Как летают стюардессы аэрофлота сейчас коронавирус

"Аэрофлот" из-за коронавируса теперь не будет летать в Дрезден, Дюссельдорф, Гамбург, Ганновер и Штутгарт. Рейсы в Берлин, Мюнхен и Франкфурт-на-Майне остаются.


Российская авиакомпания "Аэрофлот" объявила в среду, 11 марта, о существенном сокращении рейсов из России в европейские страны из-за эпидемии коронавируса. В частности, с 13 марта "Аэрофлот" прекратит полеты из Москвы в немецкие города Дрезден, Дюссельдорф, Гамбург, Ганновер и Штутгарт, а из Санкт-Петербурга в Дюссельдорф и Гамбург. Кроме того, прекратятся полеты во многие города Франции, Испании и Италии.

В то же время "Аэрофлот" сохраняет рейсы в Берлин, Мюнхен и Франкфурт-на-Майне, а также в Рим, Париж, Мадрид и Барселону. Сохраняется рейс и Санкт-Петербург - Берлин.

В тот же день правительство РФ объявило об ограничении авиасообщения с Италией, Германией, Францией и Испанией. Как сообщила пресс-служба оперативного штаба по борьбе с коронавирусом, с 13 марта отменяются регулярные рейсы в эти страны, за исключением рейсов из Шереметьево в Рим, Берлин, Мюнхен, Франкфурт-на-Майне, Мадрид, Барселону и Париж.

Авиакомпания "Победа" в среду объявила о том, что с 12 марта останавливает полеты в Израиль. Еще 6 марта "Аэрофлот" ввел ограничения на полеты в Италию, Южную Корею и Вьетнам.


Пандемией коронавируса охвачено более 150 стран

Общее число заразившихся коронавирусом в мире к середине марта, по данным Университета Джонcа Хопкинса, превысило 170 000 человек, эпидемия охватила более 150 стран и территорий. Выздоровели более 77 000 человек, свыше 6500 скончались от последствий коронавирусной инфекции.


Европа пытается защититься от коронавируса

Власти стран ЕС усилили погранконтроль, опасаясь стремительного распространения коронавируса. Cловения и Австрия закрыли границу с Италией. В Чехии, Польше, Словении, Австрии, Греции отменены занятия во всех учебных заведениях. На фотографии - медицинский работник на границе Австрии с Италией измеряет температуру водителю автомобиля. Повышенная температура - повод для запрета на въезд в страну.


По всему миру отменяют мероприятия

Из-за распространения коронавируса SARS-CoV-2 по всему миру отменяют публичные мероприятия. В Ирландии отказались от всех парадов в День святого Патрика 17 марта (на фото), во Франции запретили мероприятия с числом участников свыше 1000 человек, в ФРГ отменены крупнейшая в мире туристическая ярмарка ITB в Берлине, Лейпцигская книжная ярмарка и Ремесленная ярмарка в Мюнхене.


Италия: Вся страна в карантине

Максимальное число заражений и смертей от коронавируса SARS-CoV-2 в Европе выявлено в Италии. К середине марта число инфицированных превысило 24 тысяч. 9 марта итальянские власти ввели карантин на всей территории страны. На данный момент все публичные мероприятия отменены, учебные учреждения и музеи закрыты. Улицы и площади итальянских городов опустели.


Германия: первые жертвы коронавируса

До 25 февраля в ФРГ было зарегистрировано 16 случаев заражения коронавирусом в Баварии. Затем число стало резко расти. К середине марта число инфицированных превысило 4500 человек. Более половины из них - в земле Северный Рейн - Вестфалия. 9 марта стало известно о двух первых смертях от коронавируса. С 16 марта ФРГ закрыла участки границы с Францией, Австрией, Швейцарией, Люксембургом и Данией.


Ажиотаж на дезинфицирующие средства

Из-за вспышки коронавируса в Германии вспыхнул ажиотаж на дезинфицирующие средства и жидкое мыло. В супермаркетах и магазинах бытовой химии пустуют полки, прежде забитые всевозможными флаконами и тюбиками с антисептиками. В некоторых магазинах висят объявления: администрация обещает покупателям как можно скорее восстановить наличие этих товаров в ассортименте.


Коронавирус добрался до России

Число инфицированных коронавирусом в России превысило 60 человек. В Москве введен режим повышенной готовности. Указом мэра Сергея Собянина граждане РФ, прибывшие в столицу из "неблагополучных стран", обязываются добровольно провести 14 дней на домашнем карантине. Собянин также заявил о строительстве новой больницы для заболевших коронавирусом в Троицком административном округе Москвы.


Израиль: 14-дневный карантин для всех въезжающих

В Израиле к середине марта коронавирус диагностирован более чем у 75 человек. В целях борьбы с распространением заболевания там введен 14-дневный карантин для всех въезжающих. Граждане других стран должны доказать, что у них есть место проживания и необходимые средства для соблюдения карантина - иначе им откажут во въезде. Карантин может затронуть 300 тыс. из 9-миллионного населения Израиля.


Иран: третье место по смертности от коронавируса - после Китая и Италии

Самым крупным очагом распространения коронавируса после Китая и Италии стал Иран: к середине марта там зарегистрировано более 148 тысяч заболевших и более 700 смертей. Не исключают, что в действительности цифры могут быть намного выше. Пытаясь предотвратить распространение вируса, иранские города обильно заливают дезинфицирующими средствами.


Китай: эпидемия коронавируса пошла на спад

Между тем в Китае, где в конце 2019 года началась вспышка SARS-CoV-2, число новых заражений снижается. Большинство больниц, построенных для инфицированных коронавирусом в Ухане, закрыты. На фотографии - медики одного из временных госпиталей в Ухане на церемонии его закрытия. Всего в Китае коронавирусной инфекцией заболели более 81 тыс. человек, умерли около 3100.


Кто наиболее подвержен коронавирусной инфекции?

Наиболее опасна коронавирусная инфекция для пожилых людей старше 80 лет и людей с хроническими сердечно-сосудистыми, респираторными заболеваниями, диабетом и гипертонией. Именно в этих группах максимальный риск летального исхода. Еще одна группа риска - медицинские работники. У большинства пациентов - около 80 процентов - болезнь проходит в легкой или относительно легкой форме.


Когда появится вакцина от коронавируса?

Число лабораторий, работающих над созданием вакцины против коронавируса SARS-CoV-2 по всему миру, невозможно сосчитать. Ученые уже создали несколько вариантов вакцины и тестируют их на животных. Но при самом благоприятном течении событий вакцина может появиться на рынке не ранее середины 2021 года.

Оптимизация клининга

За небольшой промежуток времени между рейсами (иногда составляющий всего около часа) бортпроводники обязаны привести в порядок салон и отправить мусор в базовые аэроузлы — Шереметьево в Москве и международный аэропорт имени Хворостовского в Красноярске.

Помимо всего прочего, здесь (в особенности, в дополнительной нагрузке убирать туалеты с опорожнением мусорных контейнеров) есть ещё и нарушение санитарных норм, поскольку бортпроводники являются работниками, которые раздают питание пассажирам. Они, наряду с любыми работниками общепита, проходят обязательное регулярное медицинское обследование, чтобы не являться разносчиками заболеваний и инфекций. Имеется государственный документ — Санитарные правила от 2001 года за подписью на тот момент главного санитарного врача РФ Геннадия Онищенко, регламентирующие работу всех комбинатов, организаций, задействованных в массовом обслуживании населения питанием. В том числе в этом документе речь идёт и о транспорте. Там прописано, что туалеты должны убирать специально назначенные отдельные сотрудники, а не работники, имеющие контакт с пищей.

С точки зрения санитарии и гигиены бортпроводники являются первейшим заградотрядом на пути распространения всяческих инфекций. Именно с этой целью бортпроводников один раз в два года направляют на специальное обучение по санитарно-гигиеническим правилам, определению симптомов различных опасных инфекций, выявлению на борту лиц с подозрением на опасную инфекцию.


лидер Шереметьевского профсоюза бортпроводников

Пилот, пилот, я сверхэксплуататор.

Например, осуществляется неучёт рабочего времени. Бывает, что в табели не вносятся определённые виды работ, которые не учитываются и не оплачиваются. Например, резерв. Это 12-часовое дежурство, когда человек выходит на работу и готов полететь в любой момент куда скажут, если кто-то из пилотов, допустим, заболел или опоздал на рейс. Резерв в табель должен записываться как рабочее время и за него должен платиться оклад.

Также с 2010 года практикуется сокращение численности экипажа. Раньше летал один пилот и два командира, в том числе один на усилении, который в процессе горизонтального полёта менял то основного командира, то пилота, предоставляя им технологический перерыв. На 13-часовом рейсе из Хо Ши Мина (Вьетнам. — NEWS.ru), к примеру, должен вообще быть двойной экипаж — два командира и два вторых пилота, но этот рейс выполняет также один экипаж. Мы по этому вопросу обращались в прокуратуру, Ространснадзор и Росавиацию.


президент Шереметьевского профсоюза лётного состава

Задняя дверь салона была открыта. Если она открылась от удара, тогда вопросы к самолёту. Но дело ещё и в том, что проводник был там один в заднем отсеке. То есть вторая дверь могла остаться без присмотра. Не было напарника, который перед открытием двери мог посмотреть в окошечко — нет ли огня и чёрного дыма, и тогда только затем открывать. А там были и огонь, и чёрный дым. В этом случае по инструкции двери открывать нельзя, внешний пожар самолёт выдерживает в течение 15 минут, — пояснил Дельдюжов.

Бортпроводника могут наказать по любому поводу, и в течение полётной смены главное для него — не схлопотать какое-нибудь взыскание. То есть работа под дамокловым мечом в нездоровой атмосфере. Заработная плата не окупает таковых усилий. Из-за этого наблюдается постоянная текучка кадров, профессиональный опыт не накапливается, а это уже потеря профессии, как таковой, — продолжает Борисова.

С аналогичной ситуацией, если верить Игорю Дельдюжову, сталкиваются и пилоты.

Сейчас стали экономить — лишать премиальной части зарплаты за любое малейшее нарушение. Осенью 2019 года мы проводили исследования совместно с Высшей школы экономики по миграции пилотов. И 49% опрошенных аэрофлотовских лётчиков не исключают вариант ухода, — продолжает лидер ШПЛС.


Но их совсем не интересует, что я должен отдыхать положенное время между рейсами. Что на рейсах из-за неправильного планирования у них летают полусонные экипажи, а нарушение отдыха — прямая угроза безопасности полётов, — возмущается Мольков.

Кроме того, семье погибшего будто бы не выплатили компенсацию, поскольку смерть Ахметова не оказалась страховым случаем. По данным источника, супруге пилота работодатель якобы заплатил только за организацию похорон и выдал последнюю зарплату Дамира Ахметова.

Если Анастасии Аметовой удастся, то, скорее всего, через суд она сможет добиться компенсации в виде 10 годовых зарплат мужа, — сообщил анонимный собеседник NEWS.ru.

Сама Анастасия Ахметова комментировать ситуацию после утери кормильца не стала.

Экспортёры социальной активности

В частности, убрали дополнительный 14-дневный отпуск за ненормированный рабочий день. Хотят отказаться от бесплатной химчистки формы, а для лётчиков и стюардесс форма — это как лицо компании. И если каждый начнёт стирать её дома, то как она будет выглядеть? Для наземных работников отменяют транспорт. Раньше из мест, где проживали сотрудники, — Лобня, Зеленоград, — доставляли автобусами. Премирование к праздникам убрали. Оплату детсадов убрали. Выдачу бесплатных лекарств убрали. Стали сильно экономить на медцентре. Он в собственности компании и прибыль не приносит — одни расходы. Убрали там стационар. Врачам мало платят. Мне доктор прислал на днях квиток с зарплатой за январь — там 35 тысяч начислено! А говорят, что там должна быть по указу президента двойная средняя зарплата по региону, — резюмирует Дельдюжов.

Недавно лётчики пожаловались на то, что компания собирается экономить на третьем пилоте по дневным рейсам. Это означает, что лётчик может провести за штурвалом порядка 14 часов полноценного рабочего времени фактически без какой-либо смены, что формирует очень высокую степень опасности. Такие вещи, конечно, недопустимы.


Олег Шеин также обратил внимание на то, что профсоюз лётного состава солидарен с борьбой бортпроводников.

Это новые сильные профсоюзы, которые родились в постсоветские годы, они крайне неудобны для корпорации, но они сопротивляются попыткам зажать права наёмных работников. Гражданская авиация — это одна из тех немногих отраслей в РФ, где есть крепкие профессиональные союзы, — подчёркивает депутат Госдумы.

На необходимость борьбы за свои трудовые права российских пилотов и стюардесс наводит и опыт западных коллег, которые, если к ним не прислушиваются, могут своими забастовками и иными протестами поставить на уши всю Европу. В этом отношении сотрудники гражданской авиации чаще остальных российских наёмных работников сталкиваются с иностранным опытом отстаивания прав и свобод, выступая своего рода экспортёрами социальной активности в Россию.

Просим с пониманием отнестись к тому, что мы не комментируем вопросы, связанные с внутренними регламентами и процедурами, а также вопросы, связанные с системой мотивации персонала, — сообщили в пресс-службе госкомпании.

В подготовке материала также участвовали Марина Ягодкина и Сергей Вилков.

Добавьте наши новости в избранные источники

Поделиться сообщением в

Внешние ссылки откроются в отдельном окне

Внешние ссылки откроются в отдельном окне

Несколько стюардесс "Аэрофлота" подали в суд на авиакомпанию, обвинив ее в дискриминации по внешнему виду. По словам одной из них, "Аэрофлот" объявил, что международные рейсы будут обсуживать только бортпроводницы младше 40 лет и с размером одежды меньше 48-го.

Сама авиакомпания заявила, что стройность стюардесс - необходимое условие для их работы. "Любое увеличение веса, перевозимого самолетом, увеличивает количество потребляемого топлива. По этой причине авиакомпания вынуждена нести существенные дополнительные расходы", - говорится в заявлении "Аэрофлота".

Русская служба Би-би-си пообщалась с опытными пилотами, чтобы выяснить, какими качествами и физическими параметрами должна обладать стюардесса.

"Проблема авиации всех стран"

"Конечно, стюардесса должна быть сравнительно изящной, чтобы двигаться между креслами, расходиться с пассажирами, чтобы быть работоспособной", - считает заслуженный летчик СССР Олег Смирнов. По его словам, вопрос о телосложении стюардесс "является проблемой авиаций всех стран мира".

"Конечно, и пассажиры, и экипаж хочет, чтобы стюардесса была молодой, красивой и изящной. Половина пассажиров боится летать, а красивая стюардесса успокаивает психологию человека. Но решающим должен быть голос официальной медицинской комиссии, которую постоянно проходят бортпроводники и пилоты", - поясняет он.

По словам Смирнова, стюардесса, "когда она правильно себя ведет, психологически влияет на тех, кто боится летать". Также он напомнил, что бортпроводницы специально обучаются действиям в экстренных ситуациях, таких как возникновение пожара на борту или посадка в океане. Также их учат, как обращаться с авиадебоширами, с которыми приходится сталкиваться почти каждый день.

"Когда самолет сел и у него сломалось шасси, задача стюардессы - за считаные секунды всех высадить с борта самолета на надувных трапах на землю. Она должна этот трап быстро привести в рабочее состояние: нужно тяжелейший груз выбросить за борт. И потом всех пассажиров по этому трапу отправлять на землю. Последним самолет покидает командир корабля, но пассажирскую кабину последними покидают стюардессы", - рассказал Смирнов.

"Это тяжелейшая работа"

Заслуженный пилот России Михаил Марков также отметил, что "первая обязанность бортпроводников - не разносить напитки, а помочь в аварийной ситуации поддавшемуся панике салону, удержать дисциплину и порядок и при эвакуации уложиться в стандарты". Также бортпроводников обучают замещать функции летчиков в ситуациях, когда пилоты не могут выполнять свои функции.

"Я думаю, должны быть какие-то ограничения по минимальному весу и минимальному усилию, потому что моделька, которая ходит по подиуму, она гантелю поднять не сможет. Это тяжелейшая работа, они стоят в колготках на улице в Норильске, считают багаж, сколько чемоданов. Если пропал чемодан - потом стюардесса его таскает. Это работа тяжелая, поэтому после семи с половиной лет им дают право на льготу", - сказал Марков

"Девочке в 43 килограмма там делать нечего. Туда надо идти нормальным, а сильно исхудавшим там делать нечего, но и в возрасте тоже делать нечего", - резюмировал он.

Сам "Аэрофлот" заказал исследование об отношении пассажиров к внешнему виду бортпроводников. По результатам исследования, проведенного центром "Ромир", 92% респондентов посчитали, что в авиакомпаниях с высокими стандартами должны работать бортпроводники с привлекательной внешностью.

Также 82% прошедших опрос заявили, что излишняя полнота повлияет на качество работы бортпроводника, а 79% сочли, что авиакомпания имеет право устанавливать ограничения по весу и размеру одежды для своих бортпроводников.

Тушинский суд Москвы 18 апреля уже отказался удовлетворить иск одной из стюардесс Ирины Иерусалимской, которая просила признать требования компании дискриминационными и взыскать с перевозчика миллион рублей на возмещение морального время. Аналогичный иск еще одной стюардессы "Аэрофлота", Евгении Магуриной, чьи претензии активно освещались в российских СМИ, пока не рассмотрен.


– Ксения, расскажите, как вы выбирали для себя профессию? Была ли это мечта детства?

– С детства я очень люблю путешествовать. Во время учебы в университете случалось так, что я тратила все заработанные деньги на поездки за границу. Пока получала экономическое образование, подрабатывала официанткой в одном из ресторанов Владивостока. Довольно скоро я поняла, что работа с людьми – то, в чем я могу себя реализовать, что не хочу перебирать бумажки в офисе.

Все сложилось – я решила связать свою жизнь с чем-то более увлекательным и романтичным. В профессии стюардессы, как мне казалось, можно объединить то, что мне нравилось, – путешествия и общение с людьми. Оказалось, что профессия бортпроводника дает даже больше. В детстве, когда я видела стюардесс, думала, что это очень красивая профессия. Я мечтала об этом, но до какого-то момента не видела пути в эту сферу. Потом все сложилось воедино – и романтика небес, и красота профессии, и понимание того, что я смогу быть эффективной в этом деле.

– А как происходит отбор кандидатов для работы в небе?

– Как проходил ваш первый полет в должности стюардессы?

– Мой первый полет был в октябре 2016 года. В авиашколе нам дали очень глубокие знания, я была уверена, что это мое. Сильного волнения у меня не было – я очень уверенно себя чувствовала. Да, было непривычно быть впервые в новой роли – не пассажира, а работника воздушного судна. Интересно было посмотреть на взаимодействие команды.

– Всегда ли экипаж самолета работает в одном составе?

– В большинстве авиакомпаний каждый раз вылетает абсолютно новый состав. Но процесс организован настолько четко, что даже при работе с совершенно незнакомым человеком ты всегда знаешь, что можешь на него положиться. Вся наша работа отлажена, стандартизирована, прописана до мельчайших подробностей. Очень много процедур, которые нужно выполнять в определенной последовательности. Пока что-то одно не сделаешь, к другой процедуре переходить нельзя. Взаимодействие экипажа играет большую роль. Атмосфера на борту всегда должна быть доброжелательной. Это одна из тех задач, которые старший бортпроводник доносит до нас на брифинге. Ведь от нас в первую очередь зависит, насколько комфортно будет чувствовать себя пассажир в полете.


– Выходит, что все совсем не так, как показывают в фильмах про сложившийся коллектив, который вместе и на земле, и на небе?

– Бывает, что приходишь на предполетный брифинг, а там знакомые люди, и ты уже с первой минуты уверена, что рейс пройдет легко, на одном дыхании. Вообще, почти всегда и со всеми коллегами есть общие темы для беседы, ведь нас связывает общее дело – авиация. С кем-то мы поддерживаем связь и после рейса. Более того, в компании есть много семей-династий, когда работа нескольких поколений связана с небом. Кто знает, может, и мои дети захотят связать жизнь с работой в авиации. Авиация – это скорее даже не работа, а образ жизни.

– А как на выбор профессии отреагировали члены вашей семьи? Возможно, они беспокоятся о том, что у вас опасная работа?

– Авиация – это самый безопасный транспорт в мире, это подтверждает статистика. Современные самолеты настолько совершенны, что многие системы не только продублированы, но и повторяются троекратно. Даже если что-то не сработает, всегда есть другой механизм, благодаря которому все пройдет хорошо. И персонал натренирован специальным образом. А для любой ситуации уже существует готовое решение. Моя семья это знает. Мои родители – люди военные, и они хорошо понимают плюсы ношения формы – это уважение, льготы и бонусы.

– Наверное, ваши близкие очень скучают, когда вы улетаете в длительные рейсы?

– У нас все стабильно. Командировки в основном суточные. Родные точно знают, когда мы вернемся домой. Сутки – это как раз тот период времени, за который можно соскучиться, накопить новые впечатления. А потом прилететь и поделиться ими!

– Сколько времени вы проводите в небе и как долго потом находитесь на земле?

– У нас очень регламентированная отрасль, это касается и отдыха авиаперсонала. Минимальный отдых после любого рейса составляет 12 часов. Перед каждым полетом – еще 12 часов. Сутки между полетами я всегда отдыхаю. Если была в командировке, то отдохнуть удается больше – 2-3 суток. По санитарным нормам мы в месяц должны налетать 80 часов, в соответствии с этими нормативами нам планируют те или иные рейсы. Перелет во Владивосток и обратно занимает около 16-17 часов, поэтому следующие рейсы мне поставят с меньшей продолжительностью по времени.

Часто спрашивают, хватает ли при моей работе времени на личную жизнь и занятия спортом. Так вот – времени хватает, возможно, его даже больше, чем у тех людей, которые работают по графику 5/2.

– Считается, что все бортпроводники хотят работать в бизнес-классе, а в эконом отправляют менее опытных коллег.

– У нас есть определенное распределение. Спустя некоторое время моей работы в компании меня определили для работы в бизнес-класс, а предварительно провели соответствующее обучение. Деятельность у нас командная, поэтому, если бизнес-класс быстрее заканчивает работу, мы идем помогать бортпроводникам экономического класса. Я могу выполнять работу на любой позиции.

От себя могу добавить, что работа в бизнес-классе из-за своей кропотливости и индивидуального подхода к каждому пассажиру является для меня возможностью самовыражения и применения имеющихся навыков в обслуживании. В любом случае, на какой бы позиции я ни работала, в полете всегда стремлюсь выполнять работу безупречно, а это в свою очередь приносит мощную отдачу.

– Правда ли, что новички летают только на внутрироссийских рейсах, а вылеты за границу поручают более опытным работникам?

– Отдел планирования всех направляет на различные рейсы. Мы приходим работать настолько подготовленными, что можем работать и на международных, и на внутренних рейсах. В первые несколько месяцев работы сотрудников чаще ставят на перелеты внутри страны, в основном на разворотные рейсы. Но хочется побыстрее отправиться в командировку, побывать там, где еще не был. Командировки – один из плюсов нашей работы.

– А что для новичка бывает сложным?

– В первое время организм может тяжело переносить смену часовых поясов и ненормированный график. К примеру, сегодня я вылетаю рано утром, а в следующий раз – в ночь. В самом начале трудового пути, пока не выработалась привычка, может быть тяжело. Не стоит забывать, что бортпроводник проводит большую часть перелета на ногах. Времени присесть чаще всего нет. И на небе ноги устают больше, чем когда мы ходим по земле.

– Считается, что варикоз – профессиональное заболевание бортпроводников. Как с этим справляться?

– Главное – своевременная диагностика и отдых, а также профилактика: после рейса можно делать комплекс специальных упражнений, которые снимают усталость и предотвращают это профессиональное заболевание.

– При этом бортпроводник – лицо авиакомпании. Как стюардессы следят за сохранением красоты и молодости?

– Безусловно, здоровье и красота – это тоже работа, работа над собой. Каждые полгода мы проходим медицинский осмотр, ведь в нашей профессии здоровье крайне важно. И конечно, важно отдыхать – как физически, так и эмоционально. Я верю в то, что положительные эмоции, стремление к внутренней красоте, доброта, доверие к людям и жизни, любовь к окружающим и своему делу – это путь к внутренней гармонии, способ сохранить молодость намного дольше!

– А как проходит подготовка к полету? Что нужно обязательно еще сделать на земле?

– В аэропорт нужно приехать за два часа до вылета. Важно прибыть вовремя. Потом нужно пройти осмотр врача. За 1,5 часа до рейса проходит брифинг, где команда знакомится, старший бортпроводник определяет основные задачи на рейсе – на что нужно обращать внимание, обговариваются особенности страны пребывания, специфика трассы, вероятность турбулентности, процедура взаимодействия с летным экипажем. Потом мы идем на самолет, принимаем материальные ценности, которые необходимы для рейса и обслуживания пассажиров, – продукты питания, бытовое оборудование и пр. Затем готовимся к встрече пассажиров – это крайние три минутки на то, чтобы оценить свой внешний вид. Нам нужно выглядеть в этот момент безупречно.

Встреча пассажиров – очень важный этап, ведь первоначальное мнение складывается в первые 90 секунд. После рейса проходит дебрифинг, где старший бортпроводник подводит результаты, оценивает то, как мы справились с задачей.

– А есть ли приметы, которые соблюдаются на борту среди персонала и пассажиров?

– Среди бортпроводников почти нет суеверных людей. Есть примета ничего перед рейсом не пришивать: в противном случае могут задержать рейс. Пассажиры иногда стараются погладить самолет, как-то с ним подружиться. Для нас гораздо важнее настрой.

– Сейчас поведение пассажиров регулируется строже. Как экипаж регулирует поведение пьяных или агрессивных людей на борту самолета?

– Существует алгоритм работы с деструктивными пассажирами. Если человек отказывается выполнять правила авиакомпании, то это предпосылка к тому, чтобы воспринимать этого пассажира как деструктивного, т. е. представляющего угрозу безопасности полета. К таким клиентам относятся всегда более внимательно. Сначала нарушителю правил делается устное предупреждение, если оно не срабатывает, то командир корабля подписывает письменное предупреждение. Это серьезная юридическая бумага, ведь командир корабля во время полета – юридическое лицо. Если мы еще на земле, то экипаж вправе снять пассажира с рейса. При определенных нарушениях мы можем обратиться в полицию страны, в которую прибываем. Полет в самолете – для многих стрессовая ситуация. Кто-то и не хочет вступать в конфликт, но волнение отражается на поведении.

– Профессия бортпроводника, как и любая другая, предполагает карьерный рост?

– Когда накапливается опыт, можно стать наставником – за таким специалистом закрепляют новичка, которого нужно вводить в строй, к примеру, для работы в бизнес-классе. По мере накопления опыта можно стать старшим бортпроводником вначале на небольших самолетах – Airbus-320, Sukhoi Superjet-100 и Boeing- 737, затем можно перейти на аналогичную должность на большие лайнеры, где 300-400 пассажиров. Следующий этап – стать инструктором, это работа в офисе, которая предполагает анализ ситуаций, происходящих на борту. Инструктор курирует определенную группу бортпроводников, проводит с ними занятия по повышению квалификации. Именно инструкторы думают о том, как предотвратить какие-то негативные ситуации, как оптимизировать работу бортпроводника, что сделать удобнее. Потом можно стать начальником отдела или какого-нибудь департамента в авиакомпании.

– Считается, что небо – это на всю жизнь. А уходят ли бортпроводники из профессии из-за профессионального выгорания?

– Люди приходят в профессию и практически сразу понимают, их работа или нет. Кто-то уходит в самом начале, отработав меньше года. Но те, кто остается более чем на два года, с небом так просто не расстаются. Авиация – это навсегда.

– За год работы вы много где побывали. А какой город считаете родным?

– Мои родители живут в Уссурийске, там прошла моя юность – до 16 лет. Училась и работала я во Владивостоке, прожила здесь около шести лет. Именно этот город я считаю родным, здесь мое сердце, здесь у меня есть друзья. Но работа предполагает вылеты из Москвы, там у нас базовый аэропорт.

– В какие города вам нравится летать больше всего?

– Любимые направления – европейские курорты, например Аликанте и Малага. Это комфортный и не очень продолжительный перелет, несущественная смена часовых поясов (один час разницы с Москвой). Нет необходимости долго отдыхать от перелета, можно провести время на море.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции