Беседа про коронавирус детям младших классов

Поделиться сообщением в

Внешние ссылки откроются в отдельном окне

Внешние ссылки откроются в отдельном окне

Каждый день появляются сообщения о росте числа заразившихся коронавирусом. Вирус быстро распространяется по всему миру.

Неудивительно, что очень многие переживают за здоровье себя и своих близких. В ситуации, когда о коронавирусе говорят везде - в СМИ, на улице, в магазинах, дома - дети не могут не знать об эпидемии.

Как лучше всего объяснить ребенку, что происходит и как защититься от инфекции?

Успокойте ребенка

"Прежде всего, необходимо успокоить ребенка и сказать ему, что этот вирус ничем особенно не отличается от обычной простуды, поноса или рвоты", - сказала в интервью BBC Radio Scotland семейный врач Пунам Кришан.

Пунам Кришан воспитывает сына, которому сейчас шесть лет. Она призывает быть с детьми максимально честными и открыто говорить с ними о коронавирусе. Детский психолог Ричард Вулфсон отмечает, что при разговоре с ребенком надо учитывать его возраст.

"Маленькие дети - шести-семи лет и младше - очень сильно подвержены влиянию взрослых и схватывают все, что говорится в их присутствии, особенно то, что обсуждают родители. Ребенок в таком возрасте может быть очень напуган услышанным", - сказал он.

"В первую очередь необходимо успокоить ребенка. Вы не знаете, что произойдет в будущем, но вы можете сказать ему: с тобой все будет в порядке, с нами тоже все будет хорошо. Кто-то может заболеть, конечно, но с нами все будет в порядке", - так советует говорить с маленькими детьми о коронавирусе Ричард Вулфсон.

Конкретные шаги

По словам Вулфсона, хотя вы и не можете быть уверенными в том, что ваши дети не заболеют, однако лучше смотреть на вещи с оптимизмом, чем беспокоиться и тем самым тревожить - возможно, совершенно напрасно - ребенка.

"Дело не только в том, чтобы успокоить детей, нужно также, чтобы они понимали, что от них тоже многое зависит", - говорит психолог.

По словам Вулфсона, детей следует научить предпринимать конкретные шаги для того, чтобы снизить риск заражения. Это позволит им почувствовать, что они могут в определенной степени контролировать ситуацию и сделать что-то, чтобы защитить себя и своих родителей от инфекции.

Вулфсон предлагает говорить с маленьким ребенком так: "Есть вещи, которые могут помочь тебе и нам не заразиться и оставаться здоровыми. И вот что ты можешь сделать. Ты можешь, например, не забывать мыть руки", и так далее.

Пунам Кришан согласна с таким подходом.

"Такая стратегия, когда вы одновременно и успокаиваете ребенка, и рассказываете, как он может защитить себя и свою семью, самая подходящая", - говорит Вулфсон.

Научите ребенка, как себя обезопасить

Маленькие дети проявляют большую любознательность, тянутся ко всему, что попадается на глаза, стараются все потрогать руками и попробовать на зуб. Кроме того, они любят делиться едой и напитками и принимать такие угощения от других. А когда дело доходит до мытья рук, мало кто из детей делает это правильно и тщательно.

Это значит, что они, как правило, являются основными распространителями инфекций, и задача взрослых - с самого раннего возраста приучить их к соблюдению основных правил личной гигиены и научить это делать правильно.

Многие дети забывают вытирать руки после мытья либо вовсе не пользуются мылом - сейчас самое время объяснить им, что, делая это добросовестно, они снизят риск заражения - как для себя, так и для окружающих.

Слухи и разговоры

Одним из источников беспокойства для ребенка могут быть сами родители, говорит Вулфсон.

"Маленькие дети находятся под сильным влиянием родителей. Когда они видят, что мама и папа чем-то встревожены, что они о чем-то говорят со своими друзьями, скорее всего, детям передастся это беспокойство", - отмечает доктор Вулфсон.

Родители могут контролировать свое поведение и эмоции в присутствии детей. Но что делать, когда ребенок отправляется в школу или детский сад и слышит там разговоры о коронавирусе?

По словам Вулфсона, очень важно вовремя успокоить ребенка, которому в школе могут рассказать какую-нибудь страшную историю.

"У меня три внука - им 12, 10 и 8 лет. И каждый из них рассказал мне за последнее время такую историю: я слышал, что кто-то вернулся в мою школу, что этот кто-то был там-то, и его отправили домой", - рассказывает Ричард Вулфсон.

Как говорить с подростками?

С подростками, для которых авторитет родителей менее значим, говорить надо по-другому. Известно, что тинейджеры больше информации о происходящем в мире получают от своих друзей и меньше прислушиваются к родителям.

"У них собственные каналы информации, и они доверяют своим сверстникам гораздо больше, чем родителям. Одна из проблем в том, что подростки гораздо более реалистично смотрят на происходящее. Сложно сказать 14-летнему ребенку: не беспокойся, все будет в порядке, потому что он точно спросит - а ты-то откуда знаешь? Почему ты так уверен?" - говорит Ричард Вулфсон.

"Поэтому для подростков нужны более весомые и убедительные аргументы. Они вряд ли примут на веру ваши слова", - говорит Вулфсон.

Возможно, стоит запастись данными исследований, статистикой по опасным инфекциям, информацией о том, как идет разработка вакцины.

Психолог отмечает, что каким бы ни был возраст ребенка, родители должны позаботиться о его психологическом комфорте.

"Независимо от возраста ребенка необходимо создать атмосферу, в которой дети смогут открыто говорить о своих переживаниях", - подчеркивает Ричард Вулфсон.

Вирусы гриппа и коронавирусной инфекции вызывают у человека респираторные заболевания разной тяжести. Симптомы заболевания аналогичны симптомам обычного (сезонного) гриппа. Тяжесть заболевания зависит от целого ряда факторов, в том числе от общего состояния организма и возраста.

Предрасположены к заболеванию: пожилые люди, маленькие дети, беременные женщины и люди, страдающие хроническими заболеваниями (астмой, диабетом, сердечно-сосудистыми заболеваниями), и с ослабленным иммунитетом.





Чистите и дезинфицируйте поверхности, используя бытовые моющие средства.

Гигиена рук - это важная мера профилактики распространения гриппа и коронавирусной инфекции. Мытье с мылом удаляет вирусы. Если нет возможности помыть руки с мылом, пользуйтесь спиртсодержащими или дезинфицирующими салфетками.

Чистка и регулярная дезинфекция поверхностей (столов, дверных ручек, стульев, гаджетов и др.) удаляет вирусы.

Вирусы передаются от больного человека к здоровому воздушно -капельным путем (при чихании, кашле), поэтому необходимо соблюдать расстояние не менее 1 метра от больных.

Избегайте трогать руками глаза, нос или рот. Вирус гриппа и коронавирус распространяются этими путями.

Надевайте маску или используйте другие подручные средства защиты, чтобы уменьшить риск заболевания.

При кашле, чихании следует прикрывать рот и нос одноразовыми салфетками, которые после использования нужно выбрасывать.

Избегая излишние поездки и посещения многолюдных мест, можно уменьшить риск заболевания.

Здоровый образ жизни повышает сопротивляемость организма к инфекции. Соблюдайте здоровый режим, включая полноценный сон, потребление пищевых продуктов богатых белками, витаминами и минеральными веществами, физическую активность.

Среди прочих средств профилактики особое место занимает ношение масок, благодаря которым ограничивается распространение вируса.

Медицинские маски для защиты органов дыхания используют:

  • при посещении мест массового скопления людей, поездках в общественном транспорте в период роста заболеваемости острыми респираторными вирусными инфекциями;
  • при уходе за больными острыми респираторными вирусными инфекциями;
  • при общении с лицами с признаками острой респираторной вирусной инфекции;
  • при рисках инфицирования другими инфекциями, передающимися воздушно-капельным путем.

Маски могут иметь разную конструкцию. Они могут быть одноразовыми или могут применяться многократно. Есть маски, которые служат 2, 4, 6 часов. Стоимость этих масок различная, из-за различной пропитки. Но нельзя все время носить одну и ту же маску, тем самым вы можете инфицировать дважды сами себя. Какой стороной внутрь носить медицинскую маску - непринципиально.

Чтобы обезопасить себя от заражения, крайне важно правильно ее носить:

  • маска должна тщательно закрепляться, плотно закрывать рот и нос, не оставляя зазоров;
  • старайтесь не касаться поверхностей маски при ее снятии, если вы ее коснулись, тщательно вымойте руки с мылом или спиртовым средством;
  • влажную или отсыревшую маску следует сменить на новую, сухую;
  • не используйте вторично одноразовую маску;
  • использованную одноразовую маску следует немедленно выбросить в отходы.

При уходе за больным, после окончания контакта с заболевшим, маску следует немедленно снять. После снятия маски необходимо незамедлительно и тщательно вымыть руки.

Маска уместна, если вы находитесь в месте массового скопления людей, в общественном транспорте, а также при уходе за больным, но она нецелесообразна на открытом воздухе.

Во время пребывания на улице полезно дышать свежим воздухом и маску надевать не стоит.

Вместе с тем, медики напоминают, что эта одиночная мера не обеспечивает полной защиты от заболевания. Кроме ношения маски необходимо соблюдать другие профилактические меры.

Оставайтесь дома и срочно обращайтесь к врачу.

Следуйте предписаниям врача, соблюдайте постельный режим и пейте как можно больше жидкости.

Высокая температура тела, озноб, головная боль, слабость, заложенность носа, кашель, затрудненное дыхание, боли в мышцах, конъюнктивит.

В некоторых случаях могут быть симптомы желудочно-кишечных расстройств: тошнота, рвота, диарея.

Среди осложнений лидирует вирусная пневмония. Ухудшение состояния при вирусной пневмонии идёт быстрыми темпами, и у многих пациентов уже в течение 24 часов развивается дыхательная недостаточность, требующая немедленной респираторной поддержки с механической вентиляцией лёгких.

Быстро начатое лечение способствует облегчению степени тяжести болезни.

Выделите больному отдельную комнату в доме. Если это невозможно, соблюдайте расстояние не менее 1 метра от больного.

Ограничьте до минимума контакт между больным и близкими, особенно детьми, пожилыми людьми и лицами, страдающими хроническими заболеваниями.

Часто проветривайте помещение.

Сохраняйте чистоту, как можно чаще мойте и дезинфицируйте поверхности бытовыми моющими средствами.

Часто мойте руки с мылом.

Ухаживая за больным, прикрывайте рот и нос маской или другими защитными средствами (платком, шарфом и др.).

Ухаживать за больным должен только один член семьи.


Дети не пасcивные слушатели, а активные участники по спасению мальчика Мити, на которого охотится и нападает Вирус Гриппус. Дети рисуют "волшебные таблетки" с полезными советами и помогают Мите защититься от болезни. Учащиеся проводят интересные физкультминутки и заполняют анкету, чтобы узнать, грозит ли грипп каждому из них. В конце занятия дети своими силами создают плакат, который они вывешивают в коридоре для ребят своей школы, что бы рассказать им о том, что нужно делать, чтобы не заболеть в период эпидемии.

Скачать:

Вложение Размер
klassnyy_chas_po_profilaktike_grippa_mitya_i_virus_grippus.doc 426 КБ

Предварительный просмотр:

Соколова Тамара Владимировна

учитель начальных классов

Учитывая возрастные особенности ребят, использована игровая форма деятельности с практической направленностью. Содержание классного часа знакомит первоклассников, а так же помогает систематизировать знания детей о признаках заболевания гриппом, поведения во время эпидемии и способами профилактики данного заболевания.

Для более яркого эмоционального восприятия темы, подготовлена мини- презентация, сопровождающая теоретическую часть слайдами, а так же рисунок мальчика Мити (высотой 70 сантиметров), расположенный на плакате (склеенные 2 листа ватмана).

Возрастная группа: 1 класс.

Цель: научить детей сохранять и укреплять своё здоровье, применяя в повседневной жизни получаемые знания и умения.

  1. дать общее представление о гриппе, о причинах его возникновения, возбудителе, симптомах заболевания;
  2. учить защищать свой организм от гриппа, вести профилактику данного заболевания.

Дети нарисовали дома вирусы - увеличенные до размера детской ладони.

Время реализации: 35 минут.

Необходимое оборудование и материалы:

Проектор, экран, компьютер, презентация, сопровождающая сценарий.

Листы для проведения анкеты ½ А-4,ручки.

Организационный момент. Создание положительного эмоционального настроя.

Учитель. Мы с вами продолжаем наши уроки здоровья. Сегодня поговорим о том, что такое грипп, как им заболевают люди и как что нам делать, чтобы не заболеть этой коварной болезнью.

К нам на урок придет один гость. (Слайд 1- мальчик Митя) Вы узнали этого героя? Кто же это?

(Дети узнают Митю, рассказывают, что в мультике, когда он не мыл руки и фрукты, то заболел кишечной инфекцией. Ещё в мультике видели микробов, которые проникли в Митин организм и вызвали болезнь)

Учитель размещает плакат с изображением Мити на доске.

Беседа по теме занятия.

Учитель. А знаете ли вы, ребята, что возбудитель гриппа, то есть тот, кто её вызывает, мельчайший микроб - вирус? Своё название он получил от французского слова gripper- схватывать. И действительно, начало заболевания напоминает схватку. Грипп в буквальном смысле слова берет человека за горло, проникая в его организм. (Слайд 2- изображение вируса в увеличенном виде)

Учитель. Как можно заразиться этим вирусом? (ответы детей) Действительно, при разговоре, чихании, кашле больной выделяет в воздух мельчайшие капельки слюны, в которых живут миллионы вирусов. Другие люди могут дышать этим заражённым воздухом и заболеть. Этот путь заражения называется воздушно-капельным. (Слайд 3 – чихающий человек, выделяющий в воздух капли слюны)

Грипп так заразен, что им заболевают очень многие люди. И тогда начинается эпидемия. (Слайд 4- театральный зал - большое скопление детей)

Учитель. А что же делает этот разбойник грипп, попав в организм человека?

Вирус гриппа, поселяясь в организме, размножается и выделяет в кровь ядовитые вещества - токсины, отравляющие весь организм. И человек тяжело заболевает. Так микробы пытаются заразить и Митю.

(Первоклассники выходят к доске и по краям плаката, вокруг изображения Мити , размещают нарисованные дома вирусы)


- Ребята, а по каким признакам можно понять, что человек заболел?

Учитель. Правильно, а я еще добавлю слабость, вялость, боли в мышцах. Это все признаки гриппа. Молодцы, ребята! Хорошо отвечаете! Не удивлюсь, если вы знаете, какие правила надо соблюдать человеку, заболевшему гриппом. Знаете?! Сейчас проверим.

Учитель. Я буду называть правила, которые должен выполнять больной. Если правило верное, хлопайте руками. Если правило неверное, топайте ногами.

  1. Если заболел гриппом, пригласи как можно больше друзей и здорово повеселись (прыгают).
  2. Если заболел гриппом, срочно иди в поликлинику, а по пути зарази как можно больше людей (прыгают).
  3. Если заболел гриппом, надо вызвать врача на дом (хлопают).
  4. Надо лечь в постель (хлопают).
  5. Если заболел, ешь мороженое (прыгают).
  6. Принимай лекарства, которые сам нашел в аптечке (прыгают).
  7. Принимай лекарства, назначенные врачом (хлопают).
  8. Пей больше воды, фруктовых соков и другой жидкости: это поможет вывести из организма ядовитые вещества и снизить температуру (хлопают).
  9. Когда кашляешь и чихаешь, открывай рот пошире, чтобы летели брызги во все стороны (прыгают).

10. Если заболел гриппом, отправляйся в гости к другу - ты так давно у него не был (прыгают).

Учитель. Теперь вы все знаете об этом разбойнике - Гриппе. Давно известно, что болезнь легче предупредить, чем лечить. Поэтому если пока еще вам удалось избежать встречи с вирусом, самое время заняться профилактикой. Кто может объяснить значение этого слова?

Как же мы можем помочь себе?

- Питание - богатое овощами, фруктами (рисует овощи и фрукты),

-Приём витаминов( рисует витаминки),

-Употребление в пищу лука и чеснока, богатых фитонцидами (рисует лук и чеснок),

-Точечный массаж (рисует лицо человека с активными точками у носа, на лбу),

-Смазывание носа оксолиновой мазью,

-Прививка от гриппа,

-Влажная уборка помещения,

-Частое мытьё рук,

-Не подходить близко к больному,

-Больше пить жидкости - морсов, соков, травяных чаёв,

-Есть мёд, имбирь,

-Гулять на свежем воздухе,

-Посещать занятия физкультурой, бассейн,

-Быть весёлым, чаще смеяться,

-В период эпидемии носить маску,

-Чихать и кашлять в одноразовый платок или сгиб локтя.

Учитель . Молодцы, ребята, мы защитили Митю от вирусов! Посмотрите - злодей Гриппус сильно напуган. Теперь Митя не заболеет этой страшной болезнью. Вы хорошо поработали.

Физкультминутка. Точечный массаж.

(Показывает точечный массаж один из учеников, который умеет это делать, или заранее подготовлен учителем. Ученики повторяют за ним)

На белых листах (формата ½ А 4) ребята отвечают на вопросы. Если ответ положительный – рисуют цветочек, если ответ отрицательный- рисуют маленький вирус.

-Сделал ли ты прививку от гриппа?

-Питаешься ли ты разнообразно, включая в пищу овощи, фрукты?

-Кушаешь ли ты лук, чеснок, мёд, имбирь?

-Занимаешься ли ты спортом?

-Гуляешь на свежем воздухе каждый день не менее 2 часов?

-Проветриваешь ли ты свою комнату, квартиру, класс?

-Моешь ли ты лицо, руки с мылом?

-Закаляешься ли ты?

-Ты весёлый, жизнерадостный человек?

Обработка результатов - если на рисунке менее 5 цветочков, то велика вероятность, того, что ты можешь заболеть. У вас ещё есть время пересмотреть свой режим дня, привычки и предостеречься от болезни.

Мои юные друзья! Чтобы вы не забыли, как уберечься от гриппа и какие правила нужно соблюдать, если ты заболел, я каждому вручаю памятку (см. Приложение 3).

Учитель. Ребята, о чем же вы узнали на уроке здоровья?

-А если другие ребята школы забыли какие-либо правила защиты от гриппа, как мы можем напомнить о них? Поместим наш плакат в коридоре, чтобы все ученики нашей школы увидели и прочитали его.

(Ребята вывешивают плакат на стенд в коридоре)

Список использованной литературы и Интернет-ресурсов:


Пандемия коронавируса COVID-19 вызывает в меньшей или большей степени смятение и страх у всех людей. Детям сложнее чем взрослым понять происходящее и отличить достоверную информацию от ложной. Задача родителей в том, чтобы помочь в этом своим детям.

Психологи центра Innove Rajaleidja Биргит Тито и Эвелин Таэль, а также главный специалист психологии Катри Виитпоом дают практический совет о том, как поговорить с ребёнком о коронавирусе.

  • Нет смысла скрывать от ребёнка то, что происходит мире. Дети всё равно услышат это – по телевизору, по радио, от других взрослых или детей, заметив тревогу или разговор родителей. Лучше в домашних условиях удовлетворить любопытство ребёнка, повысить осведомленность и уменьшить беспокойство.
  • Дети по-разному реагируют на тревожные события – кто-то шутит и радуется выходным дням, кто-то беспокоится из-за боязни заболеть или умереть. Одни дети становятся капризными, другие становятся необщительными, третьи становятся чрезмерно энергичными. Тем не менее, при данных событиях все дети нуждаются в поддержке и разъяснении своих родителей.
  • Информация о коронавирусе, предоставляемая ребёнку, должна быть достоверной, конкретной и соответствующей возрасту. Разговаривать нужно спокойно и ободряюще. Например, мы можем объяснить: В мире очень много вирусов, и иногда мы заболеваем при воздействии некоторых вирусов. Как правило, вирусы вызывают, к примеру, кашель, насморк, высокую температуру и недомогание. Наше тело способно бороться с вирусами, и в большинстве случаев мы вскоре выздоравливаем. О текущем распространении коронавируса так много говорят, потому что он быстро распространяется по всему миру и является совершенно новым. Против этого вируса ещё не изобретено лекарство или вакцина. Избегайте спекуляций, теорий заговора и лишних деталей в разговоре с ребёнком, так как они могут его запутать и напугать.
  • Если ребёнок тревожный, то сначала мы можем ребёнка выслушать. Пусть он расскажет о том, что он слышал в детском саду, школе или от друзей, что его беспокоит, чего он боится.
  • Затем мы можем подкорректировать знания ребёнка. Например, ребёнок, возможно, слышал, что многие бабушки и дедушки умирают, или о том, что, если школу закроют, то ребёнок безнадёжно отстанет в учёбе. Мы можем успокоить ребёнка фактами, которые нам известны на данный момент: Сейчас ещё никто в Эстонии не умер из-за коронавируса, и у нас нет оснований бояться, что с кем-то в нашей семье случится что-то плохое. Мы можем этому способствовать, если будем правильно мыть руки, соблюдать чистоту, оставаться вместе дома и отдыхать. Когда школа закрыта, мы будем учиться дома, учителя будут обучать нас по компьютеру.
  • Правило кулака гласит: если ребёнок умеет спрашивать, то он готов к ответу. Поэтому обязательно отвечайте на все вопросы, не игнорируйте и не обманывайте, но отвечайте на уровне соответствующего возраста.
  • Ребёнок может спросить, что такое коронавирус. Описание коронавируса можно объяснить ребёнку простыми словами, что это микроб, который при попадании внутрь человека может вызвать плохое самочувствие. Вы вместе можете вспомнить, как когда-то раньше предыдущий вирус повлиял на самочувствие ребёнка или когда болел какой-то друг, и объяснить, что примерно то же самое может случиться с коронавирусом. К этому можно добавить, что у некоторых людей появляется высокая температура и кашель, некоторые просто чувствуют себя немного больными и уставшими, а у некоторых появляется сильный кашель, из-за которого им становится трудно дышать. Важно заметить, как много информации достаточно ребёнку, и в какой момент информация становится слишком подробной или сложной.
  • Если ребёнок хочет знать, как распространяется коронавирус, можно сказать, что, когда человек чихает или кашляет, из него вылетают микробы. Здоровый человек может заболеть, если эти микробы каким-то образом попадут в него. Поскольку эти микробы могут попасть нам на руки, то очень важно мыть руки, чтобы микробы не попали к нам внутрь при еде или при прикосновении руками к лицу.
  • Если ребёнок спрашивает, убивает ли коронавирус, можно отметить, что, как при других заболеваниях, так и при коронавирусе некоторые люди умирают, однако тех, кто выздоровел гораздо больше. Врачи проводят огромную работу, для того, чтобы заболевшие люди выздоровели.
  • Ребёнок получает поддержку, когда разговор фокусируется на определённых правилах, которые ребёнок может сам создать для себя и своей семьи. Например, вы можете обговорить, как и когда мыть руки. Обязательно покажите свой пример поддержания правил гигиены. Если в детском саду или школе введены новые правила, их тоже обсудите дома.
  • Родители могут ограничить доступ ребёнка к новостям и спекуляциям в СМИ и интернете. Постоянное отслеживание распространения вируса, числа и места заражения слишком обременительно для ребёнка, а быстро меняющаяся и отличающаяся по содержанию информация, трудно воспринимаема для ребёнка.
  • Мы можем показать пример детям, если сами будемоставаться внешне спокойными. Детская тревога часто связана с родительской тревогой. Когда родители много говорят о коронавирусе очень тревожным тоном, постоянно поднимая тему и проверяя новости, ребёнок тоже становится тревожным. Поскольку взрослые способны контролировать свои чувства лучше, чем дети, роль родителя заключается в том, чтобы следить за своими эмоциями и поведением и создавать домашнюю обстановку, в которой все члены семьи могут отдохнуть от своих переживаний. Понятно, что неопределенные ситуации также пугают взрослых и усугубляют проблемы с психическим здоровьем. Если собственные эмоции взрослого настолько сильны, что он не может сохранять спокойствие перед ребёнком, рекомендуется использовать приёмы психологической самопомощи перед тем, как поговорить с ребёнком, а также по возможности проконсультироваться со специалистом душевного здоровья.
  • В случае всевозможных беспокойств, тревожных новостей и неспокойных времён, детям помогает большое внимание со стороны родителя, когда они могут проводить больше временивместе со своими родителем. У более младших детей, лёгкие страхи смягчаются совместными играми, творческими действиями и симуляциями, которые могут ребёнка рассмешить.
  • Если вашему ребёнку необходимо оставаться дома, не посещая школу или детский сад, постарайтесь по возможности максимально сохранитьсвой обычный распорядок дня – например, есть, мыться, читать, спать в обычное время. Рутина создает чувство безопасности у детей.
  • В то же время, уменьшая беспокойство за себя и своих детей, взрослый обязан нести ответственность за безопасность своего ребёнка. Это означает быть в курсе указаний, данных государственными органами, школами или детскими садами, и обеспечивать их соблюдение. Если школа ребёнка находится в изоляции, родители обязаны обеспечить, чтобы ребёнок действительно оставался дома. Если появляются симптомы коронавируса, следует остаться дома, вызвать скорую помощь и обязательно сообщить об этом в детский сад или школу.

Важно не создавать страх и панику, а подчёркивать в своих беседах и предостережениях то, что все люди могут сделать, для того чтобы не заразиться или не заразить других.

Детям с 1–3 класс и младше требуется простая и лаконичная информация. Для того чтобы сбалансировать факты, связанные с коронавирусом, им можно объяснить, что взрослые как дома так и в школе усердно работают над тем, чтобы обеспечить безопасность детей и заботиться о них, если они заболевают. Внимание ребёнка должно быть обращено на важность мытья рук очень тщательно в это время.

Дети 4-6 классов могут задавать больше вопросов, например, что произойдёт, если коронавирус достигнет их школы, тренировки, кружки по интересам. Ребёнку может понадобиться помощь взрослого, чтобы отличить реальность от фантазии о катастрофе и слухов. Целесообразно обсудить с ребёнком способы предотвращения распространения вируса в школе и в обществе.

Дети 7-9 классов классов и старше уже не нуждаются в значительном упрощении темы. В этом возрасте ребёнок готов быть в курсе фактов о коронавирусе, потому что, обладая достаточно чёткими знаниями, он будет лучше контролировать ситуацию, что придаёт чувство безопасности.


В то время как люди во всём мире принимают меры предосторожности для защиты себя, своей семьи и своей общины от коронавирусной инфекции (COVID-19), также важно, чтобы дети продолжали учёбу, и чтобы это происходило в доброжелательной, уважительной, инклюзивной обстановке, когда детям оказывается необходимая поддержка.

Школы и учителя играют в этом важную роль. Обмен достоверной информацией, основанной на научных данных о COVID-19, поможет уменьшить страхи и тревоги учащихся по поводу заболевания и поможет им справиться с вторичными эффектами, вызванными эпидемией.

Вот несколько советов учителям, с помощью которых они могут приобщить учащихся разных возрастов (воспитанников дошкольных учреждений, учеников начальных, средних и старших классов) к мерам профилактики и защиты от COVID-19 и других вирусов. Любые обсуждения и мероприятия должны всегда проводиться с учётом потребностей детей. Рекомендации, которые дает ваша школа, местные и/или национальные органы власти, должны ссылаться на данные и рекомендации авторитетных источников, таких как ЮНИСЕФ и Всемирная организация здравоохранения.


  • Внимательно выслушайте детей и выясните причины их беспокойства, ответьте на их вопросы в соответствии с их возрастом. Не перегружайте их слишком большим количеством информации. Поощряйте их выражать свои чувства. Обсудите различные эмоции, которые они могут испытывать, и объясните, что это нормальная реакция на нестандартную ситуацию.
  • Подчеркните, что дети могут многое сделать, чтобы защитить себя и других. Например, объясните им концепцию социального дистанцирования (держаться на определённом расстоянии от друзей, избегать больших скоплений людей, не дотрагиваться до людей, если нет в этом необходимости и т. д.). Кроме того, сосредоточьтесь на выработке у детей навыков поведения, нацеленного на сохранение и поддержание здоровья, например, чтобы они прикрывали рот локтем при кашле и чихании и мыли руки. Подробнее о том, как избежать риска заражения, читайтездесь.
  • Расскажите детям об основных методах профилактики и контроля заболеваний. Используйте упражнения, демонстрирующие пути распространения микробов. Например, вы можете налить в бутылку, имеющую крышку-распылитель, окрашенную воду и распылить её содержимое на лист белой бумаги, а затем понаблюдать, как капли расползаются по бумаге.
  • Покажите на конкретном примере, почему так важно мыть руки с мылом в течение 20 секунд. Например, высыпьте на ладонь ученика небольшое количество блесток и попросите его смыть их только с помощью воды и посмотреть, сколько блесток останется после этого на ладони. Затем попросите его помыть руки с мылом в течение 20 секунд и покажите ему, что он смог смыть при этом и блестки.
  • Попросите учащихся проанализировать тексты, чтобы выявить рискованное поведение, и предложить способы изменить такое поведение. Например, учитель приходит в школу простуженным. Он чихает, прикрывая нос ладонью. Далее он пожимает руку коллеге. После этого он вытирает руки носовым платком, затем идёт в класс, чтобы провести урок. Почему поведение учителя является высоко рискованным? Как он должен был бы вести себя правильно в описанной ситуации?


  • Внимательно выслушайте детей и выясните причины их беспокойства, ответьте на их вопросы.
  • Подчеркните, что дети могут многое сделать, чтобы защитить себя и других. Например, объясните им концепцию социального дистанцирования и сосредоточьтесь на выработке у детей навыков поведения, нацеленного на сохранение и поддержание здоровья, например, чтобы они прикрывали рот локтем при кашле и чихании и мыли руки. Подробнее о том, как избежать риска заражения, читайтездесь.
  • Напомните учащимся, что они могут научить членов своей семьи правильному поведению, нацеленному на сохранение и поддержание здоровья.
  • Поощряйте учащихся противостоять стигме и предотвращать её. Обсудите, какую реакцию у них может вызвать дискриминация, и объясните, что такая реакция нормальна в чрезвычайных ситуациях. Поощряйте их выражать свои чувства и делиться ими, а также объясните, что страх и стигма могут усугубить сложную ситуацию. Слова имеют значение, и использование лексики, закрепляющей существующие стереотипы, может заставить людей отказаться от мер профилактики. Ознакомьтесь с некоторымисоветами о том, как можно и как нельзя говорить с детьми о коронавирусе.
  • Создайте специальную группу из учащихся и попросите их распространять достоверную информацию о состоянии здоровья населения.
  • Включите соответствующую программу по медико-санитарному просвещению в программы других школьных предметов. В программу естественнонаучных предметов можно включить, например, темы по вирусам, передаче болезней и важности проведения вакцинации. В программу гуманитарных предметов можно включить темы по истории пандемий и истории формирования политики и стратегии в области общественного здравоохранения и безопасности.
  • Попросите учащихся подготовить тематическую социальную рекламу и разместить её на школьных объявлениях и постерах.
  • Уроки по медиаграмотности помогут учащимся освоить навыки критического мышления и навыки эффективной коммуникации, благодаря которым они смогут выявлять дезинформацию и просвещать людей.

  • Внимательно выслушайте детей и выясните причины их беспокойства, ответьте на их вопросы.
  • Подчеркните, что дети могут многое сделать, чтобы защитить себя и других. Например, объясните им концепцию социального дистанцирования. Кроме того, сосредоточьтесь на выработке у детей навыков поведения, нацеленного на сохранение и поддержание здоровья, например, чтобы они прикрывали рот локтем при кашле и чихании и мыли руки. Подробнее о том, как избежать риска заражения, читайтездесь.
  • Поощряйте учащихся противостоять стигме и предотвращать её. Обсудите, какую реакцию у них может вызвать дискриминация, и объясните, что такая реакция нормальна в чрезвычайных ситуациях. Поощряйте их выражать свои чувства и делиться ими, а также объясните, что страх и стигма могут усугубить сложную ситуацию. Слова имеют значение, и использование лексики, закрепляющей существующие стереотипы, может заставить людей отказаться от мер профилактики. Ознакомьтесь с некоторымисоветами о том, как можно и как нельзя говорить с детьми о коронавирусе.
  • Включите соответствующую программу по медико-санитарному просвещению в программы других школьных предметов. В программу естественнонаучных предметов можно включить, например, темы по вирусам, передаче болезней и важности проведения вакцинации. В программу гуманитарных предметов можно включить темы по истории пандемий и темы по их вторичным последствиям, а также по вопросам влияния государственной политики и стратегии на формирование терпимости и социальной сплочённости в связи с этим.
  • Попросите учащихся разработать социальную рекламу и социальные ролики и размещать их в социальных сетях, транслировать по радио или даже по местному телевидению.
  • Уроки по медиаграмотности помогут учащимся освоить навыки критического мышления и навыки эффективной коммуникации, благодаря которым они смогут выявлять дезинформацию и просвещать людей.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции