Нарушенные потребности при дизентерии тактика медсестры в очаге

Какова общая характеристика заболевания?

Что является возбудителем заболевания?

Возбудителями дизентерии являются бактерии рода шигелл.

Кто является источником инфекции?

Болеют дизентерией только люди. Источник инфекции — больной человек.

Как происходит заражение?

Заражение дизентерией происходит при попадании возбудителя в организм человека через рот с пищей, водой или через грязные руки.

Как осуществляется госпитализация, изоляция и выписка больных?

Обязательной госпитализации подлежат больные среднетяжелыми формами заболевания, с наличием тяжелых сопутствующих заболеваний, а также больные из числа работников пищевых предприятий, детских учреждений и водопроводных сооружений. Распределение больных по палатам внутри-отделения производится по срокам заболевания и виду выделенного возбудителя. Изоляция прекращается в соответствии с установленными правилами. Лица, перенесшие острую дизентерию, могут быть выписаны из стационара по исчезновении клинических признаков, но не ранее чем через 3 дня после нормализации стула. Реконвалесценты, у которых диагноз подтвержден бактериологически, выписываются после однократного отрицательного посева кала. Работники пищевых предприятии и лица, к ним приравненные, выписываются после однократного отрицательного посева кала, если диагноз не подтвержден бактериологически. В случаях бактериологически подтвержденного диагноза выписка их проводится после двукратных отрицательных бактериологических исследований кала. Бактериологическое обследование начинают проводить не ранее чем через 2 дня после окончания этиотропного лечения.

Каковы особенности ухода за больными дизентерией?

При уходе за больными дизентерией, как и при других острых кишечных инфекциях, большое значение приобретают тщательное выполнение больными и персоналом правил личной гигиены и текущей дезинфекции. Больные должны мыть руки перед каждым приемом пищи, после посещения туалета. В отделении каждый больной пользуется индивидуальным горшком, номер которого соответствует номеру кровати. Палатная медицинская сестра должна следить за стулом больных и отмечать на температурном листе истории болезни кратность стула и его характер, количество испражнений, наличие в них патологических примесей: слизи, крови и гноя. Утром до обхода стул больных в горшечной осматривает врач вместе с медицинской сестрой или санитаркой.

Палаты следует хорошо и часто проветривать, но температура в них должна быть не ниже 19—20 °С вследствие нарушения у больных дизентерией теплорегуляции.

Очень важно содержать больного в чистоте. Тяжелобольные при частом стуле укладываются на резиновое судно. Для облегчения ухода под таз больного подкладывается медицинская клеенка шириной не более 1 м, которая обязательно застилается сложенной вдвое простыней или пеленкой. Белье меняется по мере необходимости; нельзя допускать, чтобы на больном было белье, загрязненное испражнениями. Во избежание образования опрелостей и пролежней необходимо тщательное обмывание области ягодиц, заднего прохода и промежности после каждой дефекации.

Какое диета и лечение назначаются больным?

В назначении режима руководствуются состоянием больного. В начале заболевания назначаются диета № 4 и обильное питье.

Выбор других патогенетических лечебных средств и длительность их назначения определяются тяжестью течения заболевания. В случаях преобладания симптомов гастроэнтерита больным дизентерией в первую очередь проводят дезинтоксикационную терапию и восполнение утраченной жидкости: внутривенное вливание солевых растворов (квартосоль, трисоль, лактосоль, раствор Рингера—Лркка) в объеме 1,5—2 л. В случае продолжающихся рвоты и поноса количество жидкости увеличивается в зависимости от объема потерянной больным жидкости, который учитывает медицинская сестра.

Для воздействия на возбудителя при тяжелом течении дизентерии используются антибиотики широкого спектра (тетрациклины, левомицетин) в сочетании с сульфаниламидами, например с фталазолом. При легких и среднетяжелых формах используются энтеро-септол, фуразолидон, фурадонин, интестопан. Кроме этиотропных средств, важное место занимают биологические препараты (вакцина, колибактерин, лактобактерин).

Как проводится бактериологическое исследование?

Важнейшим методом подтверждения диагноза является бактериологическое исследование испражнений. -Для увеличения высеваемости дизентерийных палочек рекомендуется соблюдение следующих правил: горшки и судна, откуда берется материал, должны хорошо промываться горячей водой, чтобы на них не оставалось следов дезинфицирующих средств; кал на посев должен забираться до начала этиотропной терапии, лучше всего в первые дни болезни; забор материала на посев желательно производить из свежевыделенных испражнений, отбирая слизисто-гнойные комочки кала (без крови), содержащие наибольшее количество возбудителя. Необходимо как можно быстрее доставлять материал в лабораторию; если это невозможно, то кал нужно помещать в пробирку с консервантом (30 % глицерина и 70 % изотонического раствора натрия хлорида) или хранить его в холодильнике (при температуре 1—4 °С). Целесообразно посев кала на плотные питательные среды (Плоскирева, Эндо или Левина, среды с добавлением левомицетина) делать непосредственно в отделении.

Какие дополнительные методы лабораторной диагностики можно использовать для подтверждения диагноза?

К вспомогательным методам диагностики дизентерии относится внутрикожная аллергическая проба Цу-веркалова с дизентерином, имеющая большее значение в диагностике дизентерии у детей. Проба ставится обычно с 3—4-го дня заболевания. Внутрикожно вводится 0,1 мл дизентерина. Результаты читаются через 24 часа. Реакция считается положительной, (Вели гиперемия и инфильтрат на месте введения дизентерина не менее 10—20 мм в диаметре; выраженная положительная реакция — при диаметре 20—35 мм; резко положительная — если диаметр местных изменений более 35 мм. В случае гиперемии без инфильтрата реакция считается сомнительной.

Из серологических методов диагностики используется реакция непрямой гемагглютинации, для чего кровь берут из вены в количестве 3—5 мл в первые дни болезни и повторно через 10—12 дней. Реакция становится положительной с конца 1-й недели болезни, максимальный титр антител наблюдается на 3-й неделе заболевания.


Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5 6 7


Допустить к защите

Зам. директора по УМР

Ф. И.О. _____________

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

на тему: Сестринская помощь детям с острыми кишечными инфекциями

студентки 3 курса специальности

очной формы обучения

Глава 1. Теоретическая часть

1.1. Цели сестринского ухода и планирование сестринской деятельности

1.2. Эпидемиология острых кишечных инфекций у детей

1.3. Пути передачи острых кишечных инфекций у детей

1.4. Классификация острых кишечных инфекций у детей

1.5. Диагностика острых кишечных инфекций у детей

1.6. Клиническая картина острых кишечных инфекций у детей

1.7. Профилактика острых кишечных инфекций у детей

1.8. Лечебное питание детей с острыми кишечными инфекциями

1.9. Особенности ухода и наблюдения за детьми с острыми кишечными инфекциями

Глава 2. Опытно-экспериментальная часть. Организация сестринского процесса у детей с острыми кишечными инфекциями

2.1. Основные причины развития дизентерии у детей

2.2. Основные симптомы дизентерии у детей

2.3. Основные принципы лечения дизентерии у детей

2.4. Диетотерапия ребенка при дизентерии

2.5. Профилактика и общие рекомендации при дизентерии

2.6. Необходимость создания памяток для персонала инфекционного отделения ЦКГБ

Актуальность работы. Острые кишечные инфекции (ОКИ) - это обширная группа инфекционных заболеваний человека с энтеральным (фекально-оральным) путем заражения, вызываемая патогенными (шигеллы, сальмонеллы и др.) и условно-патогенными микроорганизмами (энтерококки, протей, клебсиеллы, клостридии и др.), вирусами (рота-, астро-, энтеро-, и др.) и простейшими (амеба, криптоспоридии, балантидия и др.). Эта группа инфекций является собирательной и объединяет ряд этиологически разных, но патогенетически и клинически сходных болезней.

Острые кишечные инфекции (ОКИ) относят к группе нозокомиальных инфекций (внутрибольничных) и до настоящего времени занимают ведущее место в инфекционной патологии детского возраста, уступая по заболеваемости только гриппу и острым респираторным инфекциям. Несмотря на снижение заболеваемости и смертности от ОКИ, последние занимают ведущее место в патологии детского возраста. По данным ВОЗ, от острых кишечных инфекций и их осложнений каждую минуту в мире погибает 10 детей, ежегодно в мире регистрируется до 1,2 млрд. кишечных заболеваний и в год потери среди детей до 5 лет достигают 5 миллионов. Максимальную угрозу кишечные инфекции представляют для детей ранней возрастной категории, особенно, для новорожденных. Поэтому проблема кишечных инфекций у детей остается, актуальной и по сей день.

Основной целью данной дипломной работы является:

- интерпретировать сестринскую помощь детям с острыми кишечными инфекциями.

Объектом исследования выступает профессиональная сестринская помощь при острых кишечных инфекциях.

Предметом исследования выступают дети с острыми кишечными инфекциями, которым оказывается сестринская помощь.

Учитывая указанные цели, объект и предмет необходимо решить ряд поставленных задач:

- характеризовать пути передачи, классификацию и диагностические методы острых кишечных инфекций;

- изучить основные проявления клинической картины острых кишечных инфекций

- интерпретировать особенности ухода и наблюдения за детьми с острыми кишечными инфекциями;

- выявить основные причины, симптомы, принципы лечения, профилактики при дизентерии у детей;

- установить, существует ли необходимость в создании памяток для персонала инфекционного отделения.

В ходе выполнения дипломной работы были использованы следующие методы исследования:

- изучение и научно-теоретический анализ литературы по исследуемой проблеме;

- праксиметрический метод (изучение документов);

- статистические методы (методы измерения и обработки экспериментальных данных, их системный анализ, графическая интерпретация);

- синтез и обобщение, способствующие подведению промежуточных и общих итогов исследования.

Глава 1. Теоретическая часть

1.1. Цели сестринского ухода и планирование сестринской деятельности

Сестринский процесс – это системный подход к оказанию профессиональной медицинской помощи, направленный на восстановление здоровья пациента, исходя из его физических, психологических, социальных потребностей.

Целью сестринского процесса является поддержание и восстановление независимости пациента в удовлетворении основных потребностей его организма.

Цель сестринского процесса осуществляется путем решения следующих задач:

• создание базы информационных данных о пациенте;

• выявление потребностей пациента в медицинском обслуживании;

• обозначение приоритетов в медицинском обслуживании;

• составление плана ухода и обеспечение ухода за пациентом в соответствии с его потребностями;

• определение эффективности процесса ухода за пациентом и достижение цели медицинского обслуживания данного пациента. [3, 6]

Сестринский процесс требует от сестры не только хорошей технической подготовки, но и творческого отношения к уходу за пациентами, умения работать с пациентом как с личностью, а не как с объектом манипуляций. Постоянное присутствие сестры и ее контакт с пациентом делают сестру основным звеном между пациентом и внешним миром

В соответствии с решаемыми задачами сестринский процесс подразделяется на пять этапов.

Первый этап - сестринское обследование. Заключается в сборе информации о состоянии больного ребенка.

Сестринское обследование проводится двумя методами:

• субъективный, который основан на расспросе. Это физиологические, психологические, социальные данные о пациенте; релевантные данные об окружающей среде. Источником информации является опрос пациента, его физикальное обследование, изучение данных медицинской документации, беседа с врачом, родственниками пациента.

• объективным, который основывается на данных осмотра, который определяет статус пациента в настоящее время. Это физическое обследование пациента, включающее оценку и описание различных параметров (внешний вид, состояние сознания, положение в постели, степень зависимости от внешних факторов, окраска и влажность кожных покровов и слизистых оболочек, наличие отека). В обследование также входит измерение роста пациента, определение массы его тела, измерение температуры, подсчет и оценка числа дыхательных движений, пульса, измерение и оценка артериального давления.

Конечным результатом этого этапа сестринского процесса является документирование полученной информации создание сестринской истории болезни, которая является юридическим протоколом – документом самостоятельной профессиональной деятельности медсестры. [7, 9]

Второй этап - сестринская диагностика.

Цели второго этапа сестринского процесса:

• анализ проведенных обследований;

• определить с какой проблемой здоровья сталкивается пациент и его семья;

• определить направление сестринского ухода.

Проблемы пациента подразделяются на существующие и потенциальные. Существующие проблемы – это те проблемы, которые беспокоят пациента в настоящее время. Потенциальные – те, которые еще не существуют, но могут возникнуть с течением времени. Установив оба вида проблем, сестра определяет факторы, способствующие или вызывающие развитие этих проблем, выявляет также сильные стороны пациента, которые он может противопоставить проблемам.

Поскольку у пациента всегда бывает несколько проблем, сестра должна определить систему приоритетов. Приоритеты классифицируются как первичные и вторичные. Первичным приоритетом обладают проблемы, которые в первую очередь могут оказать пагубное влияние на больного.

Второй этап завершается установлением сестринского диагноза. Между врачебным и сестринским диагнозом существует различие. Врачебный диагноз концентрируется на распознавании патологических состояний, а сестринский – основывается на описании реакций пациентов на проблемы, связанные со здоровьем. [1, 3]

Третий этап - планирование сестринского вмешательства.

План сестринского ухода должен включать оперативные и тактические цели, направленные на достижение определенных результатов долгосрочного или краткосрочного характера.

Цели третьего этапа сестринского процесса:

• исходя из потребностей пациента, выделить приоритетные задачи;

• разработать стратегию достижения поставленных целей;

• обозначить срок достижения данных целей.

Определив цели и задачи по уходу, сестра составляет письменное руководство по уходу, в котором должны быть подробно перечислены специальные действия медсестры по уходу, записываемые в сестринскую историю болезни. [2, 3]

Дизентерия - общее инфекционное заболевание, вызываемое дизентерийными бактериями и протекающее с преимущественным поражением слизистой оболочки толстого кишечника.

Возбудители дизентерии - бактерии из семейства кишечных шигелл - Shigella dysenteriae, Shigella flexneri, Shigella boydii и Shigella sonnei. Shigellaе относятся к грам-отрицательным факультативным анаэробам, которые инфицируют только людей. Они длительно сохраняются в пищевых продуктах (молоке, масле, сыре, овощах), некоторое время выживают в почве, загрязненной испражнениями больных, в выгребных ямах и загрязненных открытых водоемах. Здоровый человек заражается от больного дизентерией или бактерионосителя.

Механизм передачи инфекции -фекально – оральный.

Пути передачи возбудителей - бытовой, пищевой и водный.

Инкубационный период от 2 до 7 дней (в среднем - 3 дня, в тяжелых случаях - до нескольких часов).

Осложнения. Различают осложнения, обусловленные язвенными изменениями толстой кишки и внекишечные.

"Кишечные" осложнения:

· перфорация (микроперфорация) язвы с развитием парапроктита;

· рубцовые стенозы толстой кишки.

Внекишечные осложнения:

· пиелит и пиелонефрит;

· пилефлебитические абсцессы печени;

· гангрена стенки кишки (при присоединении анаэробной инфекции);

· хронический артрит у лиц, инфицированных Shigella flexneri.

Особенности сестринского ухода:

1.Контроль соблюдения постельного режима в течение всего периода клинических проявлений, который продолжается обычно не более 3 дней.

2. Обеспечение в период диареи и рвоты максимального комфорта с ведением учёта выделяемой жидкости. (следует контролировать каждые 2-4 ч).

3. Обеспечение соблюдения пациентом диеты в острый период заболевания соответствует столу №4 по Певзнеру, с улучшением состояния, уменьшением дисфункции кишечника и появлением аппетита больных переводят на стол №2, а за 2—3 дня перед выпиской из стационара — на общий стол №15.

4.Обеспечение контроля приёма пациентом (в присутствии медицинской сестры) препаратов: нитрофураны (фуразолидон, фурадонин по 0,1 г 4 раза в день, эрсефурил (нифуроксазид) 0,2 г 4 раза в сутки), котримоксазол по 2 таблетки 2 раза в день, оксихинолины (нитроксолин по 0,1 г 4 раза в день, ин-тетрикс по 1-2 таблетки 3 раза в день).

5.Обеспечение контроля приёма пациентом (в присутствии медицинской сестры) энтеросорбентов — полифепан по 1 столовой ложке 3 раза в день, активированный уголь по 15-20 г 3 раза в день, энтеродез по 5 г 3 раза в день, полисорб МП по 3 г 3 раза в день, смекта по 1 пакетику 3 раза в день или др.

6. Обеспечение контроля приёма пациентом (в присутствии медицинской сестры) дротаверина гидрохлорида (но-шпа) по 0,04 г 3 раза в сутки, препаратов красавки (белластезин, бесалол, беллалгин) 3 раза в день, папаверина гидрохлорида по 0,02 г 3 раза в день.( для купирования спазма толстой кишки)

7. Профилактика обезвоживания введение жидкости, лучше всего в виде питья. При отказе ребёнка от питья или рвоте у детей жидкость вводится в клизмах.

8. При частом стуле и тенезмах у детей до 3-х лет ни в коем случае не сажать ребенка на горшок, так как при этом происходит выпадение прямой кишки. Для уменьшения тенезмов нужно делать теплые ванны или применять лекарственные свечи.

9.Контроль за состоянием кожи и предупреждение развития опрелостей.

10. Ежедневное сестринское обследование, выявление проблем пациента и решение их путём выполнения независимых сестринских вмешательств.

Хроническая дизентерия

Возникает в 2 - 3 % случаев и протекат в двух формах: рецидивирующей и непрерывной. Считают, что острая дизентерия, подобно другим острым инфекционным заболеваниям, продолжается не более 3-х месяцев, хроническая дизентерия - не более 2-х лет, после этого срока заболевание уже расценивается как постдизентерийный колит.

Для выписки из стационара выздоровевшего от дизентерии реконвалесцента необходимо наличие в течение 3-х дней нормального стула и отрицательного бактериологическогоо исследования испражнений на возбудитйлей рекснвалесцетов из декретированных групп.

17. Холера: этиология, патогенез, клиника, особенности сестринского ухода. Диспансерное наблюдение за реконвалесцентами.

Холе́ра (греч. cholera, от cholē желчь + rheō течь, истекать) острая инфекционная болезнь, характеризующаяся поражением желудочно-кишечного тракта, нарушением водно-солевого обмена и обезвоживанием организма; относится к карантинным инфекциям.

Возбудитель -холерный вибрион -небольшая грамотрицательная палочка в форме запятой. Источником инфекции является только человек — больной или носитель холерных вибрионов.

Во внешнюю среду холерный вибрион выделяется 4 категориями лиц, эпидемиологическое значение которых различно:

1 - больными с выраженной формой холеры в остром периоде заболевания;

2 - лицами, находящимися в периоде выздоровления после перенесенной холеры, т.е. реконвалесцентами;

3 - лицами со стертыми формами холеры;

4 - здоровыми вибрионовыделителями, т.е. заразившимися, но незаболевшими холерой лицами. На каждого больного холерой приходится от 10 до 100 здоровых выделителей вибрионов.

Механизм передачи- фекально-оральный.

Пути передачи:

Ø водный — при употреблении загрязненной воды для питья, мытья посуды, овощей, фруктов, при купании и т.п.,

Ø пищевой - через загрязненную пищу

Ø контактно - бытовой

Патогенез и патологическая анатомия. Холерные вибрионы, попавшие в организм человека с водой или пищей, размножаются в тонкой кишке, выделяя экзотоксин, который вызывает поражение в первую очередь энтероцитов. При этом происходят значительная секреция воды и электролитов (натрия, калия, хлора, бикарбонатов) в просвет кишечника, потеря их с испражнениями и рвотными массами, что ведет к изотоническому обезвоживанию.

Клиническая картина. Инкубационный период — от 1 до 5 дней, чаще 1—2 дня. Болезнь обычно начинается остро, в ряде случаев могут быть продромальные явления в виде недомогания, слабости, иногда повышения температуры до 37—38°. Основные проявления:

Ø понос водянистый, мутновато-белый, напоминает рисовый отвар, без калового запаха.

Ø рвота появляется внезапно вслед за поносом без предшествующей тошноты, по виду рвотные массы также похожи на рисовый отвар

Ø понос и рвота не сопровождаются болью в животе

Ø нарастающая слабость,

Ø сухость во рту,

Ø боли и судорожные подергивания в мышцах, особенно икроножных.

Тяжесть течения болезни определяется степенью обезвоживания организма:

I степень потеря жидкости не превышает 3% массы тела; испражнения часто остаются кашицеобразными, рвоты может не быть, признаки обезвоживания и нарушения гемодинамики отсутствуют или слабо выражены.

II степень потеря жидкости составляет 4—6% массы тела; появляются понос с водянистыми испражнениями и рвота. Кожа и слизистые оболочки сухие, голос ослаблен, часто снижен тургор кожи на кистях рук; отмечаются тахикардия, умеренная артериальная гипотензия, олигурия.

III степень потеря жидкости составляет 7—9% массы тела, понос и рвота многократные. Наблюдаются жажда, судороги, адинамия, охриплость голоса, черты лица заострены, глаза запавшие, тургор кожи снижен преимущественно на конечностях, температура тела понижена; отмечаются тахикардия, выраженная артериальная гипотензия, олигурия или анурия.

IV степень потеря жидкости максимальная — 10% и более массы тела (декомпенсироваиное обезвоживание). Наблюдается афония, тургор кожи резко снижен, она холодная, липкая на ощупь, синюшная; характерны тонические судороги, снижение темпера туры тела до 35—34° (отсюда прежнее название болезни — алгид — холодный); развиваются шок, анурия.

Диагнозосновывается на:

Ø клинической картине

Ø данных эпидемиологического анамнеза (пребывание в течение предшествовавших болезни 5 сут. в местностях, не благополучных по холере; контакт с больными; употребление необеззараженной воды).

Ø Биологический посев рвотных масс или фекалий на куриные эмбрионы.

Осложнения. При холере возможно развитие некротического нефроза, а также быстропрогрессирующего гломерулонефрита, сопровождающегося уремией. Кроме того, у больных холерой возникают пневмония, абсцессы, флегмона, рожа, сепсис. Смерть больных холерой обычно наступает от обезвоживания, комы, интоксикации. Возможна смерть и от осложнений холеры, среди которых наиболее частым является уремия. При массивном введении в организм жидкости хлорида натрия, бикарбоната смертность уменьшилась с 50% до 1%.

Особенности сестринского ухода:

1.Контроль соблюдения постельного режима в течение всего периода клинических проявлений, который продолжается обычно не более 3 дней.

3.Обеспечение введения жидкости перорально или через назогастральный зонд следующего состава: хлорида натрия — 3,5 г, гидрокарбоната натрия — 2,5 г, хлорида калия — 1,5 и глюкозы — 20 г на 1 л питьевой воды. В течение часа больной должен выпивать 1—1,5 л жидкости. Рекомендуется заранее заготавливать указанные соли и глюкозу в виде навесок и растворять их в воде при температуре 40—42 "С непосредственно перед использованием.

4.. Больным с резко выраженным обезвоживанием внутривенные вливания растворов хлосоль, квартосоль или трисоль начинать струйно (первые 2 л) со скоростью 100—200 мл в минуту, затем скорость введения раствора постепенно уменьшать. Перед вливанием растворы необходимо подогревать до 38—40 °С.

5.Согревание тела и конечностей грелками, так как у пациента склонность к алгидному состоянию.

6. Обеспечение контроля после прекращения рвоты приёма пациентом (в присутствии медицинской сестры) тетрациклина по 0,3—0,5 г или левомицетина по 0,5 г через каждые 6 ч в течение 5 дней.

7.Обеспечить в периоде реконвалесценции примём пациентом продуктов, содержащих соли калия (курага, томаты, картофель).для нормализации деятельности сердца и укрепления стенок сосудов.

8. Ежедневное сестринское обследование, выявление проблем пациента и решение их путём выполнения независимых сестринских вмешательств.

18.Гепатит А: этиология, патогенез, клиника, особенности сестринского ухода. Диспансерное наблюдение за реконвалесцентами. Профилактика.

Возбудитель - вирус гепатита А. Вирус обладает исключительной устойчивостью во внешней среде. При низких температурах может сохраняться в течение нескольких лет, при комнатной температуре в течение нескольких недель и только при кипячении в течение 5 минут погибает. Вирус гепатита А характеризуется чрезвычайно высокой заразительностью для человека. Для возникновения болезни теоретически достаточно всего одной вирусной частицы.

Источником нфекции при этом заболевании является человек, выделяющий вирус с фекалиями и мочой в окружающую среду.

Инкубационный период от 7 до 50 дней.

Первые признаки заболевания - это снижение аппетита, быстрая утомляемость. Иногда заболевание начинается в виде острой респираторной инфекции.

Период основных проявлений: боли в животе, тошнота, иногда рвота, тяжесть в подложечной области, правом подреберье, отрыжка, реже становится мочеиспускание. Моча приобретает темный цвет, а испражнения зачастую обесцвечиваются. Возникает желтушность сначала слизистой глаз, а позднее лица, туловища, рук и ног.

Однако вирусный гепатит может протекать и в безжелтушной форме. Такие больные – самые опасные, поскольку они долгое время остаются не выявленными и распространяют инфекцию. Характерный симптом безжелтушного периода - снижение аппетита, доходящее до полного отвращения к пище (чаще днем и вечером), повышается (до тошноты) чувствительность к табачному дыму, а также к другим запахам.

Механизм передачи – фекально - оральный.

Пути передачи: водный, пищевой и контактно-бытовой. Последний особенно распространен среди детей. Это объясняется тем, что дети часто берут что-нибудь в рот (пальцы, игрушки).

Госпитализация обязательна. Для полного выздоровления больному требуется до 12 месяцев.

Современная система мероприятий по предупреждению заболеваемости ВГА организована в большинстве развитых стран мира (в т.ч. в РБ), основывается преимущественно на современной вакцинопрофилактике.

Особенности сестринского ухода:

1.Снизить активность пациента до уровня, который будет отвечать уровню его энергии. Обеспечить комфортность постельного режима.

2.Контроль за соблюдением пациентом диеты №5.Если у пациента отсутствует аппетит, то следует заменить три объемных приема пищи маленькими, но частыми.

3.Поскольку в большинстве случаев тошнота и потеря аппетита не беспокоят до вечера, следует давать большую порцию утром и меньшую поздно вечером.

4. Обеспечить употребление достаточного количества жидкости (не менее 2-х литров в день), чтобы избежать обезвоживания.

5. Контролировать зуд кожи. Применять бенадрил или хлор-трименол.

6. Ежедневное сестринское обследование, выявление проблем пациента и решение их путём выполнения независимых сестринских вмешательств.

· вакцинация контактных лиц в очагах ВГА(с 2004г).

· вакцинация отдельных контингентов риска: детей от 6 до 14 лет, проживающих в общежитиях (с 2005года), специалистов эпидемически значимых объектов: молокоперерабатывающих предприятий, водоканала и т.д.( с 2005г), больных хроническими парентеральными вирусными гепатитами (В и /или С) и носителей ( с 2009г.).

· Длительность защиты - около 20 лет.

Диспансеризация: при ВГА диспансерное наблюдение за переболевшим проводится не позже 1 мес после выписки лечащих врачом стационара; при отсутствии каких-либо клинических и биохимических отклонений реконвалесцент снимается с учета, при наличии остаточных явлений - через 3 мес ставятся на учет в кабинете инфекционных заболеваний поликлиники (КИЗ), где проходят повторное обследование.

Вирусные гепатиты В,С,Д.

Источник инфекции — больной человек и вирусоноситель. Наибольшая заразность больного — в течение преджелтушного и в первые дни желтушного периода.

Клинически вирусный гепатит характеризуется постепенным началом в виде нарастающей слабости, потери аппетита, чувства тяжести в области эпигастрия, нерезкого подъема температуры. У части больных отмечаются боли в суставах, катаральные явления; увеличивается в размерах печень и нередко — селезенка. Затем моча приобретает темную окраску, светлеет кал и появляется желтушность склер и кожи. Вирусный гепатит может также протекать в виде стёртого и безжелтушного вариантов.

Механизм передачи гемоконтактный.Гепатит В принадлежит к заболеваниям, передаваемым различными путями. Наиболее распространенные – половой контакт и контакт с кровью инфицированного гепатитом В.

Инкубационный период гепатита В длится 45-180 дней, в среднем - 120 дней.

Желтуха при гепатите проявляется в виде желтизны белков глаз, желтизной кожных покровов, потемнением мочи (до цвета относительно темного пива) и обесцвечиванием (до белого цвета) кала. Как правило, первыми желтуху обнаруживают знакомые пациента по изменению цвета белков глаз с белого на лимонно-желтый. В некоторых случаях желтуха начинается с потемнения мочи и обесцвечивания кала.

В трети случаев гепатит В протекает как гриппоподобное заболевание, сопровождающееся потерей аппетита и слабостью, не регистрируется как гепатит В и обнаруживается спустя некоторое время, при анализе на "австралийский антиген

Гепатит Д.

Возбудитель гепатита D (Дельта гепатита по своим свойствам наиболее близок к вирусам растений. Вирус гепатита D не может участвовать в развитии гепатитной инфекции без одновременной репликации вируса гепатита В.ВГД не имеет своей оболочки и использует в качестве неё HBsAg.

Механизм передачи гемоконтактныйБыстрый острый некроз клеток печени, особенно в сочетании с вирусом гепатита В.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции