Ющук николай дмитриевич инфекционные болезни


Николай Дмитриевич Ющук родился 22 декабря 1940 г. По окончании средней школы в Иркутске поступил в Иркутский государственный медицинский институт, который окончил в 1966 г., а в 1968 г. поступил в ординатуру на кафедру инфекционных болезней этого института.Работал главным врачом городской инфекционной больницы.

С 1969 г. стажер-исследователь, младший научный сотрудник Центрального НИИ эпидемиологии, с 1971 г. – ассистент кафедры инфекционных болезней с курсом эпидемиологии ММСИ, с 1987 г. – профессор и заведующий той же кафедрой. Н.Д Ющук – академик РАМН, заслуженный деятель науки России, лауреат премии Правительства РФ.

Академиком Н,Д, Ющуком впервые в мире на молекулярном уровне проведено всестороннее исследование патогенеза сальмонеллеза, острой дизентерии, рото-вирусного гастроэнтерита, кампилобактериоза. Изучена взаимосвязь различных внутриклеточных медиаторов и гормонов в развитии важнейших синдромов инфекционных заболеваний: диареи, интоксикации, нарушений гемодинамики. Эти работы в сочетании с исследованиями особенностей метаболизма липидов, взаимодействия бактериальных токсинов с клеточными мембранами позволили с иных позиций оценить физиологию и патологию кишечника инфекционных больных. Профессор Н.Д. Ющукодним из первых в мировой практике приступил к изучению роли опиоидных пептидов в развитии диарейного синдрома. Полученные результаты легли в основу разработки патогенетических методов лечения инфекционных больных с диарейным синдромом. Их применение позволило в сжатые сроки добиться выздоравления пациентов. При непосредственном участии профессора Н.Д.Ющука разрабатывались, обобщались и внедрялись в клиническую практику дифференцированные подходы к использованию антибактериальных средств при лечении больных с кишечными инфекциями. Проведенные сотрудниками руководимой им кафедры научные исследования легли в основу рекомендаций практического характера по применению методов интенсивной комплексной терапии тяжелых форм менингококковой инфекции, осложненных инфекционно-токсическим шоком и отеком-набуханием мозга, позволили снизить летальность в 3 раза. Результаты изучения молекулярных основ патогенеза диарейного синдрома, функциональность состояния желудчно-кишечного тракта, клеточного и гуморального иммунитета легли в основу современной рациональной этиотропной патогенетической терапии распространенных острых кишечных инфекций. Установлены новые закономерности патогенеза, повлекшие за собой совершенствование принципов лечения миклплазма-пневмонии, инфекции бруцеллеза, дифтерии.

Профессор Н.Д. Ющук и его ученики активно занимаются проблемами вирусных гепатитов и ВИЧ-инфекции. При кафедре создана лаборатория иммунологии. В ней на современном уровне исследуется состояние иммунной системы больных ВИЧ-инфекцией, вирусным гепатитом.Научные разработки профессора Н.Д. Ющука привели к созданию и внедрению в клиническую практику метода экстракорпоральной детоксикации, а также системы профилактических мероприятий, направленных на предупреждение поражения сердца при дефтирии.

С 1991 г. профессор Н.Д. Ющук занимает пост проректора по учебной работе. Одновременно он является председателем проблемной комиссии по инъекционным болезням при Всероссийском учебно-научно-методическом центре по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию. Под его руководством в стоматологическом университете создана и успешно функционирует система непрерывного медицинского образования по схеме: вуз - постдипломное образование (интернатура, ординатура, специализация, переподготовка и повышение квалификации врачей).

В мае 2002 г. профессор, академик РАМН Н.Д. Ющук избран ректором университета. Большое внимание он уделяет внедрению современных методов обучении, аттестации студентов и врачей с учетом последних достижений педагогики и медицинской психологии. Профессор Н.Д. Ющук принял активное участие в разработке новой высокоэффективной тестовой системы контроля и оценки знаний студентов, которая была апробирована при государственной аттестации выпускников МГМСУ, а затем получила распространение и в других медицинских вузах России.

Он автор 500 научных работ, среди которых учебники по инфекционным болезням, руководства, монографии, 10 авторских свидетельств. Под его руководством подготовлено и защищено 49 кандидатских диссертаций и 7 докторских диссертаций.Научно-педагогическая и организаторская работа академика, профессора Н.Д. Ющука отмечена государственными наградами. С 2007 г. и по настоящее время Н.Д. Ющук – президент МГМСУ.


Помощник: Шишкина Ирина Михайловна

Телефон служебный: 8 (495) 631-25-44

Факс: 8 (499) 973-32-59


Ющук Николай Дмитриевич – президент Московского государственного медико-стоматологического университета имени А.И. Евдокимова, заведующий кафедрой инфекционных болезней и эпидемиологии, академик РАН, доктор медицинских наук, профессор.

С 1971 года его трудовая деятельность связана с МГМСУ им. А.И. Евдокимова, начиная с ассистента до заведующего кафедрой инфекционных болезней, занимал должности декана, проректора по учебной работе, ректора университета.

Н.Д. Ющук является известным ученым в нашей стране и за рубежом. Под его руководством разработана комплексная программа по диагностике, лечению и профилактике инфекционных заболеваний, их патогенеза и совершенствованию лечения больных на основе функционально-морфологических и иммунологических данных. Эти исследования, как правило, проводились на клеточном и субклеточном уровне. В последние годы научная деятельность Н.Д. Ющука направлена на внедрение новых методов изучения патогенеза с использованием субклинических методов исследований при наиболее распространенных инфекционных заболеваний (кишечных инфекций, ротавирусных гастроэнтеритов, иерсинеоза, гепатитов, ВИЧ-инфекции, гриппа и др.). Полученные данные положены в основу разработки современных методов терапии этих болезней.

В научных работах последних лет разрабатываются пути снижения бремени вирусных гепатитов для Российской Федерации, позволяющих значительно снизить смертность от этих заболеваний и экономические потери для страны.

Н.Д. Ющук создал и осуществляет руководство деятельностью своей научной школы по инфекционным болезням и эпидемиологии, которая занимается разработкой и внедрением достижений науки в практическое здравоохранение. Кафедра инфекционных болезней и эпидемиологии, возглавляемая Н.Д. Ющуком активно разрабатывает проблемы инфектологии, постоянно выигрывает гранты на поддержку научных разработок и молодых ученых. Научные работы Н.Д. Ющука и его учеников имеют фундаментальное значение и востребованость в практическом здравоохранении. В настоящее время его ученики возглавляют медицинские вузы, кафедры инфекционных болезней, ведут научно - практическую работу во многих регионах страны (гг. Москва, Уфа, Иркутск, Бурятия, Дагестан, Монголия и др.). Под руководством Н.Д. Ющука подготовлено и защищено 88 диссертаций, в том числе 21 докторская и 67 кандидатских, за последние пять лет 5 докторских и 7 кандидатских диссертаций.

На руководимой им кафедре разрабатываются учебные планы, программы, стандарты, измерительные материалы, учебные пособия, методические пособия и рекомендации по обеспечению и организации учебного процесса, по которым проводится подготовка кадров в большинстве медицинских вузов и факультетов страны, а также странах ближнего зарубежья.

Н.Д. Ющук активно участвует в разработке документов по инфекционной патологии для Минздрава России и других государственных органов.

Под руководством Н.Д. Ющука создана и успешно работает постоянно действующая Учебно-методическая комиссия Минздрава России, объединяющая деятельность всех кафедр по инфекционным болезням медицинских вузов страны.

В должности президента Н.Д. Ющук проводит большую работу в университете, возглавляет комиссии университета по перспективному развитию вуза и кадровой политике и совет старейшин, является заместителем председателя Ученого совета, осуществляет взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти и многими научными организациями.

В настоящее время Н.Д. Ющук является членом Бюро отделения медицинских наук РАН, работает в составе общественных советов Минздрава России, Роструда, Следственного комитета России, член Президиума Совета ректоров медицинских и фармацевтических вузов России, является членом Аттестационной комиссии Минздрава России по избранию ректоров медицинских вузов.

Н.Д. Ющук дважды (2009-2014 гг.) избирался членом Общественной палаты Российской Федерации от общероссийских общественных организаций.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Ющук Николай Дмитриевич, Мартынов Юрий Васильевич

НЕПРЕРЫВНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Непрерывное медицинское образование - этап подготовки к аккредитации. Итоги работы выездного заседания учебно-методической комиссии по инфекционным болезням в Сочи*

Н.Д. Ющук, Ю.В. Мартынов

В работе выездного заседания УМК приняли участие 115 человек из различных субъектов РФ, в том числе 2 ректора, 3 проректора и 35 заведующих кафедрами инфекционных болезней медицинских вузов РФ.

Основной темой дискуссии стало обсуждение состояния инфекционной службы в стране, роли и места непрерывного медицинского образования (НМО) в подготовке к предстоящей специализированной аккредитации ППС.

и аспирантуре с учетом современных требований и перехода на аккредитацию врачей-инфекционистов. Было обращено внимание на необходимость обязательной отработки профессиональных компетенций на кафедрах инфекционных болезней с учетом требований профессиональных стандартов.

В своем выступлении Н.Д. Ющук также отметил, что, по данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), в мире ежегодно инфекционными заболеваниями болеют 2 млрд человек, из них около 17 млн умирают. При этом в нашей стране на протяжении последнего десятилетия ежегодно регистрируют 33-35 млн случаев инфекционных заболеваний. По ориентировочным расчетам экспертов, экономический ущерб для страны только от 35 наиболее актуальных нозологических форм превысил 549 млрд рублей за год. Особое внимание было обращено на проблему, которая приобретает глобальное значение, - распространение лекарственной резистентности микроорганизмов к химиотерапевтическим препаратам, что резко снижает эффективность этиотропной терапии. ВОЗ предупреждает, что в ближайшее десятилетие человечество может столкнуться с многочисленными потерями среди населения из-за устойчивости инфекционных агентов к антибиотикам. В выступлении Н.Д. Ющука были приведены данные британских экспертов о том, что к 2050 г. инфекционные заболевания, вызванные лекарственно-устойчивыми микроорганизмами, станут причиной смерти более 10 млн человек ежегодно. В настоящее время Минздрав России приступил к разработке плана по сдерживанию распространения лекарственной устойчивости микроорганизмов. Одной из мер станет введение строгого контроля отпуска антибактериальных препаратов только по рецептурным бланкам. Создана специальная междисциплинарная комиссия, в которую помимо специалистов

* Приказ Минздрава России от 12.05.2016 № 27-0/10/2-2870.

Минздрава России входят представители других федеральных ведомств. Эксперты займутся разработкой национального плана борьбы с лекарственно-устойчивыми бактериями.

Почему крайне важен переход на систему непрерывного профессионального образования врачей? Почти половина (47%) населения считает, что низкая квалификация специалистов - одна из главных проблем российского здравоохранения (материалы опроса населения, ВЦИОМ, 2016). Как показывает анализ, около 15% врачей не повышают квалификацию в установленные для этого сроки. А по материалам Фонда

обязательного медицинского страхования (ФОМС) доля нарушений в лечении пациентов, выявленных при экспертизе качества лечения, ежегодно варьирует от 20 до 30% от всех экспертиз (из материалов Росздравнадзора и ФОМС).

Таким образом, в современных условиях НМО становится системой, предоставляющей врачам возможность постоянного повышения профессиональной компетенции, и является основой подготовки врача к прохождению специализированной аккредитации.

И.В. Маев в своем выступлении привел интересные данные. Каждый второй практикующий врач-инфекционист имеет высшую или первую квалификационную категорию (49,9%). Число физических лиц на занятых должностях (основных работников) в 2015 г. составило 5,9 тыс., из них 2,5 тыс. оказывали медицинскую помощь в амбулаторных условиях и 3,4 тыс. человек - в стационарных. Между тем отмечается тенденция к снижению общей численности врачей-инфекционистов: с 2012 по 2015 г. их число уменьшилось на 995 человек.

Таким образом, проблемы, выявленные в организации медицинской помощи больным с инфекционными заболеваниями, требуют принятия системных мер, направленных на ликвидацию дефицита врачей-инфекционистов и инфекционных коек в стационарах, с соответствующим увеличением финансирования данного сегмента медицинской помощи.

Н.Д. Ющук, Ю.В. Мартынов

НЕПРЕРЫВНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - ЭТАП ПОДГОТОВКИ К АККРЕДИТАЦИИ. ИТОГИ РАБОТЫ ВЫЕЗДНОГО ЗАСЕДАНИЯ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ КОМИССИИ ПО ИНФЕКЦИОННЫМ БОЛЕЗНЯМ В СОЧИ

петентности врача-инфекциониста, которые определяют его профессионализм и необходимы для успешного сотрудничества с пациентом, т.е. был рассмотрен новый вектор деятельности врача-инфекциониста с позиций 4П-медицины.

Вопросы предстоящей специализированной аккредитации ППС, рассмотренные на заседании УМК через призму педагогического процесса, позволяют констатировать, что, с одной стороны, современные тренды в системе образования и здравоохранения требуют совершенствования НМО с учетом реальных потребностей рынка труда, а с другой стороны -необходимо повышать качество квалификационной подготовки специалиста.

Таким образом, только совместные действия, объединение усилий и обмен наработанным опытом имеют определяющее значение для эффективной и скоординированной работы в подготовке к предстоящей аккредитации ППС.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ющук Николай Дмитриевич, Мартынов Ю.В., Кухтевич Е.В.

В статье изложены проблемы и актуальные перспективы развития непрерывного медицинского образования врачей по проблеме инфекционных болезней . Рассмотрены подходы адаптации российских образовательных традиций к европейским и мировым стандартам, внедрению непрерывного профессионального развития, системы кредитных единиц при дистанционном модульном персонифицированном обучении врача.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ющук Николай Дмитриевич, Мартынов Ю.В., Кухтевич Е.В.

Infectious diseases: problems and actual prospects of the development of continuing medical education of physicians

The article describes the problems and current prospects for the development of continuing medical education for physicians on the problem of infectious diseases . Approaches to adaptation of Russian educational traditions of the European and world standards, the introduction of continuous professional development system of credit units for remote modular personalized Learning doctor are considered.

Инфектология: проблемы и актуальные перспективы развития непрерывного медииинского образования врачей

Н.Д. Ющук, ГБОУ ВПО «Московский государственный

Ю.В. Мартынов, медико-стоматологический университет

В статье изложены проблемы и актуальные перспективы развития непрерывного медицинского образования врачей по проблеме инфекционных болезней. Рассмотрены подходы адаптации российских образовательных традиций к европейским и мировым стандартам, внедрению непрерывного профессионального развития, системы кредитных единиц при дистанционном модульном персонифицированном обучении врача.

Infectious diseases: problems and actual prospects of the development of continuing medical education of physicians

N.D. Yushchuk, Yu.V. Martynov, E.V. Kukhtevich Moscow State University of Medicine and Dentistry named after A.I. Evdokimov

The article describes the problems and current prospects for the development of continuing medical education for physicians on the problem of infectious diseases. Approaches to adaptation of Russian educational traditions of the European and world standards, the introduction of continuous professional development system of credit units for remote modular personalized learning doctor are considered.

infectious diseases, continuing medical education, educational module, control and measuring materials

формальное, проходящее вне учебных заведений, и инфор-мальное образование.

Информальное образование - общий термин для образования за пределами стандартной образовательной среды; индивидуальная познавательная деятельность, сопровождающая повседневную жизнь и необязательно носящая целенаправленный характер.

Журнал для непрерывного медицинского образования врачей

Российская высшая медицинская школа уже разработала основные стратегические подходы к реализации процессов непрерывного обучения врачей. В этом плане можно выделить две основные модели учебного процесса: обучающую и оценочную. Обучающие программы первой модели позволяют повысить уровень клинической компетентности, но не выявляют врачей с низкими показателями профессиональной деятельности. Программы оценочной модели позволяют оценить и подтвердить профессиональную квалификацию врача [1]. Однако традиционное последипломное непрерывное медицинское профессиональное образование в России как система получения знаний отстает от реальных потребностей практического здравоохранения, в том числе и в вопросах инфектологии.

Анализ сложившейся системы непрерывного медицинского образования в области инфектологии выявил определенные недостатки, из которых основными являются недостаточный уровень готовности врачей общей практики к работе в сложных эпидемиологических ситуациях; отсутствие персонифицированного учета прохождения сертификационных и тематических циклов повышения квалификации; низкая мотивация практикующих врачей-инфекционистов к самостоятельной работе с научной литературой и образовательными модулями.

Выявленные недостатки затрагивают, по крайней мере, две системы: профессиональное медицинское образование и практическое здравоохранение. Большинство врачей рассматривают учебу в период последипломного образования как дополнительную и/или обязательную нагрузку в их повседневной работе, в то время как основная стратегия образовательных технологий непрерывного медицинского образования (НМО) направлена на поддержание базисного уровня знаний по врачебной специальности. При этом традиционном подходе к пониманию образовательного последипломного пространства НМО в основном происходит оценка приобретенных врачами знаний, а не профессиональных компетенций, которые востребованы в настоящее время практикой здравоохранения.

Практическое здравоохранение накопило значительный опыт борьбы с инфекционными болезнями. Однако в современных условиях модернизации здравоохранения необходимо совершенствование качества подготовки врачей, которые смогли бы принимать профессиональные решения на раннем этапе диагностики инфекционной патологии.

Принимая во внимание современную парадигму здравоохранения, медицине, основанной на принципах доказательности, необходимо уделить особое внимание в рамках НМО обучению практикующих врачей принципам доказательной медицины. Принцип доказательности относится практически ко всем сферам деятельности врача, включая профилактику, диагностику, принятие решений о применении того или иного вмешательства и т.д. [2, 3].

Однако при прохождении тематических или сертификационных циклов образовательные модули по доказательной медицине, которые должны входить в тематические планы, прорабатываются в недостаточном объеме, что практически не влияет на изменения знаний и приобретение навыков критической оценки клинической ситуации на принципах

доказательности. Возможно, это связано с тем, что процесс обучения недостаточен по времени, носит шаблонный характер, является поверхностным, пассивным, далеким от требований практики здравоохранения и не учитывает методологию андрагогического сопровождения образования взрослых 4.

Все вышеперечисленное приводит к снижению качества медицинского последипломного образования, на которое также оказывают влияние внутренние и внешние факторы: низкий уровень оснащенности учебного процесса, эпизодичность прохождения циклов тематического усовершенствования, низкая мотивация врачей к повышению профессионального уровня знаний, в том числе и в области инфектологии.

Решение данной проблемы невозможно без изменения образовательного компонента учебных программ с повышением мотивации практикующих врачей к НМО. Причем в учебных программах необходимо сместить акценты на практический компонент, так как, раньше практика здравоохранения не сталкивалась в таком объеме с требованиями, предъявляемыми к подготовке врачав области инфектологии, что обусловлено, например увеличением роли социопатий в структуре инфекционной (паразитарной) заболеваемости, в том числе туберкулеза и ВИЧ-инфекции.

На современном этапе развития НМО происходит пересмотр двух основных ключевых аспектов: внедрение инновационных педагогических технологий в образовательный процесс для поддержания необходимого уровня профессионального развития и компетентности врача и переосмысление системы контрольно-измерительных материалов для оценки профессиональной квалификации [7, 8].

Учитывая изменения, происходящие в настоящее время в системе НМО к основным трендам педагогических технологий можно отнести (рис. 1):

■ дальнейшее развитие системы непрерывного профессионального образования;

■ использование инновационных педагогических технологий, направленных на практико- и личностно-ориентированные формы обучения;

■ создание электронно-информационной образовательной среды;

■ разработку единой базы контрольно-измерительных и оценочных материалов для контроля профессионального роста врача.

Принимая во внимание основные тренды развития педагогических технологий, возникает необходимость создания клинико-образовательных кластеров, в том числе и на базе кафедр инфекционных болезней (рис. 2).

В структуру клинико-образовательного кластера на доди-пломном периоде образования, по всей видимости, должны входить клиническая база образовательного учреждения, симуляционный центр или класс, компьютерный класс, образовательные стандарты, примерные и рабочие программы по дисциплине, учебно-методическая литература, которая может быть представлена в виде кафедральной мини-библиотеки и контрольно-измерительные материалы.

В период последипломного образования врачей в современной системе НМО пристального внимания требует

ИНФЕКЦИОННЫЕ БОЛЕЗНИ: новости, мнения, обучение №1 2013

Развитие системы НПО

Использование в образовательном процессе инновационных педагогических технологий (не менее 5% от аудиторных часов)

Создание электронно-информационной образовательной среды

Контроль качества обучения

• практико-ориентированных технологий ■ личностно-ориентированных форм обучения

Дистанционные модульные виртуальные технологии

• электронные учебники, пособия, лекции

• электронные учебно-методические пособия

Использование базы контрольно-измерительных и оценочных материалов

Рис. 1. Основные тренды педагогических технологий в рамках ФГОС третьего поколения

определение единых подходов к организации и проведению последипломной подготовки врача, дифференциация программ обучения в зависимости от индивидуального уровня профессиональной квалификации врача с совершенствованием контроля качества оказываемых образовательных услуг. В связи с этим необходимо разработать образовательные модули по медицинским специальностям с едиными оценочными критериями и последующей их аккредитацией.

Образовательный модуль - это элементарная ячейка в системе НМО, а модульное обучение - способ организации учебного процесса на основе блочно-модульного представления учебного материала.

Модуль - структурная единица информационно-образовательной системы, интегрированная с другими модулями.

Сущность модульного обучения на этапе последипломного образования состоит в структурировании дидактических единиц в автономные организационно-методические блоки, состоящие из образовательных модулей, содержание и объем которых могут варьировать в зависимости от целей обучения, профессиональной и уровневой дифференциации обучающихся врачей, что позволяет разрабатывать индивидуальную траекторию движения по учебному курсу. Образовательные модули в рамках НМО могут быть обязательными и элективными. Например, модули, входящие в сертификационные циклы, и/или модули тематического усовершенствования. Образовательные модули могут формироваться как организационно-методическая структурная единица учебного плана по дисциплине, как организационно-методическая междисциплинарная структура, состоящая из разделов разных дисциплин, объединяемых по тематическому признаку.

Структура образовательного модуля в системе e-Learning (дистанционное образование) представлена на рис. 3;

она должна состоять из 3 взаимосвязанных компонентов: паспортной части, содержательной (информационной) и контрольно-измерительных материалов. Такая структура образовательного модуля продиктована необходимостью его последующей аккредитации. Аккредитованный модуль входит в единую систему дистанционного персонифицированного НМО.

Структура содержательной части образовательного модуля должна состоять из введения, в котором даны рекомендации по работе с учебным модулем, определены цель и задачи, основные (базисные) знания по смежным дисциплинам, необходимые для освоения учебного модуля. Приведен перечень требований к результатам освоения модуля и отрабатываемым компетенциям. Указаны формы текущего контроля (тестовые задания, стандартизованные клинические ситуационные задачи) и рекомендуемая литература, которую представляют в виде учебных материалов.

Контрольно-измерительные материалы образовательного модуля представляют набор тестовых заданий. Хорошо известно, что тестовые задания как инструмент оценки знаний на всех этапах обучения врачей широко используются в большинстве стран мира. Их разработка и применение основано на исследованиях в области психологии, социологии, педагогики и других поведенческих наук с проведением многочисленных эмпирических исследований. В то же время тестирование не является универсальным средством оценки знаний и навыков: границы использования тестов достаточно хорошо определены, и это дает уверенность в том, что правильное использование тестов даст качественную и надежную информацию об уровне знаний, соответствующую реальному положению дел.

Однако в системе НМО по вопросам инфектологии требуется унификация и стандартизация тестовых заданий с учетом международного опыта. Для этих целей целесообразно предпринять следующие шаги: повысить внимание к разработке психометрически обоснованных типов тестовых заданий; провести обучение авторов тестовых заданий технике их написания; шире использовать тестовые задания,

Журнал для непрерывного медицинского образования врачей

Рис. 3. Структура образовательного модуля

оценивающие способность принятия адекватных решений в клинических ситуациях.

Все новые тестовые задания, как составная часть входящие в образовательные аккредитованные модули, должны пройти независимую предварительную экспертизу.

В педагогической практике наиболее широко и часто используемым форматом тестовых вопросов являются задания с одним и/или несколькими, наиболее правильными ответами (А-тип). Они состоят из условия задания

(клинической ситуации), вопроса и серии из 5 вариантов ответа (обычно одного верного и 4, реже другого количества дистракторов — отвлекающих ответов). Другим примером рекомендованных к использованию тестовых заданий на этапе последипломного образования врачей являются задания с расширенным выбором ^-тип). Эти тестовые задания представляют собой вопросы, объединенные в блоки, которые используют единый список вариантов ответа для всех тестовых заданий в блоке.

ИНФЕКЦИОННЫЕ БОЛЕЗНИ: новости, мнения, обучение №1 2013

НМ0_Инфекции_1_2013_переверстка_лдаа 19 Щй- 22.07.2013 11:30:45

Правильно составленный блок объединяет 4 компонента: 1) тему; 2) список вариантов ответа; 3) вводный вопрос и 4) условия, по меньшей, мере 2 тестовых заданий (ситуационных задач).

В настоящее время лицензионные медицинские экзамены в США (USMLE) включают в себя только А- и R-типы тестовых заданий [9].

Таким образом, повышение квалификации врача-инфекциониста в системе НМО будет успешно реализовано лишь в том случае, если будут решены следующие основные задачи как необходимое требование практики здравоохранения:

■ во-первых, следует признать, что одной из составляющих непрерывного медицинского образования является необходимость непрерывного повышения квалификации медицинских работников;

■ во-вторых, требуется разработка единообразных стандартов аккредитации медицинского работника, в том числе и врача-инфекциониста;

■ в-третьих, нужна разработка единой системы показателей для оценки качества выполнения профессиональных функций врачами-инфекционистами. На пути к переменам все люди проходят несколько этапов: от полного нежелания каких-либо перемен до четкого осознания необходимости изменений. Практикующие врачи уже начинают понимать необходимость изменения системы компетенций, формируемых НМО, так как запрос здравоохранения - усиление практической компоненты в образовательном процессе, на что было обращено внимание при анализе материалов социологического исследования по оценке современного состояния престижа профессии врача и определяющих его факторов [10].

Адаптация системы НМО по проблеме инфектологии с учетом современных требований практики здравоохранения и мировых стандартов должна проходить с активным внедрением системы накопления кредитов (зачетных единиц), что повысит мотивацию врачей к прохождению программ повышения квалификации с последующей аккредитацией.

СВЕДЕНИЯ О ВЕДУШЕМ АВТОРЕ

1. Mercur Sh., Mladovsky Ph., Mossialos Е. et al. Обеспечивает ли система непрерывного обучения и переаттестации поддержание необходимого профессионального уровня врачей? / Краткий аналитический обзор. ВОЗ. - 2008. -29 с.

2. Власов В.В., Седова Н.Н. Применение теории доказательств в медицине // Мед. образование и проф. развитие. -2012. - № 1. - С. 33-42.

3. Котельников Г.П., Шпигель А.С. Система внедрения и реализации принципов доказательной медицины - необходимый и обязательный компонент повышения качества образования в условиях модернизации здравоохранения // Там же. - 2012. - № 1. - С. 43-50 с.

4. Рабочая книга андрагога / Под ред. С.Г. Вершловского. -СПб., 1998.

5. Fritsche L., Greenhalgh T., Falck-Ytter Y. et al. Do short courses in evidence based medicine improve knowledge and skills& Validation of Berlin questionnaire and before and after study of courses in evidence based medicine // BMJ. - 2002. - Vol. 325. - Р. 1338-1341.

6. Green M.L. Evidence-based medicine training in graduate medical education: past, present and future / Eval. Clin. Pract. -2000. - Vоl. 6. - Р. 121-138.

7. Ющук Н.Д., Кулагина М.Г., Максимов С.Л. и др. Инновационные технологии и методы преподавания инфектологии в образовательном пространстве медицинского вуза // Мед. образование и проф. развитие. - 2011. - № 2. -С. 141-142.

8. Horsley Т., Grimshaw J., Campbell C. Как создать условия для адаптации умений и навыков врачей к новым потребностям и для непрерывного образования: Краткий аналитический обзор. - ВОЗ, 2010. - 55 с.

9. Case S.M., Swanson D.B. Constructing Written Test Questions for the Basic and Clinical Sciences, 3rd ed. - Philadelphia: National Board of Medical Examiners, 2001.

10. Ющук Н.Д., Ачкасов Е.Е., Мартынов Ю.В. Высшая медицинская школа глазами врачей, студентов и населения // Информационно-аналитические материалы по результатам социологического исследования. - М.: Триада-Х, 2011. -128 с.

Журнал для непрерывного медицинского образования врачей

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции