Коронавирус оставит туристов дома летом

Поделиться сообщением в

Внешние ссылки откроются в отдельном окне

Внешние ссылки откроются в отдельном окне

Невиданный кризис в авиации развивается стремительно, и отрасль уже не верит, что авиакомпании переживут вспышку коронавируса без помощи властей и денег налогоплательщиков.

Сначала Азия, а следом Европа и Америка захлопнули воздушные ворота в надежде остановить эпидемию. Большинство авиалиний вынужденно сократили полеты до минимума. Самолеты стоят на земле, билеты не продаются. Но зарплату и долги все равно приходится выплачивать.

Такими темпами авиация долго не протянет - первых банкротств можно ждать уже к лету, предупреждают эксперты и руководители авиакомпаний. В понедельник три альянса, на которые приходится половина мирового флота, в совместном заявлении попросили поддержки у властей и аэропортов.

"Это исключительное время требует экстраординарных мер, - не скупились на эпитеты руководители oneworld, SkyTeam и Star Alliance. - Беспрецедентная ситуация, вызванная вспышкой коронавируса, представляет смертельную угрозу для авиационной отрасли".

Одни считают, что текущие ограничения на перелеты в мире (полный обновлямый список) нанесут серьезный урон только в том случае, если продлятся больше двух-трех месяцев. Другие настроены панически.

"К концу мая большинство авиакомпаний в мире будут банкротами. Власти и отрасль должны действовать согласованно и без промедления, если мы хотим избежать катастрофы", - написал отраслевой портал Centre for Aviation (CAPA).

Чем помочь?

Власти США, Франции, Германии, Великобритании, Норвегии, Нидерландов, Бразилии и России, среди прочих, уже пообещали помочь авиаторам, но пока не определились, каким именно образом.

Сами авиакомпании просили у правительств налоговых каникул и послаблений: снижения сборов с пассажиров или за пролеты. А у аэропортов - скидок на парковку вынужденно простаивающих самолетов.

Пока что они добились только приостановки правил распределения слотов в аэропортах, которые обязывают использовать их на 80% - или лишиться. Чтобы сохранить их, авиакомпании гоняли полупустые самолеты, и к их протестам постепенно присоединились борцы с глобальным потеплением. Власти пошли навстречу.

Американская FAA освободила от этого правила слоты в семи аэропортах до 31 мая. ЕС приостановил его до июня для полетов в Азию, но пообещал сделать то же и для других маршрутов. Сейчас власти ЕС оформляют это решение.

Другую просьбу европейских перевозчиков они пока не услышали: отсрочить ввод новых топливных сборов и других налогов, призванных стимулировать переход Европы в зеленое будущее.

"Европейским авиакомпаниям предстоят очень непростые времена, и очевидно, что для выживания отрасли потребуется согласованная поддержка со стороны властей", - сказал Йохан Лундгрен, глава EasyJet, одного из пяти крупнейших перевозчиков Старого Света.

Его коллеги наперебой делятся опасениями. Вот что они говорили в последние дни.

Шеф Finnair Топи Маннер:

"Сейчас уже ясно, что коронавирус - самый серьезный кризис в истории авиации".

Глава British Airways Алекс Круз:

"Авиация столкнулась с кризисом мирового масштаба, он хуже, чем Sars и 9/11 (теракты в США 11 сентября 2001 года). Мы больше не в силах поддерживать текущий уровень найма, и нам придется сокращать рабочие места: может, ненадолго, а может, и нет".

Шеф Delta Эд Бастиан:

"Никогда ранее мы не были свидетелями такого стремительного сокращения спроса".

Глава IAG (владелец British Airways, Iberia, Vueling и Aer Lingus) Уилли Уолш:

"У нас серьезное падение числа бронирований на всех направлениях и во всех авиалиниях, и мы ожидаем, что спрос останется вялым по меньшей мере до середины лета".

Глава IATA (Международной ассоциации воздушного транспорта) Александр де Жуньяк:

"Последуют ли банкротства, зависит от продолжительности и интенсивности кризиса. Если спад будет таким же существенным, как сейчас, и продлится более двух-трех месяцев, тогда авиакомпании столкнутся с трудностями".

Ричард Мориарти, начальник британского Управления гражданской авиации (Civil Aviation Authority):

"С такими трудностями авиация и туриндустрия никогда не сталкивались. И чем дольше это будет продолжаться, тем ниже шансы выжить у некоторых компаний".

Кто выживет?

Далеко не все молят о помощи.

Первым делом проблемы возникли у сильно закредитованных компаний. Часть из них кризис застал в стадии активного расширения бизнеса, и конкуренты, которых они хотели подвинуть, будут лоббировать против коврового орошения отрасли деньгами налогоплательщиков.

Ричард Брэнсон, владеющий Virgin Atlantic на паях с американской Delta, предложил британскому правительству поддержать авиакомпании льготами и кредитами почти на 10 млрд долларов.

Однако IAG, владеющая конкурирующей с ним British Airways, тут же выступила против дотаций - у нее солидная подушка безопасности в виде 11 млрд долларов наличных, и она уже удачно отговорила власти спасать первую жертву кризиса - региональную Flybe.

"В этом кризисе козырь - кэш", - говорит Майкл Даф из The Airline Analyst.

По его мнению, крупнейшие авиалинии, летающие на прибыльных трансатлантических маршрутах, переживут кризис, если он продлится от трех месяцев до полугода.

"А вот второстепенные игроки, а также региональные авиакомпании и национальные перевозчики в Европе стоят перед угрозой исчезновения", - полагает он.

Западные страны должны выступить единым фронтом и поддержать авиакомпании, иначе отрасль восстанет из пепла нынешнего кризиса совсем в другой конфигурации, пишут аналитики Centre for Aviation.

Победителями выйдут авиакомпании, за которыми стоят государства, отягощенные геополитическими амбициями. Вроде Китая или арабских стран. Американцы при поддержке влиятельных профсоюзов наверняка добьются субсидий. Некоторые страны Европы поддержат своих.

"А вот у частных авиакомпаний перспективы далеко не такие радужные", - дообавляют эксперты Centre for Aviation и предупреждают, что мир, в котором останутся только крупные и национальные авиакомпании, опасен для конкуренции, прав потребителей и туристической отрасли.

За неделю до того, как Америка и Европа развернули авиапассажиров, Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) оценивала сокращение оборота авиакомпаний из-за вспышки вируса в 113 млрд долларов в 2020 году. А ведь всего пару месяцев назад она обещала им рост выручки на 4% до 870 млрд долларов и прибыль в 30 млрд.

О доходах больше никто не вспоминает, лишь бы выжить.

Страдают не только авиакомпании. Ассоциация европейских аэропортов сообщила, что на прошлой неделе пассажиропоток сократился вдвое после падения на четверть неделей ранее. За январь-март они недосчитаются более 100 млн пассажиров и 2 млрд евро выручки.

Кто и как ужался

Крупнейшие бюджетные авиакомпании Европы Ryanair и EasyJet поставили большинство самолетов на стоянку и не исключают полного прекращения полетов.

IAG, владелец British Airways, Iberia, Vueling и Aer Lingus, оставит в небе лишь 25% кресел в течение апреля-мая.

У Lufthansa простаивают две трети флота.

Virgin Atlantic к 26 марта сократит мощности перевозки пассажиров на 75%, а в апреле - на 85%.

Air New Zealand - аналогично.

Finnair, SAS, Air France-KLM, Cathay Pacific - каждая на 90%.

Air Baltic прекратила все полеты.

Norwegian отменила 4000 рейсов и сокращает половину сотрудников.

Korean Air предупредила, что коронавирус угрожает ее существованию.

Delta сократит число рейсов примерно на 40%, оставит на земле 300 самолетов и сократит расходы на 2 млрд долларов.

American Airlines отменила почти все международные рейсы.

Qantas снизит перевозки на международных направлениях на 90%, на внутренних - на 60%.

Все новости

В материале рассказываем о том, как сейчас происходит возврат денег за туры и что может быть дальше

Пустые пляжи Таиланда

Фото: Евгения Чашкина

Наталья в сфере туризма проработала более десяти лет. Сейчас она менеджер в крупном пермском агентстве. Как и все пермяки, о коронавирусе она впервые услышала в конце декабря — начале января. Для Перми эти сообщения были особенно неприятными — с конца октября 2019 года авиакомпания AZUR AIR начала летать на остров Хайнань, туристы отдыхали там на курорте Санья. После открытия прямых перелетов многие выбирали именно это направление, потому что сервис там был на хорошем уровне, а цена ниже.

Зимой в Азии самый сезон

Фото: Евгения Чашкина

— Направление пользовалось большим спросом: относительно недорогие туры, хорошая инфраструктура на курорте. Была возможность улететь на неделю, в отличие от таких направлений, как Таиланд или Вьетнам, — вспоминает Наталья. — Из регионов не очень большое разнообразие полетной программы, поэтому Китай стал популярен в этом году среди пермских туристов. Продажи шли отлично.

— Туристы могли улететь в другую страну, перенести при этом деньги в счет новых заявок или вернуть деньги по условиям договора с туроператором, — рассказывает девушка. — В туризме и раньше были неприятные ситуации, столько мы всего пережили. Поэтому настроены были оптимистично.

Многие сменили Китай на Турцию

Фото: Тимофей Калмаков

Наталья вспомнила, какие глобальные события последние годы влияли на её работу:

• 2015-й — доллар — 65 рублей, евро — 73 рубля, закрытие Египта, а затем и Турции;

• 2020-й — коронавирус, доллар — 75 рублей, евро — 85 рублей.

— Вирус в Китае приобретал массовость. Но раз страну закрыли, то наши люди не паниковали, да и не верили, что это может так далеко зайти, — вспоминает Наталья. — Еще в феврале туристы достаточно активно бронировали различные направления отдыха и на ближайшее время (Таиланд, Вьетнам, ОАЭ), и на лето (Турция, Тунис, Кипр, Греция). В этом году было очень много продаж именно на лето по раннему бронированию. Потому что цены были действительно выгодней, чем в разгар сезона.

На улицах заграничных городов

Фото: Тимофей Калмаков

После Китая карантин стали вводить в странах Европы, где началась вспышка заболевания. В Европу пакетных туров не так много, поэтому ограничения там серьезно отразились на самостоятельных туристах. Кто мог, отменял отпуска и муторно возвращал деньги. Если за жилье это еще можно было сделать относительно просто, то с самолетами труднее. Многие берут самые дешевые невозвратные билеты. В этом плане летать чартерами оказалось выгоднее — есть туроператор, который обязан вывезти туриста из страны.

Карантин в превентивных целях ввел Израиль. Все, кто прибывает в страну, обязаны провести две недели в изоляции. Выходить из дома нельзя — за это грозит штраф. Жить в отеле нельзя. Если жить негде — возвращайся туда, откуда приехал. Тогда это казалось перебором. Сейчас уже нет.

Середина марта в Турции

Фото: Тимофей Калмаков

— Иногда туристы звонят и спрашивают, как будут обстоять дела с этим вирусом в ближайшее время. Но мы, к сожалению, не Ванги, не вирусологи, не аналитики, — сетует Наталья. — К тому же туризм параллельно настигло еще несколько напастей, будто одного коронавируса нам мало! Например, обострение ситуации между Россией и Турцией. Туристы, конечно, распереживались из-за летнего отдыха. Да и мы сами постоянно на нервах. Но поддерживали клиентов, как могли. Вроде визит президента Турции Эрдогана в Россию 5 марта всех успокоил.

Но аккурат к 8 марта начался обвал рубля. Прогноз на 10 марта был шокирующий.

— Бедные туристы, кто не оплатил тур по старому курсу, рисковали попасть на курсовую разницу, — объясняет Наталья. — Война с Турцией и курс доллара были основными вопросами и страхами. Про вирус все забыли, и, казалось, он утих.

Но нет. Евро по сто рублей и подешевевшая нефть были небольшой передышкой от коронавируса. Вскоре всё вернулось с новой силой. С середины марта страны одна за другой начали вводить карантин для приезжих.

Тайский Будда спокоен. И мы постараемся не паниковать

Фото: Евгения Чашкина

Индия отменила действие туристических виз. Филиппины не впускают и не выпускают никого из столицы. Европейские страны начали пускать только своих граждан, установили комендантский час и штрафуют тех, кто гуляет без цели. Таиланд требует справку об отсутствии коронавируса и повышенную страховку. Эмираты закрывают пляжи. До последнего держалась любимая Турция.

Еще неделю назад туда можно было уехать, что некоторые и сделали. В Эмиратах еще можно было погулять, хоть там уже и закрыли пляжи. Но с 27 марта Россия прекращает авиасообщение с другими странами. Исключение — только спецрейсы, которые везут россиян домой.

— Сейчас туроператоры полностью остановили выплаты. Все деньги остаются на депозите до 31 декабря 2021 года, — объясняет Наталья. — Те, кто планировал поездку на лето и уже всё оплатил, могут аннулировать всё с фактически понесенными расходами. Но в условиях форс-мажора деньги будут возвращать дольше, чем обычно. Поэтому Ростуризм призывает подождать, пока ситуация стабилизируется, и перенести поездку на более позднее время.

Когда мы опять увидим теплое море?

Фото: Евгения Чашкина

Конкретно в компании, где работает Наталья, не так много клиентов аннулируют туры и требуют возврата денег. А смысл? Сейчас всё равно никуда не уехать. И если совсем недавно менеджеры работали с утра до ночи, то сейчас уже по сокращенному графику.

— Благоразумных туристов достаточно. Многие понимают, что виноватых здесь нет и мы зависим от обстоятельств, — объясняет девушка. — А так — мы остались без работы на ближайшее время. Вернее, без зарплаты. Сейчас решаем вопросы с туристами, с туроператорами. Но надо переждать, всё образуется. Если и мы будем паниковать, что тогда туристам делать? Стараемся их поддерживать. Работаем по сокращенному графику, просто нет смысла сидеть целыми днями в офисе. Но туристов мы, конечно, не бросим и уверены, что каждый еще отправится в долгожданный отпуск.

Сейчас у оплативших туры клиентов есть несколько вариантов. Первый — оставить деньги на депозите и потом, когда ситуация будет лучше, думать, где отдыхать. Второй — требовать деньги с турагентства. Вам их могут вернуть, но с учетом фактически понесенных затрат. Дело в том, что турагент передает деньги туроператору, а тот уже перевозчику и отелю. Сейчас все эти средства потихоньку возвращают. Но из-за карантина в других странах, объемов возврата и общего форс-мажора всё происходит очень медленно.

Если вы решили судиться, то имейте в виду, что сейчас из-за коронавируса суды прекратили рассмотрение несрочных дел. В обращении к гражданам президент объявил о моратории на банкротство. Так что и по этой процедуре вернуть деньги быстро не получится. Ростуризм очень просит не судиться, войти в положение и подождать.

Туристов нет совсем — одни местные жители

Фото: Тимофей Калмаков

Следующая неделя официально объявлена выходной. Прям новогодние каникулы посреди весны. Куда же отправиться, если очень хочется? Пока, например, есть такой вариант, как Сочи. Но с понедельника там закрываются все кафе. И кто знает, что будет потом.

— Сейчас там полно туристов, наверное, потому что очень хочется просто отстраниться от этой паники. Хотя, может быть, и стоит паниковать? Никто не знает, — рассуждает Наталья. — Но не исключено, что в скором времени закроют и внутренние рейсы. Мы, конечно, рекомендуем воздержаться от поездок в ближайший месяц. А как только все это закончится, а рано или поздно так и будет, приходите планировать долгожданный отдых на море.

В этом году, безусловно, будут очень популярны Крым и Краснодарский край.

Надеемся, у вас остались хорошие впечатления и много ярких фото от зарубежного отдыха. Пока нам светит только внутренний туризм

Фото: Евгения Чашкина

Пока ситуация в мире и в стране очень нестабильная. В Китае эпидемия сходит на нет, в Европе самый разгар, а в России с каждым днем выявляется всё больше зараженных. Так, в Прикамье за вчерашний день подтвердили пять новых случаев коронавирусной инфекции. Всего в регионе уже десять заболевших и более трех тысяч человек сидят на карантине.

А всю актуальную информацию о коронавирусе в Прикамье мы собираем в онлайн-трансляции.



В России уже начались акции раннего бронирования на лето - это дает возможность сэкономить на покупке тура до 40%. Об этом на брифинге в пресс-центре ТАСС рассказала исполнительный директор Ассоциации туроператоров (АТОР) Майя Ломидзе. По наблюдениям аналитиков АТОР, уровень заболеваемости коронавирусом в той или иной стране пока практически не влияет на выбор российских туристов. А Юго-Восточная Азия по-прежнему остается популярным направлением.

"Тем не менее мы видим, что туристы тщательно мониторят ситуацию, делая сейчас выбор преимущественно в пользу направлений, где шансов столкнуться с гостями из Китая минимален", - пояснила Майя Ломидзе.

Страхи, связанные с коронавирусом, по данным туроператоров, несколько притормозили темпы раннего бронирования летних направлений.



Если в середине января объемы приобретаемых по акции раннего бронирования туров у ведущих туроператоров на 20-30%, а то и на 50% превышали прошлогодние значения, то уже к концу февраля столь динамичного взлета продаж участники рынка не видят, хотя объемы ранних продаж по-прежнему больше, чем в начале 2019 года.

В целом прогноз на будущее сдержанно-оптимистичный. Куда же едут отдыхать россияне? В прошлом году, по данным АТОР, больше 80% российских туристов для отдыха выбирали пляжные направления, поэтому неожиданностей в вопросе лидерства не было: направлением номер один в российском выездном туризме оставалась Турция. За ней с большим отрывом шли Таиланд, Италия, Испания, Греция, Кипр, Тунис. Среди стран СНГ лидировала Беларусь, и это при том, что моря в республике нет.

С большой охотой в 2019 году россияне отдыхали и дома. Лидерами среди массовых пляжных направлений внутреннего туризма оставались Краснодарский край (особенно Сочи) и Южный берег Крыма. Средняя стоимость недельного тура на двоих в трехзвездочный отель с завтраками в высокий сезон на юг России составила 70-75 тысяч рублей. В топ экскурсионных направлений в целом по году вошли Санкт-Петербург, Москва, Казань, Золотое кольцо и Калининград.

В Беларуси тоже растет число путешествующих. Рейтинги и тенденции в этой сфере прокомментировал замдиректора Департамента по туризму Министерства спорта и туризма Беларуси Виталий Грицевич:

- Лидером топ-5 является Египет. Это направление показывает стремительный рост с 2017 года. Популярность египетских курортов обусловлена возможностью по сути круглогодичного отдыха на морских курортах и невысокой ценой. Второе место занимает Турция, чей берег привлекателен для 150 тысяч белорусов.

Развивается и украинское направление. Ближайшее расстояние до теплого моря - пляжи Одесской области, где белорусы проводят летом выходные. Близко, недорого, не требуется оформление визы. Даже без учета потока самостоятельных туристов, которые ездят в соседнюю страну на собственных авто, украинское направление занимает стабильное третье место. Если в 2017 году в Украине побывала 91 тысяча организованных туристов, то в последние два года - более сотни тысяч. Одесские курорты стали выбирать многие туристы, прежде предпочитавшие отдыхать в Болгарии. Отчасти поэтому прежде очень популярная у белорусов Болгария начала сдавать позиции. Если в 2017 году из Беларуси туда выехали 62 тысячи туристов, то в 2018-м - уже 50 тысяч. И такая тенденция сохраняется.



Пятерку лидеров в предпочтениях белорусов замыкает Россия. Опять же - по организованным турам. В последние два года количество организованных туристов, выехавших в РФ, составляет около 47-48 тысяч. Хотя еще в 2015-м их было 130 тысяч. Эксперты подчеркивают: потребность в организованных турах в Россию с развитием технологий, повышения грамотности туристов снижается. Тому способствуют отсутствие языкового барьера, возможность недорогих перелетов. И если отправиться, к примеру, на осмотр природных красот Карелии большинство путешественников все же предпочитают с сопровождающим, то посмотреть Москву или Питер, а также отдохнуть на курортах Краснодарского края туристы хотят самостоятельно, забронировав через интернет гостиницы, оплатив услуги экскурсовода, строя программу поездки исходя из собственных желаний. Точно такие же самостоятельные путешествия белорусы в последние годы выбирают по другим соседним странам - Польше и Литве.

Из новых тенденций, характерных для туристических предпочтений жителей Беларуси, эксперты называют интерес к Албании, пляжи которой не уступают популярным пляжам Черногории и заметно поднявшей качество услуг за счет вложений в инфраструктуру, а также открытие курортов Юго-Восточной Азии. Последние пока нельзя назвать массовым направлением - Таиланд, как и Вьетнам, ежегодно посещают не более 5-6 тысяч туристов из Беларуси. К тому же нынешняя ситуация с коронавирусом отобьет охоту у многих желающих отправиться по этому направлению. С другой стороны, похоже, стоит ожидать роста внутреннего туризма.

Камчатка, открывшаяся миру в 1991 г. (одновременно с другими закрытыми в СССР городами и территориями – Владивостоком, Свердловском, Горьким и др.), стала за эти годы направлением элитарного экологического туризма. Поток туристов, включая иностранных, постепенно растет, но Камчатка все-равно остается камерным направлением. Пиковый сезон – лето, когда существующих отелей не хватает, а потенциал роста туристического потока – увеличение зимнего предложения, говорит руководитель агентства по туризму и внешним связям Камчатского края Алёна Стратонова. Число иностранных туристов Камчатка надеется нарастить за счет увеличения заходов круизных судов, добавляет она.

Эпидемия коронавируса тревожит власти Камчатского края и местных игроков турбизнеса: большое число туристов прибывало на Камчатку из Китая и Южной Кореи, а как раз в этих странах оказалось наибольшее число заболевших, что уже привело к закрытию границы с Китаем. Но высокий сезон еще не начался, успокаивает Стратонова, а пока власти думают, как помочь бизнесу и переориентировать туристические потоки.

– Мы – с точки зрения объема туристического потока – маленькие. Потому что Камчатка – не про массовый туризм, не про автобусные туры с большим количеством музеев в городе. Камчатка – скорее для любителей активных путешествий, экологического туризма и специфических видов отдыха – рыбалки или охоты.

Авиабилеты на Камчатку могут сильно подорожать

В прошлом году Камчатку посетили около 240 000 человек. Число иностранцев возросло почти вдвое – в 2019 г. к нам прибыли с туристскими целями более 36 000 иностранных граждан, причем больше половины – на круизных судах. У нас в целом очень хорошая динамика по круизам. Наш порт в 2019 г. обслужил 20 круизных лайнеров, в том числе экспедиционных. В 2018 г. их было 12. (Кстати, во Владивостоке сопоставимые показатели по количеству судов, но Приморский вокзал Владивостока может принимать круизные суда больших размеров: Петропавловский сейчас обслуживает суда длиной до 300 м и вместимостью в среднем до 3000 пассажиров, причальная инфраструктура в Приморье уже сейчас позволяет принимать 5-тысячники).

– Как правило, круизные программы, – особенно это касается больших лайнеров, – предполагают однодневное посещение порта: за день туристы осматривают отдельные достопримечательности в городе и ближайшие к нему природные объекты, затем суда отправляются в другие порты.

Конечно, нам интересно побудить туристов задержаться, провести на Камчатке больше времени, остановиться в наших гостиницах, посмотреть уникальные природные объекты, в конце концов – оставить больше денег на территории. Сейчас круизных программ, которые бы предполагали остановки в порту на несколько дней, не так много. Как правило, это экспедиционные программы. К примеру, камчатский туроператор в этом году запустит уникальные маршруты по Дальнему Востоку, Арктике и Северному морскому пути на небольших российских круизных судах, – таких проектов в стране нет. В рамках стоянок в наших портах – программы на берегу более расширенные.

Но мы заинтересованы и в приходе на этот рынок иностранного флота. На Восточном экономическом форуме в 2019 г. мы с коллегами из Владивостока, Сахалина и Чукотки подписали соглашение о совместном продвижении наших регионов как единой круизной дестинации. Наша цель – привлечь к российскому Дальнему Востоку внимание круизных компаний ближайших стран АТР и запустить новые маршруты с посещением дальневосточных приморских территорий, корейских, японских, китайских портов. Первый тур по Владивостоку, Камчатке и Сахалину мы с коллегами из Морского пассажирского терминала Владивостока сделали для подразделения корейского холдинга Lotte, которое занимается круизным туризмом. Они открыли для себя Камчатку и отметили, что им было бы интересно делать смену пассажиров круизных лайнеров именно на Камчатке. Мы надеемся, что такая возможность у нас появится через несколько лет, когда будет построен новый терминал международного аэропорта.

– На этом этапе речи о повышении платы за пользование аэропортовой инфраструктурой не идет. Рассчитанные тарифы (они могут быть введены только после запуска в работу нового терминала) учитывают объем инвестиций в новую стройку – а это 7 млрд рублей только в сам терминал. На сегодня это крупнейший инфраструктурный проект на Камчатке, от которого напрямую зависит в том числе, развитие туризма. Действующий терминал не может обеспечить даже существующей потребности, особенно это касается нашего международного сектора. Это главный барьер для расширения маршрутной сети, в первую очередь, международной. Проект довольно серьезный для страны в целом и вполне может претендовать на государственную поддержку – к примеру, субсидирование процентной ставки по кредиту. Профильные ведомства в правительстве страны этот вопрос уже прорабатывают.

С учетом того, что господдержка напрямую повлияет на тариф, мы надеемся, что такие решения будут найдены.

Константин Шестаков: В дни ВЭФа его гости оставляют в экономике Владивостока 300 млн рублей

Как сделать бизнес на вулканах

До многих природных парков, в том числе и тех, что включены в список всемирного природного наследия ЮНЕСКО, можно добраться на автомобиле всего за несколько часов.

Сейчас у нас активно развивается этнотуризм. В окрестностях краевой столицы работают несколько десятков стойбищ, этнодеревень и собачьих питомников.

Ну, и конечно, было бы странным приехать на Камчатку и не искупаться в горячих источниках. У нас есть несколько рекреационных зон, где в гостиницах есть оборудованные источники с термальной или минеральной водой. Ближайшая – это Паратунская зона всего в 30 км от аэропорта. Там несколько десятков баз отдыха и гостевых домов, санаториев. Там же в рамках ТОР сейчас строятся еще несколько крупных объектов, в том числе большой гостиничный комплекс с бальнеологическим центром. В 100 км от города – Начикинский санаторий, где в советские годы была всесоюзная здравница, и где проходили реабилитацию спортивные сборные; целебная вода – на базах отдыха в национальном селе Эссо в центральной Камчатке, в Апачинских горячих источниках в 180 км от краевого центра. Я считаю, что это тоже перспективная локация, которая к тому же находится на пути в Усть-Большерецкий район, один из самых популярных для рыболовства. Камчатка – это место, где нерестятся все виды тихоокенских лососей. В реке Большая, например, – фантастическая рыбалка на чавычу и кижуча! Впрочем, исключительная рыбалка – почти на всех реках Камчатки.

– В лидерах – США. Затем Китай – это характерно для всей России: огромное число китайских туристов полетело отдыхать. На третьем месте у нас Германия, затем идут Корея и Япония.

У нас уже довольно стабильный поток туристов, которые прибывают авиарейсами напрямую из Японии: японцы любят Камчатку, экологический туризм у них востребован. Я считаю, что для Камчатки это очень правильные туристы.

Немцам также интересен в первую очередь экологический туризм – они, как правило, путешествуют по заповедникам и паркам пешком и любуются природой.

У нас уже много лет есть устойчивый поток туристов из южного Китая. Южнокитайский турист востребован у российских туроператоров, поскольку это, как правило, организованные группы, которые приезжают на большие и насыщенные программы. Вообще, нам интересен весь рынок ближайшего к Дальнему Востоку АТР, это в первую очередь, возможности для прямого сообщения. Европа – тоже активно развивающееся направление, к нам уже сегодня едут представители многих стран. С Индией тоже начинаем работать. Тут, надеюсь, нам поможет тот факт, что на ВЭФе-2019 был подписан договор, в соответствии с которым компания Tata Power будет разрабатывать месторождение каменного угля на севере Камчатки – это один из крупнейших проектов российско-индийского сотрудничества.

– Пока делать выводы об ущербе туротрасли рано. Но уже понятно, что ситуация в предстоящем туристском сезоне будет довольно сложной. Если говорить о фактической ситуации – закрытие границ с Китаем уже привело к отмене отдельных групп в весенний период у камчатских туроператоров. Пока их не так много – это связано с тем, что высокий сезон у нас все-таки начинается летом. Тем не менее, отрасль уже несет убытки. И если ситуация не изменится, к лету они существенно возрастут. Аналогичная ситуация может быть с Кореей и отдельными европейскими странами. Все зависит от того, как долго будет сохраняться сложная эпидемиологическая обстановка.

АТОР оценила ущерб турбизнеса от коронавируса в 27 млрд рублей

Уже сейчас мы видим и определенные риски с круизными судами. Круизная программа на Камчатке должна стартовать в мае и, думаю, все участники этого рынка сейчас как минимум, в состоянии обеспокоенности, ведь значительная часть программ проходит через азиатские страны.

Поэтому мы сейчас все возможные варианты прорабатываем. Я говорю не только о взаимодействии власти, экстренных служб, санитарных врачей для того, чтобы предотвратить факты завоза вируса на полуостров (нам в этом смысле чуть повезло с географией). Но нужно думать и о том, как замещать иностранный поток, который может не приехать. На днях встречаемся с бизнесом, будем обсуждать корректировки в нашу маркетинговую стратегию, вероятно, переориентироваться в большей степени на российский рынок. Это пока самое надежное направление. И постараемся поддержать бизнес в этот сложный период – по поручению губернатора сейчас прорабатываем механизмы государственной поддержки для отрасли.

У нас действительно сложные природные условия: и климатические, и местность очень сложная, особенно когда речь идет о горных районах. Так что для нас аттестация инструкторов-проводников, гидов-переводчиков и даже экскурсоводов очень важна. Вопрос, как урегулировать деятельность людей, которые работают в туризме, и компаний, которые должны играть по нормальным правилам, давно обсуждают на уровне правительства. Сейчас в Госдуму внесено несколько законопроектов. Один из них – об обязательной аттестации. Его давно ждут, и на мой взгляд, он более чем продуманный и отвечает реалиям, за исключением требований по инструкторам-проводникам. Первоначально при разработке первых законопроектов об аттестации предполагалось, что оценкой компетенций инструкторов-проводников будут заниматься профильные организации – например, федерации альпинизма, спортивного туризма. В предложенной редакции оценкой компетенций предложено заниматься учебным заведениям с соответствующей материальной базой. Но тогда вопрос – если учебное заведение готовит специалистов, может ли оно [беспристрастно] оценить их качество или профессиональные навыки? Тем более с учетом того, что инструкторы – это все же люди с большим практическим опытом. Мы направили свои предложения в качестве поправок к законопроекту, очень надеемся, что они будут учтены.

Еще одна давно ожидаемая мера – регулирование турагентской деятельности. Законопроект о создании реестра турагентов тоже внесен в Думу. Он призван организовать нормальное законодательное регулирование этой части рынка и исключить злоупотребления этим статусом со стороны не очень добросовестных участников. Мы видим, что сейчас многие турагенты работают на направлении въездного турима, по сути, подменяя туроператоров. Но вместо того, чтобы ввести ответственность для самих турагентов разработчики закопроекта предлагают переложить эту ответственность на туроператоров, что на взгляд туристского сообщества Камчатки, как минимум, несправедливо.

– Да, но пока только на добровольной основе. И мы уже ввели ее в конце прошлого года. С учетом того, что вопросы подготовки кадров в туризме для нас крайне важны, несколько лет назад правительство края совместно с Петропавловским филиалом РАНХиГС запустило новый образовательный проект – программу профессиональной переподготовки экскурсоводов и позднее – гидов-переводчиков. У нас очень серьезные преподаватели, серьезная программа: от первой медицинской помощи, вопросов безопасности, географии и топонимики до уклада жизни коренных народов Камчатки и культурных особенностей наших зарубежных гостей.

В 2020 г. мы думаем подступиться к подготовке инструкторов-проводников. Хотя, честно говоря, по-прежнему не очень понятно, как это делать, ведь в профессию должен приходить уже подготовленный человек, который ни один год занимается туризмом или альпинизмом.

В советское время было огромное количество туристских и альпинистских клубов, – там работали профессионалы, я сама занималась в таком. Сейчас они, конечно, тоже есть – но далеко не в том состоянии. И откровенно говоря, очень мало организаций, которые работают с детьми, начинают с юных лет им прививать любовь к походам. Плюс нормативная база: если досконально следовать всем требованиям, детям в лес сейчас вообще нельзя – потому что лагерь, где они ночуют, должен быть огражден забором, нужны источники питьевой воды и проч.

У нас на Камчатке есть несколько сильных детских клубов, Дом детско-юношеского туризма и экскурсий при Минобразовании делает очень крутые программы. Но и этого недостаточно, ведь на таких территориях, как Камчатка, туризм должен быть массовым явлением.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции