Церковь про коронавирус


Русская православная церковь призвала верующих в ближайшее время, включая Пасху, не посещать храмы и молиться дома. Каждой епархии позволили принять самостоятельное решение: закрывать храмы или позволить верующим присутствовать на богослужениях. "Idel.Реалии" выяснили, в каких регионах Поволжья уже утвердили решения, а где с этим не спешат.


Запрет на посещение богослужений в Вербное воскресенье и Пасху в период пандемии коронавируса уже ввели в Чувашии, Татарстане и Башкортостане. Митрополит Чебоксарский и Чувашский Варнава призвал верующих оставаться дома, но уточнил, что храмы продолжат работу. Вместо их посещения он предложил местным властям привлечь волонтеров для доставки освещенной вербы на дом.

— Сейчас наступают особые дни для православных, скоро Пасха. Вы все задаёте мне вопрос, что же будет, будут ли храмы открыты. Успокойтесь, давайте молиться дома. От молитвы нашей будет зависеть и прекращение этой коронавирусной заразы, — так прокомментировал решение казанской епархии митрополит Феофан.

Также в Татарстане планируют на время Пасхи закрыть кладбища, чтобы избежать скопления большого числа людей на ограниченной территории.


В Саратовской, Кировской и Пензенской областях отказались от радикальных запретов. Местные епархии призвали верующих лишь соблюдать меры предосторожности и держать дистанцию во время богослужений.

"В грядущие святые дни многие из вас будут вынуждены остаться дома. В первую очередь, это касается тех, кто находится в так называемой группе риска, и тех, кто ощущает недомогание В то же время хочу сказать вам, что все наши храмы будут открыты и в них будут совершаться все положенные богослужения. Те из вас, кто сочтет для себя невозможным остаться дома и придут в церкви, смогут принять участие в службах. Ни перед кем не закроют дверей храмов и никого из них не выгонят. При этом прошу всех иметь при себе защитные медицинские маски и соблюдать в храме между собой рекомендованную дистанцию", — говорит в обращении к прихожанам митрополит Саратовский и Вольский Лонгин.

В Вятской и Слободской епархии (Кировская область) верующих попросили держаться друг от друга на расстоянии 1,5 метра как во время богослужений, так и на исповеди, при освящении верб, куличей, пасох.

"Рекомендуем всем, посещающим храмы, особенно тем, кто будет готовиться к исповеди, надевать маски", — сообщили в епархии.

На сайте и в соцсетях Саранской Епархии не уточняется, закроются ли храмы. При этом здесь ведут прямые трансляции богослужений. Связаться с информационным отделом епархии и уточнить их решение о доступе прихожан в храмы "Idel.Реалии" не удалось.


На сайте Марийской епархии также нет информации об ограничительных мерах. В одной из последних заметок говорится, что в ближайшие праздники в храмах города Йошкар-Олы будут совершаться по две божественные литургии.

Опубликованных решений священнослужителей нет и в Самарской, Ульяновской областях и в Пермском крае. Местные епархии ограничились публикацией послания патриарха Кирилла и проведением крестных ходов вокруг крупных городов. На звонки редакции по телефонам, указанным на сайтах епархий, также никто не ответил.

"В эти дни мы лишаемся возможности быть вместе за любимыми всеми нами великопостными богослужениями Понесем, братья и сестры, временные лишения ради сохранения жизни и здоровья наших ближних", — говорил патриарх Кирилл, оправдывая ограничительные меры в православных храмах.

В большинстве российских регионов уже прошли крестные ходы, объезды и облеты городов. Молитвами и иконами РПЦ решило посодействовать борьбе с короновирусной инфекцией CoVID-19.

В начале апреля, как писали РБК, в Русской православной церкви заявили, что пасхальные службы в храмах и монастырях России будут проводиться несмотря на угрозу коронавируса, если это позволяет сложившаяся санитарно-эпидемиологическая обстановка в регионе. Позже РПЦ и российский патриарх призвали всё же ограничить посещение храмов и не слушать священников, которые выступают против карантинных мер.


Тем временем в российских регионах с середины марта действует так называемый "режим самоизоляции". Гражданам рекомендуют не выходить из дома без уважительных причин, а за несоблюдение рекомендаций штрафуют на сумму до 40 тысяч рублей.

По информации на 10 апреля, в России зарегистрировано 1786 новых случае заражения CoVID-19. Всего наличие коронавирусной инфекции подтвердилось практически у 12 тысяч человек.

Кроме того, в Татарстане Духовное управление мусульман отменило намазы в мечетях в священный месяц Рамадан, который начинается 23 апреля.

Бойтесь равнодушия — оно убивает. Хотите сообщить новость или связаться нами? Пишите нам в WhatsApp. А еще подписывайтесь на наш канал в Telegram.


Платы, которыми вытирают рот при причащении, предписано использовать только для убережения Святых Таин от возможного падения на пол и для обтирания лжицы. Для вытирания рта будут использовать бумажные салфетки. Верующим рекомендовано воздерживаться от целования Чаши.

По окончании литургии крест будут возлагать прихожанам на голову, а не давать для целования. Священнослужителям также рекомендуется воздерживаться от преподания руки для целования.

Таинство Крещения в условиях эпидемии предписано совершать только индивидуально с последующей дезинфекцией баптистерия. Миропомазание необходимо совершать только одноразовой ватной палочкой.

Также указано регулярно обрабатывать дезинфицирующими растворами иконы, к которым прикладываются прихожане.

Ранее Синод Русской Церкви рекомендовал дезинфицировать киоты икон и запивать причастие из одноразовых стаканчиков.

Ради пастырской заботы о людях, а также в ответ на запрос санитарных властей, при сохранении твердой веры в действие благого промысла Божия и в Божественное всемогущество принимаются перечисленные ниже правила, составленные с учетом канонической и богослужебной Традиции Русской Православной Церкви.

До изменения эпидемиологической ситуации в лучшую сторону и получения соответствующих указаний от епархиального управления о полном или частичном прекращении действия настоящей инструкции на приходах, Патриарших, архиерейских и монастырских подворьях, а также в монастырях Московской епархии необходимо выполнять следующее.

Относительно Причащения Святых Христовых Таин

1. Имея в виду, что принесение Бескровной Жертвы ни в коем случае не может быть отменено, ибо там, где нет Евхаристии, нет церковной жизни, а также что Святые Тело и Кровь Христовы преподаются во здравие как души, так и тела (см., к примеру, молитвы святителя Иоанна Златоуста, 7-ую и 9-ую из последования ко Святому Причащению), с учетом, при этом, исторической практики Православной Церкви в условиях эпидемий[1] — преподавать Святые Христовы Тайны с обтиранием после каждого причастника лжицы пропитанным спиртом платом (с регулярным обновлением пропитки) и окунанием затем ее в воду с последующей утилизацией воды согласно практике, предусмотренной при стирке платов.

3. Для раздачи антидора использовать одноразовые гигиенические перчатки.

4. Платы при причащении мирян использовать только для убережения Святых Таин от возможного падения на пол и для обтирания лжицы, а для утирания уст по отдельности для каждого причастника использовать бумажные салфетки с последующим сожжением. Платы кипятить и стирать с должным благоговением после каждого богослужебного использования.

5. Причастникам воздерживаться от лобзания Чаши.

Относительно совершения таинств Крещения и Миропомазания

6. Строго придерживаться практики смены и освящения воды для каждого отдельного случая. В связи с этим таинство Крещения совершать только индивидуально с промежуточной дезинфекцией (протиранием) купели (баптистерия) дезинфицирующей жидкостью (список рекомендованных жидкостей прилагается).

7. Для миропомазания и помазания елеем использовать ватную палочку (вместо стрючицы) и бумажную салфетку (вместо губки) с последующим сожжением.

Относительно совершения таинства Елеосвящения

Иные указания относительно совершения богослужений, пастырской практики и приходской жизни

9. Вместо преподания креста для лобзания по окончании Божественной литургии и иных служб рекомендуется возлагать крест на головы прихожан.

10. Возвращаясь к уставной практике, подвергшейся изменению в последние годы, помазание на всенощном бдении совершать только в тех случаях, когда совершается лития и освящение елея. В тех же случаях, когда помазание совершается, использовать для каждого прихожанина по отдельности одноразовую стрючицу (к примеру, ватную палочку) с последующей утилизацией. В иных случаях совершать лобзание Евангелия или праздничной иконы (Креста) после полиелея с преподанием благословения священнослужителем и протиркой Евангелия и иконы (Креста) после каждого лобзания с использованием дезинфицирующего раствора.

11. Священнослужителям рекомендуется воздерживаться от преподания руки для целования.

12. Для раздачи просфор, а также освященных хлебов на всенощном бдении использовать одноразовые гигиенические перчатки.

13. Уделять усиленное внимание чистоте утвари и богослужебных сосудов, протирая таковые после каждого богослужебного использования и тщательно омывая кипятком.

14. Приостановить до особого распоряжения работу воскресных школ, а также приходских секций и кружков.

15. Социальным службам приходов, подворий и монастырей по возможности оказывать помощь находящимся в группе риска пожилым прихожанам в доставке на дом продуктов и товаров первой необходимости.

Указания общего характера

16. Настоятелям, игуменам и игумениям предписать сотрудникам приходов, подворий и монастырей неукоснительно соблюдать общие меры гигиены, в том числе касающиеся дезинфекции рук в течение дня (не реже 1 раза в 2 часа).

17. Обеспечить частое проветривание храмов, а также приходских и монастырских помещений общего доступа, установив обязательный график проветривания.

18. Регулярно обрабатывать дезинфицирующими растворами поверхности храмовой мебели общего пользования (в т.ч. места для написания записок, свечные ящики и др.), а также дверных ручек.

19. Регулярно обрабатывать дезинфицирующими растворами иконы, находящиеся в храме, к которым прикладываются прихожане.

20. Священнослужителям, церковнослужителям и сотрудникам приходов, подворий и монастырей ответственно и внимательно относиться к своему самочувствию. При недомогании немедленно сообщать об этом настоятелю (игумену, игумении) и обращаться за медицинской помощью.

21. Настоятелям, игуменам и игумениям организовать обязательный замер температуры перед началом трудового дня (к примеру, при помощи бесконтактного термометра) у священнослужителей, церковнослужителей, а также у сотрудников храмов, взаимодействующих с большим числом прихожан.

[1] — В частности: причащение больных заразными болезнями после других причастников (или даже на отдельно совершаемом богослужении) с обтиранием после каждого причащающегося лжицы тканью и последующим ее сожжением; использование для больных отдельного сосуда и лжицы; омовение таковых в уксусе с выливанием последнего в сухой колодец (см. С.В. Булгаков. Настольная книга для священно-церковно-служителей; Пидалион с толкованиями преподобного Никодима Святогорца — на правило VI.28).

Приложение

Для санитарной обработки рекомендуются следующие препараты:

    • препараты на основе третичных амидов (к примеру Эволайн-4Д);
    • 3% перекись водорода;
    • 70% изопропиловый спирт (к примеру Септолит антисептик);
    • 75% этиловый спирт;
    • хлорсодержащие препараты (для уборки помещений).


В дни потрясений и бед люди часто обращаются за надеждой и утешением к высшим силам и тем, кого считают их земными представителями, – священникам, проповедникам, религиозным авторитетам. Нынешняя пандемия COVID-19 – не исключение. Но, как выясняется, неисповедимы не только пути Господни, но и пути коронавируса, самым причудливым образом влияющего на религиозные практики во всем мире.

16 марта из Южной Кореи, где находится один из наиболее серьезных очагов инфекции, поступила информация о том, что после серьезного давления властей наконец удалось убедить религиозную общину, именующую себя Церковью Реки Божьей Милости, прекратить богослужения в своем храме в городе Сённам к югу от столицы страны – Сеула. Это произошло после того, как у 46 из 135 членов общины тесты на новый коронавирус дали положительный результат.


Сама южнокорейская вспышка инфекции носит во многом "религиозный" характер. Из 8200 случаев заболевания COVID-19, зарегистрированных в стране, более половины приходится на последователей Церкви Иисуса – Синчонджи (дословно "Новое небо и новая земля"). Это специфический религиозный культ, его основатель Ли Ман Хи считает себя новым мессией, лично общавшимся с Иисусом Христом. Последователями Синчонджи являются более 300 тысяч человек. Их многолюдные богослужения в южнокорейском городе Тэгу, судя по всему, послужили источником распространения вируса. Ли Ман Хи позднее отменил совместные молитвы, назвав коронавирус "делом дьявола", мешающим распространению его учения в мире.


Похожая история произошла и в Малайзии. Там, по данным местных властей, не менее 77 из 238 подтвержденных случаев заражения связаны с исламским религиозным фестивалем, проходившим в одной из мечетей на окраине столицы страны – Куала-Лумпура с 27 февраля по 1 марта. В фестивале участвовали не менее 10 тысяч верующих, многие из них разъехались потом по разным провинциям Малайзии и за пределы страны. В Брунее 38 из 40 заразившихся коронавирусом участвовали в этом событии.


Неудивительно, что крупнейшие церкви планеты начали ограничивать масштабы религиозных церемоний, на которые собираются тысячи людей. В США отменены богослужения главным образом в штатах Вашингтон и Калифорния, откуда началось распространение коронавируса в стране, но целый ряд ограничений введен в церквях по всей Америке.

Площадь Св. Петра в Ватикане, где с балкона к верующим традиционно обращается папа римский, ограничена для посещений: в Риме, как и во всей Италии, где ситуация с коронавирусом сейчас худшая в мире, введен карантин. Принято беспрецедентное решение: все пасхальные богослужения в этом году пройдут в римских храмах без присутствия верующих. Церкви закрыты. Сам папа Франциск уже служит мессы по интернету.

Однако в минувшее воскресенье глава римско-католической церкви посетил опустевшую базилику Санта-Мария-Маджоре, где помолился о конце эпидемии. Затем он переместился в другую римскую церковь – она известна тем, что там хранится распятие, которое несли в религиозной процессии в 1522 году, во время одной из эпидемий чумы.

В связи с распространением коронавируса вводятся различные ограничения в религиозных обрядах: не используются общие чаши с вином при причастии, священники не применяют благословения и наложения рук, требующие физического контакта. С подробными разъяснениями на этот счет выступила, в частности, англиканская церковь, а также протестантские церкви Германии, Швеции, Нидерландов и ряда других стран.

Опустели церкви по всей Европе, не исключая и католическую Польшу, где храмы посещаются верующим очень активно. Например, в небольшой деревушке Длуга Косцельна в окрестностях Варшавы, где обычно на воскресное богослужение приходят около 350 человек, 15 марта местный ксёндз отслужил мессу для единственного прихожанина. Остальные остались дома, подчинившись распоряжениям как светских, так и духовных властей, не рекомендовавших участие в массовых мероприятиях, к числу которых относятся и богослужения. Священники и теологи разъясняют верующим, что тем самым они не совершают греха – при этом часто цитируется Евангелие от Матфея: "Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них" (Матф. 18:20).


Православные церкви, однако, оказались консервативнее, чем западные христиане, – или же безрассуднее, зависит от толкования. Греческая православная церковь заявила, что причащать верующих в ее храмах будут как и прежде, ибо "святое причастие не может быть источником заражения". Русская православная церковь высказалась в том же духе. "Я вам точно могу сказать, что мы не будем ни закрывать храмы, ни отменять богослужения", – сказал глава Отдела внешних церковных связей Московской патриархии митрополит Иларион.

Как выглядит вера в Бога в сочетании с неверием в эпидемию, можно в эти дни наблюдать в московском районе Гольяново, где в храме великомученика Ермогена выставлена икона Божьей Матери Локотской "Умиление". Икона 20 лет мироточит, верующие приписывают ей чудодейственные целительные свойства. Однако помощник епископа Железногорской епархии Юрий Шишков в интервью Радио Свобода не стал утверждать, что икона помогает от коронавируса. "По вашей вере будет вам", – сказал он.

Поделиться сообщением в

Внешние ссылки откроются в отдельном окне

Внешние ссылки откроются в отдельном окне

В Москве у троих священников Русской православной церкви диагностировали коронавирус. Церкви в России, в отличие от мечетей и синагог, не были закрыты. Иерархи РПЦ совершают объезды и облеты российских городов с иконами, а отдельные священники переносят службы в интернет.

Русская служба Би-би-си разбиралась, как православные адаптируются к коронавирусному карантину.

Что будет с Пасхой?

То, как Русская церковь будет праздновать Пасху 19 апреля, будет зависеть от конкретной эпидемиологической ситуации в каждом регионе России, сказал Би-би-си замглавы церковного отдела по взаимодействию со СМИ Вахтанг Кипшидзе.

"Мы считаем, что постановка вопроса о каких-то особенностях празднования пока преждевременная. Нужно будет рассматривать какие-то особенности празднования, когда положение будет более определенное. Россия - большое государство, есть регионы, где нет ни одного случая заражения инфекцией, поэтому сложно говорить о каком-то единообразии в отношении к этой угрозе", - заявил он.

Церковь и прихожане обязательно будут отмечать Пасху, даже если в этот день не получится прийти в храм, говорил ранее глава отдела внешних церковных связей митрополит Иларион.

При этом Антиохийская и Элладская греческая церкви решили перенести празднование Пасхи на конец мая. Антиохийская церковь (окормляет территорию Сирии, Ливана и других стран ближнего востока) проведет богослужения 19 апреля, но за закрытыми дверями.

В закрытом режиме может пройти и церемония схождения благодатного огня в Иерусалиме, несмотря на закрытие храма Гроба Господня, сообщает РИА Новости со ссылкой на источник, близкий к руководству Иерусалимского патриархата. В РПЦ не стали комментировать эту информацию.

Тем не менее в РПЦ подчеркивают, что отменять празднование Пасхи из-за эпидемии точно не собираются. "Когда меня коллеги-журналисты спрашивают: "Что будет с Пасхой?", я всегда отвечаю: "Пасха будет!" Пасху праздновали во время чумы, войны и прочих бедствий, отпразднуем ее и сейчас", - говорил глава отдела по взаимодействию со СМИ Владимир Легойда.

Заболевшие священники

В Москве коронавирус был обнаружен у трех священников РПЦ. Два священника с подтвержденными диагнозами служили в храме иконы Божией Матери "Утоли моя печали" в Марьино. Третий заболевший священник служил в храме Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском.

Еще четыре священника из этого храма ожидают своих тестов на коронавирус, а сам храм был закрыт на карантин.

"Все церковные служащие, которые имели с ними контакты, будут проверены [на коронавирус] и в случае необходимости изолированы", - говорит Вахтанг Кипшидзе.

На карантин закрылась и Киево-Печерская лавра на Украине (входит в юрисдикцию Украинской православной церкви Московского патриархата), где коронавирус нашли у четырех монахов. Богослужения в Лавре будут проходить, но в закрытом режиме.

Ранее настоятель лавры митрополит Павел призывал игнорировать карантин, приходить в храм и причащаться. "Не смотрите, старшее поколение или младшее, все спешите в храм, обнимите друг друга", - призывал митрополит Павел.

Нужно ли ходить в храм?

Русская церковь "серьезно относится к угрозе распространения коронавируса", священнослужителям были даны указания, как соблюдать правила безопасности в рамках богослужений, рассказывает Вахтанг Кипшидзе.

Еще в марте Синод РПЦ и патриарх Кирилл распорядились увеличить меры предосторожности во время служб в храме - например, дезинфицировать иконы, к которым прикладываются верующие, и лжицу для причастия. Также в храме необходимо соблюдать дистанцию между людьми. Тем, у кого есть признаки простуды, рекомендуют храм не посещать.

"Как к прихожанам, так и к клиру относится призыв патриарха не подвергать окружающих опасности", - говорит Кипшидзе.

Официальная позиция Русской церкви заключается в том, что церкви на время эпидемии закрыты не будут, в них можно будет зайти, однако патриарх Кирилл призвал верующих воздержаться от похода в храмы и молиться дома.

"51 год я проповедую с кафедр, призываю людей приходить в храмы, я этому призыву посвятил всю свою жизнь, и надеюсь, вы понимаете, как трудно мне сегодня сказать: воздержитесь от посещения храмов", - заявил патриарх 29 марта.

С такими мерами согласны не все священнослужители - некоторые из них продолжают настаивать на том, что верующим необходимо посещать храмы.

"На практике оказалось, что заметная часть духовенства и особенно монастыри открыто встали в оппозицию патриарху и отказываются от выполнения вполне разумных инструкций патриархии. Некоторые священники продолжают убеждать прихожан: "Ничего страшного не происходит, приходите в храмы, во время эпидемии самое главное - молитва и участие в таинствах", - отмечает главный редактор альманаха современной христианской культуры "Дары" Сергей Чапнин.

"Это крайне безответственная позиция. Такие призывы более всего характерны для консерваторов и фундаменталистов, которые буквально шантажируют простых прихожан. Мол, если не придете в храм - то у вас вера слабая", - продолжает он.

Инструкции, которые были даны патриархией, по его словам, где-то соблюдаются полностью, где-то частично, а где-то совсем не соблюдаются.

"Это опасная ситуация, она говорит о том, что у церковной власти нет необходимого авторитета и ее сегодня не слушаются. Еще меньше авторитета у государственной власти, и священники не видят причин, чтобы строго следовать тем предписаниям, которые дают государственные службы. Такое отрицание связано с тем, что они плохо понимают реальную ситуацию и не могут оценить возникающие риски", - считает Чапнин.

Службы онлайн и крестные облеты

Однако на фоне развивающейся эпидемии храмы во многих городах России стали устраивать дистанционные богослужения - в онлайн-трансляции.

Например, храмы Петербурга отчитались о том, что их трансляции служб набрали около 400 тысяч просмотров. В Ижевском храме сделали возможным через интернет подавать записки о поминовении. Такую же процедуру ввели в Орловской епархии, но там решили ввести еще и заочные отпевания умерших.

В Нижегородской митрополии ввели специальное молитвенное правило на время карантина: всех верующих просят четыре раза в день в обозначенное время читать определенный набор молитв.

Также за последнюю неделю несколько десятков митрополитов и епископов совершили крестные объезды или облеты в разных городах России. Архиереи проезжали или пролетали над городами с особо почитаемыми иконами. Крестные ходы во время эпидемий - своеобразная традиция русского православия, начавшаяся еще в средние века.

3 апреля крестный объезд также совершил и патриарх Кирилл в Москве. В сопровождении охраны он объехал Москву с иконой Божией Матери "Умиление", перед которой молился Серафим Саровский. Объезд патриарха транслировался в прямом эфире.

"Ко всему новому церковь адаптируется очень медленно и тяжело. Тем не менее ситуация в церкви меняется, я вижу, что многие священники серьезно относится к тем вызовам, которые связаны с пандемией. Уже запущен процесс изменения ряда важных церковных практик", - резюмирует публицист Чапнин.

Например, если раньше многие священники скептически относились к онлайн-богослужениям, то сейчас это "вынужденная мера и других вариантов нет". То же самое происходит и с практикой причащения, говорит Чапнин.

"Еще пару недель назад казалось, что это что-то незыблемое, а теперь уже и лжицу дезинфицируют, и обсуждают, что можно раздавать причастие руками (что прежде воспринималось как католическая практика), некоторые идут еще дальше и говорят, что в условиях карантина можно раздавать причастие мирянам домой для самостоятельного причащения", - объясняет он.

"Это сложные вопросы, на которые нет и не будет однозначных ответов. Но жесткое и узкое понимание традиции уходит в прошлое, обсуждение приведет к тому, что новые подходы прозвучат довольно громко и будут услышаны", - считает Чапнин.

Что делают другие конфессии?

Многие мечети в Москве и других городах России были закрыты еще в середине марта. После закрытия мечетей мусульмане стали молится в режиме онлайн - с помощью трансляций богослужений. Коллективные молитвы мусульман прекращены до 30 апреля.

24 апреля у мусульман начинается Рамадан. Коронавирус не помешает мусульманам поститься целый месяц - не придерживаться поста могут только те, у кого есть проблемы со здоровьем, заявили духовные лидеры Северного Кавказа.

В апреле празднуется и Песах - главный праздник иудеев. В Израиле во время этого праздника, который отмечается неделю (8-16 апреля), будет введен полный карантин. "Мы не допустим повторения случившегося во время празднования Пурима месяц назад, когда была вспышка заражения коронавирусом", - заявил премьер министр Израиля.

В России иудеи в связи с коронавирусом решили провести акцию "Песах дома", и раздали верующим в разных городах около 80 тонн мацы.

"Для того, чтобы у членов общины была возможность провести праздник дома, стартовала благотворительная акция "Песах дома", в рамках которой были подарены наборы, включающие мацу, виноградный сок, агаду - путеводитель по празднику, а также необходимые ингредиенты для кеары и другие кошерные на Песах продукты", - рассказала пресс-служба Федерации еврейских общин России.



Митрополит Иларион: Священноначалие Русской Православной Церкви не рассматривает какие-либо варианты борьбы с коронавирусом, предполагающие закрытие храмов, принудительное уменьшение числа верующих за богослужениями или полный перевод богослужения из режима оффлайн в режим онлайн. И в течение Великого поста, и на Пасху будут проводиться реальные богослужения с участием реальных прихожан.

Это не означает, что в Церкви недооценивают угрозу. Если вирус будет распространяться и число зараженных расти, если будут появляться новые распоряжения властей относительно борьбы с коронавирусом, Церковь будет на них реагировать. Сказанное относится как к Церкви в целом, так и к отдельным епархиям, где будет непременно учитываться эпидемиологическая обстановка.



Православные храмы в Италии, руководствуясь предписаниями правительства, приостановили службы. Митрополит Антоний, патриарший экзарх Западной Европы, дал распоряжение о приостановке служб и в православных храмах Русской церкви в Италии. Речь о конкретной ситуации и определенном сроке?

Митрополит Иларион: Это не решение митрополита, это решение итальянских властей. В Италии церковные организации получили соответствующие предписания государственной власти. В стране обстановка такая, что уже введено ограничение на свободное перемещение людей по городу. Улицы пусты, все сидят в квартирах и не ходят никуда, в том числе и в храмы, которые, впрочем, остаются открыты. Полиция в усиленном режиме патрулирует города, и если видит, что у храма собирается хотя бы небольшая группа людей, то сразу же приезжают полицейские и устраивают разбирательства. В течение какого срока будет действовать такой режим? Пока это неизвестно. Разумеется, как только правительство даст соответствующее разрешение, службы будут возобновлены.

В каких-то еще странах могут быть приостановлены службы в православных храмах, если там выявится серьезная ситуация с коронавирусом? Как священноначалие принимает решение в таких ситуациях? Нужно решение Синода или правящего архиерея?

Митрополит Иларион: Обычно решение принимается правящим архиереем исходя из эпидемиологической обстановки в конкретном регионе, на основе указаний властей и решений органов здравоохранения. Но в некоторых странах архиерей вообще ничего не может решить: решения принимают власти, и духовенству остается только им подчиниться.

Священный Синод Русской православной церкви на своем последнем заседании 11 марта рассмотрел ситуацию в целом и дал ряд общих рекомендаций, но в каждой конкретной стране они могут быть конкретизированы и дополнены.



Насколько мне известно, меры по ограничению присутствия верующих в храмах принимаются сейчас не только в Италии. Во Франции в прошлую субботу вышло обращение премьер-министра, предписывающее отменить все богослужения. Оно же было опубликовано в законодательном бюллетене. Все подчинились: храмы открыты, но служб нет.

В некоторых храмах Японской Церкви, как я слышал, прекращено богослужение. Сообщалось также, что Киевская городская администрация распорядилась "подготовить обращение к главам религиозных учреждений города Киева о прекращении проведения массовых богослужений и предупреждении распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории города Киева и установлении входящего санитарного контроля". Однако, что будет пониматься под массовыми богослужениями? Очевидно, речь может идти о временном ограничении количества участников богослужения, но не о запрете богослужений как таковых.

Какие меры принимаете Вы в подведомственных Вам церковных учреждениях?

Митрополит Иларион: Несколько дней назад я записал видеоролик, в котором, обращаясь к прихожанам, дал десять советов по профилактике коронавируса, включая некоторые рекомендации касательно участия в богослужении и в таинстве причащения. Также я рассказал об этом в проповеди.



В храме на Ордынке, где я являюсь настоятелем, введены одноразовые стаканчики для запивки после причастия, регулярно дезинфицируются спиртом кивоты для икон. В соответствии с инструкцией, полученной сегодня от Патриарха, мы будем принимать и другие санитарно-профилактические меры, включая обработку лжиц для причастия спиртовым раствором, временный отказ от целования креста и чаши, использование одноразовых гигиенических перчаток при раздаче антидора, измерение температуры священнослужителей и сотрудников храма перед каждой службой.

Мною подписано распоряжение по Отделу внешних церковных связей, которым предусматривается целый ряд мер - начиная от временной отмены зарубежных командировок сотрудников и строгого соблюдения 14-дневного карантина сотрудников, вернувшихся из Европы, кончая дезинфекцией рабочих мест и обеспечения сотрудников спиртовыми салфетками.



В Общецерковной аспирантуре и докторантуре, в соответствии с приказами Министра образования и науки, мы перевели всех студентов на дистанционное обучение, а сотрудников - на работу в дистанционном режиме. При этом богослужения в храмах Черниговского подворья совершаются согласно расписанию.

В одном из интервью вы допустили использование одноразовых ложек для причастия в случае распространения эпидемии. Это реальная перспектива?

Митрополит Иларион: Пока вопрос об этом не ставится, но исключить его постановки в будущем - по крайней мере в отдельных регионах - нельзя. С одной стороны, мы верим в то, что через причастие зараза не может передаваться, так как в Святых Дарах присутствует Сам Бог. С другой стороны, материальные предметы, каковыми являются чаша или ложка для причастия - по-славянски она именуется лжицей - не могут быть стопроцентно защищены от попадания инфекции на их поверхность. В продаже имеются деревянные чайные ложки, которые могли бы использоваться в качестве одноразовых и потом сжигаться. Однако такие меры могут вводиться только по благословению правящего архиерея. На сегодня принято решение продолжать использовать обычную лжицу, но отирать ее после каждого причастника специальным платом, который будет пропитан спиртовым раствором, после чего обмакивать в воду, а уста причастника вместо обычного плата вытирать одноразовой салфеткой.



Церковь в своей истории сталкивалась с подобными ситуациями. Вот что можно прочитать в "Настольной книге для священно-церковнослужителя" С.В.Булгакова издания 1900 года: "После причащения больнаго младенца, в предупреждение заразы следующего причастника, следовало бы крепко вытирать покровцем святую лжицу. В случае же появления в приходе заразительной болезни, например, дифтерита, оспы, легко могущей переходить к другим при причащении через лжицу и покровец, следует советовать прихожанам совсем не приносить больных детей в церковь; в крайнем же случае больных заразною болезнию надлежит приобщать после здоровых и вытирать как лжицу, так и уста дитяти особым куском чистой льняной материи, сожигая его после причащения". Автор, следовательно, допускает возможность передачи заразы от одного причастника к другому через лжицу. В книге содержится также указание на необходимость использовать "особую лжицу и особый холщевый плат" для причащения больных - как младенцев, так и "великовозрастных".

Конечно, в 1900 году не существовало одноразовых ложек, но сейчас они существуют. Более того, они уже используются на практике - например, при причащении священников больных с ослабленным после операции иммунитетом, лежащих в специальном инфекционном боксе.

Как верующему православному относиться к такого рода эпидемиям? Как не поддаваться панике, но при этом не быть легкомысленным и безалаберным?



Митрополит Иларион: Паника никогда еще никому не помогала. Верующий человек должен, прежде всего, верить, что его жизнь находится в руках Божиих. Если Бог захочет человека перевести из земного мира в мир горний, у Него для этого есть много способов. Бояться смерти не нужно. Господь говорит: "…Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне" (Мф. 10:28). Мы должны бояться прогневать Бога своими грехами, а того, что способно повредить лишь нашему телу, бояться не следует.

В то же время необходимо ради сохранения своего здоровья и здоровья окружающих соблюдать те меры, о которых сейчас все говорят. Чаще мыть руки с мылом, в том числе после рукопожатий, после возвращения с улицы домой, перед едой, перед совершением богослужений. Не ездить за рубеж, особенно в страны, где эпидемия коронавируса приобрела угрожающие размеры. Принимать другие меры предосторожности, рекомендуемые медицинскими работниками. Лучше перестраховаться, чем недооценить степень угрозы.

*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции