Коронавирус чрезвычайное положение в россии

Введение чрезвычайного положения — это самый жесткий и пока наименее вероятный из сценариев. Но теоретически основания для него могут найтись, как нашлись они уже в некоторых европейских странах, в чьих столицах еще в выходные жизнь текла своим чередом, а теперь фактически действует комендантский час и для его поддержания введены войска.

Здесь уместно напомнить, что 11 марта Всемирная организация здравоохранения официально объявила пандемию коронавируса SARS-CoV-2 (или коронавирусной инфекции COVID-19). А еще раньше болезнь успела попасть в национальный перечень социально важных заболеваний. Тем самым формализовано то внимание, которое придается и самому заболеванию, и мерам по борьбе с ним.

По закону ЧП может быть введено как по всей стране, так и в ее отдельных частях. В масштабах России чрезвычайное положение не вводилось ни разу, и если в Кремле все-таки решатся пойти на такое, то создадут прецедент. Зато особый правовой режим уже не раз действовал в отдельных субъектах. В основном это касалось Северного Кавказа. Но 3–4 октября 1993 года, в дни известных событий, последовавших за роспуском Верховного совета, чрезвычайное положение действовало и в Москве.

Как уже сказано, ЧП объявляет президент — своим указом. Однако в течение 72 часов его легитимность должен подтвердить Совет Федерации. Теоретически палата может и отказать, но в наше время сенаторы, конечно, все одобрят, причем и в гораздо более сжатые сроки.

Закон позволяет вводить ЧП общефедерального уровня только на 30 суток, а в отдельных регионах — сразу на 60. Возможно, это аргумент для введения чрезвычайного положения не на всей территории страны, а, например, только в городах-миллионниках. При необходимости действие особого правового режима может быть продлено, хотя для этого снова понадобится голосование в Совете Федерации. Кстати, на время действия указа о ЧП обе палаты парламента продолжат функционировать.

А вот полномочия региональных и местных органов власти могут быть ограничены и даже приостановлены. В первом, более мягком случае, на территории чрезвычайного положения президентом назначается комендант, призванный координировать работу прежде всего силовых ведомств, но у него будут полномочия участвовать в принятии решений публичной власти. Во втором случае функции территориальных властей частично или полностью берет на себя орган временного специального управления (комендант становится вторым лицом в этом органе). При необходимости глава государства может заменить временное управление федеральным, и тогда территория фактически начинает управляться из Москвы.

Разумеется, особый правовой режим предусматривает ограничения прав и свобод граждан. Например, во время действия ЧП невозможны никакие выборы и референдумы (привет общероссийскому голосованию), нельзя бастовать, отменяются массовые мероприятия. Последнее важно, учитывая, что впереди — пасхальные и другие религиозные мероприятия, далее Первомай и, наконец, День Победы. Также нужно быть готовыми к ограничению свободы передвижения, в том числе внутри населенных пунктов, досмотрам и общему усилению охраны общественного порядка. Кроме того, согласно букве закона, возможно ограничение экономической и финансовой деятельности, особый порядок оборота продовольствия и предметов первой необходимости.

Важно, что помимо перечисленных общих ограничений закон предусматривает дополнительные — но строго в зависимости от типа обстоятельств, которые привели к введению ЧП. В числе таких дополнительных ограничений возможны и комендантский час, и цензура, и обыски с изъятием, и продление ареста подозреваемым в особо тяжких преступлениях. Однако все эти меры должны вводиться только в ответ на угрозы конституционному порядку (статья 12 Закона).

В случае же со стихийными и техногенными катастрофами, к которым отнесены и эпидемии, предусмотрены лишь карантин, временное переселение граждан в безопасные районы, а также мобилизация граждан на аварийно-спасательные работы (с выплатой компенсаций и зарплат). Это установлено статьей 13.

В любом случае законом запрещается создание чрезвычайных судов, ускоренное судопроизводство. В случае невозможности осуществления правосудия судами, действующими в зоне чрезвычайного положения, Верховный суд вправе изменить территориальную подсудность рассматриваемых дел. То есть дела, которые должны рассматриваться, скажем, в Челябинске, будут слушаться, например, в Екатеринбурге. И, пожалуй, главное: при введении любого чрезвычайного положения в президентском указе должен быть установлен исчерпывающий перечень ограничений, которые вводятся на период действия особого режима. По крайней мере, всегда будет возможность соотнести действия комендатуры или временной администрации с исходным документом.

Здесь все проще. Есть чрезвычайная ситуация — обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате какого-то бедствия, способного повлечь или повлекшего за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей, материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей (обратите внимание на схожесть формулировки с той, что есть в законе о ЧП). Есть комплекс мер, нацеленных на предупреждение этой ЧС или на ее ликвидацию. Если зона ЧС охватывает два и более субъекта РФ, предусмотрен федеральный уровень реагирования. Для этого не нужен даже указ президента — достаточно решения правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, которой руководит глава МЧС.

О приостановке прав и свобод речь и в этом случае не идет, о чем в законе даже есть специальная оговорка. Но режим ЧС наделяет власти полномочиями, вполне адекватными складывающейся ситуации.

В привязке к режиму ЧС нельзя не упомянуть о давно полюбившейся российским чиновникам норме закона (№ 44-ФЗ от 5 апреля 2013 года), которая позволяет проводить экстренные государственные и муниципальные закупки товаров и услуг, необходимых для ликвидации ЧС. Такие закупки можно осуществлять у единственного поставщика, по его цене. И, как показывает практика, ЧС нередко становятся удобным поводом для злоупотреблений.

Автор вопроса считает этот ответ лучшим

Режим чрезвычайной ситуации (ЧС) может вводиться федеральными властями или руководителями субъектов Российской Федерации, каковым является и Москва. Режим ЧС описывается в соответствующем федеральном законе. Постановление правительства РФ от 21 мая 2007 года "О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" определяет, какой тип режима когда вводится, при каком количестве пострадавших и какой сумме убытков. Кстати, Россия уже перешла порог чрезвычайной ситуации федерального характера: в постановлении обозначено количество пострадавших свыше 500 человек либо размер ущерба свыше 500 миллионов рублей.

Что предполагает режим чрезвычайной ситуации? Если чрезвычайная ситуация объявляется на территории всей страны, то такой режим чрезвычайной ситуации объявляется правительством Российской Федерации либо МЧС. В предшествующем режиму чрезвычайной ситуации режиме повышенной готовности ограничения накладываются на сами органы власти. То есть предполагается, что они работают в особом режиме, и, соответственно, эту чрезвычайную ситуацию они должны разрешать.

Что можно делать в этом режиме? Можно ограничивать доступ людей и транспортных средств на пораженную территорию или территорию, на которой чрезвычайная ситуация может возникнуть, есть её угроза. Власти могут разблокировать резервы материальных ресурсов, за исключением государственного материального резерва, то есть какие-то экстренные запасы они могут использовать. Определять порядок использования средств связи и оповещения, а также иного имущества органов государственной власти, органов местного самоуправлений и организаций. Они могут также определять другие меры, которые не ограничивают права и свободы человека и направлены на защиту от угроз и ликвидацию последствий чрезвычайной ситуации. Можно ограничивать доступ людей и транспортных средств на территорию. Если пораженная территория - это город, то доступ на эту территорию региональные власти могут ограничивать. Это позволяет им делать режим чрезвычайной ситуации.

Чрезвычайное положение - совершенно другая история. Чрезвычайное положение — это особый правовой режим, который вводится указом президента. Он вводится на территории всей страны на 30 дней, либо в отдельном регионе на срок до 60 дней. Такой указ должен быть ратифицирован Советом Федерации в течение 72 часов. Если Совет Федерации в течение 3 суток этого не делает, указ в действие не вступает. В чрезвычайном положении как раз не проводятся выборы, референдумы, никакие региональные мероприятия. В режиме чрезвычайной ситуации такого нет. Чрезвычайное положение предполагает приостановку полномочий региональных и местных властей, ограничение свободы передвижения, въезда, выезда, досмотр. Усиление охраны. Остановка опасных производств. Ограничение финансово-экономической деятельности. Особый порядок оборота продовольствия. Предметов первой необходимости. Запрет массовых мероприятий и забастовок. Эвакуация ценностей. Комендантский час, цензура. Временное выселение в безопасные районы. Карантин.

Многие путают режимы ЧС, чрезвычайного положения (ЧП) и военное положение, но все три — это абсолютно разные вещи. Несправедливо мнение о том, что в случае введения режима ЧС власть переходит к военным. Это не так. В случае введения режима ЧП президент может образовывать временные администрации на тех территориях, на которых происходит стихийное бедствие, техногенная катастрофа, массовые беспорядки. На этой территории временная чрезвычайная власть перекрывает гражданскую. В случае режима ЧС ничего подобного не происходит: власть остается у главы субъекта федерации. Важно, что режим ЧС предполагает ограничение прав и свобод граждан, в том числе и свободу на передвижение. Но режим ЧП может предполагать также мобилизацию: людей могут отправить на какие-то работы. Имущество граждан, например, частный автотранспорт, может изыматься для нужд, необходимых для преодоления ЧП. Но в режиме ЧС, повторюсь, ничего подобного не происходит.

ЧС — это понятный режим, прописанный в законе, который позволяет накладывать определенные ограничения на права и свободы граждан, в отличие от ныне действующего режима повышенной готовности. Поэтому речь не идет о том, что режим ЧС будет жестче или мягче нынешнего. Он более ясный с правовой точки зрения. Опасность нынешней ситуации в том, что, когда она закончится, будет непонятно, куда людям обращаться со своими убытками и каким образом можно будет оспорить наложенные в этот период штрафы, которые люди будут считать незаконными и не захотят выплачивать. Или, если люди подвергнутся насилию со стороны полиции, каким образом это можно будет потом оспорить. Например, мы знаем, что нарушения на митингах оспариваются: штрафы, аресты, задержания. Если не в российских судах, то в Страсбургском суде. Надо понимать, что, когда закончится этот период паники, люди начнут задумываться о своих убытках. Если мы находимся в ясном правовом поле, нам понятно, что можно и нельзя, кто виноват в нарушении.

В нынешнем режиме, когда ограничения накладываются даже не распоряжением мэра, а разъяснениями Оперштаба, не имеющими понятной правовой природы, то это делает ситуацию туманной. Чем это плохо? Такая ситуация создает большое пространство для произвола. Если полицейские сами допрашивают людей на улице и сами решают, серьезная у них была причина выйти из дома или нет, — это огромное пространство для произвола. Полицейские могут брать взятки за проход, могут издеваться над людьми, просто потому что им это нравится. Они решают, имеете вы право выйти из дома или нет. Вот что такое серая правовая зона.

Скажу главную мысль. Вопрос не в жесткости и мягкости, не в послаблениях и ограничениях. Вопрос в том, есть ли у нас правила, или их нет? Всегда лучше иметь более жесткие ограничения по закону, чем невнятные параметры, по которым финальное решение принимается участковым. Это пространство для беззакония.


В России обсуждается введение чрезвычайной ситуации (ЧС) для борьбы коронавирусом. Такие полномочия скоро получит федеральное правительство. URA.RU разобралось, что такое режим ЧС и когда его могут ввести в России.

В каких случаях вводят режим ЧС

Введение режима чрезвычайной ситуации для отдельных регионов России — не редкость. На такие меры регионы идут для решения проблем природного или техногенного характера. Так, режим ЧС водился летом 2019 года в Иркутской области из-за масштабного паводка, весной 2018 года в Якутии — также из-за наводнения, в августе 2017 года в Ростове-на-Дону — из-за масштабных пожаров.


В зависимости от масштабов бедствия режим ЧС могут вводить глава города, губернатор региона, комиссия правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и президент страны. Введение режима чрезвычайной ситуации предполагает ряд ограничений свобод граждан. В частности, может быть запрещен или ограничен доступ на территорию ЧС — например, во время лесных пожаров запрещается посещать лес.

Из-за пандемии коронавируса многие страны ввели на своей территории особые правовые режимы. Китай, где располагался очаг болезни, перешел на такой режим с 24 января. В Европе особый режим первой ввела Италия (31 января — еще до фиксирования первых случаев заражения в стране). Также чрезвычайная ситуация объявлена в Южной Корее (25 февраля — при 945 заражениях), США (13 марта — 1635 заражений), Испании (15 марта — 7753 заражения), Казахстане (16 марта — 8 заражений), Украине (25 марта — 93 заражения) и ряде других стран.

Российское законодательство позволяет вводить режим ЧС федерального характера в случае, если количество пострадавших от чрезвычайной ситуации превышает 500 человек либо размер ущерба становится выше 500 миллионов рублей. На 31 марта в России подтверждено 2 337 случаев заражений коронавирусом, а ущерб различным секторам экономики страны оценивается в миллиардах рублей. Однако режим ЧС, в силу локального характера техногенных и природных катастроф, ранее никогда не объявлялся на всей территории России.


При этом некоторые российские регионы все же прибегли к режиму ЧС для борьбы с коронавирусом на своих территориях. В начале февраля в двух граничащих с Китаем районах Приморья ввели режим чрезвычайной ситуации из-за распространения нового вируса. 28 марта губернатор Вологодской области Олег Кувшинников объявил о введении в Череповце режима ЧС после появления первых зараженных коронавирусом в городе.

У властей есть возможность задействовать еще один инструмент для борьбы с коронавирусом — ввести режим чрезвычайного положения (ЧП). Решение о его введении может принять только президент. Чрезвычайное положение позволяет ограничивать ряд конституционных норм: приостанавливать полномочия властей в регионах, ограничивать свободу передвижения, вводить комендантский час, отменять выборы, ограничивать свободу СМИ и вводить другие ограничительные меры. Режим ЧП применялся в истории России лишь дважды и тоже локально: в 1992 году в Ингушетии и в Северной Осетии и 3—4 октября 1993 года в Москве во время штурма Белого дома.

Когда ждать новых ограничений в России


Властям необязательно вводить режим ЧС, чтобы принять меры для ужесточения карантина, считает ведущий научный сотрудник экономического факультета МГУ Андрей Колганов. Он напомнил, что режим чрезвычайной ситуации предполагает ограничение ряда конституционных гарантий, для чего в стране пока нет необходимости: можно вводить ограничительные меры поэтапно. Экономист прогнозирует, что власти прибегнут к экстраординарным мерам в случае, если с коронавирусом не удастся справиться в ближайшее время.


Во сколько спецмеры обойдутся стране



Будет ли в Москве военный комендант? Запретят ли выходить из дома? А метро закроют? Разбираемся, что на практике означает режим чрезвычайной ситуации и чем он отличается от чрезвычайного положения.

11 марта ВОЗ объявила распространение нового коронавируса пандемией. В течение недели страны по всему миру начали закрывать границы, ограничивать авиасообщение и переходить на особый режим. Во Франции нельзя выходить из дома без объяснительной записки, в Испании, Италии, Сербии введен комендантский час. Россия уже закрыла въезд для иностранцев, школы закрываются до 12 апреля, пожилым людям рекомендуют не выходить из дома, многие образовательные учреждения и компании перешли на удаленный режим работы, а всем, кто возвращается из-за границы, надо соблюдать 14-дневный домашний карантин. И хотя российский оперативный штаб по борьбе с эпидемией отрицает возможное введение в стране чрезвычайной ситуации и закрытие Москвы на карантин, мы решили разобраться, как в таком случае изменится жизнь.

Что говорит закон

В России есть два закона, которые могут применить в ситуации, сложившейся из-за пандемии коронавируса, – о чрезвычайном положении и о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Закон о чрезвычайном положении вводится не только во время угрозы войны или террористических атак, но также в случае эпидемий, которые могут привести к массовой гибели людей или нанести вред здоровью. Решение о введении ЧП принимает президент.


Именно в его указе должны быть прописаны конкретные действия, которые будут или не будут применять власти: комендантский час, патрулирование улиц, закрытие общественных мест, остановка транспорта, запрещение массовых мероприятий, митингов, забастовок, референдумов, приостановка полномочий местных властей, особый порядок продажи и покупки продовольствия, а также полномочия силовиков в конкретных ситуациях и ограничение свободы СМИ. Публичное объявление ЧП происходит сразу же. Но после того, как президент подписывает указ, у Совета Федерации есть до трех дней, чтобы его одобрить или отклонить. Если указ отклоняют, он теряет силу. Максимальный срок, на который вводят ЧП на федеральном уровне, – 30 дней. В отдельных регионах – до 60 дней. Но режим могут продлить новым указом.

Чрезвычайное положение в истории России объявлялось дважды. В 1992 году в Ингушетии и в Северной Осетии. В 1993 году Борис Ельцин вводил чрезвычайное положение в Москве 3–4 октября во время противостояния с членами Верховного Совета и штурма Белого дома.

Что такое чрезвычайная ситуация

5 марта в Москве ввели режим повышенной готовности. Сейчас то же самое сделали уже все российские регионы. Этот режим – часть мер по предотвращению чрезвычайных ситуаций, которые прописаны в федеральном законе 1994 года “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера”. Он предполагает ограничительные меры, но не такие жесткие, как при чрезвычайном положении. Каждый регион определяет порядок мер на своей территории. Например, в Москве запретили мероприятия численностью больше 50 человек и рекомендовали перевести сотрудников на удаленную работу, но кафе, рестораны и магазины пока работают в прежнем режиме. При этом сам режим в Москве официально признали обстоятельством непреодолимой силы. В Нижегородской области, кроме всего прочего, запретили продавать готовые блюда в магазинах, а жителям Кемерово рекомендовали не покидать регион.

Но есть и общие для всех регионов правила. Например, ограничение доступа людей и транспорта в зону ЧС, порядок использования транспорта, средств связи и госимущества, приостановление деятельности некоторых организаций. При этом в законе написано, что эти меры не должны ограничивать права и свободы гражданина, чего нет в законе о чрезвычайном положении.


"По моему личному мнению, пока нет оснований объявлять режим ЧС. Точечных мер достаточно, – считает доктор юридических наук, профессор ВШЭ Ирина Алебастрова. – Такие ситуации, как введение режима чрезвычайной ситуации, кроме прочего действительно создают угрозу нашим правам и свободам, но, с другой стороны, они требуют принятия чрезвычайных мер, бездействие властей в этих ситуациях также преступно".

О необходимости не злоупотреблять крайними мерами предупреждают и в ООН. В заявлении экспертов по правам человека говорится, что условия введения чрезвычайного положения ясно оговорены в международном праве: "О введении чрезвычайных мер должно быть объявлено публично, а в том случае, когда речь идет о значительном ограничении базовых прав человека, таких как право на передвижение, на семейную жизнь и на мирные собрания, о введении чрезвычайного положения необходимо сообщить в органы соответствующих договоров". Они также призывают власти, которые вводят такой режим, не использовать его для подавления инакомыслия.

В отличие от чрезвычайного положение, режим ЧС на региональном уровне объявляют в России в связи со стихийными бедствиями каждый год.

"Сил обеспечить чрезвычайную ситуацию у режима хватит, но я думаю, это очень маловероятно, поскольку у нас и так экономика на ладан дышит, – считает предприниматель и политик Геннадий Гудков. – Если сейчас по ней ударить чрезвычайным положением, начнется экономическая паника. Это будет негативно сказываться на имидже власти".

Что будет в Москве?

Для Москвы мэрия еще в конце февраля разработала два варианта развития событий, когда в городе еще не было случаев заражения, писала Русская служба BBC. План А предусматривал измерение температуры в аэропортах, общественном транспорте, школах и детских садах, а департаменты должны были запастись продовольствием и медикаментами. Первый случай заражения в Москве зарегистрировали 2 марта. После этого в силу должен был вступить план Б. В документе также предусмотрено объявление городского карантина и в крайнем случае введение режима чрезвычайной ситуации. В этом случае закроются все музеи (некоторые уже это сделали), театры, выставки, кинотеатры, закроют стадионы и спортплощадки, ярмарки и рынки, всех будут рекомендовать перевести на удаленную работу, а поликлиники переведут на обслуживание на дому. Сейчас многие из этих мер уже действуют.


Транспорт должны будут дезинфицировать, в том числе такси и каршеринги. Изолируют беспризорных домашних животных, а “социальные патрули” будут измерять температуру людям без определенного места жительства. По особому решению в Москве могут ввести чрезвычайное положение – въезд и выезд из города закроют, улицы будут патрулировать, прекратится работа общественного транспорта, введут комендантский час, магазины перейдут на особый режим работы. Условия, при которых эти меры могут применить, пока неизвестны.

Главный врач больницы в Коммунарке, куда везут больных с подозрением на вирус COVID-19, сказал русской службе BBC, что он за введение карантина в городе.

“Самоизоляция и карантин – это одно из самых эффективных средств. Это нас обезопасит. Весь вопрос – цена закрытия. Весь вопрос – где та сверхмера”, – считает Денис Проценко.

Другое мнение у президента “Лиги защиты врачей” Семена Гальперина. Он уверен, что введение карантина в Москве вызовет еще большую панику.

"Закрытие города мне представить трудно, люди начнут скрывать, что они инфицированы, начнется паника и бегство. Но мы не знаем, как инфекция поведет себя завтра, и сколько у нас на самом деле инфицированных – проверяют ведь только тех, кто попал в поле зрения, – говорит Гальперин. – Нужно как минимум обеспечивать медработников специальными респираторами, которые сейчас есть не везде, массово их нет. Обычные маски не спасают от заражения".

Поделиться сообщением в

Внешние ссылки откроются в отдельном окне

Внешние ссылки откроются в отдельном окне

Госдума и Совет Федерации во вторник в экстренном режиме могут разрешить правительству России устанавливать для граждан "правила поведения" без введения чрезвычайного положения. На время пандемии отменяются жесткие правила для госзакупок и вводится мораторий на банкротства. Кроме того, депутаты усилят уголовную ответственность за несоблюдение карантина.

Какие полномочия получит правительство

Чрезвычайное положение, позволяющее ограничивать конституционные права граждан, может быть введено лишь президентом. Поэтому правительство предлагает легализовать меры по борьбе с пандемией в рамках федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".

Нынешний закон предусматривает создание правительственной комиссии и узкий перечень мер реагирования, "не ограничивающих прав и свобод человека и гражданина". Это в основном управленческие функции, которыми наделяются федеральные и региональные чиновники.

Теперь же правительство при угрозе эпидемии сможет в режиме повышенной готовности или чрезвычайной ситуации устанавливать обязательные правила поведения для граждан и организаций.

Поправки правительство внесло в Госдуму 26 марта - до введения всеобщей самоизоляции в Москве, Петербурге и других регионах.

Согласно законопроекту правительство России наделяется правом на введение режимов повышенной готовности или чрезвычайной ситуации как в регионах (вместо губернаторов и МЧС), так и на территории всей страны (вместо президента), а также правом на установление обязательных для исполнения "правил поведения".

А вот дополнительных полномочий главам регионов для принятия уже введенных ими мер по борьбе с коронавиурсом (в чем-то похожих на режим чрезвычайного положения), законопроект не предоставляет.

"Ограничения на свободу передвижения", возможность закрытия магазинов и ресторанов, запрет на проведение массовых мероприятий - все это предусматривает конституционный закон о чрезвычайном положении, которое вводится на короткий срок (30 или 60 дней), а вовсе не закон о защите при чрезвычайных ситуациях.

Член думского комитета по госстроительству и законодательству Сергей Иванов (ЛДПР) указал на другое основание для таких мер в регионах. Региональные власти вправе "вводить ограничительные мероприятия по представлению главного санитарного врача", сказал он Би-би-си.

29 марта главный санитарный врач Москвы Елена Андреева действительно предписала мэрии расширить меры по борьбе с коронавирусом - и в воскресенье был объявлен режим самоизоляции для всех москвичей.

Критика юристов

По мнению адвоката Юлия Тая, власти "фактически смешивают два правовых режима - чрезвычайного положения, требования для введения которого закреплены Конституцией, и чрезвычайных ситуаций, которые не касаются прав и свобод". Разрешить коллизию может только Конституционный суд, считает эксперт.

Адвокат Вадим Клювгант опасается, что законодательные новеллы будет тяжело исполнять и властям, и рядовым гражданам. Терминология перепутана, предписания (например, о нерабочей неделе) "во многом непонятны и противоречивы", указывает он. "Неопределенность, как любые лазейки в регулировании, любые двусмысленности и пробелы, создают риск произвола", - предупреждает эксперт.

Первый зампред комитета Госдумы по госсстроительству Михаил Емельянов ("Справедливая Россия") не согласен - он предлагает "оставить юридический догматизм". "Пробелы в законодательстве заполняются практикой, принятием решений, - сказал он Би-би-си. - А права и свободы могут быть ограничены, согласно Конституции, при возникновении угрозы госбезопасности".

Аптечная реформа и мораторий на банкротство

Дополнительное регулирование вводится в аптечной сфере. Правительство будет вправе ввести правила продажи лекарств и ограничения на оптовую и розничную торговл. медицинскими изделиями из специального перечня на трехмесячный срок.

В пакете мер есть и поправки в закон "О банкротстве". Для стабильности экономики вводится мораторий на банкротство, исполнительное производство в отношении должника, обращение взыскания на заложенное имущество и т.д.

Это нужно, чтобы не допустить ситуации, когда кредитор, быстрее других получивший исполнительный лист, в преимущественном порядке "ухватит большой кусок от имущества должника, ничего не оставив другим кредиторам", считает глава аналитической службы юридической фирмы "Инфралекс" Ольга Плешанова.

Вопрос, по ее мнению, в цене моратория для кредиторов, особенно частных. Например, работники должника смогут предъявить требования лишь после окончания моратория. Но размер требований будет рассчитываться на момент начала моратория, а в период его действия компенсаций не будет, отмечает Плешанова.

Опасность и в том, полагает она, что должник в период моратория может прекратить свою деятельность, не принимая мер по сохранности имущества. И после окончания моратория выставлять на конкурс будет нечего. Важно, чтобы мораторий вводился лишь в исключительных обстоятельствах на небольшой срок, заключила эксперт.

Форс-мажор для бизнеса

Ряд мер призваны смягчить ситуацию для бизнеса - на время пандемии упростят процедуры лицензирования, аккредитации, сдачи квалификационных экзаменов.

При информировании Ростуризмом об угрозе безопасности туристов в стране пребывания установят мораторий на продажу организованных туров. Туристы получат право на полный возврат стоимости уплаченной суммы за туры. А у туроператоров появится возможность изменения сроков внесения взносов в фонды персональной ответственности. Механизм использования таких фондов для возврата средств туристам будет вводиться правительством по каждой "закрытой" стране.

Госконтракты и ответственность за их неисполнение тоже подчинятся правилам о форс-мажоре. Предлагается освободить подрядчиков по госконтрактам от предоставления финансового обеспечения (гарантии банка, поручительства), которое затрудняет участие в тендерах. Эта поправка предоставит заказчикам право не требовать в 2020 году от среднего и малого бизнеса исполнения госконтрактов.

Госзакупки без конкурса

Кардинально упрощаются для госзаказчиков требования закона о госзакупках. Правительство предлагает отменить статьи, которые регулируют закупки в условиях чрезвычайных ситуаций.

В законопроект включена норма, согласно которой правительство до конца года получит право устанавливать "иные случаи" госзакупок у единственного поставщика. То есть без конкурса.

Больше не потребуется предварительный отбор поставщиков по перечню товаров, работ и услуг, необходимых для борьбы с пандемией. Заказчики по соглашению сторон смогут изменять из-за пандемии цены госконтрактов, сроки их исполнения (если заказчик объяснит необходимость таких изменений, а также при наличии решения высшего органа исполнительной власти).

Правила закупок установит правительство. Важно, чтобы после нормализации ситуации власти вернули аукционы, сказал Би-би-си член координационного совета "Деловой России" Андрей Степаненко.

До семи лет за нарушение карантина

Законопроект об усилении уголовной ответственности за умышленное нарушение санитарно-эпидемиологических правил внесли в Госдуму председатель нижней палаты Вячеслав Володин и глава комитета по законодательству Павел Крашенинников.

В пояснительной записке проект объясняется недостаточной мотивацией россиян в вопросе "обеспечения безопасности как своей, так и окружающих".

Депутаты предложили ужесточить наказание за нарушение эпидемиологических правил. Если это приведет к массовому заболеванию людей, нарушителю грозит штраф до 1 млн рублей, либо лишение права на профессию на срок до трех лет.

Если нарушение привело к смерти или связано с умышленным созданием угрозы для здоровья людей, штраф вырастет до 2 млн рублей, либо нарушителя отправят на принудительные работы или лишат свободы на срок до пяти лет. Нарушителям эпидемиологических правил, из-за которых погибли не меньше двух человек, грозит срок до семи лет.

Кроме того, депутаты решили ввести уголовную ответственность за "фейковые" сообщения (например, о коранавирусе) вместо административной.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции