Роспотребнадзор профилактика холеры организационные мероприятия


Бесплатная горячая линия юридической помощи


  • Главная
  • "ПРОФИЛАКТИКА ХОЛЕРЫ. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ. ОЦЕНКА ПРОТИВОЭПИДЕМИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ МЕДИЦИНСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ К ПРОВЕДЕНИЮ МЕРОПРИЯТИЙ НА СЛУЧАЙ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ОЧАГА ХОЛЕРЫ. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ. МУ 3.1.1.2232-07" (утв. Роспотребнадзором 06.08.2007)


4. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ ПРОТИВОХОЛЕРНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

Управления (отделы) Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзора) по субъектам (городам и районам), ФГУЗ "Центры гигиены и эпидемиологии" в субъектах Российской Федерации, городах и районах с участием органов управления здравоохранением, противочумных учреждений и других заинтересованных органов и учреждений (Минобороны России, МВД России и др.) разрабатывают комплексные планы противохолерных мероприятий с учетом типа административных территорий (субъекта) по эпидемическим проявлениям холеры сроком на пять лет, ежегодно их корректируют. План утверждает руководитель управления Роспотребнадзора, главный государственный санитарный врач по субъекту. Схема комплексного плана приведена в Прилож. 1.

В плане предусмотрена следующая структура с указанием наименования мероприятий, сроков исполнения и ответственных исполнителей по разделам:

1) организационные мероприятия;

2) подготовка кадров;

3) профилактические мероприятия;

4) противоэпидемические мероприятия;

5) мероприятия после ликвидации очага холеры.

Формирование медицинского штаба предусматривают на случай выявления больного (подозрительного на заболевание) холерой, при выделении из поверхностных водоемов и других объектов окружающей среды холерных вибрионов О1 или О139 серогрупп с учетом эпидемической обстановки, угрозе распространения инфекции.

Санитарно-противоэпидемической комиссией (СПК) назначается начальник медицинского штаба - руководитель Управления (отдела) Роспотребнадзора в субъекте (муниципальном образовании). Начальник медицинского штаба координирует и контролирует выполнение решений штаба.

В состав медицинского штаба входят специалисты:

1) Управлений (отделов) Роспотребнадзора в субъекте (муниципальном образовании), ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии" в субъекте (филиалов ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии" в муниципальных образованиях) для осуществления:

- сбора и учета информации о профилактических и противоэпидемических противохолерных мероприятиях;

- эпидемиологического обследования очагов холеры;

- текущей и заключительной дезинфекции в очагах (по месту жительства, работы и др.), камерной дезинфекции, а также по эпидпоказаниям (систем водоснабжения, водоотведения, поверхностных водоемов и других объектов);

- организации, проведения и контроля бактериологического обследования больных холерой, вибриононосителей и контактировавших с ними, а также населения (по эпидпоказаниям) и исследования проб из объектов окружающей среды;

- контроля выполнения режима биологической безопасности работы в холерном и провизорном госпиталях, изоляторе, бактериологических лабораториях, патологоанатомических отделениях (моргах) и других медицинских учреждениях, независимо от их ведомственной принадлежности;

- оперативного эпидемиологического анализа;

- санитарно-эпидемиологического надзора и контроля состояния среды обитания и условий проживания населения;

- санитарно-эпидемиологического надзора и контроля за питанием населения, предприятиями общественного питания, торговли пищевыми продуктами и другими объектами;

- санитарно-эпидемиологического надзора и контроля за детскими и подростковыми учреждениями;

- санитарно-эпидемиологического надзора и контроля за промышленными и другими объектами;

2) органов управления и учреждений здравоохранения для организации и проведения противохолерных мероприятий по обеспечению работы:

- по сбору и учету информации о противохолерных мероприятиях в лечебно-профилактических учреждениях;

- холерного госпиталя с бактериологической лабораторией, провизорного госпиталя и изолятора для госпитализации, клинико-лабораторного, бактериологического обследования, лечения больных холерой и экстренной профилактики вибриононосителей и контактировавших с ними;

- по госпитализации больных холерой, вибриононосителей и контактировавших с ними;

- по активному выявлению больных холерой и находившихся с ними в одинаковых условиях по риску инфицирования путем организации подворных обходов;

- по медицинскому наблюдению за контактировавшими с больными холерой или вибриононосителями, оставленными на дому;

- по организации и проведению сплошного или выборочного бактериологического обследования на холеру населения;

- патологоанатомических отделений (моргов) - по вскрытию умерших, причиной смерти которых явились кишечные инфекции неустановленной этиологии, отбору проб и доставке в бактериологическую лабораторию для исследований на холеру;

- по текущей и заключительной дезинфекции в холерном госпитале, провизорном госпитале, изоляторе и других объектах;

3) противочумных учреждений, консультанты-инфекционисты, эпидемиологи, бактериологи и другие.

Купить МУ 3.1.1.2232-07 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Методические указания разработаны для внедрения и применения действующих санитарно-эпидемиологических правил "Профилактика холеры. Общие требования к эпидемиологическому надзору за холерой" в части, касающейся организации и проведения профилактических противохолерных мероприятий на случай возникновения очага. Методические указания предназначены для специалистов органов и учреждений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, лечебно-профилактических учреждений, участвующих в организации и проведении противохолерных мероприятий, в обеспечении и оценке противоэпидемической готовности учреждений на территории Российской Федерации

Оглавление

1. Область применения

2. Нормативные ссылки

3. Общие положения

4. Организационные профилактические противохолерные мероприятия

4.1. Составление комплексных планов противохолерных мероприятий

4.2. Формирование медицинского штаба

5. Мероприятия по организации и обеспечению противоэпидемической готовности Управлений (отделов) Роспотребнадзора, ФГУЗ "Центры гигиены и эпидемиологии" и лечебно-профилактических учреждений на случай выявления больного (трупа) с подозрением на холеру

5.1. Составление оперативных планов проведения первичных противоэпидемических мероприятий на случай выявления больного (трупа)

5.2. Организация и обеспечение противоэпидемической готовности санитарно-карантинных отделов (пунктов)

5.3. Мероприятия по обеспечению эпидемиологического надзора за холерой

6. Формирование лабораторной базы

6.1. Формирование лабораторной базы и порядок ее реализации в очаге холеры

6.2. Расчет мощности лаборатории и организация лабораторной службы

6.3. Расчет потребности в кадрах

6.4. Организация труда

6.5. Материально-техническое обеспечение лаборатории

7. Противоэпидемическая готовность лечебно-профилактических учреждений

7.1. Формирование госпитальной базы — специальных лечебно-профилактических учреждений: инфекционного и провизорного госпиталей, изолятора

7.2. Мощности специализированных лечебно-профилактических учреждений, их штатно-организационная структура

7.3. Обеспечение специальных лечебно-профилактических учреждений средствами патогенетической и этиотропной терапии, защитной одеждой и дезинфицирующими средствами в соответствии с действующими нормативными документами

7.4. Обеспечение противоэпидемической готовности поликлиник, станций и пунктов скорой медицинской помощи

7.5. Организация и обеспечение работы патолого-анатомической службы

8. Оценка состояния готовности (критерии оценки) органов и учреждений Роспотребнадзора и лечебно-профилактических учреждений к проведению мероприятий на случай выявления больного (вибриононосителя) холерой

8.1. Оценка состояния готовности санитарно-эпидемиологической службы

8.2. Оценка состояния готовности санитарно-карантинных отделов (пунктов)

8.3. Оценка состояния готовности лабораторной службы

8.3.1. Оценка готовности бактериологических лабораторий

8.3.2. Оценка общей готовности лабораторной базы

8.4. Оценка состояния готовности лечебных учреждений специального назначения (инфекционный госпиталь, провизорный госпиталь, изолятор)

8.4.1. Инфекционный госпиталь

8.4.2. Провизорный госпиталь

8.5. Оценка состояния готовности других лечебно-профилактических учреждений (поликлиники, станции и пункты скорой медицинской помощи)

8.6. Оценка состояния готовности прозектур городских и районных больниц, бюро судебно-медицинских экспертиз

8.7. Оценка состояния общей готовности медицинской службы (на территориальном, региональном уровне) к проведению противоэпидемических мероприятий при холере

Приложение 1. Схема комплексного плана противохолерных мероприятий

Приложение 2. Укладка для забора материала от больного с подозрением на холеру (для лечебно-профилактических учреждений специального назначения, станций скорой и неотложной медицинской помощи, поликлиник, врачебных амбулаторий, участковых больниц, СКП СКО, ПСКП)

Приложение 3. Укладка для забора проб из объектов окружающей среды на холеру (для ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии")

Приложение 4. Паспорт на стационарную точку отбора проб воды

Приложение 5. Паспорт микробиологической (бактериологической, особо опасных инфекций) лаборатории для проведения исследований на холеру особо опасных инфекций) лаборатории для проведения исследований на холеру

Приложение 6. Формирование лабораторной базы очага холеры

Приложение 7. Нормы расхода диагностических препаратов и питательных сред на один анализ при исследовании на холеру

Приложение 8. Табель оснащения лаборатории мощностью 200, 500 и 1 000 анализов на холеру в сутки (продолжительность работы 30 дней)

Приложение 9. Паспорт госпиталя для больных холерой (провизорного госпиталя, изолятора)

Приложение 10. Расчет автотранспорта для работы в очаге холеры


Руководитель – Директор ФКУЗ Ростовский-на-Дону противочумный институт Роспотребнадзора, к.м.н. Носков А.К., телефон (863)240-27-03

Референс – центр по мониторингу холеры (далее – центр) руководствуется в своей деятельности законодательством Российской Федерации, нормативно-правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Центр осуществляет свою работу во взаимодействии с региональными центрами по мониторингу за возбудителями инфекционных и паразитарных болезней II-IY групп патогенности; с региональными центрами по мониторингу за возбудителями инфекционных болезней I-II групп патогенности с прикрепленными субъектами Российской Федерации и Центрами индикации и диагностики возбудителей опасных инфекционных болезней, созданных на базе противочумных учреждений; национальными центрами верификации диагностической деятельности и Национальными центрами, осуществляющими функции государственных коллекций, Роспотребнадзора, научно-исследовательскими институтами, органами и учреждениями Роспотребнадзора и другими учреждениями.

Приказом директора № 95

Положение

  1. Общие положения

1.2. Создание и ликвидация Центра осуществляется в соответствии с приказом руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

1.3. Назначение руководителя Центра согласовывается с Руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

1.4. Центр руководствуется в своей деятельности законодательством Российской Федерации, нормативными актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и настоящим Положением.

1.5. Центр осуществляет свою работу во взаимодействии с научно-исследовательскими институтами, органами и организациями Роспотребнадзора, медицинским организациям субъектов Российской Федерации.

1.6. Международное взаимодействие Центра осуществляется под контролем и при согласовании Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в установленном порядке.

1.7. Центр ежегодно представляет отчет о своей деятельности в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в срок до 15 марта следующего за отчетным годом.

  1. 2. Задачи и функции

2.1. Анализ эпидемиологических рисков, ассоциированных с распространением возбудителя холеры, возникновением атипичных и новых штаммов.

2.2. Анализ состояния лабораторной диагностики и мониторинга холеры.

2.3. Оказание консультативно-методической помощи органам и организациям Роспотребнадзора, медицинским организациям по лабораторной диагностике и мониторингу холеры.

2.4. Оказание консультативно-методической и практической помощи органам и организациям Роспотребнадзора и медицинским организациям при проведении профилактических и противоэпидемических мероприятий в рамках плановой работы и в очагах холеры.

2.5. Информирование Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, территориальных органов и организаций Роспотребнадзора, Центров индикации возбудителей инфекционных болезней I-II групп патогенности, научно-методических центров по мониторингу за возбудителями инфекционных и паразитарных болезней II-IV групп патогенности о выявлении новых штаммов возбудителя холеры.

2.6. Подготовка предложений и организация разработки нормативно-методических документов по эпидемиологическому надзору, диагностике и профилактике инфекционной холеры.

2.7. Углубленное изучение выделенных культур микроорганизмов с использованием современных методов анализа и характеристики возбудителя холеры.

2.8. Проведение мониторинга инфекционной заболеваемости, составление прогнозов развития эпидемиологической ситуации по холере, разработка моделей для прогнозирования последствий эпидемического проявления этого заболевания.

2.9. Разработка и внедрение в практику новых диагностических препаратов, алгоритмов и методов лабораторной диагностики холеры, изучение эффективности профилактических и лечебных препаратов.

2.10. Организация взаимодействия профильных научных организаций Роспотребнадзора Министерства здравоохранения Российской Федерации, Российской академии наук по научному и практическому сотрудничеству по совершенствованию эпидемиологического надзора, диагностики и профилактики холеры, в т.ч. в рамках целевых программ.

2.11. Подготовка предложений по организации межведомственного взаимодействия по борьбе с холерой, а также в рамках международного сотрудничества.

2.12. Направление в Центр верификации диагностической деятельности культур холерных вибрионов в установленном порядке.

2.13. Подготовка предложений по проведению внешнего контроля качества лабораторных исследований и проведение в установленном порядке внешнего контроля качества лабораторных исследований по холере.

2.14. Повышение профессиональной подготовки специалистов в рамках образовательной деятельности, проведение семинаров и стажировок на рабочем месте для специалистов органов и организаций Роспотребнадзора, медицинских организаций (по согласованию).

2.15. Разработка и реализация научно-исследовательских работ и программ с вовлечением специалистов органов и организаций Роспотребнадзора, медицинских организаций закрепленных субъектов Российской Федерации.

3.2. Внесение предложений по совершенствованию системы эпидемиологического надзора и организации работы лабораторной службы, методов и средств диагностики, профилактики и лечения холеры.

3.3. Участие в организации работ по внешнему контролю качества лабораторной диагностики, а также в международных программах контроля качества лабораторных исследований и мониторинга за холерой по согласованию с Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

3.4. Организация, проведение и участие в работе съездов, конференций, семинаров, симпозиумов и совещаний по изучаемой проблематике при согласовании с Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

3.5. Запрос выделенных штаммов и образцов клинического материала по профильной нозологии Центра из органов и организаций Роспотребнадзора.

3.6. Разработка, внедрение и ведение автоматизированных информационных систем по мониторингу за возбудителем холеры.

  1. Структура Центра

Руководитель – Директор, к.м.н. Носков А.К.

Помощники руководителя по вопросам:

— эпидемиологии холеры – гл.н.с., д.м.н., профессор Москвитина Э.А.

— микробиологии холеры –гл.н.с., д.м.н. Кругликов В.Д.

Специалисты:

Я, Главный государственный санитарный врач Российской Федерации Г.Г. Онищенко, отмечаю, что в настоящее время в мире складывается неблагополучная ситуация по холере, которая может отразиться на санитарно-эпидемиологическом благополучии населения Российской Федерации.

По данным Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) ежегодно в мире регистрируется 3-5 миллионов случаев холеры, из которых 100-120 тысяч заканчиваются летальными исходами. В последние годы ВОЗ о холере информируют до 58 стран, из которых более половины приходится на Африканский континент. В 2010 году эпидемические очаги этой опасной инфекции регистрировались в Замбии, Сомали, Мозамбике, Камеруне, Зимбабве, Вьетнаме (дельта реки Меконг), Индии, Пакистане, Лаосе. Крайне неблагополучная обстановка сложилась традиционно в Центральной Африке (Камерун, Нигер, Нигерия и Чад), а также в странах Карибского бассейна, что является особенностью современного периода.

На острове Гаити наблюдается эпидемия холеры, которая имеет потенциал для пандемического распространения. С октября 2010 года по состоянию на середину марта 2011 года в Республике Гаити с симптомами этой опасной болезни обратилось более 260 тысяч человек, из них более 140 тысяч было госпитализировано. Летальными исходами завершилось около пяти тысяч случаев заболеваний.

В настоящее время холера из Гаити распространилась в Доминиканскую Республику, где уже зарегистрировано более 1,5 тысячи больных и несколько случаев летальных исходов. Отмечен завоз инфекции в Венесуэлу, Соединенные Штаты Америки и Канаду.

По данным Панамериканского регионального бюро ВОЗ, на Гаити циркулирует штамм О1 серогруппы холеры, вариант Огава. В настоящее время опубликованы данные углубленных молекулярно-генетических исследований, которые свидетельствуют о завозе холерного вибриона из стран Южной Азии. При этом отмечены изменения, произошедшие в структуре возбудителя. В геноме штамма холеры, выделенного на Гаити, выявлены мутации, отвечающие за выработку "классического" типа бактериального токсина, вызывающего более тяжелое обезвоживание организма и резистентность к антибиотикам. Эти изменения генома позволили новому варианту вибриона широко распространиться в Южной Азии и вытеснить эндемичные штаммы в Южной Америке.

Признавая высокую эпидемиологическую значимость этого заболевания, после принятия резолюции WHA44.6 на 44-й сессии Всемирной Ассамблеи Здравоохранения с 1992 года в составе ВОЗ работает Глобальная целевая группа по борьбе с холерой. Специалисты прогнозируют не просто продолжение эпидемии на Гаити, но и нарастание ее интенсивности. По данным Панамериканского регионального бюро ВОЗ, число больных холерой на Гаити может превысить 400 тысяч человек. По решению Организации Объединенных Наций (ООН) с начала 2011 года на Гаити прибыла международная группа независимых экспертов, в задачи которой входит оценка ситуации и корректировка принимаемых противоэпидемических мер.

С учетом все возрастающей в последние годы туристической активности российских граждан сохраняется возможность заносов инфекции в страну всеми видами международного транспорта.

В июне - июле 2010 года в Российскую Федерацию было завезено три случая холеры из Индии, не получившие дальнейшего распространения среди населения. При анализе мероприятий, проводимых органами и учреждениями здравоохранения при завозе холеры, выявлен ряд недостатков, в том числе отсутствие настороженности медицинского персонала при клинических проявлениях, не исключающих диагноз холеры у граждан, прибывших с эндемичной территории.

Необходимо помнить о том, что одно из ключевых мест по оценке и прогнозированию эпидемиологической обстановки по холере в Российской Федерации занимают сведения о выделении холерных вибрионов из объектов окружающей среды. В рамках проводимого в плановом порядке мониторинга из проб воды поверхностных водоемов ежегодно изолируется от 29 до 119 холерных вибрионов О1 и О139 серогрупп. В 2001 году было выделено 874 культуры. Кроме того, в период 1994-1999 гг. в Республике Дагестан, Приморском крае и Сахалинской области были зарегистрированы выделения вирулентных штаммов холерных вибрионов. В 2010 году на территории 10 субъектов Российской Федерации, относящихся к I, II типам и III типу подтипам А и Б по эпидемическим проявлениям холеры было выделено 83 нетоксигенных культуры холерных вибрионов О1 серогруппы. Выделения культур имели место в г. Санкт-Петербурге, республиках Саха (Якутия) и Калмыкия, Алтайском, Забайкальском, Приморском краях, Архангельской, Иркутской, Новосибирской, Ростовской областях.

Стабилизировался на высоких цифрах удельный вес этиологически нерасшифрованных острых кишечных инфекций (ОКИ), который в течение последних 8 лет составляет от 62,3% до 68,8%, что особенно важно на фоне многолетней тенденции к росту показателей этой категории нозологий. В 2010 году в 42 субъектах Российской Федерации наблюдалось выраженное (превышающее показатели по Российской Федерации) неблагополучие по данной группе инфекций. Такая ситуация свидетельствует о необходимости внедрения современных методик в деятельность лабораторий и повышения уровня заинтересованности лечебно-профилактических учреждений в проведении диагностических исследований у больных с расстройством желудочно-кишечного тракта.

С 21.10.2010 в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации управлениями Роспотребнадзора в субъектах Российской Федерации проводится мониторинг за лицами, прибывающими из неблагополучных по холере регионов мира. На середину апреля досмотрено более 300 рейсов, около 50 тысяч пассажиров и 3 тысяч членов экипажей, лиц с признаками диарейного синдрома не выявлено.

С наступлением тепла и массовых отпусков в нашей стране риск завоза холеры и ее распространения увеличивается.

В целях недопущения завоза, возникновения и распространения на территории Российской Федерации случаев холеры, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, руководствуясь Федеральным законом от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1 (ч. 1), ст. 2; 2003, N 2, ст. 167; N 27 (ч. 1), ст. 2700; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 19, ст. 1752; 2006, N 1, ст. 10; N 52 (ч. 1), ст. 5498; 2007, N 1 (ч. 1), ст. 21, ст. 29; N 27, ст., 3213; N 46, ст. 5554; N 49, ст. 6070; 2008, N 24, ст. 2801; N 29 (ч. 1), ст. 3418, N 44, ст. 4984, N 52 (ч. 1), ст. 6223; 2009, N 1, ст. 17), Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (в редакции федеральных законов от 28.04.2008 N 60-ФЗ, от 17.07.2009 N 164-ФЗ, от 23.11.2009 N 261-ФЗ, от 27.12.2009 N 365-ФЗ, от 22.04.2010 N 65-ФЗ, 26.04.2010 N 66-ФЗ, от 27.07.2010 N 191-ФЗ, от 30.07.2010 N 242-ФЗ), в соответствии с пп. 5.4, 5.5, 5.6, 5.8 постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 322 "Об утверждении положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 28, ст. 2899; 2006, N 22, ст. 2337; N 52 (3 ч.), ст. 5587; 2008, N 40, ст. 4548; N 46, ст. 5337; 2009, N 30, ст. 3823; N 33, ст. 4081; 2010, N 9, ст. 960), п. 13 постановления Правительства Российской Федерации от 16 мая 2005 г. N 303 "О разграничении полномочий федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения биологической и химической безопасности Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 21, ст. 2023; 2006, N 13, ст. 1409; 2008, N 12, ст. 1130, N 23, ст. 2713, N 24, ст. 2867; N 50, ст. 5946; 2009, N 6, ст. 738, N 10, ст. 1224; N 18 (2 ч.), ст. 2248), Международными медико-санитарными правилами (2005 г.), санитарно-эпидемиологическими правилами СП 3.1.1.2521-09 "Профилактика холеры. Общие требования к эпидемиологическому надзору за холерой на территории Российской Федерации" (зарегистрированы в Минюсте России 09.07.2009 N 14285), постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24.02.2009 N 11 "О внеочередных донесениях о чрезвычайных ситуациях в общественном здравоохранении санитарно-эпидемиологического характера" (зарегистрировано в Минюсте России 10.04.2010 N 13745), постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 19.03.2010 N 21 "О профилактике острых кишечных инфекций" (зарегистрировано в Минюсте России 22.04.2010 N 16959) постановляю:

1. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

1.1. Рассмотреть на заседаниях санитарно-противоэпидемических комиссий вопросы готовности заинтересованных служб и ведомств региона к проведению комплекса мероприятий, направленных на недопущение завозов, возникновения и распространения холеры.

1.2. Принять меры по доработке комплексных планов по санитарной охране территории планов с учетом возможности завоза (возникновения) случаев холеры.

1.3. Потребовать в пределах компетенции от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей выполнения требований санитарного законодательства в процессе производства, хранения и продажи продовольственных товаров, обеспечения населения доброкачественной водой и предоставлении населению качественных услуг в условиях неустойчивой эпидемической ситуации по группе острых кишечных инфекций и возможности завоза холеры на территорию субъекта Российской Федерации.

1.4. Взять на контроль санитарно-техническое состояние лечебно-профилактических учреждений, планирующихся к приему больных с подозрением на холеру.

1.5. Оказывать поддержку органам управления здравоохранением субъектов Российской Федерации и управлениям Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации в организации активной разъяснительной работы среди населения по профилактике холеры, в первую очередь при выезде в неблагополучные регионы мира.

2. Руководителям органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации рекомендовать:

2.1. Принять меры по обеспечению готовности лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) к приему больных (подозрительных) холерой, их лабораторному обследованию, наличию средств лечения и диагностики.

2.2. Обеспечить реализацию мер, направленных на соблюдение санитарно-противоэпидемического режима в инфекционных стационарах и отделениях, планируемых к приему больных холерой.

2.3. Обеспечить немедленное информирование управлений Роспотребнадзора в субъектах Российской Федерации при выявлении больных с признаками острых кишечных инфекций, прибывших с неблагополучных по холере регионов мира, в том числе из Юго-Восточной Азии (Индия, Вьетнам, Лаос и др.), Африки (Сомали, Камерун и др.), стран Карибского бассейна (Гаити, Доминиканская Республика, Венесуэла).

2.4. Принять меры по оснащению современным лабораторным оборудованием лабораторий лечебно-профилактических учреждений с целью обеспечения этиологической расшифровки острых кишечных инфекций.

3. Руководителям органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации совместно с руководителями Управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации организовать проведение специальной подготовки по холере медицинского персонала ЛПУ, лабораторий, станций скорой (неотложной) медицинской помощи.

4. Руководителям Управлений Роспотребнадзора в субъектах Российской Федерации:

4.1. Обеспечить проведение эпидемиологического надзора за холерой на всех этапах выявления больных, начиная от пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации с учетом районирования административных территорий Российской Федерации по типам эпидемических проявлений холеры (в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами СП 3.1.1.2521-09 "Профилактика холеры. Общие требования к эпидемиологическому надзору за холерой на территории Российской Федерации" (зарегистрированы в Минюсте России 09.07.2009 N 14285).

4.2. Актуализировать планы, обеспечить готовность к организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в случае выявления больных (подозрительных) холерой.

4.3. Организовать проведение специальной подготовки по холере сотрудников эпидемиологических отделов и лабораторной базы.

4.4. Организовать работу с экипажами судов, самолетов и других транспортных средств, совершающих рейсы в неблагополучные по холере страны по действиям в случаях выявления больных с диареей, мерам личной профилактики и проведению первичных противоэпидемических мероприятий.

4.5. При работе с юридическим лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими туроператорскую и турагентскую деятельность, обратить внимание на проведение обязательного информирования граждан, планирующих выезд в неблагополучные в эпидемическом отношении страны, о возможном риске заражения инфекционными болезнями, в том числе холерой.

4.6. Вынести на рассмотрение органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации вопросы по благоустройству пляжей (мест для купания населения) и регулярной очистке рекреационных зон.

4.7. Инициировать заслушивания на заседаниях санитарно-противоэпидемических комиссий субъектов Российской Федерации вопросов санитарно-гигиенического состояния территорий населенных пунктов, коммунальных объектов, транспортных узлов, мест массового отдыха населения с принятием решений по улучшению ситуации.

4.8. В пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации продолжить мониторинг за лицами, прибывающими из неблагополучных по холере регионов мира.

4.9. В случае выявления больных, подозрительных на заболевание холерой, немедленно организовать комплекс санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и информировать Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

4.10. Активизировать разъяснительную работу с населением по профилактике холеры с учетом наступления периода массовых отпусков.

5. Главным врачам ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии" в субъектах Российской Федерации:

5.1. Обеспечить готовность учреждений к проведению работ по индикации возбудителя холеры, проанализировать наличие диагностических препаратов, оценить уровень подготовки специалистов.

5.2. Взять на строгий контроль соблюдение в лабораториях требований по обеспечению биологической безопасности при работе с возбудителями I-II групп патогенности.

5.3. Провести корректировку точек отбора проб воды для бактериологического исследования на наличие холерных вибрионов, обратив особое внимание на характер использования водного объекта, количество и места сброса сточных вод в водоем, результаты санитарно-микробиологических исследований воды с учетом районирования административных территорий Российской Федерации по типам эпидемических проявлений холеры (в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами СП 3.1.1.2521-09 "Профилактика холеры. Общие требования к эпидемиологическому надзору за холерой на территории Российской Федерации" (зарегистрированы в Минюсте России 09.07.2009 N 14285).

5.4. Принять меры по подготовке специалистов по вопросам индикации холеры из биологического материала и проб окружающей среды.

6. Руководителям противочумных учреждений Роспотребнадзора:

6.1. Обеспечить оказание практической и методической помощи управлениям Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации и ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии" в субъектах Российской Федерации в проведении эпидемиологического надзора за холерой.

6.2. Обеспечить готовность учреждений к проведению полномасштабных лабораторных исследований на холеру, в том числе с расшифровкой генома возбудителя.

6.3. Взять на особый контроль вопросы подготовки специалистов ЛПУ и ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии" в субъектах Российской Федерации по диагностике холеры.

6.4. В течение 2011 года организовать проведение внешнего контроля качества работы лабораторий по индикации возбудителя холеры.

7. Директору ФГУЗ "Ростовский научно-исследовательский противочумный институт" Роспотребнадзора:

7.1. В рамках деятельности референс-центра по мониторингу за возбудителем холеры обеспечить оказание практической и методической помощи субъектам Российской Федерации в плановом порядке и по эпидемическим показаниям.

7.2. Обеспечить мониторинг за ситуацией по холере в мире, составление каталога, перевод и направление в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека информационных и актуализированных международных методических документов по указанной проблематике по мере появления публикаций.

7.3. С учетом особенностей возбудителя холеры и международных рекомендаций, в срок до 01 мая текущего года подготовить предложения по коррекции планов по санитарной охране территории в субъектах Российской Федерации.

8. Директору ФГУЗ "Российский научно-исследовательский институт "Микроб" Роспотребнадзора принять меры по разработке иммунопрепарата для профилактики и лечения холеры, а также максимально ускорить сроки реконструкции технологической линии по производству противохолерной вакцины.

9. Контроль за выполнением настоящего постановления оставляю за собой.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции