Вирусы бактериофаги вич инфекция


Врачи Центрального военного клинического госпиталя им. А.А. Вишневского Минобороны РФ совместно с учеными восстановили методику создания коктейлей из бактериофагов. Разработанная терапия стала единственным способом вылечить человека с инфекцией, вызванной супербактерией. И это уникальная возможность побороть болезнь, которую не берут никакие антибиотики. Терапия уже перешла в стадию клинической практики.


Вирусы с историей

Устойчивость вредоносных бактерий к антибиотикам является сегодня одной из наиболее серьезных угроз для здоровья человека. Всё больше патологий — пневмония, туберкулез, заражение крови, заболевания пищевого происхождения — одерживают верх из-за снижения эффективности антимикробных препаратов. Поэтому поиск новых способов борьбы с инфекциями — первостепенная задача ученых.

Персональный коктейль

Когда антибиотики уже неэффективны, для больного создается коктейль из бактериофагов. Врачи берут биоматериалы для микробиологического анализа у пациентов, которые находятся на лечении в специализированных отделениях военного госпиталя им. А.А. Вишневского. Затем в институте им. Г.Н. Габричевского, где находится самая большая в стране библиотека бактериофагов, ученые подбирают максимально эффективные штаммы с учетом иммунного ответа конкретного больного.


— Самое страшное для бактериофага — это гуморальный иммунитет, который ответственен за выработку иммуноглобулинов. Дело в том, что нейтрализующие вирус антитела появляются через две-три недели после приема фага. И нам надо быть уверенными, что именно к этому препарату у пациента пока еще нет антител, — отметил Андрей Алешкин.

Оценив иммунную систему больного, специалисты выбирают метод введения бактериофага в организм в каждом конкретном случае: при ИВЛ-ассоциированной пневмонии, например, эффективны ингаляции, а при кожных заражениях — специальные повязки.

Медицина двойного назначения

— Эти препараты назначаются больным с трофическими язвами разной этиологии, пациентам с диабетической стопой, — отметил он. — Используются при хронических остеомиелитах и свищах разного происхождения. Помогают устранять последствия ранений, но не на острой стадии, а на этапе хронических воспалительных заболеваний.

Работа ученых крайне актуальна, уверена заведующая кафедрой микробиологии и вирусологии медицинского института РУДН Ирина Подопригора.

— В научной литературе всё чаще встречаются предостережения о наступлении постантибиотической эры и призывы к поиску альтернативных путей влияния на патологические процессы инфекционной природы, — рассказывает она. — При госпитальных инфекциях, вызванных супербактериями, это может быть единственным возможным решением.


— Персональный подбор коктейлей из бактериофагов для лечения того или иного бактериоза — очень важный шаг вперед, — не сомневается он. — Однако надо понимать, что также как бактерии сумели приспособиться к антибиотикам, так еще раньше они смогли адаптироваться к наличию бактериофагов. Иначе в мире уже не осталось бы бактерий. Поэтому бактериофаги нельзя назвать идеальным оружием. Однако коллеги научились использовать их в нужное время и в нужных локациях, что очень важно.

История массового применения препаратов уходит корнями во времена Великой Отечественной войны. В 1940 году был создан коктейль из нескольких видов бактериофагов, борющихся с бактериями, вызывающими тяжелые раневые инфекции. В СССР приоритет фаготерапии принадлежал Зинаиде Ермольевой, получившей Сталинскую премию за предупреждение вспышки холеры в Советской армии в тяжелейших эпидемиологических условиях Сталинградской битвы. Крупным центром по изучению фагов во времена СССР был научно-исследовательский институт микробиологии, вирусологии и иммунологии им. Г. Элиава в Тбилиси.


Экард Виммер


Все вирусы кодируются геномами, равно как и все живое на нашей планете, от бактерий до млекопитающих. Большинство вирусных геномов строится на основе ДНК, но некоторые — на основе РНК. На самом деле вирусы — это единственные организмы, использующие РНК-код. Это заставляет некоторых биологов думать, что вирусы могли появиться на гипотетическом этапе эволюции, известном как РНК-мир, который, как считают сторонники этой теории, предшествовал нашему миру, построенному на базе ДНК. РНК в отличие от ДНК может реплицироваться без помощи белковых энзимов. Соответственно для перехода от первичного бульона химических веществ к самовоспроизведению на основании РНК потребовался бы совсем крохотный шаг. Вирусы являются облигатными паразитами, то есть всегда рождаются в клетках своих носителей. Они умирают, как и бактерии, под влиянием нагревания или токсичных химикатов. Они также проходят жизненные циклы, включающие репродуктивную фазу, что является еще одной базовой характеристикой живого организма. Следующий и, вероятно, самый важный вопрос звучит так: развиваются ли вирусы в соответствии с установленными эволюционными механизмами? Да, именно так они и делают.



Геномы вирусов мутируют быстрее, чем геномы любых других известных нам организмов. Этим частично объясняется, почему человеческому организму так сложно бороться с вирусом ВИЧ-1. Через год или два после инфицирования в одном пациенте развиваются миллионы различных модификаций вируса. Сами по себе вирусы не обладают эпигенетическими системами наследования, но иногда, проникая в ядра клеток носителя, они захватывают его систему. Способны ли они на гибридизацию? И снова можно привести множество ярких примеров — вспомните хотя бы новые пандемические вирусы гриппа, которые регулярно сеют панику во всем мире. Доступна ли вирусам симбиотическая эволюция, или, говоря научным языком, генетический симбиогенез? Ниже я расскажу, почему они являются идеальным примером этого явления.

Итак, почему некоторые ученые настаивают, что вирусы нельзя отнести к живому миру? Насколько я понимаю, это представление развивалось исторически на основании неверной предпосылки о возникновении вирусов.

Когда в середине ХХ века ученые пытались дать определение жизни, мы знали о вирусах еще очень мало, и биологи пришли к договоренности о том, что минимальным требованием к признанию организма живым должно являться наличие клеточной мембраны, внутри которой содержатся энзимные и биохимические средства для обмена веществ. Мне кажется, что создатели этого определения специально приложили усилия, чтобы исключить вирусы из понятия живого. Почему существо, имеющее клеточную мембрану, считается живым, а существо с вирусной оболочкой — нет? Что касается требования о наличии внутреннего обмена веществ, то на это способно лишь небольшое количество так называемых автотрофных бактерий. Выживание всех прочих форм жизни, включая нас самих, зависит от основных аминокислот, жирных кислот и витаминов, которые они получают из других организмов. Некоторые ученые считают, что вирусы следует исключить из мира живого из-за их паразитической природы, но ведь и многие виды бактерий также являются облигатными паразитами.

ВИЧ-1, основной возбудитель заболевания, часто распространяется при незащищенном половом контакте (вагинальном, анальном или оральном). Вирус проникает в организм человека через ткани слизистых. Он также может напрямую попасть в кровь, если зараженный и здоровый человек воспользуются одним и тем же оборудованием для инъекций, и передаться от матери ребенку во время беременности, родов и кормления грудью. Даже на этом эпидемическом этапе, когда вирус действует как эгоистичный генетический паразит, уже можно говорить о начале симбиотической эволюции. Международные исследования показали, что скорость прогрессирования болезни у зараженных людей зависит от подтипа гена человека, известного под названием HLA­B. Это один из генов, определяющих характер иммунного ответа при трансплантации органов. Распределение подтипов HLA­B по человеческой популяции влияет на эволюцию вируса, а сам вирус за счет летальности некоторых подвидов одинаковых подтипов генов изменяет генофонд человечества.




Точно так же, как колибри и цветы, люди и вирусы влияют на эволюцию друг друга. Именно такого паттерна можно ожидать от симбиотического эволюционного развития.

Это не означает, что вирус одновременно не развивается самостоятельно или того же не происходит с человечеством. В то же время естественный отбор начинает влиять не только на людей и вирусы по отдельности, но и на симбиоз в целом. Вирусологи называют этот паттерн паразитического взаимодействия коэволюцией. С симбиологической точки зрения мы наблюдаем, как союз, начавшийся с паразитизма, со временем может превратиться во взаимовыгодное сотрудничество.

Вирус ВИЧ-1 выборочно поражает иммунные клетки — лимфоциты, носящие название CD+T-хелперы. Мембраны этих клеток содержат важный иммуноглобулин CD4, который способствует слиянию клетки и вирусной оболочки. Так, вирусный геном проникает в ядро, где собственный энзим вируса, называемый обратной транскриптазой, превращает РНК-геном вируса в его ДНК-эквивалент, а затем с помощью энзима интегразы интегрирует его в геном ядра. Это удивительное влияние геномов вируса и носителя является важным шагом. После него вирус может отдать геному носителя команду производить дочерние вирусы, которые будут распространяться на другие клетки и повторять тот же процесс. Таким образом вирус будет постепенно двигаться по крови и тканям зараженного человека.

Обратите внимание на то, какую большую роль в атаке на иммунную систему носителя играет оболочка вируса, как вирус находит свою цель и как сливается с мембраной выбранной клетки, чтобы захватить ее. По мере распространения вирус снова и снова будет использовать свою оболочку, чтобы избежать противодействия иммунной системы, при этом захватывая и убивая все больше и больше клеток с CD4. По мере развития болезни вирус достигнет такой стадии, на которой в организме каждый день будут производиться миллиарды его дочерних копий. При этом они будут мутировать с огромной скоростью. Именно из-за этого быстрого распространения и стремительной мутационной эволюции вируса в организме зараженного человека с ним так сложно справиться без медицинского вмешательства. Во время фазы роста вирус проникает в половые органы, семенники и яичники, а также в железы человеческого организма, делая заразными семенную жидкость, вагинальные выделения и слюну человека для максимального распространения между носителями.

Точно так же, как ретровирус вводит свой геном в клетки CD4, многие ретровирусы поступают с зародышевыми клетками своих носителей, то есть со сперматозоидами и яйцеклетками. Это можно наблюдать на примере эпидемии ретровируса, поразившей коал в восточной части Австралии примерно 100 лет назад. Эта острая инфекция показывает нам, какой ужасной силой может обладать вирус, передающийся половым путем. Вирусологи подтверждают, что заражены уже все животные на севере страны, и эпидемия движется на юг. Со временем все коалы, кроме островных популяций, окажутся зараженными этим вирусом. Из-за вируса у животных развивается лейкемия и лимфосаркома, и уровень смертности очень велик. Изначально биологи беспокоились, что из-за эпидемии австралийским коалам может грозить вымирание, но, судя по всему, этого не произойдет. Ретровирус уже воздействует на половые клетки коал, так что в хромосомах этих животных уже присутствует от 40 до 50 вирусных локусов, которые они передадут потомкам. Так как голобионтический геномный союз имеет место в рамках ядерного, а не митохондриального генома, вставки ретровируса в геном коалы будут наследоваться в соответствии с классическими законами Менделя.

На сегодня вирус ВИЧ-1 еще не проник в половые клетки человека. Некоторые вирусологи полагают, что это невозможно, потому что ВИЧ принадлежит к подгруппе ретровирусов, называемых лентивирусами, которые не проходят процесс эндогенеза. Однако недавно лентивирусы были обнаружены в половых клетках европейских кроликов и мадагаскарских лемуров, которые, как и мы, являются приматами. Станет ли ВИЧ когда-нибудь частью нашего организма — неизвестно. Мы знаем, что множество ретровирусов попадали в зародышевые линии человека и его предков и влияли на эволюцию нашего генома, поэтому около 9% его на сегодня состоит из ретровирусной ДНК. Ретровирусы, способные захватывать геном своего млекопитающего хозяина, называются эндогенными ретровирусами, или ЭРВ (ERV), в то время как разнообразные инфицирующие ретровирусы носят название экзогенных. Эндогенные ретровирусы человека обозначаются аббревиатурой ЭРВЧ (HERV). Она объединяет от 30 до 50 семейств вирусов, которые в свою очередь подразделяются на более чем 200 групп и подгрупп. Последние из этих эволюционных линий, попавшие в геном предков человека, называются HERV­K, десять их подтипов являются исключительно человеческими.

Каждое семейство и подсемейство ЭРВЧ было приобретено нами в ходе отдельного процесса геномной колонизации, вторжения, произошедшего во время поразившей наших предков ретровирусной эпидемии. Учитывая, что мы видим сегодня на примере СПИДа и эпидемии коал, можно представить довольно мрачную картину выживания раннего человечества между волнами заболеваний. Когда две группы ученых восстановили первоначальный геном последнего ретровируса, обосновавшегося в человеческом организме, они обнаружили, что им был крайне заразный экзогенный ретровирус, обладающий патогенным потенциалом в тканевых культурах. Приятно понимать, что мы являемся наследниками победителей. Но сегодня нам следует учитывать последствия воздействия ретровирусов, которые все еще продолжают проникать в развивающийся человеческий геном.

Когда ретровирус захватывает половую клетку, он действует как паразит, и геном носителя начинает борьбу против его нападения. Эта борьба продолжается даже в том случае, если защитникам приходится то и дело менять оружие, когда вирусный геном уже колонизировал зародышевую линию и создал вирусные локусы в хромосомах. Антитела уже не будут эффективны против такого генома, поэтому в дело вступят другие приемы деактивации вирусных локусов, например эпигенетическое глушение, о котором я расскажу подробнее в следующей главе. Но такие эпигенетические меры, как метилирование вирусных локусов, не являются окончательным решением для подавления патогенного вируса. Для постоянного глушения потребуются мутации — либо наносящие вред вирусным генам и регуляторным регионам, либо вводящие нежелательные генетические последовательности в вирусный геном. В то же время постоянное присутствие вирусного генома в зародышевой линии носителя, зачастую в виде множества копий, распределенных по хромосомам, вводит новые возможности для симбиотического генетического взаимодействия между двумя разными геномами. С течением времени количество таких возможностей возрастает.

Разделы: Биология

  1. Познакомить учащихся с неклеточными формами жизни.
  2. Сформировать у учащихся представление о внутриклеточных паразитах, механизмах проникновения и воздействия вирусов на клетку хозяина
  3. Профилактика и меры борьбы с вирусами, вызывающими болезни растений, животных, человека.

Правильно ли будет сказать, что все живое имеет клеточное строение? (нет)

Есть живые организмы, которые не имеют клеточного строения- это вирусы. Часто у вирусов годами нельзя обнаружить никаких признаков жизни. Они возникают тогда, когда вирус попадает в достаточно восприимчивую клетку и заражает её. Сегодня мы изучаем тему: (запись темы)

  1. Выступает ученик 10 А класса Никитенко Кирилл. Он расскажет об истории открытия вирусов.

Выступление 5 минут.

Учитель: Прослушав выступление об истории открытия вируса, ответьте на вопрос: когда и кем был открыт вирус?

Работа в тетради: вирусы открыты в 1892г. Ивановским Д.И., который стал основателем биологической дисциплины- вирусологии.

Вирусы- неклеточные формы жизни. Они являются паразитами, могут функционировать только внутри одно- или многоклеточных организмов. Их невозможно, в отличии от клеток выращивать на искусственных питательных средах, вирусы имеют чрезвычайно малые размеры, проходят через бактериофильтры.

Капсид- белковая оболочка вируса.

Каждый вирус является частичный ДНК или РНК, заключенный в белковую оболочку капсид.

На доске вывешана таблица о вирусах.

  1. Проникновение вируса в клетку предшествует связывание его с особым белком-рецептором, находящемся на поверхности клетки.
  2. Собственно размножение вируса выражается в редупликации вирусного генома с помощью соответствующих ферментов, закодированных в геноме вируса.
  3. Синтез вирусных белков и самосборка капсида.
  4. Вновь образовавшиеся вирусные частицы покидают клетку, при этом поражают другие клетки.

Демонстрация таблицы: типы вирусной инфекции.

  1. Выступление учащихся о вирусных заболеваниях. Выступления по 5 минут.
  1. Корь- выступает 1 ученик.
  2. Краснуха- выступает 2 ученик.
  3. Оспа- выступает 3 ученик.
  4. Бешенство- выступает 4 ученик
  5. Энцефалит- выступает 5 ученик.
  6. СПИД- выступает 6 ученик.

Демонстрация таблицы №2.

Для получения информации о вирусных заболеваниях, учащиеся использовали дополнительную литературу (медицинская энциклопедия, справочники врача).

  1. Итоги урока: выставляются отметки выступающим и художнику.

Тестовые задания собираются для проверки.

  1. Стихотворение о вирусах и тайнах третьего царства. Читают два ученика.

Стихотворение о вирусах или тайны третьего царства:

Когда-то, миллионы лет назад,
На нашей замечательной планете
Возникла жизнь, и начался парад
Невиданных существ на этом свете.
Бактерии, простейшие, грибы,
Не счесть червей, и так от века к веку
Жизнь становилась гуще и сложней
И, наконец, дошла до человека.
Все хорошо! Но, видимо, Природа
Иль просчиталась где, иль что недоучла,
Но в этой распрекрасной бочке меда
И ложку дегтя нам преподнесла!
Иль существа, а может, вещества
Об этом долгий спор не утихает,
Но вирусы- и все об этом знают
Среди других живут и процветают
Печальная реальность такова!
Грозит нам СПИД- себя как уберечь?!
И птичий грипп откуда-то вдруг взялся!
Как сделать, чтобы затупился меч,
А щит непробиваемым остался!
Оглянемся назад!
Природа словно в прятки
Играет с человеческой судьбой
И любит нам загадывать загадки
Одну сложней загадку за другой!
Как будто бы на прочность испытанье
Проходит у Природы род людской,
И рассыпает щедрою рукой
Она на человечество страданья.
И наблюдает, не спуская глаз,
А выживет ли он на этот раз?!
Но выжил, победил чуму и оспу,
Холеру и дифтерию победил,
И жизни нить достойно утвердил,
Хоть было это и совсем, совсем не просто!
Столетьями, приумножая знанья,
От века к веку становясь мудрей,
Поднялся человек до пониманья,
Предназначенья миссии своей.
Она проста! Мы жить с Природой в мире
Обязаны, ее не покорять,
А лишь познаний горизонты шире
В сотрудничестве с нею раздвигать!
Перед нами нынче XXI век,
Свои проблемы и свои невзгоды.
Пусть будет мудр и славен человек
Разумное творение Природы!

  1. Задание на дом §20.

Задание: из перечня 1- 17 выберите правильные ответы на вопросы и зашифруйте их:

  1. Алкоголизм
  2. Бешенство.
  3. Малярия.
  4. Ангина.
  5. Грипп.
  6. Туберкулез.
  7. Скарлатина.
  8. Наркомания.
  9. Фагоцитоз.
  10. СПИД.
  11. Сифилис.
  12. Рак печени
  13. Чума.
  14. Энцефалит.
  15. Прививки.
  16. Образование антител
  17. Иммунитет.

  1. Какие болезни заразны и вызываются вирусами ?
  2. Какие болезни заразны и вызываются бактериями или одноклеточными животными ?
  3. Какие болезни неизлечимы?
  4. Вирусы какой болезни передаются через кровь матери?
  5. Какие инфекционные болезни передаются через половой контакт?
  6. Какая смертельно опасная болезнь не передается через бытовые приборы и кожу?
  7. Какие инфекции передаются через животных?
  8. Какие опасные болезни возникают под влиянием алкоголя и наркотиков?
  9. Какие болезни опасны не только для самого больного . но и для общества?
  10. Способ создания искусственного иммунитета?
  11. Заболевания, приводящие к полному разрушению иммунной системы в организме?

VIII - 1, 8, 10, 11

Таблица №2. СПИД. Его не видно, но он рядом.

Что такое ВИЧ и СПИД? ВИЧ- вирус иммунодефицита человека. Он разрушает защитную (иммунную) систему, делает человека неспособным сопротивляться инфекции.

СПИД (синдром приобретенного иммунодефицита)- вирусное инфекционное заболевание, вызываемое ВИЧ-инфекцией. Заразившийся человек (носитель ВИЧ) не сразу заболевает СПИДом, в течении 10 лет выглядит и чувствует себя здоровым, но неумышленно может распространять инфекцию. СПИД быстрее развивается у тех носителей ВИЧ, чье здоровье ослаблено курением, алкоголем, наркотиками, стрессами и плохим питанием. Как можно обнаружить ВИЧ? Существует тест на антитела к ВИЧ. По наличию антител в крови, взятой из вены, устанавливается, имелся ли контакт с вирусом или нет.

Следует иметь в виду, что от момента заражения до реакции организма может пройти несколько месяцев (анализ будет отрицательным, но инфицированный человек уже может передавать ВИЧ другим). Где можно пройти тест? -В любом СПИД-центре вашего района.

-В специальных кабинетах анонимного обследования, где каждый может пройти тест и получить результат анонимно. Как происходит заражение ВИЧ? Вирус передается только через определенные жидкости организма. Это:

То есть, вирус может передаваться только:

-При любом проникающем сексуальном контакте без презерватива;

-При прямом попадании крови через ранки, язвочки, слизистые оболочки;

-При использовании нестерильных шприцев как в медицинских целях, так и для введения наркотиков;

-От матери к ребенку во время беременности, родов или кормлении грудью. ВИЧ не передается -При бытовых контактах (поцелуях, рукопожатиях, объятиях, пользовании общей посудой, бассейном, туалетом, постелью);

-Через укусы насекомых и животных;

-При заборе донорской крови, так как при этом используются одноразовые инструменты, шприцы и иглы. Если вы узнали, что заражены ВИЧ -Подумайте, какую вы несете ответственность за то, чтобы не подвергать риску заражения других;

-Подготовьтесь к тому, что некоторые люди, узнав о вашем диагнозе, могут отказаться от общения с вами;

-Примите себя таким, какой вы есть. Помните, что через год ваше здоровье будет таким же, как и сейчас, а что будет через 7-10 лет зависит от вас.

-Узнайте о своих правах и обязанностях. ПОМНИТЕ! -На сегодняшний день не существует эффективной вакцины и неизвестно ни одного способа излечения от СПИДа.

-Любой человек уязвим для ВИЧ. Отсутствие навыков безопасного полового поведения, а так же использование общих инструментов для введения лекарств, наркотиков, татуирования и пирсинга подвергают вас большому риску инфицирования ВИЧ.

Презентация была опубликована 5 лет назад пользователемБогдан Репнин

2 Задачи урока: Сформировать знания о специфической форме жизни – вирусах и их особой группе – бактериофагах, об особенностях строения, размножения этих форм жизни, их научном и практическом значении. Сформировать знания о специфической форме жизни – вирусах и их особой группе – бактериофагах, об особенностях строения, размножения этих форм жизни, их научном и практическом значении. Знакомство с основными понятиями ВИЧ- инфекции. Знакомство с основными понятиями ВИЧ- инфекции.

3 Этапы урока Изучение нового материала Изучение нового материала 1. Рассказ учителя или фрагмент лекции об открытии вирусов, об особенностях строения и свойствах вирусных частиц. 2. Беседа о размножении вирусов с самостоятельной работой учащихся.Вирусные заболевания. 3. Рассказ учителя об особой группе вирусов, поражающей клетки бактерий- о бактериофагах. Итоговая беседа об эволюционном происхождении, научном и практическом значении вирусов.

4 Вирусы – неклеточные формы жизни (облигатные паразиты, т.е. могут функционировать только внутри одно- и многоклеточного организма).

5 Различные представители вирусных частиц Вирус Гриппа Вирус Гриппа Вирус иммунодефицита человека(HTLV-3) Вирус иммунодефицита человека(HTLV-3)

6 Вирус Гепатита Вирус Гепатита Вирус Герпеса Вирус Герпеса

7 Вирусы открыты в 1892 году (вирус табачной мозаики) Д.И.Ивановским – Д.И.Ивановским –основателемвирусологии.

8 Название Вирус Название Вирус (от лат. Virus – яд) было предложено голландским ботаником Мартином Бейеринком в 1895 году, изучавшим болезни растений, вызываемые вирусами.

9 Строение вирусов Вирусные частицы ( вирионы) – Вирусные частицы ( вирионы) – симметричные структуры ( нм), построенные из повторяющихся элементов. Вирус является частицей нуклеиновой Вирус является частицей нуклеиновой кислоты (ДНК или РНК) – генетический материал (геном), заключенной в белковую оболочку (капсид). Капсид защищает геном вируса от действия Капсид защищает геном вируса от действия нуклеаз – ферментов, разрушающих НК и от УФ-излучения. У некоторых вирусов (герпеса, гриппа) есть У некоторых вирусов (герпеса, гриппа) есть дополнительная липопротеидная оболочка, возникшая из плазматической мембраны клетки – хозяина.

10 Свойства вирусов Живых организмов Неживой природы - размножаются - не питаются - обладают - не растут наследственностью - не выделяют наследственностью - не выделяют и изменчивостью энергию и изменчивостью энергию (ДНК, РНК) - существуют (ДНК, РНК) - существуют в виде в виде кристаллов кристаллов

11 Цикл развития вирусов Цикл развития вирусов Вирус связывается с поверхностью клетки – хозяина и проникает внутрь. Вирусное ДНК (РНК) взаимодействует с хозяйским генетическим аппаратом, так что клетка начинает синтезировать специфические белки, закодированные в вирусной ДНК (РНК) и в цитоплазме клетки начинается сборка новых вирусных частиц.

12 Вирусы и болезни Вирусы и болезни Поскольку вирусы являются облигатными Поскольку вирусы являются облигатными паразитами, они неизбежно наносят вред клетке-хозяину, вызывая ряд серьезных заболеваний.

13 Вирусные заболевания Вирусные заболевания Человек Растения Животные Человек Растения Животные - грипп - мозаичная болезнь - ящур - грипп - мозаичная болезнь - ящур - корь табака, томатов - чума - корь табака, томатов - чума - оспа - карликовость - анемия - оспа - карликовость - анемия - свинка - скручивание листьев лошадей - свинка - скручивание листьев лошадей - полиомиелит - полиомиелит - бешенство - бешенство - СПИД - СПИД - энцефалит - энцефалит

14 Вирусные заболевания человека Вирусные заболевания человека ЗаболеваниеВозбудитель Проявление Грипп Миксовирус Симптомы простуды, затруднение дыхания Оспа Вирус натуральной оспы Воспаление дыхательных путей, кожи Корь Парамиксовирус ( вирус рубелла) Увеличение лимфотических узлов, органов дыхания, кожи Краснуха Вирус краснухи Увеличение лимфотических узлов, органов дыхания, кожи, глаз Свинка ( эпидемический паротит)Парамиксовирус Воспаление дыхательных путей, слюнных желез, семенников. Бешенство Вирус бешенства Гипервозбудимость, водобоязнь, смерть Полиомиелит Пикорновирус Воспаление глотки, кишечника, паралич

15 Бактериофаги Бактериофаги(фаги) -это вирус поражающий клетки бактерий. Модель бактериофага

16 Схема размножения бактериофагов

17 Путь проникновения бактериофага в клетку бактерий -Бактериофаги вводят полый стержень в клетку бактерии и выталкивают через него ДНК(РНК). -Геном (ДНК/РНК) попадает в цитоплазму,а капсид остается снаружи. -В цитоплазме клетки бактерии начинается репликация генетического материала фага, синтез белков, построение капсида и сборка новых фагов. -Через 30 мин. клетка гибнет, а зрелые фаговые частицы (

200) выходят в окружающую среду, способные заражать другие бактериальные клетки.

21 Уровень А(репродуктивный) 1. Вирусы - это: 1. Вирусы - это: А) клеточные структуры; А) клеточные структуры; Б) неклеточные формы жизни. Б) неклеточные формы жизни. 2. Вирусы, как облигатные паразиты функционируют: 2. Вирусы, как облигатные паразиты функционируют: А) вне клеточного организма; А) вне клеточного организма; Б) внутри одно- многоклеточного организма. Б) внутри одно- многоклеточного организма. 3. Основатель вирусологии: 3. Основатель вирусологии: А) И.И. Мечников; А) И.И. Мечников; Б) Д.И. Ивановский; Б) Д.И. Ивановский; В) А.И. Опарин. В) А.И. Опарин. 4. В состав вирусов входят: 4. В состав вирусов входят: А) нуклеиновые кислоты, гликопротеиды; А) нуклеиновые кислоты, гликопротеиды; Б) нуклеиновые кислоты, белки, липопротеиды; Б) нуклеиновые кислоты, белки, липопротеиды; В) нуклеиновые кислоты, белки. В) нуклеиновые кислоты, белки. 5. ВИЧ- как вирус иммунодефицита человека поражает: 5. ВИЧ- как вирус иммунодефицита человека поражает: А) органы пищеварения; А) органы пищеварения; Б) опорно - двигательный аппарат; Б) опорно - двигательный аппарат; В) иммунную систему человека,связанную с Т- лимфоцитами крови, обеспечивающими клеточный и гуморальный иммунитет. В) иммунную систему человека,связанную с Т- лимфоцитами крови, обеспечивающими клеточный и гуморальный иммунитет.

22 Уровень В(конструктивный) 1(6) Приведите анализ строения вирусов. Какими отличительными особенностями обладают вирусы по отношению к другим организмам. 1(6) Приведите анализ строения вирусов. Какими отличительными особенностями обладают вирусы по отношению к другим организмам. 2(7) Какими свойствами обладают вирусы? Приведите примеры. 2(7) Какими свойствами обладают вирусы? Приведите примеры. 3(8) Как размножаются вирусы, каковы особенности этого процесса? 3(8) Как размножаются вирусы, каковы особенности этого процесса? 4(9) Назовите вирусные заболевания человека, укажите возбудителя и признаки проявления болезни. 4(9) Назовите вирусные заболевания человека, укажите возбудителя и признаки проявления болезни. 5(10) Чем определяется разнообразие форм вирусных частиц? Приведите примеры. 5(10) Чем определяется разнообразие форм вирусных частиц? Приведите примеры. 6(11) Что такое СПИД? Назовите возбудителя болезни, укажите меры профилактики. 6(11) Что такое СПИД? Назовите возбудителя болезни, укажите меры профилактики. 7(12) Назовите пути передачи ВИЧ- инфекции. Приведите примеры. 7(12) Назовите пути передачи ВИЧ- инфекции. Приведите примеры. 8(13) Какие вирусы называются бактериофагами? Приведите примеры. 8(13) Какие вирусы называются бактериофагами? Приведите примеры. 9(14) Объясните строение бактериофага. Сделать рисунок, подписать части. 9(14) Объясните строение бактериофага. Сделать рисунок, подписать части. 10(15) Укажите пути проникновения бактериофагов в клетку бактерий. 10(15) Укажите пути проникновения бактериофагов в клетку бактерий.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции