Сестринский уход при холере и ботулизме


  1. Мероприятия, направленные на повышение невосприимчивости населения к возбудителям.

  2. У больного через 7 дней после операции появился кровянисто-слизистый стул, напоминающий малиновое желе. Больной жалуется на схваткообразные боли в животе, слабость, головную боль.

Задание:

  1. Поставьте сестринский диагноз.

  2. Составьте план по оказанию помощи пациенту с мотивацией ваших действий.

  1. Приведите перечень документации постовой медицинской сестры отделения инфекционной больницы. Заполните сестринский лист манипуляций.


  1. Основные противоэпидемические мероприятия в очаге инфекции.

  2. У пациента с дифтерией после трахеотомии развилась воспалительная инфекция вокруг трубки (раны).

Задание:

Составьте план ухода за интубированным пациентом.


  1. Продемонстрируйте технику взятия мазка из зева у пациента для бактериологического исследования.

Билет №4


  1. Инфекционные болезни, общие сведения и понятия.

  2. В инфекционное отделение обратился мужчина 42 лет с жалобами на частый жидкий стул (6-7 раз в сутки) с примесью слизи и прожилками крови, слабость, головокружение.

Задание:

  1. Поставьте сестринский диагноз.

  2. Каковы ваши действия, направленные на облегчение состояния пациента?

  3. Какие противоэпидемические мероприятия необходимо провести?

  1. Заполните экстренное извещение об инфекционном заболевании, форма № 058/У.

Билет №5


  1. Диагностические мероприятия при инфекционных заболеваниях: лабораторные исследования, бактериологическая/вирусологическая диагностика, серологическая диагностика, эпиданамнез, объективное обследование.

  2. В отделение поступил пациент с подозрением на клещевой энцефалит. Симптомы: гипертермия 39,4 0 С, сильные головные боли, ломота в теле, мышечные боли, рвота, гиперестезия кожи.

Задание:

  1. Поставьте сестринский диагноз.

  2. Какие исследования необходимо провести для подтверждения диагноза?

  3. Составьте план по оказанию помощи пациенту с мотивацией ваших действий.

  1. Продемонстрируйте технику взятия мазка из носа у пациента для бактериологического исследования.

Билет №6


  1. Устройство и режим инфекционных отделений и больниц.

  2. Вы - медицинская сестра детского санатория. В старшей группе заболел ребёнок 6 лет. Наблюдалось лихорадочное состояние на протяжении 8 дней, потеря аппетита, головная боль, слабость. На 8-е сутки проявилась розеолёзная сыпь.

Задание:

  1. Поставьте сестринский диагноз.

  2. Какие санитарно-противоэпидемические мероприятия Вы проведёте?

  1. Составьте план обучения пациента сбору кала для бактериологического исследования.

Билет №7


  1. Противоэпидемический режим инфекционной больницы.

  2. У пациентки с подозрением на дифтерию зева сразу после введения противодифтерийной сыворотки резко ухудшилось общее состояние: апатия, бледность кожных покровов, аритмичный нитевидный пульс, тоны сердца глухие, одышка, t 35,3 о С.

Задание:

  1. Определите неотложное состояние, развившееся у пациентки.

  2. Составьте алгоритм оказания неотложной помощи.

  1. Пациенту поставлен предварительный диагноз: ботулизм. Заполните необходимые бланки направлений на обследование пациента для подтверждения диагноза.

Билет №8


  1. Кишечные инфекции: возбудители, их свойства, механизмы и пути передачи инфекции (брюшной тиф, сальмонеллез, холера, ботулизм, шигеллез, вирусный гепатит А).

  2. В приемный покой поступил пациент с диагнозом: грипп, пищевая токсикоинфекция.

Задание:

Определите, в какое отделение инфекционного стационара вы его поместите? Ответ обоснуйте.


  1. Составьте план обучения пациента сбору мочи для бактериологического исследования.

Билет №10


  1. Основные клинические проявления при кишечных инфекциях (брюшной тиф, сальмонеллез, холера, ботулизм, шигеллез, вирусный гепатит А).

  2. Медсестра, обсуждая с пациентом его состояние при подозрении на грипп, рекомендовала соблюдать постельный режим, ограничить контакты.

Задание:

Билет №12


  1. Сестринский процесс при кишечных инфекциях (брюшной тиф, сальмонеллез, холера, ботулизм, шигеллез, вирусный гепатит А).

  2. В одной семье отмечено несколько случаев вирусного гепатита В. Какие из перечисленных предметов личной гигиены при использовании их несколькими членами семьи могут быть факторами передачи вирусного гепатита В? Ответ обоснуйте.

а) зубные щетки;

б) бритвенные приборы;

в) маникюрные приборы;

ж) столовые приборы.

Укажите все возможные пути передачи вирусного гепатита В.


  1. Продемонстрируйте технику взятия крови у пациента на гемокультуру.

Билет №13


  1. Профилактика кишечных инфекций (брюшной тиф, сальмонеллез, холера, ботулизм, шигеллез, вирусный гепатит А).

  2. Больной Е., 18 лет поступил в больницу в связи с тем, что мать заметила у сына желтуху. Самочувствие хорошее, никаких парентеральных вмешательств за последние 6 месяцев не было. Отмечается легкая желтушность склер и кожи, печень увеличена.

Задание:

  1. Выявите, выполнение каких потребностей нарушено у пациента.

  2. Поставьте сестринский диагноз.

  3. Составьте план сестринского вмешательства с мотивацией.

  1. Составьте памятку для родственников ВИЧ-инфицированного пациента по профилактике ВИЧ-инфекции.

Билет №14


  1. Гемоконтактные инфекции: возбудители, их свойства (вирусный гепатит В, ВИЧ-инфекция).

  2. После операции по удалению аппендицита у пациентки 29 лет через 5 дней появилась температура, озноб, головная боль, рвота, частый стул в виде ректального плевка.

Задание:

1)Поставьте сестринский диагноз.

2) Составьте план по оказанию помощи пациентке с мотивацией ваших действий.


  1. Пациенту поставлен предварительный диагноз: брюшной тиф. Заполните необходимые бланки направлений на обследование пациента для подтверждения диагноза.

Билет №15


  1. Пути и механизмы передачи гемоконтактных инфекции (вирусный гепатит В, ВИЧ-инфекция).

  2. В инфекционное отделение обратилась женщина 43лет с жалобами на высокую температуру до 40 о С, тошноту, рвоту и жидкий стул в течение 3х дней.

Задание:

1)Поставьте сестринский диагноз.

2) Составьте план по оказанию помощи пациентке с мотивацией ваших действий.


  1. Пациенту поставлен предварительный диагноз: сальмонеллез. Заполните необходимые бланки направлений на обследование пациента для подтверждения диагноза.

б) сальмонеллез диагностирован бактериологически на 10-й день госпитализации больного с холециститом

в) пневмония у больного гриппом выявлена в стационаре на 2-й день госпитализации


  1. Составьте алгоритм проведения процедуры по подсчету теряемой пациентом жидкости при диарее.

Билет №18


  1. Сестринский процесс при гемоконтактных инфекциях(вирусный гепатит В, ВИЧ-инфекция).

  2. Медицинская сестра организовала подсчёт жидкости, теряемой больным холерой. Для выполнения этой работы она надела халат, шапочку, маску, подготовила ведро с градуировкой.

Задание:

  1. Какие ошибки допущены медицинской сострой?

  2. Как необходимо определить объём теряемой пациентом жидкости?

  3. Какие меры по предупреждению обезвоживания Вы можете предложить?

  1. Укажите правила и последовательность надевания и снятия противочумного костюма 2 типа (облегченного). Укажите, в каких случаях его используют.

Билет №19


  1. Профилактика гемоконтактных инфекций (вирусный гепатит В, ВИЧ-инфекция).

  2. При оказании помощи при рвоте больному холерой медсестра обеспечила ему оптимальное положение. После прекращения акта рвоты провела тщательный туалет ротовой полости, рвотные массы вылила в унитаз.

Задание:

  1. Какая ошибка допущена медсестрой?

  2. Какие санитарно-противоэпидемические мероприятия необходимо провести?


  1. Укажите правила и последовательность надевания и снятия противочумного костюма 1 типа. Укажите, в каких случаях его используют.


  1. Основные клинические проявления при воздушно-капельных инфекциях(грипп, парагрипп, ОРЗ, аденовирусная инфекция, риновирусная инфекция, дифтерия).

  2. Во время дежурства медицинской сестры на здравпункте к ней обратился пациент по поводу укуса соседской собакой. Объективно: открытая рана на правом предплечье со следами зубов. Кровотечения из раны нет. Общее состояние пациента удовлетворительное.

Задание:

  1. Составьте план оказания неотложной помощи пациенту.

  2. Какие меры необходимо принять в отношении покусавшего пациента животного?

  3. Что необходимо знать пострадавшим от повреждений, нанесенных животными?

  1. Из предложенных медикаментов соберите аварийную аптечку при ВИЧ-инфекции.

Билет №22


  1. Сестринский процесс при воздушно-капельных инфекциях (грипп, парагрипп, ОРЗ, аденовирусная инфекция, риновирусная инфекция, дифтерия).

  2. Больного туляремией поместили в палату для больных кишечными инфекциями. Через 5 дней у двух его соседей появились увеличенные лимфоузлы – бубоны.

Задание:

  1. Каким образом необходимо госпитализировать больного туляремией?

  2. Какие санитарно-противоэпидемические мероприятия необходимо провести?

  1. Составьте памятку с рекомендациями по ведению образа жизни для пациента, перенесшего вирусный гепатит В.

Билет №24


  1. Трансмиссивные (кровяные) инфекции: возбудители, их свойства, пути и механизмы передачи инфекции (малярия, сыпной тиф, вирусный гепатит В, геморрагическая лихорадка с почечным синдромом).

  2. Ребенок болен дифтерией.

Задание:

  1. Дайте рекомендации родителям ребёнка по питанию, режиму обильного питья, воздушному режиму.

  2. Какой совет по лечебно - охранительному режиму необходим и почему?

  1. Составьте памятку для медицинской сестры по оказанию помощи пациенту при кишечном кровотечении.

Билет №26


  1. Диагностика и сестринский процесс при трансмиссивных инфекциях (малярия, сыпной тиф, геморрагическая лихорадка с почечным синдромом, вирусный гепатит В).

  2. В Астраханской области, в районе, эндемичном по чуме, был выявлен больной с подозрением на бубонную форму чумы. Больного госпитализировали в инфекционную больницу.

Задание:

Какие противоэпидемические мероприятия необходимо провести в районе, где зарегистрирован случай заболевания чумой?


  1. Составьте памятку для родственников по уходу за носовой полостью тяжелобольного пациента.

Билет №27


  1. Зоонозные инфекции: возбудители, их свойства, пути и механизмы передачи инфекции (чума, туляремия, бруцеллез, сибирская язва, лептоспироз, бешенство).

  2. С целью профилактики пролежней у тяжелобольного медсестра переворачивала пациента каждые 2 часа. Тем не менее, через 6 дней образовались пролежни.

Задание:

Каков алгоритм действий медсестры для профилактики пролежней?


  1. Составьте алгоритм действий медицинской сестры при оказании помощи пациенту при рвоте.

Билет №28

  1. Основные клинические проявления при зоонозных инфекциях (чума, туляремия, бруцеллез, сибирская язва, лептоспироз, бешенство).

  2. Медицинская сестра после введения лечебной сыворотки больному ботулизмом взяла кровь из локтевой вены для лабораторного исследования.

Задание:

  1. Правильно ли это? Почему?

  2. Какие лабораторные исследования необходимо провести для подтверждения диагноза?

  1. Составьте памятку для пациента по уходу за перианальной областью при диарее.

Какие меры должны быть предприняты при глубоких ранениях с загрязнением почвой?


  1. Составьте памятку для родственников по уходу за лихорадящим пациентом.

1) Наметьте мероприятия, направленные на первое звено эпидемического процесса.

2) Составьте комплекс профилактических мероприятий в отношении членов семьи заболевшего.


  1. Составьте

Билет №32


  1. Диагностика и сестринский процесс при инфекциях наружных покровов (столбняк, кожная форма сибирской язвы, бешенство).

  2. В разных палатах терапевтического отделения в течение 2 суток зарегистрировано 8 больных острыми кишечными заболеваниями. Бактериологическое обследование больных и персонала отделения выявило, что буфетчица отделения и 6 больных выделяют сальмонеллы.

Задание:

  1. Решите вопрос о возможном источнике и факторах передачи инфекции

  2. Перечислите противоэпидемические мероприятия в отделении.

  1. Составьте алгоритм действий медицинской сестры при промывании кишечника пациента.


Теоретические вопросы к экзамену «Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях пациентов при инфекционных

Мероприятия, направленные на разрыв путей передачи возбудителя. Составьте и обоснуйте алгоритм введения сывороток, укажите возможные осложнения. Мероприятия, направленные на повышение невосприимчивости населения к возбудителям. Приведите перечень документации постовой медицинской сестры отделения инфекционной больницы. Заполните сестринский лист манипуляций. Основные противоэпидемические мероприятия в очаге инфекции. Продемонстрируйте технику взятия мазка из зева у пациента для бактериологического исследования. Инфекционные болезни, общие сведения и понятия. Заполните экстренное извещение об инфекционном заболевании, форма № 000/У. Диагностические мероприятия при инфекционных заболеваниях: лабораторные исследования, бактериологическая/вирусологическая диагностика, серологическая диагностика, эпиданамнез, объективное обследование. Продемонстрируйте технику взятия мазка из носа у пациента для бактериологического исследования. Устройство и режим инфекционных отделений и больниц. Составьте план обучения пациента сбору кала для бактериологического исследования. Противоэпидемический режим инфекционной больницы. Пациенту поставлен предварительный диагноз: ботулизм. Заполните необходимые бланки направлений на обследование пациента для подтверждения диагноза. Кишечные инфекции: возбудители, их свойства, механизмы и пути передачи инфекции (брюшной тиф, сальмонеллез, холера, ботулизм, шигеллез, вирусный гепатит А). Составьте план обучения пациента сбору мочи для бактериологического исследования. Пути и механизмы передачи кишечных инфекций (брюшной тиф, сальмонеллез, холера, ботулизм, шигеллез, вирусный гепатит А). Пациенту поставлен предварительный диагноз: малярия. Заполните необходимые бланки направлений на обследование пациента для подтверждения диагноза. Основные клинические проявления при кишечных инфекциях (брюшной тиф, сальмонеллез, холера, ботулизм., шигеллез, вирусный гепатит А). Пациенту поставлен предварительный диагноз: туляремия. Заполните необходимые бланки направлений на обследование пациента для подтверждения диагноза. Диагностика кишечных инфекций (брюшной тиф, сальмонеллез, холера, ботулизм., шигеллез, вирусный гепатит А). Пациенту поставлен предварительный диагноз: грипп. Заполните необходимые бланки направлений на обследование пациента для подтверждения диагноза. Сестринский процесс при кишечных инфекциях (брюшной тиф, сальмонеллез, холера, ботулизм, шигеллез, вирусный гепатит А). Продемонстрируйте технику взятия крови у пациента на гемокультуру. Профилактика кишечных инфекций (брюшной тиф, сальмонеллез, холера, ботулизм., шигеллез, вирусный гепатит А). Составьте памятку для родственников ВИЧ-инфицированного пациента по профилактике ВИЧ - инфекции. Гемоконтактные инфекции: возбудители, их свойства (вирусный гепатит В, ВИЧ-инфекция). Пациенту поставлен предварительный диагноз: брюшной тиф. Заполните необходимые бланки направлений на обследование пациента для подтверждения диагноза. Пути и механизмы передачи гемоконтактных инфекции (вирусный гепатит В, ВИЧ-инфекция). Пациенту поставлен предварительный диагноз: сальмонеллез. Заполните необходимые бланки направлений на обследование пациента для подтверждения диагноза. Основные клинические проявления при гемоконтактных инфекциях (вирусный гепатит В, ВИЧ - инфекция). Составьте памятку для родственников по профилактике пневмонии у лежачего пациента. Диагностика гемоконтактных инфекций (вирусный гепатит В, ВИЧ-инфекция). Составьте алгоритм проведения процедуры по подсчету теряемой пациентом жидкости при диарее. Сестринский процесс при гемоконтактных инфекциях (вирусный гепатит В, ВИЧ-инфекция). Укажите правила и последовательность надевания и снятия противочумного костюма 2 типа (облегченного). Укажите, в каких случаях его используют. Профилактика гемоконтактных инфекций (вирусный гепатит В. ВИЧ-инфекция). Укажите правила и последовательность надевания и снятия противочумного костюма 1 типа. Укажите, в каких случаях его используют. Воздушно-капельные инфекции: возбудители, их свойства, пути и механизмы передачи инфекции (грипп, парагрипп, ОРЗ, аденовирусная инфекция, риновирусная инфекция, дифтерия). Составьте памятку с рекомендациями по диете для пациента, перенесшего вирусный гепатит А. Основные клинические проявления при воздушно-капельных инфекциях(грипп, парагрипп, ОРЗ, аденовирусная инфекция, риновирусная инфекция, дифтерия). Из предложенных медикаментов соберите аварийную аптечку при ВИЧ-инфекции. Сестринский процесс при воздушно-капельных инфекциях (грипп, парагрипп, ОРЗ, аденовирусная, инфекция, риновирусная инфекция, дифтерия). Составьте памятку с рекомендациями по ведению образа жизни для пациента, перенесшего вирусный гепатит В. Профилактика воздушно-капельных инфекций (грипп, парагрипп, ОРЗ, аденовирусная инфекция, Укажите, какую защитную спецодежду должна надеть медицинская сестра при проведении манипуляций ВИЧ-инфицированным пациентам. Трансмиссивные (кровяные) инфекции: возбудители, их свойства, пути и механизмы передачи инфекции (малярия, сыпной тиф, вирусный гепатит В, геморрагическая лихорадка с почечным синдромом). Составьте памятку для медицинской сестры по оказанию помощи пациенту при кишечном кровотечении. Основные клинические проявления при трансмиссивных инфекциях (малярия, сыпной тиф, геморрагическая лихорадка с почечным синдромом, вирусный гепатит В). Составьте памятку для пациента по уходу за ротовой полостью. Диагностика и сестринский процесс при трансмиссивных инфекциях (малярия, сыпной тиф, геморрагическая лихорадка с почечным синдромом, вирусный гепатит В). Составьте памятку для родственников по уходу за носовой полостью тяжелобольного пациента. Зоонозные инфекции: возбудители, их свойства, пути и механизмы передачи инфекции (чума, туляремия, бруцеллез, сибирская язва, лептоспироз, бешенство). Составьте алгоритм действий медицинской сестры при оказании помощи пациенту при рвоте. Основные клинические проявления при зоонозных инфекциях (чума, туляремия, бруцеллез, сибирская язва, лептоспироз, бешенство), Составьте памятку для пациента по уходу за перианальной областью при диарее. Диагностика и сестринский процесс при зоонозных инфекциях (чума, туляремия, бруцеллез, сибирская язва, лептоспироз, бешенство). Составьте памятку для родственников по уходу за лихорадящим пациентом. Инфекции наружных покровов: возбудители, их свойства, пути и механизмы передачи инфекции (столбняк, кожная форма сибирской язвы, бешенство). Составьте памятку по режиму обильного питья при интоксикации для пациента с кишечной инфекцией. Основные клинические проявления при инфекциях наружных покровов (столбняк, кожная форма сибирской язвы, бешенство). Составьте алгоритм действия медсестры при педикулезе Диагностика и сестринский процесс при инфекциях наружных покровов (столбняк, кожная форма сибирской язвы, бешенство). Составьте алгоритм действий медицинской сестры при промывании кишечника пациента. Особо опасные и карантинные инфекции: возбудители, их свойства, пути и механизмы передачи инфекции (чума, холера, сибирская язва, туляремия). Составьте памятку по профилактике пролежней для родственников лежачего пациента. Основные клинические проявления при особо опасных и карантинных инфекциях. Обеспечение инфекционной безопасности общества (чума, холера, сибирская язва, туляремия). Составьте алгоритм взятия крови для серологического исследования. Ответ обоснуйте.

3-е издание, исправленное и дополненное

Предисловие

В настоящее время во всем мире происходит рост заболеваемости инфекционными болезнями. В Республике Беларусь инфекционная патология занимает значительное место в структуре общей заболеваемости населения. На этапе поликлинической помощи около 30 % общего числа пациентов составляют инфекционные больные. Нередко больные с инфекционной патологией ошибочно госпитализируются в неинфекционные стационары. В связи с этим каждый средний медицинский работник должен хорошо знать клинико-эпидемиологическую характеристику инфекционных болезней и противоэпидемические мероприятия, которые необходимо проводить в условиях поликлиники и в очаге инфекции.

В последние десятилетия изменился взгляд на роль медицинской сестры в системе здравоохранения. Если ранее ее работа заключалась главным образом в уходе за больными и в выполнении назначений врача, то сейчас в центре ее внимания находится пациент как личность не только с физиологическими, но и с социально-психологическими проблемами. В связи с этим возникла необходимость создания учебного пособия по инфекционным болезням для медицинских сестер, в котором были бы изложены не только клинико-эпидемиологические и лечебно-профилактические вопросы инфекционной патологии, но и основы сестринского дела.

В данном учебном пособии приводятся общие сведения об инфекционном и эпидемическом процессе, о диагностике, лечении и профилактике инфекционных заболеваний, включая внутрибольничные инфекции. Рассмотрена тактика среднего медицинского работника при неотложных состояниях больного. Дана клинико-эпидемическая характеристика отдельных инфекционных заболеваний. Особое внимание уделено соблюдению санитарно-противоэпидемического режима в стационаре и поликлинике, а также проведению противоэпидемических мероприятий в очаге инфекции. Рассмотрена роль медицинской сестры в организации и проведении ухода за больными с учетом принципов сестринского процесса.

Автор выражает глубокую благодарность И. В. Юркевичу за помощь, оказанную при подготовке рукописи пособия.

Список основных сокращений

АД – артериальное давление

АКДС – адсорбированная коклюшно-дифтерийно-столбнячная вакцина

АП – атипичная пневмония

АШ – анафилактический шок

ВБИ – внутрибольничная инфекция

ВГП – вирус гриппа птиц

ВИЧ – вирус иммунодефицита человека

ВИЭФ – встречный иммуноэлектрофорез

ВОЗ – Всемирная организация здравоохранения

ВПГ – вирус простого герпеса

ГЛПС – геморрагическая лихорадка с почечным синдромом

ДВС – диссеминированное внутрисосудистое свертывание

ДНК – дезоксирибонуклеиновая кислота

ИВЛ – искусственная вентиляция легких

ИТШ – инфекционно-токсический шок

ИФА – иммуноферментный анализ

КВГЛ – контагиозная вирусная геморрагическая лихорадка

КИЗ – кабинет инфекционных заболеваний

ЛПУ – лечебно-профилактическое учреждение

ME – международная единица

МФА – метод флюоресцирующих антител

ОГЛ – омская геморрагическая лихорадка

ОДН – острая дыхательная недостаточность

ОИТР – отделение интенсивной терапии и реанимации

ОКИ – острая кишечная инфекция

ОНГМ – отек-набухание головного мозга

ООИ – особо опасная инфекция

ОПН – острая печеночная недостаточность

ОПочН – острая почечная недостаточность

ОРВИ – острая респираторная вирусная инфекция

ОТ – обратная транскриптаза

ПГЛ – персистирующая генерализованная лимфаденопатия

ПТИ – пищевая токсикоинфекция

ПЦР – полимеразная цепная реакция

РА – реакция агглютинации

РН – реакция нейтрализации

РНГА – реакция непрямой гемагглютинации

РНИФ – реакция непрямой иммунофлюоресценции

РНК – рибонуклеиновая кислота

РПГА – реакция пассивной гемагглютинации

РСК – реакция связывания комплемента

РТГА – реакция торможения гемагглютинации

САК – СПИД-ассоциированный комплекс

СК – саркома Капоши

СМФ – система мононуклеарных фагоцитов

СОЭ – скорость оседания эритроцитов

СПИД – синдром приобретенного иммунодефицита

ТОРС – тяжелый острый респираторный синдром

УЗ – учреждение здравоохранения

УЗИ – ультразвуковое исследование

ФАП – фельдшерско-акушерский пункт

ХГВ – хронический гепатит В

ЦГЭ – центр гигиены и эпидемиологии

ЦНС – центральная нервная система

ЦСО – центральное стерилизационное отделение

ЯМРТ – ядерно-магнитно-резонансная томография

Введение

Инфекционные болезни были известны еще в глубокой древности. Уже в трудах древнегреческого врача, реформатора античной медицины Гиппократа (ок. 460 – ок. 370 до н. э.) дано описание многих инфекционных болезней.

Учение о контагиозных болезнях, передающихся от больного человека здоровому, получило дальнейшее развитие в трудах российского ученого Д. С. Самойловича (1744–1805), который считал, что возбудителями инфекционных болезней, в частности чумы, являются мельчайшие живые существа.

Так, Л. Пастер (1822–1895) изучил этиологию многих инфекционных заболеваний, разработал методы вакцинации против куриной холеры, сибирской язвы, бешенства, ввел методы асептики и антисептики. Р. Кох (1843–1910) детально изучил возбудителя сибирской язвы, открыл возбудителя холеры и туберкулеза. И. И. Мечников (1845–1916) является основоположником фагоцитарной теории иммунитета. Д. И. Ивановским (1864–1916) были открыты вирусы.

Еще до открытий Л. Пастера русский врач С. С. Андриевский в 1788 г. установил путем самозаражения идентичность сибирской язвы у животных и человека и возможность передачи ее от животных людям. Г. Н. Минх (1836–1896) и О. О. Могутковский (1845–1903) доказали также путем самозаражения заразность крови больных возвратным и сыпным тифом.

Значительную роль сыграл основоположник русской терапевтической школы С. П. Боткин (1832–1889), высказавший предположение об инфекционной природе так называемой катаральной желтухи. Основоположник российской педиатрической школы Н. Ф. Филатов (1847–1902) впервые описал инфекционный мононуклеоз, выявил ранний диагностический признак кори на слизистой оболочке полости рта (пятна Филатова). Многогранны и глубоки исследования клинициста и эпидемиолога В. И. Покровского в области бактериальных менингитов, холеры, ВИЧ-инфекции.

Большой вклад в инфектологию внесли и белорусские ученые. Особенно велика заслуга академика Академии медицинских наук СССР А. Н. Филипповича, который посвятил свои исследования изучению бруцеллеза, лептоспироза, сыпного тифа, западного клещевого энцефалита. Его работу продолжили В. В. Космачевский, Н. В. Бондарева, Д. В. Полешко, А. А. Ключарев, П. Л. Новиков, Б. М. Розенман, В. М. Баран и др. Неоценима заслуга организатора белорусского здравоохранения Д. П. Беляцкого в ликвидации в БССР после окончания Великой Отечественной войны сыпного тифа, а в последующем – малярии.

В настоящее время в Республике Беларусь продолжает развиваться учение об инфекционных болезнях. Так, в область гепатологии значительный вклад внесли А. А. Матвеев, А. А. Ключарева, В. М. Цыркунов, в область воздушно-капельных инфекций – B. C. Васильев, И. А. Карпов, кишечных инфекционных заболеваний – Ж. А. Ребенок и др.

I. Общая часть

Инфекционные болезни – это группа заболеваний, вызываемых патогенными бактериями, вирусами, простейшими.

Инфекционный больной – это человек, который страдает конкретной инфекционной болезнью, имеющей свои особенности (критерии). Известно, что каждое инфекционное заболевание вызывается определенным возбудителем (этиологический критерий). Эпидемиологический критерий проявляется в том, что инфекционный больной является источником заражения здоровых лиц. Для каждого инфекционного заболевания характерна конкретная клиническая картина болезни с определенной цикличностью течения (клинический критерий). Четвертую особенность инфекционных болезней представляют иммуннозащитные процессы взаимодействия макроорганизма и патогенного микроорганизма, в результате которых формируется иммунитет (иммунологический критерий).

Основными факторами инфекционного процесса являются микроорганизм (возбудитель), макроорганизм и окружающая среда. Важнейшие свойства микроорганизма, способные вызывать инфекционный процесс, – это патогенность, вирулентность, инвазивность и токсигенность.

Патогенность – это способность микроорганизма вызывать заболевание. Различают патогенные, условно-патогенные и непатогенные микроорганизмы (сапрофиты).

Вирулентность – степень патогенности, индивидуальный признак каждого штамма патогенного микроба. В эксперименте она измеряется минимальной смертельной дозой (DLM). Высоковирулентные штаммы даже в малых дозах могут вызвать летальное (смертельное) заболевание.

Инвазивность – это способность микроорганизма проникать в ткани и органы и распространяться в них (факторы распространения – гиалуронидаза, нейраминидаза и др.).

Токсигенность возбудителя обусловлена его способностью синтезировать и выделять токсины (экзо– и эндотоксины). Экзотоксины выделяются во внешнюю среду при жизни микроба, имеют белковую природу и поэтому разрушаются при высокой температуре (термолабильны). Их продуцируют возбудители ботулизма, столбняка, дифтерии. Эндотоксины выделяются при разрушении микроба, имеют полисахаридную природу (термостабильны).

После проникновения микроорганизма в макроорганизм в большинстве случаев развивается инфекционное заболевание, которое может проявляться в различных формах. Так, инфекционные болезни, вызванные одним видом возбудителя, называются простыми (моноинфекциями), а вызванные одновременно несколькими видами – смешанными (микст-инфекциями).

Латентная форма инфекции – длительное бессимптомное взаимодействие организма и инфекционного агента (герпетическая инфекция, при которой вирус сохраняется в макроорганизме пожизненно).

Суперинфекция – это развитие инфекционного процесса при инфицировании новым возбудителем до ликвидации первичной болезни (наслоение вирусного гепатита D у больного на имеющийся гепатит В).

Медленная инфекция – своеобразная форма взаимодействия вирусов и организма человека, при которой инкубационный период длится месяцами и даже годами, после чего медленно и прогрессивно развивается заболевание с последующим летальным исходом (ВИЧ-инфекция, боковой амиотрофический склероз).

Характерной особенностью инфекционных болезней является цикличность (стадийность) их течения. Различают следующие периоды течения болезни: инкубационный, продромальный, разгара болезни и период выздоровления (реконвалесценции).

Инкубационный период – это время от момента заражения до появления у больных первых клинических симптомов заболевания. В этом периоде происходит размножение возбудителя в макроорганизме, выработка токсина, развиваются начальные патофизиологические и иммунологические сдвиги, но клинические признаки болезни отсутствуют. Продолжительность данного периода может значительно колебаться: от нескольких часов (пищевые токсикоинфекции, ботулизм, грипп) до нескольких недель и даже месяцев (вирусные гепатиты, бешенство). Для большинства инфекционных болезней инкубационный период длится 1–3 недели. На длительность этого периода влияют патогенность возбудителя, его инфицирующая доза, реактивность организма, место внедрения возбудителя (инкубационный период бешенства при укусе в область головы длится около месяца, в ногу – 6–7 месяцев).

После бессимптомного инкубационного периода наблюдаются клинические проявления болезни, которые развиваются последовательно (стадийно).

Продромальный период (период предвестников) характеризуется появлением первых неспецифических для данной болезни симптомов (общая слабость, головная боль, снижение аппетита, расстройство сна). Его продолжительность от 1–3 до 5–10 дней и более.

В период разгара болезни выражены характерные для данного заболевания симптомы (желтуха при вирусных гепатитах, диарея при холере). Продолжительность его от нескольких дней (грипп, корь) до нескольких недель (брюшной тиф, бруцеллез). В период разгара можно выделить фазы нарастания, максимального развития и угасания симптомов. Фаза угасания при лихорадочных заболеваниях сопровождается снижением патологического процесса с одновременным постепенным (литическим) или быстрым (критическим) падением температуры.

В период выздоровления (реконвалесценции) исчезают все клинические симптомы, восстанавливаются структура и функции пораженных органов. Длительность этого периода зависит от тяжести болезни, эффективности терапии, резистентности макроорганизма и других причин.

Выздоровление может быть полным или формируется реконвалесцентное бактерионосительство: острое – не более трех месяцев, хроническое – свыше трех месяцев, иногда – пожизненное (например, после брюшного тифа). Помимо реконвалесцентного носительства существует и здоровое (транзиторное), при котором заражение не переходит в заболевание.

Нередко в период угасания болезни наблюдаются обострения и рецидивы заболевания. Обострение – это повторное нарастание симптомов болезни после предыдущего уменьшения их (еще С. П. Боткин писал о волнообразности течения инфекционных болезней). Рецидив (возврат болезни) – повторное появление симптомов болезни после их исчезновения, т. е. клинического выздоровления (брюшной тиф, рожа).

По длительности течение болезни может быть острым (до трех месяцев), затяжным (от четырех до шести месяцев) и хроническим (свыше шести месяцев).

По тяжести различают легкие, среднетяжелые и тяжелые формы болезни. Тяжесть оценивается по выраженности клинических, патофизиологических и морфологических данных. Так, при легких формах симптомы интоксикации, местные проявления болезни и функциональные сдвиги выражены слабо. При среднетяжелых формах симптомы интоксикации выражены умеренно (температура тела 38–39,5 °C, общая слабость, головная боль, снижение аппетита), органные изменения и функциональные сдвиги также выражены умеренно. При тяжелых формах симптомы интоксикации выражены резко (температура тела 39,5–41 °C, многократная рвота, адинамия), отмечаются изменения со стороны сердечно-сосудистой системы (тахикардия, гипотония, глухость сердечных тонов), выраженные местные и органные изменения, значительные обменные (метаболические) нарушения и т. д.

В любом периоде клинических проявлений болезни возможно развитие осложнений (специфических и неспецифических). К специфическим относятся осложнения, вызванные возбудителем данного заболевания или его токсином (перфорация язв кишечника, кишечное кровотечение при брюшном тифе, печеночная кома при вирусном гепатите В). Неспецифические осложнения вызываются микроорганизмами другого вида (гнойный паротит при брюшном тифе, бактериальная пневмония при гриппе).

1. При кишечных инфекционных болезнях возбудитель выделяется во внешнюю среду при дефекации больного человека. Заражение здоровых лиц происходит при попадании возбудителя через рот с пищевыми продуктами. К этой группе относятся брюшной тиф, дизентерия, холера и другие болезни.

2. При инфекционных болезнях дыхательных путей выделение возбудителя от больного человека во внешнюю среду происходит при выдохе, а проникновение его в дыхательные пути здорового человека – со струей воздуха при вдохе. Эта группа включает грипп и ОРВИ, менингококковую инфекцию, корь, коклюш, дифтерию, скарлатину, ветряную оспу и другие заболевания.

4. Инфекционные болезни наружных покровов возникают вследствие непрямого контакта с инфицированными наружными слизистыми оболочками либо кожей через различные предметы внешней среды (сибирская язва, рожа) или прямого контакта (бешенство, венерические болезни).

5. Инфекционные болезни с различными механизмами передачи возникают при наличии одновременно нескольких входных ворот инфекции. Так, при локализованных формах чумы механизм инфицирования может быть контактным или трансмиссивным, а при легочной форме – воздушно-капельным. При сибирской язве инфицирование происходит контактным или алиментарным путем (употребление в пищу мяса животных, больных сибирской язвой, без достаточной термической обработки).

Контрольные вопросы и задания

1. Дайте определения инфекции, инфекционного процесса и инфекционной болезни.

2. Перечислите особенности инфекционных болезней.

3. Каковы основные свойства микроорганизма?

4. Назовите формы инфекционных болезней.

5. Какие периоды выделяют в течении инфекционной болезни?

6. Охарактеризуйте бактерионосительство, рецидивы и обострения.

7. Перечислите критерии оценки тяжести при инфекционных заболеваниях.

8. Охарактеризуйте осложнения инфекционных заболеваний.

9. Дайте классификацию инфекционных болезней по Л. В. Громашевскому.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции