для жителей Калининградской области, следующих транзитом через Прибалтику на поезде; для граждан России, постоянно проживающих в ДНР и ЛНР. Ограничения также не касаются иностранных граждан, включенных в распоряжение от 16 марта о запрете на их въезд в Российскую Федерацию.

"Конечно, мы не бросим наших граждан, которые сейчас по разным причинам оказались за границей, - заявил премьер-министр Михаил Мишустин на последнем заседании президиума Координационного совета по борьбе с распространением инфекции. - Минтранс и МИД должны обеспечить их возвращение на родину, а Росавиация поможет также иностранцам, которые находятся в нашей стране, добраться до дома". Росавиация получит из резервного фонда правительства 1,5 миллиарда рублей на компенсации затрат авиакомпаний, организующих спецрейсы для вывоза россиян из всех концов мира.

Глава Роспотребнадзора Анна Попова назвала этот процесс третьей волной возвращения граждан и новым вызовом для страны. Первая волна была в февральские праздники, вторая - в мартовские, и с обеими, считает она, удалось справиться. "Мы очень надеемся, что наши сограждане будут ответственно относиться ко всем требованиям, которые сегодня предъявляются", - сказала руководитель ведомства. Но опыт других стран, добавила Попова, показывает, что очень важно, как работает контроль за изоляцией больных, поэтому необходимо ускорить выполнение поручений для организации контроля по электронному следу.

Сегодня же в стране началась объявленная президентом нерабочая неделя. Она продлится до 3 апреля включительно. На этот срок правительство призвало регионы распространить у себя жесткие ограничения, принятые в Москве. "Они касаются прежде всего индустрии развлечения и досуга", - подчеркнул глава кабмина.

Михаил Мишустин обратился к гражданам с просьбой проявить на эти дни сознательность, отнестись к решениям серьезно и ответственно, в первую очередь воздержаться от поездок по стране, празднований важных дат. "Важно понимать - как правило, новый вирус привозят из поездок или заражаются им в людных местах", - подчеркнул Мишустин.



Жесткие заградительные меры необходимы именно для того, чтобы таких случаев не становилось больше. Они вырабатываются правительством на основании анализа шагов, предпринимаемых в других государствах, и, конечно, их эффективности. "Это ограничение въезда в страну, мобильности населения, а также самоизоляция. Только так мы сможем остановить распространение коронавирусной инфекции по всей стране", - уверен премьер.

"Мы понимаем, что эти ограничения неудобны, неприятны, приходится менять свои привычки, и для многих это воспринимается как своего рода испытание, причем достаточно серьезное. Давайте пройдем его достойно: без превентивных мер нам не обойтись, и продиктованы они не желанием в чем-то ограничить людей, а необходимостью сократить любые перемещения, отменить поездки, которые не вызваны крайними обстоятельствами", - призвал председатель правительства сограждан.

Мишустин с сожалением заметил, что не все понимают, насколько ситуация серьезная, легкомысленно думают, что их это не коснется. Он посоветовал таким людям посмотреть, чем такой подход обернулся во многих странах мира. "Наша задача - не дать опасному вирусу распространиться по всей стране. В этой ситуации президент и правительство обязаны принимать необходимые, даже жесткие решения, но сработают они только, если мы все вместе и каждый в отдельности их поддержим, будем неукоснительно следовать правилам, чтобы не ухудшать ситуацию, и не где-то за тысячу километров, а у себя дома, в семье, среди близких", - сказал премьер. "Быть дома сейчас - это самое главное для каждого из нас. Это небольшие ограничения по сравнению с жизнью и здоровьем", - уверен Михаил Мишустин.

Как пояснили "РГ" в Федеральной таможенной службе, ограничение распространяется на автомобильные, железнодорожные, пешеходные, речные и смешанные пункты пропуска и вводится в целях предупреждения проникновения на территорию России коронавирусной инфекции. "Движение грузового автомобильного транспорта и товарных поездов не прекращается", - уточнили в ведомстве.

Роспотребнадзор рекомендует организовать прием привезенного в Россию товара таким образом, чтобы минимизировать при разгрузке контакты водителя иностранной фуры с теми, кто получает товар. Иностранным после разгрузки предписывается максимально быстро покинуть нашу страну. Если же иностранному водителю все-таки нужно задержаться в России, то ему необходимо соблюдать режим самоизоляции. При этом иностранным дальнобойщикам нельзя будет снять номер в гостинице, хостеле, общежитии и других местах, где с водителем могут в одном номере оказаться другие люди. Те, кто заказывает доставку груза, должны позаботиться и об отдельном проживании дальнобойщика, если это потребуется.

Такие же правила действуют и для российских юрлиц и индивидуальных предпринимателей, которые занимаются самостоятельной доставкой товаров из-за рубежа. Водители, прибывшие из стран, в которых зарегистрированы случаи COVID-19, должны проходить карантин в условиях самоизоляции. Режим самоизоляции должен обеспечить работодатель в регионе, куда водитель доставил груз. Если дальнобойщики не соблюдают правила, их могут привлечь к ответственности и принудительно доставить в стационар. При ухудшении самочувствия водитель должен сразу же сообщить и своему работодателю, и в кол-центр оперштаба по предупреждению распространения коронавируса.

Закрытие границ не затронет коммерческие перевозки, подчеркнула вице-президент по ВЭД Ассоциации экспортеров и импортеров Евгения Леонова. При этом не важно, везет ли груз частный предприниматель или работник какого-то предприятия, на личной "Газели" или на фуре работодателя. Через границу пропустят автомобиль с товаром только при наличии необходимых документов. Они условно делятся на три группы - документы на транспортное средство (диагностическая карта, полис обязательного страхования), документы на водителя (водительские права) и документы (инвойс, упаковочный лист, Международная транспортная накладная (CMR - для автотранспорта). Всего требуется около десяти документов. Накладная является основным документом, она нужна при любой перевозке товаров в коммерческих целях. В ней написано, что грузоотправитель поручает перевозчику доставить груз. Инвойс - это общее наименование счета на оплаты, а в упаковочном листе содержится полный перечень товара в коробках, ящиках, паллетах и других видах упаковки.

Кроме того, может потребоваться Carnet TIR (книжка международных дорожных перевозок), добавляет юрисконсульт Российской ассоциации экспедиторских и логистических организаций Валерий Третьяков. Это разрешение на таможенный транзит груза через границы государств в опломбированных кузовах автомобилей или контейнерах с упрощением таможенных процедур. Действует такой документ в странах, подписавших международные таможенные конвенции 1959 и 1975 годов.

У России с сопредельными странами существуют соглашения о количестве проходящих через границу автомобилей. На основе соглашений выдаются разрешения на перевозку грузов. "Согласования проходят достаточно сложно, но все равно документ о разрешении на перевозку у водителя должен быть", - говорит Третьяков. На перевозку опасных грузов нужны отдельные документы, как и на грузы, скажем, подлежащие фитосанитарному контролю.

Международные коммерческие перевозки - достаточно серьезный профессиональный сектор транспортных услуг, отмечают эксперты. Если человек едет на собственной машине и везет собственный груз, он не будет пропущен. Или ему придется доказывать необходимость поездки.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции